Психологическая концепция К. Г

В XX в. оформилось несколько психологических теорий, концепций, которые с разных сторон анализировали сущность человеческой психики и закономерности ее развития и функционирования: психоанализ или фрейдизм, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология, трансперсональная психология и др.

Бихевиоризм : Американский психолог Уотсон провозгласил в 1913 г., что психология получит право называться наукой, когда будет применять объективные экспериментальные методы изучения. Объективно можно изучать только поведение человека, возникающее в той или иной ситуации. Каждой ситуации соответствует определенное поведение, которое следует объективно фиксировать. «Психология - это наука о поведении», а все понятия, связанные с сознанием следует изгнать из научной психологии. «Выражение «Ребенок боится со баки» в научном плане не означает ничего, необходимы объективные описания: «слезы и дрожь у ребенка усиливаются, когда к нему приближается собака». Новые формы поведения появляются в результате образования условных рефлексов (обусловливание) (Уотсон).

«Любое поведение определяется своими последствиями».
Скиннер

Человеческие действия формируются под влиянием социальной среды, человек полностью от нее зависим. Человек склонен также подражать поведению других людей, с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для него самого.
Бандура

Важными заслугами бихевиоризма являются: внедрение объективных методов регистрации я анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека, процессов, событий; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения.

Основной недостаток бихевиоризма в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, творчества, самоопределения личности. Бихевиоризм (или поведенческая психология) рассматривает человека как своеобразного биоробота, поведением которого можно и нужно управлять с помощью психологических законов.

Фрейдизм рассматривает человека как противоречивое биосоциальное сексуальное существо, внутри которого идет постоянная борьба между бессознательными сексуальными желаниями человека, его сознанием и его совестью, в результате чего человек зачастую сам не знает, как он поступит в следующий момент и почему он так поступит. Поведение, психические состояния, здоровье человека значительно зависят от бессознательных процессов психики, в частности от бессознательных сексуальных устремлений и бессознательных комплексов. 3. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательна* мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт (К. Юнг), определяют психическое развитие личности.

Психоаналитическое направление обратило усиленное внимание на изучение неосознаваемых психических процессов. Неосознаваемые процессы можно разбить на 2 больших класса:

  1. неосознаваемые механизмы сознательных действий (неосознаваемые автоматические действия и автоматизированные навыки, явления неосознаваемой установки);
  2. неосознаваемые побудители сознательных действий (именно это интенсивно исследовал Фрейд - импульсы бессознательной области психики (влечения, вытесненные желания, переживания) оказывают сильное влияние на действия и состояния человека, хотя человек не подозревает этого и часто сам не знает, почему он делает то или иное действие.

Бессознательные представления с трудом переходят в сознание, практически оставаясь неосознанными вследствие работы двух механизмов - механизмов вытеснения и сопротивления. Сознание оказывает: им сопротивление, т. е. человек не пропускает в сознание всю правду о себе. Поэтому бессознательные представления, имея" большой энергетический заряд, прорываются в сознательную] жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму (три формы проявления бессознательного - сновидения, ошибочные действия - оговорки, описки, забывание вещей, невротические симптомы).

Когнитивная психология рассматривает человека прежде всего как разумное познающее существо, способное самостоятельно познавать окружающий мир и себя, способное найти решение любых сложных проблем, обнаружить свои ошибки и исправить их, способное к самообучению и самоуправлению.. Представители когнитивной психологии У. Найссер, А. Пайвио и др. отводят е поведении субъекта решающую роль знаниям (от лат. cognito - знание). Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов процессах запоминания и мышления.

Гуманистическая (экзистенциальная) психология рассматривает человека как изначально хорошее существо, которому потенциально присущи высшие человеческие качества и высшие человеческие потребности (потребности в само развитии и самосовершенствовании, потребности е понимании смысла жизни и актуализации своего назначения в мире, потребности в красоте, познании, справедливости и т. п.), и лишь неблагоприятные условия жизни могут временно блокировать проявление высших человеческих качеств в реальном поведении человека. Виднейшие представители гуманистической психологии Г. Оллпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека.

Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру, наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл - именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека. Как отмечает В. Франкл, автор концепции логотерапии, при отсутствии или потере интереса к жизни человек испытывает скуку, предается пороку, его поражают тяжелые неудачи.

Трансперсональная психология рассматривает человека как духовное космическое существо, неразрывно связанное со всей Вселенной, космосом, человечеством, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному космическому полю, в результате чего человек может получить информацию о любом событии, которое было, есть и будет во вселенной. Через бессознательную психику человек связан с бессознательной психикой других лиц, с «коллективным бессознательным человечества», с космической информацией, с «мировым разумом». На бессознательном уровне идет постоянное информационно-энергетическое взаимодействие человека со Вселенной, с общемировым информационным полем, с «коллективным бессознательным человечества», но человек чаще всего об этом ничего сознательно не знает. На сознательном Уровне информационное взаимодействие человека с мировым информационным полем становится возможным либо спонтанно либо на основе специальных психологических методов: медитация, ребёфинг и пр.

Психика и личность человека настолько многогранны и сложны, что на современном этапе развития психология еще не достигла окончательно полного познания тайн человеческой души. Каждая из существующих психологических теорий и концепций раскрывает лишь какую то одну из граней психики человека, выявляет те или иные реальные закономерности, но не всю истину о сущности психики человека. Поэтому абсолютизировать какую-либо одну психологическую теорию и отвергать все другие психологические концепции недопустимо. Чтобы познать психику человека максимально полно и всесторонне, комплексно, необходимо знать и учитывать все существующие психологические теории и подходы, необходимо рассматривать психику человека с разных сторон, выявляя и изучая ее различные грани (вполне возможно, что далеко не все грани психики человека современной науке известны). Большинство современных психологов согласны, что при анализе психики и структуры личности человека необходимо учитывать биологическую природу (тело, врожденные инстинкты) и социальную природу человека (социальные отношения, интерноризованные социальные нормы), сознательную и бессознательную сферы психики, единство познавательно-интеллектуальной, эмоцнонально-мотивационной, поведенческо-волевой сферы, сущность личности, ее центр, «самость».

К. Левин известен своими работами в области личности и межличностных отношений.

Он считал, что поведение личности можно понять, лишь исходя из целостной ситуации, в которой эта личность оказывается.

Среда же определяется субъективным восприятием действующих в ней людей.

Заслуга гештальтпсихологии состоит в том, что ей были найдены современные подходы к изучению проблем психологии, однако проблемы, вызвавшие кризис, до конца так и не были разрешены.

Психоанализ был разработан австрийским психологом и психиатром З. Фрейдом, поэтому иногда называется «фрейдизм».

Основывая научное теоретическое направление в психологии, Фрейд исходил из анализа своей богатой психотерапевтической практики, тем самым как бы возвращая психологии ее изначальный предмет: проникновение в сущность души человека.

Основополагающими понятиями психоанализа являются сознание и бессознательное.

Именно бессознательному (главным из которых является сексуальное влечение – либидо) отводится значительная роль в регуляции деятельности и поведения человека

Цензура со стороны сознания подавляет бессознательные влечения, но они «прорываются» в виде оговорок, описок забываний неприятного, сновидениях, невротических проявлениях. Психоанализ получил широкое распространение не только в Европе, но и в США, где популярен и до настоящего времени.

В первые годы советской власти это направление было также востребовано и в нашей стране, но в 1930-е гг. на общем фоне ограничения психологических исследований (постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса») репрессиям подверглось и учение Фрейда.

Вплоть до 1960-х гг. психоанализ изучался лишь с критических позиций.

Только со второй половины ХХ столетия интерес к психоанализу вновь возрос, причем не только в России, но и во всем мире.

Итак, ни одно из вновь возникших психологических направлений полностью не разрешило противоречий, приведших к кризису психологии как науки.

Рассмотрим некоторые современные психологические концепции, которые стали активно развиваться, начиная со второй половины ХХ в.

Когнитивная психология возникла на основе развития информатики и кибернетики.

Представители когнитивной школы – Ж. Пиаже, У. Найсер, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.

Для когнитивиста познавательные процессы человека выступают аналогом вычислительной машины.

Главное – понимать, как человек познает окружающий мир, a для этого следует изучить способы формирования знаний, как возникают и развиваются познавательные процессы, какова роль знаний в поведении человека, как эти знания организованы в памяти, как функционирует интеллект, как соотносятся слово и образ в памяти и мышлении человека.

Основной вывод, во многих жизненных ситуациях человек принимает решения, опосредованные особенностями мышления.

Наука психология создала немало школ, направлений, концепций. Отношение к ним было разное, вплоть до отрицания. От советской психологии идеологические работники постоянно требовали монистического подхода к изучению и толкования психических явлений. Методологической основой исследования психики должна стать диалектически-материалистическая философия. Диалектический материализм - термин, которым обозначалась философия К. Маркса (1818-1883). Диалектика Г.-В.-Ф. Гегеля (1770-1831) была идеалистической, а материализм Л. А. Фейербаха (1804-1872) был недиалектического (метафизическим). К. Маркс соединил материализм и диалектику.

Несмотря на попытки партийных идеологов сориентировать психологию бывшего Советского Союза на единый подход к выяснению сути психики, все же во многих случаях ученые в конкретных исследованиях использовали достижения психологов различных направлений и школ. Такое творчество в науке оправдана, если иметь в виду чрезвычайную сложность предмета исследования, большое количество факторов, действующих на те или иные психические явления.

Интроспективная психология охватывает ряд направлений. Общим в них является то, что все они используют основной метод изучения психики - самонаблюдение, то есть наблюдение человека за собственным сознанием.

Одним из направлений интроспективной психологии является учение о "внутреннем опыте", с позиции которого психические явления узнают принципиально иным способом, чем материальные (Дж. Локк (1632-1704), Р. Декарт (1596-1650) и др.). Интроспекцию психологию следует рассматривать как важный этап в развитии науки. В конце концов, почти все современные психологи считают сознание совокупностью феноменов, часть которых можно изучать с помощью самонаблюдения, то есть интроспекции (от лат. Introspectare - смотрю внутрь).

Ассоциативная психология берет свое начало от древней философии. В рамках этого направления психические явления объясняли преимущественно с помощью понятия о ассоциации. Еще Аристотель высказал мнение, что психические явления сочетаются по сути, сходством и контрастностью. Это направление в психологии существовал довольно долго. Более поздние исследования побудили отказаться от его абсолютизации, особенно в отношении мышления, психологического обоснования обучения и др. Так, было доказано, что построенное на ассоциативной теории обучения дает репродуктивные знания. Но положение представителей ассоциативной психологии плодотворно используют в современной психологии, например, для объяснения некоторых механизмов памяти в психоанализе, шизоанализ.

Некоторые из представителей ассоциативной психологии придерживался теории "елементаризму", согласно которой сознание состоит из простых элементов (ощущения, упоминание т.п.), а эти элементы объединяются по законам ассоциаций.

Психоаналитический подход разработал 3. Фрейдом (1856 - 1939) в конце XIX - начале XX в. сначала как метод лечения психических заболеваний, а впоследствии для построения гипотез и теорий по психологии, в частности для объяснения роли бессознательного в жизни человека. Фрейд стремился создать обобщение не только психологического, но и философского характера, построить оригинальную теорию психоаналитической психологии и философии. В анатомии личности Фрейд выделял три компонента, которые взаимодействуют между собой: "Оно", "Я", "Сверх-Я". Бессознательное "Оно", по 3. Фрейду, является унаследованным человеческой организацией глубинным слоем, "кипящим котлом инстинктов", неугомонных поездов человека. Сознательное "Я" является посредником между "Оно" и внешним миром. "Я" выполняет функцию воздействия этого мира на бессознательное "Оно". "Сверх-Я" - это "интернализована версия общественных норм и стандартов поведения".

По 3. Фрейду "Я" пытается подчинить себе "Оно", а если это не удается, то "Я" подчиняется "Оно", создавая видимость своего превосходства над ним. "Сверх-Я" тоже может господствовать над "Я", выступая в роли совести или бессознательного чувства вины. Итак, по 3. Фрейду, "Я" как бы сжатый в тисках многих противоречий. "Я" отмечает Фрейд, находится под угрозой со стороны внешнего мира, со стороны "возмущения" "Оно" и строгости "Сверх-Я". Психоанализ 3. Фрейда постепенно изменялась - появился неофрейдизме. Один из его представителей - немецко-американский психолог Э. Фромм (1900-1980) возразил биологизм 3. Фрейда, пересмотрел символику бессознательного, смещая акценты с подавления сексуальности на конфликтные ситуации, обусловленные социальными причинами. Он ввел понятие "социального характера", трактуя его как связующее звено между психологией индивида и социальной структурой общества.

Объективная психология - психологическая школа, направленная на применение объективных методов анализа, основанных на конвенциальных правилах фиксации психических явлений. К таким проявлениям относят поведение, реакции, рефлексы и тому подобное. Из этой школы берут начало другие направления в психологии.

Бихевиоризм (от англ. Behavoirrism - поведение) - направление в американской психологии, представители которого отрицают сознание как предмет психологии. Основатель этого направления Дж. Б. Уотсон (1878-1958) выступил против понимания психологии как науки о непосредственных субъективные явления. Вместо этого он предложил считать предметом психологии поведение. Понятие о образы, мышление, чувства и т.д.

Дж. Уотсон заменил понятиями о мышечные и секреторные реакции. Уотсон предложил схему "стимул" (S - R), которая означает, что в каждой ситуации стимула S соответствует определенное поведение или реакция R. Он считал, что с помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность человека. Стимулом является каждый физический, химический или механический агент, способен раздражать рецепторы кожи, глаза, уха, носа или языка. Однако такие взгляды оказались ограниченными, и на смену бихевиоризма пришел необихевиоризм.

Необихевиоризм - направление в американской психологии. Возник в 30-х годах XX в., Воспринял главное положение бихевиоризма, согласно которому предметом психологии является объективное наблюдение реакции организма на стимул внешней среды (схема S - R). Однако представители необихевиоризма ввели в общей схемы "промежуточную переменную" - связующее звено между "стимулом" и "реакцией" (S - О - R) считают, что понятие "промежуточная переменная" (О) определяет познавательные и мотивационные компоненты поведения. Сторонники этого направления обосновали "закон эффекта" ("закон выгоды"), рассматривая поведение личности как совокупность "воздействий" (реакций) за определенные "вознаграждения" (стимулы), которые получает человек. Они считают, что среднее звено (О) не поддается анализу с помощью объективных методов.

Один из представителей необихевиоризма американский психолог Б.Ф. Скиннер (1904-1990) феномены сознания, самопознание, моральные ценности и мотивы, субъективность человека пытается объяснить мотивацией поведения. Цель человеческой деятельности, утверждает он, лежит вне индивида, в сфере объективированных надличностных структур.

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt - целостная форма, образ) - одно из направлений в психологии 20-30-х годов XX века, созданный М.Вертгеймером (1880-1944), В.Келера (1887-1967), К.Коффкою (1886-1941) и другими немецкими психологами. Они исходили из примата целого над частями, формы над материалом. Начальным и основным элементом психики гештальтисты считают не ощущения, а целостные образы - гештальты. Эти образы возникают вследствие стремления психического поля сознания индивида образовывать простые, уравновешенные, симметричные и замкнутые фигуры, которым свойственны константность и стойкость. Гештальтисты перенесли срок "гештальт" на мыслительные и культурные образования как целостности, элементы которых связаны в единую структуру.

Психологическую школу, связанную с деятельным подходом, была создана в бывшем Советском Союзе. Эта школа строилась на принципах развития, предметности и историзма. ее представители творчески обрабатывали идеи иностранных ученых, в частности швейцарского психолога, философа и логика Ж. Пиаже (1896-1980) операционной концепцию интеллекта и другие подходы. Многие наработок этой школы имеют определенную научную ценность.

Персонализм (от лат. Persona - лицо) - направление в психологии и философии, возникшее в конце XIX в. в России, Украине и США. Представителями персонализма были украинский и русский философ Н.А. Бердяев (1874-1948), американский философ Б. П. Боун (1847-1910), французский мыслитель Э. Мунье (1905-1950) и др. Они провозглашали личность первичной творческой реальностью, а весь мир проявлением творческой активности "верховной личности" - Бога. По мнению представителей этого направления, исследования развития личности - основа для изучения всех психических явлений.

Гуманистическая психология возникла в начале 50-х годов XX в. Она не является однородной, но все ее сторонники придерживаются точки зрения, что психологию не следует строить по образцу естественных наук: человека надо изучать как активный объект исследования. Представители этого направления - американские психологи А.Х. Маслоу (1908-1970), К. Роджерс (1902-1982) и др. - Сосредоточивали внимание на автономности, са-моактуализации, самосовершенствовании, свободе выбора, ответственности, стремлении человека к высшим ценностей.

В центре внимания гуманистической психологии - проблемы личности, ее развитие. В противовес психоанализа представители гуманистической психологии подчеркивают роль сознания и самосознания в причинной обусловленности человека. Например, К. Роджерс рассматривает эмпатию как основной метод "центрированной на клиентов" психотерапии, в которой психолог вступает в глубокий эмфатический контакт с пациентом и помогает ему осознать себя полноценной личностью, способной взять на себя ответственность за решение собственных проблем. Психологов этого направления интересовали ведущие мотивы в жизни человека, потребности личности в положительном оценки и тому подобное.

Когнитивная психология (от лат. Cognitus - знание, познание) - одно из направлений современной психологии. Исследования представителей когнитивной психологии связанные с анализом различных аспектов мыслительной деятельности индивида. К принципам когнитивной психологии принадлежит трактовка человека как деятельного, активного к восприятию информации личности, руководствуется определенными планами, правилами, стратегиями. Для представителей когнитивной психологии характерна направленность исследований на переход от понимания сложного феномена к простому. Значительное влияние на развитие понятийного аппарата когнитивной психологии произвела теория информации и исследования в области искусственного интеллекта.

Экзистенциальная психология (от лат. Exixtentia - существование) - направление в психологии, основанной на принципах гуманистической психологии и смысле бытия человека, связанного с проблемами стресса и тревоги. Представители этого направления считают, что основными психологии должны быть проблемы времени, жизни и смерти человека, - ее свободы, ответственности и выбора; общения, любви и одиночества человека; смысла жизни и поиск этого смысла.

Экзистенциальный психоанализ - направление в психоанализе, направленный на рассмотрение человеческого бытия, направленного на осмысление человеческой реальности через будущее, а не прошлое.

Функциональная психология ориентирует на исследование приспособительных функций психики. Она возникла в США в конце XX в. Впоследствии дифференцировалась, выделив несколько течений, которые возглавляли Т. А. Рибо (1839-1916) во Франции, Н. Н. Ланге (1858-1921) в Украине и др. Все они определяли психологию как науку о функциях сознания.

Аналитическая психология основана швейцарским психологом и психиатром К. Г. Юнгом (1875-1961). Он трактовал процесс психического развития индивида как ассимиляцию сознанием содержания личного и коллективного бессознательного. По К. Юнгу, центром психики является архетип Самости (архетип - от греч. - Начальный образ, идея). Понятие самость Юнг употребляет как архетип коллективного бессознательного. Развитие личности в процессе его индивидуализации идет от сознания к личному бессознательного, а от него - к коллективному бессознательному, центром которого является самость. К. Юнг отмечает, что в мифах, сказках сновидениях символами Самости часто является мудрый дедушка, крест, круг, квадрат и другие символы Целостности. Он использует это понятие для обоснования самореализации глубины коллективного бессознательного. Конечной целью индивидуального развития является достижение личной неповторимости. Согласно К. Юнгу, человеческая психика объединяет в себе различные архетипы. Все они рассматриваются как глубинный, первоначальный образ, который человек воспринимает только интуитивно и который в результате бессознательной деятельности оказывается "на поверхности сознания" в форме разнообразных представлений, символов - важного основания воображения, фантазии.

Срок свое используют в аналитической психологии для оценки субъективного внутреннего видения, которое состоит в субъекта о самом себе, о своих чувствах, помыслы и тому подобное. Употребляют и понятие свое глубинное. Оно означает совокупность знаний человека о своем внутреннем мире, независимый от внешней реальности.

К. Юнг ввел понятие комплекс - совокупность взаимосвязанных, эмоционально заряженных идей. В психоанализе комплекс трактуют как бессознательное психическое образование, которое возникает в результате вытеснения из сознания идей, связанных с важными для индивида переживаниями. Распространены понятия "комплекс неполноценности", "комплекс превосходства" и другие. Комплекс (от англ. Complex и лат. Complexus - связь, сочетание). Термин, используемый в психологии для обозначения болезненного осознания собственного несовершенства.

Структурный психоанализ - направление современного психоанализа, основанный на значении языка для характеристики бессознательного, подсознательного и для терапии психоневрологических заболеваний.

Феноменологический психоанализ охватывает психоаналитические взгляды и концепции, направленные на расширение феноменологических составляющих психоанализа и переосмысления их на базе феноменологической концепции сознания, то есть концепции, согласно которой духовная сущность сознания не зависит от реального существования человека и его жизненного опыта.

Глубинная психология - направление, в котором решающее значение придают неосознанным компонентам, расположенным в "глубинах" психики человека, спрятанным за поверхностью сознания.

Проективная психология построена на положениях о целостности личности как единого "организма", неотделимость личности от социальной среды; рассмотрение личности как саморегулирующейся системы с целью организации субъективного опыта в соответствии с задачами адаптации и т.

Топологическая психология - направление гештальтпсихологии, разработанный немецким и американским психологом К. Левином (1890-1947), согласно которому описание поведения человека во внешнем мире можно сделать с помощью математических понятий топологии - одного из разделов математики, изучающий те свойства фигур, не изменяются при любых деформациях.

Гормична (хормична) психология - направление в английской и американской психологии, авторы которого считают, что основой каждого психического явления есть особая нематериальная сила - Горм (Хорма) она проявляется как инстинкт.

Культурно-историческая теория UC Выготского (1890-1934). Согласно этой теории у человека возникает особый вид психических функций, полностью отсутствует у животных. Важным положением этой теории является тезис об опосредованном характере высших психических функций.

Педология (наука о детях) - направление в психологии и педагогике. Возник в конце XIX в. Основная идея педологии - комплексное рассмотрение развития ребенка. Ценным в педологии было и есть стремление практической направленности на диагностику психического развития. В 1936 году педологию в Советском Союзе было объявлено "лженаукой".

Концепция психологии народов - одно из направлений в социальной психологии. Возник в Германии в середине XIX в. Согласно этой концепции, главной движущей силой истории является народ, "дух целого", что выражает себя в искусстве, религии, воспитании, языке, мифах, легендах, обычаях и т. Представители этой концепции исходят из того, что индивидуальная психика, сознание личности является продуктом целого, звеном в социально-психологическом связи Психологию народов они считали отдельной наукой. К представителям этой концепции принадлежал частности в Германии В.Вундт (1832-1920), в Украине - А. А. Потебня (1835-1891).

Операциональная концепция интеллекта и генетической эпистемологии основана швейцарским ученым Ж. Пиаже (1896-1980). Ведущим фактором интеллектуального развития ребенка он считал процессы социализации. Источником интеллектуального развития, по Ж. Пиаже, являются действия с вещами.

По мнению Ж. Пиаже, психика функционирует и развивается в пределах адаптации индивида к схемам поведения, а также приспособления (аккомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешенности субъекта и объекта является образование так называемых операционных структур. Под операцией понимают действие, способное координироваться с операциями в структуре ансамбля. Ж. Пиаже употреблял понятие схема, каким обозначал организованную совокупность движений (сосание, хватание, толкание), присущих ребенку от рождения или приобретенных или операций (анализ, классификация, измерение и т.д.), которые развиваются в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Концепция отношений личности. Разработал украинский психолог А. Ф. Лазурский (1874-1917) и российский психолог В.М. Мясищев (1892-1972). Согласно этой концепции, психологическим ядром личности является ее сознательно-избирательное отношение к действительности.

Программно-ролевая концепция научного коллектива - теория коллективной научной деятельности.

Концепция поэтапного формирования умственных действий. Разработал российский и украинский психологом Б.Я. Гальперин (1902-1988); связана с учением о создании у человека действий, образов и понятий.

Концепция деятельного опосредования межличностных отношений - социально-психологическая концепция, разработанная современный российский психолог А. В. Петровский.

Психоаналитическая герменевтика - одна из научных течений, в которой рассматривается мыслительное толкование текстов при психоаналитических исследованиях.

Антипсихиатрия - учение, направленное на радикальную перестройку современной психиатрии как формы насилия над психикой личности.

Биопсихизм - теория, согласно которой психика приписывается всему живому, даже растениям.

Волюнтаризм - течение в психологии, авторы которой считают, что свобода лежит в основе психики человека.

Психология поступка - начал украинский психолог В. А. Роменец (1926-1998). На современном этапе выступает как концепция, в которой автор пытался соединить гуманистические идеи с другими, возникшие в прошлом.

Логотерапия - направление, связанное с поисками смысла жизни.

Психосоматика - направление в медицине, основанный на признании исключительно преимущества роли психических факторов в появлении и течения болезни и выздоровлении пациента.

Неопсихоанализ - направление в психологии, психоанализе и психотерапии.

Неофрейдизме - направление в современной психологии, психоанализе, философии и социологии. Возник на основе реализации положений 3. Фрейда о том, что его учение универсальное и приобрело не только психологического, но и философское значение. Делались попытки совместить фрейдизм с марксизмом и другими философскими теориями. Особенно проникли идеи 3. Фрейда и представителей неофрейдизма в науку о искусства, социальную психологию, этнографию и тому подобное.

В украинской психологии преобладает общий взгляд на психику как функцию мозга, как отражение объективной реальности; отмечается самодетерминация психической деятельности, общественная обусловленность сознания, единство сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).

Понимание своеобразия психического заключается в том, что это особый вид деятельности. Это деятельность не мозга, а человека как ее субъекта, более или менее осознанно творит собственную психику с помощью мозга и несет ответственность по результатам самосоздания. Что именно человек чувствует, воспринимает, представляет, о чем и как он думает, к чему стремится, какие цели ставит перед собой, интересами, взглядами, убеждениями руководствуется в своем поведении, именно в этом проявляется своеобразие психического. Игнорировать субъективное в психической деятельности - значит отрывать эту деятельность от ее носителя (С. Костюк).

Кроме объяснения природы психического, для украинской психологии характерно выяснения его движущих сил настоящего регулятора психической активности, поиск ответа на вопрос, который выводит на проблему "внутреннего и внешнего". Актуальны формулы С.Л. Рубинштейна "внешнее через внутреннее" и А.Н. Леонтьева "внутреннее через внешнее", принцип детерминизма А.Н. Ткаченко; мысли С. Костюка об объективности психологических законов, определяющих становление, возникновение и развитие субъективного. Они направлены на раскрытие механизмов функционирования и развития психики человека.

Контрольные вопросы и задания

1. При определении науки психологии дают следующие ответы:

а) психология - наука о душе;

б) психология - наука о поведении человека;

в) психология - наука о самом сложном, что известно человечеству;

г) психология изучает психические процессы, состояния и свойства;

д) психология - наука о закономерностях формирования психики. Ответы, есть по Вашему мнению удачными? Обоснуйте свой выбор.

2. Назовите пять-шесть областей знания, которые приобрели самостоятельный статус, и объясните, что они изучают.

3. Основными понятиями общей психологии являются познавательные, волевые и эмоциональные процессы. Объясните их суть.

4. Как устроен мозг человека? В чем суть действия мозга человека как единой функциональной системы?

Литература

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - Второй изд. испр. и доп. - М.: Академия, 1994.

3. Куликов Л.В. Психология личности. Основные понятия и проблемы. - СПб., 2000.

4. МаслоуА. Психология бытия. - СПб., 1997..

5. Татенко В.А. Психология в субъективном измерении. - М.: Просвещение, 1996..

6. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.

Чтобы более четко представлять путь развития психологии как науки, кратко рассмотрим основные ее этапы и направле­ния.

1. Первые представления о психике были связаны с анимиз­мом (от латинского «анима» - дух, душа) - древнейшими взгля­дами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, уп­равляющая всеми живыми н неживыми предметами.

2. Позднее в философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались в плане идеализма либо в плане материализма. Так, материалисты-философы древ­ности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоя­щее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

3. Согласно древнегреческому философу-идеалисту Плато­ну (427-347 гг. до н. э.), который был учеником и по­следователем Сократа, душа - это что-то божественное, отли­чающееся от тела, и душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душа - это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаи­моотношениях друг с другом. По своему божественному проис­хождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями, оно заботится

о пропитании, подвержено болезням, страхам, соблазнам. Ду­шевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании - воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество - в груди, вожделе­ние - в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целост­ность душевной жизни человека. Душа обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей его жизни, а после смерти покидает его и вступает в божественный «мир идей». Поскольку душа - самое высокое, что есть в человеке, он должен забо­титься о ее здоровье больше, чем о здоровье тела . В зависимос­ти от того, какой образ жизни вел человек, после его смерти его душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир, в мир идей, который существует вне материи и вне индивидуального сознания. «Не стыдно ли лю­дям заботиться о деньгах, о славе и почестях, а о разуме, об истине и о душе своей не заботиться и не помышлять, чтобы она была лучше?» - спрашивают Сократ и Платон.

4. Великий философ Аристотель в трактате «О душе» вы­делил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Аристо­тель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Ари­стотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не ка­кого-то внешнего по отношению к ней феномена. Душа, или «психе», - это двигатель, позволяющий живому существу реа­лизовать себя. Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение. Так и душа человека - это сущность живо­го тела, это осуществление его бытия, - считал Аристотель. Главная функция души, по Аристотелю, - реализация биоло­гического существования организма. Центр, «психе», находится в сердце, куда поступают впечатления от органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей, которые, сочетаясь меж­ду собой в результате рассудочного мышления, подчиняют себе поведение. Движущей силой поведения человека является стрем­ление (внутренняя активность организма), сопряженное с чув­ством удовольствия или неудовольствия. Чувственные воспри­ятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведе­ние ощущений дает память. Мышление характеризуется состав­лением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой

формой интеллектуальной активности является нус (разум), при­вносимый извне в виде божественного разума. Таким образом, душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, разумной. Высшие способности воз­никают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека - ощущение, оно принимает формы чув­ственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как «воск принимает оттиск печати без железа». Ощуще­ния оставляют след в виде представлений - образов тех пред­метов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристо­тель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав ос­новные виды связей - ассоциаций психических явлений. Арис­тотель считал, что познание человека возможно только через познание Вселенной и существующего в ней порядка. Таким образом, на первом этапе психология выступала как наука о душе.

5. В эпоху средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено за­дачам богословия. Человеческому суждению может поддавать­ся лишь внешняя сторона души, которая обращена к материаль­ному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в рели­гиозном (мистическом) опыте.

6. С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психоло­гического знания. В связи с развитием естественных наук с по­мощью опытно-экспериментальных методов стали изучать за­кономерности сознания человека. Способность думать, чувство­вать назвали сознанием. Психология стала развиваться как на­ука о сознании. Она характеризуется попытками осмыслить ду­шевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о различии между душой человека и его телом: «тело по своей природе все­гда делимо, тогда как дух неделим». Однако душа способна про­изводить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психичес­кие (душевные) процессы в человеке? Декарт создал теорию, объясняющую поведение на основе механистической модели. Согласно этой модели, информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном мозгу , которые эти нервы расширяют, что позволяет «животным душам», находящимся в мозгу, вытекать по тончай-

шим трубочкам - двигательным нервам - в мышцы, которые надуваются, что приводит к отдергиванию конечности, подверг­нувшейся раздражению, или заставляет совершать то или иное действие. Таким образом, отпала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты. Декарт заложил основы детерминистской (причинностнои) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как зако­номерного двигательного ответа организма на внешнее физи­ческое раздражение. Этот декартовский дуализм - тело, дей­ствующее механически, и управляющая им «разумная душа», локализованная в головном мозгу. Таким образом, понятие «Душа» стало превращаться в понятие «Разум», а позднее - в понятие «Сознание». Знаменитая декартовская фраза «Я мыс­лю, значит, я существую» стала основой постулата, утверждав­шего, что первое, что человек обнаруживает в себе, - это его собственное сознание. Существование сознания - главный и бе­зусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. На базе этого постулата и стала развиваться психология - она сделала своим предметом сознание.

7. Попытку вновь соединить тело и душу человека, разде­ленные учением Декарта, предпринял голландский философ Спипоза(\632- 1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи).

Душа и тело определяются одними н теми же материальны­ми причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возмож­ность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Мышление является вечным свойством субстанции (мате­рии, природы), поэтому в определенной степени мышление при­суще и камню, и животным, и в значительной степени присуще человеку, проявляясь в форме интеллекта и воли на уровне че­ловека.

8. Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе, человека непре­рывно идет скрытая работа психических сил - бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознатель­ные желания и страсти.

9. Термин «эмпирическая психология» введен немецким фи­лософом ХУШвека X . Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в

наблюдении за конкретными психическими явлениями, их клас­сификации и установлении проверяемой на опыте закономер­ной связи между ними. Английский философДж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способ­ную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на кото­рой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечат­лений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми иде­ями, начинает мыслить, т. е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие «ассоциации» - связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так психология стала изучать, каким образом по ассоциации идей человек осознает окружающий мир. Изучение взаимоотношений души и тела при этом окончательно уступает изучению умственной деятельно­сти и сознания.

Локк считал, что существует два источника всех знаний че­ловека: первый источник - это объекты внешнего мира, вто­рой - деятельность собственного ума человека. Деятельность ума, мышления познается с помощью особого внутреннего чув­ства - рефлексии. Рефлексия- по Локку - это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность», это направленность внимания человека на деятельность собственной души. Душев­ная деятельность может протекать как бы на двух уровнях: про­цессы первого уровня - восприятия, мысли, желания (они есть у каждого человека и ребенка); процессы второго уровня - на­блюдение или «созерцание» этих восприятий, мыслей, желаний (это есть только у зрелых людей, которые размышляют над са­мими собой, познают свои душевные переживания и состояния). Этот, метод интроспекции становится важным средством изуче­ния умственной деятельности и сознания людей.

J0. Выделение психологии в самостоятельную науку про­изошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием спе­циальных научно-исследовательских учреждений - психологи­ческих лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920). В 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию.

Вскоре, в 1885 г., В. М. Бехтерев организовал подобную ла­бораторию в России.

В области сознания, полагал Вундт, действует особая психи­ческая причинность, подлежащая научному объективному ис­следованию. Сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. Роль пси­хологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов. «Психология - это наука о структурах сознания» - это направление назвали структуралисткий подход. Использовали метод интроспекции, самонаблюдения.

Один психолог сравнивал картину сознания с цветущим лу­гом: зрительные образы, слуховые впечатления, эмоциональные состояния и мысли, воспоминания, желания - все это может находиться в сознании одновременно. В поле сознания выделяет­ся особенно ясная и отчетливая область - «поле внимания», «фо­кус сознания»; за пределами ее находится область, содержания которой неотчетливы, смутны, нерасчленены - это «периферия сознания». Содержания сознания, заполняющие обе описанные области сознания, находятся в непрерывном движении. Экспери­менты Вундта с метрономом показали, что монотонные щелчки метронома в восприятии человека непроизвольно ритмизуются, т. е. сознание по своей природе ритмично, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной. Вундт пытался изучать такую характеристику сознания, как его объем. Эксперимент показал, что ряд из восьми двойных ударов метро­нома (или из 16 отдельных звуков) является мерой объема созна­ния. Вундт считал, что психология должна найти элементы со­знания, разложить сложную динамичную картину сознания на простые, далее неделимые части. Простейшими элементами со­знания Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения. Ощущения являются объективными элементами сознания. Есть еще н субъективные элементы сознания, или чувства. Вундт пред­ложил 3 пары субъективных элементов: удовольствие - неудо­вольствие, возбужденве - успокоение, напряжение - разряд­ка. Из комбинации субъективных элементов образуются все чув­ства человека, например, радость - это удовольствие и возбуж­дение, надежда - удовольствие и напряжение, страх - неудо­вольствие и напряжение.

Но идея разложения психики на простейшие элементы ока-запась ложной, невозможно было собрать из простых элемен­тов сложные состояния сознания. Поэтому к 20-м годам XX в. эта психология сознания практически перестала существовать.

П. Функционалистский подход. Американский психолог

У.Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспо­собиться к различным ситуациям, либо повторяя уже вырабо­танные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация. «Психология - это наука о функциях сознания», со­гласно функционалистам. Они использовали методы интроспек­ции, самонаблюдения, фиксации времени решения задач.

Джеймс отразил в понятии «поток сознания» - процесс дви­жения сознания, непрерывное изменение его содержаний и со­стояний. Процессы сознания делятся на два больших класса: одни их них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются человеком. Первые процессы называются непро­извольными, вторые - произвольными.

12. Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема та же, что и у рефлексов; они берут начало во внешнем воздействии, продол­жаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью - движением, поступком, речью. Та­кой трактовкой Сеченов предпринял попытку «вырвать» психо­логию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравне­нии с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики чело­века.

13. Важное место в истории отечественной психологии при­надлежит Г. И. Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912). Экспериментальное направление в психологии с использовани­ем объективных методов исследования развивал В. М. Бехте­рев (1857-1927). Усилия И. 77. Павлова (1849-1936) были на­правлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятель­ности организма. Его работы плодотворно повлияли на понима­ние физиологических основ психической деятельности.

14. Бихевиористский подход.

Американский психолог Уотсон провозгласил в 1913 г., что психология получит право называться наукой, когда будет при­менять объективные экспериментальные методы изучения. Объективно можно изучать только поведение человека, возни-

кающее в той или иной ситуации. Каждой ситуации соответ­ствует определенное поведение, которое следует объективно фиксировать. «Психология - это паука о поведении», а все по­нятия, связанные с сознанием, следует изгнать из научной пси­хологии. «Выражение «ребенок боится собаки» в научном плане не означает ничего, необходимы объективные описания: «слезы и дрожь у ребенка усиливаются , когда к нему приближается со­бака»». Новые формы поведения появляются в результате обра­зования условных рефлексов (обусловливание) (Уотсон). Любое поведение определяется своими последствиями (Скиннер). Че­ловеческие действия формируются под влиянием социальной среды, человек полностью от нее зависим. Человек склонен также подражать поведению других людей, с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для него самого (Бандура). Основные идеи бихевиоризма рассмот­рим в следующих разделах.

Важными заслугами бихевиоризма являются: внедрение объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдае­мых реакций, действий человека, процессов, событий; откры­тие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения.

Основной недостаток бихевиоризма - в недоучете сложнос­ти психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, твор­чества, самоопределения личности.

15. «Гештальт-психология» возникла в Германии благодаря усилиям Т. Вертгеймера, В. Келера и К. Левина, выдвинув­ших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Титченера, трактовав­шей сложные психические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации.

Понятие о гештальте (от нем. «форма») зародилось при изу­чении сенсорных образований, когда обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования ком­понентам (ощущениям). Например, хотя мелодия при ее испол­нении в различных тональностях и вызывает различные ощу­щения, она узнается как одна и та же. Аналогично трактуется и мышление: оно состоит в усмотрении, осознании структурных требований элементов проблемной ситуации и в действиях, ко­торые соответствуют этим требованиям (В. Келер). Построение сложного психического образа происходит в инсайте - особом

психическом акте мгновенного схватывания отношений (струк­туры) в воспринимаемом поле. Свои положения гештальтпси-хология противопоставила также бихевиоризму, который объяс­нял поведение организма в проблемной ситуации перебором «сле­пых» двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия пси­хологического образа, в утверждении системного подхода к пси­хическим явлениям.

16. В начале XX в. в психологии возникло направление пси­хоанализа, или фрейдизма. 3. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механиз­мы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психи­ческих травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу, а чувство неполноценности и необ­ходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо кол­лективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя обще­человеческий опыт (К. Юнг), определяют психическое развитие личности.

Основные положения фрейдизма рассмотрим в следующих разделах.

Психоаналитическое направление обратило усиленное внима­ние на изучение неосознаваемых психических процессов. Неосоз­наваемые процессы можно разбить на 2 больших класса: 1 - неосознаваемые механизмы сознательных действий (неосозна­ваемые автоматические действия и автоматизированные навыки, явления неосознаваемой установки); 2 - неосознаваемые побу­дители сознательных действий (именно это интенсивно исследо­вал Фрейд, - импульсы бессознательной области психики (вле­чения, вытесненные желания, переживания) оказывают сильное влияние на действия и состояния человека, хотя человек не подо­зревает этого и часто сам не знает, почему он совершает то или иное действие. Бессознательные представления с трудом перехо­дят в сознание, практически оставаясь неосознанными вследствие работы двух механизмов - механизмов вытеснения и сопротив­ления. Сознание оказывает им сопротивление, т. е. человек не пропускает в сознание всю правду о себе. Поэтому бессознатель­ные представления, имея большой энергетический заряд, проры­ваются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму (три формы проявления бессознатель­ного - сновидения, ошибочные действия - оговорки, описки, забывание вещей, невротические симптомы).

17. Связать природу бессознательного ядра психики челове­ка с социальными условиями его жизни пытались К. Хорни, Г. Салливен и Э. Фромм - реформаторы психоанализа Фрейда (неофрейдисты). Человеком движут не только биологические предопределенные бессознательные побуждения, но и приобре­тенные стремления к безопасности и самореализации (Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Салли­вен), влияния соцэкономической структуры общества (Фромм).

18. Представители когнитивной психологии У. Найссер, Д. Пайвио и др. отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям (от лат. cognito - знание). Для них центральным ста­новится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о со­отношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления.

19. Гуманистическая психология - ее виднейшие предста­вители Г. Оллпорт, 1\ А. Мюррей, Г. Мэрфи, К, Роджерс, А. Маслоу предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека.

Целью такой личности является не потребность в гомеоста-зе, как считает психоанализ, а самоосуществление, самоактуа­лизация, рост конструктивного начала человеческого «Я». Чело­век открыт миру, наделен потенциями к непрерывному разви­тию и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие цен­ности, смысл - именно эти и близкие им понятия характеризу­ют базисные потребности человека. Как отмечает В. Франкл, автор концепции логотерапии, при отсутствии или потере инте­реса к жизни человек испытывает скуку, предается пороку, его поражают тяжелые неудачи.

20. Своеобразной ветвью гуманистической психологии можно также считать духовную (христианскую) психологию. Считая неправомерным ограничение предмета психологии яв­лениями душевной жизни, она обращается к области духа. Дух есть сила самоопределения к лучшему, дар усилить и преодо­леть то, что отвергается. Духовность открывает человеку доступ к любви, совести и чувству долга. Оно помогает человеку пре­одолеть в себе кризис безосновности, призрачности своего су­ществования.

21. Трансперсональная психология рассматривает человека как духовное космическое существо, неразрывно связанное со всей Вселенной, космосом, человечеством, обладающее возмож­ностью доступа к общемировому информационному космичес­кому полю. Через бессознательную психику человек связан с

бессознательной психикой другихлиц, с «коллективным бессоз­нательным человечества», с космической информацией, с «ми­ровым разумом».

22. Интерактивная психология рассматривает человека как существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие между людьми. Цель психологии - изучать законы взаимодействия, общения, взаимоотношений, конфлик­тов (Э. Берн).

22. Значительный вклад в развитие психологии XX в. вне­сли наши отечественные ученые Я. С. Выготский (1896-1934), А. Н. Леонтьев (1903-1979), А. Р. Лурия (1902-1977) и П. Я, Гальперин (1902-1988). Л. С.Выготский ввел понятие о выс­ших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфи­чески человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. Названные функции первона­чально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже - как полностью внутренний (интрапсихический) процесс. Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками языка. Система знаков определяет пове­дение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свернутом виде программу поведения. Развиваются высшие психические функции в процессе научения, т. е. совместной деятельности ребенка и взрослого.

А. Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследова­ний, раскрывающих механизм формирования высших психичес­ких функций как процесс «вращивания» (интериоризации) выс­ших форм орудийно-знаковых действий в субъективные струк­туры психики человека. А. Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функ­ций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой об­ласти психологической науки - нейропсихологии.