Литература э шпрангер смысловая связь. Шпрангер (Spranger) Эдуард - Психологический словарь

Текущая версия страницы пока не проверялась

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 3 марта 2017; проверки требуют.

Э. Шпрангер обосновывал идеи философии жизни и философии культуры , в частности с помощью «понимающей психологии », основывающейся на принципах «наук о духе», выведенных Вильгельмом Дильтеем , и положениях учения о ценностях , разработанных Генрихом Риккертом .

Поначалу Э. Шпрангер рассматривал возможность получения музыкального образования, однако в итоге его выбор пал на философию, и он поступил в Берлинский университет , где также изучал психологию, педагогику, историю, экономику, право, филологию и теорию музыки. Среди его преподавателей были Фридрих Паульсен , Вильгельм Дильтей , Эрих Шмидт и Отто Хинце .

Первая попытка Э. Шпрангера защитить докторскую диссертацию в 1901 году , когда его научным руководителем выступил В. Дильтей, предложивший ему в качестве темы квалификационной работы «Историю развития Фридриха Генриха Якоби », оказалась неудачной. Однако в 1905 году , уже под руководством Ф. Паульсена и К.Штумпфа , Э. Шпрангер, получил докторскую степень , защитив диссертацию на самостоятельно избранную им тему «Гносеологические и психологические основы истории».

Во время своего обучения в Берлинском университете Э. Шпрангер познакомился с Катариной Хендлих, с которой он активно вёл переписку в течение всей жизни.

В 1960 году скончалась Катарина Хендлих, близкий друг Э. Шпрангера, а в 1963 году - его супруга Сюзанна. Э. Шпрангер умер спустя пять месяцев после её кончины и был похоронен рядом с ней на городском кладбище Тюбингена.

Философские взгляды Э. Шпрангера сложились под влиянием идей Вильгельма Дильтея и философии жизни , а также учения о ценностях Генриха Риккерта . В основном философском сочинении «Формы жизни» Э. Шпрангер развивал идеи целостной, или «структурной» психологии, которую он - в духе неокантианского разграничения «наук о духе» и «наук о природе» - противополагал естественнонаучной «психологии элементов».

Сторонник метода В. Дильтея «наук о духе», который базируется на интуитивном постижении духовной целостности, основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Э. Шпрангер ввел понятие «понимающей психологии ». Понимающая психология рассматривает душевный процесс как некую целостность в его смысловых связях, то есть в его включенности в определенное содержание культуры. В основном своем труде, «Формы жизни», Э. Шпрангер отверг психологию элементов, расчленяющую душевный процесс на составные части и основывающуюся на данных физики и физиологии.

Основной задачей духовно-научной психологии как одной из «наук о духе» является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре «объективного духа», и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Э. Шпрангера обозначение «жизненных форм».

Исходным принципом психологии, по мнению Э. Шпрангера, является понимание как способ непосредственного постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Вслед за В. Дильтеем Э. Шпрангер считает, что душа есть

Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности «Я», в которых реализуется определенная ценностная система.

Душа взаимодействует с духом, причем принципы и закономерности духовной работы имманентны душе, и субъективное

В свою очередь, объективное Э. Шпрангер выводит из «жизненности», которая выступает в виде «структур» или даже «организмов». Одной из таких структур является общество - надындивидуальная целостность, в которую включены индивидуумы.

Но как общество, так и другие структуры и организмы, действующие в пространстве и времени, непознаваемы для нас в их подлинном строении.

Единственным путём познания любых духовных форм Э. Шпрангер считал постижение индивидуальной структуры духа. Он полагал, что, даже рассматривая общественные группы как сверхиндивидуальные формы, невозможно понять их смысл иначе как через схему духовной индивидуальности. А поскольку индивидуальные духовные структуры существуют в виде жизненных форм, восприятие и познание общества через призму этих форм и есть окончательное восприятие и познание. Над ними нет никакой высшей, привилегированной познавательной инстанции.

Основываясь на этих рассуждениях, Э. Шпрангер пришёл к выводу, что социология как социальная наука, организованная по модели естествественных наук, не способна понять науку, искусство, религию, культуру в целом, «растворяя» их в абстрактных социальных структурах и взаимодействиях. По его мнению, альфа и омега культуры - индивидуальность, человек - носитель духа, а для социологии конкретный человек не существует. По этой причине Э. Шпрангер призывал освободиться от «социологической иллюзии», и в своей враждебности по отношению к социологии был близок к своему учителю В. Дильтею. Хотя он признавал неразрывную связь социальной формы и культурного содержания, но решающую роль отводил не формам общественных отношений, а

Так как отношение между социально-общинной жизнью и культурой разорвано, оформление и развитие культуры - долг индивидов, которые, в свою очередь, перелагают его на государство, которое и оказывается, в конечном счете, инстанцией, связующей индивидуальные, то есть внутрикультурные целостности в надындивидуальные, объективные культурные единства. Эта позиция стала, в частности, теоретическим основанием той огромной работы, которую вел Шпрангер в области педагогики, организации образования и культурной политики.

В своем главном труде «Жизненные формы» Э. Шпрангер развил культурфилософскую интерпретацию основных типов человеческого существования. Эти типы, или жизненные формы, представляют собой исторически инвариантные структуры, остающиеся самотождественными в многообразии и изменчивости жизни и соединяющие индивидуальные душевные целостности с надындивидуальными духовными образованиями.

По мнению Э. Шпрангера, понимание индивида возможно на основе его отношения к историческому окружению - явлениям культуры. Выделяя шесть основных человеческих ценностей, он развивал представления о шести жизненных формах, или культурно-психологических типах , каждому из которых соответствует своеобразная структура мотивации, восприятия реальности, организации аффективно-эмоциональной сферы и т. д.

Э. Шпрангер полагал, что в каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая-то из них при этом будет доминировать.

В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры.

Из типологических представлений об индивидуальной душе Шпрангер делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребёнка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Шпрангером в его исследовании психологии юности.

Созданная Э. Шпрангером культурно-психологическая типология в дальнейшем неоднократно использовалась социологами и психологами для анализа жизненных стилей личностей и групп. На основе типологии Г. Олпортом , П. Верноном и Г. Линдзеем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж. Холланда. Также на основе представления о культурно-психологических типах Билл Дж. Боннстеттер , глава компании TTI Success Insights, разработал онлайн-диагностику основных мотиваторов человека (- Personal Interests, Attitudes & Values), применяющуюся в управлении персоналом для отбора, мотивации, повышения эффективности работы сотрудников.

Эдуард Шпрангер (нем. Eduard Spranger; 27 июня 1882, Берлин - 17 сентября 1963, Тюбинген) - немецкий философ-идеалист, психолог, педагог; в разные годы - профессор университетов Берлина, Лейпцига, Тюбингена.

Э. Шпрангер обосновывал идеи философии жизни и философии культуры, в частности с помощью «понимающей психологии», основывающейся на принципах «наук о духе», выведенных Вильгельмом Дильтеем, и положениях учения о ценностях, разработанных Генрихом Риккертом.

Биография

Детство и юность

Э. Шпрангер родился 27-го июня 1882 года в Берлине в семье владельца магазина игрушек Карла Франца Адальберга Шпрангера (1829-1922) и Генриетты Берты Шёнебек (1847-1909), продавщицы этого магазина. Бракосочетание состоялось лишь в 1884 году, однако Шпрангер-старший признал и документально подтвердил своё отцовство.

Когда Э. Шпрангеру исполнилось шесть лет, родители устроили его в реальную гимназию. Э. Шпрангер отлично учился, поэтому в двенадцать лет при поддержке одного из своих преподавателей он был переведен в гимназию «у Серого монастыря» - одну из старейших и престижных гимназий Берлина, которую окончил в 1900 году.

Образование

Поначалу Э. Шпрангер рассматривал возможность получения музыкального образования, однако в итоге его выбор пал на философию, и он поступил в Берлинский университет, где также изучал психологию, педагогику, историю, экономику, право, филологию и теорию музыки. Среди его преподавателей были Фридрих Паульсен, Вильгельм Дильтей, Эрих Шмидт и Отто Хинце.

Первая попытка Э. Шпрангера защитить докторскую диссертацию в 1901 году, когда его научным руководителем выступил В. Дильтей, предложивший ему в качестве темы квалификационной работы «Историю развития Фридриха Генриха Якоби», оказалась неудачной. Однако в 1905 году, уже под руководством Ф. Паульсена и К.Штумпфа, Э. Шпрангер, получил докторскую степень, защитив диссертацию на самостоятельно избранную им тему «Гносеологические и психологические основы истории».

Во время своего обучения в Берлинском университете Э. Шпрангер познакомился с Катариной Хендлих, с которой он активно вёл переписку в течение всей жизни.

Преподавательская деятельность

Эдуард Шпрангер

С 1909 года Э. Шпрангер преподавал философию в Берлинском университете. В 1911 - 1920 годы был профессором Лейпцигского университета, а с 1920 по 1944 год - профессором Берлинского университета. Между 1936 и 1939 годами читал гостевые лекции в Японии. В 1944 году Э. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945 году он был назначен ректором Берлинского университета. С 1946 года до своей отставки в 1953 году работал в качестве профессора Университета Тюбингена.

Награды и премии

В 1952 году Э. Шпрангер был удостоен ордена «За заслуги в области науки и искусства».

Последние годы жизни

В 1960 году скончалась Катарина Хендлих, близкий друг Э. Шпрангера, а в 1963 году - его супруга Сюзанна. Э. Шпрангер умер спустя пять месяцев после её кончины и был похоронен рядом с ней на городском кладбище Тюбингена.

Философия

Философские взгляды Э. Шпрангера сложились под влиянием идей Вильгельма Дильтея и философии жизни, а также учения о ценностях Генриха Риккерта. В основном философском сочинении «Формы жизни» Э. Шпрангер развивал идеи целостной, или «структурной» психологии, которую он - в духе неокантианского разграничения «наук о духе» и «наук о природе» - противополагал естественнонаучной «психологии элементов».

Психология как наука о духе

Сторонник метода В. Дильтея «наук о духе», который базируется на интуитивном постижении духовной целостности, основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Э. Шпрангер ввел понятие «понимающей психологии». Понимающая психология рассматривает душевный процесс как некую целостность в его смысловых связях, то есть в его включенности в определенное содержание культуры. В основном своем труде, «Формы жизни», Э. Шпрангер отверг психологию элементов, расчленяющую душевный процесс на составные части и основывающуюся на данных физики и физиологии.

В начале XX в. сходная типология была предложена немецким психологом Эдуардом Шпрангером. Он разделял людей на типы в зависимости от основных форм жизни, к-рые они ценят и в к-рых видят смысл. Шпрангер выделил шесть главных видов ценностных ориентации и, соответственно, шесть типов людей. Для познавательной ориентации важны идеи как таковые. Эта установка свойственна людям теорет. типа. Подобно философам Платона, такие люди ценят знания и истину. Экономическая ориентация уделяет особое внимание объектам, значимым для телесных потребностей чел. Тип людей, для к-рых эта установка яв-ся ведущей, примерно совпадает с первым из выделенных Платоном типов, характеризующимся хорошим аппетитом, любовью к еде, питью, чувственным удовольствиям или деньгам.

Эстетическая ориентация связана с эмпатической реакцией на форму и интересом к внешним проявлениям вещей и событий. Люди эстетического типа ценят форму и гармонию. Религиозная ориентация стремится связать каждое событие со всеобъемлющим смыслом жизни чел. Руководствующиеся этой ориентацией люди стремятся к чувству гармонии в мироздании и в собственном опыте встречи с миром. Две др. ориентации касаются отношений индивидуума с др. людьми. Соц. ориентация и, следовательно, соц. тип, характеризует людей, к-рые испытывают интерес к другим и стремятся к идентификации с ними. Политическая ориентация направлена на приобретение превосходства и власти над др. людьми. Она присуща людям политического типа. Этот тип, в соответствии с описанием Э. Шпрангера, более всего напоминает платоновский тип страстных или амбициозных людей.

Теория Шпрангера восходит к идеям немецкого философа и психолога В. Дильтея, считавшего основной задачей психологии раскрытие целостной душевной жизни личности, достигаемой с помощью понимания как основного метода наук о духе. Последнее, в свою очередь, трактуется как внутреннее, интуитивное постижение, тесно связанное с переживанием.

Основные положения теории Шпрангера: 1) психическое развивается из психического; 2) психическое сводится к интуитивному пониманию "модулей действительной жизни"; не следует искать каких-либо объективных причин развития личности, необходимо лишь соотнесение структуры отдельной личности с духовными ценностями и культурой общества.

Основные характеристика личности, по Шпрангеру, – это ценностная ориентация, посредством которой она познает мир. Исходя из этого, Шпрангер выделил шесть форм познания мира, назвав их типами понимания жизни. Основываясь на этих формах, он предложил следующую типологию личности: 1) теоретический человек – тот, кто стремится к познанию, т. е. для которого гл. ориентация в жизни – осмысление в теоретическом плане того, что происходит, установление каких-то закономерностей; 2) экономический – ищущий пользу в познании; 3) эстетический – стремящийся познать мир через оформленное впечатление, через самовыражение в эстет, форме; 4) социальный – тот, кто хочет найти себя в другом, жить ради другого, действует и живет ради любви к др. людям; 5) политический – стремящийся к духовной власти над другими; 6) религиозный – ориентирующийся прежде всего на поиск смысла жизни, ищущий высший смысл, высшую правду, первопричину.


На основе психологии Шпрангера были разработаны тесты изучения ценностей (Оллпорт, Ф. Верной, Г. Линдсей) и интересов личности (Дж. Холланд). Эта теория использовалась также социологами и психологами для анализа стилей жизни личности и групп.

Э. Шпрангер (1882-1963) продолжил развитие описательной психологии Дильтея, учеником которого он был. В его концепции типология личности определяется доминированием одной из шести глубинных ценностей, которые проявляются в (избирательном) отношении к явлениям культуры .

Принцип активности у Шпрангера подобен его толкованию Дильтеем; весь мир культурных ценностей человечества является продуктом «объективации духа». Но Шпрангер развил это положение, конкретизировав, какие именно глубинные ценности души человека объективируются в культуре. Выделяя шесть основных человеческих ценностей, он создал концепцию о шести идеальных культурных типах человека: теоретическом человеке, экономическом, эстетическом, социальном, политическом, религиозном .

Принцип саморазвития у Шпрангера реализован в положении о том, что «...Нормативный дух [по Шпрангеру он тождественен гегелевскому абсолютному духу] означает этическое предписание, которое - по идее - выносится по отношению к каждым данным и лишь относительно ценным состояниям в направлении к настоящим и истинным ценностям» . Истинная ценность не навязывается извне, а из глубины души направляет индивидуальную духовную эволюцию человека.

Принцип иерархичности у Шпрангера реализован в положении о «надындивидуальных смыслах» и приоритете целого над частью: «Целое есть первичное, анализ имеет смысл и значение лишь постольку, поскольку найденные элементы и моменты мыслятся в целом» .

А.Ф Лазурский (1874-1917) в концепции об «эндопсихюсе» и «экзопсихике» разработал принципы типологии личности во многом подобные типологии Шпрангера, Трактуя развитие личности как «стремление к совершенствованию», Лазурский выделяет восемь идеалов Совершенства: «альтруизм» (по Шпрангеру - человек социальный), «знание» (теоретический), «красота» (эстетический), «религия» (религиозный), «обществ о, государство» (политический), «внешняя деятельность, инициатива» (экономический), «система, организация», «власть, борьба» .

Ø Сформулируем требования к определению личности с точки зрения трех принципов причинности.

Определение личности должно соответствовать трем принципам причинности. Принцип активности: Святости являются живыми глубинными Силами «бессознательного». Принцип салюразвития Святости являются эволюционно молодыми Силами, одухотворяющими эволюционно старые (животные) Силы, Принцип иерархичности: активность Святостей включена по принципу содействия в активность Духовности и подчиняет себе активность субсистемных Сил.

Активности принцип - приоритет внутреннего над внешним. Согласно этому принципу, «Ядро» личности должно быть образовано глубинными Силами сферы «бессознательного».

Персоналистический подход Шпрангера Э. к структуре личности Э. Шпрангер рассматривал характер как имманентную предрасположенность субъекта к определенной форме восприятия и деятельности (эстетической, практической и др.). Шпрангер развивал взгляды В. Дильтея, который считал, что психику человека можно только понять, но нельзя исследовать естественнонаучным методом, а также Рикерта. Задача психологии состоит, по мнению Дильтея, в раскрытии смысловой, душевной жизни личности, ценностных ориентаций человека, а этого можно достичь не путем объяснения, а только методом понимания. Психика объявлялась проявлением самовыдвижения духа.

Основные положения понимающей психологии Шпрангера:

1) психическое развивается из психического;

2) психическое сводится к интуитивному пониманию “модулей действительности жизни”, при этом Шпрангер подчеркивал, что речь идет не о сопереживании, а о понимании;

3) не следует искать каких-нибудь объективных причин развития человеческой личности, необходимо лишь соотнесение структуры отдельной личности с духовными ценностями, с культурой общества. Духовную же ценность Шпрангер понимал как свойство духа.

Шпрангер считал, что главное в личности – это ценностная ориентация, посредством которой она познает мир. Включение субъекта в познание и означает эту ценностную ориентацию. Исходя из этого, Шпрангер выделил 6 форм (типов) познания мира. Он называл их “формами жизни”. Ценностная ориентация, которая существует у каждого человека, является продуктом общей ценностной ориентации человечества, “культурного состояния человечества”. Психологизация социальной жизни Шпрангером.

Ценностная ориентация – это чисто духовное начало, которое определяет у каждого человека понятие мира и является производной частью общего человеческого духа. В этом положении заключается проявление субъективного идеализма Шпрангера. Он предпочитает говорить не столько о понимающей психологии, сколько о “духовной психологии”.

Шпрангер настаивал еще на одном положении, а именно на различии понятий “переживание” и “понимание”. “Понимание” – это понятие, которое сродни познанию, это вневременное, извечное.

Типы понимания жизни, или типы человека:

1. Теоретический человек – это тот, который стремится к познанию. Познание закономерностей, познание сущности мира, познание отношений людей является для него ведущим. Жизнь презентируется для него в виде «веера ценностных ориентаций».

2. Экономический человек характеризуется как человек, который ищет пользу в познании. При этом Шпрангер не отождествляет этот тип с человеком эгоцентричным, думающим только о собственном благе. Речь идет о том, что для такого человека познание должно привести к пользе. Ценность познания для экономического человека – это направленность на познание того, что приносит пользу: самому себе, семье, коллективу, человечеству.

3. Эстетический человек – это человек, который познает мир и стремится познать его через оформленное впечатление, через самовыражение. Все воспринимается эстетическим человеком как нечто гармоническое или негармоническое.

4. Социальный человек. Это человек, который хочет найти себя в другом. Шпрангер говорит, что существует особая деятельность. Эта деятельность – найти себя в другом, жить ради другого, стремление к всеобщей любви, любви к человечеству. Социальный тип действует, живет ради любви к другим людям.

5. Политический человек. Это не человек, который стремится к административной власти. В понимании Шпрангера власть заключается в том, чтобы иметь силу следовать высшим требованиям. Реальная власть – это власть, которая основывается на истинных духовных ценностях. В основном для него власть определяется в чисто психологическом плане, она детерминирует действия и мотивы других людей. Этот властный тип жаждет власти из-за того, что он стремится детерминировать действия и мотивы других людей, но это необязательно должно быть в политическом смысле.

6. Религиозный человек – это тип человека, у которого ценностная ориентация состоит в том, что он ищет смысл жизни. И первый тип, теоретический, тоже, по существу, ищет смысл жизни. Но если теоретический тип считает, что самое главное у него в жизни – стремление к познанию, то он стремится к поиску закономерности смысла жизни. Религиозный же тип ищет доказательство, что есть какая-то высшая духовная сила – божество; этот тип ищет начало всех начал. Он считает, что есть извечное, и оно является, оно детерминирует жизнь человека.

Выделенные Шпрангером типы не представляют собой некую классификацию людей; он хотел этим выделением показать, что люди отличаются друг от друга не темпераментом, не конституцией и не поведением, а ценностями духовной ориентации человека. Эти ценностные ориентировки не вытекают ни из общественно-социальных отношений, ни из условий жизни человека, они создают лишь духовную индивидуальность личности. Большинство людей не относятся строго к одному типу.

(27.6.1882, Берлин - 17.9.1963, Тюбинген) - немецкий философ, психолог и педагог.

Биография.

Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909 г. он - преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911 г. по 1920 г. - профессор Лейпцигского университета, с 1920 г. по 1944 г. - профессор Берлинского университета. Читал гостевые лекции в Японии (1936-1939). В 1944 г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945 г. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946 г. до своей отставки в 1953 г. работал в качестве профессора университета Тюбингена.

Исследования.

Сторонник метода В.Дильтея, основанном на интуитивном постижении духовной целостности. Пытался интегрировать в свою систему учение Г.Риккерта о ценностях. Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие "понимающей психологии". Исходный принцип психологии, по мнению Шпрангера, - понимание как способ непосредственное постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности Я, в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде, "Формы жизни" (Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie. Halle, 1914, в рус. пер.: (част.) Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980, с. 286-300; Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты. М.,1982, с. 55-59), он отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры. Основной задачей духовно-научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре "объективного духа", и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение "форм жизни". Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая-то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г.Олпортом, П.Верноном и Г.Линдзеем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж.Холланда. В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры. Из типологических представлений об индивидуальной душе Шпрангер делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Шпрангером в его исследовании психологии юности: "Psychologie des Jugendalters". Lpz., 1924, в рус. пер.: (част.) Эротика и сексуальность в юношеском возрасте // Педология юности. М.-Л., 1931.

Сочинения.

Die Grundlagen der Geschichtswissenschaft. 1905;

Zur Theorie des Verstehens und zur Geistwissenschaftlichen Psychologie. 1918; Wilhelm von Humboldt und die Humanitatsidee. 2 Aufl., B., 1928; Kultur und Erziehung. 4 Aufl., 1928; Der Sinn der Vorausseitzungslosigkeit in der Geisteswissenschaften. 1929; Volk, Staat, Erziehung. 1930; Weltfrommigkeit. 1940; Lebensfuhrung. 1947; Die Magie der Seele, Tubingen. 1947; Goethes Weltanschauung. 4 Aufl., Wiesbaden, 1949; Der unbekante Gott. 2Aufl., Stutt., 1955; Der Eigengeist der Volksschule. 2 Aufl., 1956; Der geborene Erzieher. 1958; Pestalozzis Denkformen. 2 Aufl., Hdlb., 1959; Kulturfragen der Gegenwart. 3 Aufl., Hdlb., 1961; Pedagogischen Perspektiven. 7 Aufl., 1962; Philosophie und Psychologie der Religion (Abhandlungen). 1974. Литература.

Croner E.E. Spranger. B., 1933;

Gruhle H.W. Verstehende Psychology. Stuttgart, 1948.

Шпрангер (Spranger) Эдуард (27.6.1882, Берлин – 17.9.1963, Тюбинген) — немецкий философ, психолог и педагог. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909 г. он — преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911 г. по 1920 г. — профессор Лейпцигского университета, с 1920 г. по 1944 г. — профессор Берлинского университета. Читал гостевые лекции в Японии (1936–1939). В 1944 г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945 г. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946 г. до своей отставки в 1953 г. работал в качестве профессора университета Тюбингена. Сторонник метода В. Дильтея „наук о духе“, основанном на интуитивном постижении духовной целостности. Пытался интегрировать в свою систему учение Г. Риккерта о ценностях.
Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие „понимающей психологии“. Исходный принцип психологии, по мнению Шпрангера, — понимание как способ непосредственное постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности Я, в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде, „Формы жизни“ („Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie“, Halle, 1914, в рус. пер. (част.) Два вида психологии, в кн. „Хрестоматия по истории психологии“, М., 1980, с. 286–300; Основные идеальные типы индивидуальности, в кн.: „Психология личности. Тексты“, М., 1982, с. 55–59), он отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры.
Основной задачей духовно–научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре „объективного духа“, и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение „форм жизни“. Таких основных идеальных типов индивидуальности , обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность , обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая–то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г. Олпортом , П. Верноном и Г. Линдзеем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж. Холланда. В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры.
Из типологических представлений об индивидуальной душе Шпрангер делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Шпрангером в его исследовании психологии юности: „Psychologie des Jugendalters“, Lpz., 1924, в рус. пер. (част.) Эротика и сексуальность в юношеском возрасте, в сб.: „Педология юности“, М.–Л., 1931.