Высшие чувства. Высшие и низшие чувства

Чувство особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека, отличающаяся относительной устойчивостью. Благодаря чувству можно выяснить эмоциональное отношение человека к тем или иным вещам, определить его моральные убеждения и особенности внутреннего мира человека.

Всё новое происходящее в жизни и деятельности человека воспринимается и выражается в новых чувствах и переживаниях. Формирование чувств является необходимым условием развития человека как личности. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, образования, культуры и других факторов.

Функции чувств:

  1. мотивационная – чувства мотивируют поведение;
  2. сигнальная – чувства сигнализируют человеку о потребностной значимости объектов и побуждают направлять на них деятельность;
  3. оценочная – чувства помогают определить значимость всего, что происходит;
  4. функция синтезирующая основы образа - отражает разнообразие раздражителей в виде целых и структурных образований;
  5. экспрессивная функция – обеспечивает невербальную коммуникацию.

Классификация чувств: чувства различают по модальности, по интенсивности, по продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, по формам и условиям своего развития, по психическим процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию. Существующие классификации различаются по своей теоретической и эмпирической обоснованности.

Принято выделять низшие и высшие чувства:

  • Низшие чувства связаны с удовлетворение или неудовлетворением физических или физиологических потребностей человека.
  • Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Высшие чувства отражают духовный мир человека и связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего и определяющего его личность.

Нравственные или моральные чувства – это форма переживания ценности или наоборот, недопустимости иных действий, поступков, мыслей, намерений человека с точки зрения требуемого от него отношения к обществу, к интересам общества, к нормам поведения, выработанным обществом. Эти переживания могут возникнуть лишь на основе соотнесения действий, поступков людей с нормами, выражающими общественные требования к поведению человека. Они зависят от знания норм поведения, требований морали, принятой в данном обществе, выражают отношение человека к другим людям. К таким чувствам относятся чувства товарищества, дружбы, любви, отражающие различную степень привязанности к определённым людям, потребность в общении с ними. Отношение к своим обязанностям, принятым на себя человеком по отношению к другим людям, к обществу называется долгом. Несоблюдение этих обязанностей приводит к возникновению отрицательного отношения к себе, выражающегося в чувство вины, стыда и в угрызениях совести. Также к ним относятся чувство жалости, зависти, ревности и другие проявления отношения к человеку.

Эстетические чувства представляют собой переживание чего-либо как прекрасного. В наиболее типичной и яркой форме они возникают при восприятии произведений искусства (явления природы, действия людей, вещи). Развиваются они в связи с развитием искусства. Именно музыка и пробуждает у нас музыкальное чувство. Эти чувства – это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. К ним относятся чувство юмора, ирония, злоба, издёвка, сарказм, чувство трагического, драматического.

Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью людей, с удовлетворением любознательности, познавательных интересов, с поисками истины, с решением мыслительной задачи.

Чувства – это эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности.

Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции – чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями. Иерархия чувств определяет мотивационную сферу личности. Чувства – базовые эмоционально-смысловые компоненты личности. От биологически обусловленных эмоций они отличаются происхождением – формируются по мере интернализации индивидом социальных ценностей. "Значение для меня" в чувствах трансформируется в "значение для нас". Социализация личности и состоит в переводе социально значимых явлений в эмоциональную сферу индивида. Дефекты социализации – несформированность базовых чувств индивида, ситуативная его зависимость от стихии низших эмоций.

Чувства человека иерархически организованы – у каждого есть доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность. Они регулируют различные сферы взаимодействия человека с действительностью.

Различаются праксические, нравственные, эстетические и познавательные чувства.

Праксические чувства (от греч. prwxis – опыт, практика) – чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности.

Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. В процессе антропогенеза у человека сформировалась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к процессу труда, ибо в этом процессе человек, преодолевая препятствия, утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности. Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчеством, поиском нового. Эмоционально переживается умственное и физическое напряжение трудового процесса. В труде человек удовлетворяет свои потребности; в труде сформировалось его чувство радости в связи с достижением цели. Устремленность человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим эмоциональным состоянием.

Нравственные чувства – это эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нравственные чувства, основаны на принятом в данном обществе понимании добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости. Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью. Теория этих норм и правил – этикой, а практическая их реализация – нравственностью.

Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой саморегуляции – "нравственный закон внутри нас". Они образуют непроизвольную мотивационную сферу поведения личности. Поведение человека формируется и модифицируется через формирование его доминирующих нравственных чувств, его сверхсознания – super эго.

Регуляционная роль нравственных чувств первична – они могут подстраивать под себя доводы разума. В межличностных отношениях они играют решающую роль. Безотчетно, под воздействием эмоций совершая те или иные поступки, человек может впоследствии искренне сожалеть о них и глубоко раскаиваться. Нередко он бывает жертвой эмоционального заражения и внушения. Сама среда содержит множество противоречивых сторон, и люди по-разному оценивают эти стороны. То, что кажется благом для одних, глубоко порицается другими. Более адаптированными оказываются те, кто умеет отличить подлинные ценности от мнимых, следит за развитием социальных явлений, не падок на сиюминутные ценности, не обольщается преходящими благами. Чувства этих людей отличаются большей глубиной и устойчивостью.

Поведение человека определяется его желаниями, устремлениями и опытом реализации потребностей. Многие желания и влечения индивида, встречаясь с суровой реальностью, остаются нереализованными – они, по концепции психоаналитиков, вытесняются в подсознание и через него влияют на спонтанное поведение человека. Не достигнув компромисса с реальностью, вытесненные в подсознание желания и влечения образуют в психике человека параллельный мир, чуждый и даже враждебный внешнему миру, жаждущий самореализации. В крайнем проявлении эта коллизия параллельных миров формирует закомплексованность личности, ее повышенную аффективную реактивность на отдельные проявления действительности. В этих случаях чувства берут верх над разумом. Более того, сам разум оказывается приспособлен к обслуживанию указанной закомплексованности.

Значительная часть механизмов индивидуальной саморегуляции оказывается скрытой не только от внешнего наблюдения, но и от самого субъекта. И каждая личность, будучи обусловленной своим первичным опытом, испытывает постоянное эмоциональное напряжение во взаимодействии с реальной окружающей средой. Мощные психофизиологические резервы, не находя должного выхода, создают внутреннюю напряженность индивида. При недостаточной социализированноcти он легко устремляется в различные субкультурные и маргинальные (крайне асоциальные) сферы, высвобождая ранее заторможенные чувства.

Между сознанием и поведением индивида нет прямой связи. Нельзя обучить нравственности – моральные правила могут быть привиты лишь к "дереву чувств". Нравственный человек – не человек, боящийся плохого поступка, а человек, испытывающий высокое наслаждение от хорошего поступка.

Нравственность не следует трактовать как внутреннюю полицию духа. Нравственность свободна по своей сущности. Тоталитаризм, пытавшийся принудить всех и каждого к соблюдению единого кодекса поведения, оставил после себя лишь массовые социальные отклонения.

Человек должен добровольно и с радостью брать на себя свои человеческие обязанности. Нравственное поведение не может быть основано только на системе внешних запретов, оно порождается гаммой положительных нравственных установок личности. Человек может стать ангелом только в свободном полете. В условиях принуждения он может стать дьяволом. Не угрозы и запреты формируют нравственную личность; она формируется в гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной ответственности окружающих людей, неизменно исполняющих свой социальный долг.

Чувство долга – это осознание и принятие тех обязанностей, которые человек берет на _ себя, вступая в определенные отношения с другими людьми. Чувство долга соотносится с чувством совести и чести.

Совесть – способность личности к нравственному самоконтролю, критерий ее нравственного самосознания. Чувство совести – важнейший стимул усовершенствования личности. Чувство чести -– это повышенная эмоциональная впечатлительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.

Чувства долга, социальной ответственности, совести и чести составляют основу социально адаптированного поведения. Все эти нравственные чувства связаны с повышенным самоконтролем личности, ее духовным самопостроением.

Нравственные решения, принимаемые в экстремальных ситуациях, – это утверждение индивидом своей человеческой сущности.

Эстетические чувства (от греч. aisthétikós – чувствующий) – это чуткость, восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения.

Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений, художественное достоинство произведений искусства – один из основных показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.

Сущностная особенность человека состоит, в частности, и в его способности созидать и воспринимать мир в соответствии с эталоном прекрасного. Прекрасное как эстетическая ценность отличается от нравственных и теоретических ценностей (от добра и истины) тем, что оно связано с непосредственно чувственным отражением действительности в категориально-оценочном плане. Прекрасно, по определению Чернышевского, то существо, в котором мы видим жизнь такою, какой она должна быть по нашим понятиям. Человек способен отражать меру совершенства вещей – правильность, гармоничность, целесообразность их формы, изящество в звуковых, цветосветовых и пластических отношениях, наслаждаться, этой гармонией.

Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства. Искусство рассчитано на способность человека понимать символическое отображение идеализированной действительности. Опираясь на воображение, искусство расширяет рамки непосредственного опыта, становится средством формирования идеальных устремлений.

Воспринимая произведения искусства, человек по сути занимается конструктивной деятельностью, формирует собственный эстетический объект, осуществляет (вслед за художником) вторичный эстетический синтез. Художественный образ является стимулом, вызывающим функционирование тех чувств, на которые способен данный индивид. Эстетическая реакция содержит элемент встречного жизнеутверждения, возвышения над изображаемой ситуацией. Искусство обогащает духовную жизнь человека, возвышает его над обыденностью жизни и в высших своих проявлениях осуществляет катарсис (от греч. kάtharsis – очищение) – духовное перерождение через эмоциональное потрясение. Подлинное произведение искусства несет в себе нравственный потенциал, формирует соответствующие поведенческие установки.

Эстетические чувства проявляются не только в переживании прекрасного и безобразного, но и в переживании комического и трагического. Смешное, комическое возникает обычно в ситуации каких-либо неожиданных несоответствий. В юморе серьезное выступает под маской смешного, в иронии – смешное под маской серьезного; возможно и возвышенное комическое (образ Дон-Кихота). Восприятие комического сопровождается экспрессивной эмоцией – смехом, непроизвольной реакцией психической разрядки.

Но смеяться можно не над всем. Нельзя смеяться над людскими страданиями и разрушением социальных ценностей. Здесь вступает в свои права эстетическое чувство трагического. Чувство трагического – возвышенно-патетическое чувство, чувство утраты бесконечно дорогого и сверхценного. Это чувство связано также с самоперестройкой личности, утверждением жизненной стойкости личности, ее несгибаемостью под ударами судьбы.

Интеллектуальные чувства. Радость познания – одно из самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских потребностей. Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами – любопытством и любознательностью.

Любопытство представляет собой направленность сознания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Так, уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя внимание присутствующих – во всех этих случаях действует ориентировочный рефлекс, лежащий в основе состояния любопытства. Но состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем он более любознателен. Любознательность – это устойчивое состояние познавательной направленности личности.

Одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека – неудовлетворенность достигнутыми знаниями, испытываемая им радость познания. Все эмоции и чувства человека взаимосвязаны – они образуют эмоциональную сферу личности.

Чувства делают жизнь человека яркой и насыщенной. Роль эмоций трудно переоценить – они настолько важны и значимы для каждого из нас. Чувства помогают понять личности, в правильном ли направлении она движется, не забыла ли чего-то очень важного и ценного. Значимость каждого чувства в отдельности не требует доказательств. Существует несколько видов чувств. Отдельные виды связаны между собой, и в одну группу входят такие чувства, которые отвечают за какой-то один признак. Сами чувства можно объединить по нескольким значимым характеристикам.

Виды чувств человека в психологии

Высшие чувства

К ним относят любовь, благодарность. Они свойственны только человеку. Когда мы проявляем эти высшие чувства по отношению к окружающим, то ощущаем себя самодостаточными и счастливыми. Чем больше человек способен отдавать, тем больше ему приходит взамен. Тот, кто проявляет высшие эмоции, никогда не остается обманутым и одиноким. Высшие чувства способны согреть при любых невзгодах. Любовь и благодарность выступают здесь главными составляющими счастья и благополучия. Все виды чувств, так или иначе, направлены на то, чтобы выразить свое истинное отношение к миру. Высшие чувства тем и отличаются от прочих, что заставляют сохранять свое человеческое достоинство и не терять нравственности.

Эстетические чувства

К ним относят восхищение, удивление, влюбленность, вдохновение. Данный вид чувств характеризуется повышенной чувствительностью к проявлениям своего мнения, выражением эстетического удовольствия. Так, например, восхищение и вдохновение помогают осваивать и изучать что-то новое. Влюбленность окрыляет человека, заставляет его испытывать ощущение полета, открывать в себе новые грани и перспективы. Эстетическая направленность сама по себе помогает человеку расти духовно, совершенствовать свои знания в какой-либо области.

Нравственные чувства

К ним относят чувство долга, ответственности. Нравственность – черта характера личности, которая формируется постепенно. Невозможно представить себе, чтобы люди могли отказаться от таких важных и значимых ценностей. Однако на сегодняшний день много людей о них забыло. Ответственность обязательно должна присутствовать во всем, что касается жизни, деятельности, семьи, общества в целом. Долг – это то, без чего невозможно воспитать нравственную личность, жителя своего города, страны, планеты. Нравственность заключается в том, что люди прилагают определенные усилия для взращивания и воспитания в себе этих значимых составляющих.

Низшие чувства

К ним можно отнести следующие: ненависть , страх, ревность, разочарование, вина. Все они угнетают эмоциональное состояние человека, действуют на него удручающим образом. Личность, которой приходится много страдать, постепенно утрачивает веру в себя и собственные перспективы. У нее не остается ресурсов для достижения желаемого. Агрессия, бесконечные обвинения, плохое настроение, стрессы и депрессия – вот основные способы выражения низших чувств. Они не ведут к развитию, а только мешают сосредоточиться на важной задаче.

Таким образом, все виды чувств так или иначе касаются мироощущения и главной ценности человека – самой жизни. Каждый человек выстраивает свой внутренний мир самостоятельно.

Высшие социальные чувства отражают высшие социальные потребности. Эти потребности подвержены сравнительно быстрым изменениям в ходе исторического развития; они не одинаковы у людей, воспитанных в различных общественных формациях, в различные эпохи, принадлежащим к различным общественным группировкам и классам.

Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей. К высшим чувствам относятся моральные, интеллектуальные и эстетические чувства.

А) Моральные чувства:

Чувство справедливости

Ответственности

Патриотизма

Солидарности

Творческое вдохновение

Трудовой энтузиазм

Оценка человеком своих поступков (самооценка) связана с переживанием такого чувства как совесть. Если человек, исходя из чувства собственного долга, сознает правоту своих поступков, то он переживает состояние спокойной совести. Спокойная совесть связана с переживанием большого морального удовлетворения и радости, она дает человеку силу и уверенность в правоте своих действий.

Б) Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Они выражают отношение человека к своим мыслям, процессам и результатам интеллектуальной деятельности. К ним можно отнести:

Чувство удивления

Сомнения

Уверенности

Удовлетворения

Чувство удивления наступает тогда, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Способность удивляться - очень важное чувство, стимул познавательной деятельности. Чувство сомнения возникает при несоответствии гипотез и предложений с некоторыми фактами и соображениями. Чувство уверенности рождается от сознания истинности и убедительности фактов, предположений и гипотез, которые выяснились в результате их проверки. Результативная работа вызывает чувство удовлетворения.

В) Большое место в жизни человека занимают эстетические чувства. Источник эстетических чувств - произведения искусства: музыка, живопись, скульптура, художественная проза и поэзия, а также произведения архитектуры и достижения в области технических сооружений. Глубокие эстетические переживания люди могут испытывать при созерцании природы. К эстетическим чувствам можно отнести:

Чувство красоты

Восхищения прекрасным

Трагического

Комического

Возвышенного

Помимо этих групп можно выделить и специфические группы, которые появляются с развитием общества. Например, с формированием частной собственности стали формироваться чувства, выражающие отношение к ней.

Критерий, по которому чувства причисляют к «высшему этажу»,- высокая степень участия корковых и особенно второсигнальных процессов Чувства чести, долга, справедливости и другие - это комплексы эмоционально подкрепленных представлений. Если человек действует в согласие с привитыми ему понятиями чести и долга, то его высшие социальные чувства проявляются в сочетании с удовлетворенностью собой, с сознанием своей правоты.

3.2 Низшие чувства (эмоции)

Это эмоции, которые менее других подверглись изменениям в процессе развития человечества. К ним можно отнести:

Усталость

Одна из особенностей «низших эмоций»- отчетливая локализация, или «анатомическая привязка».

Чувства в психологии - это одна из центральных тем, которая вызывает огромный интерес у ученых, а также и у простых людей. Это явление сопровождает человека постоянно. Едва мы просыпаемся утром, сразу же испытываем те или иные чувства, которые могут меняться в зависимости от разнообразных явлений. То, что кажется нам простым и обыденным, на самом деле представляет собой сложную систему, которая изучается специалистами вот уже на протяжении нескольких веков.

Что такое чувства

Чувства в психологии - это своего рода реакция на различные события или явления. Человеческая жизнь невозможна без них. И даже если она становится рутинной, без каких-либо ярких переживаний, то люди сами начинают искать более острых ощущений, слушая музыку, просматривая фильмы или же занимаясь спортом, творчеством. Особенно интересным является то, что человеку для полноценного существования нужны не только положительные, но также и негативные чувства, связанные со злостью, обидой или душевными страданиями.

Виды чувств в психологии

Поскольку чувства человека не могут быть одинаковыми во всех обстоятельствах, то вполне логично, что они имеют свою классификацию. Это подразумевает подразделение в соответствии с обстоятельствами или условиями, в которых они возникают. Так, виды чувств в психологии могут быть следующими:

  • Высшие чувства - это все, что связано с социумом. Здесь имеется в виду отношение к окружающим людям, коллективу, а также государству и обществу в целом. Можно сказать, что данные проявления наиболее стабильны, так как на протяжении жизни они практически не изменяются. К этому разряду стоит отнести также и те чувства, которые связаны с влюбленностью, симпатиями и антипатиями по отношению к другим людям.
  • Нравственные чувства, синонимом которых можно назвать совесть, также регулируют взаимоотношения между людьми. Руководствуясь ими, человек определяет свое поведение по отношению к окружающим. Также нравственность и мораль во многом влияют на поступки и жизненную позицию той или иной личности.
  • Неотъемлемой частью жизни человека можно считать практические чувства. Они имеют отношение к трудовой активности, которая сопровождает людей на протяжении всей их жизни. Здесь имеется в виду не только отношение к работе, но также и реакция на ее положительные или отрицательные результаты. Чувство долга - это одно из основополагающих понятий в данном разряде, которое можно считать главным стимулом к рабочей активности.
  • проявляются у человека уже с самого момента его рождения. Они связаны с непрерывным стремлением познавать что-то новое, анализировать, сопоставлять и делать выводы. С течением времени, в силу взросления человека, они обретают более высокие формы и проявления.
  • Эстетические чувства - это способность человека формировать правильные представления о прекрасном, реагируя на природу или же произведения искусства. С этим явлением мы встречаемся ежедневно, оценивая свою внешность и окружающих, сталкиваясь с чем-то красивым и уродливым, элегантным и безвкусным и так далее.

Эмоции в психологии

Говоря о таком явлении, как эмоции, многие люди, в силу недостатка знаний, сравнивают их с чувствами. Но это не совсем справедливо. Эмоции в психологии - это реакция (а именно - внешнее проявление) на те или иные явления, события или действие раздражителей. Это своего рода одна из составляющих такого понятия, как чувства. Эмоции выражают внешне то, что человек переживает глубоко внутри себя.

Эмоциональный процесс сопровождается такими проявлениями, как:

  • Интерес к каким-либо явлениям или фактам.
  • Радость от положительных событий.
  • Удивление, которое нельзя отнести ни к положительным, ни к отрицательным эмоциям, поскольку оно не дает четкого определения отношения к тем или иным фактам.
  • Страдание отражает вызванное негативными событиями.
  • Злость может возникать как по отношению к конкретному человеку, так и к группе лиц (в некоторых случаях может перерасти в презрение).
  • Отвращение - это негативная эмоция, которая может возникать как к одушевленным или неодушевленным предметам, так и к некоторым обстоятельствам.
  • Страх появляется у человека в том случае, когда возникает угроза его безопасности (также это может быть связано с нарушением привычного жизненного уклада, переходом в новые, непривычные обстоятельства).
  • Стыд возникает тогда, когда человек боится реакции окружающих на свое поведение.

Если выразить соотношение между изучаемыми понятиями более точно, то можно сказать, что чувства - это эмоциональный процесс.

Характеристика чувств

Чувства в психологии - это явления, которые подразумевают наличие ряда характеристик:

  • Валентность - это одна из главных характеристик, определяющих чувства. В соответствии с этим человек может испытывать положительные или отрицательные эмоции. Также в некоторых случаях они могут быть нейтральными (или же, говоря научным языком, амбивалентными).
  • Интенсивность - это сила, с которой возникают те или иные чувства. Она может быть незначительной, когда практически не влияет на настроение человека. Если же интенсивность высокая, то внешнее эмоциональное проявление соответствующее.
  • Стеничность чувств - это понятие, которое определяет их влияние на активность человека. Так, в некоторых случаях они могут побуждать человека к активной деятельности, а иногда - приводить его в расслабленное, меланхолическое состояние.

Как чувства влияют на настроение

Настроение человека во многом определяется теми чувствами, которые он испытывает. В зависимости от того, какой оттенок они имеют, люди могут вести себя так или иначе, ощущая себя подавленными или же, напротив, - окрыленными. Так, можно выделить следующие положительные ощущения, которые способствуют формированию хорошего настроения:

  • благодарность, связанная с положительным отношением к человеку, совершившему хороший поступок;
  • влюбленность - привязанность к человеку противоположного пола;
  • восхищение - является проявлением ;
  • нежность - положительная эмоция, вызванная человеком или животным;
  • симпатия - предрасположенность к другому человеку, связанная с его внешностью или положительными поступками;
  • страсть - сильное влечение к человеку или же предмету.

Негативные чувства

Чувства в психологии - это явления, которые могут быть также негативными, соответствующим образом оказывая влияние на настроение. К ним можно отнести:

  • ревность - возникает в случае недостаточного внимания со стороны близких людей;
  • антипатия - беспричинная или обоснованная неприязнь к человеку;
  • вина - негативное чувство, наступающее после совершения заведомо неправильного поступка;
  • ненависть - чувство неприязни и злости, обращенное к той или иной личности;
  • страх - негативные ощущения, связанные с угрозой безопасности человека.

Как формируются чувства

Формирование чувств происходит посредством целого ряда органов, которые передают в центральную нервную систему информацию об окружающей среде. Благодаря им человек может видеть, слышать, осязать, чувствовать запах или вкус, составляя то или иное впечатление о внешней среде, окружающих людях или определенных обстоятельствах. Так, например, некоторые чувства могут возникнуть в связи с просмотром интересного фильма, прослушиванием красивой музыки, прикосновением к той или иной поверхности, а также осознанием природы вкуса или запаха.

Еще одним о котором часто незаслуженно забывают упомянуть, является Он выполняет такую важную функцию, как ощущение пространства и понимание своего положения в нем. Еще одним моментом, который вызывает множество споров в научной среде, является интуиция, или предвидение. Благодаря этому механизму человек может предвидеть наступление той или иной ситуации, заранее настраивая себя на определенную волну положительных или отрицательных чувств.

Чувства и нравственность

Это одно из высших эмоциональных проявлений человека, которое выражается в его отношении к самому себе, окружающим и обществу. Формирование данных проявлений происходит на протяжении всей жизни. В ходе взросления человек начинает ближе знакомиться с устоями и правилами общества, в котором он живет, в результате чего возникают определенные нравственные ценности. Несмотря на то что данная категория чувств считается относительно постоянной, она все же может претерпевать изменения, связанные с определенными событиями в обществе или же в личной жизни.

Одним из важнейших проявлений нравственных ощущений является чувство долга. Это явление также формируется с возрастом, в процессе воспитания и получения образования, а также самопознания. Чувство долга может иметь несколько уровней и проявлений:

  • к самому себе - обязательство достичь определенных целей и так далее;
  • к окружающим - семье, друзьям, обществу;
  • к трудовому коллективу - добросовестное и ответственное выполнение работы;
  • к государству - чувство патриотизма и национального достоинства.

Виды эмоциональных процессов

Эмоциональный процесс - это система факторов, регулирующих физическую или эмоциональную активность человека, которая возникает в качестве реакции на явления и раздражители окружающей среды. Стоит отметить, что на данный момент не существует какой-то общепринятой теории, которая давала бы точное определение данного понятия.

Говоря об эмоциональном процессе, стоит отметить существование нескольких его разновидностей:

  • аффекты - это кратковременные, но достаточно сильные эмоциональные проявления, которые могут выражаться интенсивной психологической или же физической активностью;
  • эмоции дают человеку субъективное понимание ситуации, которое никоим образом не связано с какими-либо конкретными объектами;
  • чувства, в отличие от предыдущей категории, выражают отношение и реакцию человека, связанные с какими-либо конкретными объектами;
  • настроения - это продолжительные эмоциональные процессы, которые связаны с общей окружающей обстановкой, которая включает в себя как явления, так и объекты.

Что такое желания

Недостаток в каких-либо предметах или ощущениях также может вызывать определенное чувство. Желание - это одна из распространенных форм проявления потребностей. Это не просто осознание недостатка в каких-либо предметах или ощущениях, но также и способность четко ответить на ряд поставленных вопросов:

  • Чего именно я хочу? Умение четко определить объект, в котором существует нужда или насущная потребность.
  • Почему я хочу? Умение определить мотив, который породил возникновение потребности в чем-либо.
  • Как достичь цели? Знание или поиск определенных путей или способов, которые позволяют получить желаемый объект или достичь какого-либо состояния.

Человеческие чувства, связанные с желаниями, могут возникать по целому ряду причин. Они могут быть вызваны как внутренними, так и внешними факторами. Говоря о первых, стоит упомянуть личную потребность или недостаток в каких-либо благах. Еще одной причиной возникновения желаний может быть следование моде, а также желание подражать более сильным личностям или же лидерам социальной группы.

Такое чувство, как желание, может сохраняться продолжительное время, а может быть достаточно перманентным. В первом случае чаще всего можно говорить об эмоциональных потребностях, которые невозможно восполнить материальными благами. А вот желания, связанные с какими-либо конкретными объектами или предметами, могут меняться или же вовсе исчезать ввиду изменения тенденций.

Как выражаются чувства

Выражение чувств стоит рассматривать не только как определенное явление или процесс, но также и как объективную потребность, которая характерна для каждого человека. Можно выделить ряд определенных функций, которые несет в себе выражение эмоций:

  • Коммуникационная функция заключается в том, что любой человек постоянно нуждается в общении. Чувства позволяют выразить и донести другим свое отношение к тем или иным явлением, а также принять аналогичную информацию от своего собеседника или оппонента. Люди также выражают свое отношение друг к другу. Стоит отметить, что коммуникация происходит не только путем вербального общения, но также и посредством жестов, взглядов, движений и прочих проявлений.
  • Функция манипуляции (воздействия или влияния) позволяет человеку направлять в определенное русло действия и поведение других людей. Этот процесс может происходить благодаря изменению интонации и громкости голоса, активной жестикуляции, а также определенному выражению лица. Кроме того, манипулировать окружающими можно также при помощи определенных высказываний, которые отражают ваше
  • Эмоциональная функция заключается в высвобождении чувств. Суть этого явления состоит в том, что психологическое напряжение имеет свойство накапливаться независимо от того, какими событиями или явлениями оно было вызвано (положительными или отрицательными). Выражая свои эмоции, человек стремится освободиться от них. Выразив свои чувства собеседнику (вербально или при помощи жестов), человек может почувствовать эмоциональное облегчение, а также снять нервное напряжение. Психологам известны случаи, когда невозможность осуществить эмоциональную функцию приводила к серьезным психическим или поведенческим расстройствам.