Структура госслужбы рф схема. Принципы организации и функционирования государственной гражданской службы

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ структурирует государственную службу по уровням, видам и должностям. Структурировать ее можно также по ветвям власти, государственным органам, содержанию служебной деятельности и т.д.

По уровням в соответствии с федеративным устройством нашего государства государственная служба РФ подразделяется на а) федеральную государственную службу и б) государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

Федеральная государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Федеральная государственная служба - самостоятельный институт единой системы государственной службы Российской Федерации, который, в соответствии с Конституцией, находится в ведении Российской Федерации. Полномочия, обеспечение которых осуществляет федеральная государственная служба, закреплены в ст. 71 Конституции Российской Федерации. К ним относятся управление федеральной собственностью, оборона, безопасность, внешняя политика и международные отношения, другие вопросы федеральной значимости.

Государственная служба субъектов Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности в субъекте Российской Федерации. Эта служба может быть только гражданской.

Правовое регулирование государственной службы субъектов РФ является предметом совместного ведения федерации и ее субъектов. Вопросы же организации, кадрового и финансового обеспечения решаются самостоятельно субъектом Федерации, но обязательно в рамках действующего российского законодательства. На региональном уровне:

Определяются условия прохождения государственной службы с учетом местных социально-экономических, национальных, культурных и иных особенностей;

Разрабатываются квалификационные требования к государственным служащим с учетом местных особенностей и национального языка;

Формируются технологии и критерии оценки профессиональной пригодности специалиста к исполнению государственной должности государственной службы;

Устанавливают размеры должностных окладов, меры материального и морального поощрения работников;

Определяются условия труда, порядок выделения жилья, служебного транспорта, денежных компенсаций за особые условия работы и т.д.

Федеральный закон устанавливает также видовую классификацию государственной службы, подразделяя ее на военную, правоохранительную и государственную гражданскую службу.

1) Государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы. Это сугубо гражданская служба, ее компетенция не затрагивает решение специальных задач, присущих правоохранительной и военной деятельности. Гражданам, проходящим гражданскую службу, присваиваются классные чины.

2) Военная служба - профессиональная служебная деятельность граждан РФ на воинских должностях (или не на воинских должностях в отдельных случаях предусмотренных законодательством) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Гражданам, проходящим военную службу, присваиваются воинские звания.

3) Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах правоохранительной системы, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка в стране, по борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина. К правоохранительной службе относится служба в органах прокуратуры и внутренних дел; органах по контролю за оборотом наркотиков; службе судебных приставов и др. Гражданам, проходящим правоохранительную службу, присваиваются специальные звания и классные чины.

Взаимосвязь гражданской службы с иными видами государственной службы обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и единых принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;

2) установления единых ограничений и обязательств при прохождении государственной службы различных видов;

3) учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;

4) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.

Нормативно обеспечивается органическая взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы. Делается это посредством:

1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;

2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;

3) единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

По критерию разделения государственной власти по ветвям власти государственную службу можно представить как совокупность государственных служб в органах представительно-законодательной, исполнительной и судебной власти. Государственная служба организуется в аппаратах конкретных органов каждой из указанных ветвей: Администрации Президента РФ и его подведомственных структурах; палат Федерального Собрания и законодательных органов субъектов РФ; счетных палат; правительств, министерств, федеральных и региональных ведомств, администрациях губернаторов; избирательных комиссий; судебных органов, прокурорских структурах, специальных службах и т.д.

Это самые разнообразные структуры, призванные решать проблемы экономической (регулирование промышленности, сельского хозяйства, использования природных ресурсов), социально-культурной (управление в области образования, науки, средств массовой информации и др.), административно-политической (в области внешних сношений, проведения выборов и референдумов и др.) жизни страны и ее регионов. В аппаратах органов законодательной власти на государственных должностях и должностях гражданской службы занято 11,9 тыс. работников (1,6% их обшей численности) в органах исполнительной власти - 614,6 тыс. (81,8%), в органах судебной власти и прокуратуры - 117,2 тыс. (15, 6 %), в других структурах 7,8 тыс. (1,0%).

Свои особенности российская государственная служба имеет и с точки зрения ее должностной структуры. Должности учреждаются федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Указанные должности подразделяются на должности федеральной государственной гражданской службы; должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; воинские должности; должности правоохранительной службы. Причем, не исключена возможность учреждения в федеральных государственных органах должностей различных видов государственной службы.

С целью упорядочения должностной структуры повсеместно ведутся соответствующие должностные реестры, а также их Сводный реестр на общефедеральном уровне. Установлены нормативные требования к численности должностей (а значит и численности служащих) в различных органах и структурных подразделениях государственного аппарата. Всего, в соответствии с действующими реестрами, в системе государственной гражданской службы учреждено 653,3 тыс. должностей, в том числе 476,6 тысяч на федеральном уровне и 176,7 тыс. на уровне субъектов Российской Федерации.

Полное представление о должностной структуре федеральной государственной службы дает Реестр, введенный в действие Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574.

В системе гражданской службы должности делятся на следующие категории:

а) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок или без ограничения срока полномочий.

Их главное предназначение: принятие государственных управленческих решений; организация договорных работ; выдача указаний и поручений; проведение совещаний; принятие решений о поощрениях и наказаниях подчиненных; распределение обязанностей среди подчиненных; координация деятельности структурных подразделений государственного органа; установление и координация производственно-деловых отношений с другими организациями, государственными органами и хозяйствующими субъектами и др.;

б) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

На них возлагается обязанность контролировать, координировать либо лично участвовать в проведении официальных мероприятий (совещаний, переговоров, приемов, визитов); в подготовке проектов решений государственных органов; в ведении аналитической работы и контроля хода исполнения поручений руководства.

в) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий. Характер и содержание их профессионального участия в управлении весьма разнообразны и зависят от специфики деятельности конкретного государственного органа;

г) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического и хозяйственного обеспечения деятельности государственных органов, Замещаются эти должности без ограничения срока полномочий.

Кроме того, должности государственной гражданской службы подразделяются на группы: 1) высшие; 2) главные; 3) ведущие; 4) старшие и 5) младшие.

Должности категорий «руководителей» и «помощников (советников)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории «специалистов» - на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности категории «обеспечивающих специалистов» - на главную, ведущую, старшую и младшую группы. Причем в разрезе всех структурных подразделений государственных органов.

Важно и то, что каждый должностной статус требует соответствующей профессиональной подготовки работника, ее занимающего: чем выше статус, тем выше профессиональные требования. Например, для специалиста, замещающего высшую должность, необходимо высшее профессиональное образование; не менее шести лет стажа государственной службы или не менее семи лет стажа работы по специальности.

Для специалиста, претендующего на главную должность, необходимо высшее профессиональное образование; не менее четырех лет стажа гражданской службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности.

Ведущую должность может замещать только тот, кто имеет высшее профессиональное образование; не менее двух лет стажа государственной службы или не менее четырех лет стажа работы по специальности.

На старшую должность не может претендовать даже самый опытный и умудренный жизненным опытом специалист, если он не имеет высшего профессионального образования. По младшим должностям обеспечивающего характера требуется образование не ниже среднего специального.

Наличие специального и качественного образования - веление не только сегодняшнего дня. Это объективная закономерность государственной службы вообще. Без профессионалов грамотно и перспективно управлять страной невозможно. Не случайно, еще Александр Первый более двухсот лет назад установил прямую зависимость между назначением на должность, присвоением очередного классного чина и наличием высшего или среднего образования. На административные должности, требующие юридических и других обеспечивающих дееспособность государства познаний, стали приниматься только лица, окончившие соответствующие учебные заведения. Причем во всех звеньях государственного управления того времени: министерствах, ведомствах, губернских правлениях и подчиненных им учреждениях.

Кандидаты на высокие чины были обязаны сдать экзамены по учебным программам юридического, физико-математического, финансового, филологического и других факультетов. Исторически эта практика постоянно совершенствовалась. В начале XIX века в России были введены квалификационные экзамены, организовывались курсы повышения квалификации. Результат: к концу семнадцатого года на гражданской службе царской России было занято до 32% специалистов с высшим и 37% со средним образованием. Хотя понятно, что до решения кадровой проблемы оставалось еще очень далеко.

Большой интерес представляет анализ организации служебных отношений в контексте аппаратной и должностной структуры каждого государственного органа.

Остановимся для примера на особенностях организации дипломатической службы.

Гражданская служба в структурах МИД организуется в центральном аппарате министерства, дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ за рубежом и в территориальных органах МИД в субъектах Российской Федерации.

Деятельность руководства МИД (министр, его заместители, генеральный секретарь, коллегия министерства) обеспечивается группами помощников и советников, а также соответствующими секретариатами.

Основное звено Министерства - территориальные департаменты, на которые возложена работа по решению вопросов взаимоотношений России с другими государствами и международными организациями. В них задействовано большинство дипломатических работников - директора департаментов и их заместители, начальники отделов и их заместители, советники, консультанты, секретари-референты, специалисты-эксперты, атташе, дипломатические курьеры.

Затем идут департаменты и управления функционального характера - административно-хозяйственные структуры и вспомогательные подразделения, обеспечивающие функционирование центрального аппарата и подведомственных ему учреждений и организаций.

Четкая структурированность аппарата, нормативная урегулированность внутриаппаратных и межведомственных связей придают дипломатической службе строго регламентированный характер, формируют благоприятные условия для превращения дип-службы в институт, максимально отвечающий перспективам развития международных отношений и отечественной дипломатии.

А теперь проанализируем правовые основы государственной службы.

Механизм правового регулирования государственной службы - это органическая совокупность юридических факторов, при помощи которых обеспечивается результативное регулирование общественных отношений в сфере государственной службы и реализации властно-управленческих функций государства. Указанный механизм включает в себя объективированные в законах, подзаконных нормативных и иных правовых актах отрасли, институты и нормы права; правовые отношения; правовое сознание; юридические факты; организационные структуры, средства, методы, формы и другие элементы юридического опосредования социально значимых явлений, процессов и отношений.

Понятно, что правовое воздействие носит, во-первых, комплексный характер, включает правовые нормы целого ряда отраслей права (как публичного, так и частного), во-вторых, состоит из отдельных, весьма обособленных правовых институтов, в-третьих, преимущественно использует методы властно-императивного регулирования. Методы диспозитивности, убеждения и воспитания в сфере государственно-служебных отношений используется в ограниченных пределах. Приоритет отдается властной воле государства, императивности и субординации.

Базовые юридические положения, определяющие статус и принципы государственной службы, ее структуру, порядок прохождения, кадрового и материально-финансового обеспечения закреплены:

В международной «Конвенции о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе», «Рекомендациях о процедурах определения условий занятости на государственной службе», в Международном пакте о гражданских и политических правах, который определяет, что «каждый гражданин имеет право без какой бы то ни было дискриминации на участие в государственном управлении», Всеобщей декларации прав человека, закрепляющей в качестве важнейшей нормы равенство доступа граждан к государственной службе своей страны, Конвенции о политических правах женщин, в которой закреплено равенство прав мужчин и женщин на должности в государственных структурах;

В соответствующих статьях Конституции Российской Федерации, которыми в юридическую практику введен термин «государственная служба» (ст. 32, 71 и 97); зафиксированы принципы и основные организационные начала функционирования органов государственной власти и их аппаратов;

В нормах федеральных конституционных законов «О Правительстве Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном суде Российской Федерации», «Об арбитражных судах Российской Федерации»; в федеральных законах «О прокуратуре Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О материальной ответственности военнослужащих» и др.;

В федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации». В нем определены правовые и организационные основы системы государственной службы, нормативно закреплены такие ее понятия, как «государственная служба», «виды государственной службы», «государственный служащий», «государственная должность», «принципы государственной службы», «реестр должностей государственной службы». Им же установлен общий порядок прохождения государственной службы, определены формы ответственности и система правоограничений, связанных с прохождением государственной службы, источники и порядок оплаты труда служащих, система управления государственной службой;

В федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которым впервые в истории России гражданская служба выделена в особый вид государственной службы, определены принципы взаимодействия с муниципальной службой, определены требования к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов. Именно этим актом узаконен порядок перехода на контрактную систему и к организации служебной деятельности в соответствии с должностными регламентами. Сейчас более строго нормативно закреплены запреты и ограничения по службе, утвержден новый порядок стимулирования госслужащих по конкретным результатам их деятельности;

В других федеральных законах, в том числе законах, регулирующих особенности прохождение гражданской службы;

В нормативно-правовых актах Президента Российской Федерации (например, указы «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 28 декабря 2006 г. № 1474; «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» от 1 февраля 2005 г. № 111; «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» от 1 февраля 2005 г. № 112; «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» от 1 февраля

2005 г. № 113; «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» от 27 сентября 2005 г. № 1131; «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» от 31 декабря 2005 года № 1574, «О порядке прохождения военной службы» от 16 сентября 1999г. № 1237; «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» от 12 августа 2002 г. № 885 и других. Существенным шагом в развитии правового поля государственной гражданской службы в будущем станут готовящиеся к принятию указы Президента о кадровом резерве; о соотношении классных чинов федеральной службы и классных чинов государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации; о комиссиях служебной этики;

В постановлениях Правительства Российской Федерации: о порядке и условиях предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным гражданским служащим, имеющим ненормированный рабочий день; о порядке и условиях получения федеральным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения; об обеспечении федеральных гражданских служащих служебным жильем; о показателях эффективности и результативности деятельности федерального органа исполнительной власти и профессиональной служебной деятельности федеральных гражданских служащих, замещающих отдельные должности федеральной гражданской службы, и порядке оплаты их труда в зависимости от указанных показателей;

В иных нормативно-правовых актах, в том числе корпоративных. Например, Приказ Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении служебного распорядка центрального аппарата Министерства финансов Российской Федерации» от 14 сентября 2005 г. № 114н;

В конституциях, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. В настоящее время ведется напряженная работа по приведению регионального служебного законодательства в соответствие с требованиями федерального законодательства. В Москве, например, принят Закон «О государственной гражданской службе города Москвы»; подписаны указы «О порядке присвоения классных чинов государственным гражданским служащим города Москвы»; «О реестре должностей государственной гражданской службы города Москвы». Распоряжением Правительства города от 19 сентября 2005 г. № 1842-РП создана новая система подготовки и дополнительного профессионального образования управленческих кадров.

В Томской области губернатором подписаны нормативно-правовые акты «Об организации профессиональной подготовки управленческих кадров в 2006 году», «Об организации стажировок государственных гражданских служащих в органах государственной власти субъектов РФ», «Об утверждении Положения о процедуре прохождения испытания при поступлении на должность государственной гражданской службы в Администрацию Томской области». Утверждена примерная форма должностного регламента государственного гражданского служащего, введен новый порядок оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной и конкурсной комиссий, а также комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, разработан порядок постановки на учет, ведения учета и улучшения жилищных условий указанной категории граждан, создана соответствующая жилищная комиссия. Внедряется автоматизированная информационная система управления персоналом государственной гражданской службы.

В настоящее время проходят установленную процедуру согласования Закон Томской области «О кадровом резерве государственной гражданской службы Томской области» и постановление Правительства области «Об утверждении этического кодекса поведения государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Томской области».

В течение 2005-2007 годов в субъектах РФ приняты законы и подзаконные нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов представления гражданскими служащими и лицами, замещающими государственные должности, сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера; о порядке выплат доплат за особые условия прохождения службы; о проведении квалификационных экзаменов и создании квалификационных центров; об упорядочении отношений со служащими при достижении ими возраста 60 лет; о перечне должностей, по которым устанавливается оплата в соответствии с показателями эффективности служебной деятельности. В ряде субъектов введены в действие положения о кадровом резерве.

Правда, в значительной степени указанные документы дублируют федеральное законодательство. Некоторые субъекты пошли по пути правового регулирования лишь тех служебных отношений, которые действительно входят в их компетенцию и не претендуют на роль всеобъемлющего регулятора региональной государственной гражданской службы.

Новеллами правового характера последних лет стало внедрение служебных и административных регламентов, создание комиссий по этике и контролю за соблюдением требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов, переход к работе по показателям эффективности деятельности госоргана и профессиональной служебной деятельности госслужащего. Реализуется и такая новация, как подготовка кадров для государственной службы по договорам обучения за счет государственных средств с последующим прохождением государственной службы в соответствующих органах власти.

Государственная служба в Российской Федерации, как видим, базируется на достаточно прочной и динамично развивающейся нормативно-правовой основе. В стране «созданы условия для открытости и подконтрольности деятельности аппаратов государственных органов и государственных служащих», оптимизирована система финансирования аппарата, которая должна «обеспечить достойный материально-бытовой и культурный уровень людей, занятых в системе государственной службы».

Правда, анализ практики применения нового законодательства показывает, что пока не обеспечены полнота и системно-комплексный характер правового регулирования государственной службы. Не сняты противоречия на уровне понятий, терминов и категорий. Многие нормативно закрепленные положения усложнены, неоднозначны, оторваны от реальных условий деятельности государственных органов. Это касается единых подходов в определении наименований классных чинов и присвоения этих чинов, процедур конкурсного отбора, проведения квалификационных экзаменов, формирования резерва, отставки. Более строгой регламентации требует право гражданского служащего на выполнение иной оплачиваемой работы, если она не влечет за собой конфликта интересов. Противоречиво решаются вопросы заключения служебных контрактов, сокращения штатов и реорганизации государственных органов. Не снижается острота проблемы противодействия коррупции и бюрократизму.

До сих пор не приняты правовые акты, устанавливающие порядок ведения Сводного реестра должностей государственной гражданской службы, определяющие соотношение классных чинов на уровне федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ, порядок медицинского и социального страхования служащих, пенсионного обеспечения и социальной защиты служащих и членов их семей, порядок получения служащим дополнительного профессионального образования.

Преодоление перечисленных и многих других слабостей государственной службы позволит повысить ее авторитет, создать более качественный организационно-управленческий механизм функционирования аппарата государственного управления. А значит, поможет придать карьере государственного служащего большую привлекательность.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Ф акультет менеджмента

Специальность: 080504 "Государственное и муниципальное управление"

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Государственная служба, принципы и виды структур

Выполнила:

Студентка группы ГМУ-08-2б

Петрова В.М.

Проверила: Заярная Л.Д.

Якутск 2010

Введение

1. Государственная служба

1.1 Понятие и законодательство государственной службы

1.2 Основные принципы государственной службы

1.3 Виды структур государственной службы

2. Государственная служба на примере ФКУ МФ РС (Я) по Вилюйскому улусу

2.1 Кадровая политика финансово-казначейского управления

2.2 Анализ деятельности управления за последние годы

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Начиная с 1992 года, в России идет поиск наилучшей системы государственного управления. Крупномасштабная реорганизация системы и структуры федеральных органов исполнительной власти происходила в 1992, 1994, 1996, 1998, 2000, 2003 и 2004 гг. и еще не завершена. Формирование новых систем государственного управления неразрывно связано с реформой государственной службы (госслужбы).

Реформа вызывалась потребностями происходивших в стране преобразований. Россия встала на путь перехода к новой общественной системе, что предполагало изменения во всех сферах жизни, а главное - коренную перестройку отношений собственности и системы власти. Поэтому реформа проходила и проходит как часть комплексного преобразования законодательства и госаппарата, ориентированных на защиту прав и свобод граждан в новом демократическом государстве.

В ходе реформ созданы принципиально новые кадровые службы и учебно-научные учреждения, задачи которых сводились к обеспечению подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих (госслужащих), появились академии, институты и факультеты, готовящие высококвалифицированных госслужащих по специальности "Государственное и муниципальное управление". Важный элемент работы с кадрами госслужащих - это организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Госслужба в Российской Федерации создана в соответствии с положениями Конституции РФ об осуществлении власти народа непосредственно, через органы госвласти и органы местного самоуправления.

Основная цель госслужбы - служение государству и обществу. Давний принцип "Кадры решают все!" и сейчас остается в силе. Наличие достаточного количества профессиональных кадров для государственного аппарата - залог успехов в решении задач и функций государства. Вот почему так актуальна выбранная мною тема.

Целью данной работы является изучение госслужбы, как органа госвласти на примере ФКУ МФ РС (Я), выявление проблем в работе управления и поиск решения этих проблем.

Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:

рассмотреть современную систему госслужбы РФ в целом;

проанализировать опыт работы и выявить проблемы в деятельности ФКУ;

выявить возможные решения существующих проблем.

Объект исследования - деятельность ФКУ МФ РС (Я) по Вилюйскому улусу (ФКУ), как составной части государственной службы.

Предмет исследования - исполнение функции ФКУ.

Методологической и теоретической основой курсовой работы явились Конституция РФ и РС (Я), законы РФ и РС (Я), Указы Президента РФ, постановления правительства РФ и РС (Я), другие нормативные документы.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованной литературы и приложение. В первой главе даны понятие, основные принципы и виды структур госслужбы. Во второй дан анализ деятельности госслужбы на примере ФКУ МФ РС (Я) по Вилюйскому улусу.

1. Г осударственная служба

1.1 Понятие и законодательство государственной службы

Государственная служба всегда связана с властью, что определяет специфику ее правового опосредствования и организации. В ней много императивного, должного, того, что необходимо осуществлять независимо от воли лица, находящегося на госслужбе, это отличает госслужбу от труда, где частноправовые отношения регулируются Гражданским кодексом РФ.

Согласно ст.1 Федерального закона от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" госслужба - профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

Федеральных органов госвласти, иных федеральных госорганов;

Субъектов РФ;

Органов госвласти субъектов РФ, иных госорганов субъектов РФ;

Лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий

федеральных госорганов;

Лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий госорганов субъектов РФ.

Существует еще несколько подходов к определению госслужбы:

1. деятельностный подход: госслужба - это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий госорганов. Профессиональная деятельность - это деятельность, осуществляемая на основе специальных теоретических и практических навыков, приобретаемых в результате подготовки. Данный подход является слишком узким, так как служение государству в этом определении сводится до служения госоргану;

2. госслужба как государственно-правовой и социальный институт реализации функций государства, являющийся результатом развития ряда социальных процессов и оснований на общих интересах. Это ориентирует на многоступенчатую подготовку госслужащих, но оно также не является полным, так как оставляет в стороне управленческие, организационные, экономические, психологические и многие другие аспекты госслужбы;

3. госслужба как публично-правовое отношение между государством и служащим, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, идущую от лица государства и направленную к осуществлению определения государственной задачи;

4. госслужба выступает как способ связи между государством и обществом, гражданином и государством;

5. госслужба представляет собой совокупность процессов (смена отношений, смена видов деятельности).

На основе вышеперечисленных аспектов можно дать следующее определение. Государственная служба - это деятельность по выполнению в пределах полномочий прерогатив госвласти и управления; совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил, стандартов, традиций по реализации конституции и законов государства, его политических, экономических и социальных задач; публично-правовое отношение между государством и госслужащим по поводу условий, методов и результатов служения государству и обществу.

В целом государственная служба - сложный комплексный правовой институт по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства, деятельности государственных органов, их аппарата и полномочий соответствующих должностных лиц.

Законодательство о госслужбе имеет конституционное происхождение. В соответствии с конституционным принципом федерализма законодательство госслужбы делится на два уровня: федеральный и региональный (субъектов РФ).

Конституция Российской Федерации устанавливает:

1) основы организации госслужбы РФ;

2) основы правового статуса госслужащих;

3) принципы осуществления госслужбы РФ (ст. 2, 4, 5, 18, 24, 32, 41, 46).

Пункт "т" ст. 71 Конституции РФ закрепляет, что федеральная госслужба находится в ведении РФ. Соответственно, госслужба субъектов РФ находится в их ведении. Законодательные органы субъектов РФ на основании своих конституций (уставов) принимают отдельные законы об основах организации госслужбы субъекта, действующие на их территории. Государством регулируется и прохождение муниципальной службы в органах местного самоуправления.

Основополагающим законом по госслужбе стал Федеральный закон от 31.07.1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (Закон об основах госслужбы). Закон являлся базовым для законодательных и других нормативных правовых актов. Основная цель - создание единой общефедеральной базы госслужбы, придание ей профессионального характера. Способствовало утверждению единой госвласти в стране, стало одной из важных опор ее государственной целостности. Установил правовые основы организации госслужбы, основы правового положения госслужащих и порядок прохождения госслужбы.

С 1997-1999 гг. была разработана Концепция административной реформы, основные положения которой были озвучены в Послании Президента Б.Н. Ельцина Федеральному Собранию весной 1998 г. Впервые были обозначены недостатки существующей госслужбы и поставлена цель превращения госслужбы в профессиональную госслужбу гражданского общества.

Следом за ней разработана Концепция реформы государственного управления, где были предложены мероприятия и очередность их выполнения по реформированию госслужбы.

Следующим этапом явилась Концепция реформирования госслужбы на 2001-2002 гг. Она состояла из 13 разделов и сопровождалась планом первоочередных мероприятий. Целями Концепции были:

построение демократического правового федеративного государства;

создание адекватной системы органов госвласти, обеспечивающей реализацию функций государства;

повышение эффективности экономики и развитие общества.

После реализации этой Концепции Указом Президента от 19.11.2002 г. № 1336 утверждена Федеральная программа "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)" (Программа).

Программа направлена на повышение эффективности госслужбы в целом, ее видов и уровней; оптимизацию затрат на госслужащих; развитие ресурсного обеспечения госслужбы. Задачи Программы:

создание условий для оптимального организационно-правового обеспечения госслужбы;

Определение обязанностей, полномочий и мер ответственности госслужащих на основе должностных (служебных) регламентов;

Внедрение новых методов планирования, финансирования, стимулирования и оценки деятельности госслужащих;

Применение эффективных методов подбора квалифицированных кадров;

Оценка результатов служебной деятельности госслужащих;

Создание условий для их должностного (служебного) роста;

Обеспечение открытости госслужбы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства.

Последний этап развития госслужбы связан с принятием Федерального закона от 27.05.2003г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (Закон о системе госслужбы), который в корне изменил систему госслужбы в стране. Закон является рамочным и предполагает принятие законов, регламентирующих гражданскую, правоохранительную и военную службу. Определяет правовые и организационные основы системы госслужбы. Основной целью является регламентация госслужбы как целостной системы. Внимание уделяется рассмотрению видов госслужбы: гражданской, военной, правоохранительной.

Во исполнение этого закона был принят Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Закон о гражданской службе), который отменил действие базового закона (Закон от 31.07.1995 г. № 119-ФЗ) и ограничил действие нормативных правовых актов, в той части, в которой они противоречат указанному Закону. Устанавливает правовые, организационные и экономические основы государственной гражданской службы федеральной и субъектов РФ. Закон классифицирует все должности госслужбы на 4 категории (руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты) и 5 групп (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности гражданской службы). Определены:

Принципы государственной гражданской службы;

Правовое положение федерального и госслужащего субъектов РФ;

Классификация должностей и квалификационные требования;

Порядок поступления, назначения на должность, присвоения классного чина, проведения аттестации, сдачи квалификационного экзамена;

Прохождение государственной гражданской службы в соответствии с должностным регламентом;

Оплата труда и государственные гарантии;

Принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава государственной гражданской службы.

В качестве одного из элементов антикоррупционного механизма законом введены положения, предусматривающие обязанность гражданина, поступающего на гражданскую службу, ежегодно представлять представителю нанимателя сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (ч.1 ст.20). Впервые допускается возможность по отдельным должностям гражданской службы устанавливать особые условия оплаты труда, которые могут напрямую зависеть от показателей эффективности и результативности его служебной деятельности, ориентированных на конечный результат и зафиксированных в срочном служебном контракте. Основной целью закона является детальная регламентация государственной гражданской службы.

Весьма обширно госслужба регулируется подзаконными актами: Указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами министерств и других федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, законодательство о госслужбе состоит из Конституции РФ; Федеральных законов; иных нормативно-правовых актов РФ; конституций, уставов, нормативно-правовых актов субъектов РФ. Основными Федеральными законами, регулирующими госслужбу, являются Закон о системе госслужбы и Закон о гражданской службе.

1.2 Основные принципы государственной службы

Основные принципы госслужбы закреплены Конституцией РФ, виды этих принципов детализированы в Законе о системе госслужбы и Законе о гражданской службе. Согласно ст. 3 Закона о системе госслужбы основными принципами являются следующие:

1. Федерализм, обеспечивающий единство системы госслужбы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами госвласти и органами госвласти субъектов РФ. Данное положение вытекает из федерального устройства РФ, основными принципами которого являются:

· целостность и неприкосновенность территорий РФ;

· единство госвласти;

· равноправие всех субъектов РФ;

· строительство и развитие РФ на двух равнозначных основах:

- национально-территориальной и территориальной;

- государственный суверенитет РФ, принцип разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами. Этот принцип выражается в том, что федеральная гражданская служба, военная и правоохранительная службы находятся в ведении РФ, а гражданская служба субъектов РФ - в их совместном ведении.

2. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты. В соответствии со ст. 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание этого принципа - обязанность государства, следовательно, и госслужащих. Она определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

3. Равный доступ граждан к госслужбе. Согласно ч. 4 ст. 32 Конституции граждане РФ имеют равный доступ к госслужбе.

При поступлении и прохождении госслужбы запрещена всякая дискриминация по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Гражданину, претендующему на государственную должность, необходимо иметь образование и подготовку, соответствующие содержанию и объему этой должности.

4. Единство правовых и организационных основ госслужбы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации госслужбы. Данный принцип также закреплен в ст. 6 Закона о гражданской службе и выражается во взаимосвязи гражданской службы и госслужбы РФ, которая обеспечивается посредством:

· соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;

· установления ограничений и обязательств при прохождении госслужбы различных видов;

· учета стажа госслужбы РФ иных видов при исчислении стажа гражданской службы;

· соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших госслужбу РФ.

5. Взаимосвязь госслужбы и муниципальной службы. Данный принцип более детально раскрывается в ст. 7 Закона о гражданской службе, в которой говорится, что взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:

· единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;

· единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы, муниципальной службы;

· единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации служащих;

· учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

· соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

· соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

6. Открытость госслужбы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности госслужащих.

7. Профессионализм и компетентность госслужащих. Принцип профессионализма предполагает, что госслужащий должен иметь высокую квалификацию, быть компетентным в вопросах госслужбы, иметь высокие моральные устои и т.п.

8. Защита госслужащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как госорганов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Закон о гражданской службе выделяет также следующие принципы.

Стабильность гражданской службы. Данный принцип - гарантия эффективности гражданской службы, поскольку лишь при высококвалифицированном и стабильном аппарате возможно решение целей госслужбы. Однако следует отметить, что аппарат должен быть соответствовать необходимому профессиональному уровню.

Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами. Посредством закрепления данного принципа гражданская служба не противопоставляется гражданскому обществу, а напротив, тесно взаимодействует с ним. Однако гражданские служащие должны быть всегда независимы от политических партий, движений и иных общественных объединений и организаций. При исполнении служебных обязанностей они не вправе руководствоваться решениями каких-либо партий, политических общественных движений, иных общественных объединений, преследующих политические цели.

Таким образом, от госслужащих всех уровней требуется неукоснительное соблюдение этих принципов в своей работе. Любое отклонение может привести к дискредитации госслужбы, как таковой.

1.3 Виды структур государственной службы

Под структурой госслужбы следует понимать совокупность устойчивых связей, обеспечивающих целостность и тождественность госслужбы самой себе, то есть сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Исходя из основ теории организации и оргпроектирования, структуры госслужбы можно классифицировать по следующим основаниям:

1) По степени формализации отношений:

а) формальная структура. Для нее характерно наличие узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жестко закрепленных ролевых предписаний; представляет собой пирамиду. Преимущества структуры заключается в высокой эффективности, быстроте, компетентности, единоначалии, субординации, постоянстве управления процессом, сведении конфликтов к минимуму;

б) неформальная структура. Такой структуре характерны спонтанные личные связи, контакты госслужащих, неформализованные служебные отношения, решение задач осуществляется на основе групповых норм; в ней на первый план выходит способность служащих к риску, творчеству, инициативе. Преимущества структуры заключаются в смягчении воздействия жесткой формальной структуры.

2) По особенностям деления:

а) функциональная структура предполагает деление госслужбы на отдельные элементы, каждый из которых имеет конкретную задачу и обязанности: формирование организационных и процессуальных основ деятельности государственного аппарата, построение и правовое описание иерархии должностей, выявление, оценку, стимулирование и ответственность соответствующих работников. Преимущество такой структуры - она создает условия для развития специализации, исключается возможность дублирования, структуре присуще единоначалие, что позволяет более эффективно контролировать процесс. Недостатки - нет полной ответственности ни у одного элемента госслужбы, узкая специализация госслужащих;

б) дивизиональная структура - деление организаций госслужбы происходит по видам услуг, группам клиентов или географическим регионам. Имеет перспективу в связи с усилением роли госслужбы как социального института, а государства - как производителя социальных услуг населению. Эта структура сочетает централизованное планирование сверху и определенную самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности. Недостаток - ведут к росту иерархичности, что негативно отражается на эффективности госслужбы.

Функциональная и дивизиональная структуры могут сочетаться и взаимно дополнять друг друга (управления и отделы в Администрации Президента РФ).

3) По распределению обязанностей между структурными элементами:

а) механистические структуры характеризуются наличием множества мелких подразделений, каждое из которых решает свою задачу. Права и обязанности госслужащих при этом точно определены, их деятельность регламентируется инструкциями и решениями руководства;

б) органические структуры формируются тогда, когда нестабильные условия и непредсказуемость ситуации побуждают каждое подразделение действовать исходя не из инструкций и должностных обязанностей, а задач госслужбы в целом (гибкая структура).

4) По дифференциации:

а) вертикальная структура. С ней связана дифференциация госслужбы по уровням: федеральному и региональному. Вертикальная структура представлена реестром должностей госслужбы, что предопределяет подчиненность по иерархии и обязательность выполнения решений вышестоящих служащих нижестоящими;

б) горизонтальная структура отражает взаимосвязь элементов госслужбы по ее видам, не подчиненных друг другу. С этой стороны различают:

§ Гражданскую госслужбу. Подвиды:

· Общая или общеадминистративная (управленческая) служба:

Президентская госслужба (осуществляется в Администрации Президента РФ, в Управлении делами Президента РФ);

Парламентская (в аппаратах Федерального Собрания РФ);

Правительственная (в аппарате Правительства РФ);

Исполнительная (в министерствах, службах: в социальных, хозяйственно-экономических, производственных сферах);

· Специализированная госслужба, предназначенная для реализации особо установленных полномочий госслужбы. Ее подвиды:

Дипломатическая служба (Министерство иностранных дел РФ);

Налоговая служба;

Контрольно-надзорная служба (Счетная палата РФ, Федеральная антимонопольная служба);

Финансово-кредитная служба (Центробанк, казначейство);

Служба в аппаратах избирательных комиссий;

Правозащитная госслужба и альтернативная гражданская служба.

§ Военную госслужбу. Подвиды: военизированная (охранная, пожарная, спасательная госслужба и т.д.), войсковая (пограничная, госслужба в войсках внешней разведки и т.д.).

§ Правоохранительную госслужбу - соединяет черты гражданской и военизированной службы. Ее задача - обеспечение законности и правопорядка. Подвиды: госслужба безопасности, юстиции, судебная, прокурорская, милицейская, таможенная, нотариальная госслужба.

Также выделяют следующие виды структур госслужбы:

1. Проектную структуру - это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. В одну команду собираются самые квалифицированные сотрудники;

2. Матричную структуру - решетчатая организация, построенная на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю, с другой - тому руководителю, который наделен соответствующими полномочиями для осуществления проекта. Сотрудники, подчиняющиеся руководителям проектов, продолжают выполнять указания руководителей функциональных отделов ;

3. Закрытую структуру - внимание уделяется на внутриорганизационных факторах;

4. Открытую структуру - активно взаимодействуют с органами государственной власти и населением.

После принятия Указа Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" вся система четко разграничена на три уровня госслужбы:

госслужба в федеральных министерствах (нормотворческая деятельность);

госслужба в федеральных службах (контрольно-надзорные функции);

в федеральных агентствах (функции по оказанию услуг населению).

Задачи госслужбы не прописаны в федеральном законе и поэтому связаны с задачами госорганов. Можно сделать вывод, что функциями госслужбы являются функции государственного управления.

Функции - это обязанности, круг деятельности, способность выполнять определенную роль в системе общественных отношений, основные направления реализации законодательства о государственной службе.

Таким образом, структура госслужбы разделена по видам и по уровням - федеральный уровень и уровень субъектов РФ. Структурное представление позволяет выявить особенности организации госслужбы.

Вывод. В целом государственная служба - сложный комплексный правовой институт по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства, деятельности государственных органов, их аппарата и полномочий соответствующих должностных лиц. Под функциями государственной службы следует понимать основные направления государственной деятельности. Структура государственной службы должна быть открытой, публичной, эффективной, компактной и строиться по вертикальной соподчиненной системе с определением видов службы.

2. Государственная служба на примере ФКУ МФ РС (Я) по Вилюйскому улусу

2 .1 Кадровая политика управления

Финансово-казначейское управление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по Вилюйскому улусу (ФКУ) является структурным подразделением Минфина республики и выполняет функции государственных финансовых органов, обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, штамп и печать с наименованием, изображением Государственного герба республики единого образца.

Управление, совместно с Минфином, постоянно ведет работу по улучшению кадровой политики. Работа направлена на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, подготовку компетентных, профессиональных специалистов, способных своевременно реагировать на изменения, диктуемые временем по основным направлениям:

привлечение, отбор, оценка, профессиональная ориентация и трудовая адаптация специалистов;

проведение квалификационных экзаменов, семинаров, совещаний, экономических учеб, периодической аттестации специалистов;

разработка программ развития персонала с совершенствованием систем обучения, их служебного продвижения и подготовка кадрового резерва.

Штатное расписание утверждено в количестве 17 единиц, в т.ч. государственных служащих - 16. Управление полностью укомплектовано.

В связи с переходом на казначейское исполнение бюджетов функции управления изменились, вследствие чего, в целях эффективности работы отделов структура управления несколько раз менялась. Последняя структура управления утверждена приказом руководителя ФКУ от 25.05.2009 г. № 01-06(а)/34.

В управлении имеется 3 отдела: бюджета, финансирования и контроля расходов и учета и отчетности (прил.1).

Ведется целенаправленная и многосторонняя работа по переподготовке и повышению квалификации специалистов. Регулярно проводятся экономические учебы, по изучению новых законодательных и нормативных актов, инструкций и методических рекомендаций.

Проведение периодических аттестаций также способствует росту профессионализма. Образована постоянная аттестационная комиссия. Из 16 специалистов в 2007-2009 гг. аттестацию прошли 13 специалистов с оценкой "соответствует занимаемой должности". В соответствии с Законом о госслужбы с 2003 года практикуется проведение квалификационного экзамена в форме тестирования, по результатам присваиваются квалификационные разряды согласно Указу Президента РС (Я) от 18.01.2001 г. № 1322 по каждой группе государственных должностей с учетом образования и стажа госслужбы.

Результат: 100% высшее профильное образование (диагр.1), рост численности молодых специалистов - 44%, при этом средний стаж работы на госслужбе - 9 лет, аттестацию прошли 81%, курсы повышения - 75% специалистов. Осуществлен переход на служебные контракты.

Диаграмма 1 Образование специалистов ФКУ

В управлении и сегодня работают знающие квалифицированные специалисты, лучшие финансисты улуса.

2.2 Анализ деятельности финансово-казначейского управления за 2006-2008 гг.

Организация казначейского исполнения местных бюджетов возложена на ФКУ. В своей деятельности ФКУ руководствуется нормативными актами РФ и РС (Я), Положением о финансово-казначейских управлениях, утвержденным приказом Минфина (03 января 2001 г. № 01- 04/001), тройственным Соглашением о взаимодействии по составлению и организации исполнения местного бюджета между МФ РС (Я), ФКУ и МР "Вилюйский улус (район)", Соглашениями с поселениями муниципальных образований.

Основными задачами ФКУ являются:

организация, осуществление и контроль за исполнением местных бюджетов улуса, управление расходами бюджетов на счетах в банках, исходя из принципа единства кассы;

обеспечение принципов единой бюджетной системы и межбюджетных отношений, определенных БК РФ;

участие в составлении проектов бюджетов МО в соответствии с бюджетной классификацией РФ, направлениями финансово-бюджетной, налоговой и социальной политики, прогнозами СЭР и т.п.

Переход местного бюджета на казначейское исполнение в улусе начался в 2003 году. Особенностью 2006 г. стало введение местного самоуправления на уровне поселений. В связи с этим были заключены Соглашения о кассовом обслуживании и исполнении местного бюджета с главой МР и 21 главами МО поселений. Определены главные задачи:

1. Кассовое обслуживание местного бюджета.

2. Осуществление контроля за целевым использованием средств.

3. Управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.

Учет операций по финансированию расходов бюджетополучателей осуществляется на индивидуальных лицевых счетах, в соответствии с утвержденным Реестром получателей средств местных бюджетов.

С принятием многими бюджетными учреждениями статуса юридических лиц, количество лицевых счетов из года в год увеличивается.

Диаграмма 2Динамика открытия лицевых счетов

В 2009 году управление обслуживало 216 учреждений, открыты 164 лицевых счетов (диагр.2). Расчетно-денежные документы на осуществление кассового расхода принимаются от получателя бюджетных средств в пределах лимита бюджетных обязательств (ЛБО). За 2006-2008 гг. поступило 166293 платежных поручений, из них обработано 117500 поручений (таб.1). Переходный момент ни для республиканских, ни для местных учреждений еще не прошел, процент возврата поручений высок.

Таблица 1 Показатели по казначейскому исполнению за 2006-2008 гг.

Показатель

Поступило платежных поручений

Количество возвратов

% возвратов

Сумма возвратов, млн. руб.

Причины возвратов:

1. Некорректное заполнение платежных поручений

2. Несоответствие экономич. статьям

3. Несоответствие оправд. документов

Обработано чеков

Поставлено на учет договоров

Если за 2006 г. возвращено по РБ 12,3%, по МБ - 13,3% платежных поручений, то за 2008 г. - соответственно 25,3%, 30,2% поручений в связи с неправильным оформлением, отсутствием первичных надлежаще оформленных документов. Основной причиной возвратов платежных документов является текучесть кадров, слабая финансовая дисциплина.

Со вступлением в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. №131-ФЗ, разграничением полномочий МСУ, поменялась структура бухгалтерий. Если раньше централизованные бухгалтерии администрации обслуживали все учреждения наслега, то сейчас бухгалтерии образования обслуживают только школы и детские учреждения, а в поселениях МО функции бухгалтера выполняют главные и ведущие специалисты администрации.

В результате количество бухгалтерий увеличилось в 2 раза - 51 бухгалтерия. Обновился состав бухгалтеров, что сказалось на количестве возвратов поручений, а это влияет на увеличение ежемесячного остатка бюджетных средств. На лицевых счетах находилось 36,2% средств от сумм месячного финансирования. Проблема остатков также связана с элементами планирования, от действий администраций и представительных органов МО и с особенностями закона на соответствующий финансовый год.

С января 2006 г. исполнение бюджета перешло на программный продукт "Бюджет-КС". Данный продукт позволяет автоматизировать составление, уточнение росписи расходов бюджета, учет бюджетных обязательств, поступления платежей в бюджет, распределение поступлений по уровням бюджетов, финансирование расходов бюджетополучателей через лицевые счета, формирование ежедневной и периодической отчетности.

В последние годы управление работает в основном по банковской системе, но вместе с тем остаются и функции финансового управления. С 2006 г. отделы работают с 22-мя бюджетами муниципалитетов. Нагрузка специалистов увеличивается, особенно это проявляется в конце года. На начало 4 квартала 2008 года неиспользованных ассигнований оставалось в МР 35% , в поселениях от 30-40% от годового плана или 368,9 млн.руб.

В связи с многочисленными изменениями функций управления, количество ревизий и проверок ежегодно уменьшается. В диаграмме 3 показаны данные в сравнении с 2002 г. За 2006-2008 гг. проведено только 14 комплексных ревизий.

Диаграмма 3 Количество комплексных ревизий и проверок за 200 5 -2008 гг.

Таблица 2 Объем проверенных средств и финансовых нарушений за 2005-2008 гг.

(тыс. руб.)

Наименование

1.Средства ресбюдж.

2.Средства бюджетов МО

3.Внебюджетные средства

4.Средства ОМС

5.Средства предприят.

6.Средства федбюдж.

По первичному воин. учету

По медпер. ФАПов, учрежд. ск. медпом.

Таблица 3 Основные нарушения

(тыс. руб.)

Наименование нарушений

1.Неправомерные расходы

2.Нарушения при планировании

3.Нецелевое использование средств

4.Неэффективное использов. средств

5.Нарушения по ведению бухучета

6.Другие нарушения при расходовании бюджетных средств

За 2005-2008 гг. объем проверенных средств составляет 1410,1 млн.руб., при этом выявлено нарушений на сумму 17,8 млн.руб. По итогам ревизий и проверок даются предписания по устранению допущенных недостатков (таб.3,4).

Наиболее характерными нарушениями являются: неправильное начисление заработной платы; завышение объемов договоров на поставку тепловой энергии; нецелевое использование бюджетных средств; по расчетам с подотчетными лицами - отсутствие оправдательных документов, ненадлежащее оформление авансовых отчетов, командировочных удостоверений, несоблюдение сроков сдачи отчетов по подотчетным суммам и т.п.

Анализ показывает, что муниципальными образованиями даже при казначейском исполнении бюджета допускаются грубые финансовые нарушения. Например, неопределенность термина "авансирование" и "предоплата" создают трудности в расходовании бюджетных средств и подталкивают бюджетные учреждения к поиску не всегда корректных способов обхода законов. При инвентаризации остатков продуктов питания выявлены такие факты, как несоответствие наименования продуктов с наименованиями, указанными в счетах-фактурах и т.п.

Таким образом, в связи с вышеизложенным, вытекает необходимость усиления последующего контроля, то есть увеличения количество ревизий и тематических проверок. Для достижения данной задачи нужно решить вопрос о выделении штатной единицы - ревизора.

Вывод. Днем рождения Республиканского казначейства, необходимо считать дату выхода Указа Президента РС(Я) №972 "О переходе на казначейскую систему исполнения Государственного бюджета Республики Саха (Якутия)", а именно 21 февраля 2000 года, но ФКУзанимается не только казначейским исполнением местных бюджетов, учетом и отчетностью, но и составлением и исполнением 22 бюджетов, проводит контрольно-ревизионную работу, т.е. функции управления многосторонни. Управление постоянно стремится к улучшению своей деятельности. Результат - управление является примером для многих ФКУ по республике по своевременности сдачи отчетов и качества его выполнения. Эксперимент

Заключение

В целом государственная служба - сложный комплексный правовой институт по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства, деятельности государственных органов, их аппарата и полномочий соответствующих должностных лиц.

Реформирования госслужбы направлено на кардинальное повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства. Принятыми нормативными документами регулируются вопросы организации гражданской службы: определены порядок приема, прохождения испытательного срока, проведения аттестации, установлены квалификационные требования, правовое положение, обязанности и гарантии.

Функциями госслужбы являются функции государственного управления. Все функции госслужбы реализуются в публично-правовой форме. Структура государственной службы должна быть открытой, публичной, эффективной, компактной и строиться по вертикальной соподчиненной системе с определением видов службы.

Таким образом, основное содержание госслужбы в РФ заключается в претворении в повседневной жизнедеятельности конституционных и правовых норм, организации работы по исполнению действующего законодательства, осуществлении задач и функций Российского государства, выполнении его обязанностей перед гражданами страны.

Анализ деятельности ФКУ, как госоргана республики, выявил ряд проблем и нами дается попытка определения путей решения этих проблем.

1. Проблема остатков на счетах. Наличие остатков средств на счетах местных бюджетов негативно влияет на взаимоотношения с федеральным и региональным бюджетами, так как данный факт, в первую очередь, констатирует доходные возможности бюджета субъекта и муниципальных образований.

2. Проблема проведения последконтроля. В связи с выявлением в комплексных ревизиях и тематических проверках многочисленных финансовых нарушений вытекает необходимость усиления последующего контроля, то есть увеличения количество ревизий и тематических проверок.

3. Проблема обслуживания спутниковой связи. Возникает в связи с установкой спутниковой связи с Минфином, увеличением количества программных продуктов для электронного документооборота с ОФК, передачей месячной, квартальной и годовой отчетности в электронном виде, а также по причине частых сбоев.

В связи с этим можно предложить следующие рекомендации:

необходимо упорядочить правовые основы деятельности региональных органов казначейства в целях создания достаточных условий для выполнения возлагаемых на них функций;

восстановление штата контролера-ревизора, сокращенного Приказом МФ РС (Я) от 15.10.2004 г. № 01-05/149. Решение этой проблемы позволит усилить последующий контроль, что даст ощутимые результаты эффективности и экономности использования бюджетных средств, особенно при дефицитности бюджетов;

Усиление ответственности глав МО и руководителей бюджетных учреждений по обеспечению исполнения расходных обязательств;

усиление контроля представительных органов МО по качественному и своевременному исполнению местных бюджетов;

на правительственном уровне поднять вопрос определения нормативной численности специалистов бухгалтерий и централизованных бухгалтерий и оклады этих специалистов.

предусмотреть штат экономистов-программистов. Если программные продукты будут работать бесперебойно, то намного бы повысилась результативность и эффективность использования рабочего времени.

Обеспечение бесперебойного и своевременного исполнения местных бюджетов во многом зависит от слаженной четкой работы как органов казначейств федерального и республиканского уровня, так и от действий муниципальных образований и районов, и поселений.

Список использованной литературы

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 9 июня 2001 года № 679). // Российская газета. - № 111, 14.06.2001.

Федеральный Закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ // СЗ РФ - 1995. № 31 - ст.2990.

Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ.

Федеральный Закон "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ. // СЗ РФ - 06.10.2003. № 40 - ст.3822.

Федеральный Закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ. // СЗ РФ - 02.08.2004. № 31 - ст.3215.

Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 года № 1336 "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)".

Указ Президента РФ от 09 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

Указ Президента РС (Я) от 21 февраля 2000 года № 972 "О переходе на казначейскую систему исполнения Государственного бюджета Республики Саха (Якутия)".

Указ Президента РС (Я) от 18 января 2001 года № 1322 "О квалификационных разрядах государственных служащих Республики Саха (Якутия)".

Приказ МФ РС (Я) от 7 декабря 2000 года № 01-05/135 "О создании во всех улусах и городах республики территориальных органов казначейства".

Приказ МФ РС (Я) от 7 декабря 2000 года № 01-05/136 "Об утверждении численности и структуры финансово-казначейских управлений Министерства финансов Республики Саха (Якутия)".

Приказ МФ РС (Я) от 3 января 2001 года № 01-04/001 "Об утверждении Положения о финансово-казначейском управлении Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по улусу (городу)" (с дополнениями по пр. МФ РС (Я) от 31.03.2005 г. № 01-04/0256).

Назаренко Н. Ю. Государственная служба Российской Федерации: Учебное пособие для вузов / Н.Ю. Назаренко. - М.: Изд. "Экзамен", 2006. - 192 с.

Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2002. - 287 с.

В. И. Петрова, Т. В. Константинова. Призвание-финансист: Сборник. К 75-летию финансовой службы в Вилюйском улусе. - Вилюйская улусная типография, 2006. - 122 с.

В. И. Петрова. Финансово-казначейское управление. - Вилюйск, Улусная типография, 2009. - 22 с.

Чиркин В. Е. Государственное и муниципальное управление. - М.: Юристъ, 2003. - 340 с.

Якушев А. В. Государственное и муниципальное управление. - М.: Приор-издат, 2005. - 128 с.

Пояснительные записки к Годовому отчету об исполнении консолидированного бюджета Вилюйского улуса за 2006-2008 годы.

Приложение 1

Структура финансово-казначейского управления (утвержденная приказом от 28.04.2005 г. № 01-06(г)/27)

Подобные документы

    Понятие государственной службы, ее сущность и особенности, место и значение в экономике государства и обществе. Основные принципы деятельности государственной службы и их классификация, функции, правовое регулирование. Анализ современных видов госслужбы.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2009

    Отношение к государственной службе. Система зарубежного правового регулирования вопросов государственной службы. Госдолжности. Принципы госслужбы. Квалификационные разряды. Увольнение госслужащего.

    контрольная работа , добавлен 19.12.2005

    Совокупность правоотношений, опосредующих организацию и функционирование государственной службы в Российской Федерации, ее становление и развитие, основные понятия и принципы. Виды государственной службы и особенности их правового регулирования.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2015

    Особенности административного права. Принципы построения, функционирования и разновидности государственной и муниципальной службы, система ее органов, правовое и законодательное регулирование. Административно-правовой статус государственных служащих.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2010

    Система и виды государственной службы, особенности ее реформирования. Понятие и виды государственной должности. Характер взаимодействия Федерации и субъектов Федерации. Классификация и структура государственной гражданской службы, ее основные проблемы.

    дипломная работа , добавлен 14.08.2011

    Основные принципы государственной службы. Понятие, сущность и классификация государственных служащих, их права и обязанности, специфика работы. Виды государственных должностей. Анализ системы государственной гражданской службы в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2008

    Понятие, особенности и виды государственной службы, ее функции и принципы. Информационно-коммуникационные технологии в органах государственного управления. Проблемы реформирования государственной службы в Российской Федерации и Республике Татарстан.

    курсовая работа , добавлен 19.08.2010

    История становления государственной службы в Российской Федерации. Основные виды и принципы государственной службы. Разграничение функций между отраслями управленческой деятельности. Государственная служба в условиях проводимых реформ правовой системы.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2013

    Понятие государственной службы. Государственные служащие как субъекты административного процесса. Правовое регулирование государственной гражданской службы. Общие принципы организации и деятельности государственного аппарата Российской Федерации.

    реферат , добавлен 20.06.2012

    Понятие, структура и функциональное назначение государственной гражданской службы. Особенности ее организации и направления реформирования. Конституционные принципы госслужбы Российской Федерации. Проблемы ее правового регулирования и пути их решения.

Социальной системой (гр. sistema – целое, составленное из частей) называется целостное взаимодействие социальных общностей, обусловливаемое каким-либо интегративным качеством. Она характеризуется следующими признаками:

1) Целостностью, т.е. принципиальной несводимостью свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимостью из последних свойств целого;

2) взаимозависимостью каждого свойства от его места внутри целого, система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой;

3)структурностью, обусловленностью поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами всех ее элементов в совокупности;

4)иерархичностью каждый элемент системы направляется интегративным качеством, что и делает взаимодействие этих элементов системным.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъектов РФ. Правовое регулирование и организация федеральной государственной службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование гражданской службы субъектов РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, а ее организация - в ведении субъектов России.

Военная служба есть другой вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органов, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба – это тоже вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в г дарственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функций по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбы преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Система управления гражданской службой создается на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. Согласно закону это делается в целях координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, ведения сводного реестра государственных служащих Российской Федерации, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих, а также в целях осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о государственной (гражданской) службе.

Для того чтобы эти две системы (федеральная и субъектов РФ) действовали в одном направлении – в плане укрепления федеративных отношений и усиления российского государства, необходимы, видимо, новые законы.

Гражданская служба помимо функций по обслуживанию государства призвана осуществлять и социальные функции. К ним относятся разработка проектов и реальное участие в решении проблем воспроизводства социальных ресурсов, обеспечения стабильности общественной системы, снижения социальной напряженности, повышения уровня и качества жизни людей и т.д.

Перечислим особенности системы федеральной гражданской службы. Во-первых, она имеет не субординационный, а координационный характер. Гражданские службы всех трех ветвей федеральной власти не соподчинены, а взаимодействуют на принципах конвенционализма.

Располагаясь по федеральной горизонтали, они согласовывают свои действия друг с другом при подготовке законов и общих нормативных актов, при решении совместных служебных задач.

Во-вторых, данная система регулируется нормативными правовыми актами. Основной и определяющей формой координации в системе федеральной гражданской службы является управление с помощью различных государственных норм - законов, указов, совместных постановлений, общих процедур и т.д. Именно эти согласованные между ветвями власти законы, указы, постановления, процедуры регламентируют их права и обязанности, обеспечивают необходимые сдержки и противовесы во взаимоотношениях друг с другом. Выработка и принятие таких нормативных актов - одна из актуальнейших задач всех ветвей федеральной государственной власти.

С организационной стороны федеральная гражданская служба выступает как административно-управленческая система, объединяющая аппараты трех ветвей федеральной государственной власти. В ее состав входят гражданские службы двух палат Федерального Собрания, президента, правительства, министерств и ведомств, а также трех федеральных судов и Генеральной прокуратуры. Кроме того, в нее еще включается гражданская служба иных органов федеральной власти, куда входят аппараты Центральной избирательной комиссии, Счетной палаты и государственных финансовых органов. В совокупности эти гражданские службы образуют федеральную административную власть, которая является (вместе с политической властью) необходимой составляющей федеральной государственной власти.

Кроме того, федеральная гражданская служба обнаруживает два уровня подсистем: центрально-федеральный и федерально-региональный. Первичный (или центрально-федеральный) уровень образуют государственные службы трех ветвей федеральной государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной. Он возникает под влиянием дифференциации этих трех структур на определенные федеральные органы. В результате государственная служба федеральной законодательной власти представлена двумя государственными службами Совета Федерации и Государственной Думы. В свою очередь, государственная служба федеральной исполнительной власти включает несколько десятков государственных служб президента, правительства, федеральных министерств и ведомств (служб и агентств). Наконец, государственная служба федеральной судебной власти состоит из четырех государственных служб: Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда и Генеральной прокуратуры.

Поскольку гражданская служба обычно направлена на обеспечение исполнения полномочий тех государственных органов, в составе которых осуществляется, то в каждом из них имеет свою специфику, что позволяет говорить о гражданских службах этих органов, уровней и ветвей власти как составных частях единой гражданской службы страны.