Морфологические признаки деепричастия слова не узнав. Особые формы глагола

1. Вопрос о месте деепричастия в морфологической системе русского языка. Признаки глагола и наречия у деепричастия.

2. Образование деепричастий.

3. Значения времени у деепричастий. Категории вида и залога.

4. Адвербиализация деепричастий.

§ 1. Вопрос о месте деепричастия в морфологической системе русского языка. Признаки глагола и наречия у деепричастия.

Морфологический статус деепричастия окончательно не определен. Традиционным является взгляд, согласно которому деепричастие – это неизменяемая глагольная форма, обозначающая добавочное действие и совмещающая в себе признаки глагола и наречия:В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, свое утратил назначенье, на злато променяв ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье. (Лерм.). Эта точка зрения представлена в большинстве вузовских учебных пособий.

В соответствии с другой точкой зрения деепричастие рассматривается как самостоятельная часть речи, обладающая признаками глагола и наречия.

Рассмотрим признаки глагола и наречия у деепричастий.

2. Словообразовательные

3. Морфологические

4. Синтаксические

§ 2. Образование деепричастий.

Деепричастия НСВ образуются от основы настоящего времени при помощи суффикса –а- (-я-): читая – читайут, следя – следят, слыша – слышат. Если основа заканчивается на твердый согласный, то при образовании деепричастий он смягчается:берут – беря, несут – неся, метут – метя. Если глагол имеет суффикс–ва- , то деепричсастие образуется от основы на–вай-, тогда как в настоящем времени основа оканчивается на–й-: создайут – создавая. Глаголбыть образует деепричастие с суффиксом –учи-: будучи . Суффикс–учи- встречается также в устаревших или просторечных формах деепричастий:едучи, играючи, жалеючи, крадучись.

От многих глаголов НСВ деепричастия не образуются или являются малоупотребительными. К таковым относятся:

1) глаголы с односложной основой на –а и на–и в инфинитиве и с основой, состоящей только из согласных, в настоящем времени:пи ть –пьй ут,вр ать –вр ут,жда ть –жд ут,ши ть –шьй ут;

2) глаголы с основой настоящего на шипящий или губной + л: вяж ут,лиж ут,сыпл ют,щипл ют и др.;

3) глаголы на –ну ть:блекну ть,сохну ть,гасну ть и др.;

4) глаголы с основой настоящего времени на заднеязычный: берег ут,жг ут и др.;

5) глаголы: жаждать, стонать, лезть, гнить, ехать, хотеть, петь, колоть и др.

Деепричастия СВ образуются от основы инфинитива при помощи суффикса –в-/ -вши- / -ши-. Выбор суффикса зависит от конечного гласного основы: суффикс–в-/ -вши- присоединяется к основам на гласный (–в- к основам без –ся, -вши- к основамс-ся): нарисовать – нарисовав, улыбнуться – улыбнувшись; морф–ши присоединяется к основам на согласный:вырасти – выросши , а также к основам прошедшего времени, отличающимся от основ инфинитива:замерз – замерзши, заперся – запершись . Некоторые глаголы образуют вариантные формы деепричастий (от основы инфинитива и от основы прошедшего времени), одна из которых является просторечной:озябнуть – озяб – озябнув и озябши, замерзнуть – замерз – замерзнув изамерзши, умереть – умер – умерев иумерши.

Ряд глаголов образуют деепричастия СВ от основы настоящего-будущего времени при помощи суффикса –а (-я): увидят – увидя, наклонят – наклоняя, возвратятся – возвратясь. Обычно это глаголы 2-ого спряжения, а также глаголы 1-ого спряжения с основой настоящего времени на согласный:привезут – привезя ; глаголидти с различными приставками:придя, зайдя, выйдя . Как правило, эти формы имеют вариантные образования, созданные по общему правилу – при помощи суффиксов–в- / -вши (сь)/ -ши: увидев, наклонив, возвратившись и др.

Двувидовые глаголы образуют по два деепричастия с суффиксом –а- для выражения значения НСВ и–в- для выражения значения СВ: атаковать –атакуя иатаковав , исследовать –исследуя иисследовав , организовать –организуя иорганизовав .

В курсе изучения русского языка обучающиеся проводят Примеры анализа этой загадочной части речи рассмотрим в нашей статье. А также попробуем поэтапно разобраться, какие трудности ждут ребят в этой работе.

Часть речи

Причастие и деепричастие являются самыми загадочными группами речи в нашем языке. Считается, что больше всего орфографических и пунктуационных ошибок связано именно с ними. Это объясняется с тем, что ученые до сих пор не решили, к какой категории их отнести - к самостоятельной или нет. Большинство своих признаков они позаимствовали от глагола. А потому, выполняя причастия и деепричастия, мы увидим, как они схожи со своим «прародителем».

Однако наличие собственных грамматических категорий позволяет называть их самостоятельными частями. При такой спорной ситуации однозначного мнения лингвистов, к сожалению, нет. Но при этом как деепричастный, так и причастный обороты имеют собственный план морфологического анализа. Это еще раз показывает, какими особенными являются эти группы речи.

Признаки

Теперь можно перейти к тому, чтобы детально изучить морфологический разбор деепричастия. Примеры таких работ приведем далее. К признакам этой части, обозначающей добавочное действие, относятся вид, а также возвратность. Рассмотрим их подробнее.

Несовершенный вид обозначает такое действие, которое еще завершилось к определенному моменту. Отличительным его вопросом является «что делать?» у глагола и «что делая?» у деепричастия.

Например: говорить - говоря.

Эту форму употребляют тогда, когда процесс действия еще протекает или происходил когда-то в прошлом, но еще не закончился.

Следующий вид называют совершенным. Уже по его наименованию понятно, что он противоположен по значению несовершенному. Этот вид передает действие, законченное к моменту времени. Вопрос, характерный для него - «что сделав?».

Например: Прибежать (что сделать?) - глагол, прибежав (что сделав?) - деепричастие.

Например: любоваться (глагол) - любуясь (деепричастие).

Синтаксические особенности

Деепричастия, примеры которого рассмотрим после изучения всех его деталей, - задание не из легких. После изучения его признаков можно перейти к которую оно играет. Поскольку основной чертой деепричастия является неизменяемость, позаимствованная от наречия, то и вопросы у них будут схожими. В предложении оно, как правило, играет роль обстоятельства.

Например: Гуляя по улице без шапки, ребенок заболел простудой.

Задаем вопрос от глагола «заболел» к деепричастию «гуляя» (как?). Таким образом, оно является обстоятельством, обозначающим образ действия.

Но стоит принять во внимание тот факт, что оно не является одиночным. То есть у этого деепричастия в данном примере есть зависящие от него слова: гуляя (где?) - по улице и гуляя (как?) - без шапки. А, как известно, их наличие говорит о том, что перед нами находится В этом предложении оно выражено деепричастным оборотом. Как же поступить в таком случае, приступая к подчеркиванию этого члена предложения? Без сомнения, выделяйте всю конструкцию оборота как обстоятельство. В лингвистике приято подчеркивать его пунктиром с точками между ним. Не забывайте, что такой оборот всегда выделяют запятыми. При этом неважно, в какой позиции находится главное для него слово.

План разбора

Самое время выполнить морфологический разбор деепричастия. Образец приведем сразу же после составления четкого алгоритма.

  • Определяем часть речи, задав вопрос (что делая? Что сделав?).
  • Ставим слово в начальную форму, определяя глагол, который его образовал, и характерный суффикс.
  • Анализируем морфологические признаки: определяем вид (сов./несов.), смотрим на суффикс и констатируем возвратность при наличии -ся.
  • Выполняем характеристику этой части речи как члена предложения.

Такой несложный план имеет морфологический разбор деепричастия.

Примеры

Собрав необходимую информацию об этой части речи, можно переходить к ее анализу.

Рассмотрим пример: Звонко журча, побежали с наступлением весны ручьи.

В данном предложении проведем морфологический разбор деепричастия «журча».

  • Что делая? - Журча (деепричастие).
  • Находим признаки. Вид несовершенный, так как оно отвечает на вопрос «что делая?». Действие является незаконченным, продолжающимся в тот период времени. Поскольку суффикс -ся отсутствует, это деепричастие является невозвратным.
  • Синтаксическая роль - это обстоятельство. Во-первых, оно зависит от глагола, во-вторых, имеет при себе зависимые слова и входит в состав оборота (журча звонко). Согласно этому целиком выделяем его как обособленное обстоятельство.

Следующий пример, который мы проанализируем, такой: Ветер обдувал лес прохладой, шелестя листвой деревьев.

Здесь нам необходимо выполнить морфологический разбор деепричастия «шелестя».

  • Что делая? - шелестя (деепричастие).
  • Находим признаки. Вид несовершенный, потому как слово отвечает на вопрос «что делая?». Образовано от глагола «журчать» плюс суффикс -а. Отсутствие суффикса -ся подтверждает, что деепричастие невозвратное.
  • В предложении является обстоятельством. Оно зависит от глагола «обдувал» и отвечает на вопрос «как?».

Кроме того, оно подчиняет себе словосочетание «листва деревьев». Это говорит о том, что перед нами Подчеркнем его целиком пунктиром с точками.

Заключение

В данной статье мы изучили одну из самых необычных частей речи. Рассмотрев деепричастие с разных сторон, мы смогли провести его анализ, а также составить алгоритм его выполнения. Если знать все тонкости, то никаких трудностей при разборе возникнуть не должно. Желаем вам удачи в этой работе!

О взглядах на природу деепричастий. Для взрослых и старшеклассников. Для остальных.

Интерпретации деепричастий различны. Одни авторы считают, что деепричастие - особая форма глагола, другие рассматривают их как самостоятельную часть речи. Эти взгляды отражены в учебниках. Не удивляйся поэтому, если в твои руки попадёт учебник, в котором ты увидишь непривычную для себя характеристику. От решения, какой точки зрения придерживаться, зависят ответы на некоторые вопросы:

  1. Сколько частей речи в русском языке?
  2. Какую из форм - неопределённую форму глагола или деепричастие - считать начальной формой?
  3. Каковы границы глагольного слова, сколько и каких форм имеет глагол?

§2. Общая характеристика деепричастия

1. Значение: добавочное действие. Запомни, добавочное. Значит, есть и основное? Да. И оба действия осуществляются одним лицом или группой лиц.

2. Морфологические признаки. Особенность деепричастий в том, что они обладают признаками как глагола, так и наречия.
Морфологические признаки глагола - это постоянные признаки: вид, переходность, возвратность.

Признаки наречия: неизменяемость и обстоятельственная роль в предложении.

Подробнее о морфологических признаках глагола см. Глава 11. Морфология. Глагол

3. Синтаксическая роль в предложении - обстоятельство.

Иван сидел задумавшись.

§3. Образование деепричастий

Деепричастия бывают только у личных глаголов.
Деепричастия бывают НСВ и СВ.

Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ: решать - решая , читать - читая , думать - думая .
Деепричастия НСВ образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а-, -я-: дышат → дыша, рисуют - рисуя.

Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ: решить - решив, купить - купив.
Деепричастия СВ образуются с помощью суффиксов: -в-, -вши-, -ши-: крикнуть →крикнув, крикнувши. Cуффиксы -в- и -вши- синонимичны, суффикс -вши- просторечно-разговорный. Принести → принесши.

Окончаний деепричастия не имеют. Поэтому синтаксическая связь деепричастия со сказуемым - примыкание.

§4. Деепричастный оборот

Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом.

Он сидел, болтая ногами. Он сидел (как?, что делая?), болтая ногами. Он сидел, болтая (чем?) ногами.

О пунктуационном оформлении предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами см. А20. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Сколько действий, выполняемых одним и том же лицом, должно быть названо в предложении с деепричастием?

    • Не менее 2-х
    • Много
  2. Верно ли считать деепричастие изменяемой формой?

  3. Какими являются постоянные признаки деепричастий: глагольными или наречными?

    • Глагольными, т.е. свойственными глаголам
    • Наречным, т.е. свойственными наречиям
  4. Возможны ли формы деепричастия у безличных глаголов?

  5. От какой глагольной основы образованы деепричастия НСВ?

    • От основы настоящего времени
    • От основы неопределённой формы глагола
  6. От какой глагольной основы образованы деепричастия СВ?

    • От основы настоящего времени
    • От основы неопределённой формы глагола
  7. Какова синтаксическая связь деепричастия с глаголом в роли сказуемого?

    • Согласование
    • Управление
    • Примыкание
  8. Сохраняются ли у деепричастия постоянные глагольные признаки?

  9. От каких глаголов образованы деепричастия НСВ?

    • От глаголов НВС
    • ОТ глаголов СВ

Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола. Мы исходим из понимания причастия как глагольной формы.

Деепричастие - это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:

1. Обозначает добавочное действие , отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.

2–3. Имеет грамматические признаки глагола и наречия .

К признакам глагола относятся вид ( читая - НСВ, прочитав - СВ), переходность ( читая книгу - переходн., сидя на стуле - непереходн.) и возвратность ( умывая - невозвратн., умываясь - возвратн.). Кроме того, деепричастию свойственно такое же управление , как и остальным глагольным формам: читая / читать / читал / читающий книгу, но чтение книги.

К наречным признакам деепричастия относятся неизменяемость (деепричастия не имеют морфологических признаков наклонения, времени, лица, рода, числа, свойственных спрягаемым формам глагола, и не склоняются, в отличие от причастий); синтаксическая функция деепричастия - обстоятельство ; в предложении деепричастие зависит от глагола.

Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая? и обозначают действие, одновременное с другим действием (например, с тем, которое обозначено сказуемым): Стоя на табуретке, он доставал книги с верхней полки.

Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью формообразующего суффикса -а(-я).

У глагола быть деепричастие образуется с помощью суффикса -учи от основы будущего времени: буд-учи . Этот же суффикс используется для образования стилистически окрашенных вариантных форм деепричастий у некоторых других глаголов: игра-я - игра-ючи .

Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ:

- от глаголов на -чь: печь - пекя ( печа );

- от глаголов на -нуть: вянуть - вяня ,;

- от некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего времени: писать , пишут - пиша , лижут - лижа (но наречие лёжа);

- от глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных, и производных от них: пить , пьют (пj-ут) -п ь я.

У глагола давать деепричастие образуется от особой основы: давая (даваj-а).

Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав? и обозначают действие, предшествовавшее действию основного глагола: Встав на табурет, он достал книгу с верхней полки.

Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов

В от глаголов с основой на гласный: сдела-в ,

Вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типа увидевши, поглядевши и т. д .): умы-вши-сь,

Ши от глаголов с основой на согласный : испёк-ши .

У некоторых глаголов существуют вариативные формы деепричастия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое - прибавлением суффикса -а(-я) к основе будущего времени: нахмури-вши-сь - нахмур-я-сь .

Глаголы прочесть, обрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я , образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса -я.

Двувидовые глаголы могут иметь два деепричастия, образованные по правилам образования деепричастий НСВ и СВ, например:

обещать: обеща-я - НСВ, обеща-в - СВ,

женить: жен-я - НСВ, жени-в - СВ.

Деепричастие должно указывать на действие того предмета (лица), который назван подлежащим, причем этот предмет (лицо) должен быть субъектом двух действий - названного в сказуемом и в деепричастии. Если эти требования не соблюдаются, получаются неправильные предложения типа:

? Выйдя из дома, у меня заболела голова (деепричастие и спрягаемая форма глагола обозначают действия разных субъектов).

? Потерявшись, щенок был вскоре найден хозяевами (существительное в подлежащем является субъектом действия, названного деепричастием, и объектом действия, названного сказуемым).

Деепричастие может называть дополнительное действие, относимое к главному члену односоставного предложения, а также и к другим членам предложения, выраженным инфинитивом, причастием или другим деепричастием. Предложение построено правильно, если дополнительное и основное действие имеют один и тот же субъект. Например: Переходя улицу, следует осмотреться по сторонам.

Морфологический разбор деепричастия

Морфологический разбор деепричастия проведем по следующему плану:

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано

II. Морфологические признаки: а) вид, б) возвратность, в) переходность.

III. Синтаксическая роль

Образец морфологического разбора деепричастия

Потягивая кислое вино, жмурясь от дыма трубки, он хмуро слушал, что говорила ему Зоя. Окончив, она хрустнула пальцами (А. Н. Толстой).

I. Потягивая (что делая?) - деепричастие;

II. Пост. признаки: НСВ, невозвр., перех., неизменяемое;

непост. признаки: нет;

III. Слушал (как?) потягивая (обстоятельство)

I. (что делая?) -деепричастие;

II. Пост. признаки: НСВ, возвр., неперех., неизменяемое;

непост. признаки: нет;

III. Слушал (как?) жмурясь (обстоятельство)

I. Окончив (что делая?) - деепричастие;

II . признаки: СВ, невозвр., перех., неизменяемое;

непост. признаки: нет;

III. Хрустнула (когда?) окончив (обстоятельство)

Для грамотного морфологического разбора деепричастия как части речи в данной статье приведен подробный план действий с наглядными примерами. Также описана методика морфемного разбора деепричастия с привидением примеров.

Как сделать морфологический разбор деепричастия?

Морфологический разбор деепричастия как самостоятельной части речи включает в себя грамматическую и синтаксическую характеристику слова. Во время разбора определяются морфологические признаки деепричастия, а также его роль в предложении.

План морфологического разбора деепричастия как части речи:

I. Часть речи. Общее грамматическое значение. На какой вопрос отвечает.

II. Начальная форма. Морфологические признаки (постоянные ).

  • Вид (совершенный, несовершенный );
  • Возвратность (возвратное, невозвратное );
  • Переходность (переходное, непереходное );
  • Неизменяемость.

III. Синтаксическая роль.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Примеры морфологического разбора деепричастий

Накормив детей, мама пошла в магазин.

что сделав?

II. Н. ф. - накормив . Морфологические признаки: совершенный вид, невозвратное, переходное, неизменяемое слово.

III. Синтаксическая роль - обстоятельство (пошла - когда? - накормив ).

Гуляя , дети увидели выбежавшего из леса зайца.

I. Деепричастие, обозначает дополнительное действие, отвечает на вопрос - что делая?

II. Н. ф. - гуляя . Морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратное, непереходное, неизменяемое слово.

III. Синтаксическая роль - обстоятельство (увидели - когда? - гуляя ).

Радуясь , он приветствовал друга.

I. Деепричастие, обозначает дополнительное действие, отвечает на вопрос - что делая?

II. Н. ф. - радуясь . Морфологические признаки: несовершенный вид, возвратное, переходное, неизменяемое слово.

III. Синтаксическая роль - обстоятельство (приветствовал - как? - радуясь ).

Морфемный разбор деепричастия

В некоторых источниках морфемный разбор деепричастий входит в общий грамматический разбор. Деепричастия являются неизменяемой частью речи, поэтому при разборе по составу у них не выделяют окончания. Формообразующими суффиксами деепричастий являются - -а/-я, -в/-вши/-ши .

Примеры морфемного разбора деепричастий

Назвавшись другом . На-зв-а-вши-сь - производное от глагола «назваться»; основа - назвавшись , приставка - на- , корень - -зв- , суффиксы - -а-, -вши- , постфикс - –сь .

Читая книгу . Чит-а-я - производное от глагола «читать»; основа - читая , корень - -чит- , суффиксы - -а-, -я .