Модель труда медсестры личности деятельность общение. Профессиональная модель сестры-организатора

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-30

Заказать написание уникльной работы

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Лекция № " xml:lang="en-US" lang="en-US">5

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тема: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Модели сестринского дела.

Учебные цели занятия:

Знать: - содержание термина

  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">значение моделей сестринского дела для развития сестринской специальности
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">основные положения модели сестринского дела
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">разнообразие моделей (например, В.Хендерсон, Д.Орем, Д. Джонсон, К.Рой)
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">концептуальные положения модели В.Хендерсон, взаимосвязь основных потребностей человека по А.Маслоу и видов повседневной деятельности по Вирджинии Хендерсон

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Уметь: - применить модель В. Хендерсон при анализе конкретной ситуации

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Воспитательные цели:

  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">воспитывать через выполнение учебной деятельности лучшие черты личности: доброту, целеустремленность, аккуратность, дисциплинированность, исполнительность
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">воспитывать стремление к повышению уровня знаний
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">научить студентов быть собранными

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Вид занятия: урок – лекция

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Метод ведения: лекция – рассказ

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Продолжительность занятия: 80 минут

Внутрипредметные связи: лекция № 5 «Потребности человека в здоровье и

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> болезни»

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Межпредметные связи: иностранный язык

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Место проведения занятия: лекционный зал

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Оснащение занятия: - лекция по теме

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> - поурочный план

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

  1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Вирджиния Хендерсон и ее теория сестринского дела. // Медицинская помощь. - 1999 . - № 1. - с. 13 – 17.
  2. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Сестринское дело: эволюция понятий и развитие теорий. // Медицинская помощь. – 1996. - № 4. – с. 7 – 9.
  3. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского ухода. Серия «Медицина для вас». Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 448 с.
  4. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Сестринское дело, том 1 / Под ред. А.Ф,Краснова. – С.: ГП «Перспектива», 1998. – 368 с.

Ход занятия

" xml:lang="en-US" lang="en-US">I " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. Организационный момент:

  1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Приветствие преподавателя.
  2. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Готовность аудитории.
  3. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Внешний вид студентов.
  4. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Отметка отсутствующих.

" xml:lang="en-US" lang="en-US">II " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. Сообщение темы лекции и учебных целей.

" xml:lang="en-US" lang="en-US">III " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. Формирование новых понятий и представлений:

  1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Преподаватель излагает материал лекции с соответствующими объяснениями. Вопросы:
  • Концептуальные модели сестринского дела как необходимое условие профессиональной сестринской практики.
  • Основные положения модели сестринского дела: определение пациента, источник проблем пациента, приоритетная задача медсестры, роль медицинской сестры, фокус вмешательства, способы сестринских вмешательств, ожидаемый результат.
  • Разнообразие моделей сестринского дела. Сравнительные характеристики наиболее известных моделей сестринского дела.
  • Теории и модели, направленные на преодоление дефицита самоухода у пациента (например, В. Хендерсон, Д. Орем).
  • Основные положения модели В. Хендерсон. Взаимосвязь основных потребностей человека по А. Маслоу и видов повседневной деятельности по Вирджинии Хендерсон. Потребности пациента в адекватном дыхании, питании и приёме жидкости, физиологических отправлениях, движении, сне, осуществлении мероприятий личной гигиены и смене одежды, поддержании нормальной температуры тела, безопасности, общении, труде и отдыхе. Значение для сестринского дела.
  • Теории и модели, направленные на адаптацию пациента и членов его семьи к ситуации, связанной со здоровьем (например, К. Рой).
  • Применение моделей сестринского дела при анализе конкретных ситуаций в условиях стационара и на дому.
  1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Студенты конспектируют материал лекции под диктовку преподавателя.
  2. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">По ходу лекции преподаватель:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) задает вопросы и упражнения студентам,

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б) отвечает на вопросы учащихся.

IV . Подведение итогов занятия — преподаватель устно обобщает рассказанный

материал.

" xml:lang="en-US" lang="en-US">V " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. Домашнее задание:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> «Модели сестринского дела».

МОДЕЛИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Научные теории сестринского дела

Если содержание процесса или явления слишком велико или абстрактно, чтобы обращаться непосредственно к ним, тогда оно заменяется моделью, которая облегчает его изучение и анализ. Различают политические модели, экономические, социальные, медицинские и т.д. Медицинская модель существует на протяжении веков, она ориентирована на заболевание, когда усилия врача направлены на постановку диагноза и лечения патологического состояния . Все его внимание сосредоточено на поиске и лечении отклонений, дисфункций и дефектов. Большинство видов деятельности врача – лечение, преподавание или научно-исследовательская работа, так или иначе направлены на различные аспекты заболевания и недугов.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Модель сестринского дела ориентирована на человека, а не на болезнь " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. Эта модель должна быть приложима к нуждам пациентов, их семей и общества, предоставлять медицинским сестрам широкий выбор ролей и функций для работы не только с больными и умирающими пациентами, но и со здоровым контингентом населения. Модели сестринской помощи отражают существующую действительность, дают возможность сравнивать различные концепции сестринского дела на протяжении длительного времени.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Например, " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">до " xml:lang="en-US" lang="en-US">XIX " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> века сестринское дело было сведено к уходу за пациентом. Как правило, не было никаких попыток активно повлиять на течение болезни. Модель сестринского дела, сложившаяся в США в конце " xml:lang="en-US" lang="en-US">XIX " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> – " xml:lang="en-US" lang="en-US">XX " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> начале века, отражает деятельность Флоренс Найтингейл, которая считала, что состояние пациента можно улучшить, воздействуя на окружающую обстановку " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">, для этого обеспечивался свежий воздух, тепло, свет, питание и соответствующая гигиена. Постепенно эти факторы стали важными для всех, а не только для больных, это заложило основы профилактики.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">С развитием медицинской помощи многие обязанности врача стали переходить к медицинской сестре " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> (измерение температуры, артериального давления, выполнения ряда процедур и т.д.). " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Кроме ухода за пациентом, сестра принимает активное участие в реабилитации и профилактике " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В 60-е гг. " xml:lang="en-US" lang="en-US">XX " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> века сестринская школа Йельского университета США выдвинула новые подходы к толкованию сестринского дела. Предлагалось рассматривать сестринское дело:

  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">как процесс, а не конечный результат;
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">как взаимодействие, а не содержание;
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">как взаимоотношения между двумя конкретными индивидами, а не связи между абстрактными медсестрой и пациентом.

В основу процесса положен системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированный на потребности пациента .

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> В связи с этим появились другие модели сестринской помощи. В каждой модели отражаются мировоззрения и убеждения медицинских сестер, занимающихся ее построением.

Концептуальные модели сестринского дела

как необходимое условие профессиональной сестринской практики

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Концептуальная модель сестринского дела – " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">остов или структура, которая основана на философии сестринского дела, включает в себя четыре парадигмы сестринского дела и разработана в качестве руководства для учебного плана или практики. Все концептуальные модели сестринского дела включают в себя четыре аспекта сестринского дела:

  1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">пациент,
  2. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">сестринское дело,
  3. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">окружающая среда,
  4. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">здоровье.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В настоящее время в мировой практике сестринского дела насчитывается более 30 концептуальных моделей сестринской помощи. Они содержат следующие " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">основные положения:

  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Определение пациента
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Источник проблем пациента
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Приоритетная задача сестры
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Роль сестры
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Фокус вмешательства
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Способы вмешательства
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Ожидаемый результат " xml:lang="en-US" lang="en-US">

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Модель сестринского дела можно определить как базовую структуру, отражающую суть сестринского дела. Она играет важную роль в развитии сестринского дела, направляя образование, научные исследования и практическую деятельность. Она способствует также формированию профессионального сознания и укреплению связей между медсестрами, работающими в различных областях сестринского дела.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Наибольшее распространение получили " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">пять моделей:

Эволюционно – адаптационная (Канадская Ассоциация сестер).

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Определение пациента: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> (рассматривает пациента как личность, индивидуум) уникальное биологическое и психосоциальное существование, функционирующее благодаря врожденной и приобретенной адаптации.

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Источник проблем пациента: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> настоящие или предстоящие изменения в его жизни, особенно в ее критические периоды, которые оказывают негативное влияние на состояние здоровья.

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Приоритетная задача сестры: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">оказание помощи пациенту в достижении и поддержании оптимального уровня здоровья в критические периоды жизни.

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Роль сестры: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> наставник – координатор (помощь пациенту на протяжении жизни в развитии и использовании всех способов адаптации).

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Фокус вмешательства: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> способы адаптации пациента к окружающей обстановке во время происходящих изменений в его жизни, требующие усилия или изменения для поддержания оптимального уровня здоровья.

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Способы вмешательства: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> применение различных способов стимулирования пациента.

Ожидаемый результат: достижение оптимального уровня здоровья пациента в критические периоды его жизни.

Добавочно – дополняющая (Вирджиния Хендерсон, 1955 г.)

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Определение пациента: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> полное и независимое существование заключается в удовлетворении 14 основных потребностей.

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Источник проблем пациента: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> дефицит силы, воли и (или) знаний.

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Приоритетная задача сестры: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> обеспечение свободы и независимости в удовлетворении основных потребностей.

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Роль сестры: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> действия по восстановлению и поддержанию независимости в удовлетворении основных потребностей.

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Фокус вмешательства: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">источник проблем пациента

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Способы вмешательства: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">действия, направленные на закаливание организма, укрепление силы воли, восполнение знаний.

Ожидаемый результат: возрастание независимости (самостоятельности) пациента в удовлетворении 14 основных потребностей.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Данная теория имеет наибольшую известность и популярность среди медсестер. Основывается на удовлетворении 14 базовых потребностей пациента (нормальное дыхание, адекватный режим питания и питья, движение и сохранение желаемого положения, сон и отдых, поддержание нормальной температуры тела, общение с окружающими и т.д.). «Уникальная задача медсестры – оценить отношение пациента к состоянию своего здоровья и помочь ему в осуществлении тех действий по укреплению и восстановлению здоровья, которые он мог бы выполнять сам, если бы имел для этого достаточно сил, воли и знаний».

Модель поведенческой системы (Дороти Джонсон, 1968 г.)

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Определение пациента: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> поведенческая система, представленная восьмью подсистемами.

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Источник проблем пациента: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> функциональный и (или) структурный стресс.

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Приоритетная задача сестры: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">обеспечение равновесия поведенческой системы и функциональной стабильности пациента.

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Роль сестры: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">медсестра выступает в роли регулятора и контролера.

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Фокус вмешательства: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">механизмы контроля и регуляции, а также требования, предъявляемые к пациенту.

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Способы вмешательства: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">действия предупреждающие, защищающие, сдерживающие и расслабляющие пациента в ситуациях функционального или структурного стресса.

Ожидаемый результат: адекватное поведение пациента в ответ на стрессовую ситуацию.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Особое внимание обращается на то, как пациент приспосабливается к своей болезни и как стресс, реальный или потенциальный, может повлиять на способность человека адаптироваться. Основная цель сестринской помощи – уменьшение стресса у пациента таким образом, чтобы он легче переносил процесс выздоровления.

Модель дефицита самоухода (Дороти Орем, 1971 г.)

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Определение пациента: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">существо, обеспечивающее деятельность по самообслуживанию 14 универсальных потребностей.

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Источник проблем пациента: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">дефицит в самообслуживании (неспособность осуществлять заботу о себе).

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Приоритетная задача сестры: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">создание условий для осуществления пациентом самоухода для достижения и поддержания оптимального уровня здоровья.

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Роль сестры: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">сестра выступает в роли учителя и контролера.

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Фокус вмешательства: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">нарушение выполнения элементов самоухода.

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Способы вмешательства: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ассистирование.

Ожидаемый результат: достижение пациентом оптимального уровня самообслуживания.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«В сестринском деле основное внимание должно уделяться потребности пациента в уходе. Уход нужен каждому человеку – женщине, мужчине, ребенку. При отсутствии должного наступает недомогание, болезнь и смерть. Медсестра иногда обеспечивает непрерывный уход за полностью нетрудоспособными пациентами. В других случаях она лишь помогает пациентам обеспечивать необходимый самоуход путем оказания им определенных видов помощи, путем обучения и направления пациентов по мере продвижения их к самостоятельному уходу за собой. Цель деятельности медсестры является поддержка умений пациента заботиться о себе.

Адаптационная модель (Каллиста Рой, 1976 г.)

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Определение пациента: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> человек, находящийся в постоянном взаимодействии с окружающей средой и приспосабливающегося к ней с помощью различных адаптационных способов.

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Источник проблем пациента: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> дефицит активности (пассивность) в результате имеющегося заболевания.

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Приоритетная задача сестры: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> обучение пациента адаптироваться к окружающей обстановке в период болезни.

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Роль сестры: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">сестра выступает в роли педагога-новатора.

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Фокус вмешательства: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> использование всевозможных способов стимулирования пациента обучению приспосабливанию к окружающей его обстановке.

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Способы вмешательства: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> дозированное использование стимулов (сохранение, отмена, увеличение, уменьшение).

Ожидаемый результат: адаптация пациента в результате адекватного восприятия применяемых стимулов.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Также могу предложить Вашему вниманию некоторые другие теории сестринского дела. Например:

  • Теория Хильдегорд Пеплау, 1952 г.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Впоследствии модель сестринской практики в психиатрии: «Сестринское дело – сложный процесс межличностного и терапевтического взаимодействия между сестрой и пациентом, где медсестра выступает в роли помощника, советчика и опекуна для пациента, а процесс их межличностного взаимодействия включает ряд последовательных этапов, ориентацию, идентификацию, объяснение и решение».

  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Теория Фей Абделлах, 1960 г.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«В основе ухода за пациентом лежат принципы ;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">холизма " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– целостного отношения к личности с учетом физических, психологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных и духовных потребностей пациента и их семей. Следовательно, медсестра должна владеть навыками межличностного общения, знаниями в области психологических, физиологических, социологических, базовых и специальных сестринских дисциплин.

Данная теория идентифицирует 21 потребность пациента, возникшую в 4-х основных областях:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;font-family:"Symbol"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> комфорт

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;font-family:"Symbol"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> физиологическое равновесие

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;font-family:"Symbol"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> психологические и социальные факторы

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;font-family:"Symbol"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> социологические и коммуникативные факторы

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Число исследователей сестринского дела и теорий возросло буквально на глазах. Например:

  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Марта Роджерс, 1970 г.
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Бетти Ньюман, 1972 г.
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Маделин Лейнингер, 1978 г. и др.

Все они по-своему определяли сестринское дело, внося что-то новое в его теорию, практику и науку.

Столь успешному развитию теорий способствовало развитие сестринских программ в университетах. Первые программы докторантур стали появляться в США к началу 1960-х гг. К концу 70-х гг. число медсестер, имеющих степень доктора наук, достигло 2000. Ни у кого не возникало сомнений, что сестринское дело трансформируется в самостоятельную научную дисциплину. В 1973 г. в США была создана Национальная Академия сестринских наук, а в 1985 – конгресс этой страны принял законодательство, в соответствии с которым в рамках Национального института здравоохранения в стране был создан Национальный центр сестринских исследований.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Неплохо, конечно, что сестринское дело не унаследовало модели из другой эпохи, другого общества. Благодаря этому, оно имеет возможность выработать свои собственные модели, которые отразят многочисленные изменения, имеющие место в нашем здравоохранении, его структуре и целях, модели, связанные с задачами здравоохранения " xml:lang="en-US" lang="en-US">XXI " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> века.

Основные положения модели В. Хендерсон

В своей теории В. Хендерсон так определила суть сестринской профессии: уникальная функция медсестры в процессе ухода за больным состоит в том, чтобы оценить отношение пациента к состоянию своего здоровья и помочь ему осуществить те действия, которые необходимы для сохранения здоровья или жизни. Помощь, оказываемая пациенту медсестрой, должна способствовать обретению им в кратчайшие сроки независимости и самостоятельности.

Это классическое определение Хендерсон было принято Международным советом медсестер, а сама теория оказала огромное влияние на последующее развитии теорий сестринского дела.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Основу теории В. Хендерсон составляет понятие жизненных потребностей человека. Осознание этих потребностей и помощь в их удовлетворении являются предпосылками для действий медсестры, обеспечивающих пациенту здоровье, выздоровление или достойную смерть.

Важнейшие элементы теории

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Согласно утверждению Хендерсон, все люди, как здоровые, так и больные, имеют определенные жизненные потребности. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> К потребностям исследовательница отнесла пищу, жилище, одежду, любовь, признание окружающих, востребованность, чувство принадлежности к человеческому сообществу и одновременно чувство своей независимости от других. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">По мнению Хендерсон, представления о потребности и о том, как они должны удовлетворяться, у разных людей весьма различны в зависимости от культурной и социальной среды индивида, его личностных особенностей. Медсестра должна исходить из восприятия потребностей конкретным пациентом, из его представлений о том, как должны удовлетворяться эти потребности для достижения того, что он сам считает здоровьем, выздоровлением или достойной смертью.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Хендерсон перечисляет также факторы, которые влияют на основные потребности человека и его способность их удовлетворения. Среди других она выделяет социально-культурную среду, физические и психические возможности пациента, его волевые качества, мотивацию и возраст.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">По мнению Хендерсон, целью сестринского дела является достижение здоровья и выздоровления пациента. Она акцентирует внимание на том, что именно пациент закладывает во все перечисленные понятия. В этом случае перед медсестрой встает задача достижения именно того состояния, которое воспринимается пациентом как здоровье, выздоровление или достойная смерть " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. Хендерсон вкладывает в понятие «здоровье» неизмеримо больше, нежели просто отсутствие болезни. Она отмечает, что в обязанности медсестры входят действия, направленные на создание максимально полноценной жизни для пациента со всеми присущими ей радостями, продуктивной деятельностью и полноценным отдыхом.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Хендерсон подчеркивает также, что в тех случаях, когда смерть неизбежна, задачей медсестры будет создание условий для достойного ухода пациента из жизни.

Наиболее детально исследовательница разработала положения об основных действиях медсестры по уходу за больными. Она составила классификацию из 14 пунктов, которые, по ее мнению, охватывают наиболее важные направления деятельности медсестры:

  1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Обеспечить пациенту нормальное дыхание.
  2. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Обеспечить пациенту адекватное питание и питье.
  3. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Обеспечивать пациенту удаление из организма продуктов жизнедеятельности.
  4. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Помогать пациенту поддерживать правильное положение тела, когда он лежит, сидит, ходит, а также помогать ему менять положение.
  5. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Обеспечить пациенту отдых и сон.
  6. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Помогать пациенту подбирать необходимую одежду и надевать ее.
  7. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Помогать пациенту поддерживать нормальную температуру тела.
  8. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Помогать пациенту содержать тело в чистоте т порядке, а также обеспечивать защиту кожи.
  9. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Помогать пациенту избежать всевозможных опасностей извне и следить за тем, чтобы он не нанес вреда другим.
  10. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Помогать пациенту поддерживать контакт с другими, выражать свои желания и чувства.
  11. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Содействовать тому, чтобы пациент мог отправлять свои религиозные обряды и следовать своим принципам.
  12. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Помогать пациенту найти возможность заниматься каким-либо делом.
  13. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Содействовать отдыху и развлечениям пациента.
  14. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Содействовать обучению пациента.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Каждый из перечисленных пунктов Хендерсон иллюстрировала различными примерами. В одних случаях медсестра действует по своей инициативе, в других выполняет выполняет предписание врача. Хендерсон обращает внимание на то, что медсестра должна быть изобретательна в своей деятельности и всегда ориентироваться на мнение пациента.

Определение области сестринского дела

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. Пациент. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">По мнению Хендерсон, каждый человек создает такой свой образ жизни, чтобы удовлетворить и сохранить здоровье. В тех случаях, когда человек не в состоянии вести тот образ жизни, который позволяет ему удовлетворять свои жизненные потребности и сохранять здоровье, он прибегает к сестринскому уходу.

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. Какова область проблем, решением которых занимается медсестра? " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Хендерсон считает, что на медсестру возлагается ответственность за действия пациента, направленные на удовлетворение его жизненных потребностей. Задача медсестры заключается в оказании помощи пациенту в осуществлении тех действий, которые он смог бы осуществить сам, будучи здоровым. В связи с этим медсестра вникает в проблемы пациента, чтобы ему помочь.

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3. Наиболее важные аспекты, связанные с внешней средой пациента. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Хендерсон рассматривает лишь те аспекты, связанные с внешней средой, которые влияют на удовлетворение жизненных потребностей пациента. Эти потребности зависят, как уже отмечалось от личных взглядов пациента.

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4. Высшая цель сестринского дела. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> – состоит в том, чтобы удовлетворить жизненные потребности пациента для достижения его выздоровления, улучшения состояния здоровья и обретения им самостоятельности. Для неизлечимо больных пациентов эта цель будет заключаться в создании условий для достойного ухода из жизни. Цель сестринского дела заключается также и в том, чтобы помочь пациенту вести такой образ жизни, который способствовал бы восстановлению или сохранению здоровья.

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">5. Методы достижения цели.

  1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Неустанно прикладывать все усилия для восприятия и постижения того, в чем именно заключаются жизненные потребности пациента, как физические, так их духовные, чутко прислушиваясь, сопереживая и осознавая ограниченную возможность проникнуться потребностям другого.
  2. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Создать «конструктивные взаимоотношения» с пациентом, т.е. стремиться к тому, чтобы отношения с пациентом развивались естественно и позитивно. Составлять последовательный план мероприятий по уходу за пациентом.
  3. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Выполнять необходимые действия за пациента, чтобы он мого удовлетворить свои потребности.
  4. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Действовать в соответствии с состоянием здоровья пациента, учитывая при этом и другие важные факторы.
  5. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Так обеспечить уход за пациентом, чтобы учитывались его привычки
  6. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Максимально уменьшать страдания и утешать пациента (осуществлять эмоциональную поддержку).
  7. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Объяснять пациенту и его близким меры, необходимые для удовлетворения его жизненных потребностей.
  8. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Обеспечить меры безопасности в связи с удовлетворением потребностей пациента и при различных процедурах и лечебных мероприятиях.
  9. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Выполнять предписания врача.

;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">6. Контекст сестринского дела. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Ключевым понятием концепции сестринского дела В. Хендерсон является пациент, больной человек. Перечень основных жизненных потребностей считается универсальным для всех людей, но особую важность он обретает для сестринского дела.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Хендерсон утверждает, что наиболее важна для больного физическая и моральная поддержка медсестры.

Основной тезис теории

Сестринское дело должно исходить из понятия жизненных потребностей человека. Наиболее важным в деятельности медсестры, иными словами, ее прямой обязанностью является удовлетворение этих потребностей, если пациент сам не в состоянии это сделать.

Морально-этические ценности теории

Согласно концепции Хендерсон, человек – это независимый, активно действующий индивид с определенными потребностями, которые связаны с его

социальной и культурной принадлежностью. В обычных условиях человек способен сам удовлетворять свои потребности. В связи с болезнью или другими изменениями в организме он не может приложить необходимые усилия, чтобы удовлетворить свои потребности. В таких ситуациях человек нуждается в сестринском уходе.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Способность понять потребности другого человека ограничена. Согласно теории это и является важнейшей фундаментальной предпосылкой при осуществлении сестринского ухода. Медсестра должна исходить из осознания этого факта и приложить все усилия, чтобы понять, в чем именно нуждается человек.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Согласно теории Хендерсон, медсестра работает в больнице или каком-либо другом лечебном учреждении. В связи с этим важнейшей определяющей доминантой для нее будут указания врача, влияющие на планирование и процесс осуществления ухода. Хендерсон приводит много примеров того, как врач направляет работу медсестры: «Медсестра решает вместе с врачом, каким именно образом она будет осуществлять уход за пациентом, она информирует врача о проделанной работе». Из этой цитаты следует, что врач оказывает значительное влияние на работу медсестры.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Подход к пациенту в данной теории индивидуальный, ориентированный на конкретного человека. Его близкие также активно привлекаются к уходу.

Обоснование теории

Теория Хендерсон представляет собой попытку определить уникальную роль сестринского дела. Она планирует действия медсестры, опираясь на общие универсальные принципы независимо от диагноза и проводимого лечения.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Описывая основополагающие человеческие потребности, Хендерсон ссылается на признанных психологов и социологов. Хендерсон отрицает иерархический подход к рассмотрению этих потребностей, как, например, это делает Абрахам Маслоу, который оказал большое влияние на психологию сестринского дела.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА МОДЕЛЕЙ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Определение сестринского дела

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Что обусловливает деятельность медсестры

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Представления автора теории

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о человеке

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о здоровье

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">об окружающей среде

Найтингейл

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Женская профессия, цель которой заключается в выявлении и использовании законов природы, благоприятно влияющих на здоровье человека

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Создание оптимальных, естественных условий для восстановления или сохранения здоровья человека, предупреждения и лечения болезней и травм

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Совокупность физических, интеллектуальных и духовных качеств и сил

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Отсутствие болезней и способность максимально использовать возможности своего организма

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Внешние факторы, влияющие на состояние здорового или больного человека

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Пеплау

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Практическая дисциплина, цель которой заключается в содействии продуктивному преобразованию энергии

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Целенаправленный межличностный процесс взаимодействия медсестры и пациента

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Самостоятельная система, обладающая биохимическими, физическими и психологическими характеристиками и потребностями, среди которых важнейший компонент – психологический

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Продуктивный уровень активности, дающий возможность межличностному общению и решению эволюционных задач

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Совокупность значимых для пациента субъектов, с которыми он взаимодействует

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Орландо

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Взаимодействие с п-том, нуждающимся в помощи, с целью улучшения его здоровья, включая подтверждение пациентом его потребности и адекватности полученной помощи

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Потребности пациента определяют действия медсестры

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Функционирующий человеческий организм; пациенты – лица, находящиеся под медицинским наблюдением или проходящие лечение

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Состояние физического и психического комфорта, ощущение адекватности и благополучия

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Время и место, т.е. обстоятельства, при которых возникает потребность в сестринской помощи

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Виденбах

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Обдуманная совокупность мыслей, чувств и практических действий по отношению к человеку, нуждающемуся в помощи

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Поведение пациента, выражающее потребность в помощи, служит сигналом для действий медсестры

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Функционирующее и думающее существо, способное определить свою потребность в помощи

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Специального определения состояния здоровья нет. Виденбах исходит из предположения, что потребность пациента в помощи со стороны медсестры определяется состоянием его здоровья

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Определения окружающей среды нет. Предполагается, что она может содержать в себе причину или являться причиной, порождающей потребность в оказании помощи

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Хендерсон

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Помощь индивиду, больному или здоровому, в сохранении или восстановлении здоровья, которую он мог бы обеспечить себе сам, если бы имел для этого силы, желание и знания

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Осознанное стремление реализовать на практике 14 компонентов, составляющих суть сестринского дела

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Биологическое существо, духовная и физическая сущности которого неразделимы

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Способность независимо функционировать, оцениваемая по 14 компонентам

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Нет четкого определения; воздействие, оказываемое на пациента, может быть как положительным, так и отрицательным

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Левин

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Взаимодействие между людьми; использование научных принципов в осуществлении сестринского процесса

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Холистический (целостный) уход, ориентированный на индивидуальные потребности пациента; медсестра помогает пациенту в процессе адаптации

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Сложно организованный индивид, находящийся во взаимодействии с внутренней и внешней средой и способный адаптироваться к изменению этих факторов

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Модель адаптивных изменений «целого»

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Внутреннюю среду определяет физиология человека; внешняя среда имеет составляющие, постигаемые чувствами, интеллектом, а также в процессе практической деятельности

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Джонсон

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Профессиональная дисциплина, сочетающая в себе элементы науки и искусства, функционирующая как внешняя регулирующая сила поведенческой системы

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Действия медсестры обусловлены возникновением нестабильности или нарушением баланса поведенческой системы

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Поведенческая система, распознаваемая по действиям и реакциям; представляет собой совокупность 7 взаимосвязанных подсистем

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Подвижное состояние, определяемое психологическими, социальными, физиологическими факторами и фиксируемое как таковое специалистами в области здравоохранения; подверженное изменению состояние равновесия, возникающее в результате процессов изменения в состоянии здоровья

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Не дается определения в рамках данной модели; подразумевается, что к ней относится все внешнее по отношению к поведенческой системы

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Орем

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Служба, созданная для восполнения ограниченных возможностей человека действовать самостоятельно в ситуациях, связанных со здоровьем

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Медсесра предпринимает те или иные действия на основании собственных суждений о потребности пациента в уходе; т.е. потребности пациента в помощи для поддержания здоровья и жизни

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Человек – интегрированная целостность, функционирующая биологически, духовно и социально

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Состояние, при котором все органы человека функционируют как единое целое

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Компонент, необходимый для существования человека; в совокупности человек и окружающая среда составляют единую систему, способную к самостоятельному оздоровлению

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Рой

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Аналитический процесс и действия, связанные с уходом за больным или потенциально больным человеком

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Действия медсестры определяются моделью поведения, предписывающей оценку и вмешательство; практическая деятельность медсестры ведется в контексте общего содержания сестринского дела и включает в себя манипулирование различными стимулами

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Биопсихосоциальное существо, постоянно взаимодействующее с изменяющейся окружающей средой; представляющее открытую, способную к адаптации систему

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Соотношение здоровье – болезнь представляет собой континуум, отражающий стадии или уровни здоровья или заболевания, характерные для человека в каждый момент; соотношение здоровье – болезнь является неотъемлемой характеристикой человеческой жизни

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Все условия, обстоятельства и факторы, которые существуют и оказывают влияние на развитие организма или группы организмов

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Патерсон и Здерад

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Целенаправленная реакция, ориентированная на содействие улучшению качества и увеличению продолжительности жизни человека, имеющего проблемы в сфере «здоровье - болезнь»

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Межличностное взаимодействие пациента и медсестры по поводу качества жизни, определяемого параметрами здоровье – болезнь

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Материальное существо, находящееся в постоянном взаимодействии с людьми и предметами во времени и пространстве

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Нечто большее, нежели отсутствие заболевания; определение или соотнесение с понятиями качества или продолжительности жизни отсутствует

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Внутренний мир человека, субъективно воспринимаемая, отраженная реальность, а также реальный мир людей и вещей во времени и пространстве

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Нойман

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Уникальная профессия, рассматривающая человека как целостное явление, т.е. все переменные, определяющие реакцию человека на факторы, вызывающие стресс

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Медсестра является активным действующим лицом, ведущим работу либо по уменьшению возможности возникновения факторов, вызывающих стресс, либо по смягчению последствий воздействия этих факторов

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Личность – это существо физиологическое, психологическое, социокультурное и развивающееся; личность следует воспринимать в целостности; концепция целостности связана с динамичным взаимодействием переменных

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Здоровье человека – это состояние болезни или ее отсутствия, определяемое 4 переменными: физиологическим, психологическим, социокультурным факторами и фактором развития; здоровье – понятие относительное и находится в процессе непрерывного изменения

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Окружающая среда может быть внутренней и внешней; внешняя – это все внешнее по отношению к человеку; внутренняя среда – это внутреннее состояние личности, определяемое физиологическим, психологическим, социокультурным факторами и фактором развития

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Кинг

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Процесс межличностного взаимодействия между медсестрой и пациентом

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Медсестра и пациент знакомятся друг с другом и с ситуацией, обмениваются информацией, совместно определяют цели и предпринимают действия по достижению этих целей

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Открытая система с проницаемыми границами, позволяющими осуществлять обмен материей, энергией и информацией с окружающей средой

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Динамичное приспособление к стрессовым ситуациям, возникающим как во внутренней, так и во внешней среде, путем оптимального использования ресурсов с целью достижения максим. потенциала для повседневного существования

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Открытая система с проницаемыми границами, позволяющими осуществлять обмен материей, энергией и информацией с человеческими существами (личностями)

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Роджерс

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Профессия, получаемая путем обучения, основная задача которой заключается в сохранении и укреплении здоровья, уходе за выздоравливающими и инвалидами

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Стремление содействовать всестороннему взаимодействию между окружающей средой и человеком (для всех людей повсеместно)

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4-хмерн. негэнтропийн. энергетич. поле, определяемое по форме и способу организации и характеризуемое качествами о моделями поведения, которые отличны от качеств и моделей поведения его частей и не могут быть предсказаны на основании знакомства с этими частями

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Здоровье – оценочная категория, широко используемая культурными сообществами и отдельными индивидуумами для определения состояний, относимых к разряду «высококачествен-ных» или «низко-качественных»

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Четырехмерное негэнтропийное энергетическое поле, определяемое по форме и способу организации и включающее в себя все, что находится вне пределов любого данного человеческого поля

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Ньюман

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Сестринская наука, ориентированная на содействие укреплению здоровья людей

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Работа медсестры состоит в том, чтобы помочь людям использовать их собственные ресурсы для повышения уровня их сознания

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Человек – это энергетическое поле, являющееся составной частью жизни

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Здоровье как составная часть процесса жизни представляет собой симбиоз заб-ния и его отсутствия и является отправной точкой для каждого человека, стремящегося повысить уровень самосознания

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Окружающая среда – это энергетическое поле, являющееся составной частью жизни и находящееся вне пределов любого данного человеческого поля

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Парс

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Наука и искусство, в центре внимания находится человек как живой организм

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Квалифицированное соучастие человека в работе сферы здоровья

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Синергетическое открытое существо, живущее на Земле и свободное в своих поступках

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Переживаемый человеком процесс становления

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Процесс взаимного обмена энергией, способствует становлению человека

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Фитцпатрик

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Наука и профессиональная сфера, в центре внимания которой – вопросы жизни (здоровья) человека

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Призвана содействовать направлению процесса развития по пути здоровья

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Открытая система, единое целое, характеризуемое базовыми ритмами, присущими человеческому существу

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Постоянно развивающееся качество жизни человека; полный жизненный потенциал; осознание значимости жизни

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Открытая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с людьми

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

Ø Честность

Важно не только никогда не солгать, но и не утаить недочета в работе, своей ошибки, если даже о них никогда не спросили и есть вероятность, что о них никогда не узнают .

Пирогов говорил, что с самого начала своего врачебного поприща он принял за правило не скрывать ни своих заблуждений, ни своих неудач, и доказал это, обнародовав все свои ошибки.Он считал, что нужно иметь внутреннюю потребность поделится своими промахами, чтобы предостеречь от них других людей.Речь идет не только о врачебных ошибках,- каждое упущение должно быть своевременно исправлено.

Признание ошибок не уменьшит уважение к медицинскому работнику.

А скрытая ошибка, доже оставшись не обнаруженной, может иметь серьезные последствия, как для здоровья больного, так и для психологии самого медицинского работника.

Став поведенческим стереотипом, эта привычка может повысить риск возникновения проблем и конфликтов в профессиональной деятельности.

Ø Личностная зрелость.

Предполагает способность принять на себя ответственность, мужество и решительность, умение преодолевать трудности в работе.

Ø Аккуратность

Это залог хорошего ухода за больными, соблюдение профессионального имиджа. Скромность и аккуратность должны проявляться во внешнем облике. Чрезмерный шик в одежде, злоупотребление косметикой невольно вызывает у больных мысль: «разве будет она, столь занятая собой, думать и заботиться о нас?»

Ø Высокий самоконтроль

Он направлен к собственным действиям, например при раздаче медикаментов, выполнение процедур, выписывании рецептов.

Ø Оптимизм

Необходим медицинскому работнику как основа внушения пациенту надежды на благоприятный исход, помогающий ему мобилизовать все силы на борьбу с болезнью.

Медик с пессимистическим мировосприятием может проецировать его на больного и тем самым лишить пациента веры в успех лечения.Способствовать формированию патологического: апатического, депрессивного отношения к болезни.

Ø Наблюдательность

Высокий уровень развития, зрительных, слуховых и тактильных ощущений имеет большое значение для определения, например: температуры тела, обнаружения вены и т.д.

Важно отмечать незначительные изменения в состоянии больных, которые проявляются в выражении лица, температуры тела, настроении, аппетите.

Ø Внимательность

Вежливое поведение внимательное отношение к больному – важные черты профессионального поведения.

Излишне фамильярные отношения или поведение, граничащее с грубостью, могут травмировать психику пациента и негативно отражаться на ходе лечения и протекания болезни.

Ø Уровень интеллекта

Особое значение имеет концентрация внимания и оперативная память, необходимые в процессе ухода за больными, при проведении манипуляций, выдачи медикаментов.

Ø Высокая эмоциональная устойчивость

Чрезмерная эмоциональная реактивность так же, как и эмоциональная тупость, может быть препятствием для осуществления четких и быстрых действий в экстремальных условиях.

Ø Сенсомоторное развитие

Деятельность медицинской сестры предъявляет высокие требования к сенсомоторной сфере: движения должны быть точными, соразмерными и ловкими, например: при осуществлении инъекций, перевязок и др. манипуляций.

Модель труда медсестры

Сестринское дело как форма деятельности относится к профес­сиям группы «человек - человек». По условиям работы эта группа считается работой «в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье лю­дей» (по классификации Е.А. Климова).

ВОЗ определяет 4 функции медсестры .

Сестринское дело как форма деятельности по объекту труда относится к профессиям группы «человек-человек», по условиям - к работе с повышенной ответственностью за жизнь и здоро­вье людей.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет четыре функции сестры:

Обеспечение помощи пациентам и руководство ею. Это озна­чает содействие, профилактику, лечение, реабилитацию или поддержку отдельных лиц, семей и групп людей;

Обучение пациентов, клиентов и персонала медико-санитарной помощи 1 . Эта функция включает обеспечение информацией для поддержания здоровья, санитарное просвещение, оценку результатов просветительных программ, оказание помощи медицинским сестрам и другому персоналу в приобретении новых знаний и навыков;

Деятельность в качестве члена бригады медико-санитарной помощи. Эта функция подразумевает эффективное сотрудни­чество с другими людьми при планировании, организации, управлении и оценке сестринских служб как составной части общей службы здравоохранения;

Развитие практики сестринского дела через критическое мышление и научные разработки. Это означает разработку новых методов работы, определение сферы исследований, участие в таких исследованиях и использование принятых и соответствующих культурных, этических и профессиональ­ных стандартов при проведении научных исследований в сестринском деле.

На основе перечисленных функций можно определить следую­щие профессиональные роли медицинской сестры: сестра-практик, сестра-менеджер, сестра-преподаватель, сестра - член междисци­плинарной команды, сестра - научный работник. Где бы сестра ни Работала, ее труд можно описать через совокупность трех сторон: профессиональная деятельность, профессиональное общение, профессиональная личность.

Профессиональная деятельность включает профессиональную деятельность сестры, направленную на достижение пациентом оптимального уровня жизнедеятельности. Основой структуры профессиональной деятельности является сестринский процесс (5 этапов): анализ проблемной ситуации; формулирование проблемы; постановка целей и плана; осуществление плана; оценка результатов.

Профессиональное общение - умение уста­навливать и поддерживать контакты между медицинской сестрой и субъектами общения

Профессиональная личность - психологические статусы, вопло­щаемые через самосознание и сознание. Это статус индивида, продуктом и условием развития которого является темперамент; статус индивидуальности, развивающийся через характер; статус субъекта, рождающий и порождаемый мотивацией; статус объекта, продуктом и условием развития которого являются организатор­ские и коммуникативные способности.


1

В работе проведен теоретический анализ подходов к пониманию трудовой мотивации, выделены внешние и внутренние факторы, влияющие на ее снижение и повышение. На основе анализа модели специалиста медицинских сестер (профессиограмма, психограмма, должностные инструкции) описана специфика их профессиональной деятельности, которая заключается в повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей, что ведет к психофизиологическому напряжению сестринского персонала. На основании результатов эмпирического исследования выявлена связь мотивации профессиональной деятельности медицинских сестер с их психическим состоянием. Были сделаны выводы о том, что наиболее благоприятные психические состояния характерны для медсестер с оптимальным мотивационным комплексом, а у медперсонала с нежелательным мотивационным комплексом выявлены такие неблагоприятные психические состояния, как высокий уровень тревожности и ригидности. Корреляционный анализ по Спирмену между показателями мотивации профессиональной деятельности и проявлениями психических состояний показал, что при повышении внутренней мотивации и мотива социальной значимости труда у медсестер снижается уровень фрустрации, ригидности и тревожности. То есть, чем больше (меньше) медсестры осознают общественную значимость своего труда, тем меньше (больше) они испытывают внутреннее напряжение и беспокойство.

трудовая мотивация

мотивационный комплекс личности

психические состояния

психограмма

уровень тревожности

фрустрация

ригидность

специфика профессиональной деятельности медицинских сестер

1. Бутенко Т. В. Трудовая мотивация медицинских сестер: проблемы и перспективы решения [Текст] / Т. В. Бутенко // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 72-75.

2. Дикая Л. Г., Семикин В. В., Щедров В. И. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния // Психол. журн. – 2005. – Т. 15. – № 6. – 169 с.

3. Дроздова Г. Ю. Проблемы мотивации трудовой деятельности медицинских сестер [Текст] // Главная медицинская сестра. – 2007. – № 1. – С. 54–62.

4. 3еличенко А. И., Шмелев А. Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора [Текст] / А. И. Зеличенко, А. Г. Шмелев // Вестник МГУ. – 1987. – № 4.

5. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека / Н. Д. Левитов. – М.: Просвещение, 1962. – 126 с.

6. Прохоров А. О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности / А. О. Прохоров. – М.: ПЕР СЭ, 2004. – 176 с.

7. Психические состояния: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. –512 с.

8. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд. института психотерапии, 2002. – 496 с.

9. Шаховой В. А., Шапиро С. А. Мотивация трудовой деятельности: учебно-методическое пособие. – М.: Альфа-Пресс, 2006. – 232 с.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что трудовая мотивация персонала является ключевым направлением кадровой политики любой организации, а в системе здравоохранения сестринский персонал - это наиболее значимая часть трудовых ресурсов. Работа медсестер связана не только с большой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с пациентами, которых отличает повышенная раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость и т.д. Все это приводит к тому, что медицинские сестры испытывают внутренне напряжение, что приводит к фрустрации, тревожности, плохому самочувствию. С другой стороны, высокая мотивация медсестер способствует возникновению положительных психических состояний, что предотвращает развитие профессионального выгорания, психосоматических заболеваний, а также увеличивает эффективность лечебных процедур. В этой связи становится важным изучение социально-психологических факторов, провоцирующих снижение мотивации к профессиональной деятельности у медицинских сестер, а также нахождение механизмов, повышающих их мотивацию к труду, которая приводит к проявлению положительных психических состояний.

Целью нашего исследования стало выявление специфики мотивации профессиональной деятельности у медсестер, а также связи между мотивацией к труду и проявлениями психических состояний. Предметом нашего исследования выступили психические состояния медсестер (уровень агрессивности, тревожности, фрустрации и ригидности) с разным мотивом профессиональной деятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили научные подходы к изучению трудовой мотивации (Г. С. Абрамова, Т. Г. Бутенко, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков, С. Адамс, Ф. Герцберг, Э. Локк, Д. Мак-Клелланд, А. Маслоу и др.); теоретические и эмпирические исследования профессиональной деятельности и психологических характеристик среднего медицинского персонала (Н. Н. Аниськина, Э. М. Аванесьянц, Л. А. Корчинский, А. Ф. Краснов, А. Н. Семенков, Б. А. Ясько, А. А. Чазова); исследования, посвященные изучению психических состояний личности (В. А. Ганзен, А. О. Прохоров, В. Н. Юрченко и др.), исследования по профессиографическому изучению профессий (С. Г. Геллерштейн, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова и др.).

Позиции специалистов по проблеме психических состояний и соответствующие им определения можно свести к одному из трех направлений. В рамках первого направления психическое состояние рассматривается как совокупность показателей психической сферы человека, характеризующих личность в данный момент времени (Н. Д. Левитов). Другие авторы рассматривают психическое состояние как фон, на котором разворачивается психическая деятельность, уровень и направленность психической активности личности (С. Л. Рубинштейн, В. Д. Небылицын, Т. А. Немчин). В третьем направлении авторы рассматривают психическое состояние как системную реакцию психики человека на изменения условий (Е. П. Ильин). Однако, несмотря на многообразие подходов к определению психических состояний, большинство авторов понимают под ними целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени . Опираясь на классификацию психических состояний, к отрицательным психическим состояниям сестринского персонала будем относить особые формы состояний такие, как: стресс, тревожность, фрустрация, состояние напряженности и др.

При всем многообразии подходов к пониманию трудовой мотивации, в литературе выде-ляют две группы теорий мотивации: содержательные и процессные. Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать определенным образом (Ф. Герцберг, А. Маслоу, Д. Мак-Клелланд и др.). Процессные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди, с учетом их восприятия и жизненного опыта (Б. Скиннер, А. Бандура, В. Врум, С. Адамс). При этом большинство авторов понимают под трудовой мотивацией совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Вслед за А. И. Зеличенко и А. Г. Шмелевым будем различать внешние и внутренние факторы мотивации к труду. Первые делятся на факторы давления, притяжения - отталкивания и инерции. Вторые возникают из процесса и условий труда, а также из возможностей для саморазвития человека . Отсюда следует, что положительная мотивация деятельности персонала, особенно в такой сфере деятельности как здравоохранение, во многом способствует повышению благоприятного психологического фона взаимодействия между медицинским работником и пациентом, влияя на эффективность применения лечебных процедур.

На основе анализа модели специалиста медицинских сестер (профессиограмма, психограмма, должностные инструкции) нами была описана специфика их профессиональной деятельности, которая сопровождается повышенной ответственностью за жизнь и здоровье людей, физическими нагрузками (работа в ночные смены, в постоянном передвижении); нарушением социальной потребности в эстетических ощущениях при восприятии другого человека (возрастные и физические особенности пациента). Все это ведет к психоэмоциональным нагрузкам в сочетании с ответственностью в принятии решений при различных экстремальных ситуациях. Поэтому медсестре необходимо обладать не только профессиональными навыками, организаторскими способностями, но и психической устойчивостью, заинтересованностью трудом. Другими словами, мотивация к труду стимулирует медсестер качественно выполнять свои обязанности, что, в свою очередь, приводит к достижению поставленных задач, и, следовательно, к проявлению положительных психических состояний . Если медсестры находятся в состоянии благополучия, равновесия, то они проецируют эти же ощущения на окружающий мир, в том числе на коллег и пациентов.

С целью выявления специфики мотивации профессиональной деятельности у медсестер, а также связи между мотивацией к труду и проявлениями психических состояний, нами было проведено эмпирическое исследование, в котором принимало участие медицинские сестры Городской клинической больницы в количестве 50 человек, работающих в следующих отделениях: неврологическое, ревмотологическое, челюстно-лицевое хирургическое, терапевтическое и анестезиолого-реанимационное. Возраст - от 22 до 63 лет, медицинский стаж - от 1 до 40 лет.

Анализируя результаты методики изучения мотивации профессиональной деятельности (К. Замфир), был выделен мотивационный комплекс личности медицинских сестер. Данный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ). На основании данной методики был сделан вывод, что большая часть медсестер имеют промежуточный мотивационный комплекс (66 %), то есть для них наиболее важно собственное удовлетворение от труда, а поощрения имеют меньшее значение. Для медсестер с нежелательным мотивационным комплексом (14 %) наибольшее значение приобретают внешние отрицательные стимулы в виде наказаний, возможных неприятностей. На испытуемых с оптимальным мотивационным комплексом (20 %) внутренние стимулы оказывают большее влияние, чем внешние, что положительно сказывается на качестве работы и на психическом состоянии. Также было выявлено, что наибольшее значение в профессиональной деятельности медсестер имеет внешняя отрицательная мотивация. Это свидетельствует о том, что такие внешние отрицательные факторы, как страх получить выговор, совершить ошибки оказывают большое отрицательное влияние на психическое состояние сотрудника, вызывает тревогу. В меньшей степени на деятельность медсестер оказывают внешние положительные стимулы в виде поощрений, высокой зарплаты и др. Это говорит о том, что для медсестер меньшее значение имеет совершение деятельности ради нее самой, следовательно, снижается интерес к работе, уверенность в себе, профессиональная деятельность вызывает отрицательные психические состояния.

На основании результатов методики для исследования ведущих мотивов профессиональной деятельности (Л. А. Верещагина) можно заключить, что наиболее важны для медсестер мотивы самоутверждения в труде, осуществление которых в данной профессии затруднено (рис. 1). Менее важны мотивы социальной значимости труда, то есть осознание общественной полезности своей деятельности. Наименьшее значение для медсестер имеют мотивы процесса труда и мастерства. Возможно, это связано с тем, что процесс труда сопровождается психофизиологическим напряжением, а мастерство довольно быстро достигается.

Рис. 1. Доминирующие мотивы труда медсестер (Л. А. Верещагина)

Анализ результатов методики измерения уровня тревожности (Дж. Тейлор) позволил выяснить, что более половины медсестер (66 %) имеют низкий и средне-низкий уровень тревожности, то есть большинство безразличны к окружающим. У одной трети (34 %) испытуемых средне-высокий уровень тревожности, то есть состояние беспокойства зависит от обстоятельств.

Методика диагностики самооценки психических состояний (Г. Айзенк) позволила определить следующее: почти у третьей части (34 %) медсестер тревожность находится на низком уровне, что может проявляться в виде безразличия к своей работе. Отсутствие высокого уровня тревожности свидетельствует о том, что медсестры не испытывают чувства беспомощности, безысходности и чрезмерного беспокойства, что в свою очередь благоприятно влияет на профессиональную деятельность, связанную с оказанием неотложной доврачебной помощи. Уровень фрустрации у половины испытуемых находится на низком уровне (48 %), то есть они способны к преодолению непредвиденных трудностей. Небольшое количество медсестер имеют высокий уровень фрустрации (10 %), то есть они переживают по поводу возможных неудач. Почти у половины испытуемых (48 %) выявлен средний уровень агрессивности, что говорит о том, что они могут защитить себя в случае опасности. У третьей части медсестер (32 %) низкий уровень агрессивности, то есть они апатичны. Небольшое число исследуемых (10 %) имеют высокий уровень агрессивности, что проявляется в виде трудностей в общении с коллегами и пациентами.

Большинство медсестер (72 %) имеют средний уровень ригидности, что свидетельствует о стабильности взглядов и суждений, которые могут измениться в зависимости от ситуации. У небольшого количества испытуемых выявлен высокий и низкий уровни ригидности (12 % и 16 %). При высокой ригидности человеку тяжело менять убеждения, взгляды, то есть этим медсестрам тяжело приспосабливаться к меняющимся условиям жизнедеятельности, что, в свою очередь, вызывает беспокойство, отрицательные психические состояния и др. У медсестер с низкой ригидностью легче происходит переключаемость психических процессов, они быстрее адаптируются к новым обстоятельствам, что благоприятно отражается на работе.

Сравнительный анализ вышеописанных методик показал, что в группе медсестер с нежелательным мотивационным комплексом, (когда внешние обстоятельства оказывают большее влияние, чем внутренние стимулы), первостепенное значение имеет мотив самоутверждения в труде (30 %), менее значим мотив профессионального мастерства (26 %), еще меньшее значение имеют мотивы собственно труда (22 %) и социальной значимости труда (22 %). То есть у медсестер, стремящихся избегать наказаний, неудач преобладает желание получить высокий социальный статус. В России осуществление данного мотива у медсестер затруднено.

Переживание фрустрации медсестрами также зависит от мотивации трудовой деятельности. Так, у медсестер с нежелательным мотивационным комплексом уровень фрустрации достаточно высок, что говорит об остром переживании возникающих неприятностей. В группе медсестер с оптимальным мотивационным комплексом большинство (80 %) легко справляются с непредвиденными трудностями (рис. 2).

Относительно агрессивности мы видим похожую картину. Большинство медсестер (70 %) с нежелательным мотивационным комплексом имеют низкий уровень агрессивности, то есть они пассивны. В группе испытуемых с промежуточным мотивационным комплексом больше половины (60 %) со средним уровнем агрессивности, то есть они проявляют агрессивность в зависимости от обстоятельств. У медсестер с оптимальным мотивационным комплексом не выявлен высокий уровень агрессивности, большинство (80 %) имеют средний уровень агрессивности, то есть могут себя защитить при необходимости, не проявляют агрессии по отношению к другим без причин.

Рис. 2. Соотношение уровня фрустрации (Г. Айзенк) у медсестер с разным мотивационным комплексом в процентах

Корреляционный анализ по Спирмену между показателями мотивации профессиональной деятельности и проявлениями психических состояний показал, что существуют умеренные связи между внутренней мотивацией и фрустрацией (ригидностью) (r=-0,33 и r=-0,32), то есть при повышении внутренней мотивации снижается уровень фрустрации (ригидности) и, наоборот. То есть, чем выше у медсестер стремление к достижению поставленных самому себе задач, тем меньше они переживает по поводу возникающих трудностей и быстрее приспосабливается к изменяющимся обстоятельствам

Между мотивами социальной значимости труда и уровнем тревожности существует обратной тесноты связь (r= -0,33), что говорит о том, что чем больше медсестры осознают общественную значимость своего труда, тем ниже их состояние тревоги и беспокойств.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

— Более половины медсестер имеют промежуточный мотивационный комплекс, соответствующий специфике профессии медсестры, а именно - ориентация на строгое выполнение назначений. Стремление действовать строго по инструкциям положительно влияет на качество работы, но проявляется в виде негативных психических состояний (уровне тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности).

— У медсестер с нежелательным мотивационным комплексом наибольшее значение имеют мотивы самоутверждения в труде, осуществление которого затруднено, а также высокий уровень фрустрации и низкий уровень агрессивности (что ведет к пассивности).

— У медсестер со средним мотивационным комплексом психические состояния находятся на среднем уровне, первостепенное значение имеет мотив самоутверждения. Фрустрация, ригидность, агрессивность и тревожность имеют средний уровень.

— Для медсестер с оптимальным мотивационным комплексом наибольшее значение имеет мотив социальной значимости труда. Фрустрация - низкий уровень, агрессивность, тревожность, ригидность - средний.

— Существуют умеренные связи между внутренней мотивацией и фрустрацией, ригидностью, то есть при стремлении к достижению поставленных целей у медсестер уменьшается беспокойство по поводу возможных неудач и улучшается приспособляемость к изменяющимся обстоятельствам и наоборот.

— Существуют умеренные связи между мотивом социальной значимости труда и уровнем тревожности, то есть чем больше медсестры осознают общественную значимость своего труда, тем ниже их беспокойство, и наоборот.

Рецензенты:

Черемисова И. В., д.псх.н., доцент, зав. кафедрой психологии ВолГУ, г. Волгоград;

Чернов А. Ю., д.псх.н., доцент, профессор кафедры психологии ВолГУ, г. Волгоград.

Библиографическая ссылка

Овчарова Е.В. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22573 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»