Список литературы, необходимый для успешной сдачи огэ и егэ. Сборник идеальных эссе по обществознанию

А также раздумывают, какие дисциплины лучше сдавать в качестве предмета по выбору. В числе вариантов для сдачи ОГЭ находится и литература.

Чаще всего ее сдают ребята, которые в будущем желают стать филологами или лингвистами. Данный предмет не вызывает сложностей у школьников, которые уделили достаточно времени изучению отечественной и зарубежной классики. А перед сдачей ОГЭ не лишним будет узнать, какие новшества ожидают вас в структуре и наполнении билетов, каким будет расписание экзаменов, и какие требования выдвигает комиссия к выпускникам девятых классов!

Демонстрационный вариант ОГЭ-2018

Даты ОГЭ по литературе

При подготовке к ОГЭ ученикам важно заранее знать, в каком порядке и в какие числа им придется сдавать тот или иной предмет. Для экзаменации по литературе Рособрнадзор выделил такие даты:

  • 27 апреля 2018 года (пятница) – дата досрочной сдачи литературного ОГЭ. Резервная дата для этого периода – 7 мая 2018 года (понедельник);
  • 7 июня 2018 года (четверг) – основной экзамен, предстоящий выпускникам средней школы. 22 июня 2018 года (пятница) – резерв;
  • 12 сентября 2018 года (среда) – день дополнительной экзаменации. Резервом стало 20 сентября 2018 года (четверг).

Изменения в ОГЭ-2018 по литературе

Профильная комиссия посчитала, что в данный КИМ нужно внести несколько уточнений.

  1. Инструкции к работе были усовершенствованы и сформулированы так, чтобы ученик ясно и четко понимал логику заданий и критериальные требования.
  2. Изменились критерии, по которым будут оцениваться задания с развернутым ответом.
  3. Балл, который можно получить за решение КИМа, в 2018 году будет увеличен на 6 и составит 29 баллов.

Структура и содержание КИМа

Основная цель экзаменации по литературе – оценить уровень подготовки учеников общеобразовательных учреждений по данному предмету. Полученные результаты будут использованы для зачисления школьников в профильные классы. Важный момент: экзаменация по литературе отличается от других предметов – в этом билете ученикам не стоит надеяться на задания с короткими ответами.

Литературный ОГЭ, в отличие от , не нацелен на проверку базовых лингвистических знаний. Ваша способность давать аргументированные ответы на поставленные вопросы продемонстрирует, насколько хорошо вы разбираетесь в терминологии. Основная цель ОГЭ – проверить аналитическое мышление школьников, их способности к интерпретации художественных текстов, умение сопоставлять факты и логично рассуждать. При этом билет построен так, чтобы ученик смог его решать согласно своим читательским предпочтениям.


На экзамене вам предстоит выполнить 4 литературных задания за 235 минут

КИМ по литературе создан по принципу абсолютной вариативности – школьники имеют право выбирать задания из нескольких предложенных вариантов. Чтобы получить за работу высший балл, ученику придется:

  • усвоить художественный текст и провести его анализ;
  • выделить в тексте главные смысловые части;
  • определить род и жанр художественного произведения;
  • понять и сформулировать главную мысль или проблему, заложенную в основу произведения;
  • охарактеризовать главных героев произведения, его сюжетные особенности, композицию и выразительные средства, использованные автором;
  • провести сопоставительный анализ художественных текстов;
  • выразить личную позицию по отношению к прочитанному произведению;
  • сделать пересказ и дать отзыв в письменной форме.

Составители КИМов уделили внимание основным теоретико-литературным терминам и понятийному аппарату, русскому фольклору, древнерусским литературным трудам, русской литературе XVIII, XIX, XX–ХХI столетий, а также классике зарубежной литературы. Теперь рассмотрим структуру работы несколько подробнее. В КИМе вас ожидают две составные части и 10 заданий, из которых нужно будет выбрать 4 (3 задания из первой части и 1 – из второй).

  • Первая часть работы – задания, в которых ученикам предстоит проанализировать фрагмент произведения художественного характера. Данная часть представлена двумя вариантами – ученик может выбрать тот отрывок, который больше отвечает его уровню подготовки. Вариант №1 – отрывок эпического, драматического или лирико-эпического произведения. В варианте №2 вас ждет анализ стихотворения или басни. В каждом варианте нужно будет справиться с тремя заданиями, которые покажут, умеете ли вы воспринимать тексты, высказывать оценочные суждения и понимать авторскую идею. Развернутый ответ на вопросы №1 и №2 должен состоять из 3-5 предложений. Каждое задание принесет вам до 5 баллов. В задании №3 ученик должен не только написать свои мысли по поводу прочитанного текста, но и сделать сопоставление с другим текстовым отрывком или произведением. Ответ нужно оформить в виде 5-8 предложений, за которые вы можете получить еще 6 баллов;
  • Вторая часть работы – сочинение по одной из четырех тем. Эта часть ОГЭ имеет взаимосвязь с вариантами из первой части. Тема №1 относится к художественному фрагменту, №2 – к басне или стихотворению. Впрочем, школьник может выбрать темы №3 или 4 – они касаются древнерусской литературы, литературного наследия XVIII столетия или классики XIX -ХХ веков. При решении данной части билета нужно обязательно соблюсти норму – в сочинении должно быть не менее 200 слов. Если ученик не смог написать больше 150 слов, то задание считается невыполненным и оценивается в 0 баллов. Максимум, положенный за сочинение – 13 баллов.

Максимум первичных баллов за литературный ОГЭ равен 29 баллам.

Критерии оценивания ОГЭ по литературе


Залог высокого балла – знакомство с классикой русской и мировой литературы

При оценивании работ члены комиссии будут ориентироваться на следующие критерии:

  • в первой части билета проводится оценка того, насколько ответ соответствует заданию. Кроме того, комиссия поставит баллы за аргументированность и связь ответа с авторским текстом, точность фактов и логичность утверждений;
  • при оценивании сочинения комиссия учитывает семь критериев. Ученик должен: написать сочинение, которое соответствует выбранной теме; аргументировать свою мысль путем привлечения цитат; опираться на литературные понятия; соблюдать композиционную целостность; не нарушать логику повествования; быть точным в фактах; соблюсти все литературные нормы. Первый критерий может принести вам 1 балл, остальные – по 2 балла. При этом первый критерий является наиболее важным – если экзаменатор поставит за него 0, то все сочинение будет оценено в 0 баллов.

Регламент и особенности литературного ОГЭ

Выпускники девятых классов получат на работу с билетом 235 минут. Профильная комиссия рекомендует грамотно распределять время, отведенное на КИМ:

  • до 120 минут – на задания из первой части билета;
  • до 115 минут – на сочинение.

Вам стоит заранее избавить свои карманы от лишних вещей, которые могут являться инструментами для списывания. Не берите в класс смартфоны или умные часы, в которые можно загрузить ответы или тексты сочинений, иначе вас могут выгнать из аудитории и аннулировать результаты экзаменации.

Стоит сказать, что ученикам девятых классов будет проще, чем одиннадцатиклассникам, ведь им при работе с билетом разрешено пользоваться текстами литературных произведений и лирическими сборниками. Конечно, всем ученикам по комплекту книг не выдадут – они будут находиться на отдельном столе, к которому у каждого экзаменующегося школьника будет свободный доступ.

Как оценка за ОГЭ влияет на школьный аттестат?

Отметка, полученная за ОГЭ по литературе, может откорректировать вашу оценку за предмет. Шкала для перевода баллов выглядит следующим образом:

  • от 0 до 9 баллов – школьнику выставляется «двойка» за ОГЭ;
  • от 10 до 17 баллов – ученик получает «тройку»;
  • от 18 до 24 баллов – девятиклассник написал ОГЭ на «четверку»;
  • от 25 до 29 баллов – отметка за экзаменацию тождественна «пятерке».

Если школьник желает продолжать обучение в специализированном классе или колледже, ему нужно будет набрать за ОГЭ не менее 19 баллов.


Потренируйтесь излагать мысли на бумаге, чтобы не оплошать в

Как подготовиться к ОГЭ по литературе?

При подготовке и написании литературного ОГЭ ученики могут воспользоваться такими советами и рекомендациями:

  • ориентируйтесь на школьную программу и позаботьтесь о том, чтобы у вас был комплект хрестоматий по литературе за все годы обучения;
  • ознакомьтесь с демо-версией ОГЭ за 2018 год, чтобы понять, какие темы и задания являются для вас проблемными. Кроме того, демовариант поможет вам отработать заполнение бланка;
  • составьте график чтения литературных произведений, вынесенных на ОГЭ. Массив информации по данному предмету настолько велик, что за пару-тройку ночей вы с ним точно не справитесь;
  • читайте не только полный текст произведения, но и отзывы критиков – это поможет вам аргументировать свои мысли в сочинении. В билетах 2018 года могут быть затронуты произведения М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.А. Блока, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, М.А. Шолохова, А.Т. Твардовского, В.М. Шукшина, А.И. Солженицына, Б.Н. Стругацких и других (список конкретных произведений есть в кодификаторе, который можно скачать в начале статьи);
  • не хватайтесь за первую предложенную тему – ознакомьтесь со всем билетом, чтобы понять, какие задания вам ближе;
  • не пишите полный текст сочинения на черновом бланке, теряя драгоценные минуты – черновик лучше использовать для тезисного изложения мыслей, записи цитат и основных аргументов.

Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
в 2018 году основного государственного экзамена
по ЛИТЕРАТУРЕ

1. Назначение КИМ для ОГЭ

Назначение экзаменационной работы - оценить уровень общеобразовательной подготовки по литературе выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Документы, определяющие содержание КИМ

Экзаменационная работа составляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Концептуальные подходы к формированию КИМ по литературе для проведения ОГЭ определялись в соответствии с указанным в п. 2 нормативным документом, спецификой предмета, оправдавшими себя традиционными и новыми формами итогового контроля.

Экзаменационная модель по литературе отличается по ряду принципиальных позиций от экзаменационных моделей по другим предметам. В ней присутствуют только задания с развернутым ответом. В КИМ для ОГЭ не включены задания с кратким ответом, хотя этот тип заданий активно используется в ЕГЭ по литературе. На данном этапе обучения не представляется целесообразным формулировать специальные вопросы для проверки знания школьниками литературных фактов и уровня владения ими литературоведческой терминологией. Экзаменуемый опосредованно использует этот пласт содержания учебного предмета при написании развернутых ответов (в системе оценивания сочинения есть критерий «Уровень владения теоретико-литературными понятиями»).

Экзаменационная работа рассчитана на выпускников IX классов образовательных организаций разных типов (школ, гимназий, лицеев), включая классы с углубленным изучением литературы. Структура экзаменационной работы отвечает цели построения системы дифференцированного обучения в современной школе: выявляет степень освоения выпускниками обязательной (базовой) части программы по литературе; дает информацию о повышенном уровне подготовки девятиклассника по литературе; позволяет сделать выводы о наличии у экзаменуемого литературных способностей, о его готовности изучать литературу в старших классах гуманитарного профиля.

Экзаменационная работа построена с учетом принципа вариативности: экзаменуемым предоставляется право выбора одного из двух вариантов части 1, а также одного из четырех заданий части 2.

Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом создавалась с учетом требований теории и практики педагогических измерений и традиций преподавания литературы.

4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ

Экзаменационная модель для проведения ОГЭ в принципиальных позициях преемственна по отношению к экзаменационной модели ЕГЭ.

Экзаменационная работа для ОГЭ аналогично КИМ ЕГЭ базируется на заданиях стандартизированной формы: в документах, определяющих разработку экзаменационных материалов, указано проверяемое содержание, установлены характеристики вариантов экзаменационной работы и входящих в них заданий, описана система оценивания экзаменационной работы.

Выполнение экзаменационной работы по литературе потребует от выпускника IX класса активизации тех же видов деятельности, что и при сдаче ЕГЭ: анализа и интерпретации художественного текста, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на вопрос и т.п. Уровень подготовки выпускника по литературе на обоих экзаменах выявляется прежде всего путем проверки умения экзаменуемого создавать связные высказывания на литературную тему.

Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня) сопровождается системой письменных заданий (по три задания для каждого варианта), направленных на анализ проблематики художественного произведения и основных средств раскрытия авторской идеи. Каждое из первых двух заданий предполагает письменный ответ в примерном объеме 3–5 предложений и оценивается максимально 3 баллами.

Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе (примерный объем – 5–8 предложений).

Часть 2 экзаменационной работы содержит четыре темы сочинений, требующие развернутого письменного рассуждения. Экзаменуемый выбирает одну из четырех предложенных ему тем (на создание сочинения учащемуся предлагается отвести 115 минут). В сочинении по лирике экзаменуемый должен проанализировать не менее двух стихотворений (их количество может быть увеличено по усмотрению экзаменуемого). Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов (если в сочинении менее 150 слов, то такая работа считается невыполненной).

Сочинение оценивается максимально 12 баллами.

Шкала перевода баллов в оценки:

«2» – от 0 до 6

«3» – от 7 до 13

«4» – от 14 до 18

«5» – от 19 до 23

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Оценивание выполнения заданий экзаменационной работы производится на основе специальных критериев, разработанных для трех указанных типов заданий, требующих развернутого ответа в разном объеме.

За выполнение каждого из двух заданий базового уровня сложности (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) экзаменуемый может получить максимум 3 балла (2 балла по содержательному критерию и 1 балл за речевое оформление ответа).

Выполнение задания повышенного уровня сложности (1.1.3 или 1.2.3) оценивается по трем критериям: «Умение сопоставлять художественные произведения»; «Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов»; «Следование нормам речи». Первый критерий является главным: если по нему эксперт ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов). Максимально за выполнение задания 1.1.3 или 1.2.3 экзаменуемый может получить 5 баллов.

Выполнение задания части 2 (сочинение) оценивается по пяти критериям: «Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений» (максимально – 3 балла); «Уровень владения теоретико-литературными понятиями» (максимально – 2 балла); «Обоснованность привлечения текста произведения» (максимально – 2 балла); «Композиционная цельность и логичность изложения» (максимально – 2 балла); «Следование нормам речи» (максимально – 3 балла). Таким образом, за сочинение экзаменуемый может получить максимально 12 баллов. Первый критерий является главным: если по нему эксперт ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов). При оценке сочинения учитывается также его объем. Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчет слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут.

ЛИТЕРАТУРА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ОГЭ И ЕГЭ!

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Слово о полку Игореве»

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII В.

Д.И. Фонвизин . Пьеса «Недоросль»

Г.Р. Державин . Стихотворение «Памятник»

ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

А.С. Грибоедов пьеса «Горе от ума»

В.А. Жуковский стихотворение «Море», баллада «Светлана»

А.С. Пушкин романы: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», поэма «Медный всадник», стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («роняет лес багряный свой убор...»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Зимнее утро», «Бесы», «разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»), "… Вновь я посетил..."

М.Ю. Лермонтов поэма «Мцыри», роман «Герой нашего времени», «Песня про… купца Калашникова», стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски...», «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Пророк», «Как часто, пёстрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...»

Н.В. Гоголь пьеса «Ревизор», поэма «Мертвые души», повесть «Шинель».

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

А.А. Фет стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…»,«Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»

Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо», стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...»,«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»

И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»

М.Е. Салтыков-Щедрин сатирические сказки: («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Дикий помещик», роман «История одного города» (обзорное изучение)

Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»

Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

И.А. Гончаров роман «Обломов»

Н.С. Лесков одно произведение (по выбору экзаменуемого) например, повесть «Левша» или «Леди Макбет Мценского уезда».

А.Н. Островский пьеса «Гроза»

Ф.И. Тютчев стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...»,«Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»),«Природа – сфинкс. И тем она верней...»

ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

А.П. Чехов пьеса «Вишневый сад», рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

И.А. Бунин рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»

А.А. Ахматова поэма «Реквием», стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Нес теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество»

М. Цветаева стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)

М. Горький пьеса «На дне», рассказ «Старуха Изергиль»

С.А. Есенин стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…»,«Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»

Б.Л. Пастернак роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов), стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль»

О.Э. Мандельштам «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

В.В. Маяковский поэма «Облако в штанах», стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»

А.А. Блок поэма «Двенадцать», стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»,«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…»

М.А. Шолохов роман «Тихий дон», рассказ «Судьба человека»

М.А. Булгаков романы: «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» (допускается выбор)

А.Т. Твардовский поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

А.И. Солженицын рассказ «Матренин двор», повесть «Один день Ивана Денисовича»

А.П. Платонов одно произведение (по выбору экзаменуемого)

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Проза второй половины XX века : Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)

Поэзия второй половины XX века : Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Драматургия второй половины ХХ века : А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей .

В первой части работы предполагается анализ текста художественного произведения, размещенного в самой экзаменационной работе, во второй части предлагаются темы сочинений.

При оценке выполнения всех типов заданий учитывается речевое оформление ответов.

Первая часть состоит из двух альтернативных вариантов (нам необходимо выбрать один из них). Первый вариант предлагает анализ фрагмента эпического, драматического или лироэпического произведения, а второй – анализ лирического стихотворения или басни.

Каждое из первых двух заданий предполагает письменный ответ в примерном объеме 3–5 предложений и оценивается максимально 3 баллами.

Третье задание первой части предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе. Примерный объем 5–8 предложений.

На выполнение заданий части 1 работы экзаменуемому рекомендуется отвести 120 минут.

Вторая часть экзаменационной работы содержит четыре темы сочинений, требующие развернутого письменного рассуждения.

Первая тема относится к произведению, из которого взят фрагмент для первого варианта первой части, а вторая - к творчеству поэта, чье лирическое стихотворение или басня включено во второй вариант первой части.

Задания 2.3 и 2.4 формулируются по творчеству других писателей, чьи произведения не были включены в варианты части 1 (древнерусская литература; литература XVIII, XIX и ХХ вв.). Задания 2.3, 2.4 не связаны с проблематикой произведений, приведенных в первой части экзаменационной работы. Экзаменуемый выбирает одну из четырех предложенных ему тем.

В сочинении по лирике экзаменуемый должен проанализировать не менее двух стихотворений.

На написание сочинения учащемуся предлагается отвести 115 минут.