Обзор игры company of heroes 2. На Восточном фронте без перемен

Как вы уже наверно слышали от некоторых источников, во время Второй мировой войны на западном фронте Германии было довольно шумно, однако на восточном фронте дела обстояли гораздо серьезней. Во всяком случае, именно эту мысль постарается донести до вас Company of Heroes 2, заручившись поддержкой нового роскошного движка и довольно броской презентации конфликта. Но значит ли это, что долгожданное продолжение добавит в игру нечто большее, чем глубокие сугробы и остервенелая милитари-суматоха? Чтобы выяснить это, я надел валенки, завернулся в телогрейку и отправился на войну.

В течение первого часа Company of Heroes 2 яростно гремит звуковыми эффектами и грозится убить любой намек на стратегию. Чистая ярость и ни капли размышлений – среди прочих громогласных RTS она чувствует себя довольно комфортно. Непрерывный «клик-клик» мышкой заглушается смертоносным ревом пулеметов, а случайный скрип мозговой извилины тут же тонет в оглушающих звуках безудержного насилия – мясорубка на восточном фронте не останавливается ни на минуту.

Впрочем, учитывая сеттинг, наличие в игре постоянного шквала всевозможных звуков вполне оправданно. Число людей, погибших по обе стороны конфликта, поистине ужасает, и очаги столкновений на каждой карте быстро устилаются ковром из мертвых тел и дымящихся остовов машин. Среди груд погибших и раненых очень трудно разглядеть ту самую группу героев, которая вынесена в заглавие игры, однако кат-сцены, отражающие весь ужас и чувство вины выживших в этой бойне, вряд ли оставят кого-то равнодушным. Впрочем, визуальное великолепие битвы и мощь игрового движка могут сделать войну одним из средств для проведения досуга – игроки наверняка будут вглядываться в экран, словно псы, заглядывающие в окно на разделочную доску мясника. Но это довольно грязное зрелище. Стоит приблизить камеру поближе и весь ужас творящихся событий становится как на ладони – взрывы делают из солдат настоящее месиво. Они ползают, шатаются и бьются в ужасной агонии.

Многие карты кампании теснятся от непрерывного потока союзников и врагов, над головами которых визжат самолеты и минометные снаряды, и каждое происходящее на периферии сражение вносит свой личный вклад в ощущение того, что это по-настоящему большой конфликт. Чувство вовлечения в перестрелку или оборонительные действия, которые являются лишь частью чего-то необъятного – пожалуй, самое убедительное из всех, что мне доводилось испытывать. Иной раз это даже отвлекает. Временами кампания Company of Heroes 2 так рвется показать масштаб и отдельные кусочки войны, что игроку ничего не остается, как взять на себя роль наблюдателя, следуя за случайным указателем и громким приказам командира, который время от времени велит подобрать и использовать то или иное оборудование.

А теперь соберите все это вместе и постарайтесь понять мои первые впечатления – они были не очень приятными. Следуя за очередной стрелкой к очередной цели и осознав, в который уже раз, что мне не угрожает никакой опасности, т.к. подкрепления будут прибывать снова и снова, я тут же написал на клочке бумаге: «Call of Duty RTS». Просто больше людей в мясорубку и плевать на последствия.

Меню лишь усугубляет положение. Знаете, я размышлял, стоит ли писать короткий параграф об этом треклятом меню. Но вот он я, глядите, пишу параграф. Меню рекламирует свои (косметические) товары, события с двойным опытом и возможность вещать бой на всю киберспортивную и не только округу, из-за чего здорово смахивает, скорее, на цифровую витрину, чем на игру. Оно шумит, гремит и хочет, чтобы я загрузил свои победы и поражения, или нарисовал танк, или предзаказал какую-то штуковину, или черт знает что еще. Мне казалось, будто оно кричит на меня.

Кроме того, есть еще DLC и XP-прибамбасы, но они не прибавляют игре особого блеска. Я решил ничего не покупать, но разблокировал некоторые декорации и способности юнитов, чтобы использовать их во время кампании или против AI в режиме Theatre of War («Театр войны»). Как и в случае со скрипом мозговых извилин, этот режим очень просто не заметить посреди шума и гама, который творится в игровом меню. Если сравнивать Theatre of War с синглплеером, кооперативом и соревновательными сценариями, то это – это настоящая жемчужина. Выберите битву, сторону (Советский Союз или Германию), создайте карту и в бой. Это гораздо более прямолинейная RTS-модель, где события, как и в оригинальной игре, набирают обороты постепенно, а дополнения просто выше всяких похвал. Так и хочется сказать, что Theatre of War удалось избежать мясорубочных злоупотреблений кампании, но это будет не совсем правда. События в «Театре войны» обостряются с каждой минутой – все начинается со строительства базы, которое заметно гибче, чем в COH 1, и со временем превращается в миниатюрную гонку вооружений. Вы атакуете танками, а я ставлю мины и тем самым вынуждаю вас съехать на лед или разрываю к чертовой матери ваши гусеницы. Вы бросаетесь на меня с пехотой, а я поджидаю вас готовыми к бою пулеметными гнездами.

В целом ритм игры передан очень хорошо – есть простор как для действия, так и для полета мысли, но при этом игра не страдает от недостатка напряжения. Даже против AI, в сражениях с которым я провел большую часть игрового времени, самый идеальный ход состоит в том, чтобы прочитать на поле боя как можно больше действий противника. Зачастую невозможно предугадать лучшую стратегию, будь то выбор перков в дереве развития конструкций/техники или маршрут через карту, не попытавшись хотя бы чуть-чуть предугадать, откуда последует новая атака и какую она примет форму. На одном уровне война смахивает на перетягивание каната, этакое «взад-вперед» противостояние за контроль над ресурсами и пропускными пунктами, на другом похожа в игру с потрясающим набором интерактивных солдатиков. Мечта любого мальчишки.

Большую часть тактической привлекательности игры составляет простота перемещения юнитов. Да, иногда вверенные вам солдаты устраивают странную неразбериху вокруг укрытия, но зачастую четко следуют вашим указаниям – приседают на корточки под огнем, пока враг пытается обойти их с фланга, или задействуют более тяжелое вооружение. Блестяще! Это значит, что со временем союзные юниты и вовсе не потребуют действий игрока – только во время ходов и атак противника. Впрочем, это только в том случае, если в игру не вмешается погода, т.к. неподвижность может обернуться смертью.

Во время метели мобильность и видимость снижаются, а машинисты просто обязаны открыть огонь, чтобы другие солдаты остались живы. Погодные условия плюс то, что танк или боец могут провалиться под лед, может статься, не смахивают на большое дополнение, но реализованы на твердую пятерку. Настолько, что мне казалось, будто я сам чувствую тот холод, который пробирает до костей моих солдат, бредущих сквозь вьюгу – покрытые снегом карты очень сильно повлияли на тактику. В игре, которая во многом зависит от своего ритма, изменение скорости юнита, а также необходимость реагировать на изменение подходов к позиционированию и строительству влияют на итоговую стратегию очень и очень сильно.

Кампания рассказывает свою историю довольно неплохо, но все равно оставляет неприятный осадок. Иронично, но отчасти именно потому, что рассказывает историю. К вашим услугам и превосходные визуальные эффекты, и динамичная борьба за территорию, и смена времен года, а на последних этапах вам и вовсе дают поучаствовать в затяжных и умопомрачительных сражениях, поэтому было бы совсем здорово, будь кампания не исторической. А в мультиплеере и против впечатляющего (и в конце концов предсказуемого) AI технические улучшения вроде усовершенствованного способа вычисления угла обзора и развитой способности изничтожать окружающий ландшафт позволяют изобретать альтернативные тактики.

Засады – это самая эффективный способ ведения боя, особенно когда ваши войска сталкиваются с техникой. Получая повреждения, она тут же реагирует самым замечательным образом: прекращает работать и реалистично трясется по всем законам физики. Кроме того, Советский Союз – это настоящий чемпион по реквизиции брошенной техники и оружия, что создает некоторое напряжение при развертке юнитов. Выступая против кинжала (ружья) с ружьем (танком) наперевес, будьте готовы к тому, что ваша же вундервафля повернется дулом против вас.

RTS-игры, как правило, начинают нагнетать напряжение сразу после того, как загрузится карта – как будто вы попали в уплотнитель отходов, который сжимается с каждой минутой – но Company of Heroes больше похожа на фехтование или шахматы, чем на жим лежа. И именно поэтому этот долгожданный сиквел, даже в условиях того, что не сразу понимаешь его настоящую изюминку, можно считать настоящим успехом. Да, тут почти все осталось по-прежнему, но COH все так же чувствуется совершенно не похожей на другие RTS. Я бы хотел, чтобы эта игра больше сосредоточилась на отдельных индивидуумах – в моем воображении, как это часто бывает, возникают эдакие Men of War – но у COH 2 свой подход, благодаря которому удалось совместить мелкомасштабное тактическое позиционирование с широкими стратегическим ходами и решениями.

Я подозреваю, что некоторых отпугнет излишняя схожесть новой игры с оригиналом, и будем честны, в ней не чувствуется ни какой-либо свежести, ни темперамента. Однако Company of Heroes с течением времени не утратила своих достоинств и продолжает гордо маршировать в военно-мясорубочном углу просторной и набитой до отказа комнаты, которой является жанр RTS. Новый движок очень впечатляет, но изюминка COH 2 может не выбраться из-под кучи мертвых тел и груды искореженного металла, генерируемых непередаваемым визуальным великолепием – особенно в самые взрывные моменты игры. Впрочем, стоит развеяться дыму и снегу, и какая-то важная составляющая также будет утеряна – добавляя тонкие геймплейные штрихи, технология делает процесс принятия решений более элегантным, чем можно было бы предположить. Company of Heroes 2 – это обманчиво шумная и жестокая игра, которая на самом деле разработана для тех, кто не может похвастаться быстрой реакцией, но призывает на помощь сообразительность и гибкий ум.

Продрогшие, голодные и верные долгу.

Дата выхода: 25 июня 2013 Издатель: Sega Разработчик: Relic Entertainment Жанры: Кооператив / Мультиплеер / Стратегия Платформы: PC В : 85 место Оценка редакции: 80 %

Стоит играть? (на основе оценок читателей)

Как вам игра? + 3 (4 положительных / 1 отрицательный)

Прославилась во всем мире как самая крутая RTS про Вторую мировую. Сейчас на Западе ее сиквел принимают прохладнее: геймплей, говорят, хорош, но нет заметного прогресса. Зато в России слава гремит: самая антисоветская игра на свете! Плевок в русскую душу! Надругательство над памятью погибших! Рунет пестрит истерическими воплями о том, что канадские фашисты Relic проплачены Госдепом, ненавидят русских и продолжают дело Геббельса. Собраны тысячи подписей под петициями о запрете продаж. Заполошные журналистки в ужасе предрекают, что российские дети будут учить историю по идеологически неверной игре. Это было бы смешно, наверное, если бы не было так грустно.

Так закалялась сталь

Системные требования

Win Vista 32

Dual Core CPU 2.0 GHz

GeForce 8800 GS/Radeon HD 2900

2 GB RAM

11 GB HDD

Рекомендуемые требования

Win 7 64

Quad-Core CPU 2.2GHz

GeForce GTS 450/Radeon 4850 HD

4 GB RAM

11 GB HDD

Хотя у Relic мне всегда больше нравилась серия Dawn of War , я не могу не признать, что была чертовски хороша. Систему укрытий, отработанную в предыдущей игре, разработчики грамотно усложнили, добавив разрушаемость этих самых укрытий. Привычный геймплей сразу обрел дополнительное измерение. Вот отряд засел в здании и бодро шмаляет по пехоте противника, оставаясь практически неуязвимым для ответного огня. А вот по дому удачно жахнули вражеские минометчики, и выгодная огневая точка накрылась вместе с героическим отрядом. А вот наш танк переехал укрепления, где располагались минометчики, и доходчиво объяснил им, что они поступили нехорошо. А вот у неприятельской противотанковой пушки возник контраргумент… И так далее.

Пусть всерьез говорить о реализме происходящего не приходилось, но напряженное жонглирование сильными и слабыми сторонами юнитов все-таки опиралось на настоящие особенности тогдашних войск, а продвинутая физика добавляла процессу невиданной зрелищности. Игра выглядела настоящим блокбастером. Никакие другие стратегии о Второй мировой и рядом не валялись.

Нет, я не забыл про великолепную «В тылу врага», где тоже был крутой движок с разрушаемыми укрытиями, но в этой action-RTS было куда больше экшена, чем стратегии. Геймплей тоже требовал хорошо скоординированного микроменеджмента, но стратегическая составляющая у канадцев была представлена в полной мере. Отстройку базы предельно упростили, зато усложнилась система стратегических точек, дающих теперь разные виды ресурсов. Можно было, к примеру, иметь хороший приток топлива, позволяющего строить бронетехнику, но не иметь доступа к боеприпасам, которые нужны для спецспособностей юнитов. Стратегические точки было легко занять и трудно удержать, а одна вовремя захваченная гаубица могла переломить ход сражения. Даже битвы против компьютера были очень динамичными, а уж мультиплеер просто блистал.

Зачем такой подробный рассказ про игру семилетней давности? В сиквеле очень мало что изменилось. Почти все, сказанное про первую Company of Heroes , можно повторить и в адрес второй… но с некоторыми оговорками.

Театр начинается с окопа

Среди новинок — две системы с красивыми названиями TrueSight и ColdTech. Первая подробно моделирует «туман войны» с учетом рельефа местности, показывая игроку только то, что его бойцы могут реально разглядеть с учетом преград в их поле зрения. Вторая отвечает за погодные условия, и, надо сказать, ужасная русская зима удалась куда лучше, чем ужасное советское командование. Зимние карты заставляют серьезно пересмотреть привычные тактические схемы: в глубоком снегу пехота передвигается гораздо медленнее, а во время пурги стремительно замерзает (можно отогреваться у костров и укрываться в зданиях). Отдельное развлечение — подорвать лед под вражеским танком. Грамотным минированием порой удается разом лишить противника целого отряда бронетехники — ни с чем не сравнимое удовольствие.

Сюжетная кампания, вызвавшая столько шума, состоит всего-навсего из 14 миссий, почти половина из которых фактически служит туториалом. Там есть занятные в геймплейном плане эпизоды, но дизайнеры слишком часто грешат роялями в кустах вроде внезапно возникающих танковых батальонов, а баланс сложности портит поток бесплатных призывников. Куда интереснее «Театр военных действий» — режим, объединяющий традиционный скирмиш, кооп-миссии и специальные соло-челленджи. Вот здесь дизайнеры расстарались: во-первых, можно играть и за русских, и за немцев; во-вторых, уровень сложности заметно выше и «честнее»; в-третьих, задания значительно разнообразнее — от напоминающих ту же «В тылу врага» диверсионных вылазок до масштабных мясорубок оборонного или наступательного толка.

Но — сырой баланс, довольно скромно эволюционировавший движок, и пожалуй, главное— густые заросли клюквы, украшающие сюжетную кампанию.

Не умеешь — не берись

Проблема даже не в том, что Relic осмелилась изобразить в своей игре какие-то постыдные для российской истории явления. Антисоветская точка зрения имеет такое же право на существование, как и просоветская, и нет ничего неожиданного в том, что канадцы опирались на труды диссидента Василия Гроссмана, а не сталиниста Ивана Стаднюка. В конце концов, хоть это и выглядело совершенно иначе, но заградительные отряды действительно существовали, тактика выжженной земли действительно применялась, человеческие потери действительно были огромны и далеко не всегда оправданы.

Нет, реальная проблема не в том, что они изобразили, а в том, как . Relic взялась за постановку со своим фирменным вархаммеровским «изяществом», только вместо романтической брутальности WH40k здесь голливудские штампы о «русских иванах». Неуклюжая претензия на военную драму выглядит отвратно: дешевые катсцены на движке, отчаянно переигрывающие актеры с ненатуральным акцентом (в русской версии не лучше). Полковник НКВД, который натужно упорствует в своей бесчеловечности и превращается в опереточного злодея. Карикатурные бойцы Красной армии, не выражающие ничего, кроме одномерного патриотизма. Такие же комиксные фашисты. Нет, определенно не стоило браться за столь сложную тему, обладая столь скромными режиссерскими талантами.

Конспирологические бредни в сторону: дело, разумеется, не в том, что видеоигровым разработчикам зачем-то понадобилось чего-то там очернять и что-то там пропагандировать. Relic просто вульгарно шокирует свою (западную) аудиторию — мол, сейчас мы вам покажем такую жестяную жесть, в сравнении с которой растиражированная высадка союзных войск в Нормандии покажется детской забавой. Ужасный Восточный фронт! Ужасное советское командование! Ужасная русская зима! Quite shocking, eh? Представьте, что Уве Болл взялся бы снимать кино по мотивам «Войны и мира».

***

У Company of Heroes 2 есть крепкое геймплейное ядро, унаследованное от оригинала, по-прежнему достойное всяческих похвал. В то же время хвалить игру за достижения семилетней давности как-то странно. Да и эффект новизны уже не тот; разрушаемостью укрытий сегодня никого не удивишь. Собственные же заслуги сиквела довольно скромны и в основном касаются простых и ожидаемых технических улучшений, которые никак не затронули, например, ИИ юнитов (они все такие же беспечные и туго соображающие) или интерфейс (он все так же закрывает пол-экрана). Ну, и плюс — точнее, минус — сюжетная кампания, неоднозначная с исторической точки зрения и однозначно бездарная с точки зрения драматической. В сухом остатке только удачный «Театр военных действий» и как всегда увлекательный мультиплеер.

Стоит ли это своих денег? Ну, на оскудевшем рынке RTS — возможно, стоит. Однако мне грустно наблюдать такие консервативные сиквелы у столь прогрессивных некогда игр. Я и по поводу обновленной не разделяю восторгов, а Company of Heroes 2 выглядит в аналогичной ситуации еще менее выгодно, поскольку ее не отделяет от оригинала такая технологическая пропасть, как в случае с близзардовским хитом. В обоих случаях то, что когда-то было качественным скачком для целого жанра, превратилось в осторожный шаг вперед для отдельной франшизы. Работа, безусловно, качественная, но явно не заслуживающая оваций.

P .S .: Цензура хуже безвкусицы

Когда я заканчивал писать эту рецензию, появилась новость о том, что «1С-СофтКлаб» все-таки остановила торговлю Company of Heroes 2 , пусть и успевшую месяцок повисеть в топе продаж. Чего конкретно добилась возмущенная общественность? Скандального пиара для запретного плода (игра по-прежнему доступна в Steam, не говоря уж про радужный мир торрентов)? Это само собой. Но прецедент весьма показателен на другом уровне: социокультурном. Здесь очень заметно, что наше неразвитое гражданское общество с грехом пополам освоило только одну форму самовыражения — протестную. Никто не выступил с предложением типа «давайте скинемся и профинансируем разработку игры, где все будет как надо». Это требует конструктивного мышления. Мы до такого не доросли.

Способность к протесту — необходимый этап взросления. Важно лишь понимать при этом, что из посыла «мне это не нравится, уберите» ничего не вырастает. Земледелие не сводится к прополке сорняков. Нужно сажать еще что-то помимо врагов народа. Однако наследники СССР хотят стоять в одном ряду с Китаем, Ираном и Северной Кореей, с гордостью отправляя в топку все идеологически неверное. Что тут скажешь? Ура, товарищи.

Ох уж эти стереотипы…

Жанр: RTS
Разработчик: Relic Entertainment
Издатель: Sega
Платформы: PC
Возрастной рейтинг ESRB: Mature (17+)
Сайт игры: companyofheroes.com

За последние годы по проектам, так или иначе обыгрывающим события Второй мировой войны, многие уже успели соскучиться. После нескольких лет «современных боевых действий» даже как-то грустно становится, вспоминая поднадоевшую, казалось бы, Нормандию и штурм Омаха-бич. Причем столько интересных сражений не были раскрыты полностью: тот же Восточный фронт, например, слишком уж часто незаслуженно оставляли без внимания. Впрочем, новое творение Relic Entertainment скорее доказывает, что лучше бы так оно и оставалось.

Ситуацию, которая разворачивается сейчас вокруг Company of Heroes 2 , иначе как абсурдной не назовешь. Весь интернет уже бурлит на тему того, как «подлые канадцы» осквернили нашу с вами историю и облили отдавших свои жизни дедушек и бабушек грязью. И с какой-то стороны они правы: сценарий у игры действительно вышел далеко не самый корректный и правдивый.

Сюжет, который по задумке создателей должен был показать всю правду о героизме Красной Армии, в итоге полностью состоит из дурацких клише и стереотипов. Наши доблестные предки только тем и занимаются, что сжигают дома с мирными жителями, уничтожают целые дружественные отряды да расстреливают собственных сослуживцев за проявление инициативы. Все их успехи, как выяснилось, объясняются исключительно «приказом 227» и суровыми погодными условиями, а солдаты идут в бой лишь потому, что пути назад у них нет – расстреляют. Мол, там, в Нормандии воевали герои, а эти, русские, даже за родных и близких сражаться не могут. Разве что только под страхом смертной казни.

Все эти вещи имели место быть: и ужасные морозы, сильно помешавшие немцам, и НКВД, и расстрелы, и напрасные жертвы, и толпы пушечного мяса, отправленные в бой без оружия. Другое дело, что вся, абсолютно вся кампания только из этого и состоит: в ней не нашлось места ни героизму, ни подвигам, зато весь негатив буквально сконцентрирован и подан слишком уж провокационно. Приемы для этого выбраны несколько избитые. Все эти допросы и воспоминания уже малость поднадоели, особенно когда рассказ ведут дуболомы, вроде главного героя игры. Единственное, что в нем вызывает интерес – это необычное имя (Лев Абрамович Исакович). Да и говорит персонаж убедительно. Только вот у многих его истории вызовут натуральный шок и отвращение.

В тылу врага

Впрочем, за всем этим люди, видимо, совершенно забыли, что – по-прежнему одна из лучших стратегии на планете Земля. И ни исковерканная история, ни обилие клише не мешают ей оставаться блестящей, интереснейшей игрой, которая способна увлечь на долгое время и заставить полюбить жанр даже тех людей, которые его в принципе не переносят.

Сюжетная кампания здесь – это эдакий от мира RTS, только с другого ракурса, с высоты птичьего полета. Нашлось место и потрясающей графике, и постановке, и мрачной атмосфере, а самое главное, куче самых разнообразных ситуаций. Игра пробегается по десяткам реальных сражений: начиная от Сталинграда и заканчивая взятием Рейхстага. И каждая битва – это целый набор интереснейших сценок: то мы штурмуем укрепления врага, то из последних сил отбиваемся от прущих со всех сторон солдат и танков противника, а уже в следующий момент водим от костра к костру свои отряды в надежде, что никто не замерзнет в ночном заснеженном лесу.

Вся эта классическая возня с «размножением» армии и добычей ресурсов здесь пусть и есть, но совершенно не отвлекает от главного – тактики. Ведь именно способность быстро принимать верные решения – вероятно, самое важное качество на поле боя. В большинстве сражений от нас потребуется захватывать и защищать контрольные точки, разбросанные по карте. И делать это нужно быстро.

Просто нахрапом, даже при значительном численном превосходстве, битвы здесь не выигрываются, а один танк без поддержки пехоты – ничто. Как и наоборот. В итоге побеждает тот, кто сможет грамотно воспользоваться имеющимися в распоряжений силами. А главное, вовремя. В самом начале, еще только привыкая к игре, просто не успеваешь реагировать на все выпады врага: наступают они, как правило, с трех направлений, а командование постоянно подкидывает все новые и новые задачки – от захвата отдельных точек до уничтожения транспорта. Делать все это пусть и достаточно сложно, но невероятно интересно, ведь противник то и дело заставляет принимать отчаянные решения и вынуждает мыслить творчески.

Правда, в такие секунды немного удручает линейность, если ее можно таковой назвать. Практически все действия мы выполняем по инструкции: сказали взять эту точку – берем ее. А некоторые моменты и вовсе полностью подчинены скриптам. Так что если не суждено вам удержать высоту, то, как бы вы ни старались, в определенный момент вас просто заставят отступить или задавят бесконечными волнами солдат и техники. Это вовсе не означает, что простора для воображения стало меньше, просто разработчики всячески пытаются не дать игроку заскучать. И у них это отлично выходит, пусть и приходится чем-то жертвовать.

А уж если кого линейная кампания не устраивает, есть тут и «Театр военных действий» – набор самых разных миссий, воссозданных по историческим документам. Здесь вам подкинут задачки куда сложнее и интереснее, что важно – позволят полностью выстраивать стратегию самому и импровизировать на поле боя.

Туман войны

Суровая русская зима, как и обещалось, здесь действительно дает о себе знать: солдатам необходимо греться у костров и прятаться от встречного ветра, чтобы не окоченеть, возможность сломать на реке лед под врагом пришлась как нельзя кстати, а во время метелей видимость то и дело падает буквально до минимума.

К слову, тут становится актуальным и еще одно нововведение, получившее название «True Sight». С этого момента увидеть на поле боя мы сможем лишь те объекты, которые видят наши с вами отряды. Снайперы могут заглядывать подальше, но и они не в состоянии заметить врага сквозь стену здания. Такая, казалось бы, мелочь действительно преображает геймплей: минометные обстрелы, дымовые гранаты и разведка становятся куда более значимыми, а устроить засаду или обойти противника с фланга теперь кажется вполне реальной задачей. Особенно когда дело касается мультиплеера.

Именно многопользовательский режим традиционно стал «изюминкой» новой Company of Heroes . И без того достаточно высокий темп там возрастает в разы, а вышеупомянутые фланговые маневры заставляют механику играть совершенно новыми красками. В сиквеле нашлось место и достаточно интересной системе бюллетеней (проще говоря, разнообразным пассивным навыкам, которые становятся доступными по мере получения опыта), и возможности создавать собственные наборы армий (отличающиеся не только уникальными тактиками, но и внешним видом техники). Жаль, что всю картину портит очевидный дисбаланс. Так уж вышло, что вооружение Третьего рейха по какой-то причине здесь гораздо сильнее, и если в кампании это компенсировалось количеством советских воинов, то в сетевой, увы, на это рассчитывать уже не приходится.

Нарекания вызывает и еще одна немаловажная деталь – искусственный интеллект. Причем как врагов, так и собственных войск. Трудно сказать, почему подопечные без нашей помощи иногда не догадываются даже повернуться в сторону врага, а целые отряды то и дело вылезают из укрытий прямиком под пулеметный огонь. Или выбирают самый опасный путь к цели из всех, огибая какой-нибудь одинокий домик именно со стороны противника. Временами на экране и вовсе разворачивается настоящая комедия: вражеские танки могут бесконечно нарезать круги вокруг ваших пехотинцев, так ни разу и не выстрелив, а потом и вовсе застрять в какой-нибудь стене.

Не обошли стороной игру и проблемы с оптимизацией. Каким-то образом она умудряется тормозить даже на топовых «машинах». Благо, смотрится Company of Heroes 2 при этом очень достойно: винтовки в руках солдат прорисованы чуть ли не лучше, чем в некоторых шутерах, а погодные эффекты и огонь самые красивые в жанре. Это, конечно, не оправдывает обилие технических недочетов, но в связке с отличным саундтреком мрачную атмосферу Великой Отечественной войны создает идеально.

Учитывая все вышесказанное, крайне жаль, что многие за всем этим сценарным балаганом не сумели разглядеть одну из лучших стратегий последних лет. Да и шум этот вряд ли скажется на нашей с вами индустрии позитивно. Очередной скандал вокруг игр, и так уже укоренившихся в умах «старшего» поколения как источник вселенского зла, рискует лишь усилить негативное мнение окружающих. Пора бы нам самим повзрослеть и понять: такие стереотипы на Западе. У нас ведь тоже их хватает, только вот об почему-то никто особо не задумывается. А вот все же дать здешним фашистам бой мы рекомендуем: кто знает, когда выпадет новый шанс это сделать?

Радости:

  • Прекрасный мультиплеер
  • Крайне интересные миссии
  • Русская зима и ее влияние на геймплей
  • Туман войны
  • Атмосферный саундтрек
  • Хорошая картинка

Гадости:

  • Несколько странный и даже провокационный сюжет
  • Проблемы с ИИ
  • Дисбаланс
  • Оптимизация. Вернее, ее отсутствие

Оценка: 8.5

Вывод:

Несмотря на все свои проблемы, Company of Heroes по-прежнему остается одной из самых ярких и интересных стратегий в мире. Даже если вы всей душой преданный родине патриот, отказываться от возможности взять Рейхстаг все же не стоит.

Алексей Пилипчук

Доступ к бета-версии Company of Heroes 2 мы получили еще этой весной, и увиденное нас обнадежило. Та же отчаянная борьба за контрольные точки, что и в первой части, те же правила и требования к игроку, множество приятных мелочей, вроде погодных эффектов или дизайна строений. Играбельная Красная Армия, наконец!

Мы наивно полагали, что Relic готовы рассказать западному миру о настоящей роли СССР во Второй мировой. Наверное, зря.

Утомленные солнцем

Канадская студия Relic набила руку на стратегиях, и мало кто беспокоился о механике и балансе в будущей игре. Куда большие треволнения вызывала странная инициатива - переселить игру с запада на восток. Маршрут армий союзников изучен вдоль и поперек, от атлантических пляжей до германских земель, не один десяток игр посвящен этим операциям. Во многих боевиках про Вторую мировую имелись кампании с советскими бойцами в главных ролях, но отдать на откуп коммунистам целую игру - такое случалось редко.

Relic выкопали творчество советского писателя и военного корреспондента Василия Гроссмана, чтобы продемонстрировать историческую, прости господи, достоверность. В чем же она заключается? Офицеры НКВД, которые расстреливают без суда и следствия всех, кто ослушался приказа или проявил инициативу. Приказ 227 и пули в спину от своих. Поджог родных земель вместе с солдатами, которые не успели отступить. Казнь польских союзников лишь за то, что после войны они могут выступить против СССР. Долгие годы в лагерях для тех, кто не хочет мириться с этими ужасами. Главный герой кампании, с типично советским именем Лев Абрамович Исакович, именно так и поступил - «утратил веру в Курс Партии» и отправился в места не столь отдаленные. Его разрозненные воспоминания на допросе складываются в сюжет кампании.



Старый полковник явился к своему протеже не просто так, не только для допросов. Но это уже - страшно сказать! - спойлер.

Нельзя сказать, что Relic огульно оклеветала советский строй, что подобных злодейств никогда не было (хотя приказ «Ни шагу назад», возможно, спас страну от гибели). Проблема в том, что показанная история почти целиком состоит из зверств и предательств. Словно Красная Армия воевала не столько с немцами, сколько с собственным руководством. Вся фабула подчинена одной идее - победа вопреки, а не благодаря. Да что там! Кампания открывается наступлением безоружных новобранцев на пулеметный расчет, а титры ползут на фоне освещенной прожекторами «зоны»! Лишь единожды мы увидим настоящий подвиг, все прочее экранное время занято битвами, расстрелами, допросами и бессмысленными жертвами.



Мы тут капитана из лап фрицев вытащили, а этот изверг - «Не по приказу! Расстрелять!». И ведь за бугром решат, что так было всегда...

Даже оправдать эти кошмары Relic не потрудились. Мы-то с вами знаем, какой ценой был взят Берлин, а в странах просвещенного запада роль СССР в войне принижают и порой пытаются обвинить Советский Союз в каких-то абсурдных грехах. Сюжет никак не покажет американцу, британцу или французу, что вклад Страны Советов был значительно больше, чем принято считать. Битва за Сталинград выглядит жалкой возней в окопах, о блокаде Ленинграда упомянуто лишь намеком. Зато в изобилии и в ассортименте - заградотряды, штрафные батальоны и прочие преступления. Не летопись победы, а папка с уголовным делом.

Кто к нам с чем зачем, тот от того и того!

Несмотря на цветущую антисоветщину, кампания в Company of Heroes 2 по-своему хороша. Не раз и не два приходится завершать задание из последних сил, без подкрепления и, что называется, без штанов. Сами по себе сценарии несложные и не оставляют простора для тактической мысли, но грамотная постановка помогает пощекотать нервы.

На протяжении четырнадцати глав нам устраивают экскурсию по местам воинской славы (а порой и бесчестья). Подступы к Москве, руины Сталинграда, «Дорога жизни», польские крепости - и, наконец, рейхстаг. Каждый раз боевые задачи рознятся, условия постоянно меняются: отступление с применением тактики выжженной земли, охота за «Тигром» (в институт его сдать, для опытов!), диверсии и самоубийственные контратаки, штурм Познаньской цитадели. Так и будем скакать от счастья до самого Берлина - если, конечно, вам по душе линейные задания с обучающим уклоном.

Сначала «Тигр» нужно подбить - силами нескольких пехотных отрядов. То есть с паническими воплями и скрещенными пальцами. А потом - гусеничным ходом в конструкторское бюро.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: бои в Европе продолжались и после взятии Берлина. На юге Германии, где по-прежнему сопротивлялись силы вермахта, в лесах Прибалтики, в Дании и Норвегии. Окончательно Рейх умер лишь после ареста остатков немецкого правительства 23 мая. Однако последние бойцы нацизма сдались лишь в ноябре 1945 года - то были несколько солдат на острове Шпицберген, отправленные для налаживания метеостанции еще в 1944 году.

Однако вместе с кампанией исторический ликбез не заканчивается. В игру встроили «Театр военных действий», вдохновленный, очевидно, историческими сражениями в серии Total War. Здесь нас выпускают на карту Европы и выдают на руки список сценариев, основанных на реальных операциях. В отличие от сюжетных побоищ, «театральные» сражения куда менее линейны, содержат соревновательный элемент и достаточно сложны. Дело не сводится к обычной борьбе за контрольные точки: то вас заставят истреблять «Катюшами» ключевые объекты (отступление из Киева), то попросят четверо суток отбивать танковые клинья врага (битва за Броды).

Кроме того, в «Театре» нашлось место кооперативу - некоторые задания позволят позвать друзей с собой в битву. Сражения один на один с компьютером от этого, надо сказать, хуже не стали. Тем более сражения с ботами или в мультиплеере, которые были и остаются самой задиристой частью игры, кладбищем разбитых надежд для тех, кому не хватило воли, и триумфом стратегических замыслов для тех, кто оказался крепче.

В обычном skirmish таких танковых полчищ не увидишь, там каждая капля бензина дорога.

Сам ты «имба»!

Со времен бета-тестирования здесь изменилось многое, но суть та же - это по-прежнему динамичная битва за контрольные точки, ресурсы и территорию, причем гораздо более яростная, чем в первой Company of Heroes. Пехота штурмует высоты, танки оставляют воронки, инженеры роют траншеи и тянут колючую проволоку.

Если не замерзнут насмерть.

Потому что многие карты засыпаны снегом по самые уши, а время от времени налетают зимние бури. Не успеют пехотинцы прибежать к костру или укрыться на стенами здания - и останутся лежать до весны. Кроме того, метель замедляет отряды, ухудшает видимость и вообще путает все карты - новация преотличная, хотя и не столь масштабная. Косвенное ее следствие - замороженные водоемы: врагов можно топить, словно шведов, обстреливая ледяную толщу из минометов.

Если на лед вылезет слишком много техники, он рискует треснуть от неосторожного чиха.

Другое важное изменение - система True Sight. Говоря по-простому, туман войны рассеивается только там, куда может смотреть ваш отряд. Снайпера зорки, как орлы, но им не судьба увидеть, что происходит за соседним домом, пока они не подойдут хотя бы к его углу. Номинально это свойство можно использовать для засад, но темп игры просто не позволяет сосредоточиться на обустройстве подобных ловушек. Нас теснят в трех секторах, а в тылу кто-то сжигает лес. Какие уж засады!

Наконец, в ходе битвы вам предложат выбрать одного из трех командиров, которые дадут вам различные бонусы в зависимости от своих стратегических предпочтений. Например, танки особого назначения, авиаудар или доступ к каким-нибудь войскам. Выбор «подручных» генералов можно изменить в меню бюллетеней, только сначала командиров придется открыть... или купить. Кроме того, в меню есть вкладки внешнего вида и бонусов. Прибавки открываются по выполнении условий: убил 600 солдат пулеметным огнем - и отряд пулеметчиков станет на 5% быстрее стрелять.

Что касается новой стороны конфликта - Красной Армии, - то здесь все и хорошо, и спорно. Про ее колорит можно и не говорить, штаб в землянке говорит сам за себя. Вот баланс сил... тут уже сломана тысяча копий и предстоит сломать еще немало.

К мультиплееру прикручена система уровней, словно в модном боевике. С новыми лычками откроют новые бюллетени.

Советский Союз гораздо разнообразнее и универсальнее Третьего рейха по пехотной части. Есть дешевые новобранцы, есть бывалые штрафники, есть штурмовики и гвардейцы, которым палец в рот не клади. И в каждом отряде по шесть человек против четырех в формированиях немцев. Это касается и орудийных расчетов: там, где у нацистов три пулеметчика, у коммунистов их шесть.

Мало того, для пополнения пехотных отделений не нужно отступать на базу. Во-первых, новобранцы умеют пополнять другие отряды своими бойцами: было три гвардейца и шесть призывников, а стало шесть гвардейцев и три призывника. Во-вторых, есть дешевые и быстрые американские грузовики (лендлиз!), играющие роль полевого штаба, - то есть у отрядов поблизости активна кнопка пополнения.

Пехоту попытались сделать универсальной. Советские новобранцы умеют кидать коктейли Молотова - очень полезно против пулеметных расчетов; их же можно вооружить противотанковыми гранатами. В теории толпа пушечного мяса должна разгонять панцерваффе, как ОМОН - несанкционированный митинг, но на практике бронемашины почти всегда остаются вне зоны броска гранаты. Хотите гоняться за танком? Даже если не хотите - он убегать хочет.

А с танками у Советского Союза, как ни странно, туго. Очень многие жалуются, что на поздних этапах игры Германия зажёвывает «Тиграми» любую оборону. Доказать чью-либо вину здесь крайне сложно, потому что ни урон, ни прочность, ни другие характеристики нигде не обозначены. Подбили с одного выстрела? Вот и гадай - почему. Шесть фугасов в гусеницу, и всё нипочем? Радуйся - и тоже гадай. Одно можно сказать точно: даже если немецкие танки крепче, быстрее и кусаются больнее, в целом баланс сохранен. Это показали исследования самой Relic - 51% побед остался за нацистами, 49% - за Советами.

В любом случае, без умения играть в Company of Heroes 2 живется трудно. После десятка поражений неизбежно начнешь совершенствоваться. Отрицательный опыт - тоже опыт.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: в сообществе многие уверены, что немцы несбалансированны и по всем статьям круче русских. Некоторые форумные эксперты объясняют дисбаланс тем, что в рунете игроки из патриотизма сражаются только за Советский Союз. Больше играющих - больше проигравших - больше жалоб. Хорошая шутка с оттенком правды: Красная Армия на самом деле труднее дается, и микроконтроль тут почти необходим, а к этому готов не каждый.

* * *

Несмотря на трагическую гибель THQ, Relic удалось довести Company of Heroes 2 до ума. Нельзя сказать, что это прорыв, - оригинал и так был хорош, а продолжение, что называется, «развивает идеи». Притом удачно и не разрушая хрупкую экосистему (тут, правда, найдутся несогласные). А вот благое намерение - показать истинное лицо Советской Армии - пошло прахом. Вместо великих деяний и подвигов нам четырнадцать миссий кряду показывают тоталитарное безумие, достойное Никиты Михалкова с его «Утомленными солнцем-2». И даже музыка, отличная музыка, сплетение классических мотивов в духе композиторов начала века с народной музыкой и военными маршами, - нагоняет больше трагизма, чем пафоса. Вот уж не думали, что будем жалеть об отсутствии пафоса...

Когда люди на Западе считают, нет, они даже уверенны, что именно американцы с британцами да прочими англосаксами победили фашизм, к этому можно относиться как с сочувствием, так и с пониманием. Все же правда у каждого своя: зачем возводить в степень героев “комми”, когда под боком имеются свои чудо-воины, коих можно и нужно восхвалять и почитать. Другое дело, когда подвиги советского народа в целом и Красной Армии в частности сознательно принижаются – это уже вызывает раздражение вперемешку с недоумением. Но и это не самое страшное. В последнее время наметилась очень нехорошая тенденция на проведение параллелей между фашистской Германией и Советским Союзом предвоенного и военного периодов. Этим грязным дельцем занимаются все кому не лень, в том числе и в России, но в западных странах некоторые высшие круги совсем уж с ума сходят. Ладно, черт с ними, с политиканами, на них обижаться – как жабе душу изливать, то есть бессмысленно и бесполезно. А вот на Relic Entertainment обидеться стоит, так как сюжетную кампанию Company of Heroes 2 иначе как провокацией назвать нельзя.

Не те герои. Обзор Company of Heroes 2


Не те герои. Обзор Company of Heroes 2

Вот зачем, спрашивается, полезли? Не могли в нейтральной стилистике рассказать о перипетиях Великой Отечественной войны (кстати, такого термина как ВОВ на Западе, да и во всем мире тоже, не существует – есть Восточный фронт, и только он) и непредвзято показать ужасы того времени? Получается, не могли. Или просто не захотели, не знаю. Кампания Company of Heroes 2 , разбитая на полтора десятка миссий, представляет собой жестокую подборку нелицеприятных фактов о Красной Армии. Нацисты априори являются плохими, но на них игра не акцентируется, зато во всех подробностях описывает злобствования комиссаров, НКВД и прочих проводников коммунистического зла.

Не те герои. Обзор Company of Heroes 2


Не те герои. Обзор Company of Heroes 2

Да, в нашей истории были и заградительные отряды, и приказ №227 (“Ни шагу назад”) , и роты штрафников, и лихие атаки в лоб на вражеские пулеметы, и расстрелы провинившихся бойцов без суда и следствия, и лагеря, куда ссылали зачастую неправомерно осужденных солдат. Все эти ужасы мы понимаем, принимаем и уже давно не отрицаем. Если бы граждане-канадцы ограничились в Company of Heroes 2 упоминанием лишь этих непреложных фактов (а они, как водится, упомянуты все до единого) , я бы уже давно перешел к описанию других сторон CoH 2 , перестав зацикливаться на сюжетной линии, но нет. Представители Relic Entertainment пошли дальше, буквально смешав с грязью все, до чего они только могли дотянуться, причем сделали они это настолько нагло и мастерски, что у игроков по ту сторону Европы и за океаном не останется и тени сомнений в “истинной” сущности Советского Союза в военную эпоху. И это печалит, но больше гневит и вызывает хорошую такую, добрую злость, рвущуюся из глубин души.

Не те герои. Обзор Company of Heroes 2


Не те герои. Обзор Company of Heroes 2

Оказывается, командный состав РККА, чтобы застопорить наступление фашистов, отдавал приказы сжигать из огнеметов поля вместе с находящимися там советскими войсками. Хотите верьте, хотите нет, но тактика выжженной земли предполагала, что хатки мирных жителей тоже можно было пускать на потеху “красному петуху” без какого-либо предупреждения. Это нормально, это по-советски. А вы знали, что коммунисты настолько ненавидели поляков из союзной Армии Крайовой, что не гнушались пускать их в расход, как только те переставали представлять хоть какую-то ценность? И я вот не знал. Но что же получается в итоге? В кампании Company of Heroes 2 все носители коммунизма – плохие? Совсем даже нет. Ведь есть обычные русские солдаты, проявляющие чудеса героизма, но их, правда, потом под тем или иным предлогом расстреливают комиссары.

Не те герои. Обзор Company of Heroes 2


Не те герои. Обзор Company of Heroes 2

Также в качестве хорошего русского, простите, советского парня, выступает Лев Абрамович Исакович – главный герой сюжетной ветки CoH 2 , на момент начала игры находящийся… Где бы вы думали? Разумеется, в ГУЛаге, причем в условиях канонично лютой, страшной зимы 1953 года. Сидя в комнате для допросов, Лев Абрамович – то ли журналист, то ли лейтенант, то ли журналист и по совместительству лейтенант, в мутном сюжете сам черт ногу сломит, - вспоминает события прошлого, на пальцах объясняя своему бывшему командиру (разумеется, той еще скотине) , почему тот – говнюк, а сам он – радетель и ревнитель матушки-родины. Собственно, Лев Абрамович вспоминает, а мы, так сказать, проживаем отдельные эпизоды из его нелегкой жизни, которая побросала его по всему Восточному фронту: от Сталинграда до Ленинграда, от болот Беларуси до территорий Польши и Германии.

Не те герои. Обзор Company of Heroes 2


Не те герои. Обзор Company of Heroes 2

Исходя из моего гневного посыла, изложенного выше, у вас может сложиться ошибочное мнение, что Company of Heroes 2 – игра, которую стоит обходить по широкой дуге. Но нет. Конечно, студия Relic Entertainment перегнула палку с кампанией, причем не просто перегнула, а сломала, сложила шалашиком, полила низкопробным “восьмидесятым” бензином и подожгла. Сие печально и грустно, но пусть это остается на совести “Реликов” . Кто им там судья – не знаю, да и знать не хочу. А вот игра в целом, если отбросить всесторонне отвратный сюжет, у канадцев получилась… Да хорошей она получилась, что вдвойне обидно – играешь, наслаждаешься, но неприятный осадочек остается. Ну да бог с ним, двинемся вперед по шпалам. Итак, что такое CoH 2 ? Формула следующая: Сompany of Heroes + куча улучшений, изменений, дополнений и успешно реализованных задумок + сохранение большинства базисных основ = Company of Heroes 2 . Не гигантский шаг вперед, но и не топтание на месте. Вторая часть CoH – это всесторонняя модернизация нашумевшей в прошлом RTS, в результате которой игра посвежела, похорошела и осовременилась, но суть ее осталось неизменно прежней.

Не те герои. Обзор Company of Heroes 2


Не те герои. Обзор Company of Heroes 2

В Company of Heroes 2 значительно усилилась экшен-составляющая, и понимание этого приходит в первой же миссии, действие которой развивается на просторах разрушенного Сталинграда. Ни на миг не прекращается стрельба, взрывы поднимают в воздух как комья земли и всякий мусор, так и изувеченные трупы солдат, дым густой пеленой заволакивает окрестности. Раненые бойцы, срезанные жалящей очередью пулемета, ползают под ногами и оглушительно кричат от боли, причем умирают не за 10-15 секунд – их агония может продолжаться достаточно долго, и за это время они могут уползти весьма далеко. Карточными домиками складываются кирпичные строения, погребая под собой целые отделения. Комиссары подгоняют новобранцев в атаку, и те несутся вперед, придерживая руками каски и гремя амуницией. Оглушительно трещит рация, откуда слышится преисполненный ужаса голос, запрашивающий несколько отделений на прорыв вражеского оцепления вокруг окутанного языками пламени здания. По флангам и даже с тыла лезут фрицы, еще больше усиливая хаос.

Не те герои. Обзор Company of Heroes 2


Не те герои. Обзор Company of Heroes 2

Да, зачастую именно хаос правит на поле боя, и поначалу это вызывает чуть ли не панику. Но если в том же Сталинграде, несмотря на изобилие объектов и руин кругом, контролировать деятельность бойцов хоть как-то удается, то в последующей миссии, где бурно произрастает растительность, панические настроения возрастают в геометрической прогрессии. Солдаты буквально сливаются с окружающей средой, и едва видимые полупрозрачные иконки, обозначающие те или иные рода войск, не слишком способствуют их нахождению среди кустов, деревьев и зарослей – по первости приходится постоянно прибегать к помощи карты. В итоге к хаосу привыкаешь, понимаешь, что он, на самом-то деле, весьма упорядочен, и начинаешь получать всю полноту удовольствия от игрового процесса. С поправкой на наличие эпизодов, где Красная Армия творит чудеса жесткости, сами собой разумеющиеся с точки зрения Relic Entertainment .

Не те герои. Обзор Company of Heroes 2


Не те герои. Обзор Company of Heroes 2

Как и в прошлой части Company of Heroes , “кампанейские” миссии в большинстве своем подразделяются на несколько равнозначных эпизодов: выполнили одну поставленную задачу, изучаем ц/у, идем выполнять следующую, и так до победного конца. Тем не менее есть цельные и непрерывные эпизоды. Игра постоянно закидывает нас на разные участки Восточного фронта, заставляя исполнять те или иные приказы командования, которые, кстати, не ограничиваются только лишь целями из разряда “захвати точку, отбей атаку противника, прорви оборонительные рубежи с помощью танков” и так далее. В Company of Heroes 2 есть и относительно тихие миссии, где под наш контроль переходит ограниченное число бойцов, например, тех же снайперов и разведчиков. Да, и еще один момент – из игры никуда не делись и дополнительные задания, за выполнение которых даются бонусы в виде подкреплений и сторонней поддержки.

Не те герои. Обзор Company of Heroes 2


Не те герои. Обзор Company of Heroes 2

Вместе со сменой локаций изменяются и времена года: лето прощается с весной, а зима машет рукой осени. Зимние миссии, на которые Relic Entertainment делали ставку, действительно выглядят очень и очень здорово. Правда, солдаты замерзают насмерть далеко не в каждую зиму, а лишь в самую лютую и суровую. Когда на улице стоит сорокаградусный мороз, бойцы достаточно быстро умирают от холода (чтобы этого не происходило, приходится постоянно следить за специальным индикатором) и спастись они могут только в том случае, если соберутся вокруг костра, спрячутся в ближайшем здании или сядут в салон какого-нибудь бронетранспортера. Скажу вам, что хорониться от Дедушки Мороза и одновременно с этим пытаться воевать – это совсем не так просто, как может показаться на первый взгляд. Мыслить начинаешь уже совсем другими категориями, так как кидать отряды под пули и снаряды – дело одно, а вот совершать марш-броски через заснеженные поля в условиях жесточайшей вьюги – это уже совершенно другое. Подчас холодрыга наносит больший ущерб, чем засада с пулеметами, танками и артиллерией. Да, такая вот она суровая – зима русская. Кстати, единственными невосприимчивыми к холоду воинами являются разведчики, среди которых встречаются не только мужики с шапками-ушанками, но и миловидные женщины-снайперы.

Не те герои. Обзор Company of Heroes 2


Не те герои. Обзор Company of Heroes 2

Помимо потенциальной смерти от переохлаждения, зима приносит и массу других неудобств. Иногда ревет и бушует метель, в значительной степени снижая радиус обзора. За пределами расчищенных дорог солдат поджидает напасть другого толка – толща снега, в которую солдаты буквально проваливаются. Конечно, сугробы не являются непреодолимым препятствием даже для косолапых новобранцев, но снежный покров значительно снижает скорость передвижения отрядов. Также есть лед, сковывающий реки и озера. С одной стороны, он несет в себе одни лишь преимущества, ведь по нему способна перемещаться как пехота, так и тяжелая техника. Да, чисто теоретически многотонные стальные махины могут проломить лед и приплыть в гости к водяному, но это большая редкость. В рамках кампании встречаются лишь единичные эпизоды, когда какой-нибудь танк отправляется на дно речки или озера, да и случается это лишь в том случае, если рядом с боевой машиной взрывается метко выпущенный снаряд. В мультиплеере подобного рода ситуации происходят чаще, но не так уж, чтоб совсем. Зато какое удовольствие испытываешь, когда тебе все же удается пустить на корм ржавчине и рыбам вражескую бронемашину со всем ее экипажем – словами не описать. И ровно такое же эмоционально расстройство получаешь, когда враг вытворяет с твоими войсками аналогичного рода подлянки.

Не те герои. Обзор Company of Heroes 2


Не те герои. Обзор Company of Heroes 2

Если отставить в сторонку зимние миссии, а также исключить тот факт, что игра прибавила в динамике, обзавелась симпатичной графикой, обновленным интерфейсом и, чего уж греха таить, стала чуточку более масштабной в сравнении с Company of Heroes , то на первых порах все равно возникает ощущение дежа вю. Но оно обманчиво. Мелких и более крупных изменений – вагон и маленькая тележка. Солдатня наконец-то научилась перепрыгивать через заборы, тогда как в первой части CoH , как вы помните, бойцы были ленивы и перебираться через препятствия не умели. Канула в лету во многом читерская возможность подглядывать за вражескими отрядами в пределах лишенной “тумана войны” зоны – сейчас уже нельзя определить их местонахождение даже в том случае, если они находятся в нескольких метрах по другую сторону здания. Искусственный интеллект был в значительно степени улучшен – враги в Company of Heroes 2 все еще любят бежать в лобовые атаки, но делают это не столь часто, как в первой части CoH , и стараются обходить позиции игрока по флангам и с тыла. Активную жизненную позицию проявляет и техника – те же танки, которые не стоят на одном месте, а усиленно носятся по карте, тем самым всячески препятствуя потенциально удачному броску гранаты. Но даже если смертоносная капсула с порохом и другими взрывчатыми веществами все же попадает в цель, тяжелому “панцеру” это как с гуся вода – живучесть танков в Company of Heroes 2 увеличилась в несколько раз, и это с учетом того, что механика разбора гусеничных машин на винтики в игре еще больше приблизилась к тому, что мы можем наблюдать сейчас в World of Tanks . Уничтожение подобного рода техники в Company of Heroes 2 , если рядом нет хотя бы самой слабенькой 45-мм пушки, является самой настоящей наукой.

Не те герои. Обзор Company of Heroes 2


Не те герои. Обзор Company of Heroes 2

Что еще можно отметить из новшеств? Разумеется, с советской стороны появились комиссары, куда ж без них – тут Relic Entertainment упорно продолжают гнуть свою линию. Никакой пользы “энкавэдэшники” не приносят, наоборот – расстреливают каждого бойца, который в ужасе сбегает с поля боя, и горе тому игроку, который скомандует всеобщее отступление на базу в тот момент, когда там злобствует комиссар. Единственная отрада, что тот иногда отлучается по своим делам – отправляется, видать, пить кровушку в других батальонах.

Также следует упомянуть о некоторых изменениях, произошедших с системой найма юнитов – теперь последние появляются не рядом с соответствующими зданиями, а прибывают на точку дислокации из-за границ экрана, причем выбежать (или выкатить) они могут с абсолютно любой стороны карты. Да, теперь каждая захваченная территория становится самым настоящим плацдармом, и у игрока есть возможность получать подкрепления именно там, где они ему нужны, что очень удобно.

Не те герои. Обзор Company of Heroes 2


Не те герои. Обзор Company of Heroes 2

Кстати, о подкреплениях. Как вы помните, раньше, чтобы обзавестись внеочередной порцией техники или пехоты, приходилось выбирать одну из трех доктрин, каждая из которых давала не только разные преимущества, но и позволяла осуществлять найм юнитов без привязки к зданиям. Это возможность осталась и в Company of Heroes 2 , правда, на смену обезличенным доктринам пришли генералы, способности которых в кампании не работают, а активируются только в одиночных миссиях и многопользовательских сражениях, но об этом позже. Во время прохождения сюжетной линии нам иногда разрешают вызывать на поле боя разные боевые группы, будь то штурмовые и гвардейские отряды, “Катюши”, танки и так далее – разумеется, за ресурсы: все те же (личный состав, боеприпасы и топливо) и все так же накапливающиеся в общевойсковой копилке в зависимости от числа захваченных территорий. Но в Company of Heroes 2 появились и “бесплатные” подразделения: новобранцы, фронтовики и, что характерно, штрафники. Чем активнее союзная армия изничтожает врага, тем быстрее заполняется специальная шкала, деления в которой показывают, какие именно отряды доступны в данный момент времени. Самые лютые воины – вышеупомянутые штрафники – “открываются” последними. Элитным гвардейцам и даже штурмовикам они не чета, но и пушечным мясом уже не являются.

Не те герои. Обзор Company of Heroes 2


Не те герои. Обзор Company of Heroes 2

Завершив сюжетную кампанию, игрок может переключиться на прохождение одиночных и совместных миссий в рамках режима под названием “Театр военных действий” (Theatre of War) . Пока что в него включено 18 отдельных эпизодов – по 9 на каждую из сторон конфликта. Почему пока что? А это задумка от разработчиков такая. Они не успели охватить все события, происходившие на Восточном фронте, и новые миссии будут постепенно добавляться в дальнейшем. На данный момент времени, как я понял, дело ограничивается только 1941-ым годом.

Одиночные задания предлагают поучаствовать в миссиях со специальным набором условий, невыполнение которых заведомо карается поражением. Так, например, в одном из эпизодов необходимо захватить не менее 10 провинций, сохранив при этом хотя бы один пехотный отряд. Другие типы “одиночек”, так называемые “Бои с ИИ”, никаких особых условий перед игроком не ставят. Целью в них является захват и удержание территорий, помеченных на карте звездочками. Удерживая большее, чем у врага, число подобного рода ключевых пунктов, игрок тем самым начинает уменьшать счет оппонента, на начальном этапе кратный цифре 500. Как только данный показатель снижается до нулевой отметки, игрок побеждает. Ну, или проигрывает, если противник оказывается расторопнее. Правила совместных сценариев являются калькой “Боев с ИИ”, но с одним отличием – в кооперативном режиме у игрока может быть союзник, что называется, из плоти и крови.

Не те герои. Обзор Company of Heroes 2


Не те герои. Обзор Company of Heroes 2

Многопользовательский режим чем-то напоминает последние из вышеописанных миссий Theatre of War, но и в нем имеется ряд особенностей. Во-первых, в мультиплеере в смертельной схватке могут сойтись до 8 игроков кряду, хотя формат режима подразумевает и менее масштабные поединки: 1v1, 2v2 и 3v3. Если команды по каким-то причинам не собираются (не сезон, скудный онлайн, дождичек в четверг не прошел) , игрокам разрешено выступить единым фронтом и против армий ИИ. Во-вторых, здесь разрешается самостоятельно выбирать карты и условия, необходимые для достижения победы. В-третьих, именно в мультиплеере есть где развернуться системе под названием “Параметры армии”, которая действует и в режиме “ТВД”, но с некоторыми ограничениями – например, по найму генералов и техники. Так что же это такое – “Параметры армии”? Это специальное меню, предлагающее игроку настроить свою армию по собственному усмотрению: выбрать представителей генералитета, каждый из которых исповедует присущую только ему доктрину и располагает рядом уникальных особенностей, изменить внешний вид техники с помощью новых “шкурок”, а также поковыряться в так называемых разведбюллетенях. Эти самые бюллетени, по сути своей, есть пассивные навыки, повышающие характеристики тех или иных категорий войск. Открываются они не сразу, а только после выполнения определенных заданий, подчас необоснованно сложных. Например, чтобы повысить прочность модели миномета GrW 34 на 3%, а заодно увеличить дальность стрельбы на 5%, нужно убить по 15 врагов из 25 разных орудий подобного типа, причем набитая серия прерывается, если отряд, приставленный к миномету, погибает. Такие вот непростые дела. Собственно, все изменения, проведенные с армиями, можно сохранить в специальных наборах, дабы не мучиться с настройками перед каждым боем.

Не те герои. Обзор Company of Heroes 2


Не те герои. Обзор Company of Heroes 2

Company of Heroes 2 – во многом удивительная игра. С одной стороны, она кичится идеально выверенным геймплеем, хвастается изобилием новшеств при сохранении всех базисных основ, заложенных еще в первой части CoH , тыкает нас носом в похорошевшую картинку, намекает на практически полное отсутствие в ней каких бы то ни было недостатков и делает все, чтобы нам понравиться. И надо сказать, у нее это прекрасно получается. Company of Heroes 2 действительно хороша – она как яркая, притягательная и в крайней степени эффектная девица. С другой стороны, на миловидной в общем-то мордашке дамочки присутствует весьма нелицеприятный изъян в виде гнойного прыщика, который она и не думает замазывать или хоть как-то скрывать. Да, я говорю о сюжетной кампании, вобравшейся в себя все самые отвратительные мифы о происходивших на Восточном фронте событиях. Мифы, с точки зрения Relic Entertainment , непреложные и сами собой разумеющиеся. И что же в таком случае нам делать? Развернуться и с презрительной миной отправиться восвояси? Нет, мы поступим иначе, по канонам бородатого анекдота – наденем на голову кокетки непрозрачный пакет и продолжим наслаждаться процессом, стараясь не думать о вещах, способных вызвать у нас негативные эмоции.