Нарушена слоговая структура что делать. Логопедическая коррекция нарушения слоговой структуры слов у детей с речевыми проблемами


Семейный праздник должен олицетворять тепло всей семьи, будет замечательно, если вы устроите семейную встречу и сделаете шары из открыток, которые будут радовать вас на протяжении всех рождественских праздников.

Чтобы сделать такие украшения на елку, вам понадобятся:

Старые новогодние открытки;
- стразы, пайетки;
- ленты; клей;
- треугольный и круглый шаблон;
- карандаш; ножницы.

Поэтапная технология изготовления шаров для елки:



Вырежьте круг диаметром в пять сантиметров и используйте его в качестве шаблона, чтобы вырезать из старых открыток 20 кружков. Вырежьте шаблон в виде треугольника.



Используйте треугольник, чтобы фигурно сложить кружочки, как указано на следующем изображении. Из них будут состоять наши украшения на елку.



Для верхней части склейте между собой пять кружков, для нижней части склейте между собой аналогичное количество кружков, для центральной части используйте оставшиеся десять. К верхней части не забудьте прикрепить петлю из ленты. У вас должны получиться следующие фигуры. Склейте между собой все части шара.


По желанию в качестве дополнительного украшения можно использовать блестки, пайетки, бусинки, стразы, бантики и прочие красивые мелочи, которые сделают ваши шары из открыток более праздничными. Изготовление такой замечательной игрушки займет у вас считанные минуты, вы потратите минимум средств.

Анжела Шульга
Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей

Среди разнообразных нарушений речи в дошкольном возрасте большую сложность для коррекции представляет такое особое проявление речевой патологии, как . Этот дефект речевого развития проявляется в трудностях произношения слов сложного слогового состава . Нарушение слоговой структуры слов выявляется при логопедическом обследовании у детей с общим недоразвитием речи, оно также может быть и у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Диапазон данных нарушений достаточно широк : от незначительных трудностей произношения слов ; в условиях спонтанной речи до грубого нарушения повторения ребенком 2-3 слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.

Вопросы этиологии и патогенеза данного специфического нарушения речи в литературе освещены недостаточно. Известно, что этот вид речевой патологии встречается у всех детей с моторной алалией . При анализе анамнестических данных детей , страдающих нарушением слоговой структуры слов , отмечается задержка развития речи в раннем возрасте. Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом :

1) правильно произносимые слова : мама, дай;

2) слова – фрагмент : моко (малоко) ",

3) слова - звукоподражания , обозначающие предмет, ситуацию, действие : би-би;

4) абрисы слов : па-па-та (лопата) ;

5) слова , которые совсем не напоминают слова родного языка .

Нарушение слоговой структуры слов сопутствует детям с патологией речевого развития в течение долгих лет жизни. По мере развития речи, оно может постепенно изживаться, но всегда обнаруживает себя , как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова . Недостаточная степень коррекции нарушений слоговой структуры слова в дошкольном возрасте ведет к возникновению дислексии и дисграфии в школьный период, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненным его переживанием.

В коррекционной работе можно выделить 2 этапа : подготовительный – цель : подготовка ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка и коррекционный - цель : непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры конкретного ребенка-логопата.

I. Подготовительный этап.

На этом этапе ребенку предлагается выполнить ряд заданий.

1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков («Узнай музыкальный инструмент по звуку » , «Сколько раз ударили в барабан?» ).

2. Работа над ритмом . Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма : отхлопывание в ладоши в ладоши, отстукивание ладонью по столу, оттопывание ногой, отстукивание мячом об пол с использованием музыкальных инструментов : барабана, бубна, металлофона.

Виды работ :

1) сравнивание ритмов : / //, // …. // /;

2) узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком;

3) воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку;

4) задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка / / /; / / / / ;

3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку : маршировка, ходьба, легкий бег.

1. Упражнения на развитие динамического праксиса рук : выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции , подсчет : кулак-ребро, кулак-ребро-ладонь.

2. Упражнения на развитие реципрокной координации рук : выполнение одновременных движений : кулак (левая рука) - ребро (правая рука) и т. п.

3. Упражнения на переключения (графические) : + +; о–о–

II. Коррекционная работа на вербальном материале.

Работа проводится на разных уровнях.

1. Уровень гласных звуков. Виды работ :

1) пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв : А, У, И, О; АУ, ИА; АУИ, ИУА; АИУА, ИУАО; АИА, ИАИ;

2) те же задания, с выделением ударного звука : УА, АА, АУ;

3) узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

4) логопед отстукивает ритм : ребенок должен в соответствии с ритмом произнести гласный звук следующим образом : аа, аа, аа.

2. Уровень слогов . Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков :

2) назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов ;

3) наращивание слогов : «скажи на 1 слог больше , чем я» (са-со.) ;

4) уменьшение слогов : «скажи на 1 слог меньше , чем я» (са-со-су) ;

5) чтение цепочек слогов : са-со-су-сы,са-са-со,са-ас-са;

6) чтение и повторение серии слогов : а-са, а-со, а-су, а-сы;

и-са, и-со, и-су, и-сы”;

о-са, о-со, о-су, о-сы;

7) запомнить и повторить : са-со-со. со-са-са. со-са-.со. са-со-са;

8) повторение, чтение слогов со стечением согласных :

ста, сто, сту, сты; аст, ост, уст, ист;

а-ста, а-сто, а-сту, а-сты;

са-ста, со-сто. су-сту, сы-сты;

ста-тса и т. п.

9) «придумай цепочку из стольких слогов , сколько точек выпадет на кубике, запиши их»;

10) придумай слог к схеме : СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;

11) «скажинаоборот» : са-«ас» , тса-«аст» ;

3. Уровень слова . При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее : а) структура слова расширяется за счет конструкций уже имеющихся в речи ребенка; б) формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов , которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;

в) в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний . Особое внимание следует уделять повторению звукоподражаний (например, ав-ав-ав) ; г) переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций . Детям предлагаются двусложные слова типа : СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба) .

Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры , цель которой в уточнении контура слова , предложен Большаковой Е. С.

А. Фонематический и слоговой анализ слов :

1) игра «Телеграф» : «передать» слово , отстучав его ритмическую структуру ;

2) игры наделение слов на слоги : ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове , удары сопровождаются четким произнесением слогов ;

3) деление слов на слоги , произнесение слогов с одновременным выполнением действия, сравнить слова : где колец больше, то слово и длиннее ;

4) ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове ;

5) разбор слова с количественным и качественным анализом его звукослогового состава ;

6) разбор слова по схеме : сколько слогов , какой первый, последний, какой слог стоит перед слогом , после слога , между слогами ;

7) «разрезные картинки» : разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове , подписать, назвать каждый слог ;

8) «рассели животных по домам» : одноэтажный - кот, двухэтажный – лиса;

9) игра с мячом : дети передают друг другу мяч и одновременно называют слог какого-то слова ;

10) объяснить значение слова пароход : из каких 2 слов оно образовано ;

11) исправить ошибку в словах : моталок, моколо

а) слова написаны неправильно; б) слова произносятся логопедом неправильно. Если трудно, то в помощь дается предметная картинка;

12) назвать лишнее слово : мартышка, бегемот, жираф, крокодил;

13) что изменилось в слове : лис-лиса-лисица;

14) ребенку предлагается ряд картинок, из них выбрать самое длинное слово , самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова ;

15) логопед показывает картинки, а дети должны показать цифру, обозначающую ударный слог в этих словах ;

16) анализ слов : изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука) : низ - вниз, шил - сшил;

Б. Фонематический и слоговой анализ слов :

1) дополнить данный слог одинаковым слогом ША : ма., ка. .

2) ребусы : коф., лас., кос. .

3) из двух слов образовать одно : лед, колоть (ледокол) ;

4) логопед произносит слово медленно по слогам : со…ба…ка, а ребенок угадывает все слово ;

5) «разрезные картинки» : ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове .

6) образовать слово по аналогии : дом-домик, кот-…

7) дополнить слово подходящим слогом : земляни., смороди. .

8) дописывание названий к картинкам : маши., куби. .

9) из карточек, на которых написаны слоги , составить слова , лишенные смысла, прочитать их.

В. Смешанные упражнения на анализ и синтез слов :

1) поменять слоги местами , составить слово : рады-дыра, сосна-насос;

2) образовать новое слово из первых слогов двух слов : чайник + капуста : чайка;

3) один ребенок произносит слово по слогам медленно , а другой называет это слово целиком : пу. го. ви. ца---пуговица.

Г. Фонематические представления :

1) разложить картинки подъемы : а) –––––––––– ––––––––– ––––––––––

–––- ––– ––- –– –– ––

б) ––––––––– ––––––––––

–––– –––- –––- –––-

2)придумать родственные слова к слову снег (снег, снежок, снежинка, снеговики) ;

3) назвать любое слово , придумать слово на 1 слог длиннее (короче) ;

5) придумать слова , состоящие из 1,2, 3,4 слогов ;

6) цепочка слов : тигры-рыба- …

7) закончить слово : ла., ла., ла.

8) придумать слова , заканчивающиеся на ЧОК;

9) придумать имена куклам, состоящие из 2 и 3 слогов . «Подари им вещи, состоящие соответственно из 2 и 3 слогов ». «Почему никому не подарили плащ и босоножки?»

10) разложить картинки на 2 кучки : кто это? что это? Объяснить значение слов : строитель, строительство; парик, парикмахерская и т. д.

4. Слоговая структура слов на материале чистоговорок, предложений, стихов, текстов. Детям можно предложить следующие виды работ в зависимости от этапа коррекционной работы .

1) заучивание чистоговорок

Детям предлагается хлопать в ладоши на каждый слог или определенный звук;

2) придумать чистоговорку самому : са-са-са. ;

3) заучивание речевок, выполнение движении в процессе речи;

4) чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, текстов сопряжено со взрослым;

5) чтение стихов, рассказов с отстукиванием ритма :

– Гуси, гуси!

– Га-га-га!

– Есть хотите?

– Да-да-да!

7) пропевание распевок с четкой ритмической структурой под музыкальное сопровождение : ко-ко-ко - исходите далеко;

8) договорить предложение : а) на солнышке греется котё… на него смотрит ще… Какой одинаковый слог прибавляется ?

9) составление предложений со по предметным и сюжетным картинкам;

10) упражнение на управление словами сложной слоговой структуры : Это кто? – это милиционер. Нет кого? - нет милиционера. Помоги кому? - милиционеру.

11) выбрать из 3 слов то , которое подходит по рифме : Шепчет ночью мне на ушко сказки разные… (перина, подушка, рубашка) ;

10) придумать рифму к рифмованным строкам самостоятельно : где весною было пусто, летом выросла… (капуста) ;

собораем мы в лукошко очень крупную… (картошку) ;

11) чтение предложений по слогам (на слоги и предложения разбиваются логопедом) ;

14) чтение предложений и текстов по слогам с самостоятельным делением слов на слоги .

Приведенные выше слогоритмические упражнения направлены на коррекцию слоговой структуры слов , а конкретные виды работ логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Ребенок с недоразвитием речи на 1 -ом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно с учетом принципов от простого к сложному, системности в подаче материала , с учетом ведущей деятельности ребенка и принципа наглядности.

В настоящее время звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов.

Если мы слышим в речи ребенка пропуски или наращения звуков и слогов, значит слоговая структура слова нарушена. До 3-х лет - это физиологическая норма, если ребенок 4-5 лет произносит: масолет (самолет), моцик (мотоцикл), липека(таблетка), томаок (молоток) и пр., можно констатировать стойкое нарушение слоговой структуры слова и в этом случае ребенку нужна помощь логопеда. Важно понять: самостоятельно, без коррекционной помощи специалиста это нарушение не пройдет!

Ф акты ….

Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников - одно из самых трудных для коррекции проявлений речевой недостаточности.

Отдельные проявления слоговой структуры мы можем наблюдать и у детей, без серьезных речевых нарушений. Часто это выражается при произнесении длинных, малознакомых слов и слов со стечением согласных.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним - малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку. Расширяйте словарный запас ребенка!

Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

Формирование слоговой структуры влия-ет на успешность овладения грамматическим строем речи, ус-воение звукового анализа, письмо и чтение.

Множественные нарушения слоговой структуры слова является ключевым моментом, свидельствующим о наличии у ребенка ОНР (Т. А. Ткаченко).

По данным послед-них исследований (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина) формирование слоговой структуры слова зависит от особенностей развития неречевых процессов, которые являются фундаментом слоговой структуры. Нет прочного фундамента - не построить прочный дом, т. е. не освоить письменную речь и чтение в той степени, которая позволит стать успешным. Для этого важны следующие процессы:

- оптико-пространственная ориентация: ориентируемся сначала в своем теле, затем в трехмерном пространстве, (более подробная информация см. статью на моем сайте «Нейропсихологический подход к коррекции некоторых речевых проблем . Ф ормирование пространственных представлений - одно из важнейших условий жизненных успехов») и временно-пространственной ориентации понимать: что сначала, что потом.

- ритми-ческая и динамическая организация движений (следовательно, нужно развивать чувство ритма, умение быстро и правильно переключаться с движения на движение, что лучше всего происходит во время занятиями танцами).

Нейропсихологические исследования последних лет по-казывают, что любой серийной двигательной программе (а слоговая структура слова - это именно серийная двигательная программа) присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается.

Способно-сть к серийно-последовательной обработке информации.

Чуть-чуть теории :

проверьте этапы речевого развития своего ребенка!

В соответствии со схемой развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой по материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов можно разделить на несколько этапов.

1 год 3 мес. - 1 год 8 мес.:

Ребенок часто воспроизводит 1 слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слова.

1 год 8 мес. - 1 год 10 мес.:

Ребенок воспроизводит двусложные слова, в трехсложных часто пропускает один слог.

1 год 10 мес. - 2 года 1 мес. :

В трехсложных словах все еще пропускает один слог, чаще предударный: «кусу» (укушу), может сократить количество слогов в четырехсложных словах.

2 года 1 мес. - 2 года 3 мес.:

В многосложных словах часто опускает предударные слоги, иногда приставки.

2 года 3 мес. - 3 года:

Слоговую структуру нарушает редко, главным образом в малознакомых словах.

Это значит, что в возрасте 3-х лет ребенок может произносить 2-х, 3-х сложные слова, соблюдая последовательность звуков в слове, но имеет право некоторые звуки произносить неправильно (см. ст. на сайте «Возрастные нормы в таблицах»).

При речевой патологии нарушения к 3 годам не исчезают, а, наоборот, приобретают ярко выраженный стойкий характер.

Классификация слов аномальной детской речи.

1. Правильно произносимые слова.

2. Слова-фрагменты: «моко» (молоко).

3. Слова-звукоподражания, обозначающие предметы, ситуации, действия «би-би».

4. Абрисы слов: «попата» (лопата).

5. Слова, которые совсем не напоминают слова русского языка.

Специальная информация, родителям можно пропустить и обратиться к финальной части статьи.

Особенности искажения слоговой структуры

Элизия - сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток).
Ребенок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова («на» - луна), в его середине («гуница» - гусеница), слово может недоговариваться до конца («капу» - капуста).
В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного («ка» - каша, «пи» - писал), другие затрудняются лишь на уровне четырехсложных структур, заменяя их трехсложными («пувица» - пуговица).
- опускание словообразующей гласной.
Слоговая структура может сокращаться за счет выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова - согласный сохраняется («просоник» - поросенок; «сахрница» - сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.
Итерации - увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава» - трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчлененным его произношением, представляющим собой как бы «раскладывание» слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки («дирижабил» - дирижабль).
Нарушения последовательности слогов в слове:
- перестановка слогов в слове («деворе» - дерево);
- перестановка звуков соседних слогов («гебемот» - бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.

Искажения структуры отдельного слога :
- сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» - капуста); слог со стечением согласных - в слог без стечения («тул» - стул).Данный дефект Филичева и Чиркина выделяют как самый распространенный при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.

Вставка согласных в слог («лимонт» - лимон).
Антиципации , т.е. уподобления одного слога другому («пипитан» - капитан; «вевесипед» - велосипед).

Персеверации (от греческого слова «упорствую»). Это инертное застревание на одном слоге в слове («пананама» - панама; «вввалабей» - воробей).
Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание .

Контаминации - соединения частей двух слов («холодильница» - холодильник, хлебница).

Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи.

Финальная часть информации

При нормальном развитии ребенка овладение им слого-вой структурой происходит постепенно через ряд законо-мерно сменяющихся фаз. К трем годам все трудности словообразования оказываются преодоленными.

В этом же возрасте появляется так называемое языковое чутье, ког-да ребенок способен оценить правильность и выявить дис-гармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е.Н. Винарская, Д.Б. Слобин, Г.М. Лямина).

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ

Для детей 3 лет. Детям предлагается воспроизвести вслед за логопедом слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.

Детям 4—5 лет предлагаются различные типы слов: про-стые — из открытых слогов без стечения согласных; более сложные: из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова.

Речевой материал: дом, каша, снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, теле-визор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.

Виды работ должны варьироваться:

— назвать предметные картинки;

— повторить слова за логопедом;

— ответить на вопросы {Где подстригают волосы?).

Если у ребенка выявляются трудности в воспроизведении сло-говой структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается:

— повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков (па-ту-ко); из разных согласных, но оди-наковых гласных (па-та-ка-ма); из разных гласных, но одина-ковых согласных звуков (па-по-пу); из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (па-па-па, па-па-па, па-па-па);

— отстучать ритмический рисунок слова.

После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Детям школьного возраста задания в ходе обследования предлагаются как в устной, так и в письменной форме:

— чтение слов сложной слоговой структуры; чтение пред-ложений, насыщенных словами разного типа; чтение скорого-ворок;

— списывание сложных слов и предложений; запись слов и предложений под диктовку; письмо проверочных слуховых диктантов.

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка.

Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

Следует учитывать, что у детей с нормальным речевым разви-тием к 2,3-2,5 годам исчезают ошибки воспроизведения зву-кослоговой структуры слова, связанные с пропуском слогов и звуков, с добавлением слогов;

а к 2,5-3 годам — ошибки, свя-занные с уподоблением слогов и звуков и пропуском соглас-ных при их стечении.

Такой вид ошибок при воспроизведении звукослоговой структуры слова, как перестановки звуков и слогов, встречается в речи нормально развивающихся детей крайне редко и к 2,5-3 годам также преодолевается.

Таким образом, в 3 —4 года (что соответствует возрасту ре-бенка на первой ступени обучения) дошкольник способен пра-вильно воспроизводить звукослоговую структуру слов без сте-чения и со стечением согласных.

Если Вы, прочитав статью, определили, что у Вашего ребенка нарушена слоговая структура слова - обращайтесь за помощью к специалисту!

Изучайте и вникайте в сложности своего ребенка!

30, 20, даже 5 лет назад детей, которым НЕ требовалась коррекционная помощь, было гораздо больше!

По оценкам некоторых специалистов сегодня

90% детей нуждаются в коррекционной помощи разного уровня!!!

Таковы реалии сегодняшнего дня.

Любые нарушения можно успешно скорректировать при условии систематической, грамотной работы логопеда при тесном сотрудничестве с родителями!

Все будет хорошо!

Трудитесь вместе!

Драй Елена
Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Ребенок «глотает» и не выговаривает слова - как помочь ребенку?

Родителей часто волнует вопрос : «Почему ребенок отстает от сверстников в речевом развитии?». Зачастую только мама может понять, что говорит малыш, когда он не выговаривает слова и переставляет слоги местами . Как же помочь ребенку , который плохо выговаривает слова ? Прежде всего надо знать причину таких трудностей. Причина : нарушение ритмического рисунка слов , то есть у ребенка нарушено слуховое восприятие , память, счет без наглядной опоры. Как научить ребенка выговаривать слова ?

Чтобы исправить проблему неправильного выговаривания слов , необходимо проводить работу по формированию ритмических навыков : речь с движением, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, простые логоритмические и танцевальные упражнения. Цель у всех этих заданий одна – развивать чувство ритма, стимулировать восприятие ритмической структуры слова .

1. Развитие невербальных конструкций (развитие слухового восприятия) . Для этого хорошо подойдут музыкальные инструменты . Если их нет в наличии, можно сделать самим шумящие, звучащие бутылочки, баночки. Материал для изготовления : баночки из-под витаминов или кремов (они должны быть одинаковые) . Если их нет, тогда пустые коробочки из-под Киндер-яиц. Наполнитель различный, разнозвучащий : манка, гречка, фасоль, монетки - 5 копеек, горох, мелкие бусинки, бисер и так далее. Дидактическая игра «Отгадай, что звучало?» Взрослый демонстрирует, как звучат коробочки. Далее ребенок отворачивается , а взрослый издает звук какой-либо баночкой. Ребенок должен отгадать , что звучало. Можно потом раскрыть секрет шумящих коробочек, показав содержимое.

2. Дидактическая игра «Тихо-громко» . Ребенок должен отгадать , что звучало тихо, а что громко.

3. Дидактическая игра «Барабанщик» . Взрослый показывает несложные ритмические рисунки, а ребенок повторяет - стучит по столу. Ритмические рисунки изображаются на бумаге (карточках) . Пример : /-/-/ (где / - это хлопок, а – пауза, /-/-/ /-/-/, //-// и т. д.

Если у ребенка получается все легко, можно переходить на словесные (вербальные) инструкции , но только с сохранными звуками (которые не искажены у ребенка ) . Работа над слоговой структурой слова .

1. Произнесение за взрослым слогов : только гласные (ау-уа-оа и др., открытые слоги (БА-БА-БА;БА-БО-БА;БА-БО-БУ, обратные слоги (АП-АП-АП;ОП- АП-ОП (АМА-АМА-АМА, слоги со стечением согласных (КВА-КВА- КВА (ОВТ-ОВТ-ОВТ, сочетания слогов (АТНА-АТНА-АТНА) .

2. Если ребенок без затруднения выполняет задания, можно переходить к следующим играм со словами : Дидактическая игра «Попугай» . Ребенок вслед за взрослым повторяет слова : дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина. Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя, хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

3. Дидактическая игра «Поймай мяч» . Если ребенок затрудняется , можно в сопровождении с мячом. Взрослый кидает мяч и говорит первый слог , ребенок бросает обратно и говорит тот же слог . Затем взрослый произносит 2-й слог , ребенок повторяет . Далее целое слово и бросает мяч . Например : ДЫ-ДЫ, НЯ-НЯ, ДЫНЯ-ДЫНЯ.

4. Далее ребенок произносит вслед за взрослым предложения : Мою руки. Веду Галю. Машу Коле. Несу мыло. Даю маме. Вижу рыбу. Беру вещи. Несу вату. Хочу дыню. Еду к морю. Бегу к маме. Лиса в лесу. Ежи в норе. Часы в доме. Жарю рыбу. Лиса в яме. Нога в луже. Рыба в воде. Щука в реке. Сомы в тазу. Маки в вазе. Составить предложения : Пью кофе, воду, соки. Ем кашу, мясо. Несу рыбу, вещи, ноты. Мою вазу, ноги, руки, полы, раму, лицо. Ношу шубу, боты, бусы. Чищу зубы, полы, шубу, сани. Даю кашу маме, козе, Тане, папе. Даю маме вазу. Несу Кате вещи. Мама Милу в ванне мыла. Чистоговорки : Са-са-са, на носу оса. Ло-ло-ло, еду я в село. Ка-ка-ка, у меня рука. Га-га-га, у меня нога. Ва-ва-ва, на суку сидит сова. Ва-ва-ва, вот вода. Гуси-гуси - Га-Га-Га. У Бобы были бобы.

5. Затем можно поиграть в игры с трехсложными словами из открытых слогов : лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама, Наташа, Марина, Ирина, Тамара, Катюша, Ванюша, Данила, Валюша, Витюша, Любаша.

6. Дидактическая игра «Что делала Наташа?» . Действия : ходила, ругала, бегала, сидела, летала, мазала, читала, лепила, варила, решала, купила, водила, белила, сеяла, копала, купала, носила.

7. Словесные игры на улице . Включают в себя предложения : Машина гудела. Ворона летала. Бараны бодали. Собаку ругали. Полено рубили. Корову доили. Канаву вырыли. Марина бегала. Наташа купила бананы. Я сажаю розы, Я рисую козу /машину, корову, ворону/. Мы носили овощи /бумагу, сапоги/. Я купаю собаку. Я читаю газету. Я катаю колесо. Я кидаю монету.

8. Упражнение «Что из чего?» . Дом из соломы. Газета из бумаги. Лопата из железа. Ракета из металла. Ворота из дерева. Сыр из молока. Мяч из резины.

9. «Чей предмет?» Мамина монета. Папина машина. Катина панама. Мишина газета. Васина бумага. Тетина бусина. Валины сапоги.

10. Дидактическая игра «Доскажи словечко » . Взрослый произносит слова , а ребенок добавляет слог : КА : мака. ата. соба. соро. ; ДА : пома. побе. пого. шара. ; ДЫ : похо. наря. пара. ; ТА : пала. ребя. каю. защи. рабо. забо. газе. высо. боло. лопа. воро. охо. копы. раке. галле. ; ГА : бума. вата. теле. доро. раду. кура. белу. ; НА : коро. воро. ; ВА :заба. ана. оро. ; МА : пижа. пана. ; ША : копу. кало. поро. афи…

Я надеюсь, что этот материал помог вам , уважаемые родители, и у вас «разыгралась» фантазия! Ведь впереди столько всего интересного и увлекательного! И кто, как не вы, поможет , подскажет, научит!

Публикации по теме:

Использование ИКТ на логопедических занятиях по формированию слоговой структуры слова С каждым годом отмечается увеличение числа детей с ТНР. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все.

Серия логопедических игр «Умные капельки» для коррекции слоговой структуры слова Подготовила: учитель- логопед МДОУ № 63 Кочка Н. В..

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Индивидуальное занятие по формированию слоговой структуры слова Индивидуальное занятие по формированию слоговой структуры слова Цели: 1) Закрепить умение правильно произносить звук «р» в открытых слогах;.

Использование развивающих игр и упражнений в работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление.

При различных нарушениях речи у детейстрадают все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Иногда, можно наблюдать и нарушение слоговой структуры слова (Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.)

Отдельные проявления мы можем наблюдать и у детей, без серьезных речевых нарушений. Часто это выражается при произнесении длинных, малознакомых слов и слов со стечением согласных.

Отклонения в воспроизведении слогового состава носят тот или иной характер изменений правильного слогового звучания и могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:

Сокращение (пропуск) слога – “моток” = “молоток”

Опускание слогообразующей гласной — “пинино” = “пианино”

Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – “команата” = “комната”

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

Перестановка слогов – “деворе” = “дерево”

Перестановка звуков соседних слогов – “гебемот” = “бегемот”

3. Искажение структуры отдельного слога:

Сокращение стечений согласных – “тул” = “стул”

Вставки согласных в слог – “лимонт” = “лимон”

4. Уподобление слогов – “кококосы ” = “абрикосы”

5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение):

- “били…били…билитекарь”+ “библиотекарь”

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими):

- “нананасы”=“ананасы”.

7. Контаминации (смешение слов)

- “в холодильнице”= “в хлебнице и холодильнике”.

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольниковдольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

Следует учитывать, что у детей с нормальным речевым разви­тием к 2,3-2,5 годам исчезают ошибки воспроизведения зву­ кослоговой структуры слова, связанные с пропуском слогов и звуков, с добавлением слогов; а к 2,5-3 годам - ошибки, свя­ занные с уподоблением слогов и звуков и пропуском соглас­ ных при их стечении. Такой вид ошибок при воспроизведении звукослоговой структуры слова, как перестановки звуков и слогов, встречается в речи нормально развивающихся детей крайне редко и к 2,5-3 годам также преодолевается. Таким образом, в 3 -4 года (что соответствует возрасту ре­ бенка на первой ступени обучения) дошкольник способен пра­ вильно воспроизводить звукослоговую структуру слов без сте­ чения и со стечением согласных.

Работу по преодолению нарушений зву­ кослоговой структуры слова необходимо проводить по двум параллель­ ным направлениям:

- обучение произношению слов из усвоенных ребенком звуков;

- работа над произношением слогов, слов в период авто­ матизации новых звуков.

В рамках этих двух направлений проводится работа по раз­ витию у детей:

- сенсорных возможностей (слуховое восприятие, внима­ ние, слухоречевая память, слухоречевой ритм);

- артикуляционных возможностей (развитие кинестетиче­ ского и кинетического орального праксиса, развитие статики и динамики артикуляторных движений);

- функций звукослогового анализа, синтеза, представлений (содержание работы по каждому разделу будет представлено ниже).

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового воспри­ятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:

Подготовительный(работапроводитсянаневербальном и вербальном материале; цель данного этапа - подготовить ре­бенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);

Собственно коррекционный(работа ведется на вербаль­ном материале; цель этого этапа - непосредственная коррек­ция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата).

По классификации А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности, слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него):

Типы слоговой структуры слов

I .Двухсложные слова, состоящие из открытых слогов:
ДЫНЯ, ВОДА, СОВА, ВАТА,

КОФЕ, МУХА, МЫЛО, ДЕТИ, НОГИ, ЛУНА, ДУХИ, ВЕСЫ, ВАЗА, НОТЫ, КОЗА, ЗУБЫ.

II .Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов:
ЛОПАТА, СОБАКА, КУБИКИ, САПОГИ,
КАБИНА, ПАНАМА, УТЯТА, ГОЛОВА,
МАЛИНА, ГАЗЕТА, МИМОЗА, ЯГОДЫ,
МАШИНА, МОНЕТА, КОЛЕСО, МОЛОКО.

III .Односложные слова, состоящие из закрытого слога:
МАК, ЛУК, МЯЧ, КИТ,

ЛЕС, ЖУК, СОМ, СОК, ДУБ, ЛЕВ, МЕД, ДОМ, КОТ, ГУСЬ, ДЫМ, НОС.

IV .Двухсложные слова, состоящие из одного открыто­
го и одного закрытого слога:

ЛИМОН, ВЕНИК, БУКЕТ, БАНАН, ОГОНЬ, ПАКЕТ, БИДОН, ГАМАК, ВАГОН, БАТОН, УТЮГ, ПЕТУХ, КАТОК, ДИВАН, СОВОК, КАНАТ.

V . Двухсложные слова со стечением согласных в сере­
дине слова:

БАНКА, ЮБКА, ПИСЬМО, ВЕТКА, БУКВЫ, УТКА, ВАННА, НИТКИ, ВИЛКА, КЕПКА, ТЫКВА, ТАПКИ, ОКНО, КОНЬКИ, МАЙКА, ТАКСИ.

VI .Двухсложные слова с закрытым слогом и стечени­
ем согласных в середине слова:

ЧАЙНИК, ПОДНОС, АЛЬБОМ, ДОЖДИК, КАКТУС, ФОНТАН, МЕДВЕДЬ, БУБЛИК, МАГНИТ, ТЮЛЬПАН, ИНДЮК, ДЕЛЬФИН, КОСТЮМ, КОМПАС, СОЛДАТ, ПАВЛИН.

VII .Трехсложные слова с закрытым слогом:
КОЛОБОК, САМОЛЕТ, ПОМИДОР, ЧЕМОДАН,
БЕГЕМОТ, ПЕТУШОК, АНАНАС, ВАСИЛЕК,
ТЕЛЕФОН, БАРАБАН, ВОДОЛАЗ, ПОПУГАЙ,
МОЛОТОК, КАПИТАН, ТЕЛЕНОК, МАГАЗИН.

VIII .Трехсложные слова со стечением согласных:
ЯБЛОКО, ШАХМАТЫ, КОЛБАСА, КОНФЕТЫ,
КУКУШКА, ГАНТЕЛИ, КОМНАТА, КАЛИТКА,
БОТИНКИ, УЛИТКА, КАПУСТА, УДОЧКА,
ИГОЛКА, БЕСЕДКА, ВАЛЕНКИ, ДЕВОЧКА.

IX .Трехсложные слова со стечением согласных и за­
крытым слогом:

АВТОБУС, КУЗНЕЧИК, ОСЬМИНОГ, ХУДОЖНИК, АВТОМАТ, ЯГНЕНОК, ШИПОВНИК, САДОВНИК, ПАМЯТНИК, ПОЛОВНИК, БУДИЛЬНИК, АПЕЛЬСИН, ВИНОГРАД, ОХОТНИК, МАЯТНИК, КОФЕЙНИК.

X .Трехсложные слова с двумя стечениями согласных:
МАТРЕШКА, ИЗБУШКА, ИГРУШКИ, НЕЗНАЙКА,
ВИНТОВКА, ЛАМПОЧКА, АНТЕННА, ТАБЛЕТКИ,
МОРКОВКА, СКАКАЛКА, КЛУБНИКА, ГВОЗДИКА,
СКАМЕЙКА, ИНДЕЙКА, ФУТБОЛИСТ, ГАРМОШКА.

XI .Односложные слова со стечением согласных в нача­ле или конце слова:

ЛИСТ, БОЛТ, КУСТ, ТАНК, КЕКС, ЗОНТ, ЛИФТ, ВИНТ, БАНТ, ЗНАК, ДНО, КЛЕЙ, ФЛАГ, ХЛЕБ, ГНОМ, ШКАФ.

XII .Двухсложные слова с двумя стечениями согласных:
ЗВЕЗДА, ШТАНГА, ГНЕЗДО, СПИЧКИ,
ПТЕНЦЫ, ФЛАЖКИ, КЛЮШКА, ГВОЗДИ,
ПЛЕТКА, КЛЕТКА, КЛЮКВА, СКАЛКА,
КНОПКА, СВЕКЛА, КНИЖКИ, ТРАВКА.

XIII .Четырехсложные слова, состоящие из открытых
слогов:

ПИАНИНО, ЕЖЕВИКА, КУКУРУЗА, БУРАТИНО, РАКОВИНА, ПУГОВИЦА, ГУСЕНИЦА, ПОМИДОРЫ, ОДЕЯЛО, ЧЕРЕПАХА, ЯЩЕРИЦА, МУХОМОРЫ, ВИТАМИНЫ, МАКАРОНЫ, ПАУТИНА, ЧЕМОДАНЫ.

XIV .Четырехсложные слова со стечением согласных:
ЗЕМЛЯНИКА, БАКЛАЖАНЫ, ВОСПИТАТЕЛЬ,
МЕДВЕЖАТА,

АВТОМОБИЛЬ, ОСТАНОВКА, ПОДБОРОДОК,

МАГНИТОФОН,

АКВАРИУМ, ОБЕЗЬЯНКА, ОДУВАНЧИК,

ПАПОРОТНИК,

ПОЛОТЕНЦЕ, ХОЛОДИЛЬНИК, ЭКСКАВАТОР,

МОТОЦИКЛИСТ.

Методика обследования детей 3 лет. Детям предлагается воспроизвести вслед за логопедом слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.

Детям 4-5 лет предлагаются различные типы слов: про­стые - из открытых слогов без стечения согласных; более сложные - из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова. Речевой материал может быть следую­щим: дом, каша, снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, теле­визор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.

Виды работ должны варьироваться:

Назвать предметные картинки;

Повторить слова за логопедом;

Ответить на вопросы {Где подстригают волосы?).

Если у ребенка выявляются трудности в воспроизведении сло­говой структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается:

Повторить рядыслогов,состоящихиз разныхгласных и согласных звуков (па-ту-ко); из разных согласных, но оди­наковых гласных (па-та-ка-ма); из разных гласных, но одина­ковыхсогласныхзвуков(па-по-пу); изодинаковыхгласных и согласных звуков, но с разным ударением (па-па-па, па-па­па, па-па-па);

Отстучать ритмический рисунок слова.

После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Кроме того, детям предлагается самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

Детям школьного возраста задания в ходе обследования да­ются как в устной, так и в письменной форме:

Чтение слов сложной слоговой структуры; чтение пред­ложений, насыщенных словами разного типа; чтение скорого­ворок;

Списывание сложных слов и предложений; запись слов ипредложенийпод диктовку;письмопроверочных слуховых диктантов.