Социальная деятельность человека. Окружающий мир преобразования окружающего

Понятие и структура деятельности человека. Деятельностный подход в психологии.

Психика познается и проявляется в деятельности. Человек выступает в жизни, прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается.

Деятельность - это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Деятельность создает материальные условия жизни человека, без которых он не может существовать, - пищу, одежду, жилище. В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, музыка, живопись. В процессе деятельности человек изменяет окружающую действительность, своим трудом преобразует окружающий мир.

Различают три основных вида деятельности : игру, учение и труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением . Труд - это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов.

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты.

Для понимания деятельности следует учитывать несколько ее важных характеристик .

Человек и деятельность неразрывно связаны . Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.

Деятельность есть преобразование окружающей среды . Животные приспосабливаются к природным условиям. Человек способен активно изменять эти условия. Например, он не ограничивается собирательством растений для пищи, а выращивает их в ходе сельскохозяйственной деятельности.

Деятельность выступает в качестве творческой, созидательной активности : человек в процессе своей деятельности выходит за границы природных возможностей, создавая нечто новое, не существовавшее ранее в природе.

Таким образом, в процессе деятельности человек творчески преобразует действительность, себя самого и свои социальные связи.

Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времени.

Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат

Рассмотрим все компоненты деятельности поочередно.

Потребность в действии

Потребность - это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера.

Наиболее разработанная классификация потребностей человека принадлежит американскому психологу Абрахаму Маслоу (1908-1970) и известна как пирамида потребностей (рис. 2.2).

Маслоу разделил потребности на первичные, или врожденные, и вторичные, или приобретенные. Они в свою очередь включают в себя потребности:

· физиологические - в пище, воде, воздухе, одежде, тепле, сне,чистоте, жилье, физическом отдыхе и т.д.;

· экзистенциальные - безопасность и защищенность, неприкосновенность личной собственности, гарантированная занятость, уверенность в завтрашнем дне и т.д.;

· социальные - стремление к принадлежности и причастности к какой-либо социальной группе, коллективу и т.д. На этих потребностях базируются ценности привязанности, дружбы, любви;

· престижные - основанные на желании уважения, признания другими личных достижений, на ценностях самоутверждения, лидерства;

· духовные - ориентированные на самовыражение, самоактуализацию, творческое развитие и использование своих навыков, способностей и знаний.

· Иерархия потребностей много раз изменялась и дополнялась различными психологами. Сам Маслоу на поздних этапах своих исследований добавил в нее три дополнительные группы потребностей:

· познавательные - в знании, умении, понимании, исследовании. Сюда можно отнести желание открывать новое, любознательность, стремление к самопознанию;

· эстетические - стремление к гармонии, упорядочению, прекрасному;

· трансцендирования - бескорыстное стремлен ие помочь другим в духовном самосовершенствовании, в их стремлении к самовыражению.

По мнению Маслоу, для удовлетворения высших, духовных потребностей необходимо первоначально удовлетворить те потребности, которые занимают место в пирамиде под ними. Если полностью удовлетворены потребности какого-либо уровня, у человека возникает естественная необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня.

Мотивы деятельности .

Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как нужда, а как руководство к действию.

В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Интересом называется конкретная причина действий, определяющая социальное поведение. Хотя потребности у всех людей одинаковы, разные социальные группы имеют свои интересы. Например, различны интересы у рабочих и владельцев заводов, мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров. Так, для молодежи более важны инновации, для пенсионеров - традиции; у предпринимателей интересы, скорее, материальные, а у людей искусства - духовные. У каждого человека есть и свои личные интересы, основанные на индивидуальных склонностях, симпатиях (люди слушают разную музыку, занимаются разными видами спорта и т.п.).

Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Можно говорить о традициях религиозных, профессиональных, корпоративных, национальных (например, французских или русских) и т.д. Ради некоторых традиций (например, воинских) человек может ограничивать свои первостепенные потребности (сменив безопасность и защищенность на деятельность в условиях высокого риска).

Убеждения - твердые, принципиальные взгляды на мир, основанные на мировоззренческих идеалах человека и подразумевающие готовность человека отказаться от ряда потребностей (например, комфорта и денег) ради того, что он считает правильным (ради сохранения чести и достоинства).

Установки - преимущественные ориентации человека на определенные институты общества, которые накладываются на потребности. Например, человек может быть ориентирован на религиозные ценности, или на материальное обогащение, или на общественное мнение. Соответственно и поступать он будет в каждом случае по-разному.



В сложных видах деятельности обычно можно выявить не один мотив, а несколько. В таком случае выделяют основной мотив, который считается движущим.

Цели деятельности

Цель - это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах. Человек способен формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность, держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в реальности, он создает это в уме.

Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.

Средства, используемые в деятельности. Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д.

Средства должны соответствовать целям в двух смыслах.

Во-первых , средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.

Во-вторых , средства должны быть моральными: нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели. Если цели аморальны, то аморальной является вся деятельность (по этому поводу герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Иван спрашивал, стоит ли царство мировой гармонии одной слезинки замученного ребенка).

Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д.

Немецкий социолог Макс Вебер (1865-1920) выделял такие типы социальных действий:

· целерациональные - действия, ориентированные на достижение разумной пели. При этом человек четко рассчитывает все средства и возможные препятствия (генерал, планирующий сражение; бизнесмен, организующий предприятие; преподаватель, подготавливающий лекцию);

· ценностно-рациональные - действия, основанные на убеждениях, принципах, моральных и эстетических ценностях (например, отказ пленного передать врагу ценные сведения, спасение утопающего с риском для собственной жизни);

· аффективные - действия, совершенные под влиянием сильных чувств - ненависти, страха (например, бегство от противника или спонтанная агрессия);

· традиционные - действия, основанные на привычке, часто являющиеся автоматической реакцией, выработанной на основе обычаев, верований, образцов и т.д. (например, следование определенным ритуалам в свадебной церемонии).

Основу деятельности составляют действия двух первых типов, поскольку только они имеют осознанную цель и носят творческий характер. Аффекты и традиционные действия способны лишь оказывать некоторое влияние на ход деятельности в качестве вспомогательных элементов.

Особыми формами действий являются : поступки - действия, которые имеют ценностно-рациональное, нравственное значение, и деяния - действия, имеющие высокое положительное социальное значение. Например, помочь человеку-это поступок, выиграть важную битву - деяние. Выпить стакан воды - обычное действие, которое не является ни поступком, ни деянием. Слово «деяние» часто используется в юриспруденции для обозначения действия или бездействия, которое нарушает правовые нормы. Например, в законодательстве «преступление - это противоправное, общественно опасное, виновное деяние».

Результат деятельности. Результат - это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом труда - товары, результатом научной деятельности - идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам человек, поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД в психологии (англ. activity approach) - совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей деятельностного подхода психика и сознание рассматриваются как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешне-практических ее форм.

В 1930-е гг. складываются 2 наиболее проработанных варианта деятельностного подхода, представленных исследованиями психологических школ С. Л. Рубинштейна, с одной стороны, и А. Н. Леонтьева - с др. В настоящее время оба варианта деятельностного подхода развиваются их последователями не только в нашей стране, но и в странах Западной Европы, а также в США, Японии и странах Латинской Америки.

Споры касались соотношения собственно внешне-практической деятельности и сознания. По Рубинштейну, нельзя говорить о формировании "внутренней" психической деятельности из "внешней" практической путем интериоризации: до всякой интериоризации внутренний (психической) план уже наличествует. Леонтьев же полагал, что внутренний план сознания формируется как раз в процессе интериоризации изначально практических действий, связывающих человека с миром человеческих предметов.

Главным достижением деятельностного подхода является то, что в его рамках сформировалось продуктивное направление - психология действия, которое представляет собой квинтэссенцию деятельностного подхода. Изучению подверглись сенсорные, перцептивные, предметные, исполнительские, мнемические, умственные, аффективные и др. действия, а также их структурные компоненты: мотивы, цели, задачи, способы выполнения и условия осуществления.

Вариант 1

А1. Единичный представитель человеческого рода, носитель со­циальных и психических черт

а. Человек в. Личность

б. Гражданин г. Индивид

A2. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей, называется

а. Цель в. Мотив

б. Результат г. Способность

А3. Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, - это

а. Общение в творчество

б. Понимание г. познание

А4. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека является синонимом вседозволен­ности.

Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.

А5. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека преобразует окружающий мир и меняет самого человека.

Б. Человеку не всегда удается планировать и контролиро­вать свою деятельность.

а. верно только А в. верны оба суждения

б. верно только Б г. оба суждения неверны

А6. Теория происхождения человека, которая рассматривает про­цесс его возникновения и развития, называется

а. Социогенез в. Антропогенез

б. Эгоцентризм г. Дуализм

А7. Верны ли следующие суждения?

А. Вне общества индивид не может стать личностью.

Б. Новорожденный младенец является личностью.

а. верно только А в. верны оба суждения

б. верно только Б г. оба суждения неверны

А8. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает

а. земля в. выращиваемая культура

б. техника г. земледелец

А9. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обще­стве?

а. верно только А в. верны оба суждения

б. верно только Б г. оба суждения неверны

А10. Агентами первичной социализации являются

а. сотрудники телевидения в. коллеги по производственной деятельности

б. должностные лица г. родители

В1.Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исклю­чением одного, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека.

Биологические, физиологические, социальные, органические, естественные, первичные.

1) социальные установки

2) общение

3) интересы

5) потребности.

6) убеждения

В3.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

1. Авиценна, Моцарт, Бетховен, Шопен - это несколько имен вундеркиндов, гений которых с годами раскрылся в полную силу. 2. Уфологи считают появление вундеркиндов вмешательством инопланетян. 3. По мнению биофизиков , вундеркиндов «делают» геомагнитные волны, влияющие на плод. 4. Геомагнитное поле Земли бывает разным и его интенсивность зависит от Солнца и других планет.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений.

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

Простейшим, самым доступным видом деятельности является______________ (1). Она носит условный ___________(2) и реализует потребность ребенка в активности и в познании окружающего мира на основе усвоения человеческих форм поведения. Более сложным видом деятельности является __________(3), направленное на усвоение научного ______(4) и приобретение соответствующих навыков и умений. Наиболее важным видом деятельности считают___________ (5). Он обеспечивает не только существование человеческого __________(6), но является также условием его непрерывного______(7). Среди его видов различают предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй - умственным».

Ж) развитие

И) общество

К) признак

(Дайте развернутый ответ на задания части С.)

«Психические свойства - не изначальная данность; они форми­руются и развиваются в процессе деятельности личности. Подобно тому как организм не развивается сначала, а затем функционирует, а развивается, функционируя, так и личность не формируется снача­ла, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности. В деятельности личность и формируется, и про­является. Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом. <...> В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики. Но не все психическое содержание действия или поступка человека, не всякое психическое состояние в равной мере может быть отнесено к сколь­ко-нибудь устойчивым свойствам личности, которые характеризовали бы какую-нибудь сторону ее психического облика. Некоторые акты в своем психическом содержании характеризуют скорее обстоятельства какой-нибудь преходящей ситуации, не всегда существенной и пока­зательной для личности.

Поэтому особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства личности.

Психические свойства личности - ее способности и характе­рологические черты - формируются в ходе жизни. Врожденные особенности организма являются лишь задатками - весьма мно­гозначными, которые обусловливают, но не предопределяют пси­хические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства - способности и черты характера в зависимости от хода его жизни и деятельнос­ти не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется харак­тер. Этот образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик, личности».

СЗ. Какие два психических свойства личности называет автор? Укажите любые две особенности процесса их становления.

С4. Влияют ли, по мнению, объективные ус­ловия существования человека на его психический облик? Как автор обосновывает свое мнение? Опираясь на знания курса и собственный опыт, приведите два аргумента, подтверждающие мнение автора.

Итоговая работа по теме «ЧЕЛОВЕК»

Вариант 2

А1. Человека как личность характеризует

а. тип темперамента в. принадлежность к определенной расе

б. черты внешнего облика г. умение общаться с другими людьми

A2. Осознанный образ ожидаемого итога, на достижение которо­го направлена деятельность человека, называется

а. Цель в. мотив

б. Результат г. Потребность

А3. Самопознание направлено на

а. познание общественных норм и ценностей в. осознание своих возможностей

б. отражение объективной действительности г. познание законов прекрасного

А5. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обще­стве?

А. В человеке самой природой заложено умение жить в об­ществе.

Б. Личность может формироваться только в человеческом обществе.

а. верно только А в. верны оба суждения

б. верно только Б г. оба суждения неверны

А4. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в

а. Самосохранении в. самопознании

б. Самореализации г. самообразовании

А5.. Верны ли следующие суждения?

А. Социализация представляет процесс стихийного усвоения человеком определенной системы знаний, норм, ценнос­тей, позволяющих ему действовать в качестве полноправ­ного члена данного общества.

Б. Социализация выступает как процесс и результат включе­ния ребенка в общество.

а. верно только А в. верны оба суждения

б. верно только Б г. оба суждения неверны

А6. Качества личности проявляются в

а. чертах человека как биологического организма в. особенностях темперамента

б. наследственной предрасположенности г. социально-преобразующей деятельности

А7.Артисты музыкального театра играют классический спек­такль. Объектом этой деятельности являются

а. Декорации в. музыкальные инструменты

б. Исполнители г. зрители

А8. Агентами вторичной социализации являются

а. близкие родственники в. учителя

б. родители г. друзья

А9. Конструирование в уме желаемого результата деятельности

а. Фантазия в. мотивация

б. Интуиция г. воображение

А 10. . Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека по преимуществу носит созна­тельный характер.

Б. Деятельность человека всегда созидательна.

а. верно только А в. верны оба суждения

б. верно только Б г. оба суждения неверны

В1. Ниже приведен ряд качеств человека. Все они, за исключением одного, являются социальными качествами личности.

Порядочность, сообразительность, трудолюбие, гуманность, законопослушность.

Найдите и запишите название потребностей другого вида, «вы­падающее» из этого ряда.

В2.Найдите в приведенном ниже списке мотивы деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. социальные установки

2. общение

3. интересы

5. потребности.

6. убеждения

В3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение ко­торого пронумеровано.

I. Искусство использует для познания художественный образ и выражает эстетическое отношение к действительности. 2. Гесиод утверждал, что музы говорят ложь, которая похожа на правду. 3.Дело в том, что в художественном образе соединяются два начала: объективно-познавательное и субъективно-творческое. 4. Художественный образ представляет собой отражение действительности через субъективное восприятие ее самим художником и тем, кто воспринимает произведение искусства.

Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер; Б) характер оценочных суждений.

В4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слов(словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков

«Способности имеют природные предпосылки -_______(1), но их проявление зависит от индивидуального развития __________-(2). Многое зависит и от окружения, ведь одаренные дети могут часами заниматься любимым делом, которое является для них одновременно и трудом, и (3). Но взрослые иногда используют меры принуждения, которые вызывают лишь чувстве обиды и снижают ________(4) к данному занятию. Совокупность

умственных способностей человека и его умения применить их в разных ситуациях называют _____________(5). Если же личность достигла таких результатов в своей деятельности, которые повлияли на всю историю человечества, стали всемирно известными, составили целую эпоху в жизни общества или развитии культуры; то в таких случаях говорят о _________(6)».

A) Талант Б) задатки

B) Личность Г) человек

Д) гениальность Е) игра

Ж)интеллект 3) интерес

Часть С

Дайте развернутый ответ на задания части С.

«Каждый индивидуум Homo sapiens при рождении наделен конституцией животного, принадлежащего к приматам, но лишен какой-либо культуры. Культура приобретается в процессе индивидуального развития, в результате обучения в широком смысле. В первые годы развития каждый индивидуум из состояния человекообразного животного (при рождении) через стадию варвара (ребенок) переходит в человеческое состояние. И это умственное развитие индивидуума происходит в результате формирующего влияния социальных факторов и образования <...>

В свете эволюционной биологии человек - это млекопитающее, точнее примат, еще точнее - человекообразное, еще точнее - представитель антропоидов весьма высокоразвитого типа. Эти последовательные ступени, или грады, органической эволюции заложены в человеческом организме. Но человек - это нечто большее, чем животное; это продукт не только органической, но также и культурной эволюции. Культурная эволюция добавляет еще один слой, или, если угодно, ряд слоев, к природе человека. Двойственная конституция - частью биологическая, а частью культурная - закладывается в человечество процессом его эволюционного развития. Самый верхний слой стратифицированной конституции человека, слой, наложенный культурной эволюцией, и есть тот решающий слой, которым человек отличается от животного. Человек - это животное, наделенное культурой <...>

Культурное наследие, или унаследование традиций, - это вся совокупность знаний, представлений, искусств, обычаев и технологических навыков, которыми располагает данное человеческое общество в любой данный момент своей истории. Вся эта сумма знаний и традиций - результат открытий и изобретений, сделанные предшествующими поколениями. Она передается и будет передаваться из поколения в поколение путем обучения в широком смысле этого слова. Каждое поколение может вносить в культурное наследие что-то новое, и все эти вклады также будут передаваться последующим поколениям при помощи все того же процесса обучения <...>Различия между человеком двадцатого века и человеком каменного века по морфологическим признакам, в том числе и по емкости черепа, относительно невелики. Однако различия в их культуре огромны. Изменения, происшедшие с Homo sapiens со времен палеолита до нынешней стадии его развития, вызваны главным образом культурной эволюцией».

С2. Какие факторы, формирующие человеческое состояние, называет автор?

СЗ. Как определяет человека эволюционная биология ? Какое определение человеку дает автор?

С4. Какова роль обучения в становлении человеческого в человеке?

Ответы

социальные

сообразительность,

С - 1 вариант

С1. А) Личностью не рождаются.

§ личность не формируется снача­ла, а затем начинает действовать:

§ Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом

С2. «В деятельности личность и формируется, и про­является.»

«В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики.»

С3. Психические свойства: способности, характерологические черты

Особенности процесса :

· Способности людей складываются в работе, учении и труде

· Характер формируется в поступках и действиях

· Способности не являются врожденными, они формируются в ходе жизни

· Задатки развиваются в способности в процессе жизни.

человека.

Обоснование: …» образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик, личности».

Аргументы: Маугли не могут развиваться как люди,

в неблагополучных семьях более значительны отклонения детей в психическом развитии.

С - 2 вариант

· «при рождении наделен конституцией животного»

· « это млекопитающее, точнее примат, еще точнее - человекообразное, еще точнее - представитель антропоидов весьма высокоразвитого типа»

Обоснование:

· «процесс инди видуального развития,

§ результате обучения в широком смысле.»

С2. Факторы:

· « Культура приобретается в процессе инди видуального развития, в результате обучения в широком смысле

· «умственное развитие индивидуума происходит в результате формирующего влияния социальных факторов и образования <...>

· «В свете эволюционной биологии человек - это млекопитающее, точнее примат, еще точнее - человекообразное, еще точнее - представитель антропоидов весьма высокоразвитого типа.»

· « Эти последовательные ступени, или грады, органической эволюции заложены в

человеческом организме.»

С4.предположения:

· позволяет накапливать знания, представления, развивать искусство, сохранять обычаи…

· Способствует передачи суммы знаний

· Обеспечивает обновление и пополнение культуры


Вопросы домашнего задания В чем заключается социальная сущность деятельности? Какова структура деятельности? Как связаны между собой цель, средства и результат деятельности? Каковы мотивы деятельности? Как соотносятся потребности и интересы? В чем особенности творческой деятельности?


Дайте определение понятий...- форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды; на получение нового продукта или результата. ... - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. ... - побуждения, связанные с удовлетворением потребностей.


Дайте определение понятий 4. ... - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремления воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. 5. ... - ценности, характерные для определенной группы людей. 6. ... - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.


Проверяем понятия Деятельность - форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды; на получение нового продукта или результата. Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Мотивы деятельности - побуждения, связанные с удовлетворением потребностей.


Проверяем понятия 4. Убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремления воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. 5. Интересы - ценности, характерные для определенной группы людей. 6. Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.


2. М.Е. Салтыков-Щедрин в своей известной сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» рассказывает о двух заслуженных чиновниках, попавших на необитаемый остров. Изголодавшись до умопомрачения, они взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал.. . откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их. - С нами крестная сила! - сказали они оба разом, - ведь этак мы друг друга съедим! 2. М.Е. Салтыков-Щедрин в своей известной сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» рассказывает о двух заслуженных чиновниках, попавших на необитаемый остров. Изголодавшись до умопомрачения, они взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал.. . откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их. - С нами крестная сила! - сказали они оба разом, - ведь этак мы друг друга съедим! Что лежало в основе описанных действий? а) осознанный мотив; б) поставленная цель; в) инстинктивный порыв; г) потребность в общении.


3. Верны ли следующие суждения о человеческой деятель 3. Верны ли следующие суждения о человеческой деятель ности? А. Изменение и преобразование мира в интересах людей - характеристика человеческой деятельности. Б. Человеческую деятельность характеризует направленность на создание того, чего нет в природе. а) верно только А; б) верно только Б; в) верно и А, и Б; г) оба суждения неверны. 4. Каким термином можно определить общую черту деятельности художника, писателя, изобретателя, учителя? а) познание; б) творчество; в) преподавание; г) изображение.


5. Верны ли суждения? 5. Верны ли суждения? А. Орудийная деятельность присуща только человеку. Б. Животные используют природные предметы в качестве орудий и даже изготавливают их. а) верно только А; б) верно А и Б; в) верно только Б; г) оба неверны. 6. Человек преобразует окружающий мир с помощью: а) деятельности; б) общения; в) религиозных обрядов; г) фантазии.


7. Верны ли суждения? 7. Верны ли суждения? A. Деятельность способствует приспособлению к окружающей среде. Б. Деятельность преобразует природу. B. Деятельность не влияет на окружающий мир. Г. Деятельность носит целеполагающий характер. а) АБ; б) АБВГ; в) БГ; г) АБГ.


8. Ученик для учителя является: 8. Ученик для учителя является: а) субъектом деятельности; б) объектом деятельности; в) конкурентом; г) коллегой. 9. К духовной деятельности относится: а) строительство кинотеатра; б) изготовление орудий труда; в) съемки фильма; г) работа типографии.


10. К экзистенциальным относятся потребности: 10. К экзистенциальным относятся потребности: а) в комфорте; б) пище; в) общении; г) самоуважении. 11. Аффективное действие обусловлено: а) четко продуманной целью; б) понятиями о долге; в) привычкой; г) эмоциональным состоянием.


12. Труд как целесообразная деятельность человека начался: 12. Труд как целесообразная деятельность человека начался: а) с занятий охотой; б) изготовления орудий труда; в) земледелия; г) овладения огнем. 13. Запишите соответствующие буквы в порядке возрастания. К биологическим потребностям человека могут быть отнесены следующие потребности: а) сон; б) отдых; в)созидание; г) воздух: д) общение; е) творчество.


1. Заполните пропуски: 1. Заполните пропуски: Создание новых материальных и духовных ценностей называется. . . 2. Сопоставьте два высказывания и определите в них общее и различное. В чем ценность этих суждений? Свой ответ аргументируйте. Когда у человека есть действительно какие-нибудь убеждения, то ни сострадание, ни уважение, ни дружба, ни любовь, ничто, кроме обязательных доказательств, не в состоянии изменить в этих убеждениях ни одной мельчайшей подробности (Д. Писарев). Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения (Ф.М. Достоевский)!


3. М.Е. Салтыков-Щедрин в своей известной сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помещает на необитаемый остров двух заслуженных чиновников, привыкших жить на всем готовом. Здесь они вдруг обнаруживают, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет». «Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить...». 3. М.Е. Салтыков-Щедрин в своей известной сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помещает на необитаемый остров двух заслуженных чиновников, привыкших жить на всем готовом. Здесь они вдруг обнаруживают, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет». «Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить...». О какой деятельности идет речь в приведенном фрагменте? Что выступает целью этой деятельности? Из каких действий она состоит? Как вы думаете, оказались ли генералы способными к преобразующей деятельности?


4. Двух генералов, изображенных М.Е. Салтыковым-Щедриным, спас от голодной смерти, как известно, мужик, который «зачал перед ними действовать. Полез перво-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков.. . Потом покопался в земле - и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку - и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек. .. разной провизии...» Каковы были цель деятельности мужика, средства ее достижения и результаты? Из каких конкретных действий эта деятельность состояла? Соответствовали ли ее результаты поставленной цели?


5. В своих воспоминаниях Л.Н. Толстой пишет об отце, который много читал, собирал библиотеку, рисовал детям картинки, казавшиеся им верхом совершенства, весело шутил и рассказывал забавные истории за обедом и ужином, заставлял сына читать по- 5. В своих воспоминаниях Л.Н. Толстой пишет об отце, который много читал, собирал библиотеку, рисовал детям картинки, казавшиеся им верхом совершенства, весело шутил и рассказывал забавные истории за обедом и ужином, заставлял сына читать по- любившиеся и выученные наизусть стихи, внимательно слушал «и был очень счастлив этим». Правильно ли предположить, что отца Л.Н. Толстого побуждали к данной деятельности определенные интересы? Ответ аргументируйте.


6. Учитель младших классов обратился к старшеклассникам с просьбой помочь ему в подготовке новогоднего праздника для малышей. Те из старшеклассников, кто откликнулся на эту просьбу, организовали «Мастерскую Деда Мороза». Они сочиняли сценарий сказочного спектакля, шили костюмы, подбирали музыку, разучивали с малышами песни и игры. Подключили малышей к оформлению сказочного городка, изготовлению елочных игрушек, сюрпризов. 6. Учитель младших классов обратился к старшеклассникам с просьбой помочь ему в подготовке новогоднего праздника для малышей. Те из старшеклассников, кто откликнулся на эту просьбу, организовали «Мастерскую Деда Мороза». Они сочиняли сценарий сказочного спектакля, шили костюмы, подбирали музыку, разучивали с малышами песни и игры. Подключили малышей к оформлению сказочного городка, изготовлению елочных игрушек, сюрпризов. Охарактеризуйте структуру данной деятельности старшеклассников: определите ее субъект, объект, цель, средства и результаты. Что могло явиться побудительным мотивом данной деятельности?


7. Германский общественный деятель Ф. Лассаль (1825-1864) писал: «Цель только тогда может быть достигнута, когда уже заранее само средство насквозь проникнуто собственной природой цели». 7. Германский общественный деятель Ф. Лассаль (1825-1864) писал: «Цель только тогда может быть достигнута, когда уже заранее само средство насквозь проникнуто собственной природой цели». Что означают слова о собственной природе цели? Разве нельзя достичь цели, используя средства, обеспечившие достижение иной цели? Свое мнение аргументируйте. 8. Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русского публициста В.Г. Белинского: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни». Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, деятельность? Какова связь между ними?


9. Какое мнение вам кажется правильным? Аргументируйте ответ. 9. Какое мнение вам кажется правильным? Аргументируйте ответ. Цель оправдывает средства. Недостойными средствами нельзя достичь хороших целей. 10. В Древнем Риме рабы строили прекрасные дороги, здания, водопровод. Можно ли считать подневольную работу деятельностью? 11. Объясните, какую роль в жизни человека играют биологические, социальные и духовные потребности. 12. Как вы понимаете изречение из Евангелия «Не хлебом единым жив человек»? Объясните возможные мотивы следующих действий: Человек постоянно приобретает в личное пользование автомобили, каждый раз покупая все более дорогие и престижные машины. Человек жертвует на нужды больницы личные средства.


13. О каких потребностях - материальных или духовных - идет речь в приведенном ниже высказывании? Согласны ли вы с этим 13. О каких потребностях - материальных или духовных - идет речь в приведенном ниже высказывании? Согласны ли вы с этим суждением? Двумя обычными причинами несчастья людей являются, с одной стороны, незнание того, как мало им нужно, чтобы быть счастливыми, а с другой - мнимые потребности и безграничные желания (К.А. Гельвеций, французский философ, XVIII в.).

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Обществознание"

Основная цель презентации по обществознанию - изучить общество и разобраться в социальных процессах. В данном разделе сайта собраны готовые презентации охватывающие всю школьную программу по обществознанию. Здесь Вы можете найти и скачать готовую презентацию по обществознанию для 6,7,8,9,10,11 класса. Хорошо иллюстрированные и грамотно составленные презентации помогут учителю провести урок в увлекательной форме, а учащиеся могут использовать их для подготовки к уроку, повторения уже пройденного материала или же в качестве визуального сопровождения при выступлении с докладом.

Определение окружающей среды должно исходить из целей, преследуемых человеческим обществом и закрепленных в его мировоззрении. Социалистическое общество ставит своей целью удовлетворение материальных и культурных потребностей своих членов, а не только некоторых слоев. Путь к достижению этой цели - повышение производительности, общественной эффективности человеческого труда. К этому имеет непосредственное отношение и более рациональное использование природных, материальных ресурсов, т. е. опять-таки непосредственно окружающая среда как часть материального мира. Изменение и преобразование окружающей среды в социалистическом обществе должно быть сбалансированным, предусматривающим как удовлетворение нужд общества, так и рациональное использование природных ресурсов, а следовательно и защиту окружающей среды от «разбазаривания», расточительства. В капиталистическом обществе наблюдается явное преобладание форм присвоения и потребления окружающей среды правящим классом и близкими к нему слоями населения.[ ...]

В современном мире экологические проблемы по своему общественному значению вышли на одно из первых мест, оттеснив даже опасность ядерной войны. Бурное развитие хозяйственной деятельности людей привело к интенсивному, часто разрушительному, воздействию на окружающую среду. Влияние человека на природу происходит как путем преобразования сложившихся в течение тысячелетий естественных систем, так и в результате загрязнения почв, вод, воздуха. Это привело к резкому ухудшению состояния природы, часто с необратимыми последствиями. Экологический кризис представляет собой реальную опасность; практически в каждом регионе мы становимся свидетелями стремительного развития кризисных ситуаций.[ ...]

Рассмотрим, наконец, окружающий мир со скрытыми поверхностями. Открытое окружение проецируется в глаз движущегося наблюдателя в виде непрерывного текучего паттерна, чего нельзя сказать об окружении, которое заполнено предметами. Наличие наслоняющих краев приводит к тому, что поверхности то закрываются, то открываются, а соответствующие оптические текстуры то убывают, то растут. Этот вид изменений не является ни течением, ни преобразованием, потому что некоторые элементы предшествующего строя не отображаются в элементы последующего строя. Следовательно, инварианты, которые задают компоновку реального окружения, не являются просто инвариантами проективных преобразований. Об этом более подробно мы поговорим в третьей части книги.[ ...]

Рост численности населения мира, опережающее возрастание его потребностей, неуклонное расширение использования ресурсов Земли, внедрение новых технологий и расширение производства в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, антропогенное преобразование ландшафтов мира, усложнение и расширение межнациональных хозяйственных связей, -эти и многие другие факторы привели к возрастающей антропогенной нагрузке на окружающую человека среду, с усилением взаимодействия между средой и обществом. В XX веке, и в особенности во второй его половине, антропогенная нагрузка экспоненциально усиливалась, став одним из важнейших факторов существования общества.[ ...]

Значительные изменения, происходящие в окружающей природной среде, вызывают серьезное беспокойство широкой общественности мира. Окружающая человека среда в последние годы стала предметом изучения, дискуссий, многочисленных публикаций. Каждый житель города или села в той или иной мере ощущает на себе актуальность этой проблемы, так как естественная или преобразованная человеком среда окружает нас в быту, на работе и отдыхе.[ ...]

Коренные организационно-экономические преобразования направлены на охрану и научно обоснованное и рациональное использование земли, ее недр, водных и лесных ресурсов, растительного и животного мира, улучшение природных ресурсов и окружающей среды. Среди природных богатств особое значение имеет земля как всеобщее средство производства и пространственный базис для всех сфер человеческой деятельности и главное средство производства в сельском хозяйстве. Российская Федерация располагает огромными земельными ресурсами, площадь которых, поданным Государственного земельного кадастра, составляет 1709,8 млн гектаров. Сельскохозяйственные угодья занимают 221,2 млн гектаров, или 13% общей площади, а пашня - 126,5 млн гектаров, что составляет 8% общей территории и 57% от площади сельскохозяйственных угодий.[ ...]

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное его изменение и преобразование. Д. человека-оператора - процесс достижения поставленных перед системой «человек - машина» целей, состоящий из упорядоченной совокупности действий человека-оператора.[ ...]

В понятие «охрана природы входит не только естественная, но и преобразованная человеком среда (города, парки, сады, рекреационные комплексы, промышленные зоны и т. д.), т. е. вся окружающая среда как совокупность биотической, абиотической и социальной сред, природный и созданный человеком материальный мир (Тетиор А.Н., 1992), последнее понимается иногда как «вторая природа».[ ...]

В дальнейшем это должно привести к тому, что отношение человека к окружающей среде и к природе вообще будет сознательным, целенаправленным, активным. Научное познание объективной реальности материального мира осуществляется прежде всего для того, чтобы изменить его на пользу человека, ради обеспечения жизни на Земле. Субъективистские теории, опирающиеся при изучении материального мира, и в особенности окружающей среды, на ощущения отдельных индивидуумов и на отношение отдельно взятого человека к окружающей среде, подводят к выводу, что человеку не под силу изменить материальную объективность вокруг себя. Руководствуясь этими теориями, люди приходят к пессимистическим выводам, разоружают и демобилизуют себя в борьбе за преобразование и совершенствование окружающей среды. В лучшем случае их рассуждения заканчиваются общими призывами к защите окружающей среды и природы от негативных воздействий и вмешательства человеческого общества. В противовес этому материалистическое мировоззрение подчеркивает роль человеческого общества при формировании окружающей среды, достойной развитого социалистического общества.[ ...]

По мнению древнегреческих мыслителей, одним из четырех составляющих мир «элементов» был огонь. Они первыми подвергли анализу окружающий мир, хотя их анализ слишком сильно зависел от непосредственного наблюдения. Они вычленили землю, воздух, воду и еще огонь. Сегодня, глядя с высот современной химической науки, мы понимаем, что огонь - это просто быстро протекающая химическая реакция окисления, но тем не менее продолжаем воспринимать огонь как таковой. Его едва ли можно отнести к объектам, не является он также и веществом, и у него очень необычная поверхность. Огонь - это протекающее на суше событие, у которого есть начало и конец и в процессе которого расходуется горючее и выделяется тепло. Природный огонь в лесу или на равнине внушал и по-прежнему внушает ужас животным, однако наши предки очень рано научились управлять огнем - разводить его (например, посредством трения), поддерживать (подбрасывая топливо), сохранять (в отдельном медленно тлеющем очаге) и гасить. Управление огнем - замечательный навык человека. Наши примитивные предки-охотники в совершенстве владели им. И когда они смотрели на огонь, они знакомились с простейшим примером постоянства при изменении, инвариантности при преобразовании.[ ...]

Активность - всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром.[ ...]

Поведение - это наиболее широкое понятие, характеризующее взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Фундаментальной составляющей поведения являются реактивность и активность. Если реактивность дает возможность в основном приспосабливаться к среде, то активность - приспосабливать среду к себе. Чем выше уровень организации живого организма, тем большее значение приобретает активность по сравнению с реактивностью. У человека высшим уровнем активности является активность личности, которая позволяет ему решать сложные задачи, связанные с преобразованием не только предметного материального мира, но и мира идеального, духовного, внутреннего.[ ...]

Очевидно, что в последнем определении определяющая часть шире, чем определяемая: в нем фигурируют слова "окружающая природная среда". Слово "природа" относится более к естественному миру, в то время как "окружающая среда" подразумевает не только естественный, но и созданный или преобразованный человеком мир: к ней относятся рукотворные ландшафты, селитебные территории, промышленные комплексы. Поэтому наряду с понятием "охрана природы" чаще употребляется теперь другое - "охрана окружающей среды".[ ...]

Гипотеза о том, что информацию для восприятия жесткого, неизменного объекта образует инвариантность относительно оптических преобразований, берет свое начало в экспериментах с подвижными тенями (Gibson, Gibson, 1957). Этот эксперимент дал парадоксальные по тем временам результаты - изменяющая форма воспринималась постоянной, а изменяющимся воспринимался ее наклон. Пытаясь осмыслить полученные результаты, мы предположили, что неизменным объектам соответствуют определенные инварианты оптической структуры, которые сами по себе лишены какой бы то ни было формы, а любому движению объекта соответствует свое особое возмущение оптической структуры - перспективное преобразование. Различие между физическим и оптическим движением (то есть между событиями во внешнем мире и в оптическом строе) нужно было зафиксировать терминологически, но, поскольку ни одно из известных нам понятий не подходило для этих целей, пришлось ввести свою терминологию. По этой же причине нужно было ввести какие-то специальные термины для обозначения инвариантов и в меняющемся мире, и в изменяющемся оптическом строе - геометрическое понятие формы для этого не годилось. По-видимому, наилучшее решение этих терминологических проблем могло бы состоять в том, чтобы термины постоянство и изменение использовать применительно к окружающему миру, а сохранение и возмущение - применительно к оптическому строю.[ ...]

В результате воздействия человека на природу происходит перераспределение на Земле водных ресурсов, изменение местного климата, преобразование некоторых черт рельефа. Растут и масштабы прессинга на окружающую среду. Рост масштабов антропогенного воздействия на природную среду не проходит бесследно. Серьезной экономической и социальной проблемой в мире становится, например, поступление углекислого газа, оксидов азота и серы в атмосферу, а также избытки их соединений в компонентах окружающей среды.[ ...]

Научно-технический прогресс и связанные с ним грандиозные масштабы производственной деятельности человека привели к большим позитивным преобразованиям в мире - созданию мощного промышленного и сельскохозяйственного потенциала, широкому развитию вссх видов транспорта, ирригации и мелиорации больших земельных площадей, созданию систем искусственного климата. Вместе с тем резко ухудшилось состояние окружающей среды. Загрязнение атмосферы, водоемов и почвы твердыми, жидкими и газообразными отходами достигает угрожающих размеров, происходит истощение невозобновляемых природных ресурсов - в первую очередь полезных ископаемых и пресной воды. Дальнейшее ухудшение состояния экосферы может привести к далеко идущим отрицательным последствиям для человечества. Поэтому охрана природы, защита ее от загрязнении стала одной из важнейших глобальных проблем.[ ...]

Для нашего исследования большое значение имеет тот факт, что жесткая и неподвижная в целом среда может оказаться частично нежесткой и подвижной, что мир в некоторых своих аспектах неизменен, а в каких-то других изменчив, но никогда полностью не замирает в одной из крайностей и не превращается в хаос в другой. Этот факт станет очевидным позже, когда мы обсудим геометрию окружающего мира и его преобразования.[ ...]

Экология человека (антропоэкология) - комплексная наука (часть социальной экологии), изучающая взаимодействие человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с постоянно усложняющейся динамичной средой обитания. Важнейшей ее задачей является раскрытие закономерностей производственно-экономического, целевого освоения и преобразования природных ландшафтов под воздействием деятельности человека. Термин введен американскими учеными Р. Парком и Э. Бюргессом (1921). В нашей стране планомерные исследования в области экологии человека начались в 70-х гг. нынешнего столетия. По оценкам ВОЗ, три четверти болезней человека обусловлены экологически неблагополучным состоянием окружающей среды, нарушениями естественных связей в природе вследствие ее загрязнения продуктами цивилизации. Различные заболевания связаны с повышенными концентрациями в окружающей среде различных антропогенных токсикантов, в частности в Японии широкое развитие получили такие заболевания, как «Минамата» (избыток соединений ртути), «Итай-Итай» (избыток кадмия), Юшо (отравление ПХБ), чернобыльская болезнь (радиоизотоп йод-131) и др. Особенно от загрязнений окружающей среды страдают жители крупных городов и промышленных центров во многих регионах земного шара.[ ...]

Установка более крупного и сложного оборудования часто осуществляется производителем. В зависимости от продукта этап установки может нести с собой возможность ухудшения состояния окружающей среды. Примеры включают подземные резервуары хранения для жидкостей, трубопроводы жидкостей и газов и закладку межконтинентальных коммуникационных кабелей. Наиболее простая рекомендация в этих ситуациях - минимизировать разрушение окружающей среды и не рассматривать чувствительные области в качестве мест осуществления крупных проектов, в особенности тех, реализация которых приведет к значительным выбросам. Идеальным решением промышленной экологии, однако, остается разработка продуктов или конструирование социальных сетей, которые вовсе избегают таких преобразований. Примером может служить быстро развивающая сейчас сотовая телефонная связь. Используя радиосигналы, конструкторы двигаются в направлении такого мира, в котором связь вовсе не требует закопанных в землю или поднятых над ней проводов и кабелей.