Формы и виды политической власти. Политическая власть и её основные формы

Основными формами политической власти является господство, политическое руководство и управление. Господство - это абсолютное или относительное подчинение одних людей (социальных групп) другим. Политическое руководство и управление реализуются через принятие стратегических и тактических решений к объектам власти, через организацию, регулирование и контроль их развития. Но практика властвования свидетельствует о существовании некорректных, а порой и аморальных форм и средств: подкуп, обман, обещания, шантаж, искусственные препятствия, популизм и т.п.. Все это наносит ущерб истинной демократии, подрывает престиж власти, вызывает к ней недоверие народа, чревато социальными конфликтами.
Формы политической власти различают и по критерию главного субъекта правления. К ним относятся:
- Монархия - единовластное (абсолютное или конституционному ограничением) наследственное правление одного лица (монарха);
- Тирания - единоличное деспотическое правление вследствие насильственного захвата власти;
- Аристократия - власть лучших, то верховой, знатной, привилегированной группы;
- Олигархия - власть немногих богатых;
- Тимократия - особая форма олигархии, по которой государственная власть принадлежит привилегированной большинства, обладающего высоким имущественным цензом, часто - военной силой;
- Теократия - власть церкви;
- Охлократия - власть толпы, которая опирается не на законы, а на сиюминутные настроения и капризы толпы, которая часто подвергается воздействию демагогов, становится деспотической и действует тираническое;
- Демократия - власть народа на основе закона и обеспечения прав и свобод граждан. Современные исследователи выделяют еще власть партократии (партийной верхушки, номенклатуры), бюрократии (господство высшего государственного чиновничества, разгул надцентрализованости и заформализованости в государстве), технократы (решающее влияние в обществе осуществляет научно-техническая элита; господство технологического мышления).
Политическая воплощается через механизм властных отношений. Польский политолог Ежи Вятр предложил такую??его структуру:
- Наличие во властных отношениях не менее двух партнеров;
- Волеизъявление обладателя осуществляется в виде определенного акта, который предусматривает санкции за неподчинение его воле;
- Обязательное подчинение тому, кто осуществляет власть;
- Социальные нормы, закрепляющие право одних издавать акты, другие - им подчиняться (правовое обеспечение).
Такой механизм властных отношений, четко работая, обеспечивает оперативность и действенность взаимосвязи субъекта и объекта, реализацию функций. Такими функциями являются:
- Интегративная (в объединении социально-политических сил общества);
- Регулятивная (направляет политическую волю масс на регулирование жизнедеятельности общества, правотворчество);
- Мотивационная (формирование мотивов политической деятельности, прежде общезначимых)
- Стабилизирующая (нацеленность на устойчивое развитие политической системы, гражданского общества).
Совершенствование и демократизация политического управления предполагает поиск новых способов реализации власти и определенные требования к ней. Учитывая это российский политический мыслитель Иван Ильин (1882-1954) сформулировал шесть аксиом государственной власти:
1. Государственная власть не может принадлежать никому, кроме тех, кто имеет правовое полномочия. Правосознание требует, чтобы власть воспринималась не как сила, которая порождает право, а как правомочное полномочия. Право рождается не от силы, а только от права и всегда от естественного права. Власть, которая не имеет правовой санкции, не имеет и правового измерения.
2. Государственная власть в пределах каждого политического союза должна быть одна. Она - единственное организованное волеизъявление, которое вытекает из единства права. В каждом по-
литической союзе государственная власть, несмотря на принцип ее разделения, по своей сути и целях единственная. Наличие двух государственных властей свидетельствует о существовании двух политических союзов.
3. Власть должна осуществляться людьми, которые отвечают высокому этическому и политическому цензу. Власть без авторитета хуже, чем явное безвластие. Народ, который принципиально отрицает правление лучших, является позорным толпой, а демагоги - его проводниками.
4. Политическая программа властвующих может предусматривать только меры, которые имеют общий интерес. Ведь государственная власть призвана утверждать естественное право, а оно совпадает с общими интересами народа и каждого гражданина.
5. Политическая программа власти должна охватывать мероприятия и реформы, которые реально можно воплотить в жизнь. Недопустимо прибегать к утопическим, несбыточным программных начертаний.
6. Государственная власть принципиально связана распределительной справедливостью. Однако власть имеет право и обязана отступать от нее тогда, когда этого требует национально-духовное бытие народа.
Практика политической жизни удостоверяет, что игнорирование этих аксиом приводит к кризису государственной власти, дестабилизации общества, конфликтных ситуаций, которые могут перерастать даже в гражданскую войну.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Политология

Политическая коммуникация.. б функции действующие на выходе из.. составление правил деятельности системы применение этих..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Политология как наука и учебная дисциплина
1. предмет политологии 2. структура политологии, ее функции и задачи, категории 3. политика как общественное явление 1.Политология – наука о государственных делах.

Сравнительный анализ в политологии
Сравнение - обычный способ мышления. Существует даже расхожее выражение: «Всё познаётся в сравнении». Даже по­знание человеком самого себя происходит через познание дру­гих людей. Ф

Применение этих правил
7. Вынесение суждений о характере применения правил. Рассмотрим более подробно сущность функций группы А. 1. Политическая социализация и рекрутирование

Политическая коммуникация
Реализация предыдущих функций осуществляется благодаря бесчис­ленным актам передачи информации между отдельными индивидами, груп­пами людей и организациями. Все виды деятельности, связанные с испол

Азвитие политической системы
Процесс формирования обновленной российской государственности начался еще до распада Советского Союза. Принятие 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете России на I Съезде народных

Сущность и характеристика политических режимов
Понятие "режим" (от лат. regimen, от фр. regime - управление) означает совокупность способов осуществления политической и государственной власти. Политический режим возникает не стихийно

Тоталитарный режим
Тоталитаризм (от лат. totalitas – цельность, полнота) характеризуется стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчине

Характеристика авторитаризма как политического режима
Термин «авторитаризм» (лат. auctoritas – власть, влияние) приме­няется в политической науке для обозначения режима, характеризующе­гося монополией на власть какой-то одной партии,

Демократический режим: понятие и основные черты
В XX веке слово «демократия» стало, пожалуй, самым популяр­ным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного политиче­ского движения, которое не претендовало бы на осуществление демокра­т

Теория элит Г.Моски
Идеи политического элитизма, согласно которым фун- кцию управления обществом должны выполнять избран- ные, лучшие из лучших, аристократы, появились еще в глу- бокой древности. Наиболее

Основные концепции политической власти
На сегодня в научной литературе существует более 300 определений власти. Существование многих концепций власти является свидетельством творческих поисков и одновременно недостаточной изученности пр


Государство выступает в качестве основного средства осуществления политической власти. Это обстоятельство придает ему статус центрального института политической системы. В качестве такового государ

Политический процесс
Политика по своей сути является деятельностью, поэтому она не может не быть процессом. Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп

Политическое развитие и кризисы политического развития
Современный исторический период характеризуется наиболее глубоким и всесторонним кризисом тоталитарных и авторитарных политических режимов в различных районах мира. Для того, чтобы оценить эти

Политические партии: понятие, основные черты
Партии в современном понимании являются относительно молодыми общественными институтами, хотя термин «партии» употреблял еще Аристотель. Буквальное значение понятия партия (от лат. part - часть) -

Концепция политической культуры Г. Алмонда и С. Вербы
Честь создания теоретически обоснованной и завершенной концепции политической культуры принадлежит Габриэлю Алмонду и Сиднею Вербе. Сама идея такой концепции родилась у Алмонда в связи с разработко

Типы лидеров
Выделяют различныетипы лидерства. По отношению к подчиненным выделяют авторитарных и демократических лидеров; по масштабу- общенациональных, классовых, партийных. В современной пол

Формальное и неформальное политическое лидерство
Различают лидерство формальное, которое может быть охарактеризовано как управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, руководящая должность, и

Типология политических лидеров
Для изучения природы и понимания существа лидерства большое значение имеет типологизация политических лидеров. В этой связи следует рассмотреть типологии, построенные: §

Формы государственного устройства
Форма государственного устройства – это соотношение частей и целого в государ­стве, или соотношение полномочий центральных и региональных органов власти. Выделяют три основных формы

Ресурсы (возможности, средства) власти

Процесс (методы) властвования

Структура власти как общественного явления

Структура власти

Власть – это всегда двустороннее субъект-объектное отношение, предполагающее воздействие субъекта на объект. Поэтому её простейшую структуру можно представить состоящей из следующих элементов: субъект (S), объект (O), ресурсы и процесс властвования (см. схему 1).




Субъект (S) – актор, активное начало власти (человек, организация, государство, международное сообщество (например, ООН, НАТО, СНГ и др.). Качества, необходимые субъекту власти, как минимум: интерес, возможность и способность, а также желание и воля властвовать, компетентность и готовность брать ответственность на себя.

Основными субъектами политической власти являются государства и политические партии, которые называют «политическими институтами». К субъектам политической власти также относятся различные общественно-политические организации, политические элиты и лидеры, объединения, движения, союзы. При определенных условиях (например, в ходе революций) субъектом политической власти может выступать и народ. В условиях демократии народ конституируется в качестве единственного «источника власти», выполняя эту свою социальную роль через механизм всенародных выборов и референдумов, а также других форм политического участия.

2. Объект власти ( O) подчиняющаяся сторона. Подчинение может быть:

а) добровольным, возможно даже с желанием подчиняться чужой воле;

б) вынужденным, под воздействием силы, страха, нужды;

в) сознательным, подчинением по убеждению, пониманию необходимости подчиняться независимо от субъективного желания. Например, военнослужащие в боевой обстановке сознательно идут на смерть выполняя воинский долг;

г) основанным на интересе, на выгоде. Например, в бизнесе, на производстве, в учебе и т.д.

3. Ресурсы власти , т.е. имеющиеся у субъекта средства и возможности для воздействия на объект. Виды ресурсов власти весьма многообразны. Они классифицируются по различным основаниям:

– По характеру воздействия на объект различают: а) утилитарные ресурсы – материальные и социальные блага. Например, подкуп или наказание рублем, повышение или понижение в должности, предоставление, расширение или сокращение привилегий и т.д.; б) принудительные – физическая сила, закон, административное преследование; в) нормативные – воздействие на внутренний духовный мир людей силой знания, убеждения, авторитета или психологических манипуляций.



По сферам общественной жизни различают : экономические, политические (в т.ч. административные, полицейские, военные), социальные, культурно-информационные или идеологические и иные ресурсы, соответствующие специфике той или иной сферы жизни общества.

Таким образом, ресурсы власти чрезвычайно многообразны. Они классифицируются по различным основаниям в зависимости от видов власти, целей и задач их изучения.

На различных этапах человеческой истории первостепенную роль для власти имеют разные ресурсы. Согласно известному футурологу Тоффлеру, на начальных этапах истории это было насилие (преимущественно физическое), затем – богатство , а в постиндустриальный период – знание. Знание – самый фундаментальный ресурс власти, значение которого с течением времени возрастает.

4. Процесс властвования, т. е. методы использования ресурсов в процессе воздействия субъекта власти на объект.Основными методами властвования являются:

– Подчинение (как правило, ненасильственный метод властвования). Например, в системах «начальник – подчиненный», «родитель – ребенок», «учитель – ученик» и т.д.).

– Принуждение (как правило, осуществляется с помощью насилия – физического, экономического, социального, административного и т.д.).

– Убеждение (силой аргументов, примера или авторитета). Убеждение может осуществляться как с целью побуждения к тем или иным действиям (забастовкам, революциям), так и сдерживания стремления к тем или иным поступкам или действиям.

Все вышесказанное применимо к любому виду власти как общественного явления. Идет ли речь об экономической власти (т.е. о властных отношениях в сфере производства, распределения и потребления материальных благ), о власти духовной или социальной. Политическая власть – это особый вид общественной власти наряду с экономической, социальной и духовной властью.

2. Основные формы и отличительные особенности политической власти.

Политическая власть существует в различных формах. К основным из них обычно относят: государственную и общественную, осуществляющихся в официальной или неофициальной формах.

В зависимости от субъектов власти различают :

Государственную власть . Это верховная всеобщая власть. Она является всеобщей в том смысле, что её повеления и решения обязательны для исполнения всеми гражданами и организациями независимо от их партийных или идеологических пристрастий, богатства, национальности, вероисповеданий и т.д.

В демократическом государстве она разделяется на три самостоятельные ветви: законодательную (обсуждение и принятие законов), исполнительную (организация исполнения законов) и судебную (контроль над соответствием законов конституции и соблюдением их требований государственными органами власти, обществом и гражданами).

Общественную (т.е. негосударственную) власть – властьполитических партий (партийная власть), общественных организаций и независимых от государства СМИ (информационная власть), а также власть общественного мнения. Общественно-политическая власть не носит всеобщего характера. Она дискретна и имеет отношение преимущественно лишь к членам соответствующих партий или общественных организаций. Субъекты общественно-политической власти, в зависимости от своих социально-экономических интересов и идейно-политических ориентаций, строят свои отношения с государственной властью по-разному. Одни из них могут поддерживать политику государства, сотрудничать с нею и содействовать её осуществлению. Другие – находиться в оппозиции действующей государственной власти, представлять, как это делают оппозиционные партии, для неё альтернативу.

В условиях демократии политические партии, общественные организации, независимые СМИ и т.д. выступают в качестве институтовгражданского общества , являющихся субъектами общественной власти.

В зависимости от характера ресурсов и способов реализации политической власти различают :

Официальную , т. е. легальную, публичную, открытую, регламентированную законами государства политическую власть. К субъектам официальной публичной власти относятся государство, а также легально, открыто и на законных основаниях действующие политические партии, общественные организации, СМИ и т.д.

Неофициальную , т. е. неформальную, скрытую, не публичную власть. Её акторами (субъектами) являются непубличные, нелегальные (подпольные), незаконные политические и общественные организации. Неофициальной политической властью обладают различные элитарные (чаще – финансово-экономические) группы, группы давления, семейные, а порой и мафиозные кланы, влиятельные научные центры и выдающиеся ученые, а то и колдуны, прорицатели. Известными примерами из отечественной истории в этом отношении могут служить Григорий Распутин в последние годы царствования Николая II, или ближайшее неформальное политическое окружение первого президента РФ Б. Ельцина, получившее в начале 90-х годов угрожающее название «Семья». В США такие неформальные влиятельные группы, особенно во время выборов, называются «кухонными кабинетами». В них готовятся проекты порой судьбоносных политических решений, оформляемых затем избранными президентами в виде законов и иных государственно-правовых актов. Такие личности и группы не имеют государственно-правового или общественного статуса, находятся «в политической тени», но могут оказывать значительное влияние на текущую и перспективную политику государства и общества, преследуя свои узкокорыстные интересы. О том, какую роль в 90-е годы минувшего столетия сыграла в политической жизни России неофициальная власть, известно – вместо ожидаемой демократии страна получила олигархию. Понадобились годы для того, что бы остановить процесс сползания российского общества и государства в хаос безвластия и распада.

Политическая власть выражает и защищает интересы тех или иных социальных слоев, а также так или иначе занимается организацией политической жизни общества в целом. Политическая власть "складывается как система функций из моделирования собственной деятельности; анализа политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций; определения своей стратегии и частных тактических задач; надзора и пресечения... отклоняющегося от норм поведения; присвоения и распоряжения необходимыми ресурсами (материальными и духовными...); распределения ресурсов политики -- мер доверия, соглашений, обмена уступками и преимуществами, наградами и вознаграждениями и т. д.; преобразования политического и общественного (социального, экономического, правового, культурного, морального) окружения власти в ее интересах и в интересах ее политики".

Политическая власть имеет многообразие форм своей реализации, среди которых - господство, руководство, организация. Остановимся подробнее на каждой из них.

Господство предполагает абсолютное или относительное подчинение одних людей и их общностей субъектам власти и социальным слоям, которые они представляют. Политическое господство - это структура командной и политической системы, организация законодательства и иерархия управленческого персонала, связанных с ним привилегий. Оно возникает тогда, когда власть институциализируется, превращаясь в такие прочные политические отношения, когда в организации устанавливаются позиции, занятие которых позволяет принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать. Господство неразрывно связано с властью, является формой ее реализации и воплощения в обществе. Однако политическая власть, пользуясь ресурсами вооруженной силы, может возникнуть и до установления господства. Однако в этом случае она не сможет долго продержаться и выполнять свои функции в обществе.

Научное понимание господства, в отличие от его трактовки в повседневном языке, этимологически нейтрально и независимо от таких понятий, как эксплуатация, угнетение, подавление. Господство -- это политический иерархический порядок (где всё и все на своих местах), при котором одни командуют, а другие вынуждены подчиняться, хотя первые могут находиться под демократическим регулированием вторых. Такой порядок может соответствовать интересам не только управляющего меньшинства, но и всего управляемого общества или, по крайней мере, его большинства, хотя в истории человечества политическое господство проявлялось обычно как форма закрепления и (или) средство приобретения социального господства, т.е. привилегированного положения в обществе, как форма социального неравенства.

В современном правовом государстве наблюдается унификация связи политического господства с социальными привилегиями, хотя и не исчезла полностью. Альтернативой политическому господству является самоуправленческая организация общества, осуществление которой в обозримой перспективе нереально.

Господство как форма политической власти может по-разному интерпретироваться гражданами. Положительная оценка, принятие обществом политической власти, признание ее законности, права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность.

Политическое руководство как форма власти - способность субъекта власти осуществлять свою волю путем выработки программ, концепций, установок, определения перспектив развития общественной системы в целом и ее различных звеньев. Руководство ставит текущие и перспективные цели, достигая или не достигая их, вырабатывает стратегические и тактические задачи. Таким образом, руководство - это определение стратегического направления развития государства, политической системы общества и выбор средств осуществления основных задач и целей общегосударственного и общегражданского значения, их важнейших принципов и путей достижения. В зависимости от уровня политико-властных отношений выделяют субъектов-руководителей федерального, регионального и местного уровней. Чем выше уровень политики, тем более важной является функция руководства и тем более ответственным обязан быть руководитель, выполняющий эту функцию. Это объясняется тем, что политический статус данного руководителя очень высок и характер принимаемых им решений затрагивает огромное число людей. Поэтому высокие посты должны заниматься людьми грамотными, умными и высокопрофессиональными. Элементы глупости, сквозящие в решениях верхнего этажа руководства, традиционно передаются на нижние этажи, что также усиливает необходимость и потребность рекрутирования "наверх" наиболее талантливых людей.

Чем ниже уровень политического руководства, тем в большей степени руководитель зависит от руководителей верхних этажей. Кроме того, он не только должен вписываться в программу стратегического развития страны, но и руководить ею на региональном, специфическом уровне. Иными словами, руководитель "среднего" уровня имеет дело как бы с двумя стратегическими программами: федеральной и региональной. Которые важно скоординировать и содержательно выразить индивидуально-региональную. Поскольку политическая жизнь очень подвижна, то в стратегию руководства следует вовремя вносить соответствующие коррективы и оперативно менять тактические приемы ее достижения.

Организация политической власти воплощается в сознательном и целенаправленном воздействии субъекта власти на различные звенья общественной системы, на управляемые объекты с целью реализации установок руководства. Организация осуществляется с помощью различных методов, которые могут быть административными, авторитарными, демократическими, основывающимися на принуждении и т. д. Политическая организация - вид общественной организации, созданной на основе совместной деятельности людей с целью реализации политико-властных отношений и интересов. Политическая организация характеризуется устойчивым членством, структурированностью, дисциплинированностью и ответственностью, а также использованием многообразных средств для достижения политической цели. Организация иерархична: она состоит из лидера, его заместителей - близких сторонников, активных и пассивных членов. Виды политических организаций дифференцируются по множеству оснований: по отношению к государству они делятся на государственные и политические организации (парламент, правительство, органы представительной и исполнительной власти субъектов федерации и др.) и негосударственные (политические партии, общественно-политические организации и др.); по социальному составу - на классовые, национальные, на нации в целом; по отражению и выражению в них качества политичности - на политические организации (политические партии, например), общественно-политические, в которых мера политического содержания соседствует с неполитическим (профсоюзы) и неполитические организации (общества различного любительского свойства); по степени организованности их относят к устойчиво организованным, среднеорганизованным и недостаточно организованным. Политические организации также делятся на внутристрановедческие, внутригосударственные, международные. В зависимости от идеологии в основе их программ, уставов характеризуются как демократические, коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативными и т.д.

Политическая власть реализуется в различных типах своей эффективности. Содержательная дифференциация политической власти может быть организована "по различным признакам: по степени институционализации правительственная, городская, школьная и т. п.; по субъекту власти -- классовая, партийная, народная, президентская, парламентская и пр.; по количественному признаку... -- единоличная (монократическая), олигархическая (власть сплоченной группы), полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц); по социальному типу правления -- монархическая, республиканская; по режиму правления -- демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическая и т. п.; по социальному типу -- социалистическая, буржуазная, капиталистическая и т. п...".

Важным видом политической власти является государственная власть. Понятие государственной власти является значительно более узким по сравнению с понятием "политическая власть". В связи с этим употребление этих понятий как тождественных является неверным. С данными видом политической власти мы познакомимся в следующем параграфе нашей работы.

Понятие «власть» относится к числу основополагающих категорий политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, самой политики и государства. Неразделимость власти и политики признается как само собой разумеющееся во всех политических теориях прошлого и настоящего. Политика как явление характеризуется прямой или косвенной связью с властью и деятельностью по осуществлению власти. Социальные общности и индивиды вступают в различные отношения: экономические, социальные, духовные, политические. Политика же представляет собой такую сферу взаимоотношений между социальными группами, слоями, личностями, которая касается главным образом проблем власти и управления.

Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти.

Современные концепции власти очень многообразны. В рамках учебной лекции целесообразно сформулировать обобщающие положения.

В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу.

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

Надо еще заметить, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

В политологии используется понятие источник власти . Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал .

Общепризнанным источником власти является сила . Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.

Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами, в том числе идеологическим воздействием, убеждением, экономическим стимулированием и иными косвенными способами. Но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.

К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.

Политическая власть тесно связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы осуществления власти.

Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.


Основными формами политической власти являются:

Господства;

Политическое руководство;

Управления.

Господство - это абсолютное или относительное подчинения одних людей (социальных групп) другим.

Политическое руководство и управление реализуются через принятие стратегических и тактических решений до объектов власти, через организацию, регулирование и контроль их развития. Но практика властвования свидетельствует о существовании некорректных, а порой и аморальных форм и средств: подкуп, обман, обещания, шантаж, искусственные препятствия, популизм и т.д. Все это наносит вред истинной демократии, подрывает престиж власти, вызывает к ней недоверие народа, грозит социальными конфликтами.

Формы политической власти различают и по критерию главного субъекта правления. К ним относятся:

· монархия - єдиновладне (абсолютное или с конституционным ограничениям) наследственное правления одного лица (монарха);

· тирания - единоличное деспотическое правление в результате насильственного захвата власти;

· аристократия - власть лучших, то есть верховой, знатной, привилегированной группы;

· олигархия - власть немногих богатых;

· тимократія - особая форма олигархии, по которой государственная власть принадлежит привилегированной большинства, которая обладает высоким имущественным цензом, часто - военной силой;

· теократия - власть церкви;

· охлократия - власть толпы, которая опирается не на законах, а на мгновенные настроения и прихоти толпы, которая часто подвергается воздействию демагогов, становится деспотичной и действует тиранічне;

· демократия - власть народа на основе закона и обеспечения прав и свобод граждан.

Современные исследователи выделяют еще власть партократии (партийной верхушки, номенклатуры), бюрократии (господство высшего государственного чиновничества, засилье надцентралізованості и заформалізованості в государстве), технократии (решающее влияние в обществе осуществляет научно-техническая элита; господство технологического мышления).

Политическая власть реализуется через механизм властных отношений. Польский политолог Єжи Вятр предложил такую его структуру:

Наличие во властных отношениях не менее двух партнеров;

Волеизъявление обладателя осуществляется в виде определенного акта, который предусматривает санкции за неподчинение его воли;

Обязательное подчинение тому, кто осуществляет власть;

Социальные нормы, закрепляющие право одних издавать акты, других - им подчиняться (правовое обеспечение).

Такой механизм властных отношений, четко работая, обеспечивает оперативность и действенность взаимосвязи субъекта и объекта, реализацию функций. Такими функциями являются:

1. Интегративная (заключается в объединении социально-политических сил общества);

2. Регулятивная (направляет политическую волю масс на регулирование жизнедеятельности общества, правотворчество);

3. Мотивационная (формирование мотивов политической деятельности, прежде всего общезначимых);

4. Стабилизирующая (нацеленность на устойчивое развитие политической системы, гражданского общества).

Совершенствование и демократизация политического управления предполагает поиск новых способов реализации власти и определенные требования к ней. Учитывая это российский политический мыслитель Иван Ильин (1882-1954) сформулировал шесть аксиом государственной власти:

1. Государственная власть не может принадлежать никому, кроме тех, кто имеет правовое полномочия. Правосознание требует, чтобы власть воспринималась не как сила, которая порождает право, а как правомочное полномочия. Право рождается не от силы, а только от права и всегда от естественного права. Власть, которая не имеет правовой санкции, не имеет правового измерения.

2. Государственная власть в пределах каждого политического союза должна быть одна. Она - единственное организовано волеизъявления, которое вытекает из единства права. В каждом политическом союзе государственная власть, несмотря на принципе ее разделения, по своей сути и целях единственная. Наличие двух государственных властей свидетельствует о существовании двух политических союзов.

3. Власть должна осуществляться людьми, которые отвечают высоком нравственном и политическом ценза. Власть без авторитета хуже, чем явное безвластие. Народ, который принципиально отрицает правления лучших, является позорным толпой, а демагоги - его проводниками.

4. Политическая программа володарюючих может предусматривать только меры, которые имеют общий интерес. Ведь государственная власть призвана утверждать естественное право, а оно совпадает с общими интересами народа и каждого гражданина.

5. Политическая программа власти должна охватывать меры и реформы, которые реально можно воплотить в жизнь. Недопустимо прибегать к утопических, невыполнимых программных начертаний.

6. Государственная власть принципиально связана разрешающей справедливостью. Однако власть имеет право и обязана отступать от нее тогда, когда этого требует национально-духовное бытие народа.

Практика политической жизни показывает, что игнорирование этих аксиом приводит к кризиса государственной власти, дестабилизации общества, конфликтных ситуаций, которые могут перерастать даже в гражданскую войну.