Принципы психологического консультирования. Этические аспекты психологического консультирования

2. 3. СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ КОНСУЛЬТАНТА Каждый человек имеет собственную систему ценностей, которая определяет его решения и то, как он воспринимает окружающий мир и других людей. Речь идет о важнейших жизненных критериях. Система ценностей консультанта определяет исходные предпосылки консультирования. Любая проблема личности, как отмечает R. May (1967), это моральная проблема, иначе говоря, каждая проблема личности имеет свой моральный подтекст. Уже сам вопрос, часто задаваемый в консультировании и психотерапии, - "Как я должен жить?" - является сущностным для всех моральных систем. Здесь и возникает второй вопрос: в какой степени собственно процесс консультирования имеет или должен иметь характер ценностной дискуссии, а также в какой степени ценности консультанта должны "участвовать" в процессе консультирования. Если ответ на первый вопрос более или менее ясен - проблемы клиента следует воспринимать как следствие психического и духовного нездоровья, а не как предмет моральности, - то по второму вопросу существуют две крайние позиции. Одна из них - консультант должен быть "объективным", ценностно нейтральным и не вносить в консультативные отношения свою жизненную философию и ценностную систему. Он обязан полностью сконцентрироваться на ценностях клиентов. Это не означает, что идеальным считается консультант, не имеющий собственной системы ценностей, - просто он не должен занимать во время консультирования определенную позицию по моральным и ценностным аспектам. Смысл данной установки консультанта обосновывается тем, что в процессе консультирования клиент, часто благодаря поощрению извне, обучается менять исходные предпосылки своего поведения; самооценка формируется на основании интериоризации оценок окружающих С. Patterson (1958; цит. по. George, Cristiani, 1990) указывает также на целый ряд причин, по которым консультанту следует избегать оказывать воздействие на ценности клиента: - жизненная философия каждого индивида уникальна и нежелательно навязывать ее другим; - ни один консультант не может утверждать, что имее1 полностью развитую, адекватную философию жизни; - наиболее подходящие места для усвоения ценностей - это семья, церковь и школа, а не кабинет консультанта; - индивид развивает собственную этическую систему, пользуясь не одним источником и не за один день, а под влиянием многих жизненных факторов и в течение длительного отрезка времени; - никто не может воспрепятствовать другому человеку в формировании уникальной философии жизни, которая была бы для него самой осмысленной; - клиент имеет право на неприятие этических принципов и философии жизни другого лица.

На противоположном полюсе - мнение Е. Williamson (1958; цит. по: George, Cristiani, 1990), согласно которому консультант должен открыто и ясно демонстрировать клиенту свою ценностную позицию, поскольку попытка быть нейтральным в ценностных ситуациях побуждает клиента полагать, что консультант считает приемлемым и оправданным пагубное с социальной, моральной и правовой точек зрения поведение. Это позиция консультанта - воспитателя, знающего, что хорошо и что плохо. Трудно согласиться с обоими крайними мнениями. Если реально посмотреть на ситуацию консультирования, станет ясно, что полностью исключить ценности консультанта, мировоззренческие аспекты из консультативного контакта с клиентом просто невозможно, если консультирование понимать как отношения двух людей, а не как нечто механическое или заранее запрограммированное. Консультант должен четко знать свои ценности, не скрывать их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Однако ясная ценностная позиция консультанта не подразумевает нравоучений и морализирования. В любом случае влияние ценностей консультанта на клиента имеет свою этическую сторону, если признать, что выдвигаемые консультантом цели и используемые методы отражают и его философию жизни.

Даже прямо не навязывая клиенту свои ценности, однако придерживаясь в работе определенной философии, мы неизбежно "вносим" в консультирование свое воззрение на систему сущностных вопросов жизни.

Клиентка: женщина 30 лет, замужняя, имеет троих детей, старшему из них 10 лет. Проблема, с которой она обратилась за помощью, - трудности в принятии решения: сохранить брак или развестись с мужем, которого она характеризует как не заботящегося о ней и детях, полностью погруженного в свою работу, скучного и самодовольного. Муж отказался участвовать в консультировании по решению семейных проблем, утверждая, что с ним все в порядке, а лечиться нужно жене, так как это ее проблема. Клиентка утверждает, что развелась бы немедленно, если бы не дети, которым, по ее мнению, нужен отец. Главная ее трудность состоит в необходимости принять решение, сохранить ли семью, т. е. выбрать стабильность, пренебрегая отношениями с мужем, или все - таки развестись, т. е. рискнуть по существу изменить свою жизнь. Один из приемлемых выходов она видит в сохранении семьи и в связи с другим мужчиной (или мужчинами) в целях удовлетворения своих эмоциональных и физических потребностей. В столкновении с этим конкретным случаем у консультанта возникает много ценностных вопросов. Одна из причин сохранения брака клиенткой - интересы детей. Что думает об этом консультант - детям полезнее иметь обоих родителей в условиях неудачной модели взаимоотношений мужчины и женщины или лучше уж им стать свидетелями развода? Что вообще думает консультант о браке, семье, разводе, положении детей в семье? Клиентка говорит о внебрачных связях. Что думает консультант об их правомерности? Полезны или деструктивны эти связи для жизни клиентки? Что думает консультант о потребности в безопасности и риске в жизни человека? От ответов на заданные вопросы в немалой степени будет зависеть и процесс консультирования и его результат.

По мнению G. Сопу (1986), консультант или психотерапевт, желая избежать ценностных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам. Важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта, - это семья, секс, аборты, религия, наркотики. Консультанту бесконечно важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой и тем не менее избежать навязывания собственных установок клиентам. Жизненная философия каждого человека и его ценности уникальны Было бы слишком высокомерно думать, что только консультант знает, что такое "хорошая и праведная жизнь" С другой стороны, нейтральность консультанта означает или его амбивалентность в отношении ценностей, или то, что он заботится только о "защите" процесса консультирования от своих ценностей, и это мешает аутентичности и искренности. В процессе консультирования мы должны помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, каким образом они могут изменить поведение или даже сами ценности Следовательно, консультант поднимает вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент на основе собственных ценностей Консультант, ориентируясь на свою систему ценностей, также помогает клиенту лучше понять последствия некоторых решений, поступков для его собственной жизни и благополучия близких ему людей.

Глава 2 КОНСУЛЬТАНТ

  1. Профессия психолога-консультанта

  2. Личность психолога-консультанта

  3. Цели и задачи консультанта

  4. Система профессиональных ценностей консультанта

  5. Профессиональная этика психолога-консультанта

  6. Общие правила и установки консультанта
2.1. Профессия психолога-консультанта

Довольно часто психологи произносят следующую фразу: «Психолог - не профессия, а образ жизни». На наш взгляд, в ней мало правды. Если бы стать психологом было так просто, человек менял бы свой образ жизни на «психологический», не испытывая при этом боли и разочарований, самостоятельно решал бы свои проблемы, не искал ответов на те вопросы, которые тревожат «непсихологов». Поэтому психолог - это, прежде всего, профес­сия, однако весьма специфическая. Психолог-практик, ежедневно работающий с людьми, обретает особый взгляд на мир. Можно го­ворить о формировании профессиональной ментальное™ психо­лога-консультанта как его предрасположенности воспринимать, чув­ствовать, мыслить, действовать определенным образом по отноше­нию к профессионально значимым объектам, себе как профессио­налу и профессиональной деятельности в целом.

В системе профессионального образования Республики Беларусь отсутствует специальность «Психолог-консультант». Не разработа­ны квалификационная характеристика психолога-консультанта, государственный образовательный стандарт 2 , отсутствует профес-

Квалификационная характеристика - документ, содержащий должностные обязанности, характеристику труда, а также перечень основных знаний и навыков, которыми должен обладать специалист.

Государственный образовательный стандарт - документ, в котором опре­делены требования к обязательному минимуму содержания, уровню под­готовки выпускников и максимальному объему учебной нагрузки за время подготовки.

сиограмма, т.е. правовые основы данной профессии. Большинство вузов Республики Беларусь, ведущих подготовку психологов, рабо­тают по стандартам, согласно которым на IV-V курсе студенты изучают предмет «Психологическое консультирование». На этом подготовка к профессиональной деятельности обычно заканчивает­ся, а студенты (слушатели), испытывающие интерес к данной про­фессии, продолжают обучение самостоятельно.

Однако профессия психолог-консультант существует в нашей республике по факту: есть люди, занимающиеся консультировани­ем, есть люди, обращающиеся к ним за помощью. Понятие «пси­холог-консультант» стало обыденным и вошло как в теоретичес­кие разработки, так и в повседневную жизнь.

Профессиональная деятельность психолога-консультанта име­ет структуру, состоящую из ряда взаимосвязанных и взаимообус­ловленных компонентов. Как любая деятельность, она предпола­гает наличие следующих компонентов:

V субъекта (того, кто ее осуществляет, т.е. психолога-консуль­танта);

s объекта (того, для кого она организована, т.е. клиента, кото­рый в консультировании рассматривается как полноправный субъ­ект взаимодействия);

/ целей (на какой результат ориентирована деятельность);

S функций (выполняемых консультантом и клиентом);

/ средств (при помощи которых достигается цель этой дея­тельности).

2.2. Личность психолога-консультанта

" Личность психолога почти во всех теоретических подходах определяется как важнейшее «целительное средство». По суще­ству, основная техника консультирования - «психолог как ин­струмент», т.е. основным средством, стимулирующим совершен­ствование личности клиента, выступает личность консультанта.

Требуемые личностные качества не являются врожденными, а развиваются в течение жизни. Эффективность консультанта опре­деляется не только свойствами личности, но также профессио­нальными знаниями и специальными навыками.

Каким же должно быть сочетание свойств личности, в наи­большей степени обеспечивающее успех консультирования?

Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности:

S проявление глубокого интереса к людям и терпение в обще­нии с ними;

S чувствительность к установкам и поведению людей;

S эмоциональная стабильность и объективность;

/ способность вызывать доверие;

S уважение прав других людей.

В 1964 г. Комитет по надзору и подготовке консультантов установил следующие качества личности, необходимые консуль­танту: 1) доверие к людям; 2) уважение ценностей другой личнос­ти; 3) проницательность; 4) отсутствие предубеждений; 5) самопо-, нимание; 6) сознание профессионального долга (по Р. Кочюнасу).

Анализ требований профессиональной деятельности психоло­га-консультанта к его личности свидетельствует о необходимости наличия у него высоких умственных способностей, социабельнос-ти, эмоциональной устойчивости. Р. Мэй выделяет следующие требования: осознание психологом своих внутренних невротичес­ких ограничений; обретение мужества принимать неудачу и соб­ственное несовершенство; умение радоваться не только достигну­тым целям, но и самому процессу жизни; проявление интереса к людям ради них самих, а не во имя каких-то высших ценностей (религиозных, нравственных или связанных с общественным про­грессом).

Отмечая способность практически решать задачи на общение как специальную способность именно психологов, Н.В. Бачманова и Н.А. Стафурина выделяют в ее структуре пять главных состав­ляющих:

S умение полно и правильно воспринимать человека (наблю­дательность, быстрая ориентация в ситуации и т.п.);

S умение понимать внутренние свойства и особенности чело­века (проникновение в его духовный мир, интуиция);

S умение сопереживать (эмпатия, сочувствие, доброта и ува­жение к человеку, готовность помочь);

S умение управлять самим собой и процессом общения (само­контроль);

S умение анализировать свое поведение (рефлексия).

В отношении пятой составляющей, рефлексии, для практичес­кого психолога особую важность приобретают два ее аспекта. Во-первых, у психолога должно присутствовать ясное осознание того, как он воспринимается партнерами по общению, т.е. клиентами. Во-вторых, необходима профессионально направленная рефлек­сия, предполагающая рефлексирование профессиональной пози­ции, предмета взаимодействия, обобщенной теории и «Я-концеп-ции» психолога (Г.С. Абрамова). Например, низкий уровень про­фессиональной компетентности начинающих психологов связан, прежде всего, с преобладанием житейского подхода, отсутствием профессионально направленной рефлексии и ее содержательного обеспечения научной теорией.

Несовместимыми с работой психолога-консультанта являются следующие компоненты: незрелость личности; низкая сила эго; авторитарность; низкий интеллект; пассивность и замкнутость; от­сутствие эмпатии; невозможность решать проблемы; излишняя за­торможенность; низкая организованность; плохое сопротивление стрессу; потребность в гиперопеке; высокая тревожность; склон­ность использовать клиентов для удовлетворения своих потреб­ностей; неумение быть терпимым к различным побуждениям кли­ентов; невротическая установка в отношении денег.

Возникает вопрос: кого же можно назвать эффективным кон­сультантом? Можно ли говорить о том, что какие-то личностные качества являются препятствием к профессиональной деятельнос­ти? В литературе отмечается, что начинающий консультант успе­шен примерно в 30% случаев, тогда как профессионал - в 60%. Разные подходы и направления предъявляют целый спектр требо­ваний к личности психолога-консультанта. В то же время унифи­кация этих требований абсурдна. С одной стороны, каждому кли­енту требуется «свой» психолог, и консультант, эффективный в работе с одним клиентом, может оказаться совершенно бесполез­ным для другого. С другой стороны, если говорить о наличии «идеального» сочетания личностных качеств для работы в качест­ве психолога-консультанта, это может привести к очередной «охо­те на ведьм», например при отборе студентов на психологические

факультеты. И все же есть качества, способствующие успешному решению профессиональных задач в области психологической

Анализ профессиональной деятельности психолога позволил Р. Кочюнасу включить следующие качества в модель личности эффективного консультанта:

1. Аутентичность (подлинность, искренность, конгруэнт­ность). Необходимо отметить, что не все психологи-консультанты разделяют данную позицию. «Профессиональный мундир» защи­щает психолога от тревоги, страха и неуверенности. Даже в случае сомнения психолог может прибегнуть к техническому приему или уловке, ответить вопросом на вопрос клиента, т.е. не встречаться с последним как личность с личностью. Аутентичный психолог мо­жет озвучивать свои чувства и сомнения, если это помогает про­двинуться в консультировании. Он позволяет себе не знать ответа на все вопросы, может говорить о своих переживаниях и соб­ственном опыте, проявляет свое истинное «Я» как в своих непо­средственных реакциях, так и в поведении в целом.

Д. Бьюдженталь выделяет три основных признака аутентично­го существования:

f полное осознание настоящего момента; s выбор способа жизни в данный момент; S принятие ответственности за свой выбор. Подлинное, или аутентичное, существование - это достаточно сложная и ответственная жизнь. Однако в пользу такого выбора свидетельствует тот факт, что единственный шанс прожить свою, а не чужую жизнь дается тому, кто является собой, не прячет свое истинное «Я» под маску.


  1. Открытость собственному опыту. Здесь открытость пони­мается как искренность в восприятии собственных чувств. Социаль­ный опыт учит нас отбрасывать отрицательные чувства («Нельзя обижаться на родителей!»; «Мальчики не плачут!» и т.д.). Эффек­тивный консультант не должен вытеснять чувства, которые в этом случае становятся иррациональными, источником неконтролируе­мого поведения.

  2. Развитие самопознания. Чем лучше психолог знает и пони­мает себя, тем больше возможность выбора различных способов жизнедеятельности в различных ситуациях. Ответ на вопрос о возможности помощи другому человеку кроется в самооценке кон­сультанта, адекватности его отношения к собственным способнос­тям и вообще к жизни.
36

  1. Сила личности, или сильное «ego» - обязательное условие успешной деятельности. Психолог делает выбор, понимая как свои чувства и желания, так и общественные нормы, ценности, социо­культурные факторы, требования среды. Руководство собственной внутренней позицией позволяет консультанту чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.

  2. Профессиональная и личностная идентичность. Именно идентичность позволяет обеспечить личности целостность, тожде­ственность и определенность. Э. Эриксон определил идентичность как внутреннюю «непрерывность самопереживания индивида», «длящееся внутреннее равенство с собой», как важнейшую харак­теристику целостности личности, интеграцию переживаний чело­веком своей тождественности с определенными социальными группами. Идентичность означает тождество между тем, что име­ется в сознании, и тем, какое это находит выражение во внешнем поведении. Идентичность человеку не дана, ее развитие описыва­ется не термином «формирование», а терминами «достижение» и «становление». Таким образом, психолог-консультант должен знать, кто он, кем может стать, чего хочет от жизни, что на самом деле для него важно, а что - нет.

  3. Толерантность к неопределенности. Консультанту необхо­дима уверенность в себе в ситуациях неопределенности, так как невозможно предугадать, с каким клиентом, с какой ситуацией он столкнется. Переносить напряжение в ситуации неопределенности помогают уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений.

  4. Принятие личной ответственности. Многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, и он несет ответственность за свои действия. Понимание этой ответ­ственности и разделение ее с клиентом позволяют свободно осу­ществлять выбор - соглашаться с позицией клиента или вступать в продуктивную конфронтацию.

  5. Глубина отношений с другими людьми. Для консультанта очень важным является умение разделять личные и профессио­нальные отношения. Не стоит пытаться делать клиентов из дру­зей, как и вступать в близкие личные отношения с клиентами. Те­рапевтические отношения - совершенно особые. Они являются очень важными и глубокими, однако качественно отличаются от обычных отношений.

  6. Оценка других людей. Оценочная деятельность не является основной в работе консультанта (в отличие, например, от педаго­га). Однако в ходе консультации психолог оценивает людей - их
37

чувства, взгляды, своеобразные черты, особенности взаимодей­ствия с другими людьми, для более глубокого понимания их спо­соба «бытия-в-мире». Важно делать это без осуждения и наклеи­вания ярлыков. Обратная связь, которую дает консультант клиен­ту, позволяет последнему как в зеркале увидеть свое поведение. Однако принятие сказанного консультантом возможно лишь в том случае, если его слова нацелены на оказание клиенту помощи в понимании себя, своих поступков с целью изменения неэффек­тивного поведения.


  1. Возможность выражения чувств. Эффективный консуль­тант не боится свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе перед клиентами. Такое поведение является проявлением аутентичности. В то же время консультант способен к сдерживанию тех чувств, выражение которых неуместно, может испугать либо оттолкнуть клиента.

  2. Постановка реалистичных целей. Консультант с самого на­чала должен осознавать наличие ограничений, как объективных, связанных с внешней средой, так и субъективных, связанных с личностью клиента. Если консультант ставит нереальные цели, это может привести его к разочарованиям.
Эффективный консультант - это, прежде всего, зрелый чело­век. Именно поэтому в отдельных направлениях психолог начинает самостоятельную профессиональную деятельность после 30 лет. Чем более разнообразной, разносторонней, активной является его личная и профессиональная жизнь, тем более эффективной ока­зывается и его деятельность.

2.3. Цели и задачи консультанта

Бесспорно, главной целью психологического консультирова­ния является оказание психологической помощи. Но в чем имен­но выражается эта помощь? Данный вопрос не имеет однозначного ответа. Различные психологические и психотерапевтические на­правления по-разному определяют приоритетность целей психо­логического консультирования.

Профессиональная деятельность психоаналитика направлена на решение следующих задач: перевод в сознание вытесненного в бессознательное материала; помощь клиенту в воспроизведении раннего опыта и анализе вытесненных конфликтов; реконструиро­вание базисной личности.

Психолог адлерианского направления трансформирует жизнен­ные цели жизни клиента; помогает клиенту в формировании со-

циально значимых целей; корректирует ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми.

Бихевиорист ставит целью исправление неадекватного поведе­ния и обучение эффективному поведению.

Рационально-эмотивный психотерапевт пытается устранить «са­моразрушающий» подход клиента к жизни и помочь сформиро­вать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем.

Клиент-центрированный психолог создает благоприятный кли­мат в ситуации консультирования, способствующий самоисследо­ванию и распознанию факторов, мешающих росту личности; по­ощряет открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтан­ность.

Психолог экзистенциального направления помогает клиенту осознать свою свободу и собственные возможности, идентифи­цировать блокирующие свободу факторы, побуждает клиента к принятию ответственности за то, что с ним происходит (Р. Ко-чюнас).

Консультанты могут иметь различные цели в зависимости от потребностей клиента. Например, это может быть помощь, на­правленная на выведение клиента из состояния депрессии, на раз­витие необходимых жизненных умений и навыков, на пережива­ние кризисных периодов и др.

Таким образом, сложно говорить о каких-то универсальных целях консультирования. Р. Кочюнас определяет цели психологи­ческого консультирования как континуум, на одном полюсе кото­рого находятся общие, глобальные, перспективные цели, а на дру­гом - специфические, конкретные, краткосрочные. В направлени­ях, ориентированных на перестройку личности, большее значение придается перспективным целям, а в направлениях, ориентиро­ванных на изменения поведения,- конкретным (т.е. между ними нет противоречия).

В наиболее общем виде цели консультирования связаны с ре­шением следующих задач:

s с исправлением, коррекцией, преодолением конкретного пси­хологического затруднения;

s с обеспечением личностного роста и развития клиента (Р. Нельсон-Джоунс, 2000).

В каждом конкретном случае цель зависит как от потребно­стей клиента, так и от теоретической ориентации консультанта.

Р. Джордж иТ.Кристиани выделяют следующие универсальные ~цёлТ17^1юминаемые теоретиками разных шкод;

1) помощь клиенту в изменениях поведения с целью более

продуктивной жизни;


  1. совершенствование способности клиента устанавливать и поддерживать межличностные отношения путем обучения клиен­та более эффективному, их построению;

  2. развитие навыков преодоления трудностей при_ столкнове­нии с новыми жизненными требованиями и обстоятельствами (to
соре);

4) содействие эффективному принятию клиентом жизненно важ­
ных pbjaejnra ^распределение времени: и энергии, оценка послед­
ствий, .риска* . тлаСШЩ/^Ш^^^^Ш^^ 1 ^^ изучение особен­
ностей личности, преодоление эмоциональных стрессов)*,

5) фасилитация личностного роста клиента и развитие его по-
тенциайьных возможностейГВ ходе"кЪЖу^ьтирования необходимо
стремиться к созданию условий для максимальной сшбодаисамовы-
ражения клиента (с учетом есте^таенных социальных ограничений),
развитию "способности клиента находиться в контакте со своим
окружением и с собственными реакциями^ возникающими в процес­
се взаимодЗгствия с окружающим миром, а также.неповышению
личной ответственности клиентов за ход их собственной жизни.

Для достижения поставленных целей консультанту необходи­мо уметь решать следующие задачи:

s осуществление диагностики и выявление проблем, имеющих­ся у клиента;

S планирование хода консультативного процесса;

S формулирование психологического диагноза, основанного на используемой консультантом системе представлений о развитии

человека;

s планирование общей стратегии консультирования, основан­ной на данных психодиагностики;

s учет возможных осложнений (рецидивов) с целью миними­зации их появления;

S доведение намеченных мероприятий до их логического за­вершения;

S гибкое варьирование стратегией и тактикой консультатив­ного процесса при выявлении у клиента новых проблем в ходе

консультирования.

В процессе консультирования при взаимодействии консультан­та и клиента происходит формулировка и переформулировка их (клиента и консультанта) целей и задач. Реализация целей кон-

сультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента. Чтобы успешно сочетать свои общие задачи и конкретные цели клиента, консультанту необходимо с самого начала задать клиенту вопро­сы: «Чего Вы ожидаете от нашего общения?»; «Каковы Ваши же­лания?» и т.п. Если клиент имеет только самое общее представле­ние о консультировании, он не способен должным образом сформулировать цели. Консультанту необходимо проинформиро­вать клиента о том, что обычно происходит во время консультатив­ных встреч. Такое информирование способствует лучшему понима­нию клиентом возможностей и ограничений консультирования.

2.4. Система профессиональных ценностей консультанта

Система ценностей чаще всего определяется как важнейший фактор организации жизнедеятельности, механизм регуляции активности и показатель зрелости личности. Под ценностью обычно понимается явное или неявное характерное для человека (группы) представление «о должном» 1 , влияющее на выбор воз­можных средств, вариантов, типов и целей действия. Социальные ценности, преломляясь через внутренний мир и жизненный опыт человека, образуют индивидуальные ценностные ориентации. Проблема последних особенно важна для профессий типа «человек-человек», к которому относится и профессия психолога-консуль­танта.

Профессиональная деятельность психолога направлена на по­знание, понимание личности другого человека. Очевидно, что каждый человек имеет собственную уникальную систему ценност­ных ориентации, которая определяет его представления об окру­жающем мире и принимаемые им решения относительно каждой проблемы. Таким образом, от психолога требуется не только глу­бокая профессиональная подготовка, но и особое «профессио­нальное видение мира», предполагающее наличие специфической системы ценностей.

Явно или неявно профессиональные ценности включаются в любую психологическую теорию консультирования и психотера­пии. Важность ценностей подтверждает исследование М.А. Ту­линой, показавшей, что в создании системной теории профессио­нальной деятельности (систематической эклектики) психолог

Как известно, ценности не могут быть отождествлены со знаниями, так как «суждения о должном» нельзя вывести из «суждений о сущем» (Д. Юм).

может использовать самые разнообразные теоретические построе­ния, гипотезы, понятия, конструкты, модели, метафоры и анало­гии, если соблюдается подчиненность разработок общеопределяе­мым профессиональным ценностям. Содержание ценностей реа­лизуется в профессиональной этике психолога.

В работе психолога тесно переплетаются личные и профессио­нальные ценности.

Пример. За консультацией обращается женщина 27 лет, имею­ щая двоих детей. Она беременна в третий раз. Свою проблему жен­ щина формулирует следующим образом: «Муж хочет третьего ребен­ ка, а я не знаю, что делать. Я - филолог, окончила университет, но ни дня не работала. Боюсь, что вся жизнь уйдет, а я ничего не успею сделать. Скажите, рожать мне третьего ребенка или нет?» Консуль­ тант - женщина, не состоящая в браке и очень высоко ценящая возможность профессиональной самореализации. В данном конкрет­ ном случае личные и профессиональные ценности консультанта вхо­ дят в противоречие.

Для психолога особую важность приобретают следующие воп­росы: в какой степени консультирование должно носить характер ценностной дискуссии, а также в какой степени личные ценности консультанта должны быть представлены в процессе консульти­рования? На этот счет существуют две противоположные точки зрения:


  1. Консультант должен быть объективным, ценностно-нейтраль­ным и не вносить в консультативные отношения свою жизненную философию и ценностную систему.

  2. Консультант должен открыто и ясно демонстрировать кли­енту свою ценностную позицию, поскольку попытка быть ней­тральным в ценностных ситуациях побуждает клиента полагать, что консультант считает оправданным пагубное с социальной, мо­ральной и правовой точек зрения поведение.
Если реально посмотреть на ситуацию консультирования, то невозможно полностью исключить личные ценности из консуль­тативного процесса. Основываясь на своих предпочтениях, убеж­дениях, ценностях, консультант имеет собственные представления о том, что полезно для его клиента. Каждый раз ему приходится решать дилемму: работать исходя из собственных ценностей или из предпочтений клиента.

В повседневном общении мы свободно высказываем свою точ­ку зрения на ряд вопросов. В консультативном процессе такое по^ ведение может нанести вред клиенту. Например, когда клиент просит конкретный совет по жизненно важному вопросу, психо-

лог может попасть в следующую ловушку. Если данный психологом совет не помог, клиент перекладывает всю ответственность на кон­сультанта и чувствует разочарование в консультировании. В слу­чае, когда совет оказался эффективным, клиент получает позитив­ное подкрепление и в следующей сложной ситуации опять отпра­вится за помощью к психологу, не пытаясь решить проблему са­мостоятельно.

Иллюстрацией может послужить следующая притча из ЭСТа. в изложении Л. Рейнхарда.

«Если мы посадим крысу в лабиринт с четырьмя тоннелями и всегда будем класть сыр в четвертый тоннель, крыса через некоторое время научится искать сыр в четвертом тоннеле. Хочешь сыр? Зип-зип-зип в четвертый тоннель - вот и сыр. Опять хочешь сыр? Зип-зип-зип в четвертый тоннель - вот и сыр.

Но через некоторое время великий бог в белом халате кладет сыр в другой тоннель. Крыса зип-зип-зип в четвертый тоннель - сыра нет. Крыса выбегает. Опять в четвертый тоннель. Сыра нет. Выбе­гает. Через некоторое время крыса перестает бегать в четвертый тоннель и поищет где-нибудь еще.

Разница между крысой и человеком проста - ЧЕЛОВЕК БУДЕТ БЕГАТЬ В ЧЕТВЕРТЫЙ ТОННЕЛЬ ВЕЧНО! ВЕЧНО! ЧЕЛОВЕК ПОВЕРИЛ В ЧЕТВЕРТЫЙ ТОННЕЛЬ. Крысы ни во что не верят, их интересует сыр. А человек начинает верить в четвертый тоннель и СЧИТАЕТ, ЧТО ПРАВИЛЬНО БЕГАТЬ В ЧЕТВЕРТЫЙ ТОННЕЛЬ, НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, ЕСТЬ ТАМ СЫР ИЛИ НЕТ. Человеку боль­ше нужна правота, чем сыр»-.

Консультант должен учитывать последствия своего влияния на выбор клиента. Для этого необходимо осознание собственных ценностей и умение не предъявлять их клиенту в виде образца для подражания. Важным критерием уровня развития профессио­нализма является степень интегрированности профессиональных и личных ценностей консультанта в непротиворечивую форму.

Ценностная позиция консультанта не подразумевает нраво­учений или морализаторства. Ценностная нейтральность психоло­га - ключевой момент терапевтических отношений. Быть ценност­но-нейтральным не означает прятать свои истинные чувства от кли­ента под профессиональной маской. В отдельных случаях предъ­явление консультантом собственной ценностной позиции может оказать огромный психотерапевтический эффект.

По мнению Дж. Корри, консультант, желая избежать ценност­ных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам, в частности, вопросам семьи, секса, абортов, религии, наркотиков, службы в армии. Консуль-

танту важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой и в то же время избежать навязывания собственных установок клиентам. В про­цессе консультирования важно помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностных ориентации и принять самостоя­тельное решение. Иногда в процессе консультирования изменяет­ся не только поведение клиента, но и его ценности. Консультант не дает готовых советов - он только расширяет зону осознавания клиента, а последний ищет решения и делает выбор на основе собственных ценностей.

2.5. Профессиональная этика психолога-консультанта

Психологическое консультирование как процесс психологи­ческой помощи строится на этической основе, так как мораль­но-нравственные принципы играют важную роль в жизни каждого человека и всегда носят индивидуально-личностный характер. Как уже упоминалось, в силу специфики своей профессии кон­сультант часто сталкивается со сложными этическими проблема­ми, иногда создающими препятствия для работы.

В консультативном процессе участвуют, по меньшей мере, два человека - консультант и клиент, поэтому следует различать эти­ку каждого из них. Консультанту необходимо помнить, что, поми­мо его собственных нравственных принципов, существуют про­фессиональные этические нормы при оказании психологической помощи. У клиента также есть собственные этические принципы, в соответствии с которыми он строит свою жизнь. В ситуации консультирования происходит соприкосновение этических норм и принципов психолога и клиента.

В большинстве стран разработаны и применяются кодексы эти­ческих принципов, в которых определены границы ответственнос­ти и конфиденциальности психолога, его профессиональная ком­петентность, решение вопросов оплаты и рекламы. Мы приведем основные этические принципы.

1. Конфиденциальность. Это одно из основных правил, позво­ляющее клиенту чувствовать себя в безопасности в ситуации кон­сультирования. Если психолог хочет наладить с клиентом довери­тельные отношения, ему необходимо уметь соблюдать правило конфиденциальности. В том случае, когда психолог хочет провес­ти аудио- или видеозапись сессии, наблюдение третьими лицами че­рез зеркало одностороннего видения, ему необходимо получить

предварительно письменное разрешение клиента. В соглашении необходимо указать цель использования записи: только для су­первизора; для занятий со студентами; для конференции; для пуб­ликации в качестве иллюстрации и др.

Существуют определенные границы использования принципа конфиденциальности. В большинстве стран он считается нару­шенным в следующих случаях:

S существует угроза для жизни клиента или других людей;

S психолог получил информацию о противозаконных действиях;

s совершается насилие (жестокое обращение, развращение и др.) над несовершеннолетними детьми;

s клиент болен и нуждается в госпитализации.

2. Ответственность психолога перед клиентом. Когда психо­
лог начинает работать с клиентом, он принимает на себя ответ­
ственность за собственные услуги, которая включает в себя:

^установку психолога на доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту;

f отказ от превышения собственных полномочий (например, выдачи готовых советов и рекомендаций клиентам);

*/ принятие клиента таким, какой он есть, независимо от его пола, возраста, вероисповедания, национальности;

S направление клиента к другим специалистам, если психолог не может или не хочет оказывать профессиональную помощь;

s ориентация во время консультирования не на социально принятые нормы и правила, а на жизненные принципы и идеалы клиента;

^ разграничение психологом профессиональных и личных от­ношений.

3. Профессиональная компетентность психолога. Уровень про­
фессиональной подготовки психолога-консультанта должен соот­
ветствовать профессиональным стандартам. Психологу необходимо
адекватно оценивать уровень и пределы своей профессиональной
компетентности, четко осознавать границы собственных профес­
сиональных возможностей и не пытаться решать проблемы в тех
сферах, где он может оказаться некомпетентным. Психолог дол­
жен обратиться за помощью к супервизору или коллеге в следую­
щих случаях:

^ он столкнулся с такими собственными нерешенными проб­лемами или конфликтами, которые мешают проведению консуль­тирования;

s проблема клиента выходит за рамки его профессиональных возможностей.

Психолог-консультант должен повышать уровень своей про­фессиональной квалификации: изучать профессиональную лите­ратуру, участвовать в профессиональных семинарах, конференци­ях, съездах, обучающих программах и др.


  1. Вопросы оплаты. В нашей республике существуют центры, где клиент может получить бесплатную психологическую помощь. В то же время развивается рынок платных психологических ус­луг. Психолог может заключать финансовые соглашения с клиен­тами с учетом как своей квалификации, так и платежеспособности клиента 1 . Стоимость услуг психолога оговаривается в начале кон­сультирования. Психолог-консультант не должен завышать стои­мость своих услуг, а также требовать плату за направление клиен­та к коллегам или другим специалистам.

  2. Реклама профессиональной деятельности. Психолог должен объективно информировать работодателей и клиентов о себе и ха­рактере предоставляемых услуг. В характеристике (резюме) нуж­но указывать лишь те знания, навыки и умения, которые психолог получил в соответствии с утвержденными программами образова­ния 2 . В случае появления неточной информации необходимо вне­сти коррективы, соответствующие реальному положению дел. Реклама профессиональной деятельности в периодических изда­ниях, буклетах, визитках должна отражать уровень квалификации и опыт работы психолога, его координаты, часы приема, стои­мость услуг.
Несмотря на то, что почти во всех странах существуют кодексы профессиональной этики психолога, имеются объективные причи­ны, затрудняющие «всегда-и-везде» следовать этическим принци­пам и нормам. В качестве этих причин Р. Джордж и Т. Кристиани называют следующие:

S каждый консультативный контакт уникален, поэтому слож­но соблюдать одинаковые нормы поведения во всех ситуациях консультирования;

1 В большинстве стран услуги психолога (как и врачей) оплачиваются через
страховые компании.

2 На сегодняшний день в Республике Беларусь отсутствуют учебные заведе­
ния, в которых психолог-консультант мог бы повысить свою квалификацию
или подтвердить дипломы (сертификаты), полученные в других странах.
Поэтому любой психолог с дипломом любого образца на сегодняшний
день может объявить себя «психоаналитиком», «семейным консультан­
том», «гештальт-терапевтом» и начать профессиональную деятельность,
не получая лицензии и не подтверждая своей квалификации.

S в случаях, когда консультант работает в каком-либо учреж­дении (школе, поликлинике, центре и др.), ценностные ориента­ции учреждения могут не совпадать или вступать в противоречие с этическими нормами консультанта;

S существуют такие этически противоречивые ситуации, в ко­торых консультант, придерживаясь одной нормы, обязательно на­рушает другую, т.е. этические нормы нарушаются"при любом вы­боре.

Такие дилеммы свидетельствуют об ограниченности кодексов профессиональной этики в профессиональной деятельности пси­холога-консультанта.

В настоящее время в Беларуси отсутствуют общепринятые про­фессионально-этические нормы деятельности практических пси­хологов. Существуют лишь методические рекомендации Минис­терства образования, где излагаются этические нормы, которыми должен руководствоваться педагог-психолог. Однако сообщество психологов (и общество в целом) пока еще не осознало необходи­мость правовой, этической и профессиональной регуляции дея­тельности психологов-консультантов.

2.6. Общие правила и установки консультанта

Прежде чем перейти к специфическим правилам и требовани­ям к работе консультанта, мы посчитали целесообразным изло­жить наиболее общие из них, обычно опускаемые в специальной литературе.


  1. Проводя сессию, консультант должен быть сыт, так как в противном случае мысли о еде, к которым приводит неудовлетво­рение одной из базовых потребностей, будут сильнее мыслей о клиенте.

  2. Консультант должен быть сексуально удовлетворен, иначе увеличивается вероятность появления контрпереноса либо прое­цирования собственных проблем на клиента (в более широком контексте следует говорить об умении консультанта работать со своими сексуальными проблемами).

  3. Консультант должен находиться в ясном состоянии созна­ния. Недопустима сонливость, прием транквилизаторов, алкоголя, наркотиков.
В процессе консультирования особую важность приобретают профессиональная компетентность, личностные качества и уста­новки консультанта. Следующие общие правила делают процесс консультирования более эффективным.

  1. Правило уникальности: все люди отличаются друг от дру­га, поэтому каждая ситуация консультирования уникальна и не­повторима.

  2. Правило динамичности: консультирование - не статич­ный, а динамический процесс, поэтому клиент и консультант по­стоянно изменяются в соответствии с их отношениями.

  3. Правило ответственности: лучший эксперт проблемы - сам клиент, поэтому необходимо помочь ему принять ответствен­ность за решение его проблем.

  4. Правило безопасности: чувство безопасности клиента важ­нее, чем представления консультанта о необходимости прояснить те или иные аспекть!~ситуации, т.е. неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.

  5. Правило профессиональной компетентности и включен­ ности: помогая клиенту, консультант должен использовать все свои профессиональные и личностные возможности.

  1. Правило нестабильности: в процессе консультирования улучшения часто сменяются ухудшениями, поэтому не следует ожидать успеха от каждой отдельно взятой встречи.

  2. Правило профессиональных ограничений: компетентный консультант осознает уровень своей профессиональной квалифи­кации и собственные ограничения, отвечает за соблюдение этичес­ких норм и оказание необходимой помощи клиентам.

  3. Правило мультипарадигмальности: для решения каждой проблемы можно использовать различные теоретические подходы, поэтому психолог должен развивать обобщенную теорию.

  4. Правило безоценочности: консультант не должен оцени­вать клиента или давать ему советы; его задача - дойти с клиен­том до уровня осознания им своей проблемы.
10. Правило принятия неразрешимых проблем: некоторые про­
блемы в принципе невозможно решить (например, проблему экзис­
тенциальной вины). В таких случаях задача консультанта - по­
мочь клиенту понять неизбежность ситуации и смириться с ней.

Эффективное консультирование - это процесс, который осу­ществляется вместе с клиентом, но не вместо него.

Существуют также определенные ролевые функции консуль­ танта, к которым относятся:

S построение отношений консультанта с клиентом на взаим­ном доверии;

S выявление того, как сами клиенты себя понимают, опора на их интуицию, опыт и ресурсы;

S фокусирование внимания консультанта на реальных обстоя­тельствах жизни клиентов, выявление позитивных ресурсов и силь­ных сторон клиентов;

* создание вокруг клиентов доброжелательной и принимаю­щей психологической атмосферы;

S отслеживание и минимизация консультантом собственных попыток манипулирования клиентом;

S постоянное совершенствование консультантом своей профес­сиональной деятельности в области консультирования (овладение новыми знаниями, умениями, техниками; рефлексия; прохожде­ние супервизии и др.).

И, наконец, самое важное правило, о котором часто забывают психологи - консультант не должен знать больше клиента. Это значит, что «наивный» консультант пытается понять клиента, его представления о проблеме, о нем самом и об окружающем мире в противовес «всезнающему» консультанту, который может определить проблемы клиента уже по тому, как последний входит в дверь.

Вопросы для самоконтроля


  1. Расскажите о специфике профессиональной деятельности пси­холога-консультанта.

  2. Перечислите ролевые функции психолога-консультанта.

  3. Перечислите требования к личности консультанта.

  4. Какие личностные качества психолога-консультанта способ­ствуют эффективности процесса консультирования?

  5. Перечислите цели и задачи деятельности психолога-консуль­танта.

  6. Как ценности консультанта проявляются в процессе консуль­тирования?

  7. На каких этических нормах строится психологическое кон­сультирование?
Литература

Гринсон P . P . Техника и практика психоанализа. М., 2003. Джордж Р., Кристиани Т. Консультирование: теория и практика. М., 2002

Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. СПб., 2001

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2000.

Что больше всего влияет на консультанта?

Каждый человек имеет собственную систему ценностей, которая определяет его решения и то, как он воспринимает окружающий мир и других людей. Речь идет о важнейшие жизненные критерии. Система ценностей консультанта определяет исходные предпосылки консультирования. Любая проблема личности, как отмечает R. May (1967), это моральная проблема; иначе говоря, каждая проблема личности имеет свой моральный подтекст. Уже сам вопрос, который ставится в консультировании и психотерапии, - "Как я должен жить?" - является сущностным для всех моральных систем. Здесь и возникает второй вопрос: в какой степени процесс консультирования имеет или должен иметь характер ценностной дискуссии, а также в какой степени ценности консультант должен "участвовать" в процессе консультирования. Если ответ на первый вопрос более-менее ясно - проблемы клиента следует воспринимать как следствие психического и духовного расстройства, а не как предмет моральности, то относительно второго вопроса есть две крайние позиции.

Одна из них - консультант должен быть "объективным", ценностно-нейтральным и не вносить в консультативные отношения свою жизненную философию и ценностную систему.

Консультант обязан полностью сконцентрироваться на ценностях клиентов. Это не означает, что идеальным считается консультант, который не имеет собственной системы ценностей, - просто он не должен занимать во время консультирования определенную позицию в моральных и ценностных аспектах. Смысл данной установки консультанта основывается на том, что в процессе консультирования клиент, часто благодаря поощрению извне, обучается менять исходные предпосылки своего поведения; самооценка формируется на основании интериоризации оценок окружающих.

С. Patterson (1958) цит. по: George, Cristiani, 1990) указывает также на целый ряд причин, по которым консультанту следует избегать влияния на ценности клиента:

o жизненная философия каждого индивида уникальна и нежелательно навязывать ее другим;

o ни один консультант не может утверждать, что имеет полностью развитую, адекватную философию жизни;

o наиболее подходящие места для усвоения ценностей - это семья, церковь и школа, а не кабинет консультанта;

o индивид развивает собственную этическую систему, пользуясь не одним источником и не за один день, а под влиянием многих жизненных факторов и в течение определенного отрезка времени;

o никто не может воспрепятствовать другому человеку в формировании уникальной философии жизни, которая была бы для него осмысленной;

o клиент имеет право на неприятие этических принципов и философии жизни другого лица.

На противоположном полюсе - мнение Э. Williamson (1958) цит. по: George, Cristiani, 1990), согласно которому консультант должен открыто и ясно демонстрировать клиенту свою ценностную позицию, поскольку попытка быть нейтральным в ценностных ситуациях побуждает клиента полагать, что консультант считает приемлемым и оправданным пагубное с социальной, морального и правового аспектов поведения. Это позиция консультанта-воспитателя, что знает, что хорошо и что плохо.

Трудно согласиться с обоими крайними мнениями. Если реально посмотреть на ситуацию консультирования, станет ясно, что полностью исключить ценности консультанта, мировоззренческие аспекты из консультативного контакта с клиентом просто невозможно, если консультирование понимать как отношения двух людей, а не как нечто механическое или заранее запрограммированное. Консультант должен четко знать свои ценности, не скрывать их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Однако ясная ценностная позиция консультанта не подразумевает морализирование. В любом случае влияние ценностей консультанта на клиента имеет свою этическую сторону, если признать, что выдвигаемые консультантом позиции и используемые методы отражаются на его философии жизни, даже прямо не навязывая клиенту свои ценности, однако придерживаясь в работе определенной философии, мы неизбежно "включаем" в консультирование свой взгляд на систему сущностных вопросов жизни.

По мнению С Соггу (1986), консультант или психолог, желая избежать ценностных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам. Важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта, - это семья, секс, аборты, религия, наркотики.

Консультанту важно знать, какое влияние его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой и тем не менее избежать навязывания собственных установок клиентам. С другой стороны, нейтральность консультанта означает или его амбивалентность в отношении ценностей, или то, что он заботится лишь о "защите" процесса консультирования от своих ценностей, и это мешает аутентичности и искренности.

В процессе консультирования мы должны помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, каким образом они могут изменить поведение или даже сами ценности. Итак, консультант поднимает вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент на основе собственных ценностей. Консультант, ориентируясь на свою систему ценностей, также помогает клиенту лучше понять последствия некоторых решений, поступков для его собственной жизни и благополучия близких ему людей.

Профессия психолога-консультанта интересна и дает немало полезного самому консультанту. Какая другая профессия позволяет так глубоко и близко познать столько разных людей? отчасти она придает чувство удовлетворенности собой, особенно когда тебя ценят клиенты, когда ты уверен, что смог помочь.

Влияние не всегда заметен со стороны, но его настоящую цену чувствует сам консультант. А. Storr (1980) выделяет несколько важных аспектов этой "платы":

o угроза утратить идентичность и "раствориться" в клиентах;

o отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья);

o угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни.

Консультанты порой забывают, что их преимущество в познании клиентов несколько относительная, поскольку они воспринимают клиентов в специфических условиях и, как правило, непродолжительное время. Консультанты не имеют возможности наблюдать за деятельностью клиентов в реальной жизни и только с их слов знают об их тревогах, страхах, неудачах, и в меньшей степени - о достижениях.

Чаще всего консультант преувеличивает личностные нарушения клиента, и самым главным следствием ошибочного представления становится ориентация на лечение, а не на понимание и выявление позитивных аспектов жизни. Ориентация на лечение слишком связывает консультанта с клиентом, требует от его больших усилий, что нужны в действительности, и, наконец, заставляет смотреть на жизнь сквозь "темные очки" (Кочунас Р., 1999).

Увлеченность профессиональной деятельностью отчасти заставляет страдать семью консультанта. Во-первых, требования этики не позволяют консультанту делиться с семьей своими "психологических" впечатлениями, поэтому члены семьи лишь приблизительно знают, чем занимается консультант. Во-вторых, консультирование требует больших эмоциональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье. Когда на работе весь день приходится выслушивать Других людей и углубляться в их заботы, вечером бывает трудно проникнуться заботами жены или мужа и детей. И это не единственные проблемы, которые выдвигает профессия консультанта.

Психологическое консультирование и психотерапия относится к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим слишком условные критерии успеха.

Представителям этих профессий грозит опасность "синдрома сгорания" (Paine, 1981; Maslach, 1982; Corey, 1986).

"Синдром сгорания" - сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение вследствие длительного эмоционального напряжения. Этот синдром, по мнению Corey (1986) и Naisberg-Fennig с соавторами (1991), выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошения, недостатке энергии и энтузиазма, способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, емпатичні, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку), склонны отождествлять себя с другими чертами, более характерными для этого синдрома (Edelwick, Brodsky, 1980).

Какие причины зачастую способствуют "синдрома сгорания"? Не претендуя на полное перечисление, назовем лишь некоторые, важнейшие из них:

o монотонность работы, особенно если ЕЕ смысл кажется сомнительным;

o вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

o работа с "немотивированными" клиентами, которые постоянно противятся усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты работы;

o напряженность и конфликты в профессиональной жизни,

o недостаточная поддержка со стороны коллег и их критицизм;

o недостаточность условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а ограничиваются экспериментирование и инновации;

o работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

o нерешенные личностные конфликты.

Одним из существенных факторов, преграждают увеличение "синдрома сгорания", является принятие личной ответственности за свою работу. Если консультант из-за неудач или плохого самочувствия занимает пассивную позицию и обвиняет окружающих, чувство бессилия и безнадежности лишь увеличивается. Ответственность может быть перенесена вовне различными способами: "Мне не везет, потому что клиенты противятся консультированию и это хотят ничего менять в жизни"; "Во всем виновата организация труда, а от меня это все не зависит"; "У меня слишком много клиентов и мало времени для каждого из них" и т. п. Такая пассивная позиция консультанта заставляет его капитулировать перед внешними обстоятельствами и чувствовать себя жертвой, что с остальными способствует возникновению профессионального цинизма. Поэтому консультанту особенно важно испытывать чувство ответственности и уметь работать даже при наличии ограничений и препятствий. Вместо перекладывания вины за собственное бессилие на окружающие обстоятельства, лучше направить свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об изменении самих условий.

Существует также немало конкретных способов предотвращения развития "синдрома сгорания":

o культивирование других интересов, не связанных с консультированием; Zrazs (1965) указывает, что специалист принимает ежедневно до ось-ми-десяти клиентов, нет шансов работать на высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы совместить работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;

o внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;

o поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;

o удовлетворение социальной жизнью; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;

o стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;

o способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;

o открытость новому опыту;

o обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, большую от той, которую он сам имеет);

o чтение не только профессиональной, но и другой литературы, просто для своего удовольствия;

o участие в семинарах, конференциях, во время которых возникает возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;

o периодическая совместная работа с коллегами;

o участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить личные проблемы, связанные с консультативной работой.

Итак, чтобы избежать "синдрома сгорания", консультант должен оценивать свою жизнь - живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным консультантом.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие права имеет психолог-консультант?

2. Что означает для психоконсультанта выражение "глубокое осознание специфики профессии"?

3. Аргументируйте мнение о том, что увлеченность профессиональной деятельностью отчасти заставляет страдать семью консультанта.

В советское время психология была наукой почти что подпольной. Все проблемы человек должен был решать либо самостоятельно, либо с помощью партсобрания или комсомольской ячейки. Относительная новизна психологического консультирования - общедоступного и разнообразного - способствовала тому, чтобы люди начали обращаться со своими внутренними конфликтами к специалистам. Тем не менее, в отличие от Запада, эта отрасль науки и услуг пока еще остается в зачаточном состоянии.

Чем может помочь психолог?

Каковы плюсы и минусы психологического консультирования, если мы взглянем на это глазами обывателя? Преимущества очевидны лишь для неискушенных. Именно они считают, что удачный сеанс психологического консультирования поможет раз и навсегда решить все личностные проблемы данного человека, а следовательно - сделает его "уживчивым" и "положительным". Однако работа со "знатоком душ", даже имеющим университетское образование и - это длительный процесс. Кроме того, в большинстве случаев - дорогостоящий. Один сеанс психологического консультирования может стоить около ста долларов. При этом результаты - во всяком случае, с точки зрения житейской - весьма сомнительны. К примеру, мы идем на консультацию, чтобы решить проблемы в партнерских отношениях. Но при этом психолог не может - просто не имеет права - давать нам конкретные советы.

Единственное, в чем он может помочь - чтобы мы осознали наши потребности и желания, наши возможности и потенциал. Все остальное - включая жизненно важные решения, такие как развод или вступление брак, рождение ребенка или раздельное владение имуществом - остается за рамками психологического консультирования. Эти шаги мы должны выполнить только самостоятельно. Аналогично решение о том, остаться ли в городе или стране или эмигрировать, сменить ли работу или Это только наша личная прерогатива. Никто за нас не примет важного решения. Ни один психолог не сможет однозначно сказать, что этот выход принесет определенные результаты. Единственное, что он может сделать - показать внутреннее противоречие каждого решения или поступка. Окончательный выбор делает сам человек.

Каковы еще минусы и консультирования? Многим из нас чрезвычайно трудно будет "открыться". То есть, рассказать о том, что нас мучает, почему и какие чувства мы испытываем в связи с нашей ситуацией. Ведь эти аспекты психологического консультирования касаются в основном того, что у нас "внутри".

Зачастую эти проблемы мы отодвигаем так далеко, что и сами не можем их озвучить. А что можно сказать о человеке - даже специалисте - который видит нас первый или второй раз в жизни. О многих проблемах или болезненных пунктах он может только догадываться. Само же решение должно исходить от нас самих. Следовательно, просто необходимо провести глубокую работу с самим собой.

Какие виды психологического консультирования доступны для обычного гражданина? В первую очередь, индивидуальная помощь в рамках различных программ. Консультации в этом случае длятся, как правило, около часа, а основной задачей психолога будет выслушать клиента и постараться понять, над какими проблемными сторонами характера и жизненной позиции следует поработать. Групповые занятия, хотя и используются в различных психотерапевтических центрах, подходят далеко не каждому. Многие люди прибегают к заочной консультации. В этом случае идеальным решением может стать чат или телефон доверия, по которому можно анонимно обсудить с профессионалом свои проблемы и вместе поискать выход.