Интеллектуальные игры во внеурочной деятельности по русскому языку. "знатоки русского языка" интеллектуальная игра по русскому языку

Я советую всем учителям:
берегите детский огонек пытливости,
любознательности, жажды знаний.
(В.Л. Сухомлинский)

Я работаю учителем начальных классов более 30 лет. За эти годы я поняла, что обучать русскому языку, русской разговорной речи, особенно национальных детей, очень трудно.

Жизнь не стоит на месте, многое приходиться переосмысливать, перестраивать, менять или обновлять. Требуется постоянное обновление и в работе с детьми.

Сельские дети национальных школ особенно плохо понимают русскую речь, им гораздо труднее, чем городским научиться выражать свои мысли на русском языке, хорошо читать и понимать смысл прочитанного.

Я много думала над этой проблемой и пришла к выводу, что только в тесной связи урочной и внеурочной работы возможно разрешение этой проблемы.

Сегодня в школе происходят глубокие перемены, появляются новые интересные образовательные программы. Но какими бы глубокими по содержанию и новизне ни были, самое главное – научить детей идеалам добра, любви, правды, красоты, искусства. Если школа выпустит не очень грамотного человека – это пол беды, а если из стен выйдет невоспитанный выпускник – это беда.

Поэтому внеклассной работе по русскому языку уделяю большое внимание.

Преемственность начального и среднего звена занимает в моей работе первостепенное место. Мы с детьми проводим разнообразные олимпиады, викторины, конкурсы, лингвистические праздники и т.д. Хорошо известно, что между школьниками разных возрастных групп существует очень тесная связь. Руководствуясь этим принципом, я решила подключить к внеклассной работе и учащихся среднего звена, а именно 5-6 классы. Наш необычный маленький коллектив стал своеобразным творческим объединением учеников начальных и средних классов.

Я остановила внимание на такой форме работы как познавательная игра, посвященная русскому языку и дети предложили ее построить в форме телевизионной передачи: “Пусть говорят”.

Такой вид деятельности позволяет старшим школьникам предстать в роли “учителя” перед младшими товарищами, а ученикам второго-третьего классов помогает по-новому увидеть знакомый учебный предмет, осознать перспективу будущих знаний.

Передачу для третьеклассников “Пусть говорят” мы проводили вначале года. В этом случае внеклассные занятия по русскому языку для учеников III и VI классов были регулярными в течении всего учебного года. Возможно проведение такого вида внеклассной работы в рамках недели русского языка или в конце учебного года – тогда третьеклассники будут подготовлены к следующей ступени обучения. Одна из главных задач нашей передачи – заинтересовать слушателей показом разнообразных сторон изучения русского языка, помочь ученикам увидеть новое в привычном.

Передача “Пусть говорят” состоит из нескольких разделов:

  1. “Без языка – мы никуда!”
  2. “Невероятно, но факт…”
  3. “Имена, как слова, они о многом говорят…”
  4. “Зарождение письма…”
  5. “Славянская азбука”
  6. Игры со словами.

Игры со словами, или Кое-что о кроссвордах

Каждая передача имеет свое художественное оформление. Главный режиссер отвечает за содержание передачи, художники-оформители заранее делают рисунки, пишут название каждого раздела. Теоретический материал для разделов передачи подбирает учитель русского языка совместно с учителем начальных классов. Ученики VI класса (корреспонденты) принимают участие в отборе материала и готовят его для выступления. Отобранный материал оформляется в виде небольших рассказов, диалогов, сценок, вопросов викторины и т.д.

Первое занятие начинает учитель-ведущий. Он рассказывает, что такое передача “Пусть говорят” по русскому языку, представляет участников, выделяет этапы занятия. Затем шестиклассники торжественно открывают передачу. Далее следует представление каждого этапа передачи.

Выпуск первый – “Без языка – мы никуда”

Ведущий демонстрирует две иллюстрации: это рисунки, сделанные в шуточной форме. На одном листе бумаги нарисован писатель Лев Толстой с томом романа “Война, и мир ”, на другом - растрепанный мальчишка, который пишет на стене слова “дурак”.

Ведущий. Ребята, посмотрите на тему первого выпуска нашей передачи. прочтите ее и постарайтесь ответить на мои вопросы: “Что такое язык? Какие есть значения у этого слова? Для чего людям нужен язык?” А теперь послушайте рассказ одного из наших корреспондентов.

В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете какие-то языки. На это Эзоп отвечал: “Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви ”. Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.

В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил... языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: “Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?” Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.

Ведущий. Ребята, в чем смысл этой легенды? Как вы поняли, почему язык можно на звать другом и врагом? Запомните имя Эзопа - он оставил нам много своих басен, некоторые из них были впоследствии использованы И.А.Крыловым и Л.Н.Толстым. Давайте подумаем, почему на первой странице нашего журнала такие иллюстрации. Кто изображен на первой картинке? Какие рассказы Льва Николаевича Толстого вы читали? Чему учат эти рассказы? Кто нарисован на второй картинке? Что мы подумаем человеке, который раскрашивает стены такими надписями? А вы в своей речи никогда не говорите обидных, неприятных другим людям слов? Послушайте стихотворение О. Дриза “Кто я?” (Ученик VI класса читает стихотворение.)

Мать говорит: “На кого он похож?
Волосы дыбом, не мальчик, а еж!”
Стоило локтем сестренку задеть,
Крикнул отец: “Неуклюжий медведь!”
Взял и запел я. Тут бабушка вдруг:
“Да замолчишь ты, горластый петух!”
Спать я сегодня не сразу пошел,
Дед рассердился: “Упрямый козел!”
К стене отвернулся и дуюсь молчком -
Того и гляди обзовут индюком!
Всех птиц и зверей принялся вспоминать –
Кем буду я завтра, хотел бы я знать!

Ведущий. Надеюсь, вы догадались, почему обиделся мальчик? Будем же более внимательны к тому, что мы говорим, постараемся не обижать никого грубым словом.

Выпуск второй. “Невероятно, но факт”

На иллюстрациях изображены некоторые эпизоды из жизни Маугли: появление мальчика в волчьей стае, игры с волчатами и др. Ребята вспоминают этого литературного героя, обсуждают события, которые происходили ним. Учитель-ведущий задает вопросы:“Умеют ли говорить животные? Есть ли у них свой язык?”. После того как третьеклассники выскажут собственное мнение, выступает один из корреспондентов.

Обезьяний язык

ВНью-Йоркском зоопарке ученые записывали на магнитофон “болтовню” обезьянах крики, ворчанье, сопенье. Неожиданно начался дождь, и запись пришлось прервать. На следующий день ученые включили запись, сделанную накануне. Услышав свои собственные крики, обезьяны почему-то тут же бросились под навес, хотя никакого дождя не было, на небе не было ни единой тучки.

Ведущий. Как вы думаете, почему обезьяны бросились прятаться? Можно ли научить животных нашему, человече кому языку? Может ли человек, если он попадет к животным, самостоятельно научиться языку людей. Слово предоставляется второму корреспонденту.

Человек и язык

Конечно, людям интересно знать, имеют ли язык животные и может ли человек научиться говорить на своем родном языке, если будет все время находиться вместе с животными. Оказывается, человек может научить животных произносить человеческие слова. Так, однажды удалось научить молодого шимпанзе произносить: “па-па”. Знаменитый дрессировщик Дуров выдрессировал собачку произношению “ма-ма”. Однако ни шимпанзе, ни собака не воспринимают и не производят звуков осознанно. Очень интересно, что дети, оказавшиеся в среде животных, не могут научиться ни говорить, ни мыслить, ни поступать так же, как человек. В 1920 г. в Индии охотники обнаружили в волчьей норе двух волчат и двух девочек. Девочки вели себя как волки, особенно старшая, ее назвали Камалой. Она прожила с волками не менее пяти лет. Девочка ходила на четвереньках, опираясь ладонями и ступнями о землю, и бегала так же быстро, как человек на двух ногах. Камала лакала, как собака, воду, с жадностью набрасывалась на сырое мясо, а по ночам выла по-волчьи. Девочка совершенно не умела говорить. Очеловечивание Камалы шло очень медленно. Лишь на третий год обучения она научилась держаться на двух ногах. Однако если надо было бежать, она падала на четвереньки и скакала на четырех конечностях. Обучение речи шло еще медленнее. Спустя четыре года Камала выучила всего шесть слов. Через семь лет она помнила около пятидесяти слов. Достигнув шестнадцати лет, девочка из волчьего логова вела себя как четырехлетние дети. К сожалению, вскоре она умерла.

Далее проводится беседа по рассказу. Третьеклассники делают вывод о том, что животные могут издавать понятные им сигналы, но настоящего языка у них нет. С помощью тех звуков, которые издают, они не могут общаться друг с другом так, как это делают люди. Животные не могут научиться языку людей, какие может этого сделать ребенок, оказавшийся вне человеческого общества.

Выпуск третий. “Имена как слова, они о многом говорят…”

Шестиклассники разыгрывают сценку, участниками которой являются индейцы и бледнолицый человек.

Первый индеец. Отличная у нас сегодня была охота.

Второй индеец. Да, только бизон меня чуть не догнал.

Первый индеец. Но ты, Быстроногий Олень, оказался быстрее его и успел убежать.

Второй индеец. Да и ты, Соколиный Глаз, сегодня был точен, как всегда. Первой же стрелой ты попал в бизона.

Появляется бледнолицый.

Бледнолицый. Я рад, что встретил вас, двух великих охотников. Мне бы хотелось охотиться вместе вами.

И н д е й ц ы. А как твое имя?

Бледнолицый. Меня зовут Джон.

Индеец. Что означает твое имя?

Бледнолицый. Меня назвали в честь моего деда, а его - в честь его деда, а что значит мое имя, я не знаю.

И н д е е ц. А что ты умеешь делать?

Бледнолицый. Я умею стрелять из ружья. (Стреляет из ружья. От грохота выстрела индейцы затыкают уши и с уважением смотрят на бледнолицего).

Индейцы. Мы согласны взять тебя на охоту. Покажешь, как ты умеешь охотиться, а называть мы тебя будем Громовая Палка, потому что имя человека всегда должно что-нибудь означать.

Ведущий. Почему индейцев звали Соколиный Глаз и Быстроногий Олень? Что могут означать такие имена индейцев, как Мудрый Змей, Хитрая Лисица? Как вы думаете, что значит ваше имя? Почему вас так назвали? Как правило, не в е третьеклассники знают, что означает их имя. Поэтому этот вопрос интересен всем. Рассказывает второй корреспондент. Наши предки, жители Древней Руси, тоже носили подобные имена-клички. Встречались тогда люди с именами Волк, Лось, Щука, Карась. Имена связывались с событиями из жизни и быта людей. Родился в семье сын-первенец, называли его Первушей, третий по счету был сын Третьяк. Некоторые имена возникли от существительных, обозначающих отвлеченные понятия, - таковы Вера, Надежда, Любовь и т.п. Все это были старинные русские имена. Задумаемся над тем, каковы же по происхождению имена современных людей. Исконно русских имен у нас очень мало. В старину были такие имена славянского происхождения, как Владимир (владеющий миром), Людмила (милая людям). А вот имена Елена и Ирина, Марина и Татьяна, Михаил и Александр, Секцией и Леонид являются иноязычными. Даже самые распространенные в русском народе имена Иван и Мария являются по происхождению не русскими. Христианские имена имели свое определенное значение. Например, Алексей (греч.) - защитник, Андрей (греч.) - мужественный, Валентин(а) (лат.) - сильный, Виктор (лат.) - побеждающий, победитель. Вероника (макед.)-победоносная и т.д.

При подготовке этого выпуска учитель русского языка заранее дает задание для нескольких школьников, которые с помощью специальной литературы должны выяснить значения имен своих одноклассников. Другие ребята готовят небольшие картонные “медальки” с рисунком и надписью, что означает каждое имя. В ходе проведения передачи или после него такими медалями награждаются ученики третьего класса.

Выпуск четвертый. “Зарождение письма”

На наш взгляд, трудна для восприятия третьеклассниками, зато предоставляет прекрасные возможности в плане зрительного ознакомления с этим материалом. Иллюстрациями к этой странице могут стать изображения различных древних и существующих в настоящее время типов письма: глинописи, египетских и китайских иероглифов, арабской вязи (использование компьютерных технологий).

Слово корреспонденту. Корни письменности уходят в глубокую древность. Один из древних видов письма - иероглиф. Родина такого письма - Древний Восток. Иероглифы были распространены в Египте, Китае, Малой Азии. До наших дней сохранилась только китайская система иероглифического письма. Буквенное письмо - это совершенно особый вид письма, когда звукам, которые мы произносим, в письменной речи соответствуют определенные буквы или сочетания букв. Из букв складываются слоги, из слогов образуется слово. Интересно, что народы, которые используют буквенное письмо, даже пишут по-разному: одни слева направо, как мы с вами, другие справа налево (арабское письмо).

Ведущий. Кто знает, когда у нас появилась своя собственная азбука? Кто ее придумал? Это мы узнаем, дойдя до пятого выпуска нашей передачи. Она называется “Славянская азбука” . Используются иллюстрации: изображение братьев Кирилла и Мефодия и славянской азбуки (букв и их названий).

Корреспондент.

Братья Кирилл и Мефодий

Принято считать, что русский, а точнее, славянский алфавит изобрели два греческих ученых монаха - братья Кирилл и Мефодий. Родом они были из города Солуни, где было в то время много славян, у которых братья и научились славянскому языку. В то время не было азбуки, способной передавать славянскую речь, поэтому в 863 году Кирилл Философ с помощью своего брата создал первый славянский алфавит. После этого братья перевели с греческого на славянский главные христианские книги - Евангелия. Так как многих слов из этих книг у славян не было, братьям приходилось придумывать новые, используя греческие слова. Ученые называют этот язык старославянским. На Русь письменность пришла после крещения ее князем Владимиром в 988 году. С тех пор алфавит несколько раз менялся, но до сих пор мы используем для письма азбуку, сочиненную в древности братьями-просветителями Кириллом и Мефодием.

Ведущий. задает третьеклассникам вопросы: “Кто были создатели славянского алфавита? Как назывался язык, которым были написаны первые церковные книги для славян? Ребята, а кто-нибудь догадался, почему же совокупность русских букв можно назвать словом азбука? Давайте прочитаем названия древних русских букв. Завершает ознакомление с этим выпуском - сообщение учителя о том, что каждый год 24 мая отмечается особый праздник -День славянской письменности.

Выпуск шестой называется “Игры со словами”

Ведущий. Сегодня мы узнали много интересного о языке. Поэтому нам необходим небольшой отдых. Вы, конечно, знаете, что существует много разных игр со словами. Самой распространенной является игра, которая называется кроссворд. Как правило, младшие школьники уже знакомы с такой лингвистической игрой по урокам русского зыка, чтения, природоведения.

Корреспондент.

Кое-что о кроссвордах

Составителем первого кроссворда, опубликованного в газете г. Нью-Йорка 21 декабря 1913 г., был английский журналист, который эмигрировал в Америку. Читателям эксперимент понравился, и головоломки этого журналиста стали печататься в самых разных изданиях. Любопытно, что один из первых кроссвордов был составлен в тюрьме. Житель Кейптауна (ЮАР), став виновником автокатастрофы, угодил на три года за решетку. Чтобы скоротать дни в камере, он придумывал слова и вписывал их в квадратные плитки, которыми был вымощен пол. Затем он переносил слова на бумагу, зашифровывал их и посылал в местную газету. Читатели завалили редакцию просьбами продолжить необычную игру. Именно этим рассказом обусловлена иллюстрация к шестой передаче, на которой в шуточной форме изображен заключенный, составляющий кроссворд на полу своей тюремной камеры. Кроме того, на этой передаче дается кроссворд, который предлагается отгадать третьеклассникам. Если позволяет время, шестиклассники рассказывают о других играх со словами, которые они знают. Завершает урок учитель-ведущий. Он сообщает материал, который был представлен в ходе передачи, и говорит, что ребята могут написать письма в адрес передачи, в которых ребята могут написать, что бы они еще хотели узнать о русском языке, задать вопросы по теме этого выпуска, a также выразить пожелания об иных формах его проведения. Таким образом, встречи школьников разного возраста при подготовке и проведении передачи “Пусть говорят” могут состояться не один раз.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

(по русскому языку).

Цель: прививать любовь к русскому языку, выявить команду «Настоящих знатоков русского языка».

ХОД:

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси -

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом белым-бело»

И увидишь зимнее село,

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспомнится наречие «светло» -

И увидишь: солнышко взошло.

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»,

Пред тобою - сразу вся Россия!

Ребята, сейчас вы прослушали стихотворение, написанное ученицей. И, наверно, вы обратили внимание, с какой любовью и уважением она говорит о русском языке. А среди нас есть любители русского языка? А его знатоки?

Выход команд.

Перед вами 2 команды, состоящие, как раз из любителей и знатоков русского языка. Они пришли показать свои знания и побороться за вымпел «НАСТОЯЩИЕ ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА».

Объявляются названия команд и каждый участник.

Все, наверное, знают телевизионную игру «Счастливый случай». На такой же игре побываем сейчас и мы. Мы будем её участниками (команды) и зрителями. Это не только игра, но и соревнование, поэтому нам необходимо жюри, которое будет строго следить за ходом соревнований, вести подсчет очков и объявлять итоги.

Впереди нас ждут следующие геймы. Гейм - (англ.) спортивный термин-

одна игра (часть партии) в теннисе.

1. Заморочки из бочки.

3. Темная лошадка.

4. Ты - мне, я - тебе.

5. Гонка за лидером.

6. Игра со зрителями.

1 ГЕЙМ - «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»

Вспоминаем написание слов с непроверяемыми безударными гласными (словарные слова). Вместо точек нужно поставить пропущенную букву.

Б.РЁЗА Л.ПАТА З.МЛЯНИКА П.МИДОР

З. РЯ ЗАП. Д ПР. КРАСНЫЙ Д. РОГА

ч.рныЙ ж.лтыЙ АВТ.М.БИЛЬ П.СС.ЖИР

Каждая команда получает одинаковое количество карточек с ребусами. РЕБУС - (лат.) - загадка, состоящая в том, что вместо слов поставлены знаки, фигуры и рисунки, которые надо разгадать и получить слово.

Команды получают карточки. За отведенное время необходимо как можно больше разгадать ребусов и слова-отгадки записать внизу.

3 ГЕЙМ - «ТЁМНАЯ ЛОШАДКА».

К нам в гости пришел сказочный герой. Но появится он тогда, когда вы правильно назовете его имя. Внимание!

«Займемся диктантом, сказала девочка. Она подняла к потолку хорошенькие глаза. Пишите: «А роза упала на лапу Азора». Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот». Нам уже известно, что этот мальчик никогда даже не видел пера и чернильницы. Девочка сказала: «Пишите», - и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.

Кто этот мальчик? (1 очко).

Появляется Буратино и задает вопросы:

1. Из слова БУРАТИНО путем перестановки букв составьте новые слова и запишите их (1 слово - 1 очко).

2. Пословица, тебя я знаю,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чьё-то место заняла?

ЗАДАНИЕ: послушайте пословицы Буратино и исправьте ошибки (1 пословица - 1 очко).

Два сапога - тара.

Ус хорошо, а два лучше.

Голод - не щётка.

Один в золе не воин.

Толочь в ступе соду.

Первый клин комом.

3. А сейчас Буратино вызовет к доске и попросит записать слова: своё имя, название какого-нибудь города, кличку животного, фамилию писателя.

Кто сможет сделать вывод по этим словам? Как они называются? Как пишутся?

4 ГЕЙМ - «ТЫ - МНЕ, Я - ТЕБЕ».

Игроки задают вопросы друг другу по русскому языку (1 вопрос - 1 очко).

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ.

ШАРАДЫ:

1. Всего две ноты и предлог

Построить я на даче смог. (до-ми-к)

2. Мне не пройти в ветвистый лес -

Мои рога в ветвях застряли.

Но обменяй мне Л на С -

И листья леса все завянут. (олень - осень)

3. Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение - / /

И превращусь я в конфету. (ирис - ирис)

4. С С на дереве расту,

С Ж на дереве жужжу. (сук - жук)

5. Я - сборник карт; от ударенья

Зависят два моих значенья:

Захочешь - превращусь в название / /

Блестящей, шелковистой ткани я. (атлас - атлас)

6. Я по полену бью, звеня,

Дровами на зиму снабжаю,

Когда ж с конца прочтут меня,

Я недовольство выражаю. (топор - ропот)

7. Со звуком С я невкусна,

Но в пище каждому нужна.

С М берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто. (соль - моль)

5 ГЕЙМ - «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ»

В течение 1 минуты каждая команда отвечает на вопросы (1 ответ - 1 очко).

1 команда

1. Какие части речи вы знаете?

2. ЖИ, ШИ пиши с буквой...

3. Портфель или портфель?

4. Что напишите на конце слова: дуб, шкаф, мороз?

5. Объясните крылатые выражения: - рукой подать (близко);

Прикусить язык (замолчать);

Морочить голову (обманывать).

6. Как пишутся предлоги со словами?

7. Назовите соседей буквы У.

8. Вспомните любую пословицу о труде.

9. Определите, какая это часть речи: школа, рисует, ты, классная?

10.Сколько слогов в словах: ягода, зимний?

11. Объясните, нужно ставить запятую или нет: Я пошёл в кино с папой и мамой.

2 команда

1. Какие части слова вы знаете?

2. ЧУ, ЩУ пиши с буквой...

3. Километр или километр?

4. Что напишите на конце слова: сугроб, лес, хлев?

5. Объясните крылатые выражения:

В час по чайной ложке (медленно);

Засучив рукава (хорошо работать);

Во весь дух (быстро).

6. Как пишутся со словами при ставки?

7. Назовите соседей буквы п.

8. Вспомните любую пословицу о дружбе.

9. Определите, какая это часть речи: пишет, мы, учитель, рабочий? 10.Сколько слогов в словах: уроки, летний?

11. Объясните, нужно ставить запятую или нет: Бабушка купила груши, яблоки, виноград.

СЛОВО ЖЮРИ: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ВРУЧЕНИЕ НАГРАД.

Определение Интеллектуальная игра – одна из форм досуговой деятельности, оказывающей на человека определённое просветительское и воспитательное влияние Что такое досуговая деятельность? Какое влияние можно назвать просветительским? Что воспитывает интеллектуальная игра?

Значение интеллектуальных игр Развивает познавательный интерес Расширяет границы учебного процесса Вызывает живой интерес к процессу познания Активизирует учебную деятельность Помогает усваивать программный материал Формирует элементарный исследовательские навыки Учит делать первые шаги к самообразованию, к выбору профессии

Задачи интеллектуальных игр Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия) Развитие образного и логического мышления Развитие вариативности мышления, творческих способностей, воображения и конструктивных умений Развитие речи (строить простейшие умозаключения, обосновывать свои убеждения) Формирование умения обдумывать и планировать действия, искать решения, догадываться о результатах и проверять их по строгим критериям

Внимание! Особую пользу игра приносит слабоуспевающим детям, т. к. появляется повышенная учебная мотивация (без мотива невозможна никакая деятельность!) Игра может раскрыть их дремлющие способности Вывод: строим игру так, чтобы ВСЕ дети могли проявить в ней себя Высока эффективность интеллектуальных игр, если они проводятся не от случая к случаю, а в системе

Педагогический эффект игр Моделирует жизненные ситуации борьбы, соревновательности Создаёт условия для взаимодействия, взаимопомощи Сплачивает, рождает, хотя и временную, но общность (людей, интересов, цели) У игры свои законы, она учит им подчиняться Игра, хотя и проходит в рамках правил, создаёт простор для фантазии, импровизации Учит получать удовольствие не только от самой игры, но и от расширения своих знаний, от умения воспользоваться ими и обогатиться знаниями других В игре можно проявить такие свои хорошие качества, которые в обыденной жизни не нашли применения

Классификация игр Классифицировать игры очень сложно: признаки одной переплетаются с признаками другой, пересекаются, размывая границы

Варианты интеллектуальных игр Своя игра Что? Где? Когда? Поле чудес Крестики-нолики Викторина Аукцион Сто к одному Слабое звено Джентльмены удачи Эрудицион Умники и умницы Как правило, это КОМАНДНЫЕ игры

Игра «Джентльмены удачи» Цель: проверка эрудиции, логического мышления, уровня интеллектуальности Команда «Добрые молодцы» Команда «Благородные рыцари» 6 туров Разминка «Кто быстрей ответит? » (10 вопросов)

1 тур Разминка 1. Корова в детстве? (Телёнок) 2. Костюм космонавта? (Скафандр) 3. Отец деревянного мальчика? (Папа Карло) 4. Последняя буква в алфавите? (Я) 5. Что делает ёж зимой? (Спит) 6. День веселья, радости, торжества? (Праздник) 7. Ребенок овцы? (Ягнёнок) 8. Колобок, обросший иглами? (Ёжик) 9. Личный транспорт Бабы Яги? (Ступа) 10. Что идет не двигаясь с места? (Время) Как соотносится с разделами языка каждое задание?

2 тур «В гостях у сказки» Давным-давно, когда у людей ещё не было реактивных самолётов, электрических чайников, телевизоров, подводных лодок, они об этом мечтали. Мечты помещали в сказки. Я называю сказочные чудеса, а вы название изобретений: Конёк-горбунок (аэросани) Ковёр-самолёт (воздушный лайнер) Золотой петушок (радиолокатор) Чудо-зеркальце (телевизор) Перо жар-птицы (прожектор) Клубок нити, указывающей путь (компас) Садко с гуслями на дне морском (водолаз)

3 тур Страницы истории Что можно считать началом письменности? (Медвежьи царапины на скалах) Как называется рисуночное письмо? (Пиктография) Кто изобрёл печатный станок? (Иван Фёдоров) Какая часть речи самая древняя? (Имя существительное) Как появилось слово «учтивый» ? Каков древний корень в слове «вежливый» ?

4 тур Сообразительный 1. Загадки (обычные и языковые) Языковые загадки В каком слове 7 букв О? (Обороноспособность) Какое слово является подлежащим в предложении: Жить – Родине служить. 2. Ребусы 3. Шарады 4. Анаграммы

5 тур Сочинительный 1. Буриме (стихотворение по заданным рифмам) Например: тишина – весна Вариант 1 Вмиг пропала тишина: По земле пошла весна! Вариант 2 Все умолкло. Тишина. Где же ты, скажи, весна? Другие рифмы: "роса - небеса"; "пес - принес"; "краски-сказки"; "ветерки-мотыльки"; "у реки - глубоки"; "в лесу - принесу", "колдуны - не страшны", "холодна - у окна"

5 тур Сочинительный 2. Лимерик - это английский вариант организованной и узаконенной нелепицы, пятистрочие: А-А-Б-Б-А Например: Жил да был старик болотный, Вздорный дед и тягомотный, На колоде он сидел, Лягушонку песни пел Въедливый старик болотный. Винни-Пух обучал Пятачка На крючок наживлять червячка; Но взамен червячка Голый хвост Пятачка Поддевал он на кончик крючка

6 тур Мудрые мысли Объясните фразу: «То, что мы знаем, - ограниченно, а то, чего не знаем, - бесконечно» (Пьер Симон Лаплас)

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» Конкурс 1. Разминка Назовите национальное дерево России (Береза) Назовите полюбившийся всему миру сувенир русской земли (Матрешка) Какой город называли городом Мастеров? (Тула) Какую обувь носил русский крестьянин? (Лапти) Как называется праздник проводов зимы? (Масленица) Какое угощение обязательно на Масленице? (Блины) Какой зверь любит малину? (Медведь) Какой лесной зверь сушит себе на за зиму на деревьях грибы? (Белка) Чем оканчиваются день и ночь. (Ь) Что посреди Волги стоит. (Л) Сколько ушей у 5 мышей? (10) Сколько пальчиков у 4 мальчиков? (80) Кто первым позвонил К. Чуковскому по сказочному телефону? (Слон) Как добиралась на юг сказочная лягушка – путешественница? (Утки, прутик) Назовите героя сказки с красивой богатой шубой, пожелавшего взять Дюймовочку в жены. (Крот)

Конкурс 3. Составь поговорку Каждая команда получает конверт. В конверте карточка. На карточке в пустые клеточки надо вписать пропущенные буквы так, чтобы получилось слово, называющее черту характера человека, сходную с повадками какого-либо животного и дописать поговорку Например: ХВ_С_Л_В_Й (хвастливый, как заяц) У_РЯ_Ы_ (упрямый, как осёл) К_А_НЫЙ (красный, как рак)

Конкурс 4. «На каком языке» На каком языке говорили сказочные герои, портреты которых вы видите? Красная Шапочка – французский (Ш. Перро) Чиполлино – итальянский (Дж. Родари) Карлсон – шведский (А. Линдгрен) Буратино – русский (А. Толстой) Бременские музыканты – немецкий (Братья Гримм) Дюймовочка – датский (Г-Х. Андерсен) Пиноккио – итальянский (К. Коллоди) Том Сойер – английский (М. Твен) Золушка – французский (Ш. Перро) Маугли – английский (Р. Киплинг)

Конкурс 5. «Поле чудес» Хоть на птицу и похож я, с вышиною не знаком, крылья есть, но только все же я всю жизнь хожу пешком (страус) В древности считалось, что этот предмет обладает магической силой. Если его потереть, то появляется электрический заряд, поэтому греки называли его “электрон” (янтарь) Это слово означает “лохмотья”, “пеленка”. В польском языке слово имеет более пристойный смысл: измаранный негодный клочок бумаги (шпаргалка)

Игра со зрителями «Чёрный ящик» Это знак. Имеет своё название. Бывает печатный и рукописный. Обозначает на письме звуки. (Буква) Это знак. Имеет не совсем точное название. Стоит после приставки. Предупреждает правую соседку, что она после него обозначает сразу два звука (Разделительный Ъ) Это знак. Его мы используем тогда, когда слово не помещается на строку (Чёрточка, знак переноса)

Интеллектуальная игра по русскому языку (5 класс)

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Цели урока :

1) закрепление знаний, полученных на уроках русского языка;

2) формирование положительной мотивации к изучению русского языка;

3) развитие логического мышления, расширение кругозора учащихся.

Краткое описание : игра проводится среди учащихся 5 класса; класс делится на 4 команды, состав команды - 6-7 человек. Каждая группа учащихся избирает капитана и придумывает название команды.

Оборудование: задания на карточках (см. Приложение); чистые листы на столах для записи ответов.

КОНКУРС 1. «РАЗМИНКА» (устно)

Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (Учитель зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ - 1 балл .)

1. Что посеешь, … (то и пожнешь).

2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3. Кончил дело - … (гуляй смело).

4. Волков бояться - … (в лес не ходить).

5. С кем поведешься - … (от того и наберешься).

6. Как аукнется - … (так и откликнется).

7. За двумя зайцами погонишься - … (ни одного не поймаешь).

8. Тяжело в учении - … (легко в бою).

9. Любишь кататься - …(люби и саночки возить).

10. Учение - свет, … (а неученье - тьма).

11. Семь раз отмерь… (один раз отрежь).

12. Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).

КОНКУРС 2. «ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ» (на карточках)

Разгадайте принцип, по которому составлены данные «фонетические пропорции» (соотношения, равенства), и решите их. Чего не хватает? (за каждый правильный ответ - 1 балл ).

1) А / Я = О / ? (Ё)

2) М / М’ = Р / ? (Р’)

3) В Б / Ф П = З’ Ж / ? (С’ Ш)

4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ? (ШЕЙ)

5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ? (ТОЛЬ)

Что такое толь? (дополнительный балл ).

*Толь - пропитанный водонепроницаемым составом картон, употребляемый как кровельный, изоляционный материал.

КОНКУРС 3. «СОБЕРИ СЛОВА» (устно, делают пометки на листах)

Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово - 1 балл ).

1) Приставка - в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень - в слове СНЕЖИНКА, суффикс - в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ - в слове УЧЕНИКИ (подснежники ).

2) Корень - в слове ДВОРНИК, суффикс - в слове СТОЛОВАЯ, окончание - в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый ).

3) Приставка - в слове ЗАХОД, корень - в слове ГОРОДА, суффикс - в слове СТОРОНКА, окончание - в слове ЗИМА (загородка ).

4) Корень - в слове МОЛОДОЙ, суффикс - в слове ПАЛЬЦЫ, окончание - в слове ТРАВЫ (молодцы ).

Вы большие молодцы, потому что успешно справились с этим заданием!

КОНКУРС 4. «РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА» (стихотворения на карточках)

Перед вами два стихотворения. Первое принадлежит перу В. Берестова («Луноход»), второе - Леониду Мартынову («Чет и нечет»).

1. Прочитайте первое стихотворение и скажите, сколько в нем слов, имеющих такой же корень, как и в слове лунатик ?

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

(Луноход, прилунился, лунолёт, Луны; лунка - не однокоренное слово!).

(За каждое найденное слово - 1 балл ).

2. Прочитайте второе стихотворение и ответьте, есть ли среди сопоставляемых поэтом слов однокоренные?

Чет и нечет

Попробуешь

Слова сличить -

И аж мороз идет по коже!

«Мучить» и «учить»

Звучат извечно так похоже.

Но и бывает смысл иной,

Доподлинно необъяснимый:

Казнящий ли владел казной,

Или казной владел казнимый?

Земля и тля. Вина - вино.

Все это будет не одно,

Но от другого не отбросить!

Березка - розга. Лик и лак,

Увечить и увековичить…

Неужто это просто так,

Одна случайность -

Чет и нечет?

КОНКУРС 5. «БЛИЦ-ОПРОС» (устно)

(правильный ответ - 1 балл )

1. Сколько букв в русском алфавите? (33 )

2. Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных )

3. Часть речи, обозначающая предмет (существительное ).

4. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы ).

5. Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс ).

6. Неопределённая форма глагола (инфинитив ).

7. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение ).

8. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение ).

9. Часть слова без окончания (основа ).

10. Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение ).

11. Предложение с двумя грамматическими основами (сложное ).

12. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика ).

КОНКУРС 6. «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

Внимательно послушайте миниатюру Феликса Давидовича Кривина из книги «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола» (текст читается 2 раза). Ответьте на вопрос: какие пословицы, фразеологизмы со словом язык он использовал? Вспомните другие пословицы и фразеологизмы со словом язык .

Говорят, наши пороки - продолжение наших добродетелей. В этом случае такая добродетель, как язык, имеет весьма пышное продолжение. По крайней мере, больше тратится усилий, чтобы заставить его замолчать, нежели на то, чтобы поощрить его к разговору. Ну, допустим, кого-то тянут за язык, кому-то развязывают язык, с кем-то находят общий язык… А все остальное - призыв к молчанию. Тут надо и прикусить язык, и придержать язык, и проглотить язык - в особо опасных случаях. Рекомендуется держать язык на привязи, а проще говоря - за зубами. В противном случае - тут тебе и пожелание типуна на язык, и совет языку отсохнуть, и сожаление, что язык без костей. Дело, впрочем, не ограничивается одними пожеланиями. Совершается немало решительных действий, чтобы не дать языку заговорить: и наступают на язык, и укорачивают язык, и стараются не дать языку воли. Потому что считается, что язык наш - враг наш, что он страшнее пистолета, что он длинный, что он злой и вообще плохо подвешен. О добрых языках почему-то в народе умалчивают. И даже всемогущее Слово считают всего лишь серебром, тогда как молчание - золотом. Если судить по этим изречениям, можно подумать, что людям вообще не нужен язык, что он для них - обуза. Но и то плохое, что сказано о языке, сказано благодаря языку… На этом и основывается оптимизм языковедов… (Кривин Ф.Д. «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола»).

Фразеологизмы :

Тянуть за язык - вынуждать что-либо сказать, ответить.

Развязать кому-то язык - заставить говорить.

Находить общий язык - договариваться.

Прикусить язык - замолчать.

Придержать язык - помалкивать, поменьше говорить.

Проглотить язык - замолчать.

Держать язык на привязи / за зубами - молчать, не болтать, не говорить лишнего, быть осторожным в высказываниях.

Типун тебе на язык - недоброе пожелание тому, кто говорит не то, что следует.

Чтоб у меня язык отсох - клятвенного заверение в том, что сказанное мной - правда.

Язык без костей - кто-то очень болтлив, болтает всякий вздор.

Наступают на язык - заставляют молчать.

Укоротить язык - заставить кого-либо поменьше болтать, быть менее дерзким.

Не дать языку воли - не позволять говорить лишнее.

Длинный язык - кто-то очень болтлив, говорит много лишнего.

Злой язык - манера, способность остро, резко, насмешливо говорить, судить о ком-либо, чем-либо.

Язык плохо подвешен - кто-то не умеет свободно излагать свои мысли.

Пословицы:

Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

Слово - серебро, молчание - золото.

+ (собственные примеры)

Мал язык, да всем телом владеет.

Язык до Киева доведет.

КОНКУРС 7. «ПАРОЧКИ СЛОВ» (устно)

Запишите пары слов: песня и стих , гол и пас , два и три . Все вторые слова в этих парах обладают свойством, которым не обладает ни одно из первых слов. Назовите это свойство (правильный ответ - 3 балла ).

(Вторые слова могут пониматься как глагольные формы).

КОНКУРС 8. «СИНТАКСИЧЕСКИЙ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно построенное предложение - 3 балла ):

1. Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2. Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3. Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4. Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6. Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги).

КОНКУРС 9. «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ» (устно)

1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота )

2. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (именительный )

3. Чем похожи существительные ножницы , брюки , чернила ? (они употребляются только во множественном числе )

4. Какую часть слова можно в земле найти? (корень )

5. Каким членом предложения является обращение? (обращение не является членом предложения )

6. Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон… )

7. Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей (у рыб есть зубы )

КОНКУРС 10. «СОБЕРИ ТЕКСТ» (раздаточный материал)

Расположите данные вам предложения в правильном порядке, чтобы получился связанный текст. Команды должны собрать два текста. По итогам конкурса капитаны команд читают тексты вслух (правильно составленный текст оценивается в 3 балла ).

Ответы

Текст №1

1. Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

2. Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

3. Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

4. Голова сказала: «Разойдемся!».

5. И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

6. Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Текст №2

1. У одного отца было два сына.

2. Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

3. Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

4. Они пошли судиться к соседу.

5. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

6. Они сказали: «Он велел делить все пополам».

7. Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

8. Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.


ПРИЛОЖЕНИЕ

«Фонетические пропорции»

1) А / Я = О / ?

2) М / М’ = Р / ?

3) В Б / Ф П = З’ Ж / ?

4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ?

5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ?

«Родственные слова»

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

Чет и нечет

Попробуешь

Слова сличить -

И аж мороз идет по коже!

«Мучить» и «учить»

Звучат извечно так похоже.

Но и бывает смысл иной,

Доподлинно необъяснимый:

Казнящий ли владел казной,

Или казной владел казнимый?

Земля и тля. Вина - вино.

Апрель и прель. Мороз и проседь…

Все это будет не одно,

Но от другого не отбросить!

Березка - розга. Лик и лак,

Увечить и увековичить…

Неужто это просто так,

Одна случайность -

Чет и нечет?

Текст №1

И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

Голова сказала: «Разойдемся!».

Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

Текст №2

Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

Они сказали: «Он велел делить все пополам».

Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

Они пошли судиться к соседу.

У одного отца было два сына.

Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

Игорь Андриенков
Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 8 класса «Самый умный»

ИГРА «САМЫЙ УМНЫЙ »

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 8 КЛАССА

ЦЕЛИ : 1) проверить знания учащихся по русскому языку и литературе ;

2) развивать умение быстро ориентироваться в материале; применять на практике знания и навыки, полученные в школе;

3) воспитывать интерес к изучению русского языка и литературы .

ОБОРУДОВАНИЕ :

1) карточки с цифрами 1, 2, 3, 4;

2) рисунок панели мобильного телефона с цифрами и буквами;

3) карточка для 3 тура с цифрами;

4) мультимедийная презентация

5) плакат с названиями тем для 2 тура.

1. Образуйте форму множественного числа существительного «дно» ?

(Донья) дны дна днища

2. - Какое местоимение является названием книги В. Маяковского?

Ты мы («Я» ) вы

3. - Какой знак препинания часто ставят ребром?

. ! (Вопрос. «Поставить вопрос ребром» ) ,

4. - Какую букву нужно убрать из существительного «полотно» , чтобы превратить его в наречие?

(Первую «о» :) вторую о третью о н

5. - Какую букву и на какую нужно заменить в существительном «пенал» , чтобы оно стало глаголом?

(Букву «е» на «и» : пенал – пинал) е – о е – а переставить ударение

6. - Какое местоимение может работать приставкой?

(Местоимение ВЫ) мы он ты

7. - Вопрос каких падежей без устали задаёт курица?

(Вопрос дательного и винительного падежей : КУДА) и. п т. п в. п.

8. - Назовите «математические» части слова.

(корень. Математики их всегда ищут) окончание префикс интерфикс

9. - Самая математическая часть речи – это …

Существительное прилагательное глагол (Имя числительное)

10. - Какие приставки могут быть именами существительными?

(Перед) на под над

11. Слово «школа» переводится с греческого как :

А : работа Б : отдых В : знание Г : чтение

12. Впервые арабские цифры на Руси появились в учебнике М. Магницкого «Грамматика» в 1648 году. А как до этого обозначались цифры?

А : римскими Б : рисунками В : буквами Г : никак

Дополнительные вопросы

1. Древнеримская пословица говорит : «Лысина не порок, а свидетельство…»

А : острой бритвы Б : мудрости В : бурной жизни Г : отсутствия парика

1. Синтаксис русского языка

1)Союз «и» - соединительный или противительный? (Соединительный)

2)Как по-другому называются подлежащее и сказуемое? (Грамматическая основа)

3)В предложении «Я ученик» назовите сказуемое. (Ученик)

4)Как оформляется прямая речь? (Кавычками)

5)Обосабливается ли определение, которое относится к личному местоимению? (Да)

6)Каким членом предложения являются вводные слова? (Никаким)

7)Назовите подлежащее в предложении «Трое друзей играли » . (Трое друзей)

8)Назовите член предложения, отвечающий на вопросы коренных падежей. (Дополнение)

9)Как мы подчеркиваем определение? (Волнистой линией)

10)Есть ли вводное слово в предложении «Мама может быть строгой» . (Нет)

11)Какая самая распространенная связка в русском языке ? (Быть)

12)Назовите уточняющий член в предложении : «Все, кроме Пети, сделали домашнее задание» . (Кроме Пети)

13)Являются ли однородные определения : большой металлический круг. (Нет)

14)Что мы ставим в конце повествовательного предложения? (Точку)

15)Обосабливается ли слово с «как» в предложении «Я тебе как друг» ? (Нет)

16)Какой знак ставим в предложении «Солнце - огромная звезда» ? (Тире)

17)На какие вопросы отвечает определение? (Какой? Чей)

18)Предложение «Мне холодно» односоставное или двусоставное? (Односоставное)

19)На какие вопросы отвечает обстоятельство? (Как? Где? Когда? и др.)

20)Назовите грамматическую основу в предложении : «Весна» . (Весна)

2. Морфология и орфография русского языка

1)Сколько «н» пишется в кратких причастиях? (Одна)

2)Сколько спряжений в русском языке ? (Два)

3)Какая буква пишется в слове «девчонка» после ч? (О)

4)Как пишется наречие «смолоду» ? (Слитно)

5)К какой части речи относится слово «если» ? (Союз)

6)От чего образуется деепричастие? (От глагола)

7)К какому спряжению относится слово видеть? (Ко второму)

8)Сколько «н» пишется в слове «ветреный» ? (Одно)

9) Как пишется «не» с глаголами? (Раздельно)

10)На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? (Что сделал?Что делал)

11)Назовите известные вам личные местоимения. (Я, ты, вы, он и др.)

12)Какая приставка в слове «прехорошенький» ? (Пре-)

13)Как пишется слово «темно-фиолетовый» ? (Через дефис)

14)Какая часть речи «твой» ? (Местоимение)

15)Назовите приставку в слове сделать? (С)

16)Какая часть речи - шестнадцать? (Числительное)

17)Сколько «н» пишем в словах на -ованный, -ёванный? (Две)

18)Существительное «Алиса» - собственное или нарицательное (Собственное)

19)Поставьте в родительном падеже слово «часы» ? (Часов)

20)Пишем ли «ь» в слове «замуж» ? (Нет)

3. Лексикология и фразеология

1 Антонимом к слову позавчера является слово (послезавтра)

2 Как называются пары слов абонент – абонемент; идеальный – идеалистический? (паронимы)

3 Какому современному слову соответствует архаизм чело (лоб)

4 К слову жизнь подберите антоним. (смерть)

5 Определите стилистический разряд слов клёвый, вроде, болтун. (разговорный)

6 Из какого языка заимствовано слово рельс? (из английского)

7 Противоположные по значению слова – это… (антонимы)

8 Относится ли слово резюме к официально-деловой лексике? (да)

9 Какое слово является доминантой в синонимическом ряду переборщить, перегнуть, пересолить, перестараться? (перестараться)

10 Слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении типа замок - замок (омографы)

11 К какой группе лексики относятся слова карбонат, цианид? (К ТЕРМИНАМ)

12 Во фразе : «есть в три горла» – слово три означает ‘много’ ИЛИ МАЛО? (много)

13 Какому слову подходит определение «посуда, предназначенная для хранения еды или питья» ? (банка)

14 Какое из данных слов можно понять и как существительное, и как глагол : речь, печь или лечь? (печь)

15 ПОДБЕРИТЕ СИНОНИМ К СЛОВУ ЛЕГАЛЬНЫЙ (ЗАКОННЫЙ)

16 Какое из словосочетаний не может употребляться как фразеологизм : играть в молчанку или играть в лото ? (играть в лото )

17 Есть такой вид спорта – пентатлон. Как он называется по-русски ? (ПЯТИБОРЬЕ)

18 Фразеологизм бить баклуши обозначает … (бездельничать)

19 Как называются слова, которые совпадают в звучании и написании в одной грамматической форме? (омонимы)

20 Как правильно : экономный, экономический или экономичный кризис? (экономический)

4. Произведения А. С. Пушкина

1)Как погиб Пушкин? (Убит на дуэли)

2)Какой поэт по поводу смерти Пушкина написал стихотворение «Смерть поэта» ? (Лермонтов)

3)Был ли Пушкин в Крыму? (Да)

4)Имя главного героя в произведении «Станционный смотритель» . (Самсон Вырин)

5)Имя возлюбленной Дубровского. (Маша)

6)В какой сказке Пушкина царевна съедает отравленное яблоко? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» )

7)Кого в поэме Пушкина искал влюбленный Руслан? (Людмилу)

8)Что подарил Гринев Пугачеву за то, что тот стал его провожатым во время метели? {Заячий тулуп)

9)Как погиб Пугачев? (Был обезглавлен)

10)Закончите фразу; «Свет мой, зеркальце, скажи.» («. Да всю правду доложи» )

11)Название крепости, куда приехал служить Гринев. (Белогорская)

12)Имя и фамилия девушки, в которую были влюблены и Гринев, и Швабрин. (Маша Миронова)

13)В какой сказке героиней была Шамаханская царица? («Сказка о золотом петушке» )

14)Кого нанял поп на работу из сказки Пушкина? (Балду)

15)Из какого произведения эти строки : «У лукоморья дуб зеленый.» ? («Руслан и Людмила» )

16)В каком произведении человека бросают в комнату, где находится голодный медведь? («Дубровский» )

17)К какому классу чиновников принадлежал Самсон Вырин? (К 14-му классу )

18)Почему осень, по мнению Пушкина, лучшее время года? (Приходит вдохновение)

19)В какой сказке фигурировало разбитое корыто? («Сказка о рыбаке и рыбке» )

20)Сколько лет прожил Пушкин? (37)

5. Языкознание

1 Слова с одним и тем же корнем - Однокоренные

2 Грамматическая основа предложения - Подлежащее и сказуемое (главные члены)

3 Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей - Дополнение

4 Раздел науки о языке , изучающий словосочетания и предложения - Синтаксис

5 Сколько гласных звуков насчитывается в русском языке ? - Шесть

7 Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению -Омонимы

8 Корень с слове талантливый - Талант

9 Какая часть речи имеет временную категорию? - Глагол

10 Кокой частью речи является слово “Дичь”? - Существительное

11 Сколько букв “а” в слове “Спартакиада”? - 4 буквы

13 Род слова “Кофе” - Мужской

14 Сколько суффиксов в слове “баскетболистка”? - Два

15 Наука, изучающая истинное древнее значение и происхождение слов - Этимология

16 Как правильно написать “ветренный день” или “ветреный день”? - Ветреный

17 Сколько корней в слове “хлеборезка”? - Два – хлеб- и –рез-

18 Часть речи, обозначающая признак действия - Наречие

19 Слово (не) доумевая пишется слитно или раздельно? - Слитно

6. Секрет (Пословицы и поговорки)

1. Не рой яму другому… сам в неё и попадешь

2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда) .

3. Не имей сто рублей, …а имей сто друзей.

4. Волков бояться – … (в лес не ходить) .

5. С кем поведешься – … (от того и наберешься) .

6. Тяжело в учении – … (легко в бою)

7. За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь) .

8. Написано пером… не вырубишь топором

9. Любишь кататься - (люби и саночки катать)

10. Учение – свет, … (а неученье тьма)

11. Семь раз отмерь -… один отрежь.

12. Не плюй в колодец…. пригодится воды напиться

13. Работа не волк… в лес не убежит.

14. Слово не воробей… вылетит – не поймаешь

15. Будто кровь … с молоком

16. Глух как (тетерев)

17. Не глаза видят, а человек, не ухо слышит, а (душа)

18. От горшка три (вершка)

19. Умён на словах, да глуп (на делах)

20. Долг не ревет, а спать (не дает)

7. Произведения Н. Гоголя

1)Как зовут Гоголя? (Николай Васильевич)

2)В каком украинском поселке родился Гоголь? (Великие Сорочинцы)

3)В каком произведении Гоголь показал силу, дух и трагические судьбы украинского казачества? («Тарас Бульба» )

4)Имя чиновника, которого все в городе приняли за ревизора? (Хлестаков)

5)Сколько сыновей было у Т. Бульбы? (Два)

6)Имена двух сплетников, которые, как сороки, разносили все новости по городу, где ожидали ревизора. (Добчинский и Бобчинский)

7)Какой сын Тараса Бульбы предал казаков из-за любви к девушке? (Андрей)

8)Назовите фамилию судьи, у которого в зале суда жили гуси. (Ляпкин-Тяпкин)

9)По словам Хлестакова, с кем из известных поэтов он здоровался за руку? (Пушкин)

10)Разрешил ли Николай I постановку «Ревизора» ? (Да)

11)Чем заканчивается комедия «Ревизор» ? (Немой сценой)

12)Как фамилия попечителя богоугодных заведений из комедии «Ревизор» (Земляника)

13)Имя слуги Хлестакова. (Осип)

14)В каком произведении Гоголя одним из главных героев была Солоха? («Ночь перед Рождеством» )

15)Какой из этих романов написал Гоголь : «Мертвые души» или «Живые и мертвые» ? («Мертвые души» )

16)Имя дочери городничего, к которой сватался Хлестаков. (Марья Антоновна)

17)Любил ли Хлестаков играть в карты ? (Да) -

18)Был ли Гоголь в Италии? (Да)

19)Кто из героев «Ревизора» не прочь был почитать чужие письма? (Почтмейстер)

20)Как звали старшого сына Тараса Бульбы? (Остап)

8. Теория литературы

1)Как называется приём, основанный на противопоставлении персонажей или характеров? (Антитеза)

2)Как называется жанр лирики, где описывается красота природы, окружающего мира? (Пейзажная)

3)Как называется драматическое произведение с финалом, где обычно один из героев погибает? (Трагедия)

4)Жанр произведения «Ревизор» . (Комедия)

5)Жанр произведения «Мцыри» . (Поэма)

6)Жанр произведения «Ася» . (Повесть)

7)Как называется в художественно произведении выразительная подробность, несущая определенную смысловую нагрузку? (Художественная деталь)

8)Как называется языковое средство , выражающее сильное преувеличение (Гипербола)

9)Назовите термин, соответствующий словосочетанию «строение произведения» . (Композиция) .

10)На какую художественную деталь указывает Л. Н. Толстой в рассказе «После бала» , чтобы показать заботу генерала о своей дочери? (Сапоги)

11)Определите вид языкового средства «Солнце словно огненный шар» . (Сравнение)

12)Определите вид языкового средства «Ресницы спали на щеке» . (Олицетворение)

13)Стихами или прозой написаны «Алые паруса» ? (Прозой) .

14)Стихами или прозой написано пpoизведение «Мцыри» ? (Стихами)

15)Как называется созвучие в конце строки у стихотворений? (Рифма)

16)Как называется художественное oпределение? (Эпитет)

17)Назовите жанр произведения «Алые паруса» по определению самого Грина (Феерия)

18)Как называется рассказ с напряженным сюжетом и неожиданной

концовкой? (Новелла)

19)Определите вид языкового средства «Каждая ее черта, как полет ласточки (Сравнение)

20)Как называется прием, используем Тургеневым, когда речь идет о крыльях в разговоре между Асей и господином Н.? (Подтекст)

2)Кто написал «Ромео и Джульетту (В. Шекспир)

3)Страна, в которой родился Шекспир (Англия)

4)Какое произведение прославило Сервантеса? («Дон Kuхот» )

5)Имя любимой жены Таманго (Айше)

6) Кем был по профессии А. Сент-Экзюпери? (Летником)

7)Кто сказал Маленькому принцу : «Ты в ответе за тех, кого приручил» ? (Лис)

8)Кого оставил Маленький принц на своей планете? (Розу)

9)Чем пожертвовала Делла, чтобы купить Джиму ремешок для часов?

(Волосами)

10)Имя верного оруженосца Дона Кихота. (Санчо Панса)

11)Погибает ли Таманго на корабле, которым не смог управлять? (Нет)

12)Кто вынужден был управлять вертолетом на обратном пути в рассказе «Последний дюйм» ? (Сын)

13)В каком жанре работал А. К. Дойл? (В жанре детектив)

14)Где был спрятан голубой карбункул в рассказе А. Конан Дойла? (В гусе)

15)Сколько лет должно было исполнится Джульетте, когда она встретила Ромео? (14)

16)Название города, где происходили события в «Ромео и Джульетте» . (Верона)

17)В каком романе главный герой вступает в бой с ветряными мельницами? («Дон Кихот» )

18)Основное занятие Леду, персонажа из новеллы «Таманго» . (Торговля людьми)

19)Кому принадлежит фраза : «О милая, о жизнь моя, о радость.» ? (Ромео)

20)Из скольких строк состоят японские стихотворения хокку? (Из трех)

10. Орфография. Орфоэпия

1. Когда в корнях –бер- -бир-,-тер- -тир-, -мер- -мир- пишется Е, а когда И? (перед суф. А пишется И)

2. От чего зависит гласная в суффиксах действительных причастий настоящего времени : -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-? (от спряжения глаголов)

3. Когда корень ПОЛ со словами пишется через дефис? (если второе слово начинается с гласной, с буквы Л, если с прописной буквы

4. Какой гласный называется слабым? (безударный)

5. Назовите слова-исключения, в которых в корне после Ц пишется буква Ы. (цыган, цыц, цып-цып, цыпленок, на цыпочках)

6. Пишется или нет Ь в слове РАСПИСАТЬСЯ? (да)

7. Какой суффикс пишется у наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-? (суффикс –А-)

8. Какая гласная пишется в словах, оканчивающихся на –ЦИЯ? (и)

9. Подберите проверочное слово к слову БАТАЛЬОН. (комбат)

10. Когда в глаголах на –ТСЯ и –ТЬСЯ пишется Ь? (если в вопросе содержится (ь)

11. Как пишутся наречия УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ (без мягкого знака на конце)

12. Сколько –Н- пишется в отглагольных прилагательных типа жареный, мочёный, солёный? (одно –Н-)

13. Когда в приставках без-, бес-, раз-, рас-, вз-, вс-, с- пишется З, а когда С? (перед звонкими - З, перед глухими С)

14. Назовите предлоги, которые пишутся через дефис. (из-за, из-под, по-над)

15. В документах ставится подпись, роспись или можно говорить и так, и так? (подпись)

16. Когда употребляется глагол ОДЕТЬ, а когда глагол НАДЕТЬ? (на себя надевают, кого-то одевают)

17. Как надо говорить : согласно приказу или согласно приказа? (согласно приказу)

18. Можно ли говорить ДВОЕ ДЕВУШЕК (нет, правильно ДВЕ ДЕВУШКИ

19. Какой глагол употребляется в повелительном наклонении КЛАДИ или ЛОЖИ? (клади)

20. Какой из предлогов пишется в одно слово : В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, ВСЛЕДСТВИЕ? (вследствие)

Общие вопросы

7. Какое русское слово принадлежит тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Имя)

9. Какой иглой не сошьешь рубахи? (хвойной)

11. В каком магазине ничего не купишь? (оружие)

16. Что можно набрать, ничего не беря в руки? (номер телефона)

20. Что можно собрать без помощи рук? (силы, тело для прыжка)

24. Какое государство можно носить на голове? (Панама)

26. Какой город летает? (Орел)

28. Какая Земля никогда не состарится? (Новая Земля)

35. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (фонетика)

1. - В какой сказке Пушкина девушка превращалась в лебедь? - “Сказка о царе Салтане”

3. - Сколько братьев было у Мальчика-с-пальчика? - Шесть

5. - Кем стал сын мельника в сказке “Кот в сапогах”? - Маркизом де Карабасом

14. - Сколько лет проспала Спящая красавица? - 300 лет

25. - Американский режиссер, снявший полнометражный мультфильм “Белоснежка и семь гномов” - Уолт Дисней

29. - Как называлась группа, в которой пели кот, пес, осёл и петух? - “Бременские музыканты”

36. - На губе какого сказочного животного мужики пашут? - Чудо-юдо рыба-кит

«УЗНАЙ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ЕГО НАЧАЛУ»

2. «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие» («Ревизор» , Гоголь).

6. «Мне было тогда лет 25, - начал Н. Н., - дела давно минувших дней, как видите. Я только что вырвался на волю и уехал за границу.» («Ася» , Тургенев).

10. «Переправа, переправа,

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый, кромка льда…» («Василий Теркин» , Твардовский).

13. «У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том…» («Руслан и Людмила» , Пушкин).

18. «В гороховой улице, в одном из больших домов…лежал утром в постели, на своей квартире….» («Обломов» , Гончаров).

21. «Светает… Ах! Как скоро ночь минула! Вчера просилась спать : - отказ, «Ждем друга» . Нужен глаз да глаз». («Горе от ума» , Грибоедов).

23. «В ворота губернского города N.N. въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки…» («Мертвые души» , Гоголь).

31. «Не мысля гордый свет забавить,

Вниманье дружбы возлюбя,

Хотел бы я тебе представить

Залог, достойнее тебя(«Евгений Онегин» , Пушкин).

34. «Жил старик со своею старухой у самого синего моря…» («Сказка о рыбаке и рыбке» , Пушкин.)

«РУССКИЙ ЯЗЫК . СИНТАКСИС»

4. Сочетание двух и более знаменательных слов (Словосочетание) .

8. Вид подчинительной связи, при котором главное и зависимое слово связаны только по смыслу (Примыкание) .

15. Синтаксическая единица, выражающая относительно законченную мысль (Предложение) .

17. По грамматическому составу предложения бывают (Односоставные и двусоставные) .

19. Односоставные предложения, в которых главный член – сказуемое - выражен глаголом в форме 1 и 2 лица (определенно-личные) .

22. Второстепенный член предложения, обозначающий признак действия, состояния, признак другого признака (обстоятельство) .

27. Слова или сочетания слов, называющие того, к кому обращаются с речью (обращение) .

30. Как называются обороты с союзами как, словно, точно, будто? (Сравнительные) .

32. Какие знаки препинания ставятся в сложных бессоюзных предложениях?