Проект для детей старшей группы на тему: Насекомые. Конспект нод по формированию целостной картины мира (познание) с преследованием интегративного компонента развития и коррекции

Краевое государственное образовательное казённое учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом с. Черниговка»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира (познание) с преследованием интегративного компонента развития и коррекции.

Старшая группа

ТЕМА: «Насекомые»

Воспитатель

Челядина Светлана Владимировна

2014год.

Цель: Закрепить знания детей по теме «Насекомые»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Активизация словаря по теме «насекомые», закрепить и расширить представления о насекомых и их характерных признаках;

Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласовывать существительные с числительными;

Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

Коррекционно-развивающие:

Развивать связную речь, речевой слух, зрительную память, внимание;

Развивать мелкую моторику пальцев рук;

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и полезным насекомым.

Оборудование:

Предметные картинки с насекомыми: стрекоза, пчела, муравей, бабочка, божья коровка, жук, мяч, разрезные картинки.

Предварительная работа:

Беседа, рассматривание картинок из серии «Насекомые»;

Чтение стихотворений о насекомых, отгадывание загадок, рисунки насекомых, заучивание игр с пальчиками;

Просмотр презентаций о насекомых;

Наблюдение в природе за насекомыми.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

  • Назвать времена года, начиная с зимы.
  • Какое сейчас время года?
  • Назовите три весенних месяца?
  • Какой месяц сейчас?
  • Какое время года наступает за весной?

2. Тематическая беседа о насекомых:

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на магнитную доску.

  • У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее …(стрекоза).

Воспитатель:

Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

  • Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее ... (пчела).

Воспитатель:

Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

  • Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом (муравей).

Воспитатель:

Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

Муравьи - полезные насекомые. У них есть голова, грудь, брюшко и три пары лапок. Они очень маленькие и очень трудолюбивые.

Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Живут муравьи в муравейниках. Муравейники надо беречь и оберегать!

  • Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок (бабочка).

Воспитатель:

Какие слова вам подсказали, что это бабочка?

Больше всего бывает бабочек в мае и июне. В мае над огородом начинают летать белые бабочки с черными пятнышками на крыльях. Перелетая с листа на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа - превращение толстой гусеницы в красавицу-бабочку.

Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком.

  • Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. (Божья коровка ).

Воспитатель:

А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь . (Кузнечик.)

С детьми уточняются характерные особенности строения кузнечика.

Тело у кузнечиков продолговатое, голова овальная с такой же формы глазами. Конечности длинные (особенно задние) прыгательного типа с очень длинными бедрами и голенями.

3. Физкультминутка:

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, сели травушку покушали,

Тишину послушали,

Выше, выше, высоко,

Прыгай на носках легко

Воспитатель загадывает загадку:

Теплым днем, весною, в мае,

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский ... (Жук.)

Как называются части тела жука?

Куда прикрепляются лапы? (К груди.)

Чем покрыто тело? (Жесткими крыльями.)

Что на голове? (Глаза, ушки, рот, усики.)

Прозрачные тонкие крылья у майского жука спрятаны, видны
они только в полете. Его назвали так потому, что именно в мае
они появляются. Особенно их много по вечерам. Они летают низко
над землей и жужжат. Жук грызет кору деревьев.

Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

Ребята, а для чего нужны насекомые? (служат кормом для птиц, опыляют растения) Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика:

Я веселый майский жук, Сжать кулачок, указательный палец и

Знаю все сады вокруг. мизинец развести в стороны – «усы»,

Над лужайками кружу, пошевелить ими.

А зовут меня Жужу!

4. Дидактическая игра «Кого не стало» А я проверю, кто самый внимательный?

Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. Вы должны будете мне сказать, кого же я убрала, кого не стало?

(игра проводится 2-3 раза).

А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

5. Дидактическая игра «Один - пять»

6. Дидактическая игра «Назови ласково» (с мячом)

Комар - комарик

Жук – жучок

Пчела – пчелка

Усы – усики

Лапы – лапки

Голова – головка

Муравей - муравьишка

Муравейник – муравейничек

Муха – мушка

Стрекоза – стрекозка

7. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Майский жук большой, а божья коровка…(маленькая).

У майского жука крылья короткие, а у стрекозы…(длинные).

У жука усы толстые, а у бабочки…(тонкие).

Гусеница ползает, а бабочка…(летает).

Пчёлы летают, а паук…(ползает).

Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка…(нет).

Пчёлы живут в ульях, а муравьи…(в муравейнике).

Бабочка питается нектаром цветов, а паук…(мухами…).

Молодцы, ребята, справились с заданием.

На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» - от слова «насекать». Насекомые - обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители - переносчики болезней человека и животных; есть и полезные - опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).

8. Игра: «Превращения»

Воспитатель: Теперь, дети, мне хочется поколдовать: «Раз, два - вот и фея теперь я». А вас я превращу волшебной палочкой в насекомых. Дети-насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару («з-з-з»), пчеле («ж-ж-ж»), мухе («з-з-з»), шмелю («ж-ж-ж»).

Воспитатель: Мы отдохнули на полянке в лесу, и пришло время возвращаться в детский сад. Но прежде чем расколдовать детей, фея хочет узнать у них, хорошо или плохо быть насекомым.

9. Итог занятия:

О ком мы сегодня говорили на занятии? Каких насекомых вы знаете? Назовите. Чему научились? Что вам понравилось?

Собрать разрезные картинки и назвать насекомое.

(Дети, подходят к столу и собирают картинку).

Какое насекомое вы собрали?

Ответы детей.


Утро

Утренняя гимнастика.

Беседа « Что дети знают о насекомых?»

Задачи : уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении; развивать фразовую речь, активизировать словарь по теме.

Рассматривание иллюстраций на тему «Насекомые».

Индивидуальная работа по ФЭМП (Даша Ф., Дима, Леша).

Задачи : упражнять детей в счете, учить отсчитывать нужное количество предметов, использовать освоенные умения для решения различных задач.

Дежурство по занятиям (Лида).

Задачи: формировать ответственность за порученное дело, стремление работать качественно.

Самостоятельная деятельность детей в зоне коррекционно-развивающих игр.

Задачи: формирование произвольного внимания, восприятия, зрительной памяти, умения действовать по образцу, развитие мелкой моторики рук.

Оформление папки-передвижки «ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСАХ НАСЕКОМЫХ».

Познавательное развитие (ФЦКМ) «Эти удивительные насекомые».

Цель : познакомить детей с разнообразным миром насекомых; развивать внимание, память, воображение; воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия (Н.Е. Веракса «Комплексные занятия», стр.309).

Аппликация «Божьи коровки на лужайке» (коллективная работа).

Цель: формировать заинтересованное отношение к общему результату коллективной деятельности. Развивать воображения, желание передать способом аппликации выразительный образ божьей коровки.

Музыка

Прогулка

Наблюдение за бабочками.

Задачи : предложить детям по результатам наблюдения выделить в строении бабочек черты, характерные для всех насекомых; особенности строения и поведения бабочек. Воспитывать бережное отношение к природе.

Подвижные игры «Встречные перебежки», «Третий лишний».

Задачи: совершенствовать умение детей правильно выполнять игровые действия, расширять игровые замыслы. Развивать быстроту движений и реакции, ловкость.

Труд : уборка на участке.

Индивидуальная работа по

развитию движений (Егор, Сережа, Саша).

Задачи : закреплять навыки хорошего отталкивания и мягкого приземления во время прыжков.

Дидактическая игра «Помоги найти».

Задачи: учить детей описывать внешний вид своих товарищей (цвет волос, глаз, рост, предметы одежды).

Развивать наблюдательность, активизировать речь детей.

Спортивная ходьба «Готовимся к олимпиаде».

Задачи : упражнять детей в правильном выполнении основных движений, учить регулировать скорость движения в зависимости от самочувствия. Повышать функциональные возможности детского организма.

Самостоятельные игры с выносным материалом.

Подготовка к обеду. Обед.

Подготовка ко сну.

Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка».

Задачи: прививать интерес к художественной литературе, развивать память детей.

Дежурство по столовой

(Даша Н.).

Задачи: обсудить с детьми значимость выполняемой работы, учить планировать свои действия, придерживаться плана.

Формирование навыков культурного поведения «Прощание с гостем».

Задачи: познакомить детей с правилами в момент прощания, рассмотреть модели поведения в различных ситуациях.

Вторая половина дня/вечер

Предварительная работа к сюжетно-ролевой игре «Детский сад»: дидактическая игра «Кто это делает?»; разучивание песни «Мы дружные ребята».

Задачи: способствовать обогащению и систематизации опыта и знаний детей, учить осмысливать и использовать в игре полученную информацию.

Подготовка к обучению грамоте. Составление предложений о весне (Семен, Катя, Никита В.).

Задачи: формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения; развивать речь как средство общения.

Рисование на свободную тему. Работа в раскрасках по теме недели.

Настольно-печатные игры по выбору детей.

Задачи: учить детей самостоятельно организовывать игры данного вида, готовить место для игры, соблюдать правила.

Сюжетно-ролевая игра «Доктор».

Задачи: закреплять умение детей поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

Прогулка

Наблюдение : деревья в мае.

Задачи : предложить детям по результатам серии наблюдений рассказать о цветении деревьев, появлении листьев на них. Рассказать об особенностях различных растений.

Подвижная игра «Гуси – гуси».

Задачи: формировать у детей умение действовать по словесному сигналу, развивать диалогическую речь.

Ужин

Задачи: формировать умение самостоятельно организовывать игры, договариваться с партнерами, подбирать инвентарь.

Планирование воспитательно-образовательной работы.

Тема недели «Поздняя весна. Насекомые».

Утро

Утренняя гимнастика.

Беседа по этике и культуре поведения «Разговор с младшим».

Задачи : формировать у детей навыки культурного поведения при общении с малышами, правильно строить взаимоотношения с ними, исполнять роль старших, брать на себя ответственность.

Задачи: закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня. Учить использовать в речи конструкции предположения, аргументировать ответы.

Дежурство по занятиям (Миша).

Задачи: формировать ответственность за порученное дело, стремление работать качественно

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

Задачи : формировать у детей социокультурные компетенции: умение выполнять в игре типичные социальные роли (семьянин, гражданин, работник), действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы, определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе.

Индивидуальные беседы об успехах и поведении детей (Даши Ф., Дани Х., Дани П.); выставка детского творчества.

Организованная образовательная деятельность

Развитие речи «Насекомые».

Цель: познакомить детей с названиями насекомых, закрепить в словаре обобщающее понятие «насекомые». Рассказать, чем питаются насекомые, какую пользу приносят, учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок (Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», стр. 28, альбом 4).

Рисование «Бабочки летают над лугом».

Цель : учить детей отражать в рисунках несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни; располагать изображения на широкой полосе. Учить передавать контуры бабочек неотрывной линией. Учить сочетать в рисунке акварель и гуашь. Развивать эстетическое восприятие (Т.С. Комарова, стр.110).

Физкультура (по плану физ. руководителя)

Прогулка

Наблюдение за муравьиной тропой.

Задачи : у точнить знания о поведении муравьях, месте обитания, взаимоотношении; формировать основы экологической культуры.

Подвижные игры «Медведь и пчелы», «Пустое место».

Задачи: учить детей соблюдать правила игры. Развивать речь, ловкость и быстроту реакции.

Труд: подметание веранды.

Индивидуальная работа. Упражнения с мячом: ударить мяч о землю и поймать двумя руками (Тимофей, Даня П., Егор).

Задачи : развивать координацию движений.

Дидактическая игра «Летает - не летает».

Задачи: развивать у детей слуховое восприятие, способность концентрировать внимание, формировать умение действовать в соответствии с сигналом.

Игры с песком.

Задачи: в процессе изготовления построек из песка знакомить детей с его свойствами, учить выполнять постройки из песка для последующей игры с ними.

Спортивная игра бадминтон.

Задачи : совершенствовать выполнение детьми элементов игры. Развивать глазомер, формировать умение регулировать силу и направление удара.

Подготовка к обеду. Обед.

Подготовка ко сну.

Чтение сказки «Медведь и комар».

Задачи : продолжать развивать интерес к художественной литературе, развивать память детей.

Дежурство по столовой

(Полина).

Задачи: способствовать совершенствованию умений детей в сервировке стола, приучать самостоятельно от начала до конца выполнять обязанности дежурного.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

Задачи: учить детей самостоятельно умываться, чистить зубы. Формировать требовательное отношение к своему внешнему виду.

Вторая половина дня/вечер

Оздоровительные мероприятия после сна: гимнастика пробуждения, ходьба по массажным дорожкам.

Игра – драматизация по сказке «Муха-Цокотуха».

Задачи: закрепить знание содержания сказки; развивать выразительность речи и пантомимики; закрепить знания о насекомых.

Индивидуальная работа по ФЭМП. Дидактическая игра «Чего больше?» (Саша, Дима,).

Задачи : упражнять детей в счете в пределах десяти. Закреплять умение разбивать множество на части и устанавливать отношения между множеством и его частью.

Самостоятельная деятельность детей в зоне изобразительной деятельности: обводки, трафареты .

Настольно-печатная игра «Зеленый город».

Задачи : совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей, учить детей играть вместе, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий.

Прогулка

Наблюдение за солнцем.

Задачи: обратить внимание детей на то, что в полдень солнце находится высоко над головой; учить определять положение солнца над горизонтом по длине тени от колышка.

Подвижные игры «Краски», «Мышеловка».

Задачи : учить бегать цепочкой, держась друг за друга, и слушать сигнал ведущего; развивать внимание, быстроту, ловкость.

Ужин

Игры со строительным материалом.

Задачи : формировать умения детей самостоятельно подбирать детали конструктора для возведения необходимой постройки . Развивать воображение и фантазию.

Планирование воспитательно-образовательной работы.

Тема недели «Поздняя весна. Насекомые».

Утро

Утренняя гимнастика.

«Беседа о бабочках».

Задачи: уточнить знания о внешнем виде, месте обитания бабочек, развивать речь.

Игра – перевоплощение «Если бы ты был бабочкой ».

Задачи: развивать воображение, память, умение видеть мир глазами беззащитного насекомого.

Индивидуальная работа по развитию речи (Полина, Семен, Юля).

Задачи: упражнять детей в образовании сравнительной степени прилагательных, учить использовать сравнительную степень прилагательных в различных речевых конструкциях.

Дежурство по занятиям (Егор).

Сюжетно-ролевая игра «В деревне у бабушки».

Задачи : совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей; формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.

Самостоятельные игры по выбору детей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса, ориентирование их на совместное с ребенком чтение художественных произведений.

Организованная образовательная деятельность

Познавательное развитие (ФЭМП) «Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве».

Цель : продолжать учить составлять фигуры из счетных палочек; упражнять в счете в пределах 10; учить называть «соседей» чисел. Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова «слева», «справа», «между», «под» и т.д. (В.П. Новикова «Математика в детском саду», стр.79).

Музыка (по плану муз. руководителя)

Прогулка

Наблюдение: черемуха в мае.

Задачи : предложить детям рассмотреть черемуху, показать молодые листья, бутоны, рассказать о приметах, связанных с появлением на черемухе листьев и цветов.

Подвижные игры «Мы - веселые ребята», «Гуси-лебеди».

Задачи: учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко; упражняться в беге.

Труд: полив растений клумбы.

Индивидуальная работа по развитию движений (Соня, Саша, Даша Н.).

Подвижная игра «С кочки на кочку».

Задачи: упражнять в прыжках; воспитывать уверенность в своих силах.

Экологическая игра с мячом «Я знаю».

Задачи: закреплять названия объектов природы (насекомые, птицы, звери, рыбы, деревья, цветы).

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Задачи: формировать коммуникативные компетенции: владение способами взаимодействия с окружающими людьми; разными видами речевой деятельности; способами совместной деятельности в группе.

Игры с песком.

Задачи: учить делать постройку для последующей игры.

Подготовка к обеду. Обед.

Подготовка ко сну.

Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».

Задачи: продолжать развивать интерес к художественной литературе.

Дежурство по столовой (Лида).

Задачи: учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой, сервировать стол, убирать посуду после еды.

Формирование культурно-гигиенических навыков: упражнение «Умывалочка».

Задачи: учить детей мыть руки и лицо по мере необходимости, осуществлять самоконтроль.

Вторая половина дня/вечер

Оздоровительные мероприятия после сна: гимнастика пробуждения, ходьба по массажным дорожкам.

Работа в уголке сенсорного воспитания.

Задачи: систематизировать знания детей о разнообразных свойствах воды, стимулировать включение разных органов чувств.

Дидактическая игра «Кто я?» (Сережа, Дима, Тимофей).

Задачи: учить детей составлять рассказы-описания о себе в настоящем, прошедшем и будущем временах. Развивать творческие способности детей.

Работа в прописях.

Задачи: развитие графо-моторных навыков.

Самостоятельная деятельность детей в зоне изобразительной деятельности: работа в раскрасках.

Задачи : развитие мелкой моторики.

Игры со строительным материалом: конструирование по замыслу.

Задачи: учить детей создавать постройки и обыгрывать их.

Прогулка

Наблюдение за растениями.

Задачи: предложить детям рассмотреть растения на участке, обратить внимание на новые признаки роста и развития растений, рассказать о них.

Подвижная игра «Третий лишний».

Задачи: учить детей действовать в соответствии с правилами игры, совершенствовать выполнение основных движений при беге. Развивать быстроту реакции, ловкость.

Ужин

Игровая деятельность по интересам детей .

Задачи : развивать у детей самостоятельность, активность, умение интересно и с пользой проводить досуг.

Планирование воспитательно-образовательной работы.

Тема недели «Поздняя весна. Насекомые».

Утро

Утренняя гимнастика.

Беседа на тему: «Я среди людей».

Задачи : формировать у детей социокультурные компетенции: владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей (сын-дочь, брат-сестра, внук-внучка). Определять свое место и роль в окружающем мире.

Индивидуальная работа по развитию речи: дидактическая игра «Один – много» (Дима, Катя, Сережа).

Задачи: развивать умение образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах (пчела – пчёлы – пчёл)

Самостоятельная деятельность детей в игровой зоне.

Задачи: учить детей самостоятельно организовывать игры, находить себе занятие по интересам.

Предложить родителям дома подобрать и наклеить в альбом картинки с изображением насекомых.

Индивидуальные беседы об успехах и поведении детей (Дани П., Сережи, Кати).

Организованная образовательная деятельность

Познавательное развитие (ФЦКМ) «Муравьи – санитары леса».

Цель: воспитывать у детей бережное отношение к муравьям, воспитывать любовь к природе, углублять знания детей о муравьях, их образе жизни, формировать представление о роли муравьёв в жизни леса. Развивать любознательность, внимание, мышление, память, развивать связную речь и умение правильно строить предложение.

Физкультура (улица)

Прогулка

Наблюдение за насекомыми.

Задачи : организовать наблюдение за бабочкой лимонницей, предложить детям составить рассказ по результатам наблюдения, описать бабочку, ее действия.

Подвижные игры: «Перелет птиц», «Не попадись».

Задачи: упражнять в беге в разных направлениях; развивать медленный и быстрый бег.

Труд : уборка территории группового участка.

Индивидуальная работа по развитию движений. Метание мяча вдаль (Егор, Даня Х.,

Семен)

Задачи: закреплять навыки метания мяча вдаль правой и левой рукой.

Дидактическая игра « Испорченный телефон».

Задачи: развивать у детей слуховое восприятие, внимание, умение регулировать силу своего голоса.

Оздоровительная пробежка по территории детского сада «Лабиринт».

Задачи: упражнять детей в беге, развивать выносливость, функциональные возможности организма. Учить детей ориентироваться на территории детского сада, соблюдать маршрут движения.

Самостоятельная игровая деятельность.

Подготовка к обеду. Обед.

Подготовка ко сну.

Чтение сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка«Сказка про Комара-Комаровича».

Задачи : прививать интерес к художественной литературе.

Дежурство по столовой

(Даша Ф.).

Задачи: способствовать совершенствованию навыков, связанных с обязанностями дежурного. Привлекать детей к раздаче второго блюда, уборке посуды со столов.

Формирование культурно-гигиенических навыков: игровое упражнение «Ладушки-ладушки».

Задачи: учить детей следить за чистотой рук, мыть их по мере необходимости.

Вторая половина дня/вечер

Оздоровительные мероприятия после сна: гимнастика пробуждения, ходьба по массажным дорожкам.

Игра – драматизация по сказке В.Бианки «Как муравьишка домой спешил».

Задачи: закрепить содержание сказки, особенности внешнего вида, способов передвижения насекомых, развивать выразительность речи.

Артикуляционная гимнастика «Хоботок» (Леша, Миша, Сережа).

Задачи: упражнять в вытягивании сомкнутых губ вперед.

Индивидуальная работа в прописях (Даня П., Лида, Саша).

Задачи: развитие графо-моторных навыков детей.

Самостоятельная деятельность детей в зоне изобразительной деятельности: обводки, трафареты.

Самостоятельная деятельность детей в книжном уголке: рассматривание иллюстраций любимых книг.

Задачи: учить детей видеть, как художник передает в рисунках характеры персонажей.

Прогулка

Наблюдение за погодой .

Задачи : предложить детям охарактеризовать погоду, составить коллективный сравнительный рассказ «Погода утром и вечером» с опорой на сигнальные символы, обозначающие основные характеристики погоды (облачность, температура, ветер, осадки).

Спортивная игра бадминтон.

Задачи : совершенствовать технику выполнения ударов по волану, учить детей играть, ориентируясь на партнера. Развивать глазомер, ловкость, быстроту реакции.

Ужин

Сюжетно-ролевые игры по выбору детей.

Задачи: используя косвенный метод руководства, подвести детей к самостоятельному созданию игрового замысла; формировать умение использовать предметы-заместители.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых
  • Уточнение и расширение словаря по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы)
  • Формирование обобщающего понятия насекомые
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление родительного падежа, существительных во множественном числе), составление предложений со значением противопоставления и со сложным союзом «потому что»
  • Совершенствование навыка звуко-слогового анализа слов

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие связной речи
  • Развитие фонематических представлений
  • Развитие зрительного внимания
  • Развитие тонкой и общей моторики
  • Развитие сенсорных процессов

Коррекционно-воспитательные:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
  • Воспитание бережного отношения к природе

Лексический материал:

стрекоза, кузнечик, бабочка, муха, гусеница, комар, пчела, оса, шмель, жук, муравей, богомол, паук, таракан, улитка, клоп, саранча, клещ, червяк.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

Сегодня наше занятие, ребята, начнется необычно- со сказки…Далеко-далеко, там за теплыми морями, где никогда не бывает зимы, в одном сказочном царстве жила маленькая фея. Жители этого маленького царства были цветы. Цветы очень любили свою хозяйку, дарили ей свой цветочный нектар, из которого она творила необыкновенные, добрые чудеса. Близился день рождения маленькой феи и цветы решили устроить бал в честь этого события. Но вот беда цветы не могли танцевать, потому что крепко вросли своими корешками в землю. Цветы рассказали хозяйке о своей беде. Маленькая фея решила помочь своим любимым цветам. Ночью она приготовила волшебную росу из сладкой цветочной пыльцы и с первыми лучами солнца обрызгала все цветы в своем городе. О, чудо! Из цветов выпорхнули бабочки, так похожие на яркие, небывалой красоты цветы, что отличить их было невозможно. Дети сравнивают бабочек с цветами(красивые, легкие, грациозные). Увидев это чудо, остальные жители цветочного городка поспешили на праздник- день рожденья маленькой феи. Постарайтесь узнать с помощью музыки, кто пришел на праздник. Дети отгадывают, что на праздник прилетели шмели, прискакали кузнечики и т.д. Как мы сможем назвать всех гостей феи одним словом? (насекомые) Давайте с ними познакомимся поближе.

У летающих насекомых есть крылья, лапы, жало. У бабочек, стрекоз, жуков и пчел- по четыре крыла, у мух и комаров- по два. Комары, мухи, пчелы и некоторые другие насекомые издают во время полета писк, гудение или жужжание. Их тон зависит от частоты взмаха крыльев: чем чаще взмахи, тем тоньше звук. Так комары издают тонкий писк и взмахивают крыльями до тысячи раз в секунду; шмели гудят басом, а крыльями машут двести сорок раз в секунду; бабочки летают беззвучно, делая всего лишь пять- девять взмахов.

Стрекозы, бабочки, пчелы питаются нектаром, который они вытягивают хоботком из цветов. Дикие пчелы образуют ульи в дупле дерева и откладывают там мед.

Комары- кровососущие насекомые, летают в основном с наступлением темноты. Мухи ползают по всем грязным местам и на своих лапах переносят множество бактерий. Нельзя допускать, чтобы они садились на продукты питания.

Есть и не летающие насекомые: кузнечики прыгают в травке; муравьи образуют муравейники.

Гусеницы- вредители леса, живут на деревьях.

Насекомые приносят большую пользу: от муравьев люди получают муравьиную кислоту и используют ее для приготовления лекарств; от пчел- мед, который содержит множество полезных веществ, его любят взрослые и дети.

Летающие насекомые перелетая с цветка на цветок, на своих задних лапках переносят цветочную пыльцу и тем самым способствуют размножению растений.

И наконец, насекомые являются кормом для птиц, а такие птицы как соловьи и ласточки не могли бы существовать, так как они питаются только летающими насекомыми, причем каждая из них за лето ловит до миллиона всяких мошек.

Речевая подвижная игра «Стрекоза» (импровизация движений)

Стреко-стреко-стрекоза,
Изумрудные глаза,
Крылья быстро разверни,
Круг наш быстро облети!

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Назови насекомых»

Активизация словаря по теме «Насекомые»

«Хлопушка»
Хлопни в ладоши, если услышишь, что я назову насекомое.

«Подбери слово»
Подбор глаголов к слову насекомые: летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, трудятся, переносят.

«Кто как передвигается»
Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Муравей ползает, а бабочка…
Гусеница ползает, а кузнечик…
Бабочка летает, а улитка…
Жук ползает, а стрекоза…
Оса летает, а червяк…
Улитка ползает, а стрекоза…
Паук ползает, а пчела…
Кузнечик прыгает, а комар…
Таракан ползает, а стрекоза…
Бабочка порхает, а муха…

«4-й лишний»
Употребление сложных союзов «потому что»

Шмель, пчела, оса, лиса.
Муравей, муха, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Комар, кузнечик, бабочка, белка.

«Насекомые- великаны»
Употребление слов с увеличительными оттенками.

Это не паук, а паучище.
Это не жук, а жучище.
Это не муравей, а муравьище.
Это не комар, а комарище.
Это не червяк, а червячище.
Это не шмель, а шмелище.
Это не клоп, а клопище.
Это не таракан, а трарканище.

«Кого я видел »
Употребление родительного падежа существительных множественного числа. Ребенок берет игрушечное насекомое с полянки и произносит…

Это жук. Я видел много жуков.
Это паук. Я видел много пауков.

«Раздели слово на слоги»
Слушай внимательно и не зевай сколько слогов мне называй.

«Собери картинку »
Складывание пазлов.

«Отгадай, кого я хочу назвать»
Развитие слухового внимания, слоговой структуры слова.

Мель-мель-мель, назову я..
Са-са-са, называю я..
Мар-мар-мар, называю я комар.
Ла-ла-ла,называю я..

Ребята так кто же пришел на бал к фее имениннице? Правильно насекомые. Все гости дарили имениннице подарки (распределить картинки по звонкости-глухости и твердости-мягкости на планшете)

III. Итог занятия.

Обзорное занятие по теме «Насекомые» старшая группа обновлено: 14 мая, 2014 автором: Оксана Шилова

Краевое государственное образовательное казённое учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом с. Черниговка»

Старшая группа, Воспитатель - Челядина Светлана Владимировна

Цель: Закрепить знания детей по теме «Насекомые»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Активизация словаря по теме «насекомые» , закрепить и расширить представления о насекомых и их характерных признаках;
  • Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласовывать существительные с числительными;
  • Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать связную речь, речевой слух, зрительную память, внимание;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук;

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и полезным насекомым.

Оборудование:

  • Предметные картинки с насекомыми: стрекоза, пчела, муравей, бабочка, божья коровка, жук, мяч, разрезные картинки.

Предварительная работа:

  • Беседа, рассматривание картинок из серии «Насекомые» ;
  • Чтение стихотворений о насекомых, отгадывание загадок, рисунки насекомых, заучивание игр с пальчиками;
  • Просмотр презентаций о насекомых;
  • Наблюдение в природе за насекомыми.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

  • Назвать времена года, начиная с зимы.
  • Какое сейчас время года?
  • Назовите три весенних месяца?
  • Какой месяц сейчас?
  • Какое время года наступает за весной?

2. Тематическая беседа о насекомых:

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на магнитную доску.

* У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее… (стрекоза) .

Воспитатель:

Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

* Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела) .

Воспитатель:

Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

* Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом (муравей) .

Воспитатель:

Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

Муравьи - полезные насекомые. У них есть голова, грудь, брюшко и три пары лапок. Они очень маленькие и очень трудолюбивые.

Их называют «санитарами леса» . За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Живут муравьи в муравейниках. Муравейники надо беречь и оберегать!

* Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок (бабочка) .

Воспитатель:

Какие слова вам подсказали, что это бабочка?

Больше всего бывает бабочек в мае и июне. В мае над огородом начинают летать белые бабочки с черными пятнышками на крыльях. Перелетая с листа на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа - превращение толстой гусеницы в красавицу-бабочку.

Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком.

* Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка) .

Воспитатель:

А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?


На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)

С детьми уточняются характерные особенности строения кузнечика.

Тело у кузнечиков продолговатое, голова овальная с такой же формы глазами. Конечности длинные (особенно задние) прыгательного типа с очень длинными бедрами и голенями.

3. Физкультминутка:

Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, сели травушку покушали,

Тишину послушали,
Выше, выше, высоко,
Прыгай на носках легко
Воспитатель загадывает загадку:

Теплым днем, весною, в мае,
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский... (Жук.)

Как называются части тела жука?

Куда прикрепляются лапы? (К груди.)

Чем покрыто тело? (Жесткими крыльями.)

Что на голове? (Глаза, ушки, рот, усики.)

Прозрачные тонкие крылья у майского жука спрятаны, видны

они только в полете. Его назвали так потому, что именно в мае

они появляются. Особенно их много по вечерам. Они летают низко

над землей и жужжат. Жук грызет кору деревьев.

Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

Ребята, а для чего нужны насекомые? (служат кормом для птиц, опыляют растения) Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика:

Я веселый майский жук, Сжать кулачок, указательный палец и

Знаю все сады вокруг. мизинец развести в стороны – «усы» ,

Над лужайками кружу, пошевелить ими.

А зовут меня Жужу!

4. Дидактическая игра «Кого не стало» А я проверю, кто самый внимательный?

Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. Вы должны будете мне сказать, кого же я убрала, кого не стало?

(игра проводится 2-3 раза) .

А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

5. Дидактическая игра «Один - пять»

Воспитатель

один комар
одна оса
один жук
одна пчела

одна стрекоза
один кузнечик
один муравей
одна муха

одна бабочка Дети
пять комаров
пять ос
пять жуков

пять пчёл
пять стрекоз
пять кузнечиков
пять муравьёв

пять мух
пять бабочек

6. Дидактическая игра «Назови ласково» (с мячом)

Комар - комарик
Жук – жучок
Пчела – пчелка
Усы – усики

Лапы – лапки
Голова – головка
Муравей - муравьишка
Муравейник – муравейничек

Муха – мушка

Стрекоза – стрекозка

7. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Майский жук большой, а божья коровка… (маленькая) .

У майского жука крылья короткие, а у стрекозы… (длинные) .

У жука усы толстые, а у бабочки… (тонкие) .

Гусеница ползает, а бабочка… (летает) .

Пчёлы летают, а паук… (ползает) .

Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка… (нет) .

Пчёлы живут в ульях, а муравьи… (в муравейнике) .

Бабочка питается нектаром цветов, а паук… (мухами…) .

Молодцы, ребята, справились с заданием.

На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» - от слова «насекать» . Насекомые - обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом) . Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители - переносчики болезней человека и животных; есть и полезные - опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк) .

8. Игра: «Превращения»

Воспитатель: Теперь, дети, мне хочется поколдовать: «Раз, два - вот и фея теперь я» . А вас я превращу волшебной палочкой в насекомых. Дети-насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару («з-з-з» ) , пчеле («ж-ж-ж» ) , мухе («з-з-з» ) , шмелю («ж-ж-ж» ) .

Воспитатель: Мы отдохнули на полянке в лесу, и пришло время возвращаться в детский сад. Но прежде чем расколдовать детей, фея хочет узнать у них, хорошо или плохо быть насекомым.

9. Итог занятия:

О ком мы сегодня говорили на занятии? Каких насекомых вы знаете? Назовите. Чему новому вы научились?

Собрать разрезные картинки и назвать насекомое.

(Дети, подходят к столу и собирают картинку) .

Какое насекомое вы собрали?