Социальная связь это не просто совокупность разного рода отношений и зависимостей, она представляет собой организованную систему отношений, институтов и средств социального контроля, объединяющих индивидов, подгруппы и другие составные элементы в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию. Установление социальной связи не зависит от личных характеристик индивида, оно объективно. Их установление обусловлено социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды, а сущность данных связей проявляется в содержании и характере действий людей.
Разные виды контактов (пространственный, психический, социальный), социальное действие, социальные взаимодействия, социальные отношения, социальный контроль, социальные организации и социальные институты - выступают, с одной стороны, как компоненты социальной связи, а с другой стороны, с некоторой долей условности, как этапы ее формирования.
Различают следующие виды контактов: пространственный, психический и социальный контакт.
- Пространственный контакт. Любые отношения между людьми начинаются с какого-либо соприкосновения в пространстве, Т.е. происходит взаимное наблюдение индивидов, в результате чего выясняется, обладает ли один из них теми чертами и свойствами, которые могут заинтересовать другого. Пространственный контакт бывает непосредственный и опосредованный. Непосредственный - когда наблюдение и встреча двух индивидов осуществляется непосредственно, а опосредованный, когда, например, рабочий ищет себе работу и, читая объявления, выясняет, подходит ли ему предлагаемая работа или нет. Итак, первым условием и элементом возникновения социальной связи является непосредственный или опосредованный контакт в пространстве и времени, благодаря которому происходит взаимное наблюдение имеющихся у индивидов черт. Конечно, не все пространственные контакты приводят к социальной связи. Каждый день мы встречаемся в метро, автобусе, на улицах, в магазинах с большим количеством людей, с которыми нас ничто не будет связывать в будущем, но в то же время данные контакты, позволяющие наблюдать, какими чертами обладает другой индивид, делают возможным появление следующих этапов контакта.
- Психический контакт. Первым элементом психического контакта является заинтересованность. Эта заинтересованность возникает на основе уже существующих потребностей наблюдающего. То есть после того, как индивид уяснил, что какие-то черты другого индивида могут каким-либо способом удовлетворить его потребности (биологические, экономические, культурные и т.д.).Заинтересованность может быть взаимной и односторонней. Например, молодой человек увидел в метро такую девушку, которая отвечает всем его потребностям и которую он давно искал и с которой хотел бы связать свою жизнь. Девушка, в свою очередь, осознает заинтересованность, какую она пробудила у юноши, и взаимно оценивает его на предмет обладания им соответствующих ее потребностям черт. Такая взаимная заинтересованность ведет к элементарному психическому контакту. Сам по себе психический контакт не создает еще никакой связи, он является лишь условием и обязательным элементом для появления устойчивой связи, отношений между людьми.
- Социальный контакт. Психический контакт может перерасти в социальный контакт. Социальный контакт - это определенная система, в которую входят: минимум Два лица, какая-нибудь ценность, являющаяся основой контакта, и какие-нибудь взаимодействия по поводу этой ценности. Он происходит, если два индивида встречаются и начинают взаимодействовать для того, чтобы достичь обмена ценностями, в качестве которых могут выступать как вежливые слова, так и какие-либо предметы или ситуация, имеющие особое значение для обоих. Простейший пример социального контакта - покупка газет. Сначала устанавливается пространственный контакт - вы выясняете есть ли интересующая вас газета, затем психический контакт - выясняете готовность продавца продать, Т.е. наблюдаете за его заинтересованностью вами как покупателем, и в конечном результате на основе всего этого происходит социальный контакт - вы покупаете газету.
В зависимости от частоты и продолжительности существования контакты могут быть временными (мимолетными, преходящими) и устойчивыми (прочными).
В зависимости от того, кто заинтересован в контакте, контакты могут быть также формальными и неформальными. Формальные - если заинтересованность, которая привела к контакту, основана на потребностях коллектива, если она возникла в процессе реализации институци-онализированных интересов, а неформальные - основана на индивидуальных потребностях лица.
В зависимости от того, что лежит в основе заинтересованности, различают личностные и предметные контакты. Личностные выражают заинтересованность личностными чертами или положением партнера, а предметные - заинтересованность каким-то предметом, который имеется у партнера.
В зависимости от характера общения личностей, между которыми возникла социальная связь, социальные контакты могут быть непосредственными (прямыми) и опосредованными. Непосредственные - это контакты, устанавливаемые визуально, а опосредованные - через различные средства коммуникации (письмо, радио, телевидение и др.).
Перечисленные контакты могут складываться в различные комбинации, например, непосредственные предметные устойчивые контакты - это покупка каждое утро газеты у одного и того же продавца.
Необходимо подчеркнуть, что личностные контакты являются важным фактором общественной жизни. Если непосредственные постоянные личные контакты отсутствуют, то это ведет к изоляции от общества и одиночеству. Одиночество, ограничение социальных контактов только предметными лежат в основе многих отрицательных явлений современного общества и приводят к серьезным нарушениям психики личности.
Интересы, достигая поставленные цели, решая возникающие задачи, вступают в зависимость друг от друга.
Зависимость может быть простой, сложной или опосредованной. К числу последних нужно отнести зависимость нашей индивидуальной жизни от уровня развития общества, результативности экономической системы, эффективности политической организации общества, состояния нравов. Зависимость, реализованная через социальное действие, как действие осознанно осуществляемое с ориентацией на других, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера, образует социальную связь .
Социальная связь , в каких бы формах она ни выступала, имеет сложную структуру .
Основными ее элементами являются:
- субъекты связи (их может быть двое или тысячи людей);
- предмет связи (т. е. по поводу чего осуществляется связь);
- что особенно важно, механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами (назовем это пока правилами игры . Причем, первые два элемента характерны и для социальной зависимости.
Все эти элементы тесно связаны, скоординированы друг с другом. Изменение (увеличение или резкое уменьшение) числа участников связи может сказаться на характере регламентации. Хозяйственные связи между соседями вполне могут регулироваться на основе моральных принципов добрососедства, симпатии (антипатии), прямого товарного обмена. Хозяйственные связи между соседними заводами, скорее всего, будут носить опосредованный характер, где главным регулятором выступят деньги, хозяйственные законы и т. д.
Важно учитывать и предмет связи, то есть по поводу чего она осуществляется.
Есть еще одно важное обстоятельство, оказывающее влияние на характер взаимосвязи: имеет ли связь формальный или неформальный характер. Неформальная связь ученых, как правило, не признает субординации. Здесь важнее научные достижения ученого, аргументированность его позиции, глубина его мысли. Формальная связь , т. е. связь, устанавливаемая в рамках научных учреждений, кафедр, иная.
Особое значение имеет разведение непосредственных и опосредованных связей. В ходе непосредственных связей контакты устанавливаются чаще всего визуально, на межличностном уровне. По мере развития социального организма сеть социальных связей и зависимостей резко усложняется, все большее значение в жизни индивида играют опосредованные связи. При этом зависимость и связь между людьми не исчезает , но увеличивается число посредников, число ступеней, узлов, через которые она должна пройти, предположим, между президентом России и студентами какого-либо вуза.
Анализируя социальную связь, мы выяснили, что во многом решающее значение в ее осуществлении играет регуляция взаимоотношений субъектов . Без нее, если субъекты так и не смогли договориться о взаимоприемлемых условиях, связь не устанавливается. Именно на регуляции сказывается специфика того, по поводу чего связь устанавливается, каков характер связи и т. д.
Что же представляет собой регулятивный механизм социальных связей ? Это своеобразные правила игры . А по существу — система критериев, стандартов , на основе которых субъект оценивает для себя эффективность связи , а также система контроля за тем, чтобы эти критерии, правила игры соблюдались .
Наличие единого критерия , совпадения ценностей представляют собой основу любых социальных связей и взаимодействия . Но если согласование, подборка единого критерия в непосредственном контакте , общении происходит на уровне удовлетворения личных потребностей и интересов, то на макроуровне это возможно лишь на основе выработки единых критериев, стандартов поведения людей по отношению друг к другу. Они объединяют людей, делают возможным взаимодействие.
Речь идет о своеобразном языке, который был бы понятен всем участникам данной системы социальных связей. Т.Парсонс назвал символическими посредниками подобные эквиваленты, критерии, которые понятны всем и все готовы ими пользоваться. К их числу он отнес прежде всего систему ценностей , деньги, власть (закон) , которые предоставляют возможность регулировать социальные связи независимо от их сложности и опосредования на основе социокультурных, экономических и политических критериев.
Ценности вооружают нас моральными критериями: что такое добро, что такое зло. За что тебя могут помиловать, а за что наказать; в чем ты скорее всего найдешь поддержку у любого человека, а в чем нет. Единая система нравственных ценностей скрепляет общество , делает возможным устойчивое взаимодействие дома и на работе, на отдыхе и политическом митинге и т. д. с любым человеком, с которым сведет тебя судьба.
Общество через нормы, ценности как бы «объявляет» определенный набор социальных характеристик, которыми должен обладать любой участник общественной жизни, независимо от его индивидуальных особенностей и т. д.
Важно отметить, что система ценностей, возникшая для регулирования отношений в обществе в целом, на макроуровне утверждает свой приоритет, во многом подчиняет себе социальные механизмы регуляции межличностных отношений. Из последних в существенной степени вытесняются конкретность, адресность, индивидуализированность принципов взаимоотношений, а все глубже внедряются принятые обществом нормы, правила, ценности и др.
Благодаря деньгам (и рынку) вклад любого члена данного общества может быть оценен любым другим. Не прибегая к прямому контакту, товарообмену, каждый из нас благодаря деньгам (конечно, если они надежно функционируют) легко может включиться в любую экономическую сделку на любом конце этой страны.
Именно ценности, деньги, власть в своем единстве во многом выделяют данное общество из других , обособляют его как особую систему социальных связей, регулируемую нравственными, экономическими и политическими критериями. В этой системе связей я говорю на понятном для меня и других языке нравов. Здесь получаю вознаграждение в соответствии с тем, каков мой трудовой вклад в дела всего сообщества. Здесь я обязуюсь выполнять указания власти и надеюсь получать от нее защиту.
Люди находятся в поиске той меры, той формы организации социальных взаимоотношений, при которой затраты, издержки были бы минимизированы и не превышали бы положительный эффект.
Начальный виток анализа социальной регуляции подводит нас к первому выводу: социальная связь устанавливается , осуществляется регулярно лишь в том случае, если она соответствует личностной целесообразности , а плата не превышает вознаграждения.
Равновесие — это признак отрегулированности отношений между субъектами связи, но достигается оно не автоматически, нередко через конфликты. Каковы же условия его достижения?
Во-первых, связь должна быть взаимно эффективной и для деятеля, и для партнеров. В этом залог ее устойчивости, регулярности.
Во-вторых, для всех участников социальной связи (системы связей) должен быть применен единый критерий платы и вознаграждения. Без этого единства критериев (ценностей, норм) невозможна социальная связь. Если два завода не договорятся о приемлемой для обеих сторон цене, взаимодействие не будет налажено.
Для установления и поддержания прочной, эффективной социальной связи требуется определенная деятельность, обеспечивающая взаимодействие.
Регуляция социальных связей
Сущность социальной связи составляет механизм регуляции. Он образуется как из субъективных факторов ( , ментальности, мотивов людей), так и из социального контроля общества (мнений, права, власти и т. д.). Исключать из социальной связи самих людей, как это иногда делают в социологических работах, нельзя.
Механизм регуляции социальной связи имеет генетическое и социальное происхождение. Генетически человек обладает задатками языка, сознания (познания, памяти, воли), деятельности. Но его потребности, ценности, нормы — результат социализации. Фукуяма пишет: «..утверждение, что люди по своей природе социальные животные, не означает их врожденного миролюбия, готовности к взаимодействию, честности, поскольку нет сомнений, что они часто жестоки, агрессивны, лживы. Скорее, это значит, что у них есть специальные возможности для обнаружения отступников и мошенников и умение соответствующим образом с ними обходится, равно как и склонность к общению с нацеленными на сотрудничество и следующими моральным правилам. В результате люди приходят к нормам сотрудничества гораздо легче, чем это предсказывали более индивидуалистические гипотезы относительно человеческой природы».
Регулятором социальных связей выступает прежде всего язык, который выражает субъективный мир потребностей, ценностей, норм. Он типизирует человеческий опыт; элементы индивидуально и исторического опыта в форме языка приобретают субъективную и объективную реальность; язык налагает на человеческий опыт (знания и умения) систему ограничений, в результате возникают противоречия, становящиеся причиной развития языка; язык связывает различные зоны повседневности в единое целое на основе классификации этих зон; он обеспечивает аккумуляцию, хранение, передачу, селективность социально-значимой информации (знаний и умений), в результате чего создается их запас (память).
Большую роль в регуляции социальной связи играет вознаграждение. Чаще всего им являются деньги, выступающие эквивалентом человеческих усилий. В советском обществе вознаграждением было и общественное признание: почетные грамоты, награды и т. п. В социальной связи статус человека, его роли тоже есть вознаграждение, за него нужно платить действиями, на которые рассчитывают другие. Статусы в социальных связях не просто фиксируют права и обязанности человека, но и уравновешивают их. То, что должны мне, уравновешивается моей ответственностью перед другими.
Вступая в социальную связь, человек стремится удовлетворить свои потребности, увеличить вознаграждение и уменьшить затраты. Взаимно вознаграждаемое имеет тенденцию к регулярности, и наоборот. Социальная связь продолжается до тех пор, пока вознаграждение перевешивает затраты. Социальная среда в виде сети социальных связей признается человеком рациональной, если издержки, которые он несет на ее поддержание, дают достаточное вознаграждение. Люди постоянно находятся в поиске меры затрат и вознаграждений. Налицо различные критерии оценки необходимости социальной связи: то, что для одного дешево, для другого может быть дорого. Это особенно очевидно в политических интригах, военных действиях и т. п. В результате возникает поиск компромисса, устраивающего всех. Он обеспечивает равновесие социальных связей — признак урегулирован- ности отношений между субъектами связи.
Условием устойчивости социальной связи является механизм социального контроля , включающий в себя моральные, политические, правовые и т. п. регуляторы. Он позволяет устранять элементы несогласованности социальной связи, которые ей сопутствуют. В частности, социальная связь может выходить за пределы ценностных и нормативных стандартов вследствие слабости людей (пьянство, болезнь, лень, корысть и т. п.). Механизм предупреждения, смягчения и борьбы с девиантными действиями — важнейшее условие устойчивости и нормального функционирования социальной связи.
Моральные регуляторы (ценности и нормы) позволяют различать добро и зло, справедливость и несправедливость. Они различны у разных социальных классов общества: аристократов и простолюдинов, богатых и бедных, бюрократов и граждан. Только общая система нравственных регуляторов скрепляет общество, делает возможной устойчивые социальные связи. Моральные регуляторы действуют через совесть индивидов и общественное мнение.
Важным регулятором социальной связи являются экономические блага : деньги, кредит, богатство и т. п. Благодаря экономическим благам и рынку можно относительно объективно оценить вклад любого члена данной социальной связи. Каждый из нас благодаря деньгам (конечно, если они надежно функционируют) легко может, не прибегая к прямому контакту и товарообмену, включиться в любую социально-экономическую связь.
Власть (политическая ценность и норма) и право (правовая ценность и норма) превращают людей в соучастников управления обществом, его системами, институтами, а политические и правовые связи людей стабилизируют все социальные связи в обществе, делают каждого члена общества равным с другими по поводу обязательств перед обществом.
Достичь полной гармонии в действиях всех регуляторов социальной связи очень трудно. Обнаруживается несогласованность механизмов социальной регуляции на микро- и макроуровне, а также механизмов моральных, экономических, политических, научных, художественных. Чем шире, иерархичнее и согласованнее система социальных регуляторов, тем сплоченнее общество. В противном случае наступает его дезинтеграция, как это случилось в постсоветской России. Ориентация на свободных людей после многовекового господства авторитаризма в России привела к анархии, распаду прежних социальных связей и медленному складыванию новых вместе с новыми механизмами социальной регуляции.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- важнейшим условием социальной связи является мотивационный механизм — механизм субъективной регуляции (исходя из потребностей, ценностей, норм, убеждений), определяющий социальную связь людей;
- социальная связь должна быть взаимно эффективной для партнеров;
- для всех участников социальной связи необходимо применять единый критерий платы и вознаграждения;
- равновесие в социальных связях достигается не автоматически, а через конфликты, разрешение которых знаменует установление нового равновесия, но уже по новому согласованному критерию.
Ценности и нормы (моральные, экономические, политические, религиозные и т. и.) выделяют данное общество из других. В этом отношении было принципиально различие между советским (СССР) и западным (США) типами обществ. Американские ценности — федеральное государство, разделение законодательной и исполнительной власти, независимое правосудие, отделение церкви от государства, право собственности, гражданские права личности, свобода собраний, СМИ и т. п. Многие из них до сих пор не стали ценностями в России.
В демократических и тоталитарных обществах механизм регуляции социальных связей различен. В обществах определяющим механизмом регуляции являются демократическое государство и право — поэтому, в частности, там и возникла социология. В (советское, нацистское, фашистское) обществах ведущим регулятором социальных связей становится административно-командное насилие. В таких обществах социология оказалась ненужной: там, где правит бал прямое насилие, там нет места мотивационным механизмам.
Каждый тип общества характеризуется устойчивой системой социальных связей. В тоталитарных обществах такая устойчивость достигается за счет низкого уровня жизни населения, социального равенства, гарантии работы, идеологической обработки, административно-командного насилия, согласующего действия людей. В демократических обществах ее обеспечивают за счет свободы предпринимательства, растущего уровня жизни, конкуренции действий, свободы мнений, административно-правового регулирования и т. п.
Элементарные формы социальных связей
Функционирование социальной системы осуществляется благодаря определенной связи между ее элементами. В качестве таковой выступают социальные связи.Социальные связи - это «совокупность осознанных или неосознанных, необходимых и случайных, устойчивых и спонтанных зависимостей одних социальных субъектов и объектов от других, их воздействия друг на друга» , это комплекс факторов, обеспечивающих совместную деятельность индивидов в социальных общностях, объединяя их в функциональное целое, способное к устойчивости я развитию. Как указывает Я.Щепаньский, социальная связь это не просто совокупность разного рода отношений и зависимостей, она представляет собой «организованную систему отношений, институтов и средств социального контроля, объединяющих индивидов, подгруппы и другие составные элементы в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию» . Установление социальной связи не зависит от личных характеристик индивида, оно объективно. Их установление обусловлено социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды, а сущность данных связей проявляется в содержании и характере действий людей.
Разные виды контактов (пространственный, психический, социальный), социальное действие, социальные взаимодействия, социальные отношения, социальный контроль, социальные организации и социальные институты - выступают, с одной стороны, как компоненты социальной связи, а с другой стороны, с некоторой долей условности, как этапы ее формирования. Вслед за Я.Щепаньским проанализируем существующие социальные связи и рассмотрим, что же происходит между индивидами, людьми, как возникают между ними связи и зависимости, соединяющие их в устойчивые объединения. Описание связей будет дано в «препарированном» виде, Т.е. поочередно рассмотрим отдельные элементы социальной связи, которые в реальной жизни выступают в единой системе.
Контакты
Различают следующие виды контактов:пространственный, психический и социальный контакт.
Пространственный контакт. Любые отношения между людьми начинаются с какого-либо соприкосновения в пространстве, Т.е. происходит взаимное наблюдение индивидов, в результате чего выясняется, обладает ли один из них теми чертами и свойствами, которые могут заинтересовать другого. Пространственный контакт бывает непосредственный и опосредованный. Непосредственный - когда наблюдение и встреча двух индивидов осуществляется непосредственно, а опосредованный, когда, например, рабочий ищет себе работу и, читая объявления, выясняет, подходит ли ему предлагаемая работа или нет.
Итак, первым условием и элементом возникновения социальной связи является непосредственный или опосредованный контакт в пространстве и времени, благодаря которому происходит взаимное наблюдение имеющихся у индивидов черт. Конечно, не все пространственные контакты приводят к социальной связи. Каждый день мы встречаемся в метро, автобусе, на улицах, в магазинах с большим количеством людей, с которыми нас ничто не будет связывать в будущем, но в то же время данные контакты, позволяющие наблюдать, какими чертами обладает другой индивид, делают возможным появление следующих этапов контакта.
Психический контакт. Первым элементом психического контакта является заинтересованность. Эта заинтересованность возникает на основе уже существующих потребностей наблюдающего. То есть после того, как индивид уяснил, что какие-то черты другого индивида могут каким-либо способом удовлетворить его потребности (биологические, экономические, культурные и т.д.).
Заинтересованность может быть взаимной и односторонней. Например, молодой человек увидел в метро такую девушку, которая отвечает всем его потребностям и которую он давно искал и с которой хотел бы связать свою жизнь. Девушка, в свою очередь, осознает заинтересованность, какую она пробудила у юноши, и взаимно оценивает его на предмет обладания им соответствующих ее потребностям черт. Такая взаимная заинтересованность ведет к элементарному психическому контакту.
Сам по себе психический контакт не создает еще никакой связи, он является лишь условием и обязательным элементом для появления устойчивой связи, отношений между людьми.
Социальный контакт. Психический контакт может перерасти в социальный контакт. Социальныйконтакт - это определенная система, в которую входят: минимум Два лица, какая-нибудь ценность, являющаяся основой контакта, и какие-нибудь взаимодействия по поводу этой ценности.
Он происходит, если два индивида встречаются и начинают взаимодействовать для того, чтобы достичь обмена ценностями, в качестве которых могут выступать как вежливые слова, так и какие-либо предметы или ситуация, имеющие особое значение для обоих.
Простейший пример социального контакта - покупка газет. Сначала устанавливается пространственный контакт - вы выясняете есть ли интересующая вас газета, затем психический контакт - выясняете готовность продавца продать, Т.е. наблюдаете за его заинтересованностью вами как покупателем, и в конечном результате на основе всего этого происходит социальный контакт - вы покупаете газету.
В зависимости от частоты и продолжительности существования контакты могут быть временными (мимолетными, преходящими) и устойчивыми (прочными).
В зависимости от того, кто заинтересован в контакте, контакты могут быть также формальными и неформальными. Формальные - если заинтересованность, которая привела к контакту, основана на потребностях коллектива, если она возникла в процессе реализации институци-онализированных интересов, анеформальные - основана на индивидуальных потребностях лица.
В зависимости от того, что лежит в основе заинтересованности, различают личностные и предметные контакты.Личностные выражают заинтересованность личностными чертами или положением партнера, апредметные - заинтересованность каким-то предметом, который имеется у партнера.
В зависимости от характера общения личностей, между которыми возникла социальная связь, социальные контакты могут быть непосредственными (прямыми) и опосредованными.Непосредственные - это контакты, устанавливаемые визуально, аопосредованные - через различные средства коммуникации (письмо, радио, телевидение и др.).
Перечисленные контакты могут складываться в различные комбинации, например, непосредственные предметные устойчивые контакты - это покупка каждое утро газеты у одного и того же продавца.
Необходимо подчеркнуть, что личностные контакты являются важным фактором общественной жизни. Если непосредственные постоянные личные контакты отсутствуют, то это ведет к изоляции от общества и одиночеству. Одиночество, ограничение социальных контактов только предметными лежат в основе многих отрицательных явлений современного общества и приводят к серьезным нарушениям психики личности.
Социальные действия
Социальные действия - это определенная система поступков, средств и методов, используя которые, индивид или социальная группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнение других индивидов или групп. Основой социального действия выступают контакты, без них не может зародиться желание вызвать определенные реакции индивида или группы, изменить их поведение.
Итак, социальные действия - это такие действия, цель которых вызвать изменение поведения, взглядов и стремлений индивидов или общностей. Уже М.Вебер подчеркивал, что не все действия людей представляют собой социальные действия, так как достижение далеко не всякой цели предполагает ориентацию на других людей. По этому поводу в своей работе «Основные социологические понятия» он писал: «Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем или мерами защиты от грядущей опасности в будущем. «Другие» могут быть отдельными лицами, знакомыми или неопределенным множеством совершенно незнакомых людей» . Таким образом, по М.Веберу, социальное действие представляет собой синтез двух необходимых моментов: а) субъективная мотивация действия индивида или группы; 6) ориентация на поведение (прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем) других.
Любое социальное действие представляет из себя систему, в которой можно выделить следующие элементы:
Субъект действия, воздействующий индивид или общность людей;
Объект действия, индивид или общность, на которых направлено действие;
Средства (орудия действия) и методы действия, с помощью которых осуществляется необходимое изменение;
Результат действия - ответная реакция индивида или общности, на которых было направлено действие.
Следует различать два следующих понятия: «поведение» и «действие». Если поведение - это ответная реакция организма на внутренние или внешние раздражители (оно может быть рефлекторным, неосознанным или намеренным, осознанным), то действие - это только некоторые виды поведения. Социальные действия - это всегда преднамеренные комплексы поступков, связанные с выбором средств и направленные на достижение определенной цели - изменение поведения, установок или мнений других индивидов или групп. При этом социальные действия направлены на такое изменение чужого поведения и установок, которое удовлетворяло бы определенные потребности и интересы воздействующих. Поэтому конечный успех во многом зависит от правильности выбора средств и метода действия.
Социальное действие, по мнению М.Вебера, занимает центральное место в содержании социологии как науки. Он пишет: «Социология (в том смысле этого весьма многозначного слова, который здесь имеется в виду) есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие» . М.Вебер, в зависимости от степени участия сознательных, рациональных элементов в социальном действии, выделял целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное действие [см.: 29. 0.628]. Для целерационального действия характерно ясное понимание воздействующим того, что он хочет добиться и какие средства для этого наиболее эффективны. При этом им заранее анализируются все возможные положительные и отрицательные, ответные реакции со стороны объекта воздействия, находится разумное сочетание личной цели и социальной. «Целерационально действует тот индивид, - отмечает М.Вебер, - чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий, кто рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам.., то есть действует, во всяком случае, не аффективно (прежде всего не эмоционально) и не традиционно» , Т.е. не на основе той или иной традиции, привычки. Наиболее массовыми в реальной жизни являютсяценностно- рациональные действия. В отличие от целерациональных действий, в основе которых лежит рационально понятая цель, в ценностно-рациональных действиях Бездействующий строго ориентирован на выполнение своих убеждений о долге, достоинстве или красоте (например, долг перед родителями, перед Отечеством и т.д). Такие действия, как считает М.Вебер, подчинены «заповедям» или «требованиям», повиновение которым - долг каждого человека. В данном случае воздействующий строго придерживается и полностью полагается на принятые в обществе ценности и нормы, порой даже в ущерб своим личным целям. Традиционное действие - это традиционно привычное действие, совершаемое, как правило, без осмысления. Данное действие осуществляется на основе глубоко усвоенных индивидами социальных образцов поведения и норм, которые уже давно перешли в разряд привычных и традиционных.Аффективное действие - это действие, совершенное в состоянии аффекта, относительно кратковременного, но интенсивно бурного эмоционального состояния, возникшего в ответ на сильный раздражитель (например, во время гнева, ужаса). В основе его лежат чувства индивида, и для него характерно стремление к немедленному удовлетворению жажды мести, страсти или влечения. Два последних вида действия происходят на границе, а чаще всего за пределами осознанного или осмысленного, Т.е. для них характерна низкая степень участия сознательных, рациональных элементов. Поэтому, по мнению М.Вебера, они не являются социальными в строгом смысле слова.
В зависимости от содержания действия подразделяют на репродуктивные действия, социальное отрицание и социальное творчество [см.: 244. С.24-25].Репродуктивные действия - действия, главная цель которых заключается в сохранении и поддержании нормального функционирования конкретного социального института (социальный контроль, следование традиции, укрепление трудовой дисциплины и т.д.).Социальное отрицание - действия, направленные на упразднение каких-то элементов общественной жизни (критика существующих недостатков, преодоление различных форм девиантного поведения и т.д.).Социальное творчество - действия, направленные на созидание новых форм социальных отношений и развитие общественного сознания (изобретательская и рационализаторская деятельность, совершенствование нравственно-психологического климата в трудовых коллективах и т.д.).
В зависимости от способа достижения желаемого все действия, направленные на изменение поведения людей, также можно разделить на два вида: негативное принуждение и позитивное убеждение.Негативное принуждение чаще всего проявляется в виде приказов и запрещений нежелательного поведения.Позитивное убеждение основывается на действии таких средств, которые вызывают желательное поведение индивида или группы без применения угроз и репрессий.
Существуют и другие способы классификации социальных действий. Так, Ф.Знанецкий [см.: 312. С.96-97] все типы социальных действий делит на две группы: приспособления и оппозиции. К первой группе он относит все действия, которые приводят к желаемому поведению индивида или группы без использования угроз, направленных на ценности или возможности индивида. Ко второй группе - все действия, которые сопровождаются угрозами и репрессиями. Существуют и такие группы поведения. которые свойственны обеим группам, немногочисленны. В первом случае изменения чужого поведения добиваются с помощью просьбы, приглашения, подражания целенаправленным воспитанием, а также подчинением (иногда даже намеренным) в процессе выполнения действия. Это общие типы действия, используемые во всех обществах для достижения желаемого изменения поведения без применения угроз и репрессий по отношению к индивиду или объекту действия.
Для изменения чужого поведения и установок при помощи угроз свойственны и другие типы поведения. К ним Ф.Знанецкий причисляет, во-первых, противопоставление себя другим; во-вторых, репрессии и бунт как естественные реакции на всякое насилие, агрессию, приобретающую разные виды; в-третьих, враждебность, проявляющуюся в разных формах: от нежелания сотрудничать до сопротивления. Средним между аккомодацией и оппозицией выступает, по его мнению, эгоистический компромисс [см.: 312. С.97].
Изучение социальных действий - очень важная задача, стоящая перед социологами, так как благодаря им осуществляется функционирование индивидов и групп и функционирование социальной связи. Большой вклад в исследование проблем социального действия внесли такие крупные социологи, как Э.Дюркгейм, Т.Парсонс («Структура социального действия», «К общей теории действия») и др.
Социальное действие необходимо отличать от социального взаимодействия. При этом следует также помнить, что не все социальные действия в конечном итоге приводят к социальному взаимодействию.
Социальное взаимодействие
Социальное взаимодействие - это систематически устойчивое выполнение каких-то действий, которые направлены на партнера для того, чтобы вызвать определенную (ожидаемую) ответную реакцию с его стороны, которая, в свою очередь, вызывает новую реакцию воздействующего.
Схематично это можно представить следующим образом: А воздействует на Б, чтобы вызвать какую-то реакцию, которая, в свою очередь, вызывает определенное ответное действие А. Таким образом, взаимодействие - это система действий по крайней мере двух индивидов либо двух групп, или индивида и группы (обмен действиями), а социальное действие, в отличие от него, это действие одного индивида или группы, цель которых изменить только поведение, взгляды другого индивида или группы.
Социальное взаимодействие имеет две стороны: объективную и субъективную.Объективная сторона - это хотя и связи, независимые от людей, но которые все же обусловливают и контролируют содержание и характер взаимодействия между этими людьми.Субъективная сторона социального взаимодействия - это уже сознательное отношение индивидов друг к другу, и оно основано на взаимном ожидании соответствующего поведения.
Таким образом, социальное взаимодействие состоит из следующих элементов:
Индивид или социальные группы, совершающие определенные действия;
Изменения, произошедшие в социальной общности или обществе в целом в результате этих действий;
Влияние перемен на других индивидов данной социальной общности или общества; - обратная реакция этих индивидов. Социальные взаимодействия, как и контакты, бывают непосредственные и опосредованные. Также выделяются взаимодействия, возникшие в результате субъективных намерений А действовать именно на Б, и взаимодействия, возникшие в результате совместного участия в сложных системах (экономических, политических), в данном случае А не имеет никаких непосредственных намерений относительно Б, но, так как их связывает сеть объективных зависимостей, то каждое действие А будет вызывать реакцию Б и т.д., хотя они могут и не осознавать того, что между ними происходит взаимодействие. Например, министр обороны объявляет начало военных действий в каком- либо регионе, он воздействует на всех своих солдат, а также и на тех, об индивидуальном существовании которых он даже не знает.
При рассмотрении понятия «взаимодействие» необходимо также остановиться на рассмотрении взаимодействий, возникающих на основе определенной системы зависимостей, которые существуют между индивидами вне зависимости от того, осознают ли индивиды их наличие или нет. Подробное изучение такого рода взаимодействий дает возможность исследовать структуры и процессы, возникающие в результате действия индивидов.
Социальная зависимость, возникающая между людьми, может быть структурно-функциональной и интенциональной [см.: 312. С.102].
Структурно-функциональная зависимость возникает в том случае, если А и Б действуют в рамках одной и той же структуры, в этом случае зависимость А от Б проявляется в том, что А, начиная действовать, должен считаться с существованием Б, Т.е. само существованиеБ, его права
и обязанности ставят определенные рамки начинаниям А.
Интенциональная зависимость - когда Б не только имеет какие-то непосредственные намерения по отношению к А, но и располагает, и это является обязательным условием, возможностями реализовать эти намерения, Т.е. зависимость А от Б возникает потому, что Б имеет возможность непосредственно навязать А определенный способ поведения.
Чеслав Знамеровский в связи с этим приводит следующее определение социальной зависимости: «Б зависит от А, когда А имеет возможность совершить какой-либо поступок, который создает положение вещей, затрагивающее Б, причем какое-то положение вещей, касающееся одного Б, состояние ли это тела или души этого Б» . То есть Б зависит от А с точки зрения какого-то предмета, ценности, которые имеют большую важность для Б, но зависят от А.
Данное определение охватывает и структурно-функциональные зависимости, зависимости, включенные в экономические и политические системы, и интенциональные (преднамеренные) зависимости, которые вытекают из существующих моральных или установленными обычаями норм, регулирующих социальные отношения.
Рассмотрение зависимости очень важно для социологии, так как ее анализ позволяет определить основу установления законов. На основе социальных взаимодействий между субъектами зарождаются социальные отношения, то есть устанавливаются относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.
Социальные отношения
Социальные отношения - это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения - это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). Необходимо отметить, что не тождественны и понятия социальная зависимость и социальные отношения. Зависимость является только элементом социальных отношений, она полностью не раскрывает их сущность. Социальные отношения - это сложная система, которая состоит не только из системы зависимостей, возникающей между партнерами по поводу связующего звена и их характера зависимостей.
В разных науках и разговорном языке данное понятие употребляется в разных значениях. Например, неравное отношение сил, в данном случае «отношение» употребляется как равнозначное «соотношение». Или подчеркивается, что А находится в определенных отношениях к Б, если положение А в обществе зависит от Б. Более сложным будет очень часто употребляемое выражение «производственные отношения». В данном случае отмечается сложная объективная и независимая от индивида система зависимостей, в которую он попадает в процессе основанного на разделении труда производства.
Из всего многообразия употреблений понятия отношений выделяют два следующих наиболее важных его значения [см.: 312. С.100]. В первом случае под ним подразумевается определенное состояние или положение А и Б, Т.е. такое состояние взаимной зависимости, к возникновению которого они сознательно не стремились и не имели никаких субъективных намерений по этому поводу. Например, производственные отношения. Во втором случае - это сознательное и субъективно направленное действие А относительно Б, которое основано на осознании субъективно определенной зависимости одного от другого. Пример - отношения дружбы.
Социальные отношения могут возникать и между людьми, которые контактируют только опосредованно, даже не зная о существовании друг друга, в данном случае взаимодействия между ними будут осуществляться не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения, а за счет институциональных учреждений более широких общностей.
Поэтому под социальными отношениями мы может подразумевать широкий круг социальных систем. Это может быть и дружба двух девочек, и отношения между учителем и учеником, и договор о труде между рабочим и работодателем, и сотрудничество между двумя предприятиями, и союз двух государств и т.д. В данной системе можно выделить следующие элементы: - субъекты связи - два индивида, или две социальные группы, либо индивид и социальная группа;
Связующее их звено, которым может быть какой-нибудь предмет, интерес, общая ценность, создающие основу отношения;
Определенная система обязанностей и долженствований или установленных функций, которые обязательно должны выполнять партнеры по отношению друг к другу.
Благодаря отношениям люди объединяются в различные совокупности. Произвольные же действия и взаимодействия не смогут привести к появлению внутренней организации социальных групп. В связи с этим изучение социальных действий и взаимодействий хотя и является необходимым, но оно только подготавливает исследователя к изучению интересующих его социальных отношений, и наиболее важное значение приобретает изучение сущностей социальных отношений.
Социальные отношения функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.
Социальный контроль
Социальный контроль, что же он из себя представляет? Как относится социальный контроль к социальной связи? Для того чтобы это понять, зададим себе ряд вопросов. Почему при встрече знакомые кланяются и улыбаются друг другу, к праздникам посылают поздравительные открытки? Почему родители отправляют своих детей, достигнувших определенного возраста, в школу, а люди не ходят на работу босиком? Ряд подобных вопросов можно продолжать и дальше. Все их можно сформулировать следующим образом. Почему ежедневно люди одинаково выполняют свои функции, а некоторые функции даже переходят из поколения в поколение?
Благодаря данной повторяемости осуществляется непрерывность и стабильность развития общественной жизни. Она дает возможность заранее предвидеть реакции людей на ваше поведение, этим способствует взаимному приспособлению людей друг к другу, так как каждый уже знает, что он может ожидать от другого. Например, водитель, сидящий за рулем машины, знает, что встречные машины будут держаться правой стороны, а если кто-нибудь выедет ему навстречу и врежется в его машину, то за это можно требовать его наказания.
Каждая группа вырабатывает ряд способов убеждений, предписаний и запрещений, систему принуждения и давления (вплоть до физического), систему выражения, которые позволяют привести поведение индивидов и групп в соответствие с принятыми образцами деятельности. Эта система и называется системой социального контроля. Коротко это можно сформулировать так: социальный контроль - это механизм саморегуляции в социальных системах, который осуществляется благодаря нормативному (правовому, моральному и т.д.) регулированию поведения индивидов.
В связи с этим социальный контроль выполняет и соответствующие функции, с помощью его создаются необходимые условия для устойчивости социальной системы, он способствует сохранению социальной стабильности, а также, одновременно с этим, позитивным изменениям в социальной системе. Поэтому от социального контроля требуются большая гибкость и способность верно оценивать различные отклонения от социальных норм деятельности, имеющие место в обществе, чтобы наказывать соответствующим образом отклонения, приносящие вред обществу, а необходимые для его дальнейшего развития - поощрять.
Реализация социального контроля начинается в процессе социализации, в это время индивид начинает усваивать социальные нормы и ценности, соответствующие уровню развития общества, у него формируется самоконтроль, и он принимает различные социальные роли, которые накладывают на него необходимость выполнения ролевых требований и ожиданий.
Основные элементы системы социального контроля: привычка, обычай и система санкций.
Привычка - это устойчивый способ поведения в определенных ситуациях, в некоторых случаях принимающий для индивида характер потребности, который не встречает отрицательной реакции со стороны группы.
У каждого индивида могут быть свои привычки, например, рано вставать, делать утром зарядку, носить определенный фасон одежды и т.п. Существуют привычки, которые общеприняты для всей группы. Привычки могут складываться стихийно, быть продуктом целенаправленного воспитания. Со временем многие привычки перерастают в устойчивые черты характера индивида и выполняются автоматически. Также привычки появляются в результате приобретения навыков и устанавливаются традициями. Некоторые привычки есть не что иное, как пережитки старых обрядов и торжеств.
Обычно нарушение привычек не приводит к негативным санкциям. Если же поведение индивида соответствует принятым в группе привычкам, то оно встречает признание.
Обычай - стереотипная форма социальной регуляции поведения, воспринятая из прошлого, которая отвечает определенным моральным оценкам группы и нарушение которой ведет к негативным санкциям. Обычай непосредственно связан с определенным принуждением для признания ценностей или принуждением в определенной ситуации.
Часто понятие «обычай» употребляют как синоним понятий «традиция» и «ритуал». Под обычаем подразумевается неуклонное следование пришедшим из прошлого предписаниям, и обычай, в отличие от традиций, функционирует не во всех областях социальной жизни. Отличие обычая от ритуала заключается не только в том, что он символизирует определенные социальные отношения, но и выступает в качестве средства, применяемого для практического преобразования и использования различных объектов.
Например, обычай требует уважать почтенных людей, уступать место старым и беспомощным людям, относиться к людям, занимающим высокую должность в группе, согласно этикету и т.д. Таким образом, обычай - это система признанных группой ценностей, определенные ситуации, в которых эти ценности могут иметь место, и эталоны поведения, соответствующие этим ценностям. Неуважение обычаев, их невыполнение подрывают внутреннюю сплоченность группы, так как данные ценности имеют для группы определенную важность. Группа, используя принуждение, побуждает отдельных своих членов в определенных ситуациях соблюдать соответствующие ее ценностям эталоны поведения.
В докапиталистическом обществе обычай являлся основным социальным регулятором общественной жизни. Но обычай выполняет не только функции социального контроля, поддерживает и укрепляет внутригрупповую сплоченность, он помогает передавать социальный и
культурный опыт человечества от поколения к поколению, Т.е. выступает как средство социализации молодого поколения.
К обычаям относятся и религиозные обряды, и гражданские праздники, и производственные навыки и т.д. В настоящее время роль основного социального регулятора в современных обществах выполняют уже не обычаи, а социальные институты. Обычаи в «чистом» виде сохранились еще в сфере быта, морали, гражданской обрядности и в условных правилах различного рода - конвенциях (например, правила дорожного движения). В зависимости от системы общественных отношений, в которой они находятся, обычаи делятся на прогрессивные и реакционные, устаревшие. С устаревшими обычаями в развитых странах ведется борьба, утверждаются новые прогрессивные гражданские обряды и обычаи.
Социальные санкции. Санкции - это оперативные меры и средства, выработанные группой, необходимые для управления поведением ее членов, цель которых - обеспечить внутреннее единство и непрерывность общественной жизни, стимулируя для этого желательное поведение и наказывая нежелательное поведение членов группы.
Санкции могут быть негативными (наказание за нежелательные действия) и позитивными (поощрение за желательные, одобряемые обществом действия). Социальные санкции выступают важным элементом социального регулирования. Их смысл заключается в том, что они выступают в качестве внешнего стимула, побуждающего индивида к определенному поведению или определенному отношению к совершаемому действию.
Санкции бывают формальными и неформальными.Формальные санкции - это реакция формальных институтов на какое-то поведение или действие в соответствии с заранее оформленной (в законе, уставе, положении) процедурой.
Неформальные (диффузные) санкции - это уже спонтанная, эмоционально окрашенная реакция неформальных институтов, общественного мнения, группы друзей, сослуживцев, соседей, Т.е. непосредственного окружения на отклоняющееся от социальных ожиданий поведение.
Так как индивид в одно и то же время является членом разных групп и институтов, то одни и те же санкции могут подкреплять или ослаблять действие других.
По способу внутреннего давления выделяют следующие санкции:
- правовые санкции - это система наказаний и поощрений, разработанных и предусмотренных законом;
- этические санкции - это система порицаний, выговоров и побуждений, опирающихся на моральные принципы;
- сатирические санкции - это система всевозможных насмешек, издевок, применяемых по отношению к тем, кто ведет себя не так, как принято;
- религиозные санкции - это наказания или награды, установленные системой догматов и верований определенной религией, в зависимости от того, нарушает или соответствует поведение индивида предписаниям и запрещениям данной религии [см.: 312. С.115].
Моральные санкции реализуются непосредственно самой социальной группой через разные формы поведения и отношения к индивиду, а юридические, политические, экономические санкции - через деятельность различных социальных институтов, даже специально созданных для этой цели (судебно-следственные и др.).
В цивилизованных обществах наиболее часто встречаются следующие виды санкций:
Негативные неформальные санкции - это может быть выражение неудовольствия, огорчения на лице, прекращение дружеских отношений, отказ подать руку, различные сплетни и т.п. Перечисленные санкции имеют значение, так как после них уже следуют важные общественные последствия (лишение уважения, определенных выгод и т.д.).
Негативные формальные санкции - это всевозможные наказания, которые предусмотрены законом (штрафы, аресты, заключения, конфискация имущества, смертный приговор и т.п.). Эти наказания выступают в качестве угрозы, устрашения и, одновременно с этим, предупреждают, что ожидает индивида за совершение антиобщественных поступков.
Неформальные позитивные санкции - это реакция непосредственного окружения на позитивное поведение; которое соответствует эталонам поведения и системам ценностей группы, выражаемое в виде поощрения и признания (выражение почтения, похвалы и лестные отзывы
в устной беседе и в печати, доброжелательные сплетни и т.п.).
Формальные позитивные санкции - это реакция формальных институтов, осуществляемая специально выбранными для этого людьми, на позитивное поведение (публичное одобрение со стороны властей, награждение орденами и медалями, денежная награда, воздвижение памятников и т.п.).
В XX в. возрос интерес исследователей к изучению ненамеренных или скрытых (латентных) последствий применения социальных санкций. Это связано с тем, что ужесточение наказания может привести к противоположным результатам, так, например, боязнь риска может привести к снижению активности индивида и распространению конформизма, а страх быть наказанным за сравнительно мелкий проступок может подтолкнуть человека совершить более серьезное преступление, надеясь избежать разоблачения. Эффективность тех или иных социальных санкций должна определяться конкретно-исторически, в связи с определенным общественно-экономическим строем, местом, временем и ситуацией. Изучение социальных санкций необходимо для выявления последствий и для применения как для общества, так и для личности.
Каждая группа вырабатывает определенную систему надзора.
Надзор - это система формальных и неформальных способов обнаружения нежелательных поступков и поведения. Также надзор - это одна из форм деятельности различных государственных органов по обеспечению законности.
Например, в нашей стране в настоящее время выделяют прокурорский надзор и судебный надзор. Под прокурорским надзором подразумевается надзор прокуратуры за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и другими общественными организациями, должностными лицами и гражданами. А судебный надзор - это процессуальная деятельность судов по проверке обоснованности и законности вынесенных приговоров, решений, определений и постановлений судов.
В 1882 г. в России был законодательно учрежден полицейский надзор. Это была административная мера, используемая в борьбе с освободительным движением с начала XIX в. Полицейский надзор мог быть гласным и негласным, временным и пожизненным. Например, поднадзорный не имел права менять место жительства, состоять на государственной и общественной службе и т.д.
Но надзор это не только система институтов милиции, следственных органов и т.п., к нему относится также и повседневное наблюдение за поступками индивида со стороны окружающей его социальной среды. Таким образом, неформальная система надзора - это постоянная оценка поведения, осуществляемая одними членами группы за другими, причем взаимная оценка, с которой индивид должен считаться в своем поведении. Неформальный надзор играет большую роль в регулировании повседневного поведения в ежедневных контактах, в выполнении профессиональной работы и т.п.
Система контроля, основанная на системе различных институтов, способствует тому, чтобы социальные контакты, взаимодействия и отношения совершались в установленных группой рамках. Данные рамки не всегда слишком жестки и допускают индивидуальную «интерпретацию».
Социальные отношения являются основным элементом социальной связи, который способствует сохранению устойчивости и внутреннему единству групп. Отношения имеют место до тех пор, пока партнеры выполняют свои взаимные обязанности. Поэтому для группы как целого важно, все ли индивиды выполняют свои обязанности, как они их выполняют и устойчивы ли они. Для того чтобы гарантировать устойчивость социальных отношений, от чего зависит существование группы или общества как целого, создана своеобразная система учреждений, которые контролируют поведение членов групп и общества. Особенно важная роль в этих системах «социального контроля» принадлежит социальным институтам. Благодаря социальным институтам закрепляются и воспроизводятся особо важные для общества социальные отношения. Социальные институты так же, как и социальные организации, о которых речь пойдет чуть дальше, выступают важной формой социального взаимодействия и одним из основных элементов социальной культуры общества.
Как уже отмечалось выше, взаимодействия как тип социальных связей могут выступать в различных формах. Но особая роль отводится взаимодействиям, которые обеспечивают удовлетворение наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей. В современном обществе каждому человеку, чтобы удовлетворить свои жизненные потребности, приходится входить в многочисленные контакты и социальные отношения, создавать средства для удовлетворения потребностей, выполняя какую-нибудь работу для получения этих средств, в ходе чего воздействовать на других людей и реагировать на их действия. Человек рождается в семье, воспитывается в семье, детских садах, получает образование в школах и институтах, работает в разных местах, пользуется услугами городского транспорта, посещает театры и кинотеатры, ходит в магазины, обеспечивается безопасностью милицией и судом и т.п., таким образом, человек оказывается включенным в сеть разных институтов, которые регулируют его деятельность и поведение.
Социальные институты являются великим социальным изобретением человека. Благодаря социальным институтам обеспечивается стабильность и надежность взаимодействия членов общества, социальной группы или общности как целостности в важнейших сферах жизнедеятельности общества, устойчивость социальной структуры и порядок в обществе, так как они нормативно закрепляют определенные виды социального взаимодействия и делают их обязательными для всех членов социальной группы или общества. Этим достигается большая предсказуемость поведения человека. Благодаря социальным институтам люди также имеют все основания надеяться не только на то, что та или иная их потребность будет так или иначе удовлетворена, но и на то, что поставленная цель будет решена на качественно высоком уровне.
Утвержденные, устойчивые, регулярные, упорядоченные социальные взаимодействия в социальных институтах - прямая противоположность случайных, спонтанных, хаотичных, спорадичных и неорганизованных связей между людьми и социальными группами. Например, образование как социальный институт имеет принципиальные преимущества и отличается от спорадических, случайных социальных связей по поводу передачи знаний такими чертами, как «а) постоянное и глубокое взаимодействие между участниками этой связи, в отличие от случайных, поверхностных контактов; б) четкое определение функций, прав и обязанностей, обеспечивающих высокую степень срабатываемости, взаимодействия каждого из участников связи (учителя и ученика); в) регламентация и контроль за этим взаимодействием; г) наличие специально подготовленных людей для передачи знаний молодежи; д) концентрация ими своих усилий прежде всего на этой деятельности (профессионализация) и т.д. и т.п.» .
Социальные институты возникли в связи с объективной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности.
Похожая информация.
В процессе жизнедеятельности люди, удовлетворяя ϲʙᴏи потребности, интересы, достигая поставленные цели, решая возникающие задачи, вступают в зависимость друг от друга.
Зависимость может быть простой, сложной или опосредованной. К числу последних нужно отнести зависимость нашей индивидуальной жизни от уровня развития общества, результативности экономической системы, эффективности политической организации общества, состояния нравов. Зависимость, реализованная через социальное действие, как действие осознанно осуществляемое с ориентацией на других, с ожиданием ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего ответного действия партнера, образует социальную связь .
Социальная связь , в каких бы формах она ни выступала, имеет сложную структуру .
Основными ее элементами будут:
- субъекты связи (их может быть двое или тысячи людей);
- предмет связи (т. е. по поводу чего осуществляется связь);
- что особенно важно, механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами (назовем ϶ᴛᴏ пока правилами игры . Причем, первые два элемента характерны и для социальной зависимости.
Все данные элементы тесно связаны, скоординированы друг с другом. Изменение (увеличение или резкое уменьшение) числа участников связи может сказаться на характере регламентации. Хозяйственные связи между соседями вполне могут регулироваться на базе моральных принципов добрососедства, симпатии (антипатии), прямого товарного обмена. Хозяйственные связи между соседними заводами, скорее всего, будут носить опосредованный характер, где главным регулятором выступят деньги, хозяйственные законы и т. д.
Не стоит забывать, что важно учитывать и предмет связи, то есть по поводу чего она осуществляется.
Есть еще одно важное обстоятельство, оказывающее влияние на характер взаимосвязи: имеет ли связь формальный или неформальный характер. Неформальная связь ученыхтрадиционно не признает субординации. Здесь важнее научные достижения ученого, аргументированность его позиции, глубина его мысли. Формальная связь , т. е. связь, устанавливаемая в рамках научных учреждений, кафедр, иная.
Особое значение имеет разведение непосредственных и опосредованных связей. В ходе непосредственных связей контакты устанавливаются чаще всего визуально, на межличностном уровне. В ходе развития социального организма сеть социальных связей и зависимостей резко усложняется, все большее значение в жизни индивида играют опосредованные связи. При ϶ᴛᴏм зависимость и связь между людьми не исчезает , но увеличивается число посредников, число ступеней, узлов, через кᴏᴛᴏᴩые она должна пройти, предположим, между президентом России и студентами какого-либо вуза.
Анализируя социальную связь, мы выяснили, что во многом решающее значение в ее осуществлении играет регуляция взаимоотношений субъектов . Без нее, если субъекты так и не смогли договориться о взаимоприемлемых условиях, связь не устанавливается. Именно на регуляции сказывается специфика того, по поводу чего связь устанавливается, каков характер связи и т. д.
Что же представляет собой регулятивный механизм социальных связей ? Это ϲʙᴏеобразные правила игры . А по существу — система критериев, стандартов , на основе кᴏᴛᴏᴩых субъект оценивает для себя эффективность связи , а также система контроля за тем, ɥᴛᴏбы данные критерии, правила игры соблюдались .
Наличие единого критерия , совпадения ценностей представляют собой основу любых социальных связей и взаимодействия . Но если согласование, подборка единого критерия в непосредственном контакте , общении происходит на уровне удовлетворения личных потребностей и интересов, то на макроуровне ϶ᴛᴏ возможно исключительно на базе выработки единых критериев, стандартов поведения людей по отношению друг к другу. Стоит заметить, что они объединяют людей, делают возможным взаимодействие.
Речь идет о ϲʙᴏеобразном языке, кᴏᴛᴏᴩый был бы понятен всем участникам данной системы социальных связей. Т.Парсонс назвал символическими посредниками подобные эквиваленты, критерии, кᴏᴛᴏᴩые понятны всем и все готовы ими пользоваться. К их числу он отнес прежде всего систему ценностей , деньги, власть (закон) , кᴏᴛᴏᴩые предоставляют возможность регулировать социальные связи независимо от их сложности и опосредования на базе социокультурных, экономических и политических критериев.
Ценности вооружают нас моральными критериями: что такое добро, что такое зло. За что тебя могут помиловать, а за что наказать; в чем ты скорее всего найдешь поддержку у любого человека, а в чем нет. Единая система нравственных ценностей скрепляет общество , делает возможным устойчивое взаимодействие дома и на работе, на отдыхе и политическом митинге и т. д. с любым человеком, с кᴏᴛᴏᴩым сведет тебя судьба.
Общество через нормы, ценности как бы «объявляет» определенный набор социальных характеристик, кᴏᴛᴏᴩыми должен обладать любой участник общественной жизни, независимо от его индивидуальных особенностей и т. д.
Отметим, что система ценностей, возникшая для регулирования отношений в обществе в целом, на макроуровне утверждает ϲʙᴏй приоритет, во многом подчиняет себе социальные механизмы регуляции межличностных отношений. Из последних в существенной степени вытесняются конкретность, адресность, индивидуализированность принципов взаимоотношений, а все глубже внедряются принятые обществом нормы, правила, ценности и др.
Благодаря деньгам (и рынку) вклад любого члена данного общества может быть оценен любым другим. Не прибегая к прямому контакту, товарообмену, каждый из нас благодаря деньгам (конечно, если они надежно функционируют) легко может включиться в любую экономическую сделку на любом конце ϶ᴛᴏй страны.
Именно ценности, деньги, власть в ϲʙᴏем единстве во многом выделяют данное общество из других , обособляют его как особую систему социальных связей, регулируемую нравственными, экономическими и политическими критериями. В ϶ᴛᴏй системе связей я говорю на понятном для меня и других языке нравов. Здесь получаю вознаграждение в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с тем, каков мой трудовой вклад в дела всего сообщества. Здесь я обязуюсь выполнять указания власти и надеюсь получать от нее защиту.
Люди находятся в поиске той меры, той формы организации социальных взаимоотношений, при кᴏᴛᴏᴩой затраты, издержки были бы минимизированы и не превышали бы положительный эффект.
Начальный виток анализа социальной регуляции подводит нас к первому выводу: социальная связь устанавливается , осуществляется регулярно исключительно в том случае, если она ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует личностной целесообразности , а плата не превышает вознаграждения.
Равновесие — ϶ᴛᴏ признак отрегулированности отношений между субъектами связи, но достигается оно не автоматически, нередко через конфликты. Каковы же условия его достижения?
В первую очередь, связь должна быть взаимно эффективной и для деятеля, и для партнеров. В ϶ᴛᴏм залог ее устойчивости, регулярности.
Во-вторых, для всех участников социальной связи (системы связей) должен быть применен единый критерий платы и вознаграждения. Без ϶ᴛᴏго единства критериев (ценностей, норм) невозможна социальная связь. В случае если два завода не договорятся о приемлемой для обеих сторон цене, взаимодействие не будет налажено.
Для установления и поддержания прочной, эффективной социальной связи требуется определенная деятельность, обеспечивающая взаимодействие.
Регуляция социальных связей
Сущность социальной связи составляет механизм регуляции. Он образуется как из субъективных факторов (мировоззрения, ментальности, мотивов людей), так и из социального контроля общества (мнений, права, власти и т. д.) Исключать из социальной связи самих людей, как ϶ᴛᴏ иногда делают в социологических работах, нельзя.
Механизм регуляции социальной связи имеет генетическое и социальное происхождение. Генетически человек обладает задатками языка, сознания (познания, памяти, воли), деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Но его потребности, ценности, нормы — результат социализации. Фукуяма пишет: «..утверждение, что люди по ϲʙᴏей природе социальные животные, не означает их врожденного
миролюбия, готовности к взаимодействию, честности, поскольку нет сомнений, что они часто жестоки, агрессивны, лживы. Скорее, ϶ᴛᴏ значит, что у них есть специальные возможности для обнаружения отступников и мошенников и умение ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим образом с ними обходится, равно как и склонность
к общению с нацеленными на сотрудничество и следующими моральным правилам. В результате люди приходят к нормам сотрудничества гораздо легче, чем ϶ᴛᴏ предсказывали более индивидуалистические гипотезы относительно человеческой природы».
Регулятором социальных связей выступает прежде всего язык, кᴏᴛᴏᴩый выражает субъективный мир потребностей, ценностей, норм. Стоит заметить, что он типизирует человеческий опыт; элементы индивидуально и исторического опыта в форме языка приобретают субъективную и объективную реальность; язык налагает на человеческий опыт (знания и умения) систему ограничений, в результате возникают противоречия, становящиеся причиной развития языка; язык связывает различные зоны повседневности в единое целое на базе классификации данных зон; он обеспечивает аккумуляцию, хранение, передачу, селективность социально-значимой информации (знаний и умений), в результате чего создается их запас (память)
Важно знать, что большую роль в регуляции социальной связи играет вознаграждение. Чаще всего им будут деньги, выступающие эквивалентом человеческих усилий. В советском обществе вознаграждением было и общественное признание: почетные грамоты, награды и т. п. В социальной связи статус человека, его роли тоже есть вознаграждение, за него нужно платить действиями, на кᴏᴛᴏᴩые рассчитывают другие. Статусы в социальных связях не просто фиксируют права и обязанности человека, но и уравновешивают их. То, что должны мне, уравновешивается моей ответственностью перед другими.
Вступая в социальную связь, человек стремится удовлетворить ϲʙᴏи потребности, увеличить вознаграждение и уменьшить затраты. Взаимно вознаграждаемое имеет тенденцию к регулярности, и наоборот. Социальная связь продолжается до тех пор, пока вознаграждение перевешивает затраты. Социальная среда в виде сети социальных связей признается человеком рациональной, если издержки, кᴏᴛᴏᴩые он несет на ее поддержание, дают достаточное вознаграждение. Люди постоянно находятся в поиске меры затрат и вознаграждений. Налицо различные критерии оценки необходимости социальной связи: то, что для одного дешево, для другого может быть дорого. Это особенно очевидно в политических интригах, военных действиях и т. п. В результате возникает поиск компромисса, устраивающего всех. Стоит заметить, что он обеспечивает равновесие социальных связей — признак урегулирован- ности отношений между субъектами связи.
Условием устойчивости социальной связи будет механизм социального контроля , включающий в себя моральные, политические, правовые и т. п. регуляторы. Стоит заметить, что он позволяет устранять элементы несогласованности социальной связи, кᴏᴛᴏᴩые ей сопутствуют. В частности, социальная связь может выходить за пределы ценностных и нормативных стандартов вследствие слабости людей (пьянство, болезнь, лень, корысть и т. п.) Механизм предупреждения, смягчения и борьбы с девиантными действиями — важнейшее условие устойчивости и нормального функционирования социальной связи.
Моральные регуляторы (ценности и нормы) позволяют различать добро и зло, справедливость и несправедливость. Стоит заметить, что они различны у разных социальных классов общества: аристократов и простолюдинов, богатых и бедных, бюрократов и граждан. Только общая система нравственных регуляторов скрепляет общество, делает возможной устойчивые социальные связи. Моральные регуляторы действуют через совесть индивидов и общественное мнение.
Не стоит забывать, что важным регулятором социальной связи будут экономические блага : деньги, кредит, богатство и т. п. Благодаря экономическим благам и рынку можно относительно объективно оценить вклад любого члена данной социальной связи. Отметим, что каждый из нас благодаря деньгам (конечно, если они надежно функционируют) легко может, не прибегая к прямому контакту и товарообмену, включиться в любую социально-экономическую связь.
Власть (политическая ценность и норма) и право (правовая ценность и норма) превращают людей в соучастников управления обществом, его системами, институтами, а политические и правовые связи людей стабилизируют все социальные связи в обществе, делают каждого члена общества равным с другими по поводу обязательств перед обществом.
Достичь полной гармонии в действиях всех регуляторов социальной связи очень трудно. Обнаруживается несогласованность механизмов социальной регуляции на микро- и макроуровне, а также механизмов моральных, экономических, политических, научных, художественных. Чем шире, иерархичнее и согласованнее система социальных регуляторов, тем сплоченнее общество. В противном случае наступает его дезинтеграция, как ϶ᴛᴏ случилось в постсоветской России. Ориентация на ϲʙᴏбодных людей после многовекового господства авторитаризма в России привела к анархии, распаду прежних социальных связей и медленному складыванию новых вместе с новыми механизмами социальной регуляции.
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что можно сделать следующие выводы:
- важнейшим условием социальной связи будет мотивационный механизм — механизм субъективной регуляции (исходя из потребностей, ценностей, норм, убеждений), определяющий социальную связь людей;
- социальная связь должна быть взаимно эффективной для партнеров;
- для всех участников социальной связи крайне важно применять единый критерий платы и вознаграждения;
- равновесие в социальных связях достигается не автоматически, а через конфликты, разрешение кᴏᴛᴏᴩых знаменует установление нового равновесия, но уже по новому согласованному критерию.
Ценности и нормы (моральные, экономические, политические, религиозные и т. и.) выделяют данное общество из других. В ϶ᴛᴏм отношении было принципиально различие между советским (СССР) и западным (США) типами обществ. Американские ценности — федеральное государство, разделение законодательной и исполнительной власти, независимое правосудие, отделение церкви от государства, право собственности, гражданские права личности, ϲʙᴏбода собраний, СМИ и т. п. Многие из них до сих пор не стали ценностями в России.
В демократических и тоталитарных обществах механизм регуляции социальных связей различен. В демократических обществах определяющим механизмом регуляции будут демократическое государство и право — по϶ᴛᴏму, в частности, там и возникла социология. В тоталитарных (советское, нацистское, фашистское) обществах ведущим регулятором социальных связей становится административно-командное насилие. В таких обществах социология оказалась ненужной: там, где правит бал прямое насилие, там нет места мотивационным механизмам.
Стоит сказать, что каждый тип общества характеризуется устойчивой системой социальных связей. В тоталитарных обществах такая устойчивость достигается за счет низкого уровня жизни населения, социального равенства, гарантии работы, идеологической обработки, административно-командного насилия, согласующего действия людей. В демократических обществах ее обеспечивают за счет ϲʙᴏбоды предпринимательства, растущего уровня жизни, конкуренции действий, ϲʙᴏбоды мнений, административно-правового регулирования и т. п.
Регуляция социальных связей
Сущность социальной связи составляетмеханизм регуляции. Он образуется как из субъективных факторов (мировоззрения, ментальности, мотивов людей), так и из социального контроля общества (мнений, права, власти и т. д.). Исключать из социальной связи самих людей, как это иногда делают в социологических работах, нельзя.
Механизм регуляции социальной связи имеет генетическое и социальное происхождение. Генетически человек обладает задатками языка, сознания (познания, памяти, воли), деятельности. Но его потребности, ценности, нормы - результат социализации. Фукуяма пишет: «..утверждение, что люди по своей природе социальные животные, не означает ихврожденного миролюбия, готовности к взаимодействию, честности, поскольку нет сомнений, что они часто жестоки, агрессивны, лживы. Скорее, это значит, что у них есть специальные возможности для обнаружения отступников и мошенников и умение соответствующим образом с ними обходится, равно как исклонность к общению с нацеленными на сотрудничество и следующими моральным правилам. В результате люди приходят к нормам сотрудничества гораздо легче, чем это предсказывали более индивидуалистические гипотезы относительно человеческой природы».
Регулятором социальных связей выступает, прежде всего язык, который выражает субъективный мир потребностей, ценностей, норм. Он типизирует человеческий опыт; элементы индивидуально и исторического опыта в форме языка приобретают субъективную и объективную реальность; язык налагает на человеческий опыт (знания и умения) систему ограничений, в результате возникают противоречия, становящиеся причиной развития языка; язык связывает различные зоны повседневности в единое целое на основе классификации этих зон; он обеспечивает аккумуляцию, хранение, передачу, селективность социально-значимой информации (знаний и умений), в результате чего создается их запас (память).
Большую роль в регуляции социальной связи играетвознаграждение. Чаще всего им являются деньги, выступающие эквивалентом человеческих усилий. В советском обществе вознаграждением было и общественное признание: почетные грамоты, награды и т. п. В социальной связи статус человека, его роли тоже есть вознаграждение, за него нужно платить действиями, на которые рассчитывают другие. Статусы в социальных связях не просто фиксируют права и обязанности человека, но и уравновешивают их. То, что должны мне, уравновешивается моей ответственностью перед другими.
Вступая в социальную связь, человек стремится удовлетворить свои потребности, увеличить вознаграждение и уменьшить затраты. Взаимно вознаграждаемое имеет тенденцию к регулярности, и наоборот. Социальная связь продолжается до тех пор, пока вознаграждение перевешивает затраты. Социальная среда в видесети социальных связей признается человеком рациональной, если издержки, которые он несет на ее поддержание, дают достаточное вознаграждение. Люди постоянно находятся в поиске меры затрат и вознаграждений. Налицо различные критерии оценки необходимости социальной связи: то, что для одного дешево, для другого может быть дорого. Это особенно очевидно в политических интригах, военных действиях и т. п. В результате возникает поиск компромисса, устраивающего всех. Он обеспечиваетравновесие социальных связей - признак урегулированности отношений между субъектами связи.
Условием устойчивости социальной связи являетсямеханизм социального контроля , включающий в себя моральные, политические, правовые и т. п. регуляторы. Он позволяет устранять элементы несогласованности социальной связи, которые ей сопутствуют. В частности, социальная связь может выходить за пределы ценностных и нормативных стандартов вследствие слабости людей (пьянство, болезнь, лень, корысть и т. п.). Механизм предупреждения, смягчения и борьбы с девиантными действиями - важнейшее условие устойчивости и нормального функционирования социальной связи.
Моральные регуляторы (ценности и нормы) позволяют различать добро и зло, справедливость и несправедливость. Они различны у разных социальных классов общества: аристократов и простолюдинов, богатых и бедных, бюрократов и граждан. Только общая система нравственных регуляторов скрепляет общество, делает возможной устойчивые социальные связи. Моральные регуляторы действуют через совесть индивидов и общественное мнение.
Важным регулятором социальной связи являютсяэкономические блага : деньги, кредит, богатство и т. п. Благодаря экономическим благам и рынку можно относительно объективно оценить вклад любого члена данной социальной связи. Каждый из нас благодаря деньгам (конечно, если они надежно функционируют) легко может, не прибегая к прямому контакту и товарообмену, включиться в любую социально-экономическую связь.
Власть (политическая ценность и норма) иправо (правовая ценность и норма) превращают людей в соучастников управления обществом, его системами, институтами, а политические и правовые связи людей стабилизируют все социальные связи в обществе, делают каждого члена общества равным с другими по поводу обязательств перед обществом.
Достичь полной гармонии в действиях всех регуляторов социальной связи очень трудно. Обнаруживаетсянесогласованность механизмов социальной регуляции на микро- и макроуровне, а также механизмов моральных, экономических, политических, научных, художественных. Чем шире, иерархичнее и согласованнее система социальных регуляторов, тем сплоченнее общество. В противном случае наступает его дезинтеграция, как это случилось в постсоветской России. Ориентация на свободных людей после многовекового господства авторитаризма в России привела к анархии, распаду прежних социальных связей и медленному складыванию новых вместе с новыми механизмами социальной регуляции.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- важнейшим условием социальной связи является мотивационный механизм - механизм субъективной регуляции (исходя из потребностей, ценностей, норм, убеждений), определяющий социальную связь людей;
- социальная связь должна быть взаимно эффективной для партнеров;
- для всех участников социальной связи необходимо применять единый критерий платы и вознаграждения;
- равновесие в социальных связях достигается не автоматически, а через конфликты, разрешение которых знаменует установление нового равновесия, но уже по новому согласованному критерию.
Ценности и нормы (моральные, экономические, политические, религиозные и т. и.) выделяют данное общество из других. В этом отношении было принципиально различие между советским (СССР) и западным (США) типами обществ. Американские ценности - федеральное государство, разделение законодательной и исполнительной власти, независимое правосудие, отделение церкви от государства, право собственности, гражданские права личности, свобода собраний, СМИ и т. п. Многие из них до сих пор не стали ценностями в России.
В демократических и тоталитарных обществах механизм регуляции социальных связей различен. Вдемократических обществах определяющим механизмом регуляции являются демократическое государство и право - поэтому, в частности, там и возникла социология. Втоталитарных (советское, нацистское, фашистское) обществах ведущим регулятором социальных связей становится административно-командное насилие. В таких обществах социология оказалась ненужной: там, где правит бал прямое насилие, там нет места мотивационным механизмам.
Каждый тип общества характеризуется устойчивой системой социальных связей. В тоталитарных обществах такая устойчивость достигается за счет низкого уровня жизни населения, социального равенства, гарантии работы, идеологической обработки, административно-командного насилия, согласующего действия людей. В демократических обществах ее обеспечивают за счет свободы предпринимательства, растущего уровня жизни, конкуренции действий, свободы мнений, административно-правового регулирования и т. п.