Церковь непорочного зачатия. Мой личный фотоблог

В наши дни, когда православная и католическая церкви в лице своих предстоятелей протянули друг другу руки в поисках путей совместного служения Господу, особое внимание привлекает к себе находящийся в Москве католический кафедральный собор Пресвятой Девы Марии, история которого во многом схожа с судьбой многочисленных православных храмов России.

Католическая община Москвы на исходе XIX века

Конец XIX века стал для России периодом бурного развития капитализма. Как грибы росли бесчисленные акционерные общества, банки, а также производственные и коммерческие предприятия. Всё это вызвало интенсивный приток в страну большого количества иностранцев, в том числе и из католических стран. Они открывали здесь свой бизнес и, постепенно адаптируясь в новых условиях, оставались, тем не менее, приверженцами своей веры.

В Москве и прежде была их община, совершавшая службы в двух принадлежавших им соборах, но к концу века она настолько разрослась, что её представители были вынуждены в 1894 году обратиться к городским властям с просьбой рассмотреть вопрос о возведении нового храма. Московский губернатор пошёл им навстречу и подписал документ, на основании которого и был построен собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Разработка проекта храма

Давая своё согласие на постройку губернатор поставил условие: выбранное для него место должно находиться в удалении от центра города и его основных православных святынь. Внёс он ограничения и во внешний облик будущей постройки, запретив возведение башен и установку наружных скульптур. Несмотря на то что для Москвы всегда была характерна религиозная терпимость, в данном случае проявил известную долю осторожности.

Разработку документации поручили архитектору Ф. О. Богдановичу-Дворжецкому, и вскоре его проект, выполненный в неоготическом стиле, был утверждён. Несмотря на то что Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии по замыслу автора не соответствовал выдвинутым ранее требованиям (был нарушен запрет на возведение башен), губернатор дал согласие на его постройку.

Решение проблем финансирования строительства

В те годы на Малой Грузинской улице проживало большое количество поляков, служивших на железной дороге. Их религиозная община была весьма многочисленна, и включала в себя около тридцати тысяч человек. Именно там и был приобретён участок для будущего собора, а сами поляки, образовавшие впоследствии приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, собрали значительную сумму для его постройки. Недостающие средства предоставили католики иных национальностей, населявшие Россию.

Строительные работы продлились до 1911 года и были завершены установкой декоративной ограды. Общая сумма, потребовавшаяся на погашение всех расходов, составила триста тысяч рублей, что по тем временам было весьма немало. Однако ещё в течение шести лет, вплоть до революции, продолжалась отделка внутренних помещений храма. Разумеется, это потребовало дополнительных средств.

Годы тотального атеизма

В первые годы после освящения кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии имел статус филиальной церкви и лишь в 1919 году был преобразован в самостоятельный приход, после чего службы в нём продолжались ещё почти двадцать лет. Но волна всеобщего атеистического безумия, захлестнувшая в те годы страну, не миновала и католический собор. В конце 1938 года он был закрыт, община распущена, а имущество, приобретённое на пожертвования тысяч людей, разграблено.

В годы войны, когда на Москву были обрушены сотни тысяч вражеских бомб и снарядов, повреждения получил и бывший кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Во время одного из авианалётов он лишился нескольких башен и шпилей, но, к счастью, сама постройка устояла. Уже в послевоенные годы она была передана в распоряжение одного из московских научно-исследовательских институтов.

Прежде чем вселиться в предоставленное им здание, руководство научной организации осуществило перестройку его внутренних помещений, окончательно уничтожив остатки церковного интерьера. В частности, всё пространство бывшего собора было поделено на четыре этажа. Коснулись изменения и внешнего облика, безжалостно исказив гармонию его архитектурных форм.

Попытки вернуть собор в сферу духовной жизни

Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии строился с учётом законов акустики, благодаря чему в его помещении отмечалось великолепное звучание органа и церковного хора. Было непростительной ошибкой игнорировать такие уникальные особенности здания.

В 1976 году представители творческой интеллигенции столицы обратились в Министерство культуры с предложением: после соответствующей реконструкции использовать собор в качестве концертного зала для исполнения органной музыки. Их инициатива получила одобрение, был даже разработан соответствующий проект, однако его реализация так и не осуществилась.

Трудный путь возвращения собора прихожанам

Римско-католической церкви Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии обрёл свою новую жизнь уже в период перестройки, когда в 1989 году ассоциация, объединившая в своих рядах московских поляков, обратилась к правительству Москвы с просьбой о передаче им храмового здания.

Возвращению собора верующим, состоявшемуся в 1996 году, предшествовали многолетние бюрократические мытарства, связанные с выселением обосновавшегося в нём института. Несмотря на веяния нового времени, мышление многих чиновников оставалось на прежнем уровне, сложившемся в глухие времена застоя. Это стало причиной многих досадных проволочек.

Однако ещё до наступления желанного дня, в декабре 1990 года, нынешний епископ, а в те годы рядовой священник Януш Вильски отслужил на ступенях собора, принадлежавшего тогда гражданской организации, мессу. Со следующего года соборные службы стали регулярными, но совершались они вне здания.

Освящение восстановленного собора

После завершения всех формальностей потребовалось ещё три года, чтобы придать храму его изначальный вид, устранив все внесённые за долгие годы изменения. Это коснулось и фасада, и планировки внутренних помещений, отделку которых пришлось выполнять заново. Следует заметить, что достичь полного сходства с тем, что являл собой храм в год его первого освящения, не удалось ввиду целого ряда технических причин. Однако, сравнивая итог работы реставраторов с эскизом собора, хранящимся в архиве вместе с прочими документами, относящимися к проекту конца XIX века, следует отметить, что им удалось восстановить стиль и вернуть зданию непередаваемый дух, заложенный автором.

По случаю торжественного освящения вновь открытого собора в Москву прибыла делегация Ватикана, возглавляемая его Государственным секретарём кардиналом Анджело Содано.

Своеобразное и непривычное для прихожан православных храмов мероприятие было проведено в этом соборе в 2002 году. В тот день при помощи телемоста состоялась совместная молитва его настоятеля с Римским папой и главами некоторых западноевропейских католических приходов.

Литургический соборный хор

С давних пор вошло в традицию устраивать в Москве концерты духовной музыки, приуроченные к тем или иным церковным праздникам, на которых особым успехом пользуется хор кафедрального собора Непорочного Зачатия. Его активная концертная и литургическая деятельность началась с 1999 года по благословению архиепископа Тадеуша Кондрусевича.

Сегодня занятия хоровой группы проводятся еженедельно по средам в специально оборудованном классе цокольного этажа здания.

Римско - католический кафедральный собор - один из крупнейших католических храмов сегодняшней Москвы. Данный собор также носит название Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Собор имеет весьма интересную и яркую историю. Вопрос о его строительстве был поднят ещё в 1894 году, когда католики столицы приняли решение о необходимости третьего храма в Москве для представителей данной религии. Основное строительство этого храма осуществлялось в период с 1901 по 1911 годы. И в 1911 году в декабре собор был освящён. В течение нескольких последующих лет здесь проводились отделочные работы. И в 1919 году это помещение стало настоящим полноценным приходом, в котором стали проводиться богослужения для всех католиков столицы - представителей различных национальных диаспор. Собор, построенный в неоготическом стиле, стал регулярно собирать большое количество прихожан во время проведения религиозных мероприятий.

Собор успешно функционировал до 1938 года. Впоследствии он был закрыт и разграблен. Внутри этого помещения вскоре было открыто общежитие. В годы войны здание собора значительно пострадало в результате бомбардировок. Оно лишилось нескольких башенок и шпилей. К 1956 году здесь была проведена существенная планировка, отвечавшая требованиям НИИ «Мосспецпромпроет». С этого года в помещении храма после ремонтных работ расположилась данная научная организация, функционировавшая в этом здании в течение нескольких десятилетий. В 70 - е годы прошлого столетия здесь планировалось оборудовать зал органной музыки. Но данный проект по ряду причин не был осуществлён. А в 1989 году по инициативе культурной организации «Дом Польский», объединяющей всех поляков нашей страны, был поставлен вопрос о возвращении этого здания Католической церкви. И уже в 1990 году здесь начал работать католический приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Но постоянными богослужения здесь стали лишь примерно через год. Важно отметить, что на тот момент здание всё ещё принадлежало НИИ. И только в 1996 году после серии скандалов и судебных разбирательств удалось выселить научную организацию и передать помещение Католической церкви. Впоследствии в течение нескольких лет здесь осуществлялись серьёзные восстановительные работы. И, наконец, 12 декабря 1999 года Собор был повторно освящён и открыт для богослужений.

В настоящее время Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии является одним из крупнейших католических храмов Москвы. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии сегодня активно привлекает внимание многих отечественных католиков, которые приходят сюда на богослужения и иные религиозные мероприятия. Также данный храм известен своим органом. Сегодня здесь находится инструмент всемирно известной фирмы «Kuhn», построенный в 1955 году. Ранее он был установлен в одном из крупнейших кафедральных соборов Швейцарии и в 2002 году подарен московским католикам. С того самого момента начались работы по демонтажу и последующей установке органа, которые продлились до 2005 года. Сегодня этот легендарный инструмент используется при проведении различных религиозных мероприятий. Кроме того, в соборе регулярно проходят концерты органной музыки, купить билеты на которые стремятся и многие светские слушатели.

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии - самый большой католический собор России.

Один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика Французского (не считая католической часовни святой Ольги).


История собора

В 1894 году совет Римско-католической церкви свв. Петра и Павла в Милютинском переулке обратился к московскому губернатору с просьбой разрешить строительство третьего католического храма. Разрешение было получено при условии строительства вдалеке от центра города и особо почитаемых православных храмов, без башен и наружных изваяний. Неоготический проект Ф. О. Богдановича-Дворжецкого, рассчитанный на 5000 молящихся, был утверждён, несмотря на несоблюдение последнего условия.

Основной объём храма был построен в 1901-1911 годах. Деньги на строительство были собраны польской общиной, численность которой в Москве в конце XIX века достигала 30 тысяч человек, и католиками других национальностей по всей России.

Статуя перед собором


Храм, получивший название филиальной церкви Беспорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии , был освящен 21 декабря 1911 года.


Строительство храма обошлось в 300 тысяч рублей золотом, дополнительные суммы были собраны в 1911-1917 годах на отделку и приобретение церковных принадлежностей. Отделочные работы внутри храма продолжались до 1917 года.

В 1919 г. филиальная церковь была превращена в полноценный приход. Его настоятелем стал 34-летний священник о. Михал Цакуль (1885-1937).


В 1938 году храм был закрыт, церковное имущество разграблено, а внутри было организовано общежитие. Во время войны здание пострадало от бомбардировок, были уничтожены несколько башенок и шпилей. В 1956 году в храме расположился НИИ «Мосспецпромпроект». Была произведена перепланировка здания, полностью изменившая интерьер церкви, в частности, основной объём внутреннего пространства был поделён на 4 этажа. В 1976 году был разработан проект реставрации здания, где предполагалось разместить зал органной музыки, но этот проект так и не был реализован.

В 1989 г. культурная ассоциация «Дом Польский», объединяющая московских поляков, поставила вопрос о необходимости возвращения здания храма его естественному и законному владельцу - Католической Церкви. В январе 1990 г. группой московских католиков был образован польский католический приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. 8 декабря 1990 года, по случаю праздника Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, о. Тадеуш Пикус (ныне епископ) с разрешения властей впервые после 60-летнего перерыва отслужил мессу на ступенях собора. На этой первой службе присутствовало несколько сот человек. Постоянные богослужения стали проводиться с 7 июня 1991 года.

В 1996 году, после длительного скандального выселения НИИ «Мосспецпромпроект», Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии был передан Католической Церкви. На протяжении нескольких лет в храме были проведены масштабные реставрационные и восстановительные работы и 12 декабря 1999 года Государственный секретарь Ватикана кардинал Анджело Содано торжественно освятил отреставрированный Кафедральный собор.

В марте 2002 года московский кафедральный собор принял участие в совместной молитве Розария с папой Иоанном Павлом II и католиками нескольких европейских городов, организованной посредством телемоста.

###Страница 2

Архитектура собора

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии - неоготическая трехнефная крестовидная псевдобазилика. По различным свидетельствам считается, что для архитектора прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстерском аббатстве, а прообразом купола - купол кафедрального собора в Милане. После восстановления собор имеет некоторые отличия от своего первоначального вида до закрытия в 1938 году, как собственно и до 1938 года он имел отличия от проекта 1895 года.

Готический собор в Вестминстерском аббатстве

Кафедральный собор в Милане


На шпиле центральной башенки установлен крест, на шпилях боковых башенок - гербы папы Иоанна Павла II и архиепископа Тадеуша Кондрусевича.


В нартексе находится скульптурное изображение Креста Господня с Христом Распятым. Над чашами с освящённой водой, у входа из нартекса в неф, слева в стену вмурован кирпич из Латеранской Базилики, а справа - медаль юбилейного 2000-го года.

В центральном нефе два сектора скамеек, разделенных проходом. В начале каждого бокового нефа установлены исповедальни - конфессионалы. В конце левого нефа - часовня Божьего Милосердия, в которой установлена дарохранительница и алтарь Святых Даров. Оба боковых нефа отделены от главного нефа колоннадами, по 2 полуколонны и по 5 колонн в каждой колоннаде. Потолки главного и боковых нефов состоят из крестовых сводов, которые образованы диагональными арками. Боковые продольные нефы собора имеют по пять колонн-контрфорсов каждый. 10 основных контрфорсов на которые опирается главный объём храма, по древним канонам храмового зодчества символизируют 10 заповедей.



Стрельчатые оконные проёмы украшены витражами. Под оконными проёмами, на внутренних поверхностях стен, находятся 14 барельефов - 14 «стояний» Крестного пути.

За первой стрельчатой аркой потолка, между первой парой полуколонн, над помещением нартекса находятся хоры. Со времён Контрреформации, то есть с середины XVI века, хоры располагаются в задней части нефа, таким же образом расположены хоры и в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии . По первоначальному проекту хоры должны были вмещать 50 человек певчих, но кроме самого хора на хорах был установлен орган.


Трансепт придаёт зданию Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в плане форму креста. Это знаменитая схема, в которой изображение Христа на кресте наложено на план типичной церкви. В данном случае голова Христа это пресвитерий с расположенным в нём алтарём, туловище и ноги заполняют неф, а раскинутые руки превращаются в трансепт. Таким образом, мы видим буквальное воплощение идеи о том, что Церковь представляет Тело Христово. Подобная планировка называется крестообразной


###Страница 3

В пресвитерии Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии находится самый важный элемент храма - алтарь, облицованный темно-зелёным мрамором, - место где приносится Евхаристическая Жертва. В алтарь помещены частицы мощей святого апостола Андрея, святого Зенона, покровителя Вероны, святого Григория Нисского, святого Григория Назианского, святых Космы и Дамиана, святой Анастасии, девы и мученицы, а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии - дар Веронской епархии. На алтаре - изображение букв альфа и омега, первой и последней букв греческого алфавита, символ начала и конца. Справа от алтаря располагается амвон. Амвон собора так же как и главный алтарь, облицован темно-зелёным мрамором. В задней части пресвитерия находится ещё одно возвышение из трёх ступеней, примыкающее к стене апсиды храма. Эта часть называется деамбулаторием. Здесь расположена епископская кафедра и места для духовенства.

Пресвитерий собора отделён деревянными резными перегородками от часовни Божьего Милосердия с алтарём Св. Даров и от преддверия сакристии. В пресвитерии, на стене апсиды - Распятие. Высота Распятия в соборе составляет 9 метров, фигуры Христа на кресте - 3 метра. По обе стороны от Распятия установлены 2 гипсовых фигуры - Матери Божьей и Евангелиста Иоанна. Обе скульптуры выполнены подмосковным скульптором Святославом Фёдоровичем Захлебиным.

В левой боковой части фасада, прямо за стрельчатой аркадой, расположено пять колоколов, изготовленных на знаменитой польской фабрике Фельчинских в Перемышле и подаренных Тарновским епископом Виктором Скворцом. Самый большой из колоколов весит 900 кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Остальные, в порядке убывания, называются: «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей» (в честь небесного покровителя архиепископа Тадеуша Кондрусевича), «Юбилей-2000» и «Святой Виктор» (в честь небесного покровителя епископа Скворца). Колокола приводятся в движение при помощи специальной электронной автоматики.


Орган собора

Орган Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии является одним из самых больших органов в России и позволяет стилистически безупречно исполнять органную музыку различных эпох. Инструмент состоит из 74 регистров, 4 мануалов и 5563 труб.


Орган фирмы «Kuhn» Римско-католического кафедрального собора в Москве - дар Евангелическо-лютеранского кафедрального собора «Basel M?nster» швейцарского города Базеля. Инструмент был построен в 1955 году. В январе 2002 года начались работы по демонтажу органа, после чего все части органа, кроме регистра № 65 Principal bass 32`, были перевезены в Москву. Работы по разборке и установке органа вели помощники и сотрудники органостроительной фирмы «Orgelbau Schmid Kaufbeuren e.K.» (Кауфбойрен, Германия) под руководством Герхарда Шмида, который, по собственному желанию, выполнял все работы безвозмездно. После того, как 9 сентября 2004 года Герхард Шмид в возрасте 79 лет скончался, работы по установке органа возглавил его сын - Гуннар Шмид.

В 2009 году планируется установка недостающего 32-футового регистра Principal bass 32`

В Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии проходят мессы на русском, польском, корейском, английском, французском, испанском, армянском языке и латыни, а также проводятся встречи молодёжи, занятия по катехизации, благотворительные концерты органной и духовной музыки. При соборе есть библиотека и церковная лавка, редакция российского католического журнала «Католический вестник - Свет Евангелия», офис регионального отделения «Каритас» и благотворительный фонд «Искусства добра».


Собор расположен по адресу: ул. Малая Грузинская, 27/13

Кафедральный собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии — третий католический храм, действующий в Москве до революции 1917 года. Два остальных: на Малой Лубянке — костел Святого Людовика Французского, и в Милютинском переулке — Святых Апостолов Петра и Павла. К концу XIX века численность католиков в Москве достигла 30000 человек и принадлежавшая им небольшая церковь Святых Апостолов Петра и Павла уже не вмещала всех прихожан.
В 1894 году было принято решение построить для московских католиков еще один храм. После получения разрешения властей на строительство «филиального» храма, приходской комитет в Милютинском переулке начал сбор средств. Деньги собрали поляки, проживавшие по всей Российской Империи и за рубежом, в том числе — рабочие ткацких фабрик, железнодорожники, строители Транссибирской магистрали, сосланные в Сибирь, на Дальний Восток и Азию, а также многие католики иных национальностей, включая русских.

В архивах Москвы (ЦГИА г. Москвы) и Петербурга (ЦГИА СССР) сохранились документы, рассказывающих о деятельности строительного комитета, в том числе Акт покупки за 10000 рублей золотом десяти гектаров земли для нового храма в районе Малой Грузинской улицы и ведомости сбора пожертвований, где записаны все дарители, независимо от величины взноса. ...неоготический собор в Москве, самый большой католический собор в России, кафедральный собор архиепархии Матери Божией, возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци. Один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика Французского (кроме двух храмов в Москве существует также католическая часовня святой Ольги).

Проект храма разработал прихожанин церкви Святых Апостолов Петра и Павла, известный московский архитектор Фома Иосифович Богданович-Дворжецкий, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, и архитектор Л. Ф. Даукша. Здание было спроектировано в готическом стиле. Прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстере (Англия). Костел непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии строили в 1901—1911 гг. В декабре 1911 года состоялось торжественное открытие новой церкви. Строительство обошлось в 300000 рублей золотом. Дополнительные суммы были собраны в 1911—1917 годах на отделку и приобретение церковного инвентаря. В 1938 году храм был закрыт, церковное имущество разграблено, а внутри было организовано общежитие. Во время войны здание пострадало от бомбардировок, были уничтожены несколько башенок и шпилей. В 1956 году в храме расположился НИИ «Мосспецпромпроект». Была произведена перепланировка здания, полностью изменившая интерьер церкви, в частности, основной объём внутреннего пространства был поделён на 4 этажа.

В 1976 году московские власти планировали передачу здания Храма Главному управлению культуры. Разработали проект его реконструкции под зал органной музыки. Но идея не была реализована из-за сопротивления расположившихся в Церкви организаций. В 1989 году московские католики и культурная ассоциация «Дом Польский», объединяющая московских поляков, заявили о необходимости возвращения Храма его естественному и законному владельцу — католикам и их Римско-католической Церкви. В январе 1990 года группой московских католиков был учрежден приход Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, но еще 8 декабря священник Тадеуш Пикус отслужил первую разрешенную властями Святую мессу на ступенях Церкви. На мессе присутствовало несколько сот человек.

21 апреля 1991 года архиепископ Тадеуш Кондрусевич, Апостольский Администратор для католиков латинского обряда Европейской части, издал декрет о восстановлении католического прихода Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии при одноименной Церкви на Малой Грузинской улице в Москве. 31 мая 1991 года устав Прихода был официально зарегистрирован Управлением юстиции Моссовета. С 7 июня 1991 г. каждое воскресенье во дворе Храма стали проходить Святые мессы.





С 29 ноября 1991 года в Храме служат сестры-салезианки, которые проводят катехизацию, преподают основы Христианства. Одновременно началась благотворительная деятельность, в частности помощь больным и нуждающимся. В 1993—1995 гг. в помещениях Церкви располагалась католическая Высшая Духовная Семинария — Мария Царица Апостолов. 1 февраля 1992 года было подписано решение мэром Москвы Ю. М. Лужковым о постепенном, в течение двух лет, освобождении Храма под церковные требы. Однако передача Приходу хотя бы нескольких помещений так и не состоялась. 2 июля прихожане вошли в Храм и самостоятельно освободили малую часть помещений. После переговоров с представителями Мэрии отвоеванная часть храма осталась за приходом.

7 и 8 марта 1995 года верующие вторично поднялись на борьбу за возвращение всех остальных помещений Храма. Прихожане поняли, что без решительных действий с их стороны ситуация вряд ли изменится. 7 марта, после общей молитвы о возвращении Храма, они поднялись на четвертый этаж и стали выносить хранившуюся там рухлядь. В это время другие прихожане разобрали стену на первом этаже, отделявшую Приход от «Мосспецпромпроекта». 8 марта, прихожане продолжили освобождение помещений Храма. Однако вмешалась милиция и ОМОН: люди были изгнаны из Храма, при этом многие получили телесные повреждения, была сильно избита монахиня, арестованы священник и семинарист. 9 марта архиепископ Тадеуш Кондрусевич обратился с открытым письмом к президенту России Б. Н. Ельцину по поводу ситуации вокруг Храма. В результате мэр Москвы Ю. М. Лужков подписал 7 марта 1995 года давно подготовленное постановление о переводе «Мосспецпромпроекта» в новое помещение и передаче Храма верующим к концу года.

Однако не было никаких гарантий, что это решение будет выполнено. Настоятель прихода о. Иосиф Заневский призвал верующих к молитве о возврате Храма и посту. По четвергам и пятницам в Храме стали совершаться поклонения Святым Дарам и молитвенная процессия вокруг Храма по воскресеньям. Наконец, 13 января 1996 года объединение «Мосспецпромпроект» выехало из храма. А 2 февраля приход Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии получил документы на вечное пользование Храмом. Основную тяжесть возврата и восстановления Храма с Архиепископом и Настоятелем несли также о. Казимир Шиделко, директор Детского приюта им. Иоанна Боско, и многие прихожане. Окончанием реставрации с августа 1998 года руководил о. Анджей Стецкевич.

Генеральный проект восстановления Храма и авторское сопровождение реставрационных работ принадлежат фирме «PKZ». Проект алтарей, часовни и интерьера в целом разработал профессор Ян Таихман (г. Торунь). Постоянную материальную помощь оказывала фирма «EnergoPol», директор Казимир Вершилло. Все три дарителя из Республики Польша. Орган «Rodgers» подарен католической организацией «Помощь Церкви в России», США. Благодаря пожертвованиям благотворительных организаций и католиков многих стран мира, а также молитвам и бескорыстной помощи прихожан, Храм вновь приобрел всю свою первозданную красоту. 12 декабря 1999 года Храм был освящен Легатом Папы Иоанна Павла II, Государственным секретарем Ватикана, кардиналом Анджело Содано и стал Кафедральным собором Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.

13 апреля 2001 года в Соборе торжественно отметили десятилетие восстановления структур Римско-католической Церкви в России.

Орган – король инструментов. А любая уважающая себя королевская династия ведёт свой род из глубины веков. И это – правда. Предвестие органа можно видеть во флейте Пана и волынке. А изобрёл орган древний грек Ктезибий, живший в египетской Александрии. Правда, был этот орган водяным и звучал во время гладиаторских боёв, а также при церемонии вступления императоров в должность. Изображение водяного органа встречается на монетах императора Нерона – известного любителя музыки.

В IV веке, появились органы, вполне королевские по своему звучанию, а в VII веке папа Виталиан ввёл орган в католическую церковь. Византия же VIII века повсеместно и заслуженно славилась своими органами! Правда, были они грубоваты по виду, а клавиатура была настолько широкой, что по клавишам ударяли не пальцами, а кулаками. Впрочем, и королевские дворы того времени не отличались особой изысканностью нравов.

Уже в XIV веке орган обзавёлся педалями, т.е. клавиатурой для ног. Игра в две руки и в две ноги значительно увеличили возможности исполнителя. А в XV – наконец-то уменьшилась ширина клавиш и увеличилось количество труб. И мы получили того короля музыкальных инструментов, которого знаем и любим сегодня. Дальнейшие усовершенствования имели, хоть и важное, но не столь существенное значение.

Любая королевская династия обязательно владеет какой-то тайной. Есть она и у органа. Орган – исцеляет души. Благородство его столь велико, что любая незатейливая мелодия, исполненная на его трубах, становится высокой музыкой. Кстати, количество труб у некоторых органов доходит до 7000. И, чтобы не запутаться во всём этом многообразии, они сгруппированы по регистрам. Регистр – набор труб с одинаковым тембром и являющимся, как бы, отдельным инструментом. Встречаясь с органом, органист обязательно проводит регистровку. Ведь каждый инструмент абсолютно индивидуален – количество регистров, порой, доходит до 300. А ещё, чтобы не отвлекаться во время игры, органист заранее готовит тембры клавиатур – мануалов. У органа их несколько – на самых больших случается до семи.

Короля делает свита. Чем величественнее король, тем масштабнее шлейф его музыки. А органную музыку писали лучшие композиторы. И, конечно же, самый приближённый и доверенный из них – Иоганн Себастьян Бах. Кстати, Бах, хотя и был великим органистом, к своей игре относился с долей иронии. «Надо только знать какие клавиши и когда нажимать, а всё остальное сделает орган» – отвечал он на вопрос, как это ему удаётся.

Орган подобен оркестру. Но он – величественнее оркестра. За ним – более, чем двухтысячелетняя история. И столь же необозримое будущее. Мы любим орган и признаём его право первенства в прекрасном царстве музыки. Ведь он – истинный король инструментов.

По-настоящему прочувствовать органную музыку можно лишь услышав ее на живом концерте. Не одна, даже самая совершенная акустическая система, не передает вибрации, движения воздуха и волшебство мелодий «короля инструментов». Его мощь и разнообразие обертонов в сочетании со скрипкой, саксофоном и другими инструментами рождают чарующее звучание, которое невозможно забыть.

Благотворительный фонд «Бельканто» предлагает вашему вниманию разнообразную афишу концертов органной музыки в залах Москвы. Выбрать подходящее мероприятие вы можете ниже на этой странице. Наш благотворительный фонд предлагает различный формат программ, от классического органного концерта до аудиовизуальной постановки. Приобрести билет можно зайдя в раздел понравившегося мероприятия, где вы найдете не только описание события, но и время его проведения. Там же вы можете оплатить понравившиеся места удобным способом. Все изменения в расписании сразу же отражаются в афише.