Что проходят на уроках физкультуры. Первый урок физкультуры в школе

МОСКВА, 7 ноя — РИА Новости. Интерес школьников к урокам физкультуры пропадает из-за неправильной организации занятий, поэтому нужно включать аэробику для девочек и силовые тренировки для мальчиков, считают опрошенные РИА Новости эксперты. Необходимо также пересмотреть нормативы, чтобы дети могли заниматься в силу своих личных возможностей, уверены они.

Ранее президент России Владимир Путин на заседании Совета по физкультуре и спорту подверг критике ситуацию с детским спортом в РФ, поскольку для большинства детей занятия все еще малодоступны, а дополнительные уроки физкультуры в школах по-прежнему формальны.

Непосильные нормативы

По словам главного внештатного специалиста Минздрава РФ по гигиене детей и подростков, руководителя НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН Владислава Кучмы, ни для кого не секрет, что детям сейчас неинтересно заниматься на уроках физкультуры.

"Педагоги по-прежнему тестируют детей на освоение каких-то навыков, на время, на дальность, на скорость. Конечно, никто из ребят этого не любит. Но превращать уроки физкультуры только в элемент игры или вид спорта чиновника, например, регби или фитнесс — это тоже неправильно", — сказал он РИА Новости.

Кучма считает, что ребенок во время уроков физкультуры должен получать физическое развитие, научиться гибкости, ловкости, а не только получать удовольствие от фитнеса или йоги и стремиться к уменьшению объема талии или бедер.

"Педагоги медленно движутся в этом направлении, к тому же их не хватает. Хотя есть школы, которые используют весь арсенал физического воспитания — это водные процедуры, физкультурные минутки, динамическая пауза в середине учебного дня, прогулки", — сказал он.

"Действительно, физические данные детей сейчас стали хуже, они не справляются с теми тестами, которые еще недавно были записаны у нас как нормативы. Связано это с низким уровнем двигательной активности и физической подготовки детей", — отметил врач.

Тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова также считает, что сейчас дети очень слабо подготовлены в физическом плане. "Я работаю с молодежью и могу сказать, что дети растут сейчас хилыми, расположенными ко многим простудам и заболеваниям, они слабее, и уроки нужны. За 45 минут можно сделать и зарядку, и во что-то поиграть. Можно использовать и силовые упражнения", — сказала она.

"Учителя-профессионалы знают, как нужно распределить упражнения на уроке, чтобы учитывать подход к слабому или, наоборот, к сильному ученику. Тем более, каждый занимается в свою силу. Это же не занятие спортом, а именно занятие оздоровительной физкультурой. Даже 45-минутные зарядки в школе очень многое дают", — считает Тарасова.

Олимпийская чемпионка, член комитета Совета Федерации по социальной политике Светлана Журова также считает, что нужно пересматривать нормативы на уроках физкультуры. "Не просто их отменять, иначе у детей пропадет желание посещать занятия, а должен быть какой-то другой критерий. Тем более что новый закон об образовании это позволяет", — добавила член комитета СФ.

Надо также вводить систему школьных клубов и соревнований, отметила Журова. "Но надо понимать, что, во-первых, не все школы могут это сделать, потому что нет инфраструктуры. И вторая проблема — это кадры. Понятно, что некоторым педагогам нужно повышать свою квалификацию", — добавила она.

Фантазии педагогов

Журова сообщила, в прошлом году проводился проект "Урок физкультуры 21 века". "Было много креативных предложений от самих учителей физкультуры, которым интересно ходить на занятия. Такие педагоги у нас есть, но есть и такие, у которых нет понимания и желания что-то придумывать интересное, кто-то привык работать по старым стандартам и придерживается их", — сказала она.

Журова рассказала, что было много предложений по введению в школах фитнеса и аэробики особенно среди старшеклассников. "Это вызвало большой энтузиазм среди них", — добавила олимпийская чемпионка.

По мнению директора Института возрастной физиологии, доктора биологических наук, академика РАО Марьяны Безруких, интерес к физкультуре у старшеклассников пропадает не из-за их возрастных психологических особенностей, а из-за неправильной организации уроков.

"У хорошего педагога интерес не теряется. Наоборот, интерес с возрастом усиливается, потому что мальчики и девочки начинают понимать, для чего им нужны уроки физкультуры. Малышам нравятся эти занятия, потому что там можно побегать, попрыгать, повеселиться. Старшеклассники уже думают о своем теле: девочки стремятся, чтобы у них была красивая фигура, а мальчики — качают мышцы", — пояснила она.

По словам Безруких, с другой стороны, уроки зачастую организованы плохо. Педагоги не учитывают возрастные особенности детей, дают им неинтересные упражнения.

"Сейчас учитель физкультуры может разнообразить уроки. Совершенно необязательно прыгать через козла или лазить по канату. В уроки можно включить, например, элементы аэробики и единоборств. В распоряжении учителя весь арсенал современных методов занятия физкультурой", — уверена она.

При этом эксперт отметила, что немногие учителя физкультуры имеют высшее и даже среднее педагогическое образование. "Очень часто это человек, занимающийся спортом, но он не знает возрастных особенностей школьников и не обладает рациональной методикой организации этих уроков, не знает современных подходов", — добавила она.

Отсутствие помещений

Центральная блокирующая сборной России по волейболу Мария Перепелкина рассказала РИА Новости, что проводить идеальные занятия физкультурой в школе невозможно, поскольку нет приспособленных для этого помещений.

"У меня мама работает преподавателем в обычной школе, и по ее словам я могу сказать, что уроки далеки от идеальных. Невозможно классу, в котором от 25 человек, разместиться и грамотно проводить занятия в зале. Нет возможности учитывать нюансы, поэтому занятия получаются скомканными и непродуктивными. Я думаю, что идеальный урок — это когда хватает места и времени для работы, чтобы уделить внимание каждому учащемуся", — сказала она.

Директор центра образования "Царицыно" Ефим Рачевский считает, что проблему преподавания в школе уроков физкультуры поможет решить принятие национального проекта, в котором будет предусмотрено строительство спортивных залов и комплексов, подготовка учителей, средства на школьные секции и возрождение спортивных школ и интернатов.

"У нас были нацпроект "Образование", "Здравоохранение", "Жилье" — они оказались очень эффективными. Давайте сделаем национальный проект под названием "Школьная физкультура" или "Детский спорт", под это выделим деньги, а значит, построим спортивные залы", — сказал директор РИА Новости.

Тарасова также считает, что в школах нет качественных залов для занятий физкультурой. "Я вижу, что в школах нет должных залов, поэтому уроки проводят по несколько классов в одном маленьком, стареньком зале. Для того чтобы делать уроки, надо иметь несколько залов, хотя бы три или два. Рядом со школой можно всегда это построить, но никто этим не занимается", — сказала собеседница агентства.

Перепелкина считает, что двух или трех занятий физкультурой в школе вполне достаточно, чтобы держать мышцы и тело в тонусе и поддерживать физическую форму. "Другое дело — получение навыков, но, на мой взгляд, это дополнительный секции. А 45 минут как раз отлично для того, чтобы размяться", — добавила волейболистка.

Кроме того, нужны специальные упражнения, чтобы не давать почувствовать ученику, что он сильнее или, наоборот, слабее других. "Нужно учитывать качества каждого ученика", — считает Перепелкина.

Актуальность. В настоящее время урок физической культуры, как целостный учебно-воспитательный процесс, в ряде некоторых школ в полной мере, к сожалению, не реализуется, а кое-где его даже вообще нет. Причины этому могут быть различные: от малого объема знаний учителя, халатного отношения к своему предмету до отсутствия специалиста вообще и д. р. Вопрос о плодотворном проведении урока физической культуры в каждой школе звучит злободневно.

От качества урока зависит очень многое, вплоть до состояния здоровья занимающихся. И поэтому существует необходимость в тщательной и добросовестной подготовке к нему, а особенно к его организации и проведению. Урок физической культуры возлагает большую ответственность на учителя, как очень специфичный вид деятельности педагога, и требует особого внимания к себе.

Урок как основная форма учебно-воспитательной работы в современной школе

«Обучение и воспитание учащихся проводится в процессе учебной работы, внеклассных и внешкольных занятий и общественно полезного труда. Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок», - говорится в Уставе средней общеобразовательной школы.

Это указание в полной мере относится к работе по физическому воспитанию в школе. Урок физической культуры является такой формой занятий, которой охватываются в обязательном порядке все учащиеся школы. Уроки проводятся с определенным постоянным составом учащихся данного класса. Это позволяет лучше организовать и проводить занятия, учитывая конкретные условия и физическую подготовленность занимающихся.

Уроки физической культуры проводятся по твердому расписанию, в определенные дни и часы недели, в течение определенного количества времени (45 мин.). Они в своей совокупности обеспечивают систематическое изучение того минимума знаний и навыков, который предусмотрен программой, и, следовательно, составляют основу для разностороннего физического воспитания учащихся.

Правильное проведение уроков обеспечивает успех самостоятельной работы и выполнения учащимися различных заданий учителя, связанных с совершенствованием умений и навыков, получаемых на уроках. Эти задания учащиеся выполняют дома или в секциях. Таким образом, уроки являются основой и для самостоятельных личных или групповых занятий учащихся.

Из кратких бесед учителя на уроках учащиеся узнают о задачах и значении физической культуры и спорта, о достижениях спортсменов. На уроках они знакомятся с новыми для них видами физических упражнений и играми, у детей воспитывается интерес к гимнастике, спорту и играм. Все это содействует вовлечению детей в секции и команды, привлекает к участию в различных массовых физкультурных и спортивных мероприятиях. Следовательно, урок является основой для всей внеклассной массовой и спортивной работы с учащимися.

Физическое воспитание имеет большое прикладное значение. Среди физических упражнений, применяемых на уроках физической культуры, очень много таких, которые имеют жизненно важное значение и применяются в повседневной жизни, в быту. Задача школы состоит в том, чтобы учащиеся привыкли к использованию средств физического воспитания ежедневно в различных условиях учебы, труда и отдыха.

Всему этому дети учатся, прежде всего на уроках физической культуры.

Как по содержанию, так и по организации уроки физической культуры имеют специфические особенности. Они проводятся в зале, на площадке, в коридоре, где дети менее ограничены в движениях, а это создает особые условия для организации детей и проведения урока. Дети на уроках физической культуры занимаются не в обычной школьной форме, а в специальных костюмах, находятся в иных температурных условиях. Во время урока им приходится неоднократно менять свои места для выполнения упражнений и входить в многообразное взаимодействие друг с другом. Кроме того, учитель может сознательно изменять обстановку на уроке, когда дети неожиданно для себя и других вынуждены действовать в полной зависимости от коллектива.

Уроки физической культуры отличаются большим многообразием двигательных ощущений, воздействующих на организм учащихся. Поэтому здесь больше, чем где-либо, должен осуществляться индивидуальный подход к учащимся.

Все эти особенности усиливают ответственность учителя за проведение уроков физической культуры.

Современные требования к уроку ФК в школе

Каждый урок физической культуры должен отвечать следующим требованиям:

а) иметь определенные задачи – общие, выполнение которых должно быть обеспечено в процессе всех уроков или серии уроков, и частные, выполняемые в течение одного взятого урока;

б) быть правильно методически построенным;

в) быть последовательным продолжением предыдущих занятий и в то же время иметь свою целостность и законченность; одновременно с этим он должен в значительной степени предусматривать задачи и содержание следующего очередного урока;

г) соответствовать по своему содержанию, определенному составу учащихся в отношении возраста, пола, физического развития и физической подготовленности;

д) быть интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности;

ж) правильно сочетаться с другими уроками в расписании учебного дня;

з) носить воспитывающий характер.

Задачи урока физической культуры

Результаты педагогического процесса в физическом воспитании зависят от качества учебной и воспитательной работы, проводимой на уроках. Это достигается последовательным решением задач, положенных в основу каждого урока.

Уроки физической культуры имеют образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

Образовательные задачи заключаются в обучении детей выполнению физических упражнений, предусмотренных программой, в совершенствовании изученных упражнений, а также в развитии умений и навыков применять изученные упражнения в изменяющейся обстановке. Последовательное выполнение образовательных задач приводит к систематическому, прочному и полному изучению всего учебного материала программы. Для разрешения одних образовательных задач необходимо относительно длительное время (ряд последовательных уроков), а для решения других – достаточно лишь одного урока.

К образовательным задачам относится также получение детьми знаний о физической культуре и спорте, о сохранении здоровья, режиме дня, правильном дыхании, закаливании, правильном выполнении физических упражнений.

Выполнение образовательных задач обычно сочетается с решением воспитательных и оздоровительных задач. На уроках физической культуры воспитывается внимание, дисциплинированность, воля, аккуратность, бережное отношение к имуществу, а также чувство дружбы, товарищества, целеустремленность, самостоятельность и настойчивость в преодолении трудностей.

Оздоровительные задачи, как и воспитательные, должны решаться на каждом уроке. Правильное построение и проведение уроков физической культуры, занятия в соответствующих костюмах, необходимое санитарно-гигиеническое состояние мест занятий, проведение уроков на открытом воздухе - все это создает благоприятные условия для решения оздоровительных задач.

Структура урока физической культуры

Одним из наиболее важных вопросов, связанных с уроком физической культуры, является вопрос о построении урока.

Под структурой урока понимается ориентировочный план, которым можно пользоваться как основой при составлении отдельного урока. Структура урока помогает учителю в рациональном подборе упражнений, наиболее правильном расположении материала и определении возможной нагрузки на уроке.

Построение урока зависит от поставленной задачи, которая определяется в соответствии с последовательным изучением программного материала.

Для выполнения поставленных задач подбирается соответствующий учебный материал, определяются последовательность его изучения и методические приемы обучения.

Решение любых педагогических задач на уроке физической культуры часто требует усиленной деятельности организма занимающихся. К этой работе организм должен быть соответствующим образом подготовлен.

И. П. Павлов, указывая на необходимость подготовки организма к решению трудных задач, говорил, что в клинике и педагогике постепенность и тренировка – основное физиологическое правило.

Это указание обязывает учителя решать педагогические задачи, требующие значительных усилий со стороны занимающихся, не в начале урока, а в середине, после некоторой подготовки. Решение основных задач урока требует и соответствующей организационной подготовки занимающихся, создания у них необходимого настроения и желания приступить к выполнению этих задач.

После того как проведена необходимая организационная подготовка учащихся и выполнено Павловское «физиологическое правило» о постепенности, следует приступить к решению основной задачи. Выполнение основных педагогических задач чаще всего совпадает с самым большим напряжением и активностью занимающихся.

После общего относительно большого напряжения организма и, как правило, повышенного эмоционального состояния учащихся недопустим резкий переход состоянию покоя. Поэтому в построении урока отражается постепенный переход к состоянию покоя и организованное завершение занятий. Таким образом, в построении каждого урока различаются три части; первая часть – организующая, подготавливающая учащихся к выполнению наиболее трудных задач урока, условно называется вводной; вторая часть – направлена на выполнение основных задач урока, условно называется основной; третья, во время которой организованно завершается урок, условно называется заключительной.

Деление на части является относительным. Каждый отдельно взятый урок вне зависимости от его задач с начала и до конца должен быть слитным, единым, и все задачи и содержание урока выполняются в тесной взаимосвязи.

Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников.

Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали удовольствие от этих уроков.

Активность, проявляемая учениками на таких уроках, может быть представлена в двух видах: познавательная и двигательная.

Познавательная активность учащихся заключается во внимательном восприятии учебного материала и осмысленном отношении к нему, что вызывает прочное его освоение.

Двигательная активность учащихся связана с непосредственным, мотивированным и осознанным выполнением физических упражнений.

Другими словами, и познавательная и двигательная активность прежде всего характеризуется психической активностью школьника.

Исходя из двойного определения психической активности человека (биологическая и социальная), можно выделить ряд факторов, обеспечивающих активность школьников на уроках физической культуры. К ним относятся:

1) биологические факторы: потребность в движении, потребность в сохранении жизни и здоровья;

2) социальные факторы: особенности организации деятельности на уроках, оценка деятельности другими людьми, прежде всего учителем, интерес к урокам, чувство удовлетворенности уроками и истинные цели занятия физическими упражнениями.

Интерес – это осознанное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего объекта. В психологии интерес характеризуют рядом определенных качеств: широта (круг интересов человека), глубина (степень интереса к какому-либо объекту), устойчивость (продолжительность сохранения интереса к какому-либо объекту), мотивированность (степень сознательности или случайности, преднамеренность интереса), действенность (проявление активности для удовлетворения интереса).

Интересы учащихся к урокам физической культуры отличаются достаточным разнообразием: стремление укрепить здоровье, сформировать тело, развить физические и психические качества (волю и т.д.). Важно отметить, что интересы девочек и мальчиков также отличаются. Девочки чаще желают формировать красивую фигуру, развивать гибкость, совершенствовать изящество движений, походку и т.п. Мальчики, как правило, хотят развивать силу, выносливость, быстроту и ловкость.

Привлекательность физической культуры имеет и характерные возрастные особенности. Младшими школьниками, прежде всего, управляет интерес к двигательной активности вообще (на основе первичных мотивов). Они и без уроков физической культуры любят бегать, прыгать и играть.

Подростки занимаются физическими упражнениями, используя мотивы, связанные с развитием личности (вторичные мотивы). Например, ими движет желание быть похожими на какого-либо «героя», который является их кумиром, эталоном для подражания, или развивать объем мышечной массы для того, чтобы иметь авторитет среди определенного круга людей.

Старшеклассники на первое место ставят мотивы, связанные с их жизненными планами. Их занятие физическими упражнениями в первую очередь вызвано целью подготовить себя к конкретной будущей профессиональной деятельности.

Каждый учитель физической культуры, который стремится к тому, чтобы учащиеся проявляли высокую степень активности на его уроках, должен строить учебный процесс, учитывая возрастные особенности и мотивацию учащихся.

Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры

Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке.

Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках, в том числе и на уроках физической культуры. Как правило, он формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Однако эмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия учеников, их интереса к физической культуре как к предмету, к физическим упражнениям, конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятельности, настроя, поведения и самочувствия учителя.

Существует несколько основных факторов, способствующих повышению эмоциональности урока и вызывающих радость у школьников, выполняющих физические упражнения.

1.Обстановка на уроке и поведение учителя существенно влияют на эмоциональность занятий, иногда превращая все дело в шутку. Урок физической культуры всегда приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят учителя в хорошем настроении, понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Излишняя возбужденность учителя (суетливость, шумливость), как правило, приводит к повышению неорганизованной активности учеников. Не следует смешить и развлекать школьников, бесконечно шутить с ними. Важно, чтобы строгость, точность и четкость действий учителя перемежались улыбками, словами поощрения учеников за их успехи, подбадриванием их при временных неудачах.

2.Использование игрового и соревновательного методов, в силу их психологических особенностей, всегда вызывает у школьников сильную эмоциональную реакцию. Следует помнить, что часто эта реакция может быть настолько сильной, что выполнение учебных задач становится практически невозможным. Сильные эмоции по своей природе долго затухают после окончания игры или соревнований, поэтому использовать эти методы на уроке следует, определив их место, форму и меру.

Игра – это привычная форма занятий для школьников. Для детей младшего школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития (возрастная особенность). С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, ученики усваивают правила и нормы рациональных форм движений, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности. На уроках с младшими школьниками важно использовать сюжетные игры, при этом учитель, создавая определенный игровой сюжет деятельности для учеников, включает в содержание урока программный учебный материал. Применяя такой метод, учитель сам должен стать участником игры, поверить в реальность создаваемых им образов и выполнять соответствующую сюжету роль. С повышением возраста школьников следует использовать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут быть разнообразные спортивные игры, вначале с упрощенными правилами и условиями выполнения, затем полностью соответствующие реальным требованиям.

3. Разнообразие используемых на уроке средств и методов. Известно, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний: монотония, психическое пресыщение.

Существует множество способов разнообразить средства и методы проведения уроков: использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий; включать различные новые физические упражнения (например, для развития одного и того же физического качества можно использовать разные по содержанию упражнения); менять обстановку, условия урока (переход из спортивного зала на воздух, музыкальное сопровождение ходьбы, бега, обще-развивающих упражнений в водной части урока).

Правильная постановка задач урока. Исследователи проблем, связанных с изучением проявлений активности школьников на уроках физической культуры, отмечают снижение учебной активности у учащихся из-за того, что учитель допускает ошибки, ставя задачи урока. Наиболее типичными из них являются следующие:

учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того чтобы поставить задачу, которую следует решить;

задача, которая ставится учителем, значима для него, а не для учеников;

учитель ставит неконкретную задачу («научиться метать», «будем учиться играть в баскетбол»);

учитель ставит непривлекательные задачи для учеников; конкретная и грамотно сформулированная задача не всегда приводит к желаемому результату. Важно, чтобы учебная задача была связана с интересами школьников и их потребностями;

учитель ставит перед учениками задачу, недостижимую в пределах одного урока. Это создает у школьников впечатление, что усилия, которые они затратят на данном уроке: напрасны.

Оптимизация загруженности школьников на уроке. Оптимальная загруженность учащихся на уроке может быть достигнута рядом специальных организационно – дидактических мер, основными из которых являются:

устранение ненужных пауз на уроке, которое осуществляется несколькими способами: обеспечив спортивным инвентарем всех членов учебной группы; выполняя с учениками в паузах подготовительные и подводящие упражнения; поручая ученикам наблюдение за качеством выполнения упражнений одноклассниками;

осуществление постоянного контроля учителя за учениками в процессе всего урока (школьники предупреждены, что все их действия и поведение будут оценены, причем оценивается не только уровень знаний, умений и навыков, приобретаемых ими на уроке, но и их активность, внимательность и дисциплинированность);

включение в учебную деятельность всех учеников, даже тех, которые освобождены от выполнения физических упражнений. Освобожденные, присутствующие на уроке, получают задание внимательно следить за тем, что делают остальные, мысленно выполнять все упражнения. Известно, что идеомоторная тренировка не только способствует формированию двигательных умений, но и развивает (в незначительной степени) физические качества. Освобожденных учеников следует привлекать к судейству, использовать в роли помощников – организаторов.

Подготовка учителя к уроку:

Хорошая подготовка учителя к урокам – залог успешного их проведения.

Подготовку к урокам учитель начинает задолго до начала учебного года. Он внимательно знакомится с программным материалом, продумывает последовательность его изучения. Много внимания учитель уделяет планированию программного материала в соответствии с конкретными условиями школы и климатическими условиями. В процессе подготовки к урокам учитель знакомится с методической литературой, опытом других педагогов и все лучшее использует в своей работе.

Готовясь к очередному уроку, учителю надо учесть итоги предыдущих уроков и в связи с этим решить, какой материал повторить, а какой изучить.

При подготовке к уроку составляется план, и определяются конкретные образовательные задачи урока, которые должны быть сформулированы четко и ясно.

В плане урока отражаются также вопросы текущего учета (по каким видам, как будет проведена проверка заданий, кого из детей проверить и т.д.) и определяется возможное задание на дом.

При подготовке значительное внимание уделяется вопросам, связанным с методикой проведения упражнений. Для этого учитель до мельчайших подробностей предусматривает различные методы и приемы, которые следует применять.

Заранее надо решить, где во время урока будет находиться учитель при проведении упражнений, как он будет наблюдать за уроком и руководить учащимися. Готовясь к занятиям, учитель выполняет все включенные в урок упражнения (лучше всего перед зеркалом). Это позволяет ему проверить свою подготовку.

Известно, что активность детей помогает проведению урока, поэтому учителю надо наметить пути ее повышения.

Если учитель включает в план урока упражнения, требующие использования оборудования и инвентаря, то это должно быть учтено до проведения урока. Следует предусмотреть, как будит, использовано оборудование, какой инвентарь потребуется, кто и когда его будит готовить и убирать после занятий. Четкий порядок в использовании инвентаря на уроках имеет большое воспитательное значение.

При подготовке к уроку необходимо продумать страховку учащихся. Для этого учителю следует предусмотреть мероприятия, предохраняющие занимающихся от падений, ушибов и столкновений (соответствующее размещение оборудования и инвентаря, использование гимнастических матов, помощь партнеров при выполнении упражнений и др.).

Уроки физической культуры проводятся с большим успехом, если умело используется музыкальное сопровождение. Музыка на уроках повышает эмоции, улучшает настроение занимающихся, способствует лучшему ритмичному выполнению различных упражнений, является одним из элементов эстетического воспитания учащихся.

Учитель при подготовке к уроку решает также вопрос о месте занятий – на площадке или в закрытом помещении. Не исключается возможность, что урок, начатый на площадке, в связи с изменением погоды может быть перенесен в помещение. Поэтому целесообразно, чтобы площадка и зал были бы подготовлены к проведению урока.

Большое значение имеет очередность урока физической культуры в расписании. Последний урок позволяет полностью использовать время (45 мин.), в то время как уроки, проводимые в середине учебного дня, должны заканчиваться с таким расчетом, чтобы дети спокойно могли переодеться и подготовиться к очередному уроку.

Учитель обязан уделять достаточное внимание своему внешнему виду: он должен быть всегда в соответствующим костюме, чистым и опрятным и служить образцом для детей.

Детям, также как и учителю, следует тщательно готовиться к предстоящим урокам. На уроке они должны быть всегда в установленной спортивной форме, готовые в любое время выполнить поручение учитель, связанное с подготовкой оборудования, инвентаря, организацией урока и т.д.

Чтобы сообщить учащимся необходимые сведения, с ними проводится краткая беседа, а затем и занятия, на котором они практически знакомятся с установленным порядком и своими обязанностями.

Во время беседы с детьми надо определить место для переодевания, рассказать им, как складывать или развешивать повседневную одежду, где и в каком порядке строиться перед уроком.

Установленный порядок должен соблюдаться и по окончанию урока.

Планы уроков по форме записи могут быть различными, но в каждом должны отражаться: дата и номер урока, задачи, место проведения, оборудование и инвентарь, содержание, дозировка.

Как правило, при планировании содержания урока предусматривается организационно-методические указания или примечания.

При подготовке к уроку учитель решает вопросы, связанные с физической нагрузкой. Под физической нагрузкой понимается определенное воздействие на организм занимающихся, вызываемое процессом урока и физическими упражнениями.

Физическая нагрузка в значительной мере определяется дозировкой физических упражнений, т. е. количеством упражнений, их повторяемостью, временем, отводимым на выполнение упражнений, а также условиями их выполнения.

Все физические упражнения оказывают влияние на организм занимающихся – одни более, другие менее сильно. Урок, состоящий из большого количества упражнений, дает и большую физическую нагрузку. Следовательно, нагрузка на уроках может быть различной, и учитель обязан ее регулировать. Нельзя допускать перегрузки учеников. Это может вызвать утомление и отразиться на их работоспособности. Вместе с тем не следует ограничиваться и очень слабой нагрузкой, так как тогда влияние физических упражнений на организм будет недостаточным.

Учителю на каждом уроке следует добиваться достаточной физической нагрузки на организм занимающихся, что параллельно с решением образовательных задач обеспечит необходимое улучшение функциональной деятельности организма. Для этого нужно умело пользоваться физическими упражнениями и знать, какое влияние они оказывают на организм занимающихся. Существует много способов для определения влияния физических упражнений на организм. К ним относятся: измерение кровяного давления, температуры тела, пульса, исследование состава крови и д. р. Из указанных способов учитель чаще всего может использовать измерение пульса.

Примером простого способа определения влияния физической нагрузки может быть следующий.

До начала бега, ходьбы в чередовании с бегом, преодоления полосы препятствий или других упражнений у ученика измеряется пульс. Затем проводятся упражнения, после чего вновь измеряется пульс (два-три раза на протяжении 2 – 3 мин.). Показатели пульса до упражнения и после него сравниваются. Если пульс, как правило, учащенный, в течение 3 мин. не приходит к показателям, которые были до упражнения, или становится более редким, то это рассматривается как неблагоприятный сигнал, свидетельствующий о большой нагрузке или об отклонениях в деятельности сердечно-сосудистой системы данного ученика. И это и другое должно привлечь серьезное внимание учителя.

Учитель ведет постоянное наблюдение за самочувствием учащихся.

Существует много внешних признаков, определяющих состояние занимающихся: дрожание рук и ног, усталое выражение лица, ухудшение осанки, снижение активности, побледнение лица, вялость, ухудшение качества выполнения упражнений, жалобы учащихся на чувство усталости и т.п. Все эти симптомы являются показателями чрезмерной физической нагрузки и обязывают учителя немедленно ограничить количество и интенсивность упражнений или полностью их прекратить.

Практически абсолютной постепенности в нарастании нагрузки быть не может, так как между отдельными упражнениями обязательно будут короткие перерывы, да и сами упражнения не могут быть одинаковыми по своему влиянию на занимающихся. Поэтому, составляя урок и определяя физическую нагрузку, надо учитывать, что новые и трудные упражнения, игры с большой подвижностью, упражнения требующие решительности и проявления смелости, а также упражнения типа заданий и с элементами соревнований всегда связаны с повышенной нагрузкой. Для того чтобы не допустить перегрузки учащихся, надо чередовать трудные упражнения с менее трудными, а знакомые с незнакомыми.

Трудностью в регулировании нагрузки является значительное количество одновременно занимающихся детей, имеющих различную физическую подготовку. В практической работе надо ориентироваться на детей со средней физической подготовкой.

Более сильным ученикам следует давать индивидуальные задания, предлагая им дополнительные упражнения, а ослабленных детей внимательно оберегать от перегрузки, ограничивая их в выполнении упражнений.

а) изменением количества упражнений и игр;

б) различным количеством повторений упражнений;

в) увеличением или уменьшением времени, отводимого на выполнение упражнений;

г) применением различного темпа выполнения;

д) увеличением или уменьшением амплитуды движений;

е) осложнением или упрощением выполнения упражнений;

ж) применением в упражнениях различных предметов.

Плотность урока

Под плотностью понимается относительная целесообразность использования времени, отводимого на урок. Чем рациональнее используется это время, тем выше плотность. Плотность урока имеет существенное значение, поскольку она оказывает влияние на нагрузку, на выполнение поставленных перед уроком задач, на успешное выполнение учебной программы и т.д. Каждый учитель заинтересован в возможно большей плотности урока, так как она позволяет ему лучше провести урок.

Время на уроках физической культуры используется для восприятия, осмысливания и выполнения упражнений, кратковременного перехода от одного вида занятий к другому и подготовки оборудования и инвентаря.

Соотношение во времени между этими компонентами учитель может регулировать. При подготовке к уроку он обязан продумать до мельчайших подробностей план проведения урока и решить, где должен быть простой показ упражнения, где подробное объяснение с показом, а где только распоряжение или команда.

До начала урока следует также подготовить необходимое оборудование и инвентарь. Это позволит затрачивать минимальное время на расстановку снарядов или на раздачу различных предметов.

Большое влияние на плотность оказывает такая организация урока, при которой одновременно занимается, возможно, большее количество учащихся. Это легко достигается при проведении строевых упражнений, ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений. Труднее это сделать при выполнении прыжков, метаний, лазанья, равновесия.

Чтобы увеличить число учеников, одновременно выполняющих упражнения, следует использовать большее количество снарядов (одних и тех же или разных). В этом случае учащиеся распределяются на группы по количеству используемых снарядов и в каждой группе учитель назначает старшего. Ставя перед собой задачу проведения уплотненного урока, учитель стремится к тому, чтобы учащиеся в течение всего урока были достаточно заняты в соответствии с намеченным планом урока.

Урок, проведенный с высокой плотностью, обеспечивает активную и полезную занятость учащихся, всегда повышает нагрузку на организм, способствует воспитанию организованности и дисциплинированности.

Зачем проводится лыжная подготовка в школе? Рассказываем о требованиях к учебно-воспитательному процессу, типах уроков по лыжной подготовке и даем структуру лыжного занятия.

Почти на всей территории нашей страны зима ассоциируется с зимними видами спорта, такими как лыжи, санки, коньки. Лыжная подготовка в школе - обязательный элемент программы физического развития ребенка. Занятия укрепляют детский иммунитет, прокачивают все группы мышц. Лыжная подготовка проводится с 1 по 11 класс. Этому направлению по программе отводится 16 учебных часов.

Цели и задачи лыжной подготовки в школе

В настоящее время идет резкое снижение интереса к лыжной подготовке в школе. Одна из основных причин такого явления - монотонность занятий. Школьники в течение всего урочного времени наматывают несколько кругов подряд, затем бегут нормативы по этим же кругам, после уставшие и вспотевшие отправляются на другие занятия. Мало кому это понравится. К тому же экипировка довольно отягощенная: большое количество сменной одежды, лыжи, которые приходится таскать в школу и обратно плюс отсутствие душевой кабины. В итоге дети вырабатывают стойкую антипатию к лыжной подготовке в школе.

Человек любит то, что у него хорошо получается и в чем он хорошо разбирается. Детей надо обучать технике - правильному передвижению на лыжах и тогда они полюбят этот замечательный вид спорта. Стоит отметить, что техника таких движений сохраняется у человека на всю жизнь, а выносливость со временем (и довольно быстро) теряется. Это означает, что бессмысленно тратить уйму времени на развитие выносливости. Работа же над техникой в свою очередь повышает выносливость. Отсюда вытекает основная цель лыжной подготовки в школе: учащиеся должны овладеть разными способами передвижения на лыжах. Задача педагога - научить их этому.


Скачать бесплатно в.ppt


Скачать бесплатно в.docx

Задачи лыжной подготовки в школе:

  1. Обучить школьников основным приемам передвижения на лыжах: спуски, подъемы, лыжные ходы, повороты, торможение
  2. Привить детям здоровый образ жизни (оздоровление и закаливание, польза пребывания на свежем воздухе)
  3. Привить устойчивый интерес к систематическим лыжным занятиям (с помощью игр на лыжах)
  4. Развить выносливость, силу, ловкость - главные физические качества
  5. Воспитать в детях морально-волевые качества (неустрашимость, упорство, собранность, организованность)
  6. Воспитать у учащихся навыки и умения, необходимые для самостоятельных занятий.

Требования к учебно-воспитательному процессу по лыжной подготовке в школе

Ко всему учебно-воспитательному процессу по лыжной подготовке в школе и к каждому уроку в отдельности предъявляется целый ряд требований.

  1. На каждом занятии по решаются задачи: образовательные, воспитательные и задачи оздоровления. Образовательные задачи планируются обязательно и имеют точную формулировку на каждый урок. Задачи воспитания и оздоровления, как правило, на каждый урок не планируются. Они осуществляются всей системой занятий лыжной подготовки, применением упражнений, системой внеклассных мероприятий.
  2. Каждый урок неразделимо связан с уроком предыдущим и последующим. Возникает единая система уроков. В то же время каждый урок является вполне самостоятельной и целостной частью учебной работы.
  3. Ключевое требования к зимнему уроку физкультуры - руководящая роль педагога. Учитель, проводя урок физкультуры на лыжах, при подготовке к занятию должен иметь организаторские способности, должен руководить школьниками, направляя их и проявляя высокую требовательность. Его задача - активизировать учащихся на решение поставленных задач.
  4. Содержание, нагрузка, приемы обучения и развития физических качеств на уроке по должны неизменно соответствовать программному материалу, возрасту учащихся и их полу, поставленным задачам.
  5. Методика проведения и содержание урока должны всегда стимулировать учащихся к активности, сознательному усвоению нового материала, техники безопасности. Для придания урокам физкультуры на лыжах большей эмоциональности рекомендуется включать в них элементы игр, соревнований, игровых заданий.
  6. На уроках по необходимо оптимально сочетать коллективную и индивидуальную работу учащихся. В начале, когда школьники изучают новый метод передвижения на лыжах, применяется коллективное обучение. Однако, ввиду того, что степень подготовленности учащихся различная (кто-то отстает, а кто-то наоборот, опережает своих одноклассников), применяется разделение их на подгруппы с учетом ступени подготовки. Таким образом, учащиеся могут осваивать технику, не мешая друг другу. Школьники, справляющиеся хуже, передвигаются по внутреннему лыжному кругу, поближе к учителю.
  7. Активная деятельность учащихся на зимнем уроке п упражнений. Применение различных упражнений (имитационных, подводящих, основных) в передвижении на лыжах в различных сочетаниях (чередование практики на учебном склоне и на учебной площадке, на лыжне) с различной степенью интенсивности позволяет не только переключать внимание учащихся, но и поддерживать их работоспособность на протяжении всего занятия.

Помимо перечисленных существует еще целый ряд требований, предъявляемых к процессу лыжной подготовки в школе. Они зависят от возраста учащихся, их физической подготовленности и других факторов.

Скачать презентацию по лыжной подготовке в школе
Скачать бесплатно в.ppt

Скачать доклад по физкультуре “Техника безопасности на уроках лыжной подготовки”
Скачать бесплатно в.docx

Типы уроков по лыжной подготовке в школе

В зависимости от поставленных задач можно определить следующие типы уроков по лыжной подготовке в школе:

  • вводные
  • учебные
  • тренировочные
  • смешанные
  • контрольные

Каждый из этих уроков имеет свои характерные черты, отличающиеся по структуре, приемам организации, активизации учащихся.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Вводные уроки проводятся в начале учебного года во всех классах, без исключения. На них учитель знакомит учащихся с содержанием и требованиями раздела лыжной подготовки в школе, предусмотренными программой конкретно в этом классе. Также сообщает теоретические сведения о данном виде спорта, знакомит школьников с техникой безопасности и одновременно выявляет характерные особенности класса, физическую готовность школьников к усвоению нового для них материала.

Учебные уроки проводятся преимущественно в начальных классах. Цель таких уроков - изучение нового материала. Помимо новых знаний на таких уроках совершенствуются знания уже полученные. В программу уроков включаются упражнения на развитие физических качеств, совершенствуются способы передвижения на лыжах, изученные ранее.

Тренировочные уроки чаще всего проводятся в старших классах. В начальной школе такие уроки не проводятся вообще, в средних классах крайне редко. В программе для IX-XI классов в раздел лыжная подготовка в школе включено очень мало нового учебного материала. В связи с этим тренировочные уроки имеют главную цель - развитие физических качеств учащихся при помощи лыжного спорта. Тренировочные уроки широко используются во внеклассной работе по лыжному спорту, когда проводятся занятия в школьных секциях.

Смешанные уроки по лыжной подготовке в школе широко распространены во всех классах. На таких уроках решаются всевозможные задачи обучения. Школьники совершенствуются в техниках передвижения на лыжах, развивают выносливость, силу и ловкость. Осуществляется текущий контроль за освоением учащимися академического материала.

Контрольные уроки по лыжной подготовке в школе проводятся с целью подведения итогов и учета успеваемости учеников. В первую очередь на таких уроках школьники сдают нормативы по дистанциям. Выставляются оценки за технику выполнения конкретных способов передвижения на лыжах. Оценка может быть выставлена педагогом как на контрольном уроке, так и в ходе других занятий (текущий учет успеваемости). В конце каждой четверти после приема академических нормативов ставится итоговая оценка.

Структура урока по лыжной подготовке в школе

Структура урока лыжной подготовки в школе уже долгое время не меняется, соответствует общепринятой в отечественной системе физического воспитания. Урок физкультуры на лыжах в школе состоит из трех частей, взаимосвязанных между собой:

  • вводно-подготовительной;
  • основной;
  • заключительной

Вводно-подготовительная часть урока решает вопросы начальной организации учащихся, ознакомления их с предстоящей работой, техникой безопасности передвижения на лыжах. Кроме этого, школьники психологически настраиваются на овладение техниками лыжного бега. На этом этапе проводится постепенная подготовка организма школьников к последующим нагрузкам в основной части урока. Продолжительность вводно-подготовительной части составляет в среднем 8-12 минут.

В основной части урока решается главная задача - образовательная. Школьники обучаются новым способам лыжного бега, развивая в процессе физические качества: силу, волю, выносливость. Основная часть урока по лыжной подготовке в школе строится по следующей схеме: вначале повторяется уже пройденный материал (3-5 минут), после чего учащиеся начинают осваивать новые способы передвижения на лыжах, предусмотренные планом урока и программным материалом для данного класса. На основную часть урока затрачивается 25-35 минут. Длительность зависит от многих факторов: содержания, задач, методов и т.д.

В заключительной части урока подводятся итоги, организм школьников приводится в оптимальное функциональное состояние для посещения остальных уроков. Заканчивая занятие по лыжной подготовке в школе, учитель может задать детям домашнее задание. Продолжительность этого отрезка урока - 4-5 минут.

Скачать презентацию по лыжной подготовке в школе
Скачать бесплатно в.ppt

Скачать доклад по физкультуре “Техника безопасности на уроках лыжной подготовки”
Скачать бесплатно в.docx

- Что входит в обязанности тьютэра?

Обучение молодых специалистов проведению уроков физической культуры по новым стандартам. Они в корне отличаются от уроков, которые проводятся сейчас. Если мы будем вести урок по новым ФГОСам, приоритет предмета вырастет.

- В чем будет разница между уроками?

Начнем с того, что на сегодняшний день из-за нехватки залов не создать урока по новым стандартам, нам всегда нужно иметь наглядность,возможность показать сюжет соревнований, презентацию и т.п. К примеру: высокий и низкий старт в легкой атлетике. Если я демонстрирую слайд, показывающий наглядно высокий и низкий старт, ученики должны сформулировать тему урока. Дети сами ставят цели урока, задачи, и догадываются, как правильно выполнить упражнение, а роль учителя, в данном случае, направить вопросами, наглядными пособиями. Для того, чтобы начать выполнять упражнения, ученики должны сказать, что для начала необходимо сделать разминку, подобрать упражнения. Я им, естественно, помогаю, но ничего за них не говорю.

Если сказать простыми словами, то наши дети ждут команды, ждут, какое упражнение мы покажем, только после этого они начинают его делать. Есть поговорка: «Сила есть, ума не надо!» Вот сила-то у них есть, они выполняют упражнения, не думая, какие мышцы задействованы и т.д. Конечно, динамика и плотность урока на сегодняшний день выше, все учителя жалеют того времени, которое будет затрачено на разговор с учеником, на то, что мы будем с них спрашивать, как они понимают, для чего это все выполняется.

Через понимание ребенок осознает, для чего он будет выполнять это упражнение, как правильно его сделать. Только найдя сам решение поставленной задачи, ученик сможет выполнить все правильно. Через понимание приходит интерес. Новые стандарты привлекут детей на дополнительные занятия физкультурой, что на сегодняшний день очень актуально.

Вы не думаете, что новая система проведения урока даст толчок назад, а не вперед? Ведь дети ждут физкультуру не для того, чтобы отвечать на вопросы?

Нет, я так не думаю. Раньше было так: какой темп урока задаст учитель, так ребята и выполняют задания. Конечно, очень сложно переключиться на новый стандарт и детям, и учителям. Многое зависит от преподавателя, от того, как он выстроит диалог с обучающимися. Думаю, что большого различия между уроками не будет. Изменятся сами домашние задания, они не потребуют большой подготовки, но здесь, как и на других школьных предметах, необходима система. Например, не сделав домашнее задание для следующего урока, дети не поймут того, что требует учитель. Изменятся методы проведения урока, ребята будут оценивать друг друга, искать ошибки. Впереди - балловая система, на уроке можно будет получить до 30 баллов. Видя чужие ошибки, ребята и сами станут меньше допускать своих.

- То есть, Вы считаете, что все это будет плюсом?

Да, конечно, плюсом, но, повторюсь, все зависит от специалиста.

- Новые стандарты будут вводиться с начальной школы?

Да, по ФГОСам мы работаем третий год. Я наблюдала урок в начальных классах и, к сожалению, до тех норм, которые необходимы, еще далеко, но специалисты стараются, нужно время, чтобы привыкнуть и перейти на новые стандарты.

Любовь Николаевна, начальная школа есть начальная школа, детки только пришли, и для того, чтобы урок состоялся, им нужно знать какие-то азы? Они придут на уроки и их начнут сразу спрашивать?

Конечно, нет. Учитель никогда не должен оставлять ребенка одного «управлять кораблем», я всегда отправляюсь вместе с ними «в плавание». Так, увидев обычный мяч на уроке, дети мне отвечают: «Мы сегодня будем играть в мяч». Они же догадались! И можно уже задавать вопросы: что можем сделать с мячом и т.д. Все, ничего сложного и страшного в новом нет. Не надо бояться ни родителям, ни детям, ни, тем более, специалистам. Правильно составленный урок будет намного интересней, чем сегодняшние занятия. В начальной школе начинать работать по новым стандартам очень интересно и увлекательно.

У нас есть дети, которые имеют ограничения по занятиям ФК? Смогут ли новые уроки помочь таким ребятам получить положительные оценки?

По новым стандартам оценка предмета происходит не по контрольному нормативу, как сейчас. Критерии разные, ребенок должен уметь объяснить упражнение, разложить его по фазам, объяснить другому ученику, знать, где в дальнейшем может пригодиться то или иное умение. Ребята специальной и подготовительной группы будут, наравне с другими, участвовать в изучении упражнений, объяснять, рассказывать. Они могут не выполнять контрольный норматив, если есть противопоказания по данному виду упражнений. При этом уровень их знаний может быть не ниже, чем у тех, кто его выполняет. Это позволит на уроке физкультуры ребятам предоставлять равные условия.

Исходя из того, что вы рассказали, можно сделать вывод, что цель физической культуры по новым стандартам - дать теоретические знания, понятие о том, что такое упражнение и для чего оно необходимо. Каким же образом повысить уровень физической подготовленности детей, если они будут заниматься теорией?

В том-то и дело, что ФГОС направлены на то, что бы дети пришли к нам и на 4-ый, и на 5-ый час, то есть в кружковую и секционную работу. Потребность в подвижной деятельности у них будет полностью восстановлена.

Родители понимают, что необходимо развивать ребенка, давать ему общение, добиваться каких-либо спортивных достижений. А как Вы думаете, осознают ли родители необходимость физической культуры как урока?

Этот вопрос очень сложный, я себе его не раз задавала. Не совсем, конечно, понимают, они не воспринимают урок ФК как один из главных уроков - это большая ошибка родителей. Дети, которые занимаются ФК и спортом, очень умело справляются со своими психическим состоянием. Они подготовлены ко всем неожиданностям в плане обучения, более спокойно воспринимают информацию. Конечно, очень хорошо, что родители находят возможность нанять репетиторов, подтянуть знания, но они не понимают, что ребенку не хватает двигательного режима, режима, который дает жизнь нашим детям.

Ну что ж, дорогие читатели, будем надеяться, что любовь к физкультуре у наших детей не пропадет, а наоборот, только усилится. Удачи! Пусть все новое только радует, как это и должно быть! Физкульт - пока!

Во время проведений уроков по физической культуре я стараюсь заинтересовать детей, разнообразить уроки с помощью применения нестандартных приемов, методик и различных оздоровительных систем.

Для этого широко использую систему хатха-йоги, скипинг, игровые приемы, пилатес, стречинг.

Хатха-йога.

Сейчас в продаже имеется большое количество литературы по йоге, на основании этой литературы мной подобран краткий теоретический материал о йоге, ее возникновении, значении. Проводя уроки йоги, сначала учимся дышать, проводим разминку по системе йоги, затем переходим к выполнению асан (поз). При этом, постепенно повышая длительность выполнения упражнений и их сложность. Для работы использую подборку карточек по йоге приобретенных в издательстве “Мир книги”, где подобраны асаны различной сложности.

Скипинг (прыжки на скакалке).

Широко применяю данный вил спорта на уроках в связи с тем, что он не требует большого пространства, сложного инвентаря, прост в обучении и бесспорно интересен детям. И еще огромный плюс этого занятия в том что он помогает почувствовать себя на равных с остальными даже тем детям которые не особенно быстры, сильны в других видах спорта.

Индивидуальные прыжки на скорость (30сек) и на выносливость (1мин) использую как тренировочный и контрольный норматив. Для создания заинтересованности использую прыжки с заданием:

  • назад,
  • руки скрестно вперед,
  • руки скрестно назад,
  • с двойной прокруткой скакалки,
  • на одной ноге руки скрестно ит. п.

Для самых-самых индивидуальные прыжки с максимальной скоростью до 150-170 прыжков за 30сек.

Особенный интерес вызывают у учащихся практически любых возрастов прыжки на длинной скакалке: индивидуальные с места и с забеганием, с поворотами, сприседаниями, с упором лежа, а также с максимальной скоростью вращения скакалки.

Групповые прыжки на длинной скакалке позволяют продемонстрировать не только индивидуальные качества, но и чувство локтя, товарищества, умение работать в коллективе. Поэтому различные групповые прыжки (с места, с забеганием, по5-10чел) всегда привлекают учащихся.

Подвижные игры.

В 2005 году команде нашего Лицея под моим руководством довелось участвовать во 2 этапе Всероссийских детских спортивных соревнований “Веселые старты” среди команд Сибирского Федерального округа. С этого момента я широко использую в различных мероприятиях и на уроках игры из программы “Веселых стартов”:

“Головобол”

Сетка натянута на высоте 1 м. Матч проводится с надувным легким мячом. В каждой команде - 2 мальчика и 2 взрослых участника. Игра идет по правилам волейбола, но с помощью головы и ног, разрешено только 3 касания шарика на одной половине поля. Игра идет до счета 3.

“Скокбол”

За каждую команду играют 2 девочки и 2 мальчика. Сетка натянута на полу. Спортсмены играют 2-мя мячами. Ударом о пол мяч посылается через сетку на сторону соперников. Игра останавливается, когда на одной стороне окажется 2 мяча. Игра идет до счета 5.

Конкурс “Круговая порука”

В кругу стоит вся команда вполоборота к центру круга. В правой руке – гимнастическая палка. По сигналу надо отпустить свою палку и успеть подхватить палку впереди стоящего. Кто уронит палку, покидает круг. У каждой команды - 10 попыток, ведущий 10 раз свистком дает разрешение перехватить палку. Побеждает та команда, в которой больше игроков осталось в круге.

“Только без рук”.

Игровая площадка разделена на 2 части волейбольной сеткой, укрепленной на уровне пола. От каждой команды играют 6 человек: 4 мальчика и 2 взрослых участника (учителя или родители).

Игроки, сидя на полу, играют по следующим правилам: 3 касания мяча на одной стороне, 3 - на другой. В этой игре можно касаться мяча головой, плечом, ногами, но только не руками. Мяч подается ногой игроком, сидящим спиной к сетке на расстоянии 1 метра. Игра идет надувным легким мячом по правилам волейбола. Нельзя задевать сетку ни ногами, ни шариком. Игра идет до счета 5.

“Стекбол”

За каждую команду играют 2 мальчика, 2 девочки и 2 взрослые участницы. Идет игра надувным легким мячом с помощью гимнастических палок. Подача: ударом снизу в 1 м. от сетки. Матч проводится по правилам волейбола до счета 5.

Состав команд по количеству и наличию игроков можно варьировать исходя из конкретной ситуации.

Пилатес, стречинг.

Пилатес и стречинг являются разновидностями статических растяжек, поэтому часто применяю их на уроках гимнастики с девушками 10-11 классов и в подготовительной части урока с остальными классами. Для разнообразия мной подобраны индивидуальные, парные и групповые растяжки.

Групповая растяжка “РОМАШКА”.

  • И. П. встать в круг, руки положить на плечи друг другу. Произвольно отклонять туловище назад, растягивая мышцы живота.
  • И. П. встать в круг, взяться за руки за спиной друг друга. Поддерживая друг друга, отклониться назад. Вернуться в исходное положение.
  • И. П. встать в круг, руки положить на плечи друг другу, ноги вместе, носки врозь. Мягко надавливая на плечи партнеров, наклон вперед прогнувшись, ноги прямые. Выпрямиться, слегка сопротивляясь друг другу.
  • И. П. встать в круг, руки положить на плечи друг другу. Поддерживая равновесие, глубокий присед на носки.

Стречинг. Общее вытягивание.

И. П. основная стойка. Втянуть живот, руки медленно поднять через стороны вверх и одновременно подняться на носочки (пятки упираются друг в друга). Голову слегка откинуть назад и смотреть вверх. Потянуться вверх руками, затем корпусом и ногами, напрячься. Удержаться несколько секунд, а со временем до минуты. Осторожно, начиная с рук, поэтапно сбросить напряжение и вернуться в и. п. Стоя, расслабиться, проконтролировав сброс остаточного напряжения.