Каргин, Михаил Иванович - Основы психологического консультирования: учебное пособие. Основы психологического консультирования и психотерапии Теория и техники психологического консультирования в образовании

Одной из наиболее значимых проблем клинической психологии является оказание психологической помощи клиентам с разнообразными житейскими проблемами, находящимся в кризисных ситуациях, а также пациентам с соматическими и психическими заболеваниями, имеющим невротические, психосоматические расстройства, характерологические девиации и личностные аномалии.

Традиционно выделяют три вида психологической помощи:

-психологическое консультирование,

-психокоррекцию,

- психотерапию .

Они представляют собой воздействие на различные стороны личности и имеют разнящиеся цели и способы, могут применяться раздельно и в сочетании.

Основной целью психологического консультирования является , специфического мировоззрения и взгляда на жизнь, принципиальные и непринципиальные стороны человеческого существования, формирование иерархии ценностей.

Задачей психологической коррекции является выработка и овладение навыками оптимальной для индивида и эффективной для сохранения здоровья психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе.

Психотерапия в узком понимании термина основной своей задачей ставит купирование психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности.

Оказание эффективной психологической помощи немыслимо без кооперирования перечисленных видов психологического воздействия, поскольку адекватный стиль взаимодействия человека с окружающим миром невозможен как без сформированной личностной позиций, проявляющейся в теоретическом осмыслении реальности и выборе наиболее подходящей мировоззренческой платформы с иерархией ценностей, так и без конкретных психологических навыков преодоления жизненных сложностей, а также «саногенных умений».

Под психологическим консультированием подразумевается проведение анализа психического состояния клиента или пациента с использованием различных методов психологической диагностики (интервьюирования, экспериментов и пр.) с предоставлением ему объективных данных и научных интерпретаций их результатов, которые должны способствовать разрешению стоящих перед человеком общежитейских проблем, формированию новых представлений о различных подходах к решению психологических проблем, вариантах их предотвращения и методах психологической защиты и компенсации, а также расширению его психологической культуры и личностному росту.

Таким образом, консультирование охватывает, во-первых, диагностический процесс и способствует определению нормального или аномального развития человека, наличия или отсутствия психопатологической симптоматики; во-вторых, процесс информирования индивида о структуре его психической деятельности и индивидуально-психологических особенностях, благоприятных и потенциально патогенных жизненных ситуациях; в-третьих, процесс обучения навыкам психологической зашиты, аутотренинга и иных способов нормализации собственного эмоционального состояния.



Психологическая коррекция базируется на консультировании и предполагает целенаправленное психологическое воздействие на клиента или пациента с целью приведения его психического состояния к норме в случаях диагностики у него каких-либо характерологических девиаций или личностных аномалий, а также для освоения им какой-либо деятельности. Психологическая коррекция в клинической психологии направлена на активное внешнее вмешательство в формирование адекватного и искомого психического состояния человека, его активности и душевного комфорта, гармонизации его отношений социальным окружением.

Психотерапия в узком понимании термина является видом активного психологического воздействия на пациента , имеющего психопатологические симптомы и синдромы и находящегося в состоянии кризиса, фрустрации, стресса или душевной болезни. Психотерапия подразумевает как купирование болезненных клинических проявлений, так и коррекцию индивидуально-психологических свойств человека с целью вторичной профилактики психогенных (невротических, психосоматических) расстройств и заболеваний с помощью специальных способов психотерапевтического воздействия. При широком толковании термина «психотерапия» под данным видом психологического воздействия имеют ввиду все виды направленного психологического воздействия на индивида (консультирование, коррекцию и терапию).

Отличия различных видов психологической помощи по таким параметрам, как цель, объект, предмет, способ воздействия и позиции пациента (клиента) представлены в таблице.

Психологическое консультирование Психокоррекция Психотерапия
Объект воздействия клиент, пациент клиент, пациент пациент
Предмет проблема, индивидуально- психологические особенности проблема, характерологии- ческие девиации и личностные аномалии психопатологические симп- томы и синдромы, характерологические деви-ации и личностные аномалии
Способ информирование, обучение тренинг активное воздействие (терапия) различными способами
Позиция клиента активная, ответственен за результат пассивная, не ответственен за результат пассивная, не ответственен за результат
Цель воздействия формирование личностной позиции формирование навыков психологической компенсации купирование психопатологической симптоматики

Профессиональной компетенцией клинического психолога в сфере оказания психологической помощи является психическая патология (исключающая психотические расстройств) и психологические проблемы как соматически здорового, так и больного человека. При этом клинический психолог вправе применять все виды психологической помощи (консультирование, коррекцию и психотерапию).

Он может оказывать психологическое воздействие разными способами: воздействовать, манипулировать в процессе общения, управлять собеседником или формировать у него определенные качества.

Под воздействием в процессе оказания психологической помощи понимается изменение психической реальности другого человека с целью создания для него новых переживаний и качеств.

Манипулированием обозначается изменение психической реальности человека в соответствии с целями и задачами кого-либо или чего-либо.

Управлением называется изменение психической реальности человека в соответствии с ее свойствами. Применяется при отсутствии у индивида возможности адекватной саморегуляции, к примеру, при патологии характера, личностных аномалиях или психопатологических симптомах невротического регистра.

Формирование - это изменение психической реальности человека в соответствии с представлениями о ее социальной и индивидуальной норме. В этом случае предполагается, что сам человек не может достичь этой нормы вследствие дефекта или дефицита каких-либо качеств, например интеллектуальным или волевых.

Различные виды психологической помощи включают вышеперечисленные способы психического воздействия на человека, но представлены они по-разному.

Так, консультирование в большей степени ориентируется на психологическое воздействие в узком понимании этого термина, т.к. учитывает цели клиента (пациента), его индивидуально-психологические особенности и личностные ценности. Вследствие этого в процессе консультирования с помощью специальных методов воздействия осуществляется нормализация психического состояния индивида и расширение представлений о себе, ситуации, вариантах преодоления жизненных сложностей и внутриличностных конфликтов и приобретения навыков психологической защиты и компенсации.

Психокоррекция в большей степени ориентируется на процессы манипулирования, управления и формирования, что связано с неспособностью человека самостоятельно (даже при приобретении знаний и навыков саморегуляции) изменить параметры своей психической деятельности в силу аномалий или дефектов психики.

В рамках психотерапии используется каждый из вышеперечисленных способов оказания психологической помощи в зависимости от структуры психической проблемы индивида, его индивидуально-психологических особенностей и теоретических воззрений психотерапевта.


Р.Кочюнас

М.: “Академический проект”, 1999

1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1.1.Определение и цели психологического консультирования

1.2.Психологическое консультирование и психотерапия

1.3.Теории личности и практика консультирования

1.4.Структура процесса консультирования

2. КОНСУЛЬТАНТ

2.1.Роль и место консультанта в консультировании

2.2.Требования к личности консультанта - модель эффективного консультанта

2.3.Система ценностей консультанта

2.4.Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта

2.5.Профессиональная подготовка консультанта

3. КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ КОНТАКТ

3.1.Определение консультативного контакта

3.2.Терапевтический климат. Физические компоненты терапевтического климата

3.3.Эмоциональные компоненты терапевтического климата

3.4.Навыки поддержания консультативного контакта

3.5.Перенос и контрперенос в консультировании и психотерапии

4. ПРОЦЕСС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

4.1.Первая встреча с клиентом

4.2.Оценка проблем клиентов

4.3.Процедуры и техники консультирования

4.4.Советы начинающему консультанту

5. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

5.1.Консультирование тревожных клиентов

5.2.Консультирование при реакциях страха и фобиях

5.3.Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов

5.4.Особенности консультирования “немотивированных” клиентов

5.5.Консультирование клиентов, предъявляющих завышенные требования

5.6.Консультирование при переживании вины

5.7.Особенности консультирования плачущих клиентов

5.8.Консультирование истерических личностей

5.9.Консультирование обсессивных личностей

5.10.Консультирование при параноидальных расстройствах

5.11.Консультирование шизоидных личностей

5.12.Консультирование асоциальных личностей

5.13.Консультирование при алкоголизме

5.14.Консультирование клиентов с психосоматическими расстройствами

5.15.Консультирование клиентов с депрессией и суицидными намерениями

5.16.Консультирование при переживании утраты

5.17.Особенности беседы с умирающим человеком

5.18.Консультирование при сексуальных проблемах

6. ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Римас Кочюнас

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

М.: Академический проект, 1999. - 240 с.

Аннотация

Книга Римаса Кочюнаса представляет собой уникальное руководство по общению с клиентами - речь идет о консультировании людей без выраженных психических расстройств. Как правильно войти в консультативный контакт, умело его поддерживать и грамотно завершить консультирование - эти весьма сложные вопросы впервые столь подробно освещены в русскоязычном учебном издании. Книга актуальна для психологов и врачей любого профиля, а также для всех, чья профессиональная деятельность связана с общением.

ISBN 5-8291-0002-9

© Кочюнас P., 1999

© Матулявичене В., перевод с литовского, 1999

© “Академический проект”, 1999

В настоящее время психологи, врачи, педагоги сталкиваются в своей практике со множеством психологических проблем, которые трудно или невозможно охарактеризовать клиническими терминами и нельзя решать в рамках традиционной психиатрии. Это проблемы повседневной жизни, связанные с трудностями развития и приспособления личности, дисгармонией межличностных отношений, социальными девиациями (наркомания, алкоголизм, распад семьи, СПИД и др.), возрастными кризисами. Широкий круг таких проблем и составляет предмет относительно новой профессиональной области - психологического консультирования, выделившегося из клинической психологии и психотерапии.

Монография познакомит читателей с важнейшими теоретическими положениями и понятиями, основными техниками и процедурами психологического консультирования. В ней изложены универсальные принципы психологического консультирования, а не какой-то один теоретический подход (хотя признаюсь в симпатии к экзистенциально-гуманистической психологии).

Монография может служить учебником для студентов, изучающих психологию, медицину, педагогику. Для них особенно полезны знания об условиях установления и поддержания профессионального контакта, о психологическом понимании основных человеческих проблем. Надеюсь, мой труд актуален и для специалистов, уже работающих в области психологического консультирования и психотерапии, он поможет им усовершенствовать профессиональные навыки, легче преодолевать возникающие в работе проблемы, более гибко применять свои знания. Наконец, рассчитываю на интерес всех читателей, увлекающихся психологией.

Эта книга - результат многолетней практической работы в качестве психолога-психотерапевта, но мое профессиональное становление было бы невозможно без всесторонней помощи. Хочется прежде всего поблагодарить моего первого учителя, д-ра Александра Алексейчика, и коллег, с которыми, долгие годы работая вместе, мы учились решать проблемы других людей и справляться с собственными трудностями. Я также благодарен сотням клиентов, встреча с которыми помогла значительно глубже понять сложности и противоречия человеческого существования, поверить в реальность изменения жизни в сторону большего благополучия.

Р. Кочюнас

Вильнюс, июль 1998

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1. 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЦЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Варианты определений

Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.

Некоторая неопределенность предмета психологического консультирования отражается в разнообразии определений. Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение: “Консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений”. Н. Burks и В. Steffire (1979) предложили несколько более широкое определение консультирования: “Консультирование - это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как “личность-личность”, хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования - помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера”.

Имеется много сходных определений, и все они включают несколько основных положений:

1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.

Психотерапия, психологическое консультирование и психокоррекция: теоретико-методологические основы

Психологическое консультирование — это специфические отношения между двумя людьми, при которых психолог помогает клиенту помочь самому себе.
В психологическом консультировании подчеркивается ответственность клиента, исходя из того, что каждый человек способен принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
Центральным звеном психологического консультирования является понятие консультативного контакта — чувств и установок, которыми обмениваются консультант и клиент.
Основным методом психологического консультирования является интервью.
Психотерапия — это психологическое вмешательство, направленное на помощь в разрешении эмоциональных, поведенческих и межличностных проблем.
Психотерапия имеет ряд отличий от психологического консультирования, но на практике (особенно в зарубежной психологии) эти различия непринципиальны.
Тем не менее перечислим признаки, по которым эти две области можно разделить:
1. Психологическое консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь; психотерапия — более длительный процесс.
2. В психологическом консультировании подчеркивается ответственность клиента; психотерапевт нередко берет ответственность на себя (так, гипноз — сугубо психотерапевтическое воздействие).
3. Работа консультанта затрагивает в основном ситуационные проблемы, решаемые на уровне сознания и возникающие у клинически здоровых индивидов. Психотерапию отличает стремление к глубокому анализу проблем с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности.
Существуют различные направления психотерапии, каждое из которых имеет свои методы, основанные на соответствующих теоретических представлениях.
Психокоррекция — это активное воздействие на процесс формирования личности с целью исправления недостатков психики и поведения.
Основное отличие психокоррекции от психотерапии заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами, которые нужно скорректировать.
Методы психокоррекции (по Р. С. Немову) :
1) убеждение — способ психокоррекционного воздействия, рассчитанный на осознание и волевое исправление человеком недостатков в психологии и поведении;
2) внушение — способ воздействия, который не предполагает осознания клиентом того, что с ним происходит;
3) подражание — демонстрация образцов поведения;
4) подкрепление — применение разнообразных стимулов для поощрения нужных и избавления от ненужных поведенческих реакций.

Медицинская и психологическая модели психотерапии

На данный момент психотерапия не является однозначно понимаемой деятельностью.
Разделение психотерапии на медицинскую и психологическую связано с укоренившимся положением о том, что психотерапией могут заниматься лишь люди, имеющие специальное медицинское образование.
Однако в большинстве стран мира термин «психотерапия» используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами.
В России психологическую модель психотерапии называют неврачебной психотерапией. Ее участники — психолог и клиент.
В свою очередь, медицинскую модель психотерапии подразделяют на:
а) клинически-ориентированную у которая осуществляется врачом (психиатром, психотерапевтом) и направлена
на смягчение или ликвидацию симптомов. Основными методами клинически-ориентированной терапии являются гипноз, аутогенная тренировка, различные виды внушения и самовнушения.
б) личностно-ориентированную, которая может осуществляться как врачом, так и психологом, но клиент при этом считается больным (пациентом). Личностно-ориен-тированная психотерапия направлена на личностные и межличностные изменения. Используются различные методы, основанные на соответствующих теоретических представлениях того или иного психологического направления.
Основным отличием психологической модели психотерапии от медицинской является работа с психически здоровыми людьми и неиспользование фармакологических средств.

Лекция 1.

Психотерапия («лечение души») – то, что может спасти психологию.

7 пунктов (принципов курса Спиваковской):

  1. Учиться у мастеров психотерапии.
  2. У каждого человека есть потенциал стать мастером психотерапии. Преграды к этому – исключительно внутренние. Хочешь стать психотерапевтом – убери преграды.
  3. Задача психотерапевта – создание условий, чтобы осознать специфику, внутреннюю логику психотерапии и определенные направления, по которым можно убирать свои барьеры, чтобы стать психотерапевтом. Обучение психотерапии – в непосредственном контакте и совместной работе (10-12 лет).
  4. Психотерапия – создание условий для изменения человека. Задача психотерапевта – создание условий, а перемены осуществляет сам человек.
  5. В психотерапии всегда должно быть место тайне. Мы не знаем до конца, что и как в клиенте будет меняться. ТО, что мы не знаем, но что нами управляет (бессознательное). Человек является примером жизни, поэтому мы содержим в себе воплощение логики и законов жизни. Психотерапия имеет смысл, так как жизнь в каждом из нас может быть представлена в предельной форме, но полному совершенству не всегда удается реализоваться, следовательно, есть потенциал для изменения. Часто человек не осознает своих возможностей. Человек создан по одному закону, и устроен при этом сложно, а живет – по другому. Психотерапия создает условия для того, чтобы человек понял закон, по которому устроен, и жил в полном соответствии с ним. Перемены в соответствии с законом бытия.

3 вида психотерапии:

(критерий - где и кому оказывается психотерапевтическая услуга)

  1. лечебная (клиническая) психотерапия. Изменения в целях выздоровления, преодоления заболевания. Если имеются нозологии (психические, соматические, психосоматические). Спиваковская: нет такой болезни, которую нельзя не вылечить психотерапией. Общепринятая точка зрения: психотерапия помогает, если есть психологический факторы в этиологии или в течении (неврозы) + психосоматика.

Осуществляется в медицинских лечебных учреждениях командой специалистов (психотерапевт + врач).

  1. профилактическая психотерапия. Адресаты – группа риска. Стационары + амбулаторные учреждения. Для людей уже не здоровых, но еще не больных. Основная цель – предотвращение болезни. Психотерапевт + врачи (по желанию психотерапевта).
  2. психотерапия качества жизни. Для здоровых людей, направлена на повышения уровня жизни. Спиваковская – биототерапия (терапия счастья).
  1. Клиенты: больные, здоровые (всё человечество может быть клиентами психотерапевтов). Но приходят к психотерапевтам ограниченное количество людей. Особенности клиентов: обращаются лучшие. Те, у кого есть надежда, что они могут изменить себя, вступившие в контакт со своим потенциалом.
  2. Основным фактором для изменений является сам психотерапевт. Главный вопрос психотерапевта – «Кто я?».

Насколько ты сам прилагаешь усилия, чтобы меняться. Психотерапевт – пример для своих клиентов.

Если ты сам не меняешься и не пытаешься измениться, если считаешь, что в тебе есть что-то, раз и навсегда сложившееся, то ровно в этой мере ты будешь создавать барьеры для клиента.

Учителями для каждого психотерапевта являются:

· Каждый клиент

· Супервизор

Лекция 2.

Первая встреча с клиентом: создавать препятствия для клиента, чтобы выяснить, хочет ли человек меняться. Если нет, психотерапия не будет эффективной.

Человек боится своих желаний. Суть бессознательного каждой женщины, по Спиваковской, «моя вагина лучше».

Психотехническая система:

На первой встрече психотерапевт испытывает растерянность, страх перед новым неведомым миром.

Первая фраза – «Я вас слушаю».

Как создавать условия для перемен?

  • Индивидуальность психотерапевта как инструмент.
  • Психотехнические действия.
  • Психотехнические эффекты.

Каждый психотерапевтический сеанс и курс может быть рассмотрен с точки зрения психотерапевтической системы.

Психотерапия – система психотехнических действий, которые осуществляются психическими ресурсами психотерапевта над психикой клиента.

Психотерапевт осуществляет психические действия по отношению к себе и по отношению к клиенту.

Психотехнические действия:

  • Базисные;
  • Специальные;
  • Экзистенциальные.

Базисные психотехники – виды Д-ти людей, так как любая человеческая Д-ть способна произвести определенные изменния (роль Д-ти в онтогенезе…). Любой вид Д-ти может быть психотерапией.

В психотерапии нет ничего такого, чего бы не было в остальной жизни, она использует реальную Д-ть людей.

Условия изменений создаются сознательным выбором определенного вида Д-ти.

Групповая психотерапия – групповое общение.

Арт-терапия – искусство (восприятие и его создание).

Танцевальная психотерапия – танец.

Специальные психотехники – специально придуманные для психотерапии виды Д-ти (методы и приемы психотерапии).

Групповая терапия – ролевые игры, диадическое общение в контексте группового.

Экзистенциальные (мировоззренческие) психотехники – идеи, ответы на определенные вопросы (или их форма, направление ответа).

Мастером психотерапии его делает экзистенциальные техники.

В чем смысл человеческой жизни?

Направление поиска ответа.

Человек един в трех мирах: соматическом, психологическом и духовном. В человеке нет ничего, что бы ни было духовным. Идеи о смысле жизни должны иметь определенную силу, чтобы создать условия для перемен.

Человек в виде капусты: листья – общественно выработанное, кочерыжка – ядро личности.

Психоанализ: «кочерыжка» - Эрос и Танатос.

Гуманистическая психология: светящееся богоподобное создание.

Для эффективной психотерапии нужна гармония этих 3 типов действий. Чтобы быть эффективным психотерапевтом надо научиться использовать гармоническую психотехническую систему. Психоаналитик не может использовать мировоззрение гуманиста. Гармония достигается осознанностью, сознательным их применением.

Психотехнические эффекты – эффекты, полученные в результате применения психотехнических действий, психические новообразования в жизни, в личности клиента.

Каждый психотехнический эффект имеет 3 характеристики:

  1. жизненность
  2. целостность
  3. самодвижение

Жизненность – перемены всегда в жизни (повышение жизненных сил клиента).

Целостность (слитность) - если эффект в одном, то результат буде и в других сферах. Снятие симптома (например, заикания) приводит к изменениям во всей жизни.

Самодвижение: возникнув в ходе психотерапии, эффект продолжает развиваться и изменять человека.

Психотехнические эффекты:

  1. процессуальные (возникают в ходе психотерапии, как правило, в ее начале; без них не будет эффективной психотерапии);
  2. результирующие – ответы на запрос клиента (результат): проблема, симптом, синдром, качество жизни и их изменения. В процессе психотерапии запросы клиента изменяются.
  3. ядерные – глубинные, внутренние перемены, как правило, черпаются из бессознательного;
  4. экзистенциальные - новые ответы и их переживание, новое переживание бытия, себя и других людей.

Лекция 3

Метафора дома . Внутренний мир человека как дом. Нелепость нашего положения по отношению к своему «дому»: у каждого из нас есть красивейший особняк, но мы этого не знаем. Думая о нем, мы представляем 1-2 комнаты. Мы знаем о себе только это. Психотерапия – создание условий, чтобы человек стал полноценным хозяином.

Причем, когда клиент с помощью терапевта обнаруживает еще одну комнату, ему приходится проверить и навести порядок и в тех комнатах, которыми он уже владел. Весь внутренний мир, весь «дом» должен быть перестроен в процессе терапии.

Мы бессознательны к тому, чем обладаем. Каждая эффективная терапия создает условия для увеличения фонда сознательного.

Психотерапия и душевные расстройства:

В глубине души каждого человека есть желание перемен к лучшему и силы для их осуществления. Но, с точки зрения современной организации медицины, преимущество у медикаментозной терапии.

Спиваковская: «Самая страшная патология – дурость»

Глупость – думать, чувствовать и делать против своей природы, против Бытия в себе. Каждый человек глупец и гений одновременно. Психотерапия ведет к уменьшению глупости и увеличению сил, действующих в соответствии со своей природой.

Результаты психотерапии:

Человек хорошо выглядит, полон жизненных сил, с интересом занимается прекрасными делами; хорошие отношения с теми, с кем он хочет поддерживать отношения; он счастлив.

Счастливые люди правильно относятся к жизни и к страданиям. Счастье – искусство жизни.

Психотехнические действия -> Психотехнические эффекты (результаты терапии)

Выготский: функциональные органы, новообразования,

«психологические приставки»

Эффекты возникают в разное время после начала психотерапии (и ее окончания).

Главные эффекты терапии, по Роджерсу, возникает через 6 месяцев после окончания психотерапии. У разных людей они возникают по-разному (в зависимости от активности клиента).

Классификация эффектов:

  • процессуальные;
  • результирующие;
  • ядерные;
  • экзистенциальные.

Процессуальные:

Например, научиться фиксировать события своей жизни в дневник по определенным правилам (ведет к повышению сознательности) в биатотерапии. Научиться не высказывать оценочные суждения, а озвучивать чувства. Оценивать – привычка, которую мы приобретаем, как инфекцию. Научиться иначе выражать свое отношение, впечатление.

Если не возникает процессуальных эффектов, терапия не будет эффективной.

Результирующие:

Психотерапевт должен помочь достичь человеку того, чего он хочет. Если человек чего-то хочет, он должен это сделать.

В биатотерапии 3 вида результирующего эффекта:

Квадратные метры (жилплощадь)

Килограммы (физический облик, внешность)

Деньги (достаточное количество денег).

Клиент всегда хочет себе добра (в глубине души).

Ядерные:

Новое осознание себя, новое переживание себя и своей жизни. Человек должен проживать и чувствовать свою красоту.

Все решает внутреннее состояние, самоотношение.

Например, клиент осознал свои возможности.

Извлечение из бессознательного нового содержания (превращение его в сознательный материал).

Экзистенциальные:

Новые мировоззренческие вопросы и их формы (красота, смысл, любовь). Как задаются эти вопросы и как на них отвечают. Эти ответы должны рождаться, они не могут быть заимствованы.

В реальном клиенте все эти эффекты слитны, их разделение условно.

Связь психотехнических действий и эффектов:

Сложная психотехническая система не гарантирует эффекты, нельзя четко их описать. Связь между действиями и результатами является сложно опосредованной (так как лежит через бессознательное) и вероятностной. Эффективность хорошей терапии 60-80%.

Лекция 4

Принципы гуманистической терапии:

Существуют идеи, сами по себе воздействующие, создающие условия для достижения изменений.

Счастье – это усилие, работа над собой требует мужества.

К. Роджерс

В. Сатир

Э. Фромм

В. Франкл

А. Швейцер

Я. Карчук

Р. Мэй

Счастье – это усилие. Работа над собой требует мужества.

Вся психотехническая система персонифицирована в личности терапевта.

Принципы:

  1. Все люди разные. Каждый человек уникален и неповторим, и потому беспредельно ценен.
  1. Не следует смешивать человека и его поведение.
  1. Каждый человек обладает беспредельным потенциалом роста, развития, трансформации, трансмутации, эволюции, изменения, преображения.
  1. В процессе существования (жизни) в человеке формируются преграды, путы, оковы, экраны, мониторы, препятствующие реализации бытийного потенциала или искажающие реализацию потенциала в человеке.
  1. Психотерапия – создание условий для реализации потенциала человека и ограничения действия преград к реализации этого потенциала.
  1. Главная характеристика психотерапевтических условий – особый психотерапевтический контакт между терапевтом и клиентом.
  1. Глубоко и целостно применять этот принцип к себе. Нет ничего более ценного, чем жизнь, бытие.

Существование – жизнь живого существа (от зиготы до смерти).

Бытие – жизнь в большем масштабе. Человек – пример живого бытия, бытие обладает характеристиками уникальности и неповторимости, следовательно, человек уникален, неповторим.

«Если я уникален, то я могу». В то же время, если мы уникальны, то мы одиноки. Но это не одиночество, а скорее, одинокость, уникальность.

Уникальность => бесконечная ценность

Нет человека «ценного», а другого бесценного. Все люди бесценны.

Научная психология исходит из обобщенных понятий («женщины», «трудные подростки», «диагноз»).

К каждому челу, клиенту подходить с «чистым сознанием», «умом начинающего», то есть как к уникальному.

  1. Всё течет и изменяется; поведение, деятельность изменяются.

Не суди! Не суди человека по его поведению!

  1. Всё может быть изменено, так как человек в силу принадлежности к Бытию потенциально совершенен.

Психотерапевт должен работать не с поведением, а с потенциалом .

Люди всегда удивляют в процессе терапии. Научиться верить в этот потенциал; без этой веры не будет правильного психотерапевтического контекста.

  1. Причины несовершенства: мы рождаемся не в Рае, а в определенной социальной среде, в определенное время, в определенной семье. И этот логико-исторический процесс нас формирует по законам социума. Например, национальное пренебрежение не врожденно Бытием.

3 аспекта формирования человека социумом:

  • Социум сам по себе;
  • Семья;
  • Сам человек.

Культура дает и отнимает возможность быть разумным. Социуму не нужны уникальности, ему нужны винтики и шпунтики.

Тарт: «Социум – согласованный транс, оковы стереотипов».

В определенный момент встает выбор между Бытием и социумом, если человек хочет достичь более осознанного уровня.

Вместо того, чтобы торжествовать, что мы уникальны, мы этого пугаемся.

  1. Через осознание пут, преград, эмоциональных и когнитивных матриц – изменение.

Плохи не путы сами по себе, а то, когда мы принимаем эти инструменты за себя. Взять свою жизнь в свои руки.

Счастье винтика – выполнение инструкции. Он никогда не будет по-человечески счастлив. Человек, живущий как винтик, всегда будет чувствовать, что не ответил на метафизический зов, на зов Бытия.

  1. Основа контакта – вера в потенциал, в человечность, в способность увидеть свои ограничения и изменить себя.

Психоанализ – директивный детско-родительский контакт.

Когнитивная психология – более партнерские отношения, два человека вместе решают задачи.

Гуманистическая психология – любовь.

Биатотерапия – сознательная любовь.

В любом случае (в любой психотерапии) – это сознательный контакт.

Контакт как инструмент для создания условий.

Лекция 5

Психотерапевтический контакт

Контакт- общение между терапевтом и клиентом. В процессе общения задействована огромное количество информации, которая передается с большой скоростью. За секунду наше состояние может кардинально измениться вследствие 1 слова, взгляда, прикосновения. => Общение – очень сложный процесс.

  1. В процессе общения с другим затрагиваются все миры человека (организмический, психологический, духовный).
  2. Общение знакомо каждому человеку. Еще до своего рождения, мы пребываем в телесном общении с матерью. Общение – неотъемлемая часть жизни. Даже сон может быть рассмотрен как форма сообщения.

Общение между клиентом и терапевтом должно создавать условия для изменений, это высшая ступень искусства общения. Это общение должно быть сознательным, терапевт его сознательно строит. Терапевт отдает себе отчет в том, что он говорит и делает.

Общение – обмен посланиями, каждое послание одновременно пишется на разных языках. => нужно сознавать, что сообщаешь и на каких языках.

Языки психотерапевтического общения:

Контакты:

  • «Чистые»;
  • «Нечистые».

Критерий – сознательность.

>>(В. Сатир «Коммуникативный подход в психотерапии)

«Чистые» послания: информация на разных языках едина или дополняет друг друга, сознательное послание.

«Нечистое послание»: на разных языках в одном послании информация разная и противоречивая; чаще бессознательное послание.

Языки:

  1. язык тела
  2. язык Бытия, переживания Бытия, «язык самоценности» (В. Сатир). Самый главный.
  3. онэйерический (имагорический) – опосредованный в образах бессознательного
  4. велосенсорика, «быстрое чувствование», прямое излучение бессознательного (почти то же самое, что и 4)

Психотерапевту нужно изучать языки, которые составляют послания, для того, чтобы быть эффективным, сознательным. Терапевт получает имманации (сообщения) от клиента как радар, точно принимающий и сознательно распознающий.

нечистое послание ->

Клиент Терапевт

<-- Чистое послание

Речь:

Речь – способность выразительности. Эта способность представлена на разных уровнях. Даже камни выражают себя и передают нам информацию. Язык растительного мира. Животные обладают специфическим языком.

Человеческая речь – божественный дар. Речь как инструмент сознания, выражение мысли. «Вначале было Слово».

Речь в жизни часто становится объектом злоупотребления, так как человек не всегда осознает силу слова .

Терапевт прежде всего должен осознать силу слова и овладеть им как инструментом своей работы. Речь должна быть сознательной.

«Слово – обоюдоострое лезвие»: может оберегать и может убить.

Терапевт должен исключить из своего общения злоупотребление словом во время контакта с клиентом. Его слово должно содействовать цели создания условий для изменений.

Речевые ошибки:

1. Множество неточных слов (как правило, резкие, грубые оценочные суждения). Речь должна стать более мягкой или вообще не содержать прямых оценок. Нужно найти точные слова для передачи информации.

2. Говорить бессознательно (главное злоупотребление). Причины злоупотреблений:

· Часто люди думают одновременно с говорением. Человек много говорит вслух, желая обдумать свою мысль.

· Людям свойственно много говорить, чтобы придать себе важность, показать себя, выразить себя, произвести впечатление.

· Обильность речи вследствие эмоций (например, все отрицательные эмоции приводят к многословию).

· Не осознают силу молчания. Стереотип: вместе молчать – невежливо, отказ от общения. Это заблуждение.

3. Постоянная внутренняя речь приучает нас постоянно и много говорить.

Неточная речь = пустая болтовня.

Техники психотерапии, основанные на речи:

Все техники рациональной психотерапии, которые работают с сознанием через сознание. Главный инструмент – речь терапевта.

· Разъяснение

· Убеждение

· Интерпретация

· Искусство задавания вопросов

Разъяснение

В психотерапии применяется в основном для освещения формы работы, результатов, психотерапевтической теории. Не нужно говорить лишнее, так как это бесполезно. Речь должна быть адресована к тому, что человек уже готов воспринять (иначе это вызовет сопротивление).

Убеждение

Часто приходится применять, чтобы долго не разъяснять. Чтобы убеждать, надо самому быть убежденным. Нужно найти точные слова и интонацию. Очень краткие слова.

Внушение: рациональный + эмоциональный уровень (суггестия). Специально отобранные слова, формулы. Важнее звучание, а не смысл.

Интерпретация

Зеркальный подход (отражение) и интерпретация.

Нужно различать: зеркальное отражение, интерпретирование и вопрос.

Интерпретирование – пересказ содержания клиента с определенной, другой точки зрения (с точки зрения терапевта, теории). Точка зрения выбирается сознательно. Пересказ со своей колокольни. Иногда интерпретация может быть направлена на то, чтобы вызвать несогласие.

Прямое послание

Терапевт говорит о себе, от своего имени.

Отражение

Повторение того, что сказал клиент на его языке и с его колокольни. В точности, как попугай, его словами.

  • Прямые
  • Косвенные
  • Циркулярные

Прямые («Сколько Вам лет?», «Где были?») касаются процедурных моментов.

Косвенные («Расскажите, пожалуйста, о ваших чувствах», «Что бы Вы хотели мне сегодня рассказать?») не требуют определенной, конкретной информации.

Циркулярные (разработаны в рамках семейной психотерапии, но используются и в диадическом контакте) : расспросить клиента во многих аспектах о проблеме. «Что ты почувствовал тогда-то? К маме? К друзьям? К школе? Что почувствовала, как тебе кажется, мама?». Выявляют разные точки зрения, которые содержатся в сознании человека.

Риторические вопросы присутствуют в речи в силу необходимого терапевту ораторского искусства.

Терапия производится на языке => нужно точно и правильно говорить на родном языке. Психотерапевтическое общение длительное, поэтому терапевт не должен наскучить клиенту (ведь круг тем будет ограничен, придется говорить об одном и том же). Терапевт должен овладеть многими речевыми жанрами:

  • Повествовательная речь
  • Вопросительная речь
  • Поэтическое слово (например, разные стихи)
  • Пословицы, поговорки, анекдоты
  • Притчевый язык (позитивная психология)

Главный принцип речи терапевта как инструмента, главное требование.

Одной из наиболее значимых проблем клинической психологии является оказание психологической помощи клиентам с разнообразными житейскими проблемами, находящимся в кризисных ситуациях, а также пациентам с соматическими и психическими заболеваниями, имеющим невротические, психосоматические расстройства, характерологические девиации и личностные аномалии.

Под психологической помощью понимается предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления психологических феноменов или психопатологических симптомов и синдромов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению, купированию психопатологической симптоматики и реконструкции личности для формирования фрустрационной толерантности, стрессо- и неврозоустойчивости.

Психологическая помощь является практической реализацией теоретических изысканий клинического психолога на основе научного анализа психического статуса и индивидуально-психологических особенностей человека, типов его реагирования на различные фрустрирующие события, в первую очередь, болезни и конфликтные ситуации. Традиционно выделяют три вида психологической помощи: психологическое консультирование, психокоррекцию и психотерапию . Они представляют собой воздействие на различные стороны личности и имеют разнящиеся цели и способы, могут применяться раздельно и в сочетании. Основной целью психологического консультирования является формирование личностной позиции, специфического мировоззрения и взгляда на жизнь, принципиальные и непринципиальные стороны человеческого существования, формирование иерархии ценностей. Задачей психологической коррекции является выработка и овладение навыками оптимальной для индивида и эффективной для сохранения здоровья психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе. Психотерапия в узком понимании термина основной своей задачей ставит купирование психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности.

Под психологическим консультированием подразумевается проведение анализа психического состояния клиента или пациента с использованием различных методов психологической диагностики (интервьюирования, экспериментов и пр.) с предоставлением ему объективных данных и научных интерпретаций их результатов, которые должны способствовать разрешению стоящих перед человеком общежитейских проблем, формированию новых представлений о различных подходах к решению психологических проблем, вариантах их предотвращения и методах психологической защиты и компенсации, а также расширению его психологической культуры и личностному росту. Таким образом, консультирование охватывает, во-первых, диагностический процесс и способствует определению нормального или аномального развития человека, наличия или отсутствия психопатологической симптоматики; во-вторых, процесс информирования индивида о структуре его психической деятельности и индивидуально-психологических особенностях, благоприятных и потенциально патогенных жизненных ситуациях; в-третьих, процесс обучения навыкам психологической защиты, аутотренинга и иных способов нормализации собственного эмоционального состояния.


Психологическая коррекция базируется на консультировании и предполагает целенаправленное психологическое воздействие на клиента или пациента с целью приведения его психического состояния к норме в случаях диагностики у него каких-либо характерологических девиаций или личностных аномалий, а также для освоения им какой-либо деятельности. Психологическая коррекция в клинической психологии направлена на активное внешнее вмешательство в формирование адекватного и искомого психического состояния человека, его активности и душевного комфорта, гармонизации его отношений с социальным окружением.

Психотерапия в узком понимании термина является видом активного психологического воздействия на пациента, имеющего психопатологические симптомы и синдромы и находящегося в состоянии кризиса, фрустрации, стресса или душевной болезни. Психотерапия подразумевает как купирование болезненных клинических проявлений, так и коррекцию индивидуально-психологических свойств человека с целью вторичной профилактики психогенных (невротических, психосоматических) расстройств и заболеваний с помощью специальных способов психотерапевтического воздействия. При широком толковании термина «психотерапия» под данным видом психологического воздействия имеют ввиду все виды направленного психологического воздействия на индивида (консультирование, коррекцию и терапию).


История современной психологии / Т. Лихи. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2003. С. 374.

И. П. Павлов называл эту систему второсигнальной.

Ранее сходные идеи высказывались и отечественными физиологами-сторонниками кортиковисцеральной концепции, однако, их работы были мало известны за пределами Советской России.