27 политические партии в политической системе общества. Корнейчук Марины Алексеевны

В повседневной жизни и, особенно, в СМИ мы часто слышим разговоры о политических партиях, их лидерах, победах и поражениях. При этом в массовом сознании отношение к политическим партиям, партийным функционерам и их деятельности разное: от восторга до равнодушия, а то и до немотивированного неприятия. Что же такое политические партии, когда и как они возникли, какую роль играют в политической жизни общества, чем отличаются одна от другой?

Партия (лат.) – «часть» целого, более крупной общности. Родина современных политических партий Европа. Современные политические партии – это добровольные общественные организации, объединяющие наиболее активных приверженцев той или иной идеологии, политической цели или лидера, и служащие для завоевания и использования государственной власти или влияния на власть. Иными словами, политические партии – это особые, отличные от всех иных многочисленных и разнообразных по составу, предназначению и задачам добровольных самодеятельных общественных организаций.

В истории формирования политических партий выделяют 3 этапа (М. Вебер):

1. Аристократические кружки (котерии). Это немногочисленные группировки знати периода средневековья, соперничавшие за влияние на английского короля.

2. Политические клубы – более многочисленные и разнообразные по социальному составу группы политически активных людей, характерные для начала буржуазной эпохи во многих европейских странах.

3. Политические партии , положившие начало современному партийному строительству. Профессиональное исследование этого процесса стало предметом специального раздела политической науки, названного «партологией».

Первая партия современного типа была основана в 1861 г. в Англии. Это Либеральная партия, выражавшая интересы нового нарождавшегося предпринимательского класса – буржуазии, боровшейся против абсолютизма за равные права и свободы для всех граждан. Первая массовая рабочая партия («Всеобщий германский рабочий союз») была создана в 1863 г. в Германии Ф. Лассалем. А уже к концу XIX в. массовые, в основном социал-демократические, партии появились в большинстве стран Западной Европы. В России это была РСДРП, нелегально созданная в 1898 г. для борьбы против царского самодержавия.

Политические партии отличаются большим разнообразием. Однако для всех их характерны общие признаки, выделяющие партии среди иных многочисленных и разнообразных самодеятельных общественных организаций.

Общие отличительные признаки политических партий

1. Наличие формальной организации сверху донизу, включая высшие, промежуточные (региональные) органы партии, первичные (местные) организации и рядовых членов. Членство в партиях строится исключительно на добровольной основе и может быть как индивидуальным (персональным), так и коллективным (ассоциированным).

2. Приверженность той или иной идеологии, политической цели либо партийному лидеру, наличие партийной программы, вокруг которых и объединяются члены партии.

3. Активное участие в политической борьбе – борьбе за власть. Как метко заметил в своё время А. Лебедь, активный сподвижник первого президента России Б. Ельцина, «для политической борьбы ничего лучше партий в мире не придумано».

4. Главный отличительный сущностной признак любой самостоятельной политической партии заключается в её стремлении к своей главной политической цели – к завоеванию государственной власти, участию во власти или влиянию на власть.

Как следует из перечисленных признаков, политические партии существенно отличаются от всех иных общественных организаций, включая профсоюзные, молодёжные, женские, творческие и многие другие, непосредственно не связанных с политикой и не преследующих собственно политических целей, т.е. владения государственной властью или участия в этой власти.

Функции политических партий:

    Главная из них – борьба за государственную власть, то есть за право формирования высших органов государственной власти и использования их полномочий для реализации партийных целей и задач. Благодаря этому своему основному предназначению политические партии представляют собой постоянно и открыто действующую альтернативу существующей государственной власти, а также друг другу. Тем самым они, как никакие другие общественные организации, создают и поддерживают в обществе конкурентную политическую среду как для правящих в данный исторический период партий, так и для всех других своих политических соперников, также стремящихся к власти.

    Разработка и навязывание обществу и государству методами партийной пропаганды своих партийных идеологии, целей и программ развития.

    Отбор и воспитание кадров политических руководителей и управленцев, необходимых как для текущей партийной работы, так и для будущего (в случае прихода к власти) руководства государством. Таким образом, партии формируют политическую элиту общества, готовую (и политически, и профессионально) возглавить государство после возможного прихода к власти.

    Вовлечение в свои ряды новых членов, политическая социализация и мобилизация населения, особенно молодёжи, на реализацию партийных целей и задач.

    Представление и отстаивание на государственном уровне интересов классов, групп и слоёв населения, соответствующих природе и идеологии партии.

Таким образом, политические партии выступают исключительно важными инструментами формирования и функционирования реальной политики. Их место и особая роль в жизни общества заключаются в следующем:

    Политические партии – это вторые по силе влияния на общественные процессы и политической значимости после государства институты политической системы общества.

    Это основные институты гражданского общества, непосредственно связывающие его с государством и представляющие в нем интересы различных конкурирующих классов и групп населения.

    Партии – главные носители, политические знаменосцы и движущие силы демократии, без которых она невозможна. Как справедливо заметил известный западный исследователь О. Ренни, «следует признать, что политические партии создали демократию и что современная демократия немыслима иначе, кроме как через партии».Поэтому не случайно, демократические государства не только терпимо, но и бережно относятся к партиям даже в тех случаях, когда их политическая активность представляется госорганам и чиновникам назойливой, неуместной, «мешающей решать государственно-значимые задачи». Об этом свидетельствуют соответствующие положения в конституциях, специальные законы о партиях, а также, нередко, и государственное финансирование их деятельности.

Основные источника финансирования политических партий:

1. Возможные партийные членские взносы. Размер и периодичность внесения членами партии взносов в общую партийную кассу регламентирует сама партия. Имеются партии, не обязывающие своих членов платить членские взносы.

2. Возможное частное финансирование (спонсорство). Частное финансирование, как правило, регламентируется государством с целью недопущения возможного превращения партий в «политические филиалы» отдельных финансово-промышленных групп, компаний или так называемых олигархов.

3. Доходы от собственной производственной деятельности партий (в основном за счёт производства своей агитационно-пропагандистской печатной, аудио и видеопродукции).

4. Возможное государственное финансирование, когда партиям, прошедшим в парламент, выплачиваются денежные бонусы в объёме, пропорциональном количеству полученных на выборах голосов избирателей. Иными словами, финансовую поддержку государства получают не все, а только те партии, которые пользуются доверием значительной части избирателей.

Денежные средства расходуются партиями на содержание штатных сотрудников своих руководящих органов, на аренду (или содержание собственных) помещений для офисов и предвыборных штабов, на проведение массовых партийных мероприятий, обеспечение избирательных кампаний, помощь ветеранам партий и иные цели.

Мы уже отмечали многообразие политических партий. Для того чтобы в нём было легче ориентироваться, политологи производят научную классификацию или типологию политических партий.

Типология современных партий осуществляется по различным основаниям:

1. В зависимости от способа формирования и условий приобретения членства различают (М. Дюверже) кадровые и массовые партии .

Кадровые партии формируются «сверху» вокруг авторитетных политических деятелей или групп, как правило, только для проведения выборов. Такие партии не акцентируют внимание на своей идеологической ориентации. Они имеют мощные профессиональные штабы и свободное членство, не обязывающее рядовых членов состоять и постоянно работать в конкретных организациях партии. Принадлежность к подобным партиям рядовой гражданин определяет самостоятельно, демонстрируя это своей политической позицией преимущественно на выборах и референдумах. Большинство современных российских (проправительственных, а также мелких) партий создавались в 90-е годы как кадровые под предстоящие выборы и исчезали с политической арены вскоре после их проведения. Кадровые партии с течением времени могут приобретать отдельные черты и свойства массовых партий.

Массовые партииформируются, как правило, «снизу», являются централизованными, дисциплинированными организациями с фиксированным уставным членством. Работают такие партии постоянно, а не только на выборах. Придают большое значение общности взглядов, идейному, идеологическому единству. Чаще всего это коммунистические, социал-демократические, популистские, харизматические, патриотические, а также националистические, фашистские и подобные им партии.

2. В зависимости от главных оснований деятельности различают доктринальные, прагматические и харизматические партии.

Доктринальные партии во главу угла ставят идеологию, то есть преимущественно отдалённые цели, подчиняя им текущие, повседневные дела и проблемы. К доктринальным партиям относятся коммунистические, религиозные, националистические и им подобные партии.

Прагматические или патронажные партии, наоборот, на первый план ставят текущие задачи и проблемы, ориентируются на практическую целесообразность своих действий. Например: победа на выборах, повышение (снижение) налогов, защита экологии (партии «зелёных»), улучшение условий труда, быта, отдыха и т.д. Кредо таких партий, даже если они и придерживаются определённых идеологических принципов, можно было бы выразить формулой одного из основоположников социал-демократии Э. Бернштейна: «Конечная цель – ничто, движение – всё».

Харизматические партии – партии, объединяемые харизматическими лидерами и следуемые за ними независимо от предлагаемой ими идеологии или практических целей.

3. В зависимости от общей идейно-политической ориентации партии подразделяются на правые илевые . Делению на правых и левых в политике положила начало Великая французская революция (1789 г.). В зале Учредительного (конституционного) собрания революционной Франции справа сели сторонники восстановления королевской власти – представители привилегированных сословий в лице дворянства и крупных землевладельцев. Слева – революционеры-республиканцы, выступающие за власть средней и мелкой буржуазии и малоимущих, народного большинства. В современной политической истории к крайне правым относят партии, выражающие преимущественно интересы крупного бизнеса, как локомотива экономического развития, к левым – партии, отстаивающие интересы трудящихся, беднейших слоев населения.

4. В зависимости от политической идеологии партии делятся на: либеральные, коммунистические, социал-демократические, консервативные, патриотические, националистические, фашистские, религиозные и т.д. В широкой палитре современных политических партий к правым обычно относят преимущественно либеральные и консервативные, к левым – коммунистические и социал-демократические партии. Партии, стремящиеся избежать крайностей правового и левого флангов в своей идейно-политической ориентации, называют себя «правоцентристскими», «левоцентристскими» или собственно «центристскими».

5. В зависимости от способов и средств политической деятельности различают партии: парламентские (основывающие свою работу на участии в деятельности парламентов) инепарламентские (игнорирующие парламентские методы политической борьбы, предпочитая работать непосредственно в массах; легальные (действующие открыто на законных основаниях) инелегальные (сознательно или вынужденно находящиеся в подполье, действующие нелегально).

6. В зависимости от отношения партий к правящему режиму они подразделяются на:

    Правящие – находящиеся у власти, т.е. имеющие большинство мест или доминирующие в парламентах.

    Оппозиционные, т.е. находящиеся в оппозиции к правящему режиму, несогласные с ним.

    Консервативные – выступающие за сохранение режима.

    Реформистские – выступающие за совершенствование режима.

    Революционные – ставящие своей целью насильственное свержение

существующего политического режима.

7. В зависимости от состава своих членов партии могут подразделяться:

    По социальному составу – на рабочие, аграрные, пенсионеров и т.д.

    По этническому (национальному) составу (например, баскская партия «Эрри батасуна» в Испании).

    По демографическому составу (например, старейшая в Европе Женская объединённая партия Бельгии).

    По культурологическим привязанностям, увлечениям своих членов (к примеру, весьма известная в Германии партия любителей пива).

Таким образом, политические партии отличаются большим многообразием по своему внутреннему устройству, составу, организации, основаниям, формам и методам деятельности и другим критериям. Зная это многообразие, легче ориентироваться в вопросах партийного строительства, делать взвешенные выводы и оценки относительно идеологических ориентаций и деятельности различных партий и их лидеров.

Справочно

Представленный, как и встречающиеся в политологической литературе иные подходы к типологии политических партий, – это методологический инструмент для оценки и выработки собственного отношения к той или иной из них как для профессиональных политиков, так и для рядовых граждан. Однако пользоваться этим инструментарием в каждом конкретном случае необходимо творчески, с учётом конкретно-исторических и ряда иных условий и обстоятельств. Так, идеологическая типология партий предполагает наличие чётких представлений о содержании соответствующих политических идеологий. Дело в том, что многие партии не содержат в своих названиях чётких указаний на свою идеологическую, социальную, национальную и т.п. принадлежность. В сегодняшней России это, например, партии «Единая Россия», «Правое дело», «Справедливая Россия», «Яблоко». Однако в своих программных документах некоторые из них прямо заявляют о своих идеологических ориентациях: «Единая Россия» – левоконсервативной, «Правое дело» – либеральной (точнее – праволиберальной), «Справедливая Россия» – социал-демократической, Яблоко – социал-либеральной. Другие партии, наоборот, носят идеологически окрашенные названия (например, КПРФ, ЛДПР). Однако политические программы и практически политическая деятельность некоторых из них, в частности ЛДПР, не всегда совпадают с заявленными идеологическими ориентациями, а нередко и противоречат их основному содержанию. Поэтому если судить об идеологической ориентации той или иной партии только по декларируемому названию, можно легко впасть в заблуждение. Гораздо важнее заявляемая партией в её программных документах и, главное – отстаиваемая на деле – позиция по важнейшим политическим проблемам внутренней и внешней политики государства.

Итак, современные политические партии – это по историческим меркам сравнительно молодые, особые, добровольные общественные организации, выполняющие исключительно важные функции в общественной, политической и государственной жизни. Выражая многообразие общественных интересов в своих программах и политической деятельности, партии являются непременным условием демократического устройства общества и государства.


В политической сфере носителями политической деятельности и политических отношений являются различные организации, а в первую очередь политические партии . Политическая партия - это организация, объединяющая на добровольной основе самых активных представителей тех или иных классов, социальных слоев и групп. Основным назначением партии является политическое просвещение масс и предоставления целенаправленного и организованного характера действиям этих масс для защиты собственных интересов. Как показывает историческая практика, политические партии во всех странах создавались как инструмент борьбы за власть и перенос интересов различных идейно-политических течений в реальную политику государства. Отсюда вытекает и главная цель их деятельности - защита социально-политических интересов определенных групп населения. Именно ради реализации этих интересов и ведется борьба за завоевание и удержание власти.

Политические партии, как правило, имеют свою программу, систему целей, которые они активно пропагандируют и защищают, более-менее разветвленную организационную структуру, они возлагают на своих членов определенные обязанности и устанавливают нормы поведения. Это дает возможность партиям стать мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни. В тех обществах, где существует развитая система политических партий, деятельность которых базируется на правовых нормах, господствует и политическая стабильность. Общество при таких условиях способно цивилизованно решать все политические проблемы, которые возникают, используя для этого различные средства, не боясь ни кризиса, ни анархии.

Вот почему ошибочными являются утверждения некоторых политиков о том, что партии в современных условиях не нужны, поскольку им на смену, мол, приходят «широкие социальные движения». Вот как, например, высказался по этому поводу лидер Ливии М. Каддафи: «партия - это современная диктатура, это власть части над целым, обесценивание демократии». «принадлежность к партиям - это предательство. Причем количество партий не меняет сути дела» . Попытка противопоставить политические партии «широким социальным движениям», как это делает практически М. Каддафи, выливается в господства жестокого тоталитарного режима, в котором нет не только политических партий, но и самой демократии.

Процесс становления политических партий как необходимых и влиятельных элементов политической структуры общества создает реальные возможности привлечения к политике все более широких слоев населения. Эффективность функционирования партий определяет возможность их реального влияния на политическую власть в государстве.

Известный немецкий политолог М. Вебер выделял три периода в развитии партий как субъектов политической деятельности: в XVI-XVII вв. в Европе - это аристократические группы, объединявших небольшое количество представителей политической элиты; в XVIII-XIX вв. - это уже политические клубы, которые ориентировались на привлечение к активной политической деятельности людей, влиятельных не только в политике, но и в других жизненно важных сферах общественной жизни; в XIX-ХХ вв. формируются современные массовые партии.

Содержание и сущность партий раскрывается через их классификацию. В основу классификации политических партий могут быть положены различные критерии: социальная база, идеологическое лицо, принципы организации и др. Исходя из природы социальной базы, можно выделить партии, выражающие интересы: 1) отдельных классов (буржуазные, пролетарские, крестьянские и т.п.); 2) отдельных социальных слоев и групп (интеллигенции, мелкой буржуазии); 3) нескольких классов и социальных групп (политические партии, которые возникают на основе национально-освободительных движений). С идеологической точки зрения различают: 1) идейно-политические или мировоззренческие партии, которые в своей деятельности руководствуются определенными идеологическими принципами; 2) прагматичные или партии избирательной кампании, которые не имеют определенных идеологических программ и берут себе за цель мобилизацию возможно большей части электората для победы на выборах. В свою очередь, среди идейно-политических партий можно выделить консервативные, что пытаются сохранить существующий строй, допуская лишь незначительные изменения; реформистские, что ориентируются на значительные преобразования существующего строя, но при условии сохранения его засадних принципов; революционные, что отрицают существующий строй и ставят себе за цель его полную замену другим; реакционные, что ориентируются на частичное или полное возвращение к старому укладу.

По принципам организации различают:

1) кадровые партии, объединяющие небольшое количество профессиональных политиков и опираются на финансовую поддержку привилегированных слоев общества;

2) массовые партии, ориентирующиеся на привлечение в свои ряды как можно большего количества членов с целью обеспечения посредством членских взносов финансовой поддержки своей деятельности;

3) партии, основанные на четких, формально определенных принципах членства (устав, формы и условия вступления в партии, партийная дисциплина и т.п.);

4) партии, в которых нет института официального членства, а принадлежность к партии оказывается, например, через голосование за ее кандидатов на выборах;

5) парламентские партии . Основные функции последних имеют много общего со всеми другими. Однако деятельность парламентских партий более разнообразна и охватывает все аспекты парламентской деятельности: разработку стратегии и тактики избирательных кампаний и программ, осуществлению которых они будут способствовать в органах власти; зондаж общественного мнения относительно ситуации в различных регионах и в стране в целом; оценку формальных и неформальных лидеров, отбор и выдвижение кандидатов и их соответствующую подготовку к участию в избирательной кампании, а впоследствии и к деятельности в органах власти; идеологическую и организационную работу среди населения по месту жительства для обеспечения победы своих кандидатов на выборах; решение технических и финансовых вопросов, связанных с избирательной кампанией; организацию различных акций для ослабления влияния конкурирующих партий и их кандидатов; осуществление соответствующего контроля за деятельностью избранных от партии депутатов и их фракций в парламенте, муниципалитетах и т. п. Современные парламентские партии характеризует наличие четкой организационной структуры и постоянно функционирующих органов управления. Организация их внутренней жизни позволяет деятельность различных течений и даже фракций внутри партии. Именно такой вид партий сейчас очень распространен во многих странах мира. Парламентскими партиями можно назвать и некоторые партии, возникшие в последние 2-3 года в Украине, государствах Восточной Европы и СНГ;

6) «карманные партии», - это очень малолюдные организации, которые создаются определенными лидерами «под свою программу» для осуществления «вождистских» и эгоистических устремлений. Такие партии, как правило, не имеют постоянной социальной базы и осуществляют свою деятельность, руководствуясь прежде всего установками самого лидера. В этих партиях лидеры, писал один из видных политологов прошлого Г. Михельс, «пользуются таким неограниченным влиянием», что влиять на членов партии можно только повлияв на лидера .

Политические партии различаются также по месту, которое они занимают в системе государственной власти. Здесь можно выделить легальные и нелегальные партии, а также правящие и оппозиционные.

До основных функций политических партий в обществе относятся: представительство социальных интересов, социальная интеграция, политическая социализация, создание идеологических доктрин, борьба за государственную власть и участие в ее осуществлении, разработка политического курса, формирование общественного мнения и т.д.

Роль и место политических партий в политической системе общества обстоятельно рассмотрел один из самых влиятельных политологов современности - французский теоретик М. Дюверже . Анализируя эти проблемы, Г. Дюверже рассматривает два главных вопроса: во-первых, насколько политические партии демократические, то есть насколько они реально выражают и отстаивают интересы и чаяния широких масс; во-вторых, какой является демократичным: партийный или беспартийный? Давая ответ на первый вопрос, Г. Дюверже подчеркивает, что организация современных политических партий во многом не соответствует демократическим принципам. Внутренняя структура этих партий в основных чертах автократической и олигархической.

Постоянную тенденцию к олигархизации структуры и деятельности партий, к противопоставлению интересов руководителей партии и рядовых ее членов заметил еще Г. Михельс: «призвание организации - это всегда проявление тенденции к олигархизации. Сущность любой организации (партии, профсоюзы и т. п.) содержит в себе аристократические черты. Организационная машина, которая создает массовые структуры, вызывает в организованных массах серьезные изменения. Отношения вождя и масс она превращает в свою противоположность. Организация завершает окончательное распределение любой партии или профессионального союза на управляющую меньшинство и управляемую большинство» . Руководители современных политических партий, как правило, определяются центром или кооптуються ним. А потому в партиях фактически возникают замкнутые группы, действия которых направлены не только на изоляцию от общества, но и от рядовых членов партии.

Такая эволюция современных политических партий оказывает существенное влияние и на их парламентскую деятельность. Ее все больше определяют партийные функционеры, а не избиратели. Реальная политическая жизнь складывается так, что на избирателей постоянно «давит» определенная группа членов партии и активистов, которая в то же время во всем подчиняется руководящим органам партии. Партийные функционеры формируют общественное мнение в выгодном для себя направлении с помощью телевидения, радио, прессы и других средств.

Усматривая в деятельности партии, которая действует на постоянной и организованной основе, источник формирования частного интереса руководителей, что отличается от интересов остальных членов партии, другой авторитет в теории политической партии - М. Острогорський вообще предлагал «отказаться от практики постоянных партий, которые имеют своей конечной целью власть и... сохранить истинный характер партий как групп граждан, что специально организованные для осуществления определенных политических требований» . Ограничения деятельности партии только реализацией конкретного политического задачи, проблемы, замена ее свободной и временной ассоциацией людей могли бы, по его мнению, предотвратить неминуемую олигархизации. В то же время современная политическая партия, чтобы быть влиятельным в обществе, должен серьезно заботиться о выявление и подготовку настоящих лидеров, способных занять высокие посты в партии и системе власти. Нехватка таких лидеров оборачивается трагедией для партии. По этому поводу Г. Вебер отмечал: если партия остается без обычно признанного вождя, то «поражения наступают одна за другой» .

Что касается вопроса о том, какой режим является более демократичным: партийный или беспартийный, то, отвечая на него, Г. Дюверже приходит к выводу, что при всех своих недостатков партийный режим все-таки является более предпочтительным, чем режим беспартийный. Режим без партий является гораздо дальше от демократии, чем партийный, потому что приводит к увековечению руководящих элит, созданных по праву рождения, богатства или должности, отвергает вековую традицию поиска народными массами тех организационных форм влияния на политическую жизнь, которые бы активно противостояли государстве. Вот почему, по мнению М. Дюверже, политические партии были и остаются гарантами прогрессивных изменений в политической жизни общества. А потому ограничения или даже полное исключение политических партий из активной политической жизни, как того желают политики типа М. Каддафи, означало бы усиление реакции в ее стремлении парализовать действие прогрессивных сил в обществе.

Характерным признаком 80-х годов ХХ в. стало значительное уменьшение влияния многих традиционных партий, в том числе и коммунистических, серьезное усиление в многих из них центробежных процессов: состоялась самоликвидация ряда партий, раскол в них или коренная реорганизация. Одной из причин этих процессов стала их бюрократизация, устарелость организационных структур и методов партийной работы, догматизація идеологических и программных установок, неспособность к самообновления, неумение учитывать в политике новые реалии. Сейчас руководство и актив многих политических партий проводят переоценку ценностей, ища способы модернизации партийных структур, программных установок, повышение эффективности политической работы.

Чрезвычайно важной проблемой сегодняшней политической жизни всех стран мира является соотношение однопартийности и многопартийности. Политический опыт свидетельствует: однопартийность присуща, как правило, политической жизни общества, где не хватает развитой социально-классовой структуры, функционирует отсталая экономика, наблюдается низкий уровень политической культуры большинства населения, а демократия находится в зачаточном состоянии. Такой характер отношений в обществе неизбежно порождает политическую пассивность граждан. Вот почему далеко не случайно в таком обществе формируется одна партия, которая сосредоточивает в своих руках не только функции политического руководства, но и административно-хозяйственные, что неизбежно приводит к ее слияния с государством. Именно такими были в недалеком прошлом КПСС и правящие коммунистические партии в так называемых странах реального социализма. Другие партии в этих странах, если и функционировали, то выступали в качестве филиала при правящих партиях. Именно в такой роли существовали демократические партии в недалеком прошлом в бывших ГДР, Чехословакии, Польше и в других странах.

Как показала политическая практика, главным недостатком однопартийности является торможение экономического и социального развития общества, замедление демократических процессов его развития, использования партией государственных методов воздействия на массы. Вся власть сосредотачивается в руках партийно-государственной бюрократии, а все это, в конечном итоге, «отрицает саму партию, ставит ее в положение просто ненужной» . Партия за таких условий, как отмечал известный в прошлом политический теоретик Дж. Милль, не может чувствовать своей «партийной веса», поскольку на ее весы «будет возложена и вес государства» .

Вот почему в современном мире в большинстве государств функционируют многопартийные политические системы, потому что именно такие является важным условием демократизации всех сторон жизни общества. Это наиболее развитая форма политического плюрализма, который отражает многообразие интересов классов, социальных групп и общностей, которые проявляются в политической сфере.

Существования и функционирования общественно-политических объединений - характерный признак любого демократического общества. Деятельность общественных организаций и движений, в отличие от государственных институтов, характеризуется тем, что эти организации и движения не имеют никаких властных полномочий. Они отличаются и от политических партий, потому что не имеют целью овладения государственной властью, хотя их деятельность при определенных условиях может набирать политического характера. Исходя из этой разницы, общественные движения и организации можно классифицировать как массовые добровольные объединения, возникающие в результате волеизъявления граждан на основе их общих интересов. В демократическом обществе государство не вмешивается в их деятельность, хотя и регулирует ее согласно действующему законодательству. Главные принципы деятельности общественных объединений - это добровольность, сочетание личных и общественных интересов, самоуправления, равенство всех членов, законности и гласности.

Очень важно в политической практике уметь отличать общественные организации от общественных движений. Общественные организации - это массовые объединения граждан для осуществления целей, которые уходят в далекую перспективу. такие организации принимают соответствующий устав, а их подразделения имеют четко определенную структуру.

В отличие от общественных организаций, общественные движения, имея также массовый характер, создаются преимущественно для реализации ближайших целей, а потому могут быть структурно не оформлены и объединять много организаций с различной социально-политической ориентацией. Как правило, общественные движения не всегда состоят из единомышленников, а могут включать группы объединяются лишь на короткое время из тактических соображений. Таким был в Украине в недалеком прошлом «Народный рух», объединивший тогда сторонников независимости и реформ из разных политических течений и организаций.

Необходимо также подчеркнуть, что существуют формы объединений, в которых сочетаются признаки общественных организаций и движений. Это так называемые фронты, например, Народный фронт, Фронт национального спасения, Патриотический фронт и т.д.

Важной проблемой в политологии есть критерии классификации общественных организаций. По наиболее важный обычно принимают характер взаимосвязей членов организации или род их деятельности. В основу типологии общественных организаций можно также положить задачи организации: защита гражданских, политических, экономических и культурных прав и свобод граждан (например, профессиональные союзы, Союз предпринимателей, общество потребителей и т. п.), удовлетворение профессиональных и любительских интересов (союзы журналистов, писателей, художников и т. п.), участие в благотворительной деятельности (общество милосердия, Фонд мира).

Разница в целях различных организаций дает возможность типологізувати и по видам их деятельности. По этому показателю можно выделить экономические, религиозные, научно-технические общества, общества в сфере образования и культуры, спортивные и туристические, здравоохранения и т.д.

Понятно, что базой для типологии общественных организаций могут быть и другие критерии: классовые и национальные признаки, демографические факторы, масштабы деятельности, методы и способы действий и т. д.

Наличие разнообразных целей общественных объединений порождает и многообразие их функций. Так, главными функциями общественных объединений могут быть: представления и защиты интересов граждан, поощрения людей к управлению государственными и общественными делами (политическая социализация). Все существующие в обществе объединения выполняют также функции связи с другими политическими институтами и организациями. Общей для всех общественных объединений можно считать функцию влияния и соответствующего давления на органы власти.

Все сказанное выше об роль и место политических партий и общественно-политических объединений в политической системе следует из анализа отечественного и мирового опыта. Для формирования в нашей стране политических партий и общественно-политических объединений, способствующих утверждению демократического, гуманного общества, эти рассуждения имеют не столько теоретическое, сколько практическое значение, потому что указывают основные способы укрепления их авторитета и повышения роли в общественной жизни.

Ответ : Политическая партия – активная и организованная часть общества, объединенная общими интересами, целями или идеалами и стремящаяся овладеть государственной властью или решающим образом повлиять на ее осуществление.

В политических системах зарубежных стран политические партии занимают одно из важнейших мест. Термин «партия» применительно к политической системе означает группу единомышленников, имеющих одну общую цель. с усилением роли партий в политическом процессе, с ростом их организованности партии стали рассматриваться как своего рода социальный механизм, где и доктрина, и организационная структура служат достижению определенных политических целей.

При демократическом режиме политические партии различных направлений и оттенков в зависимости от обстановки либо выступают в качестве правящих, либо играют роль лояльной оппозиции, которая в любой момент сама может сформировать правительство. Подобная смена наблюдается во всех странах с сильными социал-демократическими партиями (Великобритания, ФРГ и т.д.)

Основные виды политических партий:

1) Консервативные – выступают за ограниченное государственное регулирование в сфере экономики и социальной сфере, а также за сокращение налогов, что позволяет, по их мнению, оживить экономическую конъюнктуру, обеспечить стабилизацию финансов и рост уровня жизни граждан. Лозунг выражается в сохранении рабочих мест и их увеличении. Выражают прежде всего интересы предпринимателей, занятых у них работников, а также крестьян. Консервативная партия направлена на охрану или восстановление исторически сложившихся институтов.

2) Социал-демократические партии (лейбористская партия – Великобритания, социалистические – Франция, Италия, Испания, социал-демократическая – Германия и скандинавские страны) традиционно отстаивают усиление государственного вмешательства в экономику, включая частичную национализацию и финансирование социальных программ за счет увеличения налогов.

3) Коммунистические партии демократических стран– как правило, выступают за огосударствление экономики, в той или иной степени придерживаются идеологии марксизма-ленинизма или его модификаций.

4) Конфессиональные (вероисповедные) партии – активно используют в своей деятельности религиозную идеологию, они часто являются весьма влиятельными политическими организациями. Могут опираться на самые различные религии (христианско-демократический союз – ФРГ, социально-христианская и христианская народная партии – Бельгия и т.д..).

Названия партий далеко не всегда выражают их действительное «лицо». Подлинная политическая ориентация партий устанавливается не по их названиям, а по осуществляемой деятельности.

Функции политических партий, т.е. основные направления деятельности политических партий, неразрывно связаны с признаками партии как устойчивой группы политических единомышленников.

Основные функции, осуществляемые политическими партиями, одновременно характеризуют и определяют специфику их роли и места в политической системе :

1) Политические партии выступают средством борьбы между отдельными соперничающими группами за обладание правительственной властью в центре и на местах. Желая получить правительственную власть и влияние в местных и федеральных органах, различные социальные группы делают ставку на какую-либо политическую партию, с помощью которой стремятся провести своих представителей в выборные органы, силы противников оцениваются по количеству полученных голосов во время избирательной борьбы.

2) Политические партии принимают важнейшее участие в формировании и деятельности всех звеньев госаппарата. Выборные органы власти и управления, как в центре, так и на местах создаются при непосредственном участии политических партий, именно они подбирают кандидатов на выборные должности и проводят избирательные кампании.

3) Политические партии принимают прямое или опосредованное участие в разработке, формировании и осуществлении внутри – и внешнеполитического курса государства. Правящие партии через свои руководящие органы, правительства и парламентские функции непосредственно участвуют в принятии политических решений и их реализации.

4) Все политические партии активно осуществляют идеологическую функцию. Они пропагандируют ценности, которые доминируют в обществе, собственные программные установки, занимаются разъяснением своих целей и предвыборных задач.

К функциям партий, вытекающими из вышеназванных, можно отнести набор своих активистов и сторонников, обеспечение обратной связи между органами госвласти и гражданами, сглаживание противоречий между социальными группами и т.д..

Таким образом, партии активно воздействуют на принятие органами госвласти и управления политических решений, которые, будучи преобразованы в соответствующие нормативные акты, приобретают обязательную силу. Партийная система превращается в существенный фактор формирования центральных органов госвласти (парламент, правительство, глава государства), а также в средство воздействия на их деятельность.

Политическая партия – это формализованная политическая организация со своей структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание и удержание власти для осуществления определенной программы социальных, экономических, политических преобразований, достижения неких целей и идеалов, а также осуществления прямых и обратных связей между обществом и государством. Кроме того, обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль – выявления, согласования, выведения на политический уровень реальных, конкретных, частичных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе. Действуя на нескольких уровнях, партии связывают общество и государство. Они выступают как существенный, а иногда решающий элемент политической системы общества. Принципиальной стороной деятельности партий являются их идеологическое воздействие на население, значительная роль в формировании политического сознания.

Важнейшими признаками политической партии являются: 1)

участие в политической жизни, в том числе в государственном управлении; 2)

стремление овладеть государственной властью и учреждениями, реализующими государственную власть; 3)

связь с избирательной системой – участие в выборах представительных органов власти; 4)

форма организации социальных групп и слоев населения; 5)

носитель определенной идеологии и форма политического обучения масс; 6)

средство рекрутирования и продвижения отдельных индивидов в политические лидеры.

Эти признаки и определяют функции политических партий, среди которых определяют следующие:

а) социального представительства;

б) борьбы за государственную власть;

в) идеологическую;

г) кадровую;

д) политической социализации, т.е. включенность личности в политику и обеспечение стабильности и преемственности в развитии общества;

е) разработки и осуществления политического курса, что, однако, зависит от положения партии в политической системе – является ли она правящей или оппозиционной.

Между политическими партиями и государством существуют тесные связи и разнообразные формы взаимодействия. Так, и государство, и политические партии – политические организации. Они непосредственно связаны с понятием государственной власти: только государство непосредственно осуществляет государственную власть, а партии ставят целью приход к государственной власти. Вместе с тем, они сохраняют по отношению друг к другу большую автономию. Но при тоталитарном режиме нередко происходит слияние государственного аппарата и партийного, и одна партия является не только правящей, но и государственной.

14. Общественные объединения: понятия, виды, роль в политической системе.

Политическая организация общества включает неполитические общественные объединения, отличающиеся от специальных активных участников политического процесса – политических партий тем, что они не учреждаются специально для участия в политической жизни, а создаются для решения экологических, культурных, правозащитных и иных целей. Их деятельность также закономерно носит общественно-политический аспект.

Организация и деятельность общественных объединений связана с конституционным правом граждан на общественное самоуправление, являющимся одной из форм гражданской активности. Конституция России закрепляет данное право в статье 30. Неполитические общественные объединения образуются гражданами для совместного решения каких-либо совместных задач, защиты интересов без обретения властных полномочий.

Деятельность общественных объединений проявляется в различных сферах, это профессиональные объединения (профсоюзы), благотворительные организации, экологические движения и другие. Их объединяет одно – через них осуществляется самоуправление посредством организационной работы среди заинтересованных лиц.

Право граждан на общественное самоуправление включает четыре правомочия:

– право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты своих интересов и достижения общих целей;

– право вступать в уже сформированные общественные объединения;

– право воздерживаться от вступления в них;

– право беспрепятственного выхода из общественных объединений.

Организация и деятельность общественных объединений основана на принципах:

– добровольности участия в деятельности общественного объединения;

– равноправия участников общественного объединения;

– самоуправляемости общественного объединения;

– соответствия требованиям законности.

Лица, воспользовавшиеся правом на общественное самоуправление, могут быть отнесены к одной из следующих групп.

Учредители, лица выступившие инициаторами образования общественного объединения. Ими могут быть как физические, так и юридические лица (уже существующие общественные объединения). Образовывается общественное объединение путем созыва собрания (съезда) учредителей, на котором принимаются программные документы, устав, формируются руководящие, ревизионные и иные органы.

Члены общественного объединения. Ими являются лица, чья деятельность и заинтересованность в существовании общественного объединения фиксируется документально. Это могут быть списки, членские билеты, заявления о приеме в состав объединения, что позволяет вести количественный учет членов.

Участники общественного объединения. Их деятельность в работе общественного объединения не документируется. Главным образом их деятельность сводится к выражению поддержки общественного объединения, участию в отдельных акциях.

В Российской Федерации сложились следующие организационные формы общественных объединений:

– общественная организация;

– общественное движение;

– общественный фонд;

– общественное учреждение;

– орган общественной самодеятельности.

Общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Это единственное общественное объединение, основанное на фиксированном членстве. Для всех других форм членство необязательно, достаточно лишь участия. К общественным организациям относятся профессиональные союзы, спортивные, молодежные и иные объединения.

Общественное движение – это массовое общественное объединение, состоящее из участников, не имеющих постоянного членства. Основным признаком движения является его массовость. Общественные движения создаются для решения какой-либо общественно значимой политической, экологической, социальной и иной проблемы.

Общественный фонд – это не имеющее членства общественное объединение, создаваемое с целью формирования имущества на основе добровольных взносов, иных, не запрещенных законом поступлений, и использования этого имущества на общественно полезные, в том числе и благотворительные, цели. Общественный фонд решает специфические задачи: накопление имущества для реализации социально полезных целей и не нуждается в массовом членстве.

Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, создаваемое в целях оказания каких-либо конкретных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и других сферах. Особенность этого вида объединений состоит в том, что учреждения образуются гражданами, предоставившими учреждению свое имущество на праве оперативного управления. Примерами учреждений могут быть общественные музеи, стадионы, библиотеки и т. д.

Орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, создаваемое с целью решения социально-значимых проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Основная особенность органа общественной самодеятельности состоит в том, что он создается для решения задач, имеющих локальное, местное значение. Это родительские комитеты в школах, студенческие комитеты в вузах, уличные, дворовые, домовые комитеты, создаваемые населением по месту жительства, и т. д.

На организацию общественных объединений имеет влияние форма политико-территориального устройства страны. В Российской Федерации выделяют:

– общегосударственное общественное объединение, его деятельность организована в более чем половине субъектов Российской Федерации, на территории субъекта созданы представительства объединения;

– межрегиональное общественное объединение, функционирует менее чем в половине субъектов Российской Федерации, имеет там свои структуры;

– региональное общественное объединение, организовано на территории одного субъекта Российской Федерации.

– местное общественное объединение, его деятельность ограничена пределами одного муниципального образования.

На общественную самоорганизацию оказывает влияние глобализация – процессы всемирной политической, экономической, культурной интеграции и унификации. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от его субъектов, т. е. различных государств, межгосударственных организаций. Происходит как увеличение общего числа совместных для государств проблем, так и расширение числа интегрирующих субъектов, в качестве которых следует рассматривать и уровень общественного самоуправления. Это, прежде всего, связано с культурной глобализацией между различными странами мира и ростом международного общения. Происходит популяризация отдельных видов национальных культур (например, права в его романо-германском понимании) по всему миру. Что может повлечь вытеснение национальных культур интернациональными. Огромное влияние на культурную глобализацию имеет наука, распространение интернета, международного туризма.

Проявлением процессов глобализации является появление международных общественных объединений. В Российской Федерации – это общественное объединение, в соответствии с уставом которого в зарубежных государствах создаются и осуществляют свою деятельность структурные подразделения этого общественного объединения.

Общественные объединения как институты политической системы тесно взаимодействуют с государством. Во-первых, государство является гарантом реализации права на общественное самоуправление и объединение. Во-вторых, государство создает нормативную базу деятельности общественных объединений. В-третьих, осуществляет поддержку общественных объединений (например, путем предоставления льгот, помещений и т. д.). В-четвертых, контролирует законность деятельности общественных объединений. В-пятых государство и общественные объединения не вмешиваются в деятельность друг друга. Государство не вправе стать учредителем или участником общественного объединения.

В процессе функционирования элементов политической системы государство испытывает воздействие со стороны общественных объединений, в том числе и путем формирования общественного мнения.

Государство запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение территориальной целостности государства, подрыв его безопасности, разжигание национальной, социальной или религиозной розни.

  • 8. Власть и еѐ виды. Понятие государственной власти.
  • 9. Форма государства: понятие, элементы, факторы, влияющие на форму государства
  • 10. Форма правления: понятие, виды
  • 3. Смешанная республика (Польша, Португалия, Россия, Болгария):
  • 11. Политико-территориальная организация государства: понятие, виды.
  • 4 Способа размежевания компетенции:
  • 12. Государственно-правовой режим государства: понятие, виды
  • 13. Межгосударственные объединения: конфедерация, содружества, союзы.
  • 14. Функции государства: понятие и классификация. Влияние процессов глобализации на функции государства
  • 15. Механизм государства и его роль в выполнении функций государства
  • 16. Органы государства: понятие, виды, принципы организации и деятельности
  • 17. Государственная служба, государственные служащие
  • 18. Государство и гражданское общество: соотношение и сферы сотрудничества
  • 19. Понятие и структура политической системы общества (псо). Место государства в псо
  • 20. Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования
  • 21. Роль партий в политической системе общества. Формы сотрудничества с государством и иными элементами политической системы.
  • 22. Государство и общественные объединения. Государство и церковь
  • 23. Социальное государство: понятие, признаки, функции. Современные модели социального государства
  • 24. Государство и личность: сущность взаимоотношений. Права человека, их классификация, внутригосударственная и международная системы их защиты
  • 25. Социальные нормы и место права в системе социального регулирования общественных отношений
  • 26. Технико-правовые категории: правовые аксиомы, презумпции, юридические фикции, преюдиции
  • 27. Социальное назначение права и его функции. Ценность права.
  • 28. Право как нормативный регулятор общественных отношений. Признаки и сущность права
  • 29. Проблемы правопонимания в современной юридической науке
  • 3 Основных типа правопонимания:
  • 30. Государство, право и экономика: их соотношение и взаимовлияние
  • 31. Форма права: понятие, виды, общая характеристика
  • 32. Правоотношение: понятие, структура, виды. Характеристика правоотношения как формы реализации права
  • 33. Субъекты-участники правоотношений. Правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, правовой статус
  • 34. Теории происхождения права: теологическая, естественно-правовая, историческая школа права,
  • 35. Составы правоотношений. Юридические факты как основание возникновения правоотношений
  • 36. Нормы права: понятие, признаки, структура, классификация
  • 1. По субъектам правотворчества (сфере действия):
  • 2. По выполняемым функциям
  • 3. По социальному назначению и роли в правовой системе:
  • 5. По методу правового регулирования:
  • 6. По средствам, используемым для регулирования общественных отношений:
  • 9. Специализированные нормы:
  • 11. По степени определенности.
  • 37. Нормативный правовой акт (нпа): понятие, признаки, виды
  • 1. По юридической силе законы могут быть:
  • 2. По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться:
  • 3. По территориальному признаку:
  • 4. По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом рф
  • 38. Законы: понятие, признаки, виды
  • 39. Пределы действия нпа во времени, пространстве и по кругу лиц, предметное действие
  • 40. Система права: понятие, структурные элементы. Система права и система законодательства
  • 41. Отрасль права (оп). Предмет и метод правового регулирования. Характеристика основных оп
  • 43. Право и политика
  • 44. Правотворческий процесс. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нпа
  • 45. Правосознание: понятие, структура, виды, уровни. Правосознание юристов
  • 46. Правовая культура: понятие, структура, виды
  • 47. Понятие и формы реализации права
  • 48. Правоприменение (понятие, особенности, субъекты, стадии). Правоприменительные акты
  • 49. Систематизация нпа
  • 50. Толкование права. Понятие, приёмы, способы толкования
  • 51. Виды и объем толкования права. Акты толкования
  • 53. Юридические коллизии: понятие, виды, причины возникновения, способы разрешения и предупреждения
  • 54. Правопорядок: понятие, признаки. Соотношение законности, правопорядка и общественного порядка. Международный правопорядок
  • 55. Понятие и признаки законности, еѐ значение в жизни общества и в функционировании государства. Гарантии законности и способы еѐ обеспечения в современных условиях
  • 56. Правомерное поведение: понятие, объективная и субъективная стороны, типология.
  • 68. Виды и причины правонарушений
  • 59. Государство и право: современные представления об их соотношении
  • 60. Юо: понятие, признаки, цели, основания и принципы применения
  • 61. Виды и меры юридической ответственности (юо). Основания освобождения от юо
  • 62. Юридические ошибки: понятие, виды, объективные и субъективные причины их появления
  • 61. Механизм правового регулирования: понятие, структура, стадии. Соотношение правового регулирования и правового воздействия
  • 64. Понятие и виды юридической техники, еѐ значение в юридической деятельности
  • 65. Понятие и классификация современных национально-правовых систем
  • 66. Романо-германская правовая семья и семья общего прецедентного права: общая характеристика
  • 67. Религиозные правовые семьи: общая характеристика
  • 68. Влияние процессов глобализма на унификации правовых систем.
  • 21. Роль партий в политической системе общества. Формы сотрудничества с государством и иными элементами политической системы.

    В тех государствах, где существует многопартийность, как правило, утверждается режим демократии. В ФЗ от 11 июля 2001 года «О политических партиях» политическая партия определяется как общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах МСУ (статья 3).

    Политическая партия (от лат. pars, partis - часть) - наиболее активная и организованная часть общественного слоя или класса, формулирующая и выражающая его интересы. Главные цели политической партии:

      Формирование общественного мнения;

      Осуществление полит. образования и воспитания граждан;

      Выражение мнения по вопросам общест. жизни и доведении его до широкой общественности и органов гос. власти;

      Выдвижение кандидатов в депутаты, участие в выборах и в работе представительных органов. Важнейшие признаки политической партии:

      Политическая, общественная (негосударственная) организация, имеющая свою программу и устав;

      Участие в политической жизни, в том числе в государственном управлении;

      Стремление овладеть гос. властью, то есть стать правящей;

      Связь с избирательной системой;

      Отражение определенной идеологии;

      Представление интересов опред. слоев и групп населения;

      Ее существование в качестве средства рекрутирования и продвижения отдельных индивидов в политические лидеры и как формы политического обучения масс;

      Участие в разработке и осуществлении политического курса страны, зависящее от ее положения (правящая или оппозиционная) в политической системе.

    Функции политической партии:

      обеспечение связи между обществом и государством;

      стимулирование активного участия граждан в политической жизни;

      оказание влияния на формирование государственной политики;

      способствование развитию политической культуры и политического сознания;

      выдвижение кандидатов на выборах в органы государственной власти.

    Сущность политической партии зависит от (социального состава; лидера; чьи интересы представляет; основных

    направлений программы действия).

    Формы участия политических партий в ПСО:

    У выдвижение кандидатов в органы государственной власти;

    У наличие программы;

    ^ агитация и иные формы политической деятельности.

    Классификация партий:

    по идейным основаниям деятельности:

    доктринальные - нацелены на пропаганду и воплощение в жизнь определенной идеологии (религиозные,

    идеологические);

    прагматические - защита интересов определенного социального слоя, группы;

    харизматические - объединение вокруг лидера;

    с точки зрения организационной структуры:

    парламентские - структуру формируют региональные отделения в различных регионах;

    лейбористские - сформированы на основе профсоюзов;

    авангардные - построены на принципах территориально-производственного объединения;

    с точки зрения отношения к правящему режиму: правящие, оппозиционные, легальные, нелегальные,

    лидеры, аутсайдеры, правящие монопольно, правящие в составе коалиций;

    в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства: кадровые, массовые, строго

    централизованные;

    по социально-классовому содержанию и идеологической направленности: коммунистические, социал-демократические, буржуазно-реформистские, консервативные;

    в зависимости от ориентации на идеологию: левые, центристские, правые либерального толка, правые

    националистического толка. Партийная система - совокупность политических партий, действующих в пределах страны и политической системы (однопартийная (СССР), беспартийная, квазимногопартийная с одной доминирующей партией, двухпартийная (США - республиканцы и демократы; Великобритания - консерваторы и лейбористы), упорядоченная и беспорядочная многопартийная (Германия, Франция)).

    Если гос-во стремится к сотрудничеству с общественными объединениями, обеспечивает их свободное развитие и функционирование, гарантирует их самостоятельность в решении внутриорганизационных проблем, такое гос-во следует оценивать как демократическое, поскольку оно гарантирует и реально обеспечивает важнейшее право человека - право на объединение в различные союзы, организации, творческие корпорации и т. д. для выражения и защиты своих интересов и достижения общих целей.

    Партийная система - хар-ет положение полит. партии в обществе, ее взаимоотношения с другими партиями, политику по отношению к различным слоям общества.

    Формы взаимодействия государства и партий заключаются в следующем:

    1. Участие в формировании выборных предст. органов гос. власти. Это предполагает, что все полит. партии в той или иной степени участвуют в орг-ции избир. кампаний, в выдвижении своих кандидатов в депутаты, поскольку в демокр. обществе единственным средством овладения гос. властью служат выборы.

    2. Участие в формировании полит. курса гос-ва определяется заинтересованностью партии в проведении выгодной для данной партии и ее сторонников политики. Это относится и к правящей, и к оппозиционной партиям. Возможностей у правящей партии всегда больше. Но и оппоз. партии имеют опред. возможности для такого влияния. Например, путем: а) участия в предвыборных дискуссиях, дебатах, где выражаются подходы партии к решению тех или иных актуальных проблем; 6) обнародования предвыборных платформ, программ; в) подготовки и продвижения на гос. посты своих лидеров; г) формир-я обществ. мнения и при его помощи давле­ ния на гос. органы и курс политики государства.

    3. Влияние на процесс законотворч., правотворч. исп. органов и правоприменит. деят-ти гос. органов – внесение предложений о принятии новых законов, иных НПА, об отмене сущ-щих; в использовании права законод. инициатив через своих депутатов, другие каналы.

    4. Контроль за гос. органами и процессом управления страной, здесь также используются разнообразные пути в том числе и общественное мнение.

    Гос-во в свою очередь воздействует на полит. партии по следующим каналам:

    а) регулирует посредством зак. и иных актов статус полит. партии, их регистрацию, т.е. устан-ет рамки их деят- ти;

    б) регламентирует их участие в избир. кампаниях, например путем определения порядка выдвижения кандидатов в депутаты, участия наблюдателей в работе изб. комиссий и т. д.;

    в) решает вопросы о конституц-ти партий через Конст. Суд;

    г) контролирует фин. деят-ть партий, налогообложение их предприятий.

    Это так наз. внешнее рег-е деят-ти партий. Внутреннее рег-е осущ-ся самими партиями в своих уставах, положениях, иных актах парт. органов, в кот. опред-ся структура партии, ее цели и задачи, партийная дисциплина и др.