Задания ассоциативное мышление. Развитие ассоциативного мышления

Приветствую вас, друзья! С чем у вас ассоциируется Новый год? Кто-то ответит, что с запахом или вкусом мандаринов, у кого-то всплывет воспоминание о елке, кто-то вспомнит о семье, а может, о салате «Оливье». Ассоциации богаты и индивидуальны. Удивительно, но ученые придают им важное значение. Хотя мы привыкли обычно не обращать на них внимание, а зря! Ассоциативное мышление может быть очень полезно в современной жизни, когда переизбыток информации, а также дефицит свободного времени, делают нас более автоматичными, менее творческими.

Знакомство с миром ассоциаций

Мы часто произносим подобные фразы: «Ты у меня ассоциируешься с…», «У меня возникла ассоциация с…». Но совсем нечасто мы задумываемся о том, что же такое ассоциация. Этим словом чаще всего называют взаимосвязь предметов и явлений, присутствующую в сознании человека и запечатленную в его памяти.

Ассоциации накапливаются в течение человеческой жизни и зависят от полученного опыта. Нет законов, строго устанавливающих правила создания ассоциативных связей. Все индивидуально. Однако есть несколько общих принципов, благодаря которым мы обычно проводим параллели между предметами:

  • Смежность : объекты находятся рядом во времени или пространстве. Например, чашка и блюдце, лето и жара.
  • Сходство : когда объекты имеют нечто общее во внешнем виде. Допустим, мяч и голова – оба по форме круглые.
  • Контрастность : понятия в нашем сознании могут противопоставляться. К примеру, черное и белое, правда и ложь.
  • Причина–следствие : один объект является следствием другого. Самое простое: гром и молния.

Также наше сознание стремится обобщать, подчинять одно понятие другому, сопоставлять часть и целое, дополнять объекты.

Чаще всего ассоциации создаются по этим принципам. Интересно последить за образованием собственных взаимосвязей, а затем подумать, по какому признаку вы связали эти предметы. Если вдруг обнаружите, что ни один из вышеназванных пунктов не подходит к вашей ассоциации, это не значит, что она неправильная. Неправильных – не бывает! И в этом их прелесть.

В чем практическая ценность ассоциаций?

Умение строить необычные логические цепочки, безусловно, необходимо людям, чья деятельность связана с творческим поиском и созданием чего-то нового. Но даже если вы связаны с областью, где креативность не является ключевым навыком, способность выстраивать связи пригодится для развития памяти. Большинство мнемотехнических техник основано именно на работе с ассоциациями. К тому же в современном обществе высоко ценится независимое критическое мышление. Яркие творческие люди неизменно привлекают внимание, выделяются из толпы. Кажется, что с ними всегда интересно. А ведь это на самом деле так.

Мышление с помощью ассоциаций находится за пределами логики. Многие из них просто возникают в голове в ответ на картинку, заботливо предложенную воображением. Но именно развитие ассоциативного мышления благоприятно влияет на:

  • осознание принципов работы логики,
  • развитие воображения,
  • восприятие смысловых связей,
  • память.

Надеюсь этих поводов достаточно, чтобы заняться вплотную работой со своими ассоциациями. Кстати, есть еще один момент: самопознание. Именно на ассоциативном методе был основан психоанализ. З. Фрейд всегда считал ассоциацию тайным знаком нашего подсознания, разгадав который можно много нового узнать о сознании. А вы готовы узнать кое-что новое о себе? Если да, попробуйте пройти следующий тест.

Ассоциативный тест

Игра с ассоциациями – всегда глубинный процесс, исследование своей личности. С помощью данного теста у вас получится немного заглянуть в свое подсознание, чтобы понять, что сейчас с вами происходит или что важно.

  1. Запишите 16 любых случайных слов, первых, что придут в голову.
  2. Чтобы было немного проще, вот вам 16 букв: Т, Д, Б, М, Г, А, Ж, О, К, Р, В, Н, З, П, Л, С. Именно с них пусть начинаются ваши слова. То есть, первое слово – с буквы Т, второе – с Д и т.д.
  3. Получившийся ассоциативный ряд разбейте на пары (слова, которые стоят рядом) и подберите к этой паре новую ассоциацию. Получается, у вас останется 8 слов.
  4. Проделайте ту же операцию с новым рядом. И еще раз. Сначала у вас будет 4 слова, потом только два.
  5. Последняя – самая главная! – операция: подберите ассоциацию к оставшейся паре. Именно оно представляет на данный момент особую ценность. Внимательно посмотрите на него, подумайте, к чему это?

Как видите, способы, как развить ассоциативное мышление могут быть крайне увлекательными, а также познавательными.

Развивающие упражнения

В случае с ассоциативным мышлением занятия будут приносить удовольствие, окажутся легки, приятны. Это как раз тот случай, когда можно играть: чем больше – тем лучше. Однако игры лучше подбирать тематические: например, Имаджинариум – отличная настольная игра для небольшой компании. Неплохо, если вы привыкнете перебрасываться ассоциациями со своими близкими людьми. Любопытно иногда проследить, почему именно такое слово родилось в ответ. Так вы узнаете глубже не только себя, но и партнера.

Отлично может зайти игра, освобождающая сознание от стереотипов и клише. Договоритесь, что на встречный вопрос нужно ответить, не задумываясь, быстро, нелепо и невпопад. Например, на вопрос: «Который час?» - можно ответить: «Читаю книгу». Если ответы вдобавок будут еще и смешными, это упражнение на пару минут продлит вам жизнь.

Здорово расширяет круг ассоциаций и повышает ассоциативное мышление следующее задание: возьмите два несвязанных друг с другом слова, затем попробуйте построить между ними смысловую цепочку, начиная с одного, заканчивая другим.

Одним из упражнений, направляющих мышление, станет следующее: вам предстоит строить цепочку ассоциаций, но исходя из определенных ограничений. Например, представьте, что вы грузчик или врач, десятилетний ребенок или сорокалетняя женщина. Войдите в роль, отвечайте не от своего, а от их лица. Данное задание помогает лучше почувствовать различные системы ассоциаций, учит выходить из заданных рамок или, наоборот, оставаться в них.

Учитывайте тот факт, что эти упражнения не только развлечение, попытка скоротать время. Это способы развить важный навык. А значит заниматься нужно регулярно, уделяя хотя бы 15 минут на тренировку.

Даже обычную поездку в общественном транспорте можно сделать развивающим занятием: наблюдайте за рядом стоящими людьми, представляйте, сколько им лет, чем они занимаются, о чем думают.

Будет здорово, если вы начнете использовать мнемотехнические приемы. Они хорошо пригодятся для учебы и при запоминании больших объемов информации.

Приятных ассоциаций, с уважением Александр Фадеев.

Добавь в закладки: https://сайт

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

www.сайт

"Ассоциативное мышление в развитии памяти"

Чтобы лучше запомнить нужную информацию и дольше удерживать ее в памяти, хорошо находить яркие запоминающиеся ассоциации. Их использование будет помогать вам в нужный момент более полно воспроизводить информацию. Создание ассоциаций - процесс творческий, но ничего сложного, а тем более невозможного в нем нет. Прежде всего, давайте условимся, что есть несколько правил, которые нужно усвоить:

  • Ассоциация должна быть интересна.
  • Ассоциация должна быть необычна.
  • Ассоциация должна быть максимально детализирована.

А теперь чуть подробнее. Итак, что же вообще такое ассоциация и как она может способствовать запоминанию информации.

Ассоциация (лат. Associatio — соединение, взаимосвязь) — в психологии и философии закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти.

Идеи о взаимосвязи предметов в воображении развились ещё в античной философии (Аристотель, Платон), но сам термин «ассоциация» был введен в 1698 году Дж. Локком для обозначения взаимосвязи между представлениями, вызванными случайным стечением обстоятельств.

Мы видим предмет, подсознание его анализирует, а воображение синтезирует нечто подобное (в целом анализирует предмет, обстоятельства), встречавшееся ранее или в подобной сложившейся ситуации. Набор ассоциативных понятий формируется в течение всей жизни, т.к. основывается на жизненном опыте каждого из нас.

Мы все применяем ассоциации, хотя часто не задумываемся об этом. Например, при слове Новый год кто-то в первую очередь подумает о красивой елке, украшенной шарами, кто-то о пушистом снеге, кто-то о подарках или запахе мандаринов. Все ассоциации можно объединить в несколько групп:

  • ассоциации по сходству: глобус-шар,
  • ассоциации по контрасту: большой-маленький, черное-белое,
  • ассоциации по смежности в пространстве или во времени: весна-цветение, осень-дождь,
  • причинно-следственные ассоциации: день-свет, ночь-темно.

В дополнение к основным видам ассоциаций можно использовать:

  • обобщение: ромашка-цветы,
  • подчинение: цветы-ромашка,
  • часть и целое: секунда-минута,
  • дополнение: бумага-ручка.

При изучении большого объема материала использование ассоциаций позволяет образовывать смысловые связи между объектами, легче переходить от одного пункта к другому, запоминать и вспоминать информацию. Чтобы запомнить новое, нужно сопоставить это с тем или иным событием, образом, полученным ранее опытом, имеющимися у нас знаниями. Надо сказать, что в построении ассоциаций участвуют разные образы чувств. Один лучше запоминает, записывая информацию (тактильная память), другой - произнося ее вслух (аудиальная), третий - выделяя ключевые слова, рисуя схемы (визуальная) и т.д. Для развития ассоциативного мышления нужно находить сходные элементы в различных вещах и тренировать образную память, используя особенности своей чувственной репрезентативной системы. Существующие несложные упражнения помогут вам расширить круг ассоциация, развить воображение и ассоциативное мышление.

Упражнение 1 «Цепочка ассоциаций»

Берем любое слово и записываем для него ряд ассоциаций: билет-кино-друзья-прогулка-курс-институт. С течением времени увеличивайте скорость придумывания ассоциаций.

Упражнение 2 «Заполнение промежутка»

Берем два слова, имеющих минимум общего друг с другом и заполняем промежуток между ними ассоциативными словами. Например, карандаш и диплом. Промежуточные слова могут быть: карандаш-класс-учеба-диплом.

Упражнение 3 Множественные ассоциации

Берем несколько слов и подбираем ассоциации, подходящие к каждому из них. Можно начать с двух слов, затем добавить к ним еще несколько. Например, прямоугольный, коричневый. К ним можно подобрать слова: хлеб, кирпич и т.д.

Упражнение 4 Нестандартные ассоциации

Есть ассоциации, которые приходят в голову большинству, например, шкаф - одежда, футбол - мяч, лицо - глаза. Придумайте к ним необычные ассоциации, что будет способствовать лучшему запоминанию.
Если уделять упражнениям 10-15 минут в день, то ассоциации будут с каждым разом ярче и интереснее, а придумывать их будет все легче и легче, в конечном итоге вы будете запоминать любой новый материал быстрее и надолго.

Не стоит полагаться на память , выполняя такие упражнения. Упражнения. Работающие с цепочкой ассоциаций, сродни анализу сновидений. А все знают: сновидение нужно записывать по горячим следам, если не хотите тут же забыть 70 % его деталей.

То же и с ассоциациями.

Я предлагаю выполнить три простых упражнения, которые помогают развить ассоциативное мышление у тех, кто выполняет их достаточно регулярно.

Итак, начнём с самого простого - подготовительного упражнения. Я рекомендую начинать любую интеллектуальную разминку именно с него.

Упражнение на развитие ассоциативного мышления №1

Оно состоит из двух равноправных частей. В первой части мы играем в связанные ассоциации . Во второй части - в несвязанные ассоциации.

Связанные ассоциации

Ведущий задаёт слово. Этим словом должно быть (желательно) нарицательное имя существительное в именительном падеже.

Затем по кругу каждый игрок (или Вы один) под диктофонную запись продолжает цепочку ассоциаций - то есть называет ещё одно слово, чётко ассоциативно связанное с предыдущим.

* путешествие,
* вагон,
* билет,
* кондуктор,
* чемодан,
* пассажир,
* попутчик,
* вид,
* окно,
* станция...

В следующем раунде игры мы играем в
Несвязанные ассоциации

* путешествие,
* расход,
* закат,
* бомбёжка,
* полиэтилен,
* маска,
* ребёнок,
* ужас,
* воротник

И в первом и во втором случае после окончания игры происходит - шеринг, обмен мнениями, который обязателен для любых психологических игр.

В ходе шеринга каждый участник игры должен объяснить, как и почему он решил, что цепочку ассоциаций (иногда и жёстко связанных, но особенно - размытых) уместно было продолжить его словом.

Например

Я сказал «Вид» после «попутчик», потому что наверное, мне не хочется смотреть на людей, я предпочту любоваться видом из окна.

Я сказал «попутчик» после «пассажир» потому что хотел уточнить - мне по пути с этим человеком, мы едем в одну сторону.

Я сказал «полиэтилен» после «бомбёжка», потому что «бомбёжка» предполагает трупы, а трупы (в моём представлении) заворачивают в полиэтилен.

Я сказал «воротник» после «ужас», потому что я испытываю ужас, когда меня что-то душит, а воротник способен «душить».

В ходе шеринга наступают те самые «психотерапевтические инсайты», в ходе которых у игроков наступает прозрение - понимание своей ситуации, а также высвобождение негативных эмоций и страхов.

Упражнение на развитие ассоциативного мышления №2
«Убегающая ассоциация»

Ведущий называет слово. Например «гардероб».

За время пять минут каждый игрок должен записать в свой личный блокнот цепочку ассоциаций, вызванных этим словом. Цель - отпустить свою мысль, позволяя ей перескакивать от одной ассоциации к другой.

Например: Гардероб,

* скелет,
* аптека,
* весы,
* небо,
* ракета,
* мультфильм,
* детство,
* Румыния,
* бубен,
* валет,
* пудинг,
* холмы...

В ходе шеринга каждый игрок должен объяснить (коротко) свои ассоциации. (Это объяснение фиксируется на диктофон).

Упражнение на развитие ассоциативного мышления №3
«Пристёгнутая ассоциация»

Ведущий задаёт слово и даёт задание: в течение пяти минут постараться удержать мысли на данном образе, (не отвлекаясь на другие темы и образы). Затем Ведущий включает песенную композицию. Пока звучит песня, каждый участник должен удерживать в памяти заданное слово.

Для того, чтобы это сделать (не забыть слово и не отвлечься мыслями на другие предметы и темы) мы включаем воображение и создаём в мыслях целый сюжет, который и помогает удержаться в поле заданного образа. Записываем основные ходы этого сюжета в блокнот.

По истечении времени каждый игрок рассказывает родившийся у него в голове сюжет, который помог ему сосредоточиться на данном слове.

Ведущий и другие игроки в момент шеринга могут задавать наводящие вопросы, провоцировать, не соглашаться или наоборот, соглашаться, поддерживая игрока.

Удачных Вам игр в ассоциации, друзья! Развивайте своё мышление.

Ребенок познает мир с помощью определенных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление. Оно определяет многое в жизни взрослого человека и ребенка. Большой процент в психологических исследованиях занимает именно ассоциативная теория мышления. Ассоциации в жизни ребенка определяют его восприятие мира, обучение. В этой статье мы рассмотрим, что такое ассоциации, мышление, основанное на них, а также, как развивать у ребенка процесс познания мира.

Что такое ассоциативное мышление?

Что такое образное мышление у ребенка?

Маленькие дети не способны изучать что-то новое без образов. В раннем детстве малыши еще не могут мыслить абстрактно и ассоциативно, но уже в их головном мозге возникают какие-то образы. Они появляются на основе уже усвоенной информации, поступающей из окружающей среды и от взрослых. Образ для ребенка - это его чувства. Когда крохе снится что-то приятное, он улыбается, а при возникновении плохих образов он плачет. Ребенок уже с ранних лет понимает, что волк - это плохой герой в сказке, так как мама читает его слова грубым голосом, но ведь сам мамин голос нежный и ласковый. Так формируются образы зла и добра, холода и теплоты, основываясь на чувственном опыте малыша.

Связь образов и ассоциаций у детей

Взаимосвязь между этими двумя понятиями непосредственно влияет на поведение ребенка и его адаптации к окружающей среде. Ассоциативная психология мышления подразумевает тесное "сотрудничество" между этими понятиями: сначала в мышлении ребенка возникает образ, затем ассоциация с этим образом, дальше - действие или чувственная реакция на раздражитель. Процесс может происходить и наоборот. Представим следующую ситуацию:

Ребенок слышит слово "прививка", у него возникают ассоциации "боль" - "терпение" - "ограничения" - "тревога" - "боль", а также образ тети в белом халате, которая желает сделать реальными все возникшие ассоциации. В результате мы получаем сформированный чувственный опыт (люди в белых халатах плохие) и неблагоприятную поведенческую реакцию (он плачет и требует, чтобы ему не делали эту прививку).

Развитие ассоциативного мышления у детей

Как развить ассоциативное мышление ребенка? Этот вид познавательного процесса можно стимулировать еще в раннем возрасте. Но процесс развития должен проходить поэтапно. Для этого необходимо знакомить кроху со всеми понятиями окружающей среды и действиями, которые с ними связаны. Затем ребенок учится обобщать (например, названия разных цветов в одно понятие "цветы"), называть, различать.

Для детей дошкольного и школьного возраста существуют упражнения сложнее. Здесь подойдут задания на составление ассоциативных рядов, анализ предметов по признаку, поиска последовательных слов, придумывание сложных ассоциаций. Дети с ранних лет учатся самостоятельности и любознательности, у них хорошо развивается воображение, а также память. К слову, ассоциации являются основой для некоторых мнемических процессов, с их помощью можно развивать память практически до идеальной.

Для взрослых такие тренировки мышления тоже не будут лишними. Они положительно сказываются на адаптации к ситуациям и поисках решения проблем. Кроме этого, упражнения стимулируют работу головного мозга, являясь профилактикой старческой и сосудистой деменций и ряда других психических заболеваний.

Рекомендации психологов по поводу развития ассоциативного мышления

Психологические механизмы, на которых основывается ассоциативное мышление детей, часто игнорируют взрослые, воспринимая плач малыша или его негатив, как ничем не обоснованный каприз. В таком случае важно помнить, что причина его поведения такая же реальная, как и стоящий рядом малыш. Если не отреагировать правильно на его ассоциации и образы, у него могут развиваться различные комплексы.

Существует такой метод диагностики, как тест на ассоциативное мышление. С его помощью можно увидеть уровень его развития у ребенка. Хорошо стимулировать к развитию этот вид познавательного процесса можно музыкой, рисунками, работой с песком, пластилином.

Если развитие проходит без привлечения специалиста, родителю важно помнить о том, что ребенку предоставляется роль ведущего в творчестве. Ориентация должна быть на его потребности, ассоциации, образы и стремления. При каком-то непонятном или настораживающем образе важно проговорить чувства ребенка и настроить его на позитив.

Мышление – основной познавательный процесс, многое определяющий в жизни человека. Ассоциативное мышление – понятие, которое отражает использование ассоциаций: все связи действий и представлений исходят из ощущений и тех следов, которые они оставляют в мозге. Ассоциация – это связь между понятиями и представлениями, возникающая в процессе их осознания. Одно из представлений вызывает в сознании другое – так рождаются ассоциации.

Ассоциативные связи неодинаковы у разных людей, ведь они зависят от личного опыта. Так, слово «осень» у одного человека ассоциируется со слякотью и непогодой, у другого – с яркими желтыми осенними цветами, у третьего – с буйством красок в лиственном лесу, у четвёртого – с грибами и «тихой охотой», у пятого – с одиночеством, моросящим дождём и уходящей вдаль пустынной аллеей, усыпанной жухлыми листьями, а у шестого – с днём рождения, друзьями, подарками и весельем.

Термин «ассоциация» был введён английским философом и педагогом Джоном Локком ещё в 1698 году, и с тех пор широко используется. Благодаря ассоциативному мышлению мы знакомимся с новым, открываем для себя мир, расширяем границы его познания, учимся мыслить нестандартно.

Виды ассоциаций

Существуют разные классификации ассоциаций. Например, по ряду признаков можно выделить следующие их виды:

— Причина – следствие (дождь – плащ, молния – гром, снег – лыжи).

— Смежность, близость во времени и пространстве (колбаса – холодильник, компьютер – мышка).

— Подобие, сходство понятий (туча – перина, груша – лампочка).

— Контраст (белый – чёрный, огонь – лёд, холод – тепло).

— Обобщение (цветок – букет, берёза – дерево).

— Подчинение (овощ – помидор, куст – калина).

— Дополнение (борщ – сметана, салат – майонез).

— Целое и части (тело – рука, дом – подъезд).

— Соподчинение одному объекту (клещи – плоскогубцы, стул – скамья, чашка – стакан).

Различают также ассоциации по созвучности (кошка – мошка, тень – плетень) и словообразовательные, построенные на однокоренных словах (синева – синий, печка – выпечка).

В процессе построения ассоциаций могут быть задействованы разные органы чувств, поэтому ассоциации бывают вкусовыми, визуальными, слуховыми, обонятельными и т.д.

Ассоциативная теория мышления

С образованием ассоциаций были связаны первые представления об универсальных закономерностях психической жизни человека. В XVII веке психология мышления еще не была выделена как отдельный раздел, и мышление не рассматривалось как особая форма деятельности человека. Развитие мышления понимали как процесс накопления ассоциаций.

Ассоциативная теория мышления относится к одной из ранних. Её сторонники считали, что мышление является врождённой способностью и сводится к ассоциациям, связывающим следы прошлого и впечатления от настоящего опыта. К сожалению, эта теория не могла объяснить творческий характер процесса мышления, специфичность его содержания и закономерности протекания.

Однако, основываясь на процессе обучения, ассоциативная теория мышления выделяла несколько очень значимых для развития мышления моментов:

— Важность использования наглядного материала в процессе обучения;

— Осознание того, что обучение возможно только через чувственное познание, т.е. через образы и представления.

— Понимание, что ассоциации расширяют границы способностей, через них сознание стимулируется, активизируя процессы сравнения, анализа, обобщения.

Развитие ассоциативного мышления

Идеи, подсказанные ассоциациями, успешно используются человеком уже давно. Наблюдения за рыбами натолкнули на идею создания подводной лодки, а системы всплытия и погружения навеяны ассоциациями с рыбьим воздушным пузырем. Идея эхолокации позаимствована у дельфинов. Репейник, цепляющийся за шерсть собаки, подсказал Жоржу де Менстралю, инженеру из Швейцарии, принцип создания липучки, которая на сегодняшний день широко используется в одежде и обуви. Немало нереализованных идей, подсказанных ассоциациями, сохранилось в тетрадях Леонардо Да Винчи. Так, наблюдения за птицами подсказали ему идею орнитоптера, позволившего бы человеку парить над землёй. Его наброски парашюта – отражение мечты о летающем человеке, дрейфующем в вышине, не боящемся упасть с любой высоты. И это только крохотная часть идей, навеянных ассоциациями, и главное – этот процесс не остановить.

Развитое ассоциативное мышление дает нам ряд преимуществ:

Способствует развитию воображения;

Помогает генерировать новые, незаурядные идеи;

Облегчает восприятие и способствует образованию новых смысловых связей;

Улучшает адаптацию к новым, нестандартным ситуациям и помогает в поиске решений необычных задач;

Стимулирует работу мозга;

Улучшает объём памяти.

Нельзя не упомянуть о том, что в основе мнемоники, позволяющей запоминать большие объёмы слов, лежат ассоциации. Об ассоциативной памяти больше можно узнать

Начинать развитие ассоциативного мышления лучше с раннего детства, поэтапно. Сначала нужно просто знакомить ребёнка со всеми встречающимися понятиями и связанными с ними действиями. Следующий этап – обучение ребёнка обобщению. Например, чашки, тарелки, блюдца – посуда; стул, стол, кресло – мебель; машинка, кукла, кубики – игрушки. Вместе с тем ребёнок учится называть и различать предметы.

Для детей постарше нужны другие, более сложные упражнения: составление ассоциативных рядов, поиск последовательности в словесном ряду, анализ предметов по признаку.

Ассоциативное мышление ребёнка может приводить его к психологически сложным ситуациям. Родителю в том случае, когда ребёнок остро негативно реагирует на образ или ассоциацию (например, прививка – укол – врач – белый халат) важно понимать, что загнанные «в тёмный угол», подавленные ассоциации могут стать причиной развития разного рода комплексов в будущем. Важно проявлять терпение, говорить с ребёнком о том, что его пугает, объяснять, настраивать на позитив. Следует прислушиваться к ребёнку и его ассоциациям, стараться понять его потребности, образы, стремления, с тем чтобы поддержать ребёнка, успокоить, вернуть ему чувство защищенности.

Упражнения для развития ассоциативного мышления

Хотите попробовать поиграть в ассоциации? Это тот случай, когда игры развивают:

1.Возьмите два любых слова, не связанные по смыслу, и попробуйте постепенно создать смысловую ассоциативную цепочку, приводящую от одного к другому. Например: машина и дерево. Цепочка может быть такой: машина – дорога – лес – дерево.

2.Придумайте несколько слов (например: бутылка, бусы, окно). Подберите к ним слова-ассоциации, сходные по одному или нескольким признакам (например: стеклянный, твёрдый, сверкающий, зелёный).

3.Подберите ассоциации, объединяющие все слова одновременно. Например: холодный, блестящий – лёд, бриллиант, металл.

4.Если Вы на прогулке или в пути, и у Вас есть попутчик, придумайте любое первое слово и по очереди ведите от него цепочку ассоциаций. Когда ассоциация непонятна, объясняйте её появление. Это весело, интересно и развивает ассоциативное мышление.

5.Придумайте необычные ассоциации. Например, кошелёк – деньги – это обычная, ожидаемая ассоциация. А что ещё можно хранить в кошельке? Лотерейный билет, прядь волос, амулет, записку, ключ?

6.Существует любопытный тест, не отнимающий много времени, но позволяющий и поиграть в ассоциации, и заглянуть в своё подсознание и понять, что Вас беспокоит. Это ведь первый шаг к решению, верно? Можно просто придумать 16 любых слов, а можно воспользоваться вспомогательными начальными буквами. Но не следует долго раздумывать, нужно писать первое, что придёт в голову, и быть честным с собой (если Ваша цель – узнать себя получше и решить свою проблему). Можно использовать существительные, прилагательные, наречия, словосочетания. Итак, если Вы решили воспользоваться буквами (для начала так проще), возьмите листок бумаги и слева по вертикали запишите следующие буквы: т, д, б, м, г, а, ж, о, к, р, в, н, з, п, л, с. Теперь напротив каждой из них напишите слово, начинающееся на эту букву - первое, которое придёт в голову. Теперь попарно берите получившиеся слова, подбирая ассоциацию на каждые два идущих подряд по вертикали слова. Записывайте ассоциации напротив каждой пары слов. У Вас получится 8 слов. Затем снова по вертикали сверху вниз объединяйте по два получившихся слова и снова записывайте рождающиеся ассоциации. Теперь их будет 4. Объедините и их попарно, запишите две новые ассоциации. Объединив их, Вы получите ключевую ассоциацию, самую важную. Ассоциации помогали в исследованиях подсознательного, они использовались З.Фрейдом, затем К.Юнгом, и до сегодняшнего дня применяются многими психоаналитиками (и не только). Задействуя творческую составляющую своей личности, в ходе такого теста можно заглянуть в своё подсознание и найти пути решения проблемы, если таковая присутствует. Во всяком случае, излагая на бумаге ассоциации и мысли, мы подвергаем их анализу, поглубже заглядываем в себя и лучше понимаем.

Нарушение ассоциативного мышления

Нарушения ассоциативного мышления выражаются в изменении его темпа, целенаправленности и стройности. Серьёзные болезненные нарушения ассоциативного мышления являются предметом изучения в литературе по психиатрии и клинической психологии, в разделе психопатологии.

Были выявлены некоторые закономерности нарушений мыслительного процесса. Исходя из симптомов нарушений, разделяют, например, расстройства по форме и по содержанию. В первом случае речь идёт о нарушениях ассоциативного процесса мышления (то, как человек мыслит), а во втором – нарушения суждений (то, что человек думает, разного рода навязчивые состояния, бред, сверхчерные идеи). Ниже мы рассмотрим только некоторые виды нарушений ассоциативного мышления:

По изменению темпа мышления:

— Ускорение, заметно опережающий всех остальных темп обработки информации, генерации идей, принятия решений, иногда скачки идей. Такое ускорение характерно для маниакальных состояний.

— Замедление темпа, чрезмерное затягивание обдумывания и принятия решений.

— Непроизвольное вторжение мыслей (ментизм), мешающее мыслительному процессу, сбивающее с темы.

— Остановка мышления – обрыв течения мыслей, их непроизвольная остановка.

По подвижности, живости процесса мышления:

— Изобилие детализации, второстепенных подробностей, несущественных для темы.

— Излишняя обстоятельность, усугубляющая предыдущий пункт излишними отвлекающими ассоциациями и деталями.

— Вязкость мыслей, при которой мышление перестаёт быть продуктивным, теряется нить разговора.

По грамматическому построению речи:

— Использование клише, готовых штампов, шаблонов или вопросов при построении ответа, то есть использование речевых стереотипов.

— Повторение лишенных смысла слов, звуков или фраз.

— Бессвязное повторение слов или их сочетаний, в которых нет ни логического, ни грамматического построения.

По целенаправленности:

— Излишняя витиеватость при выражении простой мысли.

— Соскальзывание с темы в пространное рассуждение на отвлечённую ассоциацию с последующим возвращением к теме.

— Многословное пустое и пространное разглагольствование без цели, «ни о чем» (резонёрство).

— Направление усилий не на решение вопроса, а на исполнение протокола (формализм).

— Рассмотрение вопроса с разных углов зрения, с разными критериями оценки, меняя уровни обобщения, з-за чего невозможно принятие окончательного решения (разноплановость).

— Нечеткое, противоречивое использование понятий, когда понять, о чем речь, почти невозможно (аморфность).

— Нарушения логики мышления, при котором страдают или предпосылки, или причинно-следственные связи, или доказательства.

— Символизм, понятный только самому пациенту, и больше никому.

— Патологическое нахождение новых смыслов в словах, исходя, например, из количества букв или из их рифмования с тем или иным, (например, «счастливым» или «несчастливым) словом.

— Аутистическое мышление – такое, которое касается только внутреннего мира пациента, закрытого для посторонних.

— Архаическое мышление – в его основе лежат старинные стереотипы, суждения, взгляды, далекие от современности.

— Персеверация (упорство, настойчивость) – при этом человек настойчиво повторяет слова, фразу или дело, даже если уже исчерпан уместный контекст.

— Разорванность (отсутствие логической связи между понятиями, суждениями и умозаключениями), хотя грамматический строй речи при этом может быть и не нарушен.

Для поддержания мозга в тонусе важно комплексное развитие его познавательных функций, таких как внимание, мышление, память и восприятие. Для их развития можно использовать регулярные занятия на .

Мы искренне желаем Вам полезного и увлекательного времяпрепровождения и успехов в саморазвитии!