Категориями государственных должностей являются. Государственная должность. Категории и группы должностей

Должность – это установленная социальная роль, выполняемая человеком в государственных, общественных, частных организациях, предприятиях, учреждениях. В ч. 1 ст. 1 ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» под государственной должностью понимается «должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации..., с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей». Совокупность должностей, упорядоченная и объединенная целью, образует должностную структуру. Она отражает установленные формальные отношения между должностями для организации совместных, согласованных действий людей. Должности содержат ряд требований, предъявляемых к их претендентам. Особое место среди них занимают квалификационные требования. Это требования к уровню и профилю профессиональной подготовки, общему стажу, стажу и опыту работы в качестве государственного служащего, его личным качествам, способностям, уровню знания Конституции РФ, федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей и др. Государственные должности подразделяются на категории «А», «Б», «В». Государственные должности категории «А» устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Например, Конституцией Российской Федерации предусмотрено более 20 наименований должностей категории «А», в том числе Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и др. Государственные должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А», относятся к категории «Б». Это дожности помощников, советников, консультантов, секретарей и др. Государственные служащие на данные должности принимаются исходя из принципа властно–политической преданности в соответствии с персональными рекомендациями и по личному решению лиц, замещающих государственные должности категории «А». Наиболее многочисленная категория государственных служащих – категория «В». К ней относятся должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. Это могут быть начальники отделов, специалисты, эксперты и т.д. Помимо указанных категорий государственных должностей, Федеральный закон предусматривает включение в штатное расписание государственных органов должности, которые предназначены для технического обеспечения их деятельности и не относятся к государственным должностям..

Должность - установленная социальная роль, выполняемая человеком в государственных, общественных, частных организациях, предприятиях и учреждениях.

Гос. должность – это часть организационной структуры госоргана, обособленная и закрепленная в официальных документах, соответствующей части компетенции госоргана, переданная лицу – госслужащему с целью ее практического осуществления.

ГД, замещаемые госслужащими, составляют институт ГС.

В государственном аппарате должность служит связующим звеном между государством, структурой и компетенцией органа, с одной стороны и госслужащим с другой стороны.

ГД - должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по выполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Типология государственных должностей:

Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и другие (уровень принятия решений, политэлита);

Категория «Б» - ГД РФ, субъектов РФ – направленные на непосредственное обеспечение исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А» - секретариат, консультанты, рук. пресс-службы (замещаются по личному решению патронов);

Перечень государственных должностей категорий "А", "Б" и "В" дается в Реестре государственных должностей в Российской Федерации.

Классификация ГД – Распределение указанных должностей по группам с определением требований к ним и по специализациям.

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока

полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

гражданской службы.

гражданской службы

Статья 10. Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации

1. Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.

Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в государственных органах субъекта Российской Федерации , учреждаемые с учетом структуры этих органов и классифицируемые по категориям, группам должностей в соответствии со статьей 9настоящего Федерального закона, составляют перечни должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации,являющиеся соответствующими разделами реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Реестрдолжностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации составляется с учетом принципов построения Реестрадолжностей федеральной государственной гражданской службы и утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъектаРоссийской Федерации.

Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской

службы в пределах группы должностей гражданской службы.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы на определенный срок полномочий, за исключением гражданских

служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей гражданской

службы, а также гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "помощники (советники)", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, и гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим,

замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы -действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Порядок присвоения и сохранения классных чинов гражданской службы субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта

Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.

Порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы определяются указом Президента Российской Федерации.

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа или органа управления субъекта РФ либо лиц, замещающих государственные должности, учреждаются должности гражданской службы:

1) должности федеральной государственной гражданской службы (учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ);

2) должности государственной гражданской службы субъектов РФ (учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ с учетом положений Закона «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Должность гражданской службы – совокупность административных обязанностей, прав и ответственности гражданского служащего по обеспечению деятельности лиц, замещающих государственные должности, оказанию услуг населению, а также исполнению полно­мочий государственного органа.

Государственные должности РФ – это должности, устанавливаемые Конституцией РФ, ФЗ для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями 9уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Ключевые признаки должности гражданской службы:

· должность в органах государственной власти – это первичная структурная единица государственных органов . Она является первоэлементом государственной организации гражданской службы;

· должностьс установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государ­ственного органа . Каждый государственный орган уполномочен осуществлять строго определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы государственно-властными полномочиями, т.е. правом принимать общеобязательные решения;

· должность с установленным законодательством денежным содержанием , в которое включаются должностной оклад и надбавки к нему;

· должность с определенной ответственностью за нарушение должных действий по службе (в рамках обязанностей и прав по должности), а равно за недостижение цели по вине государственного служащего.

Классификация должностей гражданской службы включает в себя четыре категории и пять групп должностей. К категориям должностей относятся следующие:

1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия руководителям в реализации их полномочий. Эти должности замещаются на определенный срок, ограниченныйсроком полномочий руководителя.

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Группы должностей гражданской службы предусматривают:

1) высшие должности гражданской службы. К этой группе относятся определенные Реестром должностей государственной гражданской службы РФ должности категорий «руководители», «помощники (советники)» и «специалисты»;

2) главные должности гражданской службы. К ним относятся определенные Реестром должности категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» и «обеспечивающие специалисты»;

3) ведущие должности гражданской службы. К ним также относятся определенные Реестром должности всех четырех категорий;

4) старшие должности гражданской службы. К ним относятся определенные Реестром должности категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты»;

5) младшие должности гражданской службы. К ним относятся определенные Реестром должности категории «обеспечивающие специалисты».


Все должности государственной гражданской службы включены в соответствующие перечни (реестры ). Таких реестров три:

1) Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы , в котором должности классифицируются по государственным органам, категориям и группам. Федеральный реестр утверждается указом Президента РФ;

2) Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ - составляется с учетом структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей, установленных федеральным реестром. Утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом положений Закона «О системе государственной службы Российской Федерации»;

3) Сводный реестр должностей государственной гражданской службы РФ , включающий первые два реестра. Порядок его ведения утверждается указом Президента РФ.


В соответствии с замещаемой должностью государственным гражданским служащим присваиваются классные чины. Порядок присвоения определен Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» . Законодательством установлены следующие классные чины (это звание (ранг) государственного гражданского служащего), соответствующие группам должностей гражданской службы. Классный чин – показатель соответствия профессионализма гражданского служащего квалификационным требованиям замещаемой должности в пределах группы должностей.

Высшая группа:

действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса;

действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса;

действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса;

Главная группа:

государственный советник Российской Федерации 1 класса:

государственный советник Российской Федерации 2 класса;

государственный советник Российской Федерации 3 класса;

Ведущая группа:

советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 кпасса;

советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса;

советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

Старшая группа:

референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса;

референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса;

референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

Младшая группа:

1 класса;

секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса;

секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Классные чины присваиваются в соответствии с замещаемой должностью с учетом проф.уровня, продолжительностью службы в предыдущем классном чине и замещаемой должности. Классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена. Может быть первым и очередным (первый присваивается по истечении испытательного срока, а если испытательного срока не было, то не ранее чем через 3 месяца после назначения на должность).

Практика организации совместной деятельности людей выработала формы упорядочения выполняемых ими задач путем разделения труда. Одной из форм разделения труда является должность - начальная универсальная форма организации людей, занятых преимущественно умственным трудом (см. схему 1).

Должность - это установленная (конституированная) социальная роль, выполняемая человеком в государственных, общественных, частных организациях, предприятиях, учреждениях13.

В части 1 статьи 1 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" под государственной должностью понимается "должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации..., с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей".

Совокупность должностей, упорядоченная и объединенная целью, образует должностную структуру. Она отражает установленные формальные отношения между должностями для организации совместных, согласованных действий людей.

Должности содержат ряд требований, предъявляемых к их претендентам. Спектр этих требований может быть разнообразным. Особое место среди них занимают квалификационные требования. Это требования к уровню и профилю профессиональной подготовки, общему стажу, стажу и опыту работы в качестве государственного служащего, его личным качествам, способностям, уровню знания Конституции РФ, федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей и др.

Содержание должности закрепляется в Конституции, законах и других нормативных правовых актах, а также в положениях об органах государственной власти, положении о структурном подразделении, должностной инструкции. Должностная инструкция, как правило, содержит предписание что и как делать. Но, как свидетельствуют исследования, лишь каждый третий государственный служащий при выполнении своих должностных функций руководствуется должностными инструкциями, 56% - собственным опытом и пониманием решаемых задач, 27% - установками и требованиями непосредственного начальника, а каждый пятый - собственной совестью14. Видимо, не в последнюю очередь, это связано с тем, что во многих государственных органах такие инструкции отсутствуют.



Государственные должности подразделяются на категории "А", "Б", "В".

Государственные должности категории "А" устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Например, Конституцией Российской Федерации предусмотрено более 20 наименований должностей категории "А", в том числе, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и др.

Государственные должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А", относятся к категории "Б". Это дожности помощников, советников, консультантов, секретарей и др. Государственные служащие на данные должности принимаются исходя из принципа властно-политической преданности, в соответствии с персональными рекомендациями и по личному решению лиц, замещающих государственные должности категории "А".

Наиболее многочисленная категория государственных служащих - категория "В". К ней относятся должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. Это могут быть начальники отделов, специалисты, эксперты и т. д. Помимо указанных категорий государственных должностей Федеральный закон предусматривает включение в штатное расписание государственных органов должности, которые предназначены для технического обеспечения их деятельности и не относящихся к государственным должностям.

Перечень государственных должностей категорий "А", "Б", "В" дается в Реестре государственных должностей в Российской Федерации, который согласно Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" (п. 3 ст. 1) утверждается Президентом Российской Федерации. В то же время высказываются сомнения в правомерности наделения Президента РФ правом утверждения Реестра государственных должностей в Российской Федерации, поскольку в нем даются наименования государственных должностей государственных органов всех трех ветвей власти15. Вышеуказанный Реестр состоит из Реестра государственных должностей Российской Федерации и Реестра государственных должностей государственной службы.

В Российской Федерации государственные должности государственной службы подразделяются на следующие группы (см. схему 2):

Высшие государственные должности государственной службы (5-я группа);

Главные государственные должности государственной службы (4-я группа);

Ведущие государственные должности государственной службы (3-я группа);

Старшие государственные должности государственной службы (2-я группа);

Младшие государственные должности государственной службы (1-я группа).

Указанная классификация отражает объективную необходимость иерархичной дифференциации государственных должностей государственной службы. На государственной службе как и в армии требуются солдаты, офицеры и генералы. Государственные служащие для реализации своих полномочий должны иметь особый правовой статус и обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками.
4. Государственные служащие

Согласно ст. 3 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счёт средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ.

Данный закон закрепляет понятие "государственный служащий" в узком смысле слова. По смыслу ст. 3 указанного закона не являются государственными служащими лица, занимающие в порядке, установленном правовыми актами, должности в государственной организации: на государственном предприятии, в организации, учреждении. В широком смысе слова, под государственным служащим понимается гражданин РФ, занимающий должность в государственном органе.

Государственные служащие занимают государственные должности, внесенные в Общеросссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, который введен в действие с 1 января 1996 г. (см. схему 3).

Государственные служащие составляют наиболее высокообразованный слой российского общества. По некоторым данным, если среди работников культуры, искусства число лиц с высшим образованием составляет 28-35%, научных работников - 81%, то среди управленцев - от 57 до 87% (в зависимости от отрасли)16.

Государственные служащие приобретают значительные права в формировании и реализации политики, посредством которой осуществляются принятые законы, нормативно-правовые акты исполнительной власти и решения судов. Государственные служащие, будучи профессионалами в политико-правовых отношениях, выдают политическим должностным лицам рекомендации по поводу возможных решений тех или иных социальных проблем.