Новая экономическая политика.

Что такое "Денационализация промышленности"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Денационализация промышленности передача гос. собственности (пром. и транспортных предприятий, акций и т.п.), возникшей в результате национализации, в частную собственность. В июне - июле 1918 о своем стремлении к Д. банков и предприятий заявили Комуч и Вр. Сиб. пр-во, распространявшие влияние на отд. р-ны У., 19 авг. с аналогичной декларацией выступило Вр. обл. пр-во У. Правда, в отд. случаях, когда того требовали интересы гос-ва, пр-во сохраняло за собой право объявлять предприятия нац. собственностью. Проходивший 18-22 окт. 1-й Ур. торг.-пром. съезд разработал программу реставрации капиталистических порядков в пром. и торг., принял резолюцию об их Д. После белогвардейского переворота в Омске (18.11.1918) верность выдвинутой ранее идее Д. док-тально подтвердило Всерос. пр-во адмирала А.В. Колчака. В мин-ве торг.и пром. и др. ведомствах развернулась работа по подготовке юридическо-правовых док-тов, обосновывающих проведение Д. В февр. 1919 при Всерос. пр-ве адмирала А.В.Колчака была учреждена должность уполномоченного по Д. предприятий У. со штатом служащих. Осуществление Д. на практике являлось, по мнению Ур. пром. к-та, очень сложной задачей. Среди причин, затруднявших Д., были следующие: отсутствие на местах владельцев и чл. правлений крупных предприятий; необходимость больших мат. затрат со стороны восстановленных в правах собственности предпринимателей для приведения з-дов и ф-к в работоспособное состояние; неразрешенность финансовых взаимоотношений гос. власти и предпринимателей и др. Учитывая имевшиеся сложности, Ур. пром. к-т высказался за временное сохранение предприятий в казенном ведении через посредство уполномоченных по управлению з-дами. По сообщению Гл. начальника Ур. края С.С.Постникова (апр.1919), "к Д., даже к подготовительным расчетам, еще не приступлено". Имелись лишь отд. факты возврата предприятий (в осн. малозначимых для гос-ва) прежним владельцам. Наиб. шир. размеры в крае Д. приняла на речном транспорте. К 20 мая 1919 в Перм. р-не было возвращено в частную собственность 81% паровых и 97% непаровых судов, в Уфимском р-не соответственно 36% и 46,5%. Медлительность при решении вопроса о Д. подчас приводила к самовольным действиям бывших хозяев по восстановлению своих прав собственности. После отступления колчаковской арм. и восстановления сов. власти на У. осенью 1919 денационализированные предприятия перешли обратно в руки гос-ва. Однако переход к новой экономической политике в 1921 привел к новому этапу Д. На тер. У. (вместе с Башк.) было передано в руки частных предпринимателей на условиях аренды ок. 200 предприятий, в осн. ср. и мелкой пром. С принятием НЭП сов. органы на У. разрешили аренду также ряда предприятий тяжелой индустрии (Билимбаевский, Староуткинский, Нязепетровский, Сысертский, Ильинский з-ды, чугунолитейная ф-ка при ст.>Хромпик>, мех. мастерская Кыштымского з-да, ряд мастерских Нижне-Тагильского и Висимо-Уткинского з-дов и др.). Ряд объектов в виде концессий получили иностранные капиталисты. В 1921 первой на У. и в стране была организована американская концессия А.Хаммера по добыче и переработке асбеста в Алапаевском р-не. Возникли английская золотопром. концессия "Лена Голфилдс Лимитед", латвийская концессия Струковича по добыче мрамора в Полевском р-не. Всего в 1927 на У. действовало 12 концессионных предприятий. Кооперативный частнокапиталистический и концессионный сектор в фабрично-з-дской пром. У. в 1926-27 хоз. г. охватывал 22,2% в осн. мелких предприятий и давал только 7,3% продукции. Число раб. на них составляло 5,2%, объем валовой продукции - 10,5%. Т.о., на У. Д. в период НЭП была ограничена, и частный сектор в пром. не получил развития. Уже весной 1922 под предлогом "произв. необходимости" Билимбаевский з-д был отобран у арендаторов. Вскоре эта же участь постигла и другие арендованные предприятия в тяжелой индустрии, а также концессии. В связи со свертыванием НЭП в конце 20-х частный сектор был ликвидирован также в ср. и мелкой пром. Введенный волевым путем госсектор стал господствующим в пром. У. Лит.: Бакунин А.В. Урал как единый промышленно-экономический район. Свердловск, 1991; Фельдман В.В. Восстановление промышленности Урала (1921-1926). Свердловск, 1989; Дмитриев Н.И. Новый подход к проблеме денационализации белогвардейскими властями промышленности и транспорта на Востоке России // Исторический опыт освоения восточных районов России. Кн.3. Владивосток, 1993. Бакунин А.В., Дмитриев Н.И.

1921 г. партия большевиков отказалась от основных принципов "военного коммунизма" и перешла к новой экономической политике (нэпу).

Причины ее введения такие.

o Полное разрушение экономики в результате гражданской войны и введение "военного коммунизма". В конце 1920 г. продукция металлообрабатывающих предприятий составляла лишь 7 % от уровня 1913 г., а производство чугуна - немногим более 2 %. Вследствие недостатка топлива и сырья большинство предприятий прекратили работу; железные дороги выполняли не более 12 % объема перевозок 1913 г. Практически не работали почта и телеграф. Особенно тяжелыми были людские потери. На протяжении 1917-1920 гг. они, по разным оценкам, составляли от 10 до 15 млн человек. Особенно много погибло мужчин - их численность уменьшилась на треть. Более 4 млн человек стали инвалидами.

o Большая волна антибольшевистских восстаний в стране. Главными требованиями восставших стало отстранение большевиков от власти. Действительно, на рубеже 1920-1921 гг. угрожающие размеры экономического кризиса вызвали в Западной Сибири, на Северном Кавказе, в Украине, на Дону и Поволжье новую волну крестьянских восстаний. Крестьянские восстания, которые были последней попыткой сопротивления большевистской власти, и последняя рассматривала как политический или кулацкий бандитизм, по характеру были не столько антисоветские, сколько антибольшевистские. В их основе лежало недовольство отношением правящей партии к крестьянству и тяжелыми последствиями политики "военного коммунизма". Прежде всего крестьяне протестовали против принудительного изъятия продовольствия (продразверстки) и связанного с ним запрета торговли.

Наиболее массовым крестьянским выступлением, который разгорелся еще летом 1920 г., было восстание крестьян Тамбовской и соседних губерний. Его возглавил А. Антонов, который с 1906. принадлежал к эсеровской партии, разделяя и поддерживая ее основные программные положения. Повстанцы выдвинули ряд демократических, экономических и политических требований, в том числе созыв Учредительного собрания, разрешение на участие российского и иностранного капитала в восстановлении хозяйства, проведение частичной денационализации, развитие кооперации и тому подобное. Повстанческая армия, численность которой достигла 50 тыс. человек, смогла захватить несколько уездов, на территории которых была создана своеобразная "крестьянская республика". Восставшие крестьяне казнили около 2 тыс. партийных и советских работников.

Подавление крестьянского выступления на Тамбовщине осуществлялось с исключительной жестокостью. Командующему войсками в губернии

Н. Тухачевському в апреле 1921 г. была поставлена задача в течение месяца полностью ликвидировать восстание. Для этого задействовали 100 тыс. красноармейцев, которых поддерживала артиллерия, броневики и самолеты. Боевые действия частей РККА против повстанцев сопровождались массовыми расстрелами, уничтожением крестьянских хозяйств, использованием химического оружия (отравляющих газов "для выкуривания бандитов из лесов"), созданием сети концлагерей. Лишь в начале лета восставшие крестьяне прекратили сопротивление. Тамбовське восстание, которое длилось с лета 1920 до лета 1921 г. и унесло около 50 тыс. жизней крестьян и красноармейцев, наиболее ярко продемонстрировало банкротство политики "военного коммунизма".

Кроме восстания на Тамбовщине, вспыхнуло восстание в Западной Сибири, охватившее всю Тюменскую и часть Омской, Челябинской и Екатеринбургской губерний. Оно также превратилось в настоящую войну крестьян-партизан с войсковыми соединениями РККА. Общая численность восставших достигала 60 тыс. лиц. им удалось провозгласить Тобольске федерацию, создать Временную городскую раду во главе с эсером Е. Коряковим. Повстанцы отменили все советские законы, в Тобольському и других уездах осуществили денационализации торговли и промышленности, вернули крестьянам конфискованные советской властью земли. Только в июне 1921 г. ценой больших усилий и жертв западно-сибирское восстание удалось подавить.

Общим для крестьянских восстаний конца 1920 - начала 1921 г. было то, что лозунг свободы рынка, которое в годы гражданской войны выдвигала зажиточная часть села, теперь объединяло все крестьянство. В то же время насилие и произвол, что скрывались за революционной фразой, в корне изменили отношение населения во всех советских республиках к большевистской партии, обусловили появление общего для всех недовольных лозунги "Советы без коммунистов".

Весной 1921 г, взрывоопасной становится ситуация и в городах. Голод, охвативший страну, стал непосредственной причиной массовых забастовок во многих промышленных центрах России, в частности в Петрограде, где было объявлено о закрытии с 1 марта 93 предприятий, Москве, Туле. 25 февраля в Петрограде было объявлено военное положение и создан Комитет обороны города, толпы недовольных большевистской политикой жителей разгонялись красными курсантами.

Кульминацией всеобъемлющего кризиса большевиков стало восстание моряков в Кронштадте (28 февраля -18 марта 1921 г.). Начало ему положило принятие 28 февраля экипажами линкоров "Петропавловска и "Севастополь" воззвания с призывом к правительству соблюдать права и свобод, провозглашенных в октябре 1917 г. Призыве к свержению власти советов эта резолюция не содержала, но была направлена против всевластия большевистской партии.

Участники восстания приняли резолюцию с требованиями немедленных перевыборов советов как таких, что не отвечают волеизъявлению рабочих и крестьян, свободы слова и печати для трудящихся, свободы собраний, освобождения всех политзаключенных, разрешения на свободное кустарное производство собственным трудом. Был создан Временный революционный комитет (ТРК), который возглавил старший писарь линкора "Пэт-ропавловськ" С. Петриченко. На его сторону перешла часть большевистской организации крепости во главе с Ф. Первушиним. Власть в городе без единого выстрела перешла к ревкому. В дни восстания около 300 коммунистов был взят под стражу. Лозунгами восставших моряков стали "Власть Советам, а не партиям", "Долой контрреволюцию справа и слева" и тому подобное. Восставшие надеялись на мирную "перестройку советского строя".

Для непосредственного руководства подавлением восстания РНК направила в Петроград Л. Троцкого, С. Каменева, Н. Ту-хачевського, П. Дыбенко и других большевистских лидеров.

Против 28-тысячного гарнизона Кронштадта было брошено около 50 тыс. солдат. 18 марта Кронштадт захватили части РККА. Около 8 тыс. защитников города нашли спасение в соседней Финляндии. К лету 1921 г. за участие в Кронштадтском восстании, по неполным данным, к расстрелу было приговорено свыше 2,1 тыс. человек, а около 6,5 тыс. получили различные сроки заключения.

Массовые крестьянские восстания весной 1921 г. и кронштадтські события, значительно ускорили принятие советским руководством решения о кардинальном изменении экономической политики.

15 марта 1921 г. X съезд РКП(б) принял постановление "О замене разверстки натуральным налогом", которая стала началом перехода к нэпу.

Суть нэпа составляли:

o замена в деревне продразверстки продналогом: крестьяне продавали государству по низким ценам часть продукции, а остальные имели право продать на рынке;

o денационализация (приватизация) средних и мелких предприятий; внедрение хозрасчета; "командные высоты" в экономике - тяжелая промышленность, банки, транспорт, внешняя торговля - оставались в руках государства; признавались такие формы собственности, как частная, арендная, кооперативная;

o введение в промышленности продажи надпланової продукции по рыночным ценам;

o восстановление под контролем государства товарно-денежных отношений;

o внедрение устойчивой денежной единицы - червонца вместо обесцененных советских денежных знаков.

Новая экономическая политика, в отличие от предыдущей - "военного коммунизма", включала элементы рынка. Это был единственный путь возродить разрушенную экономику.

Декретом Совнаркома от 28 марта 1921 г. устанавливался хлебный налог в размере 240 млн пудов вместо 423 млн пудов, что планировались за раскладкой на 1920. За счет торговли и обмена предполагалось дополнительно получить еще 160 млн пудов. Тем самым запланированный минимум, который государство планировало получить для потребления, должен был достичь 400 млн пудов.

С целью скорейшего восстановления сельского хозяйства крестьяне в 1922 г. получили право сдавать землю в аренду, использовать наемный труд, объединяться в кооперативы. За короткое время на селе возникли разнообразные формы кооперации: объединение крестьян для сбыта продукции своих хозяйств, покупке сельскохозяйственного инвентаря, получения кредитов, обработки земли и тому подобное. Этими формами в годы нэпа было охвачено около 25 % крестьянских хозяйств.

Существенные перспективы открывал нэп и перед городскими жителями. Правительственные постановления от 17 мая и 10 декабря 1921 г. положили начало частичной денационализации промышленности. Декретом СНК РСФСР от 24 мая того же года была разрешена частная торговля. Повсюду начали открываться частные магазины, столовые, кафе.

Нэп обусловил существенные изменения в промышленности. Контролируя тяжелую промышленность, государство передало в аренду организациям (кооперативам, артелям и др.), а также частным лицам мелкие предприятия.

В 1923 г. была децентрализованная система управления промышленностью. Ликвидированы главки и создано 78 трестов: 3 союзные, 21 республиканский, 54 губернские. Количество главных комитетов и центров Всесоюзного совета народного хозяйства (ВСНХ) сократилось втрое, почти так же и численность управленческих кадров. Предприятия получили большую самостоятельность. Объединенные в тресты, они стали работать на принципах хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости. Нерентабельные предприятия закрывались или сдавались в аренду. Только за 1921-1922 гг. возникло более 10 тыс. частных предприятий. Как правило, они сдавались в аренду бывшим владельцам на срок от 2 до 5 лет взамен 10-15% производимой продукции. Всего в середине 20-х годов частный сектор давал от 20 до 25 % продукции, произведенной промышленностью Советского Союза. Несмотря на частичную денационализацию, государство сохраняло за собой "командные высоты" экономики: энергетику, металлургию, нефтедобычи и нефтепереработку, транспорт, внешнюю торговлю.

Частным лицам разрешалось брать в аренду и открывать мелкие предприятия (сначала с количеством рабочих до 20 человек, а позже несколько больше), создавать кооперативы, отдельные фабрики и заводы передавались в концессию (аренду) иностранцам.

Всего в 1921-1929 гг. Советская Россия получила от западных предпринимателей около 2670 предложений по созданию концессий, однако не все они были реализованы. В середине 20-х годов концессионные предприятия давали почти 85 % марганцевой руды, более 60 добытого свинца и серебра, 30 золота, 26 цинка, 19 меди, 22 % изготовленной одежды и галантереи. Нередко создавались смешанные акционерные предприятия с участием государственного, кооперативного, частного и иностранного капитала.

Почти сразу стали возникать синдикаты - организации для закупки сырья, планирования торговых операций и сбыта однородной продукции. Деятельность синдикатов, проведение оптовых ярмарок и основания товарных бирж формировали рынок средств производства.

За годы нэпа вместо всеобщей трудовой повинности и трудовых мобилизаций, характерных для "военного коммунизма", утвердилось свободный наем рабочей силы. Была ликвидирована уравнительная система оплаты труда. Более квалифицированный труд оплачивался лучше малоквалифицированной. Предприятия стали избавляться от лишних и непригодных рабочих. Выросла безработица. Для помощи безработным создавались биржи труда, которые проводили их регистрацию, обучение, помогали материально, направляли на работу и тому подобное.

Было нормализировано финансовую систему. Восстановлено банки, кредитные учреждения, нормализована налоговую политику. Вскоре платными стали транспортные, коммунальные и почтово-телеграфные услуги. В 1922-1924 гг. была проведена финансово-экономическая реформа: в конце 1922 г. появились червонцы - твердая советская валюта, которая обеспечивалась золотом, обслуживала хозяйственный оборот и свободно обменивалась на иностранную валюту. Того же году были созданы первые фондовые биржи, где разрешалась свободная кулівля-продажа валюты и золота. Весной 1924 г. вместо так называемых радзнаків (обесцененные советские рубли), изымались из обращения, начался выпуск государственных казначейских билетов. Был остановлен бешеный темп инфляции.

в Корне отличаясь от "военного коммунизма", нэп способствовал успешному восстановлению народного хозяйства. Уже с 1921 г. началась реализация плана ГОЭЛРО. В 1922 г. дала ток Ка-ширська электростанция вблизи Петрограда. В 1924-1926 гг. заработали Шатурська, Ярославская, Волховська и некоторые другие

ГЭС, что позволило в 1,5 раза увеличить выпуск электроэнергии по сравнению с 1913 г. К 1923 г. было в основном преодолено и транспортный кризис. Движение поездов возобновилось на территории всех советских республик.

81924 г. Путиловский в Петрограде, а затем Харьковский и Коломенский машиностроительные заводы стали выпускать трактора, московский завод AMO - грузовые автомобили.

1925 г. крупная промышленность почти достигла уровня 1913 г., а в 1926 г. превзошла его. Возрождение промышленности способствовало и увеличению численности рабочего класса: в 1926 г. на фабриках и заводах страны работали 2,3 млн человек.

В середине 20-х годов примерно довоенного уровня достигло сельское хозяйство СССР. В 1921-1922 гг. государство получило 233 млн пудов зерна, в 1922-1923гг. - 429,6 млн, в 1923 - 1924 гг. - 397 млн, в 1925-1926 гг. - 496 млн пудов.

В годы осуществления новой экономической политики на ее долю выпали серьезные испытания. Цены на промышленные товары были искусственно завышены, а на сельскохозяйственные - заморожено. Образовались так называемые "ножницы цен", в результате которых крестьяне, составлявшие подавляющее большинство населения, не могли покупать дорогие для них товары народного потребления. Крестьяне не желали добровольно продавать хлеб государству по низким ценам, стремясь продавать его непосредственно потребителям по ценам свободного рынка, которые были значительно выше, чем государственные. В конце 1923 г. крестьянское восстание вспыхнуло в Амурской области, а летом следующего года - в Грузии. Возникали хлебозаготовительные трудности, которые особенно дали о себе знать в 1925-1926 и 1927-1928 гг.

Государство вынуждено было снизить цены на промышленные товары, особенно на продукцию легкой промышленности и сельскохозяйственный инвентарь. Одновременно повышались закупочные цены на продукцию сельского хозяйства и был организован кредит для крестьян. Кризис сбыта удалось преодолеть, но полностью неэквивалентный обмен ликвидировать не удалось.

Главным последствием нэпа было быстрое возрождение экономики.

Нэп на практике показал свою жизнеспособность. Конкуренция между государственным (имел 86,4 % мощностей), кооперативным (7 %) и частным (5,7%) секторами обеспечила высокую эффективность производства. Мелкая промышленность почти вся была частной.

Нэп способствовал сдвигам в общественно-политической жизни:

o прекратились массовые расстрелы;

o было объявлено амнистию повстанцам;

o политической эмиграции гарантировалось свободное возвращение;

o правящий режим достиг политической стабильности в обществе.

Однако, несмотря на вполне реальные положительные сдвиги, нэп в конце 20-х годов было свернуто.

Использовав развитие рынка для стабилизации советской власти в первой половине 20-х годов, партия завершает отступление и переходит к его постепенному свертыванию.

o установление плана хлебозаготовок по каждой губернией, а затем и по округу;

o повышение ставок налогов на частное предпринимательство как в селе, так и в городе;

o вгортання денежного и товарного кредитования частного сектора хозяйства;

o введение карточной системы распределения пищевых продуктов и принятия первого пятилетнего плана положили конец рыночным отношениям и частному предпринимательству.

Нэп не стал путем к рациональной и эффективной экономики. Директивная экономика оказалась органической составляющей тоталитарного режима. Правящая партия вернулась к реализации коммунистической доктрины. У1929 г. большевистское руководство решило осуществить "великий перелом" и отбросить нэп.

Итак, во времена нэпа был достигнут самых высоких темпов развития страны за все 70 лет советской власти, в кратчайшие сроки восстановлено хозяйство страны, резко возрос жизненный уровень населения. Однако нэп не мог быть длительным, поскольку базировался на двух несовместимых основах: в экономике господствовали рыночные отношения, а в политике - командно-административная система, которая привыкла подчинять экономику своим политическим целям. Реформы в экономике не дополнялись реформами в политической сфере, а независимыми владельцами было трудно управлять.

Новая экономическая политика - экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы. Была принята 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП - замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге - около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922-1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.

Предпосылки перехода к НЭПу

После окончания гражданской войны страна оказалась в тяжелейшем положении, столкнулась с глубоким экономическим и политическим кризисом. В результате почти семи лет войны Россия потеряла более четверти своих национальных богатств. Особенно крупный урон понесла промышленность. Объем ее валовой продукции уменьшился в 7 раз. Запасы сырья и материалов к 1920 году были в основном исчерпаны. По сравнению с 1913 годом валовое производство крупной промышленности сократилось почти на 13%, а мелкой более чем на 44%.

Огромные разрушения были нанесены транспорту. В 1920 г объем перевозок железных дорог составил 20% по отношению к довоенному. Ухудшилось положение в сельском хозяйстве. Сократились посевные площади, урожайность, валовые сборы зерновых, производство продуктов животноводства. Сельское хозяйство все более приобрело потребительский характер, его товарность упала в 2,5 раза. Произошло резкое падения жизненного уровня и труда рабочих. В результате закрытия многих предприятий продолжался процесс деклассирования пролетариата. Огромные лишения привели к тому, что с осени 1920 года в среде рабочего класса стало усиливаться недовольство. Положение осложнялось начавшейся демобилизацией Красной Армии. По мере того, как фронты гражданской войны отступали к границам страны, крестьянство начало все более активно выступать против продразверстки, которая реализовывалась насильственными методами с помощью продотрядов.

Политика «военного коммунизма» привела к уничтожению товарно-денежных отношений. Ограничивалась продажа продовольствия и промышленных товаров, они распределялись государством в виде натуральной заработной платы. Была введена уравнительная система оплаты труда среди рабочих. Это порождало у них иллюзию социального равенства. Несостоятельность этой политики проявилась в образовании «черного рынка» и расцвете спекуляции. В социальной сфере политика «военного коммунизма» опиралась на принцип «Кто не работает, тот не ест ». В 1918 г. была введена трудовая повинность для представителей бывших эксплуататорских классов, а в 1920 г. - всеобщая трудовая повинность. Принудительная мобилизация трудовых ресурсов осуществлялась с помощью трудовых армий, направляемых на восстановление транспорта, строительные работы и др. Натурализация оплаты труда привела к бесплатному предоставлению жилья, коммунальных, транспортных, почтовых и телеграфных услуг. В период «военного коммунизма» в политической сфере установилась безраздельная диктатура РКП(б), что тоже в последствии явилось одной из причин перехода к НЕПу. Партия большевиков перестала быть чисто политической организацией, ее аппарат постепенно срастался с государственными структурами. Она определяла политическую, идеологическую, экономическую и культурную ситуацию в стране, даже личную жизнь граждан. По существу речь шла о кризисе политики «военного коммунизма».

Разруха и голод, забастовки рабочих, восстания крестьян и матросов - все свидетельствовало о том, что в стране назрел глубокий экономический и социальный кризис. Кроме того, к весне 1921 г. была исчерпана надежда на скорую мировую революцию и материально-техническую помощь европейского пролетариата. Поэтому В. И. Ленин пересмотрел внутриполитический курс и признал, что только удовлетворение требований крестьянства может спасти власть большевиков.

Сущность НЭПа

Сущность НЭПа была понятна не всем. Неверие в НЭП, его социалистическую направленность порождало споры о путях развития экономики страны, о возможности построения социализма. При самом различном понимании НЭПа многие партийные деятели сходились в том, что в конце гражданской войны в Советской России сохранилось два основных класса населения: рабочие и крестьяне, а вначале 20 годов после ведения НЭПа, появилась и новая буржуазия, носительница реставраторских тенденций. Широкое поле деятельности для нэпманской буржуазии составили отрасли, обслуживающие основные важнейшие потребительские интересы города и деревни. В. И. Ленин понимал неизбежные противоречия, опасности развития на пути НЭПа. Он считал необходимым укрепление Советского государства для обеспечения победы над капитализмом.

В целом нэповская экономика представляла собой сложную и малоустойчивую рыночно-административную конструкцию. Причем введение в нее рыночных элементов носило вынужденный характер, а сохранение административно-командных - принципиальный и стратегический. Не отказываясь от конечной цели (создания нерыночной системы экономики) НЭПа, большевики прибегли к использованию товарно-денежных отношений при одновременном сохранении в руках государства «командных высот»: национализированной земли и недр, крупной и большей части средней промышленности, транспорта, банковского дела, монополии внешней торговли. Предполагалось относительно длительное сосуществование социалистического и несоциалистического (государственно-капиталистического, частнокапиталистического, мелкотоварного, патриархального) укладов с постепенным вытеснением последних из хозяйственной жизни страны при опоре на «командные высоты» и использованием рычагов экономического и административного воздействия на крупных и мелких собственников (налоги, кредиты, ценовая политика, законодательство и т.д.).

С точки зрения В. И. Ленина сущность нэповского маневра заключалась в подведении экономического фундамента под «союз рабочего класса и трудящегося крестьянства», иначе говоря - предоставления известной свободы хозяйствования преобладавшей в стране среди мелких товаропроизводителей с тем, чтобы снять их острое недовольство властью и обеспечить политическую стабильность в обществе. Как не раз подчеркивал большевистский лидер, НЭП являлся обходным, опосредованным путем к социализму, единственно возможным после провала попытки прямого и быстрого слома всех рыночных структур. Прямой путь к социализму, впрочем, не отвергался им в принципе: Ленин признавал его вполне пригодным для развитых капиталистических государств после победы там пролетарской революции.

НЭП в сельском хозяйстве

Постановление X съезда РКП(б) о замене разверстки продналогом, положившее начало новой экономической политике, законодательно было оформлено декретом ВЦИК в марте 1921 года. Размер налога снизился почти в два раза по сравнению с продразверсткой, причем основная его тяжесть падала на зажиточных сельских крестьян. Декрет ограничивал свободу торговли остающейся у крестьян после уплаты налога продукцией «пределами местного хозяйственного оборота». Уже к 1922 году обозначился заметный рост сельского хозяйства. Страна была накормлена. В 1925 г. посевная площадь достигла довоенного уровня. Крестьяне засеяли почти такую же площадь, как в довоенном 1913 г. Валовой сбор зерна составил 82% по сравнению с 1913 г. Поголовье скота превысило довоенный уровень. 13 млн. крестьянских хозяйств являлись членами сельскохозяйственной кооперации. В стране было около 22 тыс. колхозов. Осуществление грандиозной индустриализации требовало коренной перестройки аграрного сектора. В западных странах аграрная революция, т.е. система совершенствования сельскохозяйственного производства, предшествовала революционной промышленности, а потому в целом было легче снабжать продуктами городское население. В СССР оба эти процесса приходилось осуществлять одновременно. При этом деревня рассматривалась не только как источник продовольствия, но и как важнейший канал пополнения финансовых ресурсов для нужд индустриализации.

НЭП в промышленности

Радикальные преобразования произошли и в промышленности. Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты - объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов. Уже к концу 1922 г. около 90 % промышленных предприятий были объединены в 421 трест, причем 40 % из них было централизованного, а 60 % - местного подчинения. Тресты сами решали, что производить и где реализовывать продукцию. Предприятия, входившие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Законом предусматривалось, что «государственная казна за долги трестов не отвечает».

ВСНХ, потерявший право вмешательства в текущую деятельность предприятий и трестов, превратился в координационный центр. Его аппарат был резко сокращён. Именно в то время появился хозяйственный расчёт, при котором предприятие (после обязательных фиксированных взносов в государственный бюджет) имеет право само распоряжаться доходами от продажи продукции, само отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности, самостоятельно использует прибыли и покрывает убытки. В условиях НЭПа, писал Ленин, «государственные предприятия переводятся на так называемый хозяйственный расчёт, то есть, по сути, в значительной степени на коммерческие и капиталистические начала».

Советская власть пыталась сочетать в деятельности трестов два начала - рыночное и плановое. Поощряя первое, государство стремилось с помощью трестов заимствовать из рыночного хозяйства технику и приемы работы. Одновременно усиливался принцип плановости в деятельности трестов. Государство поощряло сферы деятельности трестов и создание системы концернов за счет присоединения к трестам предприятий, производящих сырьё и готовые изделия. Концерны должны были служить центрами планового руководства экономикой. По этим соображениям в 1925 году из положения о трестах была изъята мотивировка «прибыли» как цели их деятельности и оставлено только упоминание о «коммерческом расчете». Итак, трест как форма управления сочетал в себе плановые, и рыночные элементы, которые государство пыталось использовать для построения социалистического планового хозяйства. В этом была сложность и противоречивость ситуации.

Почти одновременно стали создаваться синдикаты - объединения трестов для оптового сбыта продукции, кредитования и регулирования торговых операций на рынке. К концу 1922 г. синдикаты контролировали 80% промышленности, охваченной трестами. На практике сложилось три типа синдикатов:

  1. с преобладанием торговой функции (Текстильный, Пшеничный, Табачный);
  2. с преобладанием регулятивной функции (Совет съездов основной химической промышленности);
  3. синдикаты, созданные государством на принудительной основе (Солесиндикат, Нефтяной, Угольный и др.) для сохранением контроля за важнейшими ресурсами.

Таким образом, синдикаты как форма управления также носили двойственный характер: с одной стороны, они сочетали в себе элементы рынка, так как были ориентированы на улучшение коммерческой деятельности входивших в них трестов, с другой - это были монопольные организации в данной отрасли, регулируемые вышестоящими государственными органами (ВСНХ и наркоматами).

Финансовая реформа НЭПа

Переход к НЭПу потребовал разработки новой финансовой политики. В проведении реформы финансово-денежной системы приняли участие опытные дореволюционные финансисты: Н. Кутлер, В. Тарновский, профессора Л. Юровский, П. Гензель, А. Соколов, З. Каценеленбаум, С. Фолькнер, Н. Шапошников, Н. Некрасов, А. Мануйлов, бывший помощник министра А. Хрущев. Большую организаторскую работу провели нарком финансов Г. Сокольников, член коллегии Наркомфина В. Владимиров, председатель правления Госбанка А. Шейман. Были определены основные направления реформы: прекращение денежной эмиссии, установление бездефицитного бюджета, восстановление банковской системы и сберегательных касс, введение единой денежной системы, создание устойчивой валюты, выработка соответствующей налоговой системы.

Декретом Советского правительства от 4 октября 1921 года в составе Наркомфина был образован Госбанк, открыты ссудо-сберегательные кассы, введена оплата транспорта, кассово-телеграфных услуг. Была восстановлена система прямых и косвенных налогов. Для укрепления бюджета резко сократили все расходы, которые не соответствовали доходам государства. Дальнейшая нормализация финансово-банковской системы требовала укрепления советского рубля.


В соответствии с декретом СНК с ноября 1922 г. начался выпуск параллельной советской валюты - «червонца». Он был приравнен к 1 золотнику - 78, 24 доли или 7,74234 г. чистого золота, т.е. тому количеству, которое содержалось в дореволюционной золотой десятке. Запрещалось погашать червонцами бюджетный дефицит. Они предназначались для обслуживания кредитных операций Госбанка, промышленность, оптовой торговли.

Для сохранения устойчивости червонца особая часть (ОЧ) валютного управления Наркомфина скупала или продавала золото, иностранную валюту и червонцы. Несмотря на то, что эта мера соответствовала интересам государства, подобная коммерческая деятельность ОЧ расценивалась ОГПУ как спекуляция, поэтому в мае 1926 г. начались аресты и расстрелы руководителей и сотрудников ОЧ (Л. Волина, А.М. Чепелевского и др., реабилитированных только 1996 г.).

Высокая нарицательная стоимость червонцев (10, 25, 50 и 100 руб.) создавала трудности с их разменом. В феврале 1924 г. было принято решение о выпуске государственных казначейских билетов номиналом 1, 3, и 5 руб. золотом, а также мелкой разменной серебряной и медной монеты.

В 1923 и 1924 г.г. были проведены две девальвации совзнака (прежнего расчетного дензнака). Это придавало денежной реформе конфискационный характер. 7 марта 1924 г. было принято решение о выпуске совзнаков Госбанком. За каждые сданные государству 500 млн. руб. образца 1923 г. их владелец получал 1 коп. Так была ликвидирована системы двух параллельных валют.

В целом государство добилось определенных успехов в проведении денежной реформы. Червонца стали производить биржи в Константинополе, прибалтийских странах (Рига, Ревель), Риме, некоторых восточных странах. Курс червонца равнялся 5 дол. 14 центам США.

Укреплению финансовой системы страны способствовали возрождение кредитной и налоговой систем, создание бирж и сети акционерных банков, распространение коммерческого кредита, развитие внешней торговли.

Однако финансовая система, созданная на базе НЭПа, стала дестабилизироваться во второй половине 20-х гг. в силу нескольких причин. Государство усилило плановые начала в экономике. В контрольных цифрах на 1925-26 хозяйственный год утверждалась идея о поддержании денежного обращения возрастающей эмиссией. К декабрю 1925 г. денежная масса увеличилась по сравнению с 1924 г. в 1,5 раза. Это привело к нарушению равновесия между размерами товарооборота и денежной массой. Поскольку Госбанк постоянно вводил в обращение золото и инвалюту, чтобы изымать денежные излишки и поддерживать курс червонца, вскоре валютные резервы государства истощились. Борьба с инфляцией была проиграна. С июля 1926 г. было запрещено вывозить червонец за рубеж и прекращена скупка червонцев на внешнем рынке. Червонец из конвертируемой валюты превратился во внутреннюю валюту СССР.

Таким образом, денежная реформа 1922-1924 г.г. являлась комплексной реформой сферы обращения. Денежная система перестраивалась одновременно с налаживанием оптовой и розничной торговли, ликвидацией бюджетного дефицита, пересмотром цен. Все эти меры помогли восстановить и упорядочить денежное обращение, преодолеть эмиссию, обеспечить формирование твердого бюджета. Одновременно финансово-экономическая реформа помогла упорядочить налогообложение. Твердая валюта и твердый государственный бюджет были важнейшими достижениями финансовой политике Советского государства тех лет. В целом денежная реформа и финансовое оздоровление способствовали перестройке механизма действия всего народного хозяйства на основе НЭПа.

Роль частного сектора во времна НЭПа

В период НЭПа крупную роль в деле восстановления легкой и пищевой промышленности сыграл частный сектор - он производил до 20% всей промышленной продукции (1923 г.) и преобладал в оптовой (15%) и розничной (83%) торговле.

Частный промышленность имела вид кустарных, арендных, акционерных и кооперативных предприятий. Заметное распространение частное предпринимательство получило в пищевой, швейной и кожевенной, а также маслобойной, мукомольной и махорочной промышленности. Около 70% частнохозяйственных предприятий находилось на территории РСФСР. Всего в 1924-1925 г.г. в СССР насчитывалось 325 тыс. частных предприятий. На них было занято около 12% всей рабочей силы, в среднем по 2-3 работника на одном предприятии. Частные предприятия вырабатывали около 5% всей промышленной продукции (1923 г.). государство постоянно ограничивало деятельность частных предпринимателей путем использования налогового пресса, лишения предпринимателей избирательных прав и т.д.

В конце 20-х гг. в связи со свертыванием НЭПа политика ограничения частного сектора сменилась курсом на его ликвидацию.

Последствия НЭПа

Со второй половины 1920-х годов начались первые попытки свёртывания НЭПа. Ликвидировались синдикаты в промышленности, из которой административно вытеснялся частный капитал, создавалась жёсткая централизованная система управления экономикой (хозяйственные наркоматы).

В октябре 1928 года началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, руководство страны взяло курс на форсированную индустриализацию и коллективизацию. Хотя официально НЭП никто не отменял, к тому времени он был уже фактически свернут.

Юридически НЭП был прекращен только 11 октября 1931 года, когда было принято постановление о полном запрете частной торговли в СССР.

Несомненным успехом НЭПа было восстановление разрушенной экономики, причём, если учесть, что после революции Россия лишилась высококвалифицированных кадров (экономистов , управленцев, производственников), то успех новой власти становится «победой над разрухой». В то же время, отсутствие тех самых высококвалифицированных кадров стало причиной просчётов и ошибок.

Значительные темпы роста экономики, однако, были достигнуты лишь за счёт возвращения в строй довоенных мощностей, ведь Россия лишь к 1926-1927 году достигла экономических показателей довоенных лет. Потенциал для дальнейшего роста экономики оказался крайне низким. Частный сектор не допускался на «командные высоты в экономике», иностранные инвестиции не приветствовались, да и сами инвесторы особо не спешили в Россию из-за сохраняющейся нестабильности и угрозы национализации капиталов. Государство же было неспособно только из своих средств производить долгосрочные капиталоёмкие инвестиции.

Также противоречивой была ситуация и в деревне, где явно притеснялись «кулаки».

Россия вышла из Гражданской войны 1918- 1920 гг. в состоянии «человека, избитого до полусмерти» (В.И.Ленин). Кризис имел всесторонний характер: экономическая разруха (промышленность, по некоторым показателям отброшенная к уровню 1861 г., бездействующий транспорт, сократившиеся наполовину посевные площади, измеряемая тысячами процентов в год инфляция, развалившаяся финансовая система) дополнялась социальной катастрофой (падение уровня жизни, деклассирование, высокая смертность, голод) и политическим напряжением (недоверие к советской власти, усиление антибольшевистских настроений). Грозным предупреждением были восстание крестьян в Тамбовской губернии (антоновщина) и восстание матросов, солдат и рабочих в Кронштадте под лозунгами политических свобод, переизбрания Советов, отстранения большевиков от власти.

Кризис не был лишь следствием войны. Он свидетельствовал о крахе «военного коммунизма» как попытки непосредственного, стремительного, с опорой на насилие перехода к коммунизму. Весной 1921 г. на X съезде РКП(б) было объявлено о новой, экономической политике (нэп) - новой потому, что она признавала необходимость маневра, допущения некоторой свободы экономической деятельности, торговли, товарно-денежных отношений, уступок крестьянству и частному капиталу. Принципиально цели не изменились - переход к коммунизму оставался программной задачей партии и государства, но методы этого перехода были отчасти пересмотрены. Нэп включал в себя ряд мер:

Замена продразверстки меньшим по размеру продналогом;

Допущение свободы торговли продуктами сельскохозяйственного производства;

Денационализация мелкой и средней промышленности при сохранении за государством так называемых командных высот (металлургия, транспорт, топливная промышленность, нефтедобыча и др.);

Объединение крупных предприятий в тресты, работавшие на основе хозрасчета и подчиненные Высшему совету народного хозяйства;

Отмена трудовой повинности и трудовой мобилизации, внедрение оплаты труда по тарифам с учетом количества и качества продукции;

Разрешение свободы частного капитала в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, сфере обслуживания (с ограничениями), поощрение кооперации;

Допущение иностранного капитала (концессии, аренда); воссоздание банковской и налоговой систем;

Проведение денежной реформы на основе ограничения эмиссии, вытеснения совзнаков и введения устойчивой валюты - червонца.

Достижения нэпа значительны: к 1925 г. был в основном достигнут довоенный уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, остановлена инфляция, стабилизирована финансовая система, улучшилось материальное положение населения.

Вместе с тем успехи нэпа не следует преувеличивать. По удачному выражению историка В. П. Дмитренко, он привел к восстановлению отсталости: задач модернизации, стоявших перед российской экономикой уже в начале XX в., он не решал. Более того, нэпу были свойственны весьма серьезные противоречия, которые привели к целой череде кризисов: сбыта промышленных товаров (осень 1923), дефицита промышленных товаров (осень 1924, осень 1925), хлебозаготовок (зима 1927/28) - и породили острую борьбу в руководстве партии и государства.

Противоречия нэпа проявлялись в:

Экономике (техническая отсталость промышленности - высокие темпы ее восстановления, острая потребность в обновлении производственных мощностей - нехватка капиталов внутри страны. невозможность широкого привлечения иностранных капиталовложений, абсолютное преобладание мелких, полунатуральных крестьянских хозяйств на селе);

Социальной сфере (усиление неравенства, неприятие нэпа значительной частью рабочего класса и крестьянства, ощущение временности своего положения у многих представителей нэпманской буржуазии);

Политике (понимание нэпа как временного отступления, маневра, необходимого для перегруппировки сил, сохранение многочисленных ограничений для частного капитала в промышленности, торговле и сельском хозяйстве, острая борьба по вопросам, связанным с перспективами нэпа).

Самым главным было противоречие между экономикой и политикой: экономика, основанная на частичном признании рынка и частной собственности, не могла стабильно развиваться в условиях ужесточения однопартийного политического режима, программные цели которого состояли в переходе к коммунизму - обществу, свободному от частной собственности.

Официально об отказе от нэпа было объявлено в декабре 1929 г. В конце 1920-х гг. начался кризис нэпа. Промышленность СССР не успевала за развитием сельского хозяйства. Крестьянин-единоличник не мог купить на вырученные от продажи своей продукции деньги необходимые промышленные товары. Посевные площади стали сокращаться. Упали государственные закупки сельхозпродуктов, в городах начался голод. Преодолеть кризис можно было двумя путями. Экономический план, сторонниками которого были Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и другие их партийные единомышленники, предусматривал иностранные инвестиции в советскую экономику, насыщение рынка (за счет этих средств) промышленными товарами, постепенный запуск отраслей промышленности, производящих ТНП (товары народного потребления). Но выполнение этого плана растянулось бы на многие годы и поставило СССР в зависимость от капиталистических государств. И.В. Сталин и его сторонники предпочли проверенный в годы Гражданской войны способ насильственного изъятия сельхозпродукции у крестьян. С этой целью в 1928 г. было решено провести коллективизацию (коллективизация -- политика советского государства, направленная на массовое создание насильственными методами коллективных хозяйств -- колхозов).

Новая экономическая политика (1921-1928) \\ новый курс в экономической политике большевиков

переход на главную

1. Предпосылки перехода к новой экономической политике

1.1. Экономические. Потребность в изменении внутриполитического курса Советского государства после окончания Гражданской войны была вызвана кризисом, который приобрел тотальный характер, затронув область экономических, политических и социальных отношений. Государственная политика распределения не выполнила задачу обеспечения городского населения продовольствием. Политика военного коммунизма придала развитию экономики односторонний характер и стала тормозом расширенного воспроизводства. Требовалось восстановление разрушенного войной и военным коммунизмом хозяйства.

1.2. Социально-политические. Экономические проблемы тесно переплетались с важнейшими вопросами политики, такими, как отношение к советской власти.

Нежелание терпеть продразверстку привело к созданию повстанческих очагов в Среднем Поволжье, на Дону, Кубани. В Туркестане активизировались басмачи. В феврале - марте 1921 г. западносибирские повстанцы создали вооруженные формирования в несколько тысяч человек. 1 марта 1921 г. вспыхнул мятеж в Кронштадте, в ходе которого выдвигались политические лозунги (Власть Советам, а не партиям!, Советы без большевиков!). Прошли забастовки и демонстрации рабочих. С критикой чрезвычайных мер в экономике выступали представители партий умеренных социалистов, поддерживавших с конца 1918 г. борьбу большевиков с белыми и интервентами.

В результате советский режим столкнулся с серьезным внутриполитическим кризисом. Возникла реальная угроза власти большевиков. В условиях отсутствия мировой революции только соглашение с крестьянством могло спасти положение. Вопрос об изменении экономического курса - замене продразверстки натуральным налогом - оказался в центре партийных дискуссий.

2. Основные элементы нэпа

2.1. Сущность нэпа (1921-1928 гг.). Начало этой политике положило решение о замене продразверстки натуральным налогом, принятое на Х съезде РКП(б) в марте 1921 г. Первоначально нэп рассматривался большевиками как временное отступление, вызванное неблагоприятным соотношением сил. В разряд отступлений включался возврат к госкапитализму (в ряде отраслей экономики) и осуществление связи между промышленностью и сельским хозяйством на основе торговли и денежного обращения.

Затем нэп оценивался уже как один из возможных путей к социализму через сосуществование социалистического и рыночного хозяйства и постепенное - при опоре на командные высоты в политике, экономике, идеологии - вытеснение несоциалистических хозяйственных форм. Это означало, что все крестьянство (а не только его беднейшая часть) становилось полноправным участником социалистического строительства.

2.2. Нэпозначал прежде всего восстановление товарно-денежных отношений в торговле, промышленности, сельском хозяйстве С целью восстановить промышленность и наладить товарообмен между городом и деревней предусматривалось:

Проведение частичной денационализации промышленности, развитие мелкого и кустарного производства;

Вводился хозрасчет, создавались хозрасчетные объединения - тресты и синдикаты;

Произошел отказ от трудовых мобилизаций и уравнительной оплаты труда;

Создавались госкапиталистические предприятия - в форме концессий, смешанных обществ, аренды.

2.3. Финансовая политика в годы нэпа характеризовалась известной децентрализацией кредитной системы (выделялись коммерческие кредиты).

2.3.1. Кредитная система. В 1921 г. был воссоздан Государственный банк, позже возникли Торгово-промышленный банк, Российский коммерческий банк, Банк потребительской кооперации, сеть кооперативных и местных коммунальных банков. Созданный в 1924 г. Центральный сельскохозяйственный банк за 3 года выделил сельской кооперации кредитов на сумму 400 млн. рублей. Была введена система прямых и косвенных налогов (промысловый, подоходный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги).

2.3.2. Денежная реформа (1922-1924 гг.) явилась наиболее действенной и самой рыночной мерой финансовой политики советской власти того периода. Реформа стабилизировала финансовое положение. В обращение была выпущена устойчивая (конвертируемая) валюта - червонец , который приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям. Важно, что реформа, проводившаяся финансистами с дореволюционным стажем, устанавливала в качестве критерия размера эмиссии соотношение спроса и предложения.

2.4. Торговля. Новая экономическая политика продемонстрировала значительные экономические результаты, особенно в первые годы ее проведения. Развитие товарно-денежных отношений привело к восстановлению всероссийского внутреннего рынка (воссоздавались крупные ярмарки - Нижегородская, Бакинская, Ирбитская и др.). Для оптовых сделок к 1923 г. было открыто 54 биржи. Быстро развивалась розничная торговля, на 3/4 находившаяся в руках частников.

2.5. Промышленность.

2.5.1. Децентрализация. Реальные преобразования произошли в промышленности. Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты - объединения одноотраслевых предприятий, получавших частичную хозяйственную и экономическую самостоятельность. В 1922 г. около 90% промышленных предприятий были объединены в 421 трест. ВСНХ потерял право вмешиваться в текущую деятельность предприятий и трестов. Тресты объединялись к синдикаты , занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием. К концу 1922 г. 80% трестированной промышленности было синдицировано (к 1928 г. насчитывалось 23 синдиката).

В промышленности развивалась аренда. Ряд предприятий был сдан иностранным фирмам в форме концессий. В 1926-27 гг. насчитывалось 117 действующих соглашений такого рода, на которых выпускался 1% промышленной продукции.

2.5.2. Темпы роста промышленности . В результате в промышленности прирост продукции в первые годы нэпа осуществлялся очень высокими темпами. В 1921 г. они составляли 42,1%; 1925 г. - 66,1%, 1926 г. - 43,2%, 1927 г. - 14,2 %. Трестовский хозрасчет, даже ограниченный, позволял возродить тяжелую промышленность и транспорт. К концу 20-х годов советская экономика в целом лишь немного отставала от довоенного уровня.

2.6. Нэп в сельском хозяйстве.

2.1.1. Продналог. Вводимый вместо продразверстки продовольственный налог был установлен первоначально на уровне 20% от чистого продукта крестьянского труда, а затем снижен до 10% урожая и меньше, и принял денежную форму. . Налог был вдвое меньше разверстки, его размер объявлялся заранее (накануне посевной) и не мог быть увеличен в течение года. Излишки, остававшиеся у крестьян, разрешалось продавать по рыночным ценам. Однако отступление проводилась постепенно, под нажимом обстоятельств. Право на свободную торговлю хлебом крестьянство получило лишь в августе-сентябре 1921 г. (до этого продажа была возможна лишь в пределах местного оборота), когда выяснилось, что деревня не торопится со сдачей зерна государству.

В 1922 г. по новому земельному кодексу допускалась сдача земли в долгосрочную аренду (до 12 лет), выделение крестьянина из общины для организации хуторских и отрубных хозяйств (эта мера оказалась своевременна, поскольку в результате аграрной реформы 1917-1920 гг. практически все крестьяне вновь оказались в общине). Снимался запрет с применения наемного труда и создания кредитных товариществ. Сокращалась общая сумма единого сельхозналога .

2.6.2.Развитие кооперации. В деревне происходило развитие различных форм кооперации. Кооперативная собственность рассматривалась как форма социалистической собственности. В период нэпа кооперация стала самодеятельной организацией, которую характеризовало добровольное членство, паевые взносы, а также принципы материальной заинтересованности и хозрасчета. Сельскохозяйственная кооперация объединяла 6,5 млн. крестьянских хозяйств, на которые приходилась заготовка половины видов сырья, потреблявшегося государственной промышленностью, а также продвижение в деревню сельхозмашин. Наблюдался рост сельскохозяйственной кооперации: в 1920 г. различных видов объединений насчитывалось 12.850 (из них производственных - 10.521); в 1925 г. - 54.813 (производственных - 15.178). Производственная кооперация включала в себя сельхозкоммуны, артели, ТОЗы, совхозы - все главным образом бедняцко-середняцкие. Государственная и кооперативная торговля составляла в 1924 г. - 47,3%; в 1927 г. - 65,4%.

2.6.3. Восстановление крестьянского хозяйства. Возрождение сельскохозяйственного рынка, подъем промышленности, введение твердой валюты стимулировали восстановление российской деревни. К 1923 г. в основном были восстановлены посевные площади. В 1925 г. валовый сбор зерновых превысил на 20,7% уровень 1909-1913 гг. К 1927 г. был достигнут довоенный уровень в животноводстве. Начал развиваться экспорт за границу сельхозпродукции и сырья.

2.7. Социальное положение

2.7.1. Уровень жизни народа. Отдельные экономические успехи способствовали некоторому улучшению материального положения населения. Была отменена обязательная трудовая повинность и сняты основные ограничения на перемену работы. В промышленности и других отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы зарплаты, исключающие уравниловку. Реальная заработная плата рабочих заметно повысилась, составив к 1925-1926 гг. в среднем по промышленности 93,7% довоенного уровня. К дореволюционному уровню приблизилось потребление пищевых продуктов.

2.7.2. Занятость. В годы нэпа возросла абсолютная численность безработных с 1,2 до 1,7 млн. человек в 1924-1929 гг., однако расширение рынка труда было еще более значительным. Численность рабочих и служащих увеличилась с 5.8 до 12. 4 млн. человек за тот же период. Продолжительность рабочего дня при этом равнялась 7 часам при 6-дневной рабочей неделе.

Произошли изменения в социальной структуре деревни. В 20-е гг. на селе преобладали середняцкие хозяйства (свыше 60%), зажиточных (развитие которых ограничивалось государством) насчитывалось 3-4%, бедняков - 22-26%, батраков - 10-11%.

3. политическая система в годы нэпа

3.1. Новое законодательство и юстиция. Новый экономический курс требовал соответствующего юридического обеспечения. В 1922 г. были приняты кодекс законов о труде, земельный и гражданский кодексы, подготовлена судебная реформа. Были отменены ревтрибуналы, возобновилась деятельность прокуратуры и адвокатуры. Еще раньше ВЧК, переименнованная в Главное политическое управление (ГПУ), потеряла право внесудебного преследования .

3.2. Меры по ослаблению политической диктатуры. Первые месяцы нэпа ознаменовались некоторой либерализацией общественно-политической и ккультурной жизни страны, центром возрождения которой становится Московский университет. Возобновилось издание альманахов, дореволюционных журналов, открывались частные издательства; создавались товарищества поэтов, художников, независимые союзы писателей.

Начался процесс реэмиграции, в результате которого в Советскую Россию возвратилось более 120 тыс. беженцев.

3.3. Ужесточение политического режима. Но речь шла лишь о частичных и временных мерах. 10 августа 1922 г. ВЦИК принял декрет Об административной высылке лиц, признаваемых социально опасными , по которому комиссия при НКВД могла без суда выносить решения о высылке и заключении в лагеря социально неблагонадежных элементов. В 1924 г. такое же право получило особое совещание ОГПУ. Количество заключенных тюрем и концлагерей быстро росло. Практиковалась высылка за рубеж. Осенью 1922г. была выслана большая группа ученых, философов (всего около 160 человек).Репрессии затронули деятелей русской православной церкви.

3.4. Взаимоотношения РКП(б) с другими политическими партиями и оппозицией.

3.4.1. Наметившаяся либерализация не коснулась взаимоотношений РКП(б) с другими политическими партиями . В стране сохранялся жесткий политический режим и идеологическая цензура. После окончания Гражданской войны особенно беспощадная борьба развернулась против социалистических партий.

8 декабря 1921 г. Политбюро ЦК РКП(б) приняло постановление, запрещавшее меньшевистской партии заниматься политической деятельностью. Самых активных из ее числа предлагалось высылать в административном порядке в непролетарские центры, лишив их возможности занимать выборные должности. Специальным комиссиям поручалось разработать вопрос об отстранении меньшевиков и эсеров из органов профсоюза, Наркомтруда, кооперативных и хозяйственных органов, что означало для РСДРП политическую гибель.

В 1922 г. состоялся судебный процесс против лидеров партии эсеров , обвиненных в связях с Антантой, развязывании террора и организации покушения на Ленина. Резолюция ХII Всероссийской конференции РКП(б) (август 1922 г.) Об антисоветских партиях и течениях объявила все некогда существовавшие в стране демократические партии антисоветскими. В соответствии с этим ставилась задача в сравнительно короткий срок окончательно ликвидировать партии эсеров и меньшевиков как политические факторы.

3.4.2. Борьба с внутрипартийной оппозицией. Постановление Х съезда РКП(б) О единстве партии запретило фракционную деятельность, следствием чего стала борьба с инакомыслием внутри самой партии.

4. противоречия нэпа

4.1. В политической области . Главным противоречием нэпа стала попытка в условиях социально-экономических преобразований сохранить неизменным характер политической власти (диктатуру пролетариата, однопартийность, отсутствие оппозиции, недопущение инакомыслия в партии, курс на полную победу социализма в одной стране). Сохранение недемократической избирательной системы (открытое голосование, многоступенчатые выборы на съезды Советов, лишение гражданских прав частников и торговцев-нэпманов) полностью противоречило самой сути экономической реформы.

4.2. В экономической области. Приоритет промышленности над сельским хозяйством, неэквивалентный товарообмен между городом и деревней составили еще одно противоречие нэповского периода, которое перманентно грозило власти новыми конфликтами с крестьянством.

Первые проявления кризиса нэпа обнаружились уже в 1923-1924 гг. (кризис сбыта, товарный голод и т.д.). Кризисы были связаны с несовершенством новых форм хозяйствования и отсутствием твердых правовых гарантий. Рост крупного товарного хозяйства в деревне сдерживался налоговой политикой государства. В 1922-1923 гг. от сельхозналога были освобождены беднейшие крестьяне - 3% хозяйств; в 1925-1926 гг. - уже 25%; в 1927 г. - 35%. Зажиточные же хозяева (9,6% крестьянских дворов) выплачивали 29,2% налогов и их рост продолжался.

Негативные последствия ограничения кулачества как класса отягощались регулярно проводимым советской властью уравнительным переделом земли, что влекло за собой общее дробление крестьянских дворов. Во второй половине 1920-х гг. стал сокращаться сбор хлеба, все большая часть земли переводилась под посевы технических культур, не облагавшихся продналогом. Уже в 1925 г. - самом урожайном - государство столкнулось с хлебозаготовительным кризисом, что привело к усилению планово-административных начал в управлении экономикой.

Значительные проблемы возникли и в промышленности . К 1927 г. темпы ее роста резко замедлились. Ресурсы промышленного развития были исчерпаны. Восстановление имевшихся до 1917 г. заводов и фабрик завершилось к 1925 г., для дальнейшей модернизации и строительства новых предприятий требовались новые капиталовложения.

4.3. Свертывание нэпа. На фоне экономических трудностей происходило постепенное свертывание нэпа. В результате очередного заготовительного кризиса советская власть фактически ликвидировала свободную продажу хлеба. Зимой 1927 г. специальные заградотряды перехватывли крестьянские обозы с зерном, перевозившимся к рынкам сбыта. В течение 1926-1927 гг. хлебный рынок был окончательно ремонополизирован, а рыночный механизм ценообразования был заменен на директивный.

В 1926 г. в результате отхода от принципов денежного обращения, введенных в 1922-1924 гг., червонец перестал конвертироваться, прекратились операции с ним за границей, чем был нанесен удар по международной репутации СССР. К концу 20-х годов закрылись товарные биржи, оптовые ярмарки, был ликвидирован коммерческий кредит. Была проведена национализация многих частных предприятий.

5. Выводы

5.1. Новая экономическая политика, рассчитанная на привлечение к сотрудничеству всего росийского крестьянства, показала в послевоенный период свою эффективность .

5.2. Вместе с тем обнаружились многие внутренние социально-экономические проблемы . Нэповская система переживала кризисы с определенной цикличностью. Низкая товарность приводила к снижению объема экспорта сельскохозяйственной продукции, что немедленно сказалось на импорте оборудования для индустриализации.

5.3. С середины 20-х годов началось свертывание сферы рыночных отношений, произошло усиление централизации экономической жизни и административных методов хозяйственного руководства. К концу 20-х гг. руководство страны оказалось перед очередной альтернативой: либо сдача позиций советской власти и дальнейшее отступление в сфере экономики (углубление нэпа), либо курс на полную и окончательную победу новых социалистических отношений . Был выбран второй вариант, предложенный сталинской партией власти и означавший отказ от нэпа, а, следовательно, от учета интересов крестьянства.