Общая психология. Непосредственный опыт как предмет психологии

Каждая наука имеет свой предмет , свое направление познания и с bow конкретный объект исследования. Причем с точки зрения современной науки объект - это не то же самое, что предмет науки.

Объект - далеко не весь предмет, а только тот аспект предмета, иногда совсем незначительный, который исследуется субъектом науки, т.е. ученым. Объект - это только аспект предмета, который включен в тот или иной процесс духовного освоения, в познавательную деятельность субъекта. Причем другая часть предмета, и нередко весьма значительная, неизбежно остается за пределами процесса познания.

Учет этого различия особенно важен для понимания специфики отраслей науки, имеющих сложный, многоплановый предмет, к числу которых относится и психология, в которой, как мы уже видели, выявляются все новые и новые объекты исследования.

С учетом этого различия предмет и объект психологии определяются следующим образом.

Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами. Сточки зрения современной науки психика является своеобразным посредником междусубъективным и объективным, реализует исторически сложившиеся представления о сосуществовании внешнего и внутреннего, телесного и душевного.

Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.

Они имеют в качестве своего объекта: нормы и патологию в психике человека; виды конкретной деятельности, развитие психики человека и животных; отношение человека к природе и обществу и др.

Масштабность предмета психологии и возможность выделения в ее составе разнообразных объектов исследования привело к тому, что в настоящее время в рамках психологической науки выделяются общие психологические теории. ориентирующиеся на различные научные идеалы, и психологическая практика , вырабатывающая специальные психотехники воздействия на сознание и управление им.

Наличие несоизмеримых психологических теорий также порождает проблему различий между предметом и объектом психологии. Для бихевиориста объектом изучения является поведение, для христианского психолога — живое знание греховных страстей и пастырское искусство врачевания их. для психоаналитика — бессознательное и т.д.

Естественно встает вопрос: возможно ли говорить о психологии как единой науке, имеющей общий предмет и объект исследовании, или же следует признать наличие множества психологии?

Сегодня психологи считают, что психологическая наука представляет собой единую науку, которая, как и любая другая, имеет свой особый предмет и объект. Психология как наука занимается изучением фактов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления. И какими бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, изменяя свой объект исследования и тем самым все глубже проникая в свой масштабный предмет, как бы ни изменялись и обогащались знания о нем, какими бы терминами они ни обозначались, можно выделить основные блоки понятий, которые характеризуют собственно объект психологии, отличающий ее от других наук.

Важнейшим итогом развития любой науки является создание своего категориального аппарата. Эта совокупность понятий составляет как бы скелет, каркас любой отрасли научного знания. Категории — это формы мышления, основные, родовые, начальные понятия; это ключевые моменты, узлы, ступеньки в процессе познания той или иной сферы действительности.

Каждая наука имеет свой комплекс, набор категорий, свой категориальный аппарат имеет и психологическая наука. Он включает в себя следующие четыре блока основных понятий:

  • психические процессы - это понятие означает, что современная психология рассматривает психические явления не как что-то изначально данное в готовом виде, а как нечто формирующееся, развивающееся, как динамичный процесс, порождающий определенные результаты в виде образов, чувств, мыслей и т.п.;
  • - бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, спокойствия или раздражительности и т.п.;
  • психические свойства личности - с с общая направленность на тс или иные жизненные цели, темперамент, характер, способности. присущие человеку на протяжении длительного периода его жизни, например трудолюбие, общительность и т.п.;
  • психические новообразования — приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки, которые являются результатом активности индивида.

Конечно, указанные психические феномены существуют не отдельно, не изолированно. Они тссно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Так. например, состояние бодрости обостряет процесс внимания, а состояние подавленности приводит к ухудшению процесса восприятия.

Краткий исторический очерк о развитии психологии

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, из которых решались либо в плане идеализма, либо в плане . Так, материалистические философы древности Демократ, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

Платон

Родоначальником идеализма явился (крупный рабовладелец). Он поделил всех людей по преимущественным качествам разум (в голове), мужество (в груди), вожделение (в брюшной полости). Все руководящие органы — обладают разумом войны — мужеством, рабы — вожделением. Платон является родоначальником не только идеализма, но и дуализма. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Аристотель

Продолжателем дела Платона был . Он не только преодолел дуализм (направление, признающее в основе мира два независимых начала — материю и дух), но и является родоначальником материализма (направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания, материальность мира, независимость его существования от сознания людей и его познаваемость). Аристотель пытался поставить психологию на почву медицины. Но полностью объяснить поведение человека только через медицину, Аристотель не смог. Великий философ Аристотель в трактате “О душе” выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела.

Труды Аристотеля, Платона и других философов легли в основу работ философов средних веков 17 в. — это отправная точка от материализма философии.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Известный психолог конца XIX — начала XX вв. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и точно — у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей подразумевается тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.

Рене де Карт — биолог, врач, философ. Открыл систему координат, выдвинул идею рефлекса, идею рефлекторности поведения. Но объяснить поведение организма до конца не смог и поэтому остался на позиции дуализма. Разделить внутренний мир человека от его внутренних органов было очень тяжело. Создались предпосылки идеализма.

Был в истории психологии еще один подход к пониманию психики, разрабатывающийся отечественными психологами в русле философии диалектического материализма в советский исторический период. Суть данного понимания психики можно свети к четырем словам, формальное авторство которых принадлежит В. И. Ленину (1870-1924). Психика — это субъективный образ объективного мира.

Общее представление о предмете психологии

Каждая наука имеет свой предмет исследования. Приведем краткое описание подходов, связанных с принципиальным изменением взгляда на предмет психологии.

Этапы развития психологии

I этап — психология как наука о душе . Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Этот длительный этап, называемый в литературе донаучным, определяется от V — IV вв. до н.э. до начала XVIII в.

II этап — психология как наука о . Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Согласно новому подходу, человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает. Именно такие феномены следует изучать психологии, так как в отличие от души их можно экспериментально исследовать, измерять, научно обобщать, устанавливать в них причинно-следственные связи и отношения.

III этап — психология как наука о поведении . Бихевиоризм оформился в конце XIX — начале XX в. в США. “Behaviour” по-английски — “поведение”. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

Вместе с тем многие “традиционные” психологи высказывали серьезные возражения относительно некоторых исходных компонентов бихевиористского подхода. Поведение и психика — это хотя и связанные, но отнюдь не идентичные реальности. Так, при воздействии одного и того же стимула возможно наличие не одной реакции, а некоторого их набора и, наоборот, одинаковый ответ иногда получают при наличии различных стимулов. В психологии признается, например, что человек нередко смотрит на одно, а видит другое, думает об одном, переживает другое, говорит третье, делает четвертое.

IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики .

Методы психологии

Для решения комплекса задач в науке существует разработанная система средств, направлений, путей, приемов.

Метод - это путь научного познания. Способ, посредством которого познается предмет науки.

Методика - это вариант, частная реализация метода в конкретных условиях: организационных, социальных, исторических.

Набор или система методов и методик любой науки не являются случайными, произвольными. Они складываются исторически, видоизменяются, развиваются, подчиняясь определенным закономерностям, методологическим правилам.

Методология — это не только учение о методах, правилах их выбора или использования. Это систематическое описание самой философии, идеологии, стратегии и тактики научного исследования. Методология задает, что именно, как и для чего мы исследуем, как интерпретируем получаемые результаты, как реализуем их на практике.

Глава 1. Предмет, задачи, принципы и методы психологии

Предмет, принципы и задачи психологии

Много лет назад в лесах Аверона, на юге Франции, охотники нашли мальчика, вскормленного, по-видимому, каким-то животным и полностью одичавшего. Позднее в джунглях Индии были найдены две девочки, похищенные, как оказалось, волчицей и вскормленные ею. Науке известны десятки таких трагических случаев. В чем же трагизм этих происшествий, ведь найденные дети были живы и физически вполне здоровы? Ike эти дети, проведшие раннее детство среди зверей, не имели ни одного человеческого качества. Даже физически они напоминали животных: передвигались на четвереньках, ели так же, как животные, разрывая куски мяса зубами и придерживая их двумя передними конечностями, рыча и кусая всех, кто близко подходил к ним. Их обоняние и слух были очень развиты, они улавливали малейшие изменения в лесной обстановке. Издавая нечленораздельные звуки, они спешили скрыться от людей.

Ученые обследовали этих детей и пытались обучить их человеческому поведению, научить их разговаривать и понимать человеческую речь. Но. как правило, такие попытки были малоуспешными: время интенсивного формирования базовых человеческих качеств было уже безвозвратно упущено. Человеческое существо формируется как человек только в человеческом обществе . И многие человеческие качества формируются только в раннем детстве.

По своей биологической организации человек — результат эволюционного процесса. Анатомо-физиологичсское строение его тела во многом сходно с организмом высших приматов. Но человек качественно отличается от всех живых существ. Его жизнедеятельность, потребности и способы удовлетворения этих потребностей отличаются от жизнедеятельности животных социально-культурной обусловленностью.

Человек — существо социальное .

Природные особенности человека видоизменялись в процессе его общественно-исторического развития. Человеческий мир — поле социально выработанных смыслов, значений, символов. Он живет в мире социальной культуры, которая и образует его так называемую вторую природу, определяет его сущность. Вся деятельность человека от рождения до конца его жизни регулируется принятыми в данном обществе установлениями, социальными нормами, обычаями, традициями. Сформированный в обществе индивид становится социализированной личностью — человеком, включенным в систему общесоциальных, культурно-исторических достижений человечества, его жизнедеятельность реализуется в определенных общественных условиях. Каждый индивид становится человеком в той мере, в какой он овладевает общечеловеческой культурой. Весь мир он воспринимает как мир человечески значимых предметов, взаимодействует с ними на основе социально выработанных понятий. «Человек есть мера всех вещей», — глубоко подметил древнег реческий философ Прота гор. Все в мире человек соотносит со своим внутренним духовным миром: испытывает душевное волнение при созерцании далеких звезд, восторгается красотой лесов, гор и морей, ценит гармонию красок, форм и звуков, добропорядочность личностных отношений и возвышенные проявления человеческого духа. Человек деятельно взаимодействует с миром — он стремится познать и целенаправленно преобразовывать действительность.

Поведение животных предопределено врожденной, инстинктивной программой жизнедеятельности. Поведение человека обусловлено его психическим, социально сформированным миром, в котором осуществляется стратегическое и тактическое планирование его жизнедеятельности, переживаются радости и огорчения его человеческого бытия. Человек способен соизмерять настоящее с прошлым и будущим, задумываться над смыслом жизни, рефлексировать — отражать не только окружающий мир, но и самого себя.

Человек наделен таким социально сформированным психическим регулятором, как совесть — способность контролировать свое повеление с помощью общесоциальных мерок, оценивать собственное Я глазами других людей. Социализированный индивид — существо социально-духовное. Духовность же человека проявляется в его способности возвыситься над всем низменным, примитивно-приземленным, сохранить неизменную приверженность своему человеческому достоинству и долгу.

Человек — существо сложное и многогранное. Его изучают многие науки — биология, антропология, история, культурология, социология и др. Исследование внугреннего мира человека, общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществляет специальная наука — психология.

Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека: его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним.

Психология изучает возникновение и развитие психики; нейрофизиологические основы психической деятельности; сознание человека как высшую форму психики; закономерности перехода внешнего во внутреннее; обусловленность функционирования психики социально-историческими факторами; закономерности формирования психических образов мира и воплощения этих образов во внешней, практической деятельности человека; единство биологических и социальных факторов в психической саморегуляции человека; структуру психики; отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов, индивидуально-психологические особенности личности; психологические особенности поведения человека в социальной среде; психологию конкретных видов человеческой деятельности; и др.

Основами общепсихологических знаний должен овладеть каждый образованный человек. Познавать себя не менее важно, чем познавать различные стороны окружающей действительности. Психологические знания необходимы человеку для правильной организации его взаимоотношений с другими людьми, эффективной организации своей деятельности, самоанализа и личностного самоусовершенствования. Не случайно основная заповедь древних мыслителей гласит: «Человек, познай себя».

Практическая потребность применения психологических знаний в различных областях человеческой деятельности вызвала интенсивное развитие наряду с общей психологией и ее прикладных отраслей: педагогической, медицинской, юридической, инженерной, авиационной, космической, психологии искусства, труда, военного дела, спорта, менеджмента, маркетинга и др. При этом изучение прикладных отраслей психологии возможно только на базе общепсихологических знаний.

Психологические знания нужны везде, где возникает необходимость научной организации труда и эффективного использования ресурсов человеческой психики. Психологи плодотворно работают в школах и клиниках, на производстве, в центрах подготовки космонавтов и управленческих структурах, системе правоохранения и аналитических центрах социального развития.

Задачи психологии

Главной задачей психологии является познание психического путем раскрытия тех предметных связей, из которых психические явления впервые возникли и стали определяться как объективные факты. Поэтому психологическое познание понимается сегодня как опосредованное познание психического через раскрытие его существенных связей с окружающим миром.

При таком понимании сущности психического становится очевидным, что из всех наук о человеке самой практичной является психология. Ведь изучая ее. можно многое обнаружить и в окружающем мире и в себе самом, и в других людях.

Растущий интерес к внутреннему духовному миру людей связан и с тем, что современная эпоха все яснее обнаруживает в качестве ведущей тенденцию к интеграции всех сторон жизни современного общества: экономической, политической и духовной. Эта интегративная тенденция, линия на усиление целостности общественного развития проявляется и в том, что сегодня на смену традиционному, весьма узкому, технократическому пониманию задач экономической деятельности приходят модернизированные концепции, выдвигающие на первый план в хозяйственной деятельности не задачи технологические, а проблемы гуманитарно-психологические.

Работники, занятые в сфере современного производства, все в большей степени осознают свою деятельность не только как использование высоких технологий, но и как область, участие в которой требует от занятых в ней работниковуправления собой, другими людьми, их сообществами.

Эта установка ныне стала азбучной истиной для специалистов, предпринимателей, менеджеров развитых стран, как на Западе, так и на Востоке.

Руководитель одной из крупнейших американских автомобильных компаний Ли Я кокка считает, что «все хозяйственные операции можно в конечном счете обозначить тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди».

Акио Морита - руководитель известной японской электротехнической компании — утверждает, что «успешным предприятие могут сделать только люди».

Таким образом, для того чтобы быть успешным, современный работник, бизнесмен, менеджер, любой специалист должен обеспечивать своей деятельностью решение двуединой задачи:

  • достижение хозяйственного результата;
  • воздействие на людей, создающих этот результат.

Поэтому в современных условиях для отечественного предпринимателя, менеджера, высококвалифицированного специалиста любого профиля, а также для каждого человека самой актуальной задачей становится психологическое оздоровление трудовых групп, производственных коллективов, а вместе с ними и всего общества. Современный руководитель, специалист, да и любой мыслящий человек должен знать и учитывать психологические факторы деятельности людей и на этой основе обеспечивать рост трудовой и социальной активности.

Человек в психологии выступает одновременно и объектом, и предметом, и субъектом познания.

Существуют различные точки зрения на то, что именно изучает психология. В буквальном смысле: психология - наука о душе. Но позитивистская традиция развития науки требует объективации изучаемых феноменов. Душу трудно объективировать, изучать каким-то эмпирическим или экспериментальным методом. И поэтому становление психологии как науки связано с развитием представлений о ее объекте и предмете. Психология ищет ответы на вопросы о фактах и причинах поведения и сознания человек (или другого носителя психики). В самом расширительном плане объект психологии - психика и ее проявление (поведение, деятельность, активность) во взаимодействии с окружающей действительностью.

Объект (от лат. objectum - буквально "брошенное перед чем-либо") то, что воспринимается, мыслится, обсуждается и обрабатывается, в отличие от субъекта (того, кто это воспринимает, мыслит, обсуждает и обрабатывает).

Предмет исследования в психологии исторически претерпевал изменения с развитием психологического знания и психологии как науки.

Предмет - всякий объект, выступающий как ограниченный или завершенный; то, чему могут принадлежать свойства и что может состоять в определенных отношениях с другими объектами.

Человек как предмет психологии вписан в разные сферы человеческого существования: психосферу (область психических феноменов), этносферу (область этнической культуры), ноосферу (область человеческого знания), биосферу (оболочка Земли, заселенная живыми организмами). Это определяет сложность и многомерность предмета психологии, ее парадигм, подходов и методов (рис. 1.2).

Развитие предмета исследований в русле психологического знания в истории психологии противоречиво. С Античности в рамках философско-психологических воззрений предметом психологии можно считать душу во взаимосвязи с телом , а в Средневековье в рамках теологических учений - бессмертную душу (скорее в противопоставлении с телом).

О - онтогенез; С - социализация; Ж - жизненный путь; Л - личность; И - индивид, Ин - индивидуальность

Со становлением научного знания с XVII-XVIII вв. психологические учения все еще пребывали в рамках предмета "душа", но выделяется проблема сознания. Сознание рассматривалось как знание души о самой себе.

Становление психологии как науки связано не только с выделением сознания как предмета исследований, но и с появлением эмпирического метода. Первым таким методом в психологии становится интроспекция. Суть интроспекции - сознание изучает проявление сознания, произвольно обращаясь к различным проявлениям психического.

Интроспекция (лат. introspecto - гляжу внутрь, всматриваюсь) - метод исследования человеком актов собственной активности; мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание, и т.н. Метод самонаблюдения как научный использовался и с появлением экспериментальной психологии Вильгельма Вундта.

Рене Декарт (1596-1650) свойства души вообще свел к понятию "мышление ". Известно его утверждение "Мыслю, следовательно, существую" (лат. - "Cogito, ergo sump; фр. "Je pense, done je suisp - "Я мыслю - значит я есмь"), сформулированное в книге "Рассуждение о методе". Более точно фраза звучит как "Dubito ergo cogito, cogito ergo sum" - "Я сомневаюсь - значит мыслю; я мыслю - значит существую". Сомнение, в рамках учения Р. Декарта, выступает одним из модусов мышления. И основным предметом психологии, фактически, становится даже не сознание, а мышление. Но в целом, в рамках ассоцианизма (одного из центральных научных направлений развития научной психологии с XVII вплоть до начала XX в.), предмет психологии - сознание.

Ассоцианизм - направление в психологии, в котором ассоциация - главный объяснительный принцип психической жизни. В основе ассоцианизма лежит представление о том, что последовательность идей, возникающих в сознании, отражает порядок внешних воздействий на организм. И о том, что проявления психической жизни, включая разум и волю, подчиняются закону ассоциации. Ассоциации связывают различные элементы психического в единство и целостность сознания.

В начале XX в., в период активного становления экспериментальной и эмпирической психологии, по определению Л. С. Выготского, происходит кризис методологических основ психологии: "психология как наука в своем практическом продвижении вперед в свете требований, предъявляемых ей практикой, переросла возможности, допускавшиеся теми методологическими основаниями, на которых начинала строиться психология в конце XVIII - начале XIX века" . Результатом "открытого кризиса в психологии" стало появления различных научных школ, часть из которых своим предметом продолжало рассматривать сознание (например, гештальтпсихологія), а другие же в качестве предмета психологии определили другие феномены: поведение (бихеовиоризм), динамику сознания и бессознательного (психоанализ); развитие высших психических функций (культурно-историческая психология) и др. Каждое направление в психологии стало опираться на свои методологические основы, определять свой предмет исследования, пользоваться своим, соответствующим предмету, методом исследования. Фактически, с начала XX в. невозможно говорить о единстве развития предмета и метода в психологии как науке.

В структуре психики в отечественной психологии обычно выделяют три группы явлений:

  • 1) психические процессы (познавательные - ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление, речь, внимание; эмоциональные - возбуждение, радость, негодование, злость и др.; волевые - принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др.);
  • 2) психические состояния (подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние и др.);
  • 3) психические свойства (направленность, темперамент, способности, характер) .

Психология, даже в ряду других гуманитарных (т.е. изучающих человека) наук, обладает важной особенностью. В ней предмет и субъект исследования - не просто одно и то же лицо, и один и тот же инструмент. По сути, во всех других науках предмет исследования и инструмент исследования - внешние по отношению к субъекту исследования. В психологии же феномены психического изучаются посредством психических феноменов. Основная проблема, в связи с этим, - субъективизм психологии как науки.

Субъект (от лат. subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе, от sub - под и jacio - бросаю, кладу основание) - человек как носитель активности, деятельности, сознания и познания.

Психические феномены (ощущения, образы, представления, мышление, память, речь, воображение, мотивы, потребности, эмоции, чувства, воля и др.) свойственны каждому из нас. И мы невольно рефлексируем в отношении проявлений нашего сознания, поведения, психических процессов. Но наше обыденное познание психического еще не есть наука, так как знания из нашего личного опыта конкретны, а не обобщены и носят интуитивный характер, а не рационально осознаны. Они основываются на повседневном наблюдении, а не на эксперименте или статистически значимом эмпирическом опыте. По словам Л. С. Рубинштейна, "знание, представленное в сознании индивида, является единством объективного и субъективного" . Достижение объективности в психологическом знании - и есть путь развития психологии как науки. "Сознание конкретного реального индивида - это единство переживания и знания" . "Сознание - единство субъективного и объективного " . И в этом контексте задача психологии как науки - преодолеть субъективизм психологического знания (что в предельных точках невозможно, но само движение к объективизации знания о психическом - и есть развитие психологической науки).

Начала психологического знания. Исторически первые психологические знания можно рассматривать с появлением различных культурных форм рефлексии и обобщения знаний о психическом, появлении концепта души, представлений о средствах и способах коммуникации, эмоциональной регуляции и т.п. То есть это можно отнести к зарождению человеческой культуры. Древние люди, пытаясь объяснить такие явления, как сновидения, обморок, смерть, пришли к мысли, что наряду с телом существует еще бессмертная его жизненная сила ("душа"), которая может отделяться от пего и существовать самостоятельно.

Душа - значимое культурное понятие, позволяющее человеку осознавать одновременно свою уникальность и связь с родом, миром в целом, вписывающим человека в общую этническую картину мира, сообразную космогоническим мифам. Говоря о психологическом смысле в истории человечества концепта души, Л. С. Выготский писал: "Человек выдвинул идею души, пытаясь овладеть своим внутренним миром, она была первой научной гипотезой древнего человека, огромным завоеванием мысли..." .

В разных традиционных культурах исторически сложились и в какой-то мере продолжают существовать достаточно отличные представления о душе, которые соотносятся с общей этнической картиной мира и задают смыслы жизнедеятельности человека в мире. По сути, мы можем с определенными оговорками рассматривать концепт души как имплицитную теорию личности, заложенную в этнической картине мира. Осознание в себе души - одно из исторически первых психологических средств работы со своим внутренним миром. Но при этом человек еще мало автономизирует себя от рода и не противопоставляет себя миру. Концепт души позволяет человеку осознавать себя внутри мира, как часть окружающего пространства, в связи с этнически определенными образами времени. Кульминационные смыслы души и ее сущность чаще всего раскрываются в моменты перехода в этот мир и из этого мира. А вот откуда и куда - задастся мировоззренческими системами, сложившимися в этносе, удерживаемыми космогоническими представлениями.

Концепт души в традиционном мировоззрении многих этносов рассматривается как жизнедеятельность человека в единстве анатомических характеристик, физиологических, эмоциональных процессов, менталитета и не мыслимая вне рода, этноса, окружающего мира. Ряд общих смыслов первичного концепта души, стоящего в преддверии личности, позволяет человеку:

дифференцировать представления о собственных психологических свойствах, жизненной силе;

увидеть особенности психического развития в системе основополагающих культурных ценностей, т.е. задающих систему притязаний.

НЕОБХОДИМОСТЬ ОБСУЖДЕНИЯ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ

Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т. д.) как на предмет своего изучения. В других случаях говорится о человеке, о личности как предмете психологии. Но и первый, и второй подходы к предмету психологии явно неудовлетворительны, так как все выше названное изучается не только психологией, но и многими другими науками. Нужен четкий критерий, чтобы ясно различать, что подлежит ведению психологии, а что лежит вне ее сферы. Это позволит лучше понимать задачи, которые может и должен решать психолог.

Без четкого представления о предмете затруднительными становятся экспериментальные исследования. Для успешной практической работы психологов также необходимо понимание предмета психологии. Иначе невозможно понять, что существенно иное делают психологи по сравнению с другими специалистами: медиками, педагогами и т. д.

Вопрос о предмете важен и для изучения механизмов психических явлений. Одни исследователи ищут эти механизмы в физиологии мозга. Другие изучают законы, управляющие отношениями между объектами.

Если допустить правильность такой ориентации психологических исследований, то это будет означать, что психические явления не имеют собственно психологических механизмов и что психология ограничена одними «явлениями». Но тогда исчезает предмет психологии и ее притязания на самостоятельную сферу человеческого знания.

В силу вышеизложенного представляется крайне важным определить собственно предмет психологии.

ТРАДИЦИОННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ

Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку (например, «тень», обитающая в теле и покидающая его после смерти, или боги). Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни.

В истории психологии сложились различные представления об ее предмете.

Душа как предмет изучения

Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно «душевные движения». Представления о душе были и идеалистическими и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления является трактат Р. Декарта «Страсти души».

Явления сознания как предмет психологии

В XVIII веке место души заняли явления сознания, то есть явления, которые человек фактически наблюдает, находит в «себе», оборачиваясь на свою «внутреннюю душевную деятельность». Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками.

В начале XVIII века вся душевная жизнь сначала в познавательной сфере, а затем и в сферах чувств и воли была представлена как процесс образования и смены (по законам ассоциаций) все более сложных образов и их сочетаний с действиями.

В середине XVIII века сложилась первая наукообразная форма психологии - английская эмпирическая ассоцианистская психология (Д. Гартли).

Особого расцвета ассоциативная психология достигает в середине XIX века. К этому времени относятся работы Дж. Ст. Милля, А. Бэна, Г. Спенсера.

Дж. Ст. Милль рассматривает сознание сквозь призму ассоционистской схемы, но указывает на его зависимость в конкретном психологическом функционировании от логики. По мнению Дж. Ст. Милля, существуют законы ума, отличные от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим. Эти явления могут быть открыты с помощью опытных методов - наблюдения и эксперимента. Таким образом, «психическую последовательность» (феномены сознания) необходимо изучать саму по себе. Основным методом является интроспекция.

Александр Бэн переносит акцент с внутренних состояний сознания на двигательную, объективно наблюдаемую активность организма. Принцип отбора двигательных ответов, адекватных внешним условиям, становится у Бэна общим объяснительным принципом всех психических явлений. Построение адекватных ответов осуществляется с помощью механизма «конструктивной ассоциации» на основе проб и ошибок. Таким образом, используется вероятностный принцип «проб и ошибок», утвержденный в биологии, и тем самым деятельность сознания сближается с деятельностью организма.

Для Г. Спенсера предметом психологии является взаимодействие организма со средой. Но при этом объективная психология должна заимствовать свои данные у субъективной психологии, орудие которой - «заглядывающее внутрь себя сознание». Приоритетным методом исследования остается интроспекция.

Стержнем ассоционистской концепции явился закон частоты, гласивший, что упрочение связи есть функция ее повторения. Это во многом определило взгляды И. П. Павлова, И. М. Сеченова, Э. Торндайка, У. Джеймса.

Непосредственный опыт как предмет психологии

Наибольший успех построения психологии как самостоятельной опытной науки имела первоначально программа, разработанная В. Вундтом. Уникальным предметом психологии по Вундту является непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Вундт стремился упорядочить процесс интроспекции. Он считал, что опыт физиологический, то есть объективный, позволяет расчленить опыт непосредственный, то есть субъективный, и тем самым реконструировать в научных понятиях архитектонику сознания индивида. Это идея лежала в основе его замысла создать опытную (физиологическую) психологию. Идеи Вундта заложили фундамент структурной школы в психологии.

Интенциональные акты сознания как предмет психологии

Ф. Брентано кладет в основу своего учения такие качества сознания, как активность и объективность. Психология должна изучать не сами по себе ощущения и представления, а те акты «действия», которые производит субъект (акты представливания, суждения и эмоциональной оценки), когда он превращает ничто в объект осознания. Вне акта объект не существует.

Акт, в свою очередь, с необходимостью предполагает «направленность на», так называемую интенцию. Брентано стоял у истоков направления, названного позднее функционализмом.

Происхождение психических деятельностей как предмет психологии

И. М. Сеченов принял постулат о родственности психического и физиологического «по способу происхождения», то есть по механизму совершения. Основной мыслью Сеченов считал понимание психического акта как процесса, движения, имеющего определенное начало, течение и конец. Предметом психологического исследования как такового должен стать процесс, развертывающийся не в сознании (или в сфере бессознательного), а в объективной системе отношений, процесс поведения.

Поведение как предмет психологии

Начало XX века ознаменовано появлением и развитием бихевиоризма как реакции на неудачные экспериментальные исследования «физиологической психологии». Предмет бихевиоризма, или «поведенческой психологии», - поведение. По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт «испытуемого», можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения, не вникая в его физиологические механизмы.

Американский психолог Дж. Уотсон на основании исследований И. П. Павлова сделал вывод, что сознание не играет никакой роли в научении. Ему нет места в психологии. Новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы. В основе их лежит несколько врожденных, или безусловных, рефлексов. Уотсон и его сотрудники предложили теорию научения посредством проб и ошибок. В дальнейшем стало очевидно, что в промежутке между действием стимула и поведенческими реакциями происходит какая то активная переработка поступающей информации, что это процессы, без учета которых не удается объяснить реакцию животного или человека на наличные стимулы. Так возникает необихевиоризм с его важнейшим понятием «привходящих, или промежуточных, переменных».

Бессознательное как предмет психологии

Согласно учению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения и должны быть предметом психологической науки. Фрейд создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследовать глубинные побуждения человека и управлять ими. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т. д. Корни поведения человека - в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования, развития человека отводится сексуальным инстинктам и влечениям.

Ученик Фрейда А. Адлер считал, что в основе поведения каждой личности лежат не сексуальные влечения, а очень сильное чувство неполноценности, возникающее в детстве, когда сильна зависимость ребенка от родителей, от окружения.

В неофрейдистской концепции К. Хорни поведение определяется внутренне присущим каждому человеку «основным беспокойством» (или «базальной тревогой»), лежащим в основе внутриличностных конфликтов. Особое внимание Хорни обращает на противоречие между потребностями отдельного человека и возможностями их удовлетворения в существующей культуре.

К. Г. Юнг считал, что психика формируется не только под влиянием конфликтов раннего детства, но наследует также образы предков, пришедшие из глубины веков. Поэтому необходимо при исследовании психики учитывать также понятие «коллективного бессознательного».

Процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии

Теории когнитивного направления акцентируют внимание на том, что знания человека не сводятся к простой сумме информации, получаемой мозгом из внешней среды или имеющейся в нем с момента рождения.

Гештальт психология подчеркивает исходную запрограмирован ность определенных внутренних структур и их влияние на перцептивные и когнитивные процессы.

Конструктивисты полагают, что наследственно детерминирован ные интеллектуальные функции создают возможность для постепенного построения интеллекта в результате активных воздействий человека на среду.

Собственно когнитивная психология пытается выяснить способы совершенствования мыслительных процессов и других процессов переработки информации.

Личный опыт человека как предмет психологии

Гуманистическая психология отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. Человек, по мнению гуманистических психологов, способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к развитию своей личности (самоактуализации). Субъективность этого подхода затрудняет установление разницы между мнением человека о себе и тем, что он есть на самом деле. Идеи этого подхода оказались полезными для психологической практики, но ничего не внесли в теорию психологии. Более того, предмет исследования в рамках этого направления почти исчез.

Развитие взглядов на предмет психологии отечественных авторов

В начальный период становления советской психологии вопрос о ее предмете не привлекал особого внимания. После 1 Всесоюзного съезда по изучению поведения человека (1930 г.) в советской психологии установилось разъяснение предмета психологии в виде указания на хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту «наши ощущения, чувства, представления, мысли» .

По мнению П. Я. Гальперина, предметом психологии является ориентировочная деятельность. При этом в данное понятие включаются не только познавательные формы психической деятельности, но и потребности, чувства, воля. «Предмет психологии должен быть решительно ограничен. Психология не может и не должна изучать всю психическую деятельность и все стороны каждой из ее форм. Другие науки не менее психологии имеют право на их изучение. Претензии психологии оправданы лишь в том смысле, что процесс ориентировки составляет главную сторону каждой формы психической деятельности и всей психической жизни в целом: что именно эта функция оправдывает все другие ее стороны, которые поэтому практически подчинены этой функции» .

К. К. Платонов считает предметом психологии психические явления . Это очень общее определение предмета психологии при его конкретизации не противоречит выше указанному подходу.

Выводы

Анализируя развитие взглядов на предмет психологии, можно сделать следующие выводы:

1. В каждом из возникающих направлений подчеркивался какой либо один из необходимых аспектов исследования. Поэтому можно утверждать, что все школы, направления психологии внесли свой вклад в формирование ее предмета.

2. В настоящее время представляется целесообразным эклектическое объединение «рациональных зерен», содержащихся в разных теоретических направлениях, и их обобщение.

3. В итоге можно считать, что предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.

Литература:

1. Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М.: МГУ, 1976.

2. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. - М.: Мир, 1992.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: МГУ, 1975.

4. Платонов К. К. О системе психологии. - М.: Мысль, 1972.

5. Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М.: Прогресс, 1988.

7. Ярошевский М. Г. История психологии. - М.: Мысль, 1976.

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПСИХИКИ

Основными функциями психики являются отражение и регулирование.

Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения. «Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функцию регуляции поведения» .

Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой. Человек - активная система, и в окружающем его мире также много активных объектов. Поэтому следует различать активное и реактивное отражение, активное и реактивное регулирование.

Тогда функциональная структура психики человека в общенаучных категориях выглядит так:

Функциональная структура психики человека в общенаучных категориях

Функциональная структура психики человека в психологических понятиях

Функциональная структура психики (в психологических категориях), представленная в радиально круговой системе координат

Форма представления функциональной структуры психики в радиально круговой системе координат имеет явные преимущества. Она обладает большой целостностью, лучше согласована с возможностями отражающей системы человека, здесь значительно нагляднее проявляются соотношения между компонентами психики.

Приведенные схемы структуры психики касаются прежде всего ее сознательного уровня. Следует однако помнить о наличии бессознательного уровня в структуре психики. Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регулирования. В понятие бессознательного разные авторы вносят различный смысл (например, З. Фрейд, К. Г. Юнг, Д. Н. Узнадзе и т. д.) В соответствии с этим по разному выглядит структура бессознательного. Фрейдовское «Ид» - это совокупность биологических (прежде всего сексуальных) инстинктов, желаний, влечений. У Юнга - более сложная структура бессознательного. Она включает в себя такие элементы:

Индивидуальное бессознательное:

Тень (аналог фрейдовского «Ид»)

Анима и Анимус

Самость

Коллективное бессознательное

С точки зрения Д. Н. Узнадзе, понятие бессознательного следует свести или даже заменить понятием психической установки.

Литература:

1. Бессознательное. Природа, функции, методы исследования: В 4 т. - Тбилиси: Мецниереба, 1978.

2. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. - Л.: ЛГУ, 1984.

3. Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода. //Психол. журн. - 1982, т. 3.

4. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии. - М.: Мысль, 1972.

5. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. - М.: Наука, 1982.

6. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. - Служебный перевод.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Подробное обсуждение методов психологии не входит в задачу данного курса. В пособии приводится одна из наиболее удачных современных классификаций методов психологического исследования .

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ИХ МЕСТО И РОЛЬ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА

ОЩУЩЕНИЕ КАК НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ

Под ощущением понимается отражение свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. По словам Л. М. Веккера, результатом процесса ощущения является «парциальный образ мира», так как в ощущении отражаются отдельные свойства или признаки объектов.

Согласно концепции А. Н. Леонтьева, ощущение является исторически первой формой психического. Возникновение ощущения связано с развитием раздражимости нервной ткани. На определенном этапе эволюционного процесса у организма элементарная раздражимость перерастает в чувствительность, то есть способность реагировать не только на жизненно важные раздражители, но и на раздражители, имеющие сигнальное значение. Эта точка зрения не является единственно возможной. Так, К. К. Платонов пытался доказать, что элементарной и исторически первой формой психического является эмоция.

Принципиальное значение для развития теории ощущений имеют исследования, посвященные изучению участия эффекторных процессов в возникновении ощущения. Общий вывод этих исследований: ощущение как психическое явление при отсутствии или неадекватности ответной реакции невозможно; неподвижный глаз столь же слеп, как неподвижная рука астереогностична (работы А. Н. Леонтьева, П. И. Зинченко, В. П. Зинченко, Т. П. Зинченко и др.).

Исследуя механизмы ощущения, А. Н. Леонтьев приходит к выводу, что общим принципиальным механизмом является механизм уподобления процессов в органах чувств свойствам внешнего воздействия.

Имеются различные классификации ощущений.

Широко распространенной является классификация по модальности ощущений (специфичности органов чувств) - это разделение ощущений на зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные. Существуют интермодальные ощущения - синестезии.

Известной является классификация Ч. Шеррингтона, выделяю щая следующие виды ощущений:

Экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи);

Проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках);

Интероцептивные (органические) ощущения - возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов.

Несмотря на разнообразие ощущений, возникающих при работе органов чувств, можно найти ряд принципиально общих признаков в их строении и функционировании. В целом можно сказать, что анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма.

Общие свойства анализаторов

Чрезвычайно высокая чувствительность к адекватным раздражителям. Количественной мерой чувствительности является пороговая интенсивность, то есть наименьшая интенсивность раздражителя, воздействие которого дает ощущение.

Наличие дифференциальной чувствительности (иначе: различительной, разностной, контрастной), то есть способности устанавливать различие по интенсивности между раздражителями.

Адаптация, то есть способность анализаторов приспосабливать уровень своей чувствительности к интенсивности раздражителя.

Тренируемость анализаторов, то есть повышение чувствительности и ускорение адаптационных процессов под влиянием самой сенсорной деятельности.

Способность анализаторов некоторое время сохранять ощущение после прекращения действия раздражителя. Такая «инерция» ощущений обозначается как последствие, или последовательные образы.

Постоянное взаимодействие анализаторов в условиях нормального функционирования.

Чувствительность, по мнению Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, выступает показателем типа высшей нервной деятельности человека. См.: Небылицын В. Д. Исследование взаимосвязи между чувствительностью и силой нервной системы. //Типологические особенности в нервной деятельности человека. - М.: Просвещение, 1969.

Исследованию ощущений (с точки зрения их возникновения и различения) посвящен огромный раздел психологии - психофизика.

О порогах чувствительности см.:

1. Ломов Б. Ф. Человек и техника. - М.: Сов. радио, 1966.

2. Стивенс С. С. Экспериментальная психология. - М., Изд. ИЛ, 1963.

Рассматривая ощущение как отражение, нужно помнить и о другой стороне - регуляторной. Оценка расстояния, сила действия руки на предмет, громкость произнесенного слова регулируются возникшими ощущениями.

Актуальный вопрос в теории ощущений - чувствительность в структуре личности. Он наиболее полно разработан Б. Г. Ананьевым в учении о сенсорной организации личности. См.: Ананьев Б. Г. Теория ощущений. - Л.: ЛГУ, 1961. С. 89 112.

О развитии чувствительности см.:

1. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. С. 122 137.

2. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. - Л.: ЛГУ, 1961.

3. Люблинская А. А. Детская психология. - М., Просвещение, 1971. С. 35 155.

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат.

Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.

Итог восприятия - интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта.

Свойства восприятия:

Константность - относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его жизненности. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за предметами их размеры, форму, цвет независимо от условий восприятия (расстояние до воспринимаемого предмета, условия освещенности, угол восприятия и т. д.). См.: Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. - М.: Просвещение, 1986. С. 9 39.

Предметность - объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона. См.: Коффка К. Восприятие: введение в гештальтпсихологию. //Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. М.: МГУ, 1975. С. 96 113.

Целостность - внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства: а) объединение разных элементов в целом; б) независимость образованного целого от качества составляющих его элементов. См.: Найссер У. Познание и реальность. - М., 1981. С. 281 295.

Принципы организации восприятия (свойства предметности и целостности) наиболее глубоко и ярко описаны и проанализированы представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, Ч. Осгуд и др.).

Обобщенность - отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название.

Осмысленность восприятия основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета. См.: Липер Р. Жена и теща. //Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской - М.: МГУ, 1975. С. 300 301.

Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность предметного образа к реальному миру - феноменпроекции (к примеру, человек видит не изображение предмета на сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). Этот феномен можно проследить на всех уровнях организации личности.

Воспрятие пространства

Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины, а также расстояния до предметов и между ними.

Восприятие формы определяется участием трех основных групп факторов:

Врожденная способность первичных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину;

Законы выделения фигуры на фоне, описанные гештальт психологами;

Жизненный опыт человека, получаемый за счет движений рук по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и частей его тела в пространстве.

Восприятие величины предметов зависит от того, каковы параметры их изображения на сетчатке глаза. В восприятии величины предметов принимают участие мышцы глаз и руки, ряда других частей тела. (Однако если человек в состоянии правильно оценить расстояние до объекта, то в действие вступает закон константности восприятия).

Движения мышц также участвуют в восприятии глубины. Кроме них зрительной оценке глубины способствуют аккомодация и конвергенция глаз.

Аккомодация - изменение кривизны хрусталика при настройке глаза на четкое восприятие близких и отдаленных объектов или их деталей.

Конвергенция - сближение или расхождение осей глаз, происходящее при восприятии соответственно приближающихся или удаляющихся объектов.

Эти процессы «работают» в ограниченных пределах: 5 6 метров для аккомодации и до 450 метров для конвергенции.

При оценке больших расстояний человек использует информацию о взаимном расположении объектов на сетчатке правого и левого глаз.

Восприятие движения

Восприятие движения констатируется нейронами - детекторами движения или новизны, входящими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции.

Восприятие времени

Механизм восприятия времени часто связывают с так называемыми «биологическими часами» - определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека.

Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено.

Для формирования адекватного перцептивного образа необходимы следующие условия:

Активное движение;

Обратная связь;

Поддержание определенного оптимума информации, поступающей в мозг из внешней и внутренней среды;

Сохранение привычной структурированности информации.

Иллюзии восприятия

Имеются случаи, когда наше восприятие мира искажается. Это происходит, когда от самих предметов поступают противоречивые сигналы или когда мы неправильно интерпретируем получаемые сигналы.

Развитие восприятия

Восприятие изменяется под влиянием условий жизни, то есть развивается.

А. В. Запорожец считал, что формирование перцептивных действий под влиянием обучения проходит ряд этапов:

I этап - адекватный перспективный образ строится ребенком путем практических действий с материальными предметами.

II этап - сенсорные процессы сами превращаются в своеобразные перцептивные действия, которые выполняются с помощью собственных движений рецептивных аппаратов. Дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи развернутых ориентировочно исследовательский движений рук и глаз.

III этап - начинается процесс сворачивания, сокращения перцептивных действий.

IV этап - перцептивное действие превращается в идеальное. Дети приобретают способность быстро и без каких либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга.

Основные подходы к анализу восприятия:

Стимуляционный. См.: Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М., 1988;

Нейрофизиологический. См.: Гостев А. А. Образная сфера человека. - М., 1992; Марр Д. Зрение. - М., 1987;

Деятельностный. См.:

Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительных образов. - М., 1969;

Леонтьев А. Н. Психология образа. //Вестник МГУ. Сер. 14, 1979. - N 2. С. 3 14;

Митькин А. А. Системная организация зрительных функций. - М., 1988];

Субъектный [Надирашвили Ш. А. Психологическая природа восприятия. - Тбилиси, 1976; Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966. ];

Конструктивистский. См.: Рок И. Введение в зрительное восприятие.: В 2 т. - М., 1980.;

Динамический. См.:

Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М., 1988;

Колерс П. Некоторые психологические аспекты распознавания образов. //Распознавание образов. - М., 1970. С. 16 87;

Генетический. См.: Ланге Н. Н. Теория волевого внимания. //Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева и др. - М.: МГУ, 1976;

Прогностический. См.:

Арнхейм Р. Образ и мысль. //Зрительные образы. Феномено логия и эксперимент. - Душанбе, 1971;

Брунер Дж. Психология познания. - М., 1977.;

Информационный. См.:

Веккер Л. М. Психические процессы: В 3 х т. - Т. I, Л.: ЛГУ, 1974 1981;

Линдсей П., Норман Д. А. Переработка информации у человека. - М., 1974;

Найссер У. Познание и реальность. - М., 1981;

Когнитивно структурный. См.:

Марр Д. Зрение. - М., 1987;

Найссер У. Познание и реальность. - М., 1981.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Представление - это процесс воспроизведения прошлых образов. Результаты представления - это вторичные образы, то есть извлеченные из памяти «первые сигналы». Представления воспроизводят прошлые первичные образы. Это образы объектов, которые в данное время не действуют на рецепторную поверхность анализатора. Представления воплощают в себе один из видов памяти (образную память), что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов. Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными мыслительными и речемыслительными процессами. Представления накапливают в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса объектов», и тем самым обеспечивается возможность понятийно логического отображения структуры этого класса.

Представления позволяют видеть не только «лицо», но и «спину» объектов во время их отсутствия. Причем, объектов, не только когда то непосредственно воспринятых, но и относящихся к обобщенному классу объектов, синтезированных в представлении.

Исследование представлений сталкивается с рядом трудностей.

Во первых, эти трудности связаны с отсутствием наличного, непосредственно действующего объекта раздражителя, с которым можно было бы сравнить содержание представления. Во вторых, из за отсутствия непосредственного воздействия представляемого объекта само представление является трудно поддающейся фиксированию «летучей структурой».

Характеристики представлений

Панорамность - выход за пределы перцептивного поля. См.: Шемякин Ф. Н. Ориентация в пространстве. //Психол. наука в СССР. - Т. I, М., 1959.

Взаимообособление фигуры от фона. См.: Ломов Б. Ф. Человек и техника. - М.: Сов. радио, 1966, гл. 4.

Выпадение абсолютных величин (несохранение числа однородных элементов; нарушение воспроизведения абсолютных размеров). См.: Сорокун П. А. Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся: Автореф. докт. дисс. - Л., 1968.

Преобразование геометрической формы в топологическую схему; схематизация образа. См.:

Бернштейн Н. А. Топология и метрика движений. //Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966;

Ломов Б. Ф. Человек и техника. - М.: Сов. радио, 1966.

Превращение последовательного образа в одновременную структуру. См.:

Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. - М., 1970;

Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М., 1947.

Сдвиги в воспроизведении длительности. Это свойство обобщено С. Л. Рубинштейном в виде эмпирического закона заполненного временного отрезка. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени. См.: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1940. С. 218.

Большая прочность сохранения образа временной последовательности по сравнению с временной длительностью.

В зрительных представлениях происходят сдвиги образа в сторону основных цветов спектра; отдельные конкретные оттенки выпадают.

Вторичные образы являются менее яркими, более бледными по сравнению с первичными образами. На это свойство представлений указывал еще Г. Эббингауз. См.: Эббингауз Г. Основы психологии. - Спб., 1890.

Неустойчивость представлений, хорошо известная каждому по собственному опыту. Она выражается в колеблемости, текучести вторичных образов. Можно назвать это свойство дефицитом константности представлений.

Фрагментарность представлений - непредставленность отдельных сторон, черт, частей предмета, образ которого дан в представлении (выражение дефицита целостности по сравнению с образами восприятия).

Вильгельм Вундт : "отец" экспериментальной психологии. Немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт (1832-1920) после окончания медицинского факультета в Тюбингене работал в Берлине у И.Мюллера, защитил диссертацию в Гейдельберге, где занял должность преподавателя физиологии в качестве ассистента Гельмгольца. Став профессором философии в Лейпциге, Вундт создал здесь первую в мирелабораторию экспериментальной психологии (1879), преобразованную затем в институт.

Занимаясь физиологией, Вундт пришел к программе разработки психологии как самостоятельной науки, независимой от физиологии и философии. В начале 1860-х гг он выдвинул идею создания экспериментальной психологии, план которой был изложен в его "Лекциях о душе человека и животных". План включал в себя два направления исследований: а) анализ индивидуального сознания с помощью экспериментального контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувствами, представлениями; б) изучение "психологии народов", т.е. психологических аспектов культуры языка, мифов, нравов.

Подвергнув критическому анализу прежние понимания предмета психологии ("наука о душе" и "наука о внутреннем опыте"), Вундт дал новое определение психологии как науки о непосредственном опыте. Всякий опыт распадается на два фактора: данное нам содержание (объект) и наше восприятие этого содержания (субъект). Естественные науки отвлекаются от суъективного фактора, который есть в любом реальном опыте (опосредствованный опыт). А психология рассматривает опыт в его отношениях к субъекту, поэтому она изучает непосредственный опыт.Объект и субъект выступают в неразрывном единстве: всякий объект является представляемым объектом.

Основной метод – нитроспекция. Задача психологии, по Вундту: а) выделить путем анализа исходные элементы; б) установить характер связи между ними и в) найти законы этой связи. Путем интроспекции достигается расчленение непосредственного опыта субъекта. Интроспекция - особая процедура, требующая специальной подготовки. При обычном самонаблюдении человеку трудно отделить восприятие как психический внутренний процесс от воспринимаемого предмета, который является не психическим, но данным во внешнем опыте. Испытуемый должен уметь отвлекаться от всего внешнего, чтобы добраться до исконной "материи" сознания.

Сознание состоит из психических элементов, абсолютно простых и далее неразложимых. Элементы сознания: ощущения (холод, свет, тон) и простые чувствования. Им присущи модальность и интенсивность. Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет три измерения: а) удовольствия - неудовольствия, б) напряженности - расслабленности, в) возбужденности - успокоения.

Поскольку психология тоже наука, а все науки изучают одни и те же предметы, но с разных точек зрения, методы психологии не должны принципиально отличаться от естественнонаучных. Нужно использовать экспериментальные методы. Интроспекция все еще главная, а эксперимент лишь позволяет сделать самонаблюдение более точным. Однако не вся психика поддается экспериментальному изучению. Вундт ограничил эксперимент областью простейших психических процессов - ощущений, представлений, времени реакций, простейших ассоциаций и чувствований. Объективные явления - поведение, деятельность - Вундт исключал из психологии. Проблемой психологии является сам человек - не как он появляется извне, но как он дан непосредственно себе самому.

Исследование высших психических функций и психического развития требует других методов. Ими Вундт считал анализ продуктов человеческого духа, которые являются продуктом общения множества индивидов: языка, мифов, обычаев. Эту часть психологии он назвал психологией народов, противопоставив ей индивидуальную экспериментальную психологию.

Изучение исходных элементов, связей между ними, законов душевной жизни, - все эти задачи выявляют атомизм, характерный для ассоциативной психологии. Однако Вундт обращает внимание на возникновение нового качества, не сводимого к сумме свойств исходных элементов. Все ассоциации он подразделяет на одновременные и последовательные, которые в свою очередь имеют несколько форм: одновременные существуют в форме слияния, ассимиляции-диссимиляции и компликации; последовательные - узнавания и воспоминания. За этими видами ассоциаций скрываются восприятие и память. Ассоциации характеризуются как пассивный процесс, который протекает без активного участия субъекта. В психологии Вундта нет субъекта, нет личности: "...все психическое - это непрестанная смена явлений, постоянное возникновение и созидание... Нигде эти факты действительной душевной жизни не нуждаются в другом субстрате для своего истолкования, кроме того, который дан в них самих"

Кроме ассоциативных, Вундт различает апперцептивные связи. Они складываются при активном участии сознания. Апперцепция - это особая функция сознания, которая проявляется в активности субъекта (его же нет? Ладно, не спрашивайте ) и внешне выражается во внимании. Из всей совокупности содержаний, находящихся в сознании, т. е. просто перципируемых, апперцепция или внимание, выделяет объект, вследствие чего его восприятие становится более ясным и отчетливым; оно входит в ясную точку сознания - апперципируется. Когда апперцепция направлена на выбор между разными основаниями в процессе подготовки к действию, она есть воля. Вундт сближает понятия апперцепции, внимания и воли и даже отождествляет их. Мышление и воображение выступают функциями апперцепции. Выступая объяснением сложных явлений душевной жизни, сама апперцепция не объясняется: ее источник в самом сознании.

Выделяя психологию как отдельную науку, Вундт доказывал, что у нее имеются собственные законы, свойства субъективного мира. Они отличаются от физиологических механизмов психических процессов. К этим законам Вундт относил:

Закон творческих производных (творческого синтеза) (Продукт психических сочетаний не является простым сложением элементов, которые входят в его состав, а представляет собою новое образование),

Закон психических отношений (Значение каждого психического факта определяется отношениями его к другим фактам. Зависимость события от внутренних взаимоотношений элементов – например, мелодии от отношений, в которых находятся между собой отдельные тона),

Закон психических контрастов (Противоположности усиливают друг друга),

Закон гетерогонии целей (В процессе реализации цели рождаются новые цели. При совершении поступка могут возникнуть не предусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на его мотив)

Теоретические воззрения Вундта стали предметом критики и к концу столетия большинством психологов были отвергнуты. Его главный просчет усматривался в том, что сознание как предмет психологии трактовалось им исходя из того, что только сам субъект способен сообщать о своем внутреннем мире благодаря интроспекции (внутреннему зрению). Тем самым утверждалось всесилие субъективного метода. Вундт собирался изощрить этот метод путем использования специальных экспериментальных приборов. Таким образом, попытка найти собственный предмет психологии, отличающий ее от других наук, обернулась мнением о замкнутом в себе сознании. Его воззрение на психическую причинность свелось к той версии, что регулярное и законообразное течение психических процессов детерминировано ими же самими.

Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т.д.) как на предмет своего изучения. В других случаях говорится о человеке, о личности как предмете психологии. Но и первый, и второй подходы к предмету психологии явно неудовлетворительны, так как все выше названное изучается не только психологией, но и многими другими науками. Нужен четкий критерий, чтобы ясно различать, что подлежит ведению психологии, а что лежит вне ее сферы. Это позволит лучше понимать задачи, которые может и должен решать психолог.

Без четкого представления о предмете затруднительными становятся экспериментальные исследования. Для успешной практической работы психологов также необходимо понимание предмета психологии. Иначе невозможно понять, что существенно иное делают психологи по сравнению с другими специалистами: медиками, педагогами и т.д. Вопрос о предмете важен и для изучения механизмов психических явлений. Одни исследователи ищут эти механизмы в физиологии мозга. Другие изучают законы, управляющие отношениями между объектами.

Предмет психологии – психика человека. Психологические знания обозначаются термином “психология”, образованным от греческих слов psyche – душа, психика и logos – знание, осмысление, изучение. В первом, дословном своем значении психология – это знание о психике, наука, изучающая ее.

Область психического в широком понимании – это:

1) отражение простейшими животными тех отдельных свойств окружающей среды, которые оказываются значимыми для поиска жизненно важных веществ;

2) сознательные представления сложных связей природного и социального мира, в котором живет и действует человек.

Сознание – это высшая форма психики, необходимая для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности.

В прикладном значении слово “психология” относят и к самой психической, “душевной” жизни, выделяя тем самым особую реальность.

При этом, если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии – конкретного индивида.

Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей):

а) способов поведения;

б) общения;

в) познания окружающего мира;

г) убеждений и предпочтений;

д) черт характера.

Общей задачей психологической науки является изучение как психики субъекта, так и его психологии. Понятие “психолог” – обладатель этого знания. Психолог – это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. Практический психолог – это человек, “понимающий душу”, разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях.



В историческом развитии сложились две разные области психологического знания – научная и житейская (обыденная) психология. Научная психология возникла сравнительно недавно. Житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики. Для того, чтобы дать общую характеристику психологии как специальной научной дисциплины, ее удобно сравнить с житейской психологией, показать их различия и взаимосвязи.

Если допустить правильность такой ориентации психологических исследований, то это будет означать, что психические явления не имеют собственно психологических механизмов и что психология ограничена одними "явлениями". Но тогда исчезает предмет психологии и ее притязания на самостоятельную сферу человеческого знания. В силу вышеизложенного представляется крайне важным определить собственно предмет психологии. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку (например, «тень», обитающая в теле и покидающая его после смерти, или боги). Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. В истории психологии сложились различные представления об ее предмете.

Традиционные представления о предмете психологии. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку (например, "тень", обитающая в теле и покидающая его после смерти, или боги). Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. В истории психологии сложились различные представления об ее предмете.



Душа как предмет изучения. Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно "душевные движения". Представления о душе были и идеалистическими и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления является трактат Р. Декарта "Страсти души".

Непосредственный опыт как предмет психологии. Наибольший успех построения психологии как самостоятельной опытной науки имела первоначально программа, разработанная В.Вундтом. Уникальным предметом психологии по Вундту является непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Вундт стремился упорядочить процесс интроспекции. Он считал, что опыт физиологический, то есть объективный, позволяет расчленить опыт непосредственный, то есть субъективный, и тем самым реконструировать в научных понятиях архитектонику сознания индивида. Это идея лежала в основе его замысла создать опытную (физиологическую) психологию. Идеи Вундта заложили фундамент структурной школы в психологии.

Предметом психологии являются законо­мерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особен­ности. Психология изучает внутренний мир человека как сознатель­ного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей. Для более полного и правильного понимания предмета психологии необходимо хотя бы в общих чертах раскрыть сущность психических явлений, выступающих в форме внутренних пе­реживаний (ощущений, мыслей, чувств), недоступных прямому наблю­дению и именуемых психикой.