Какие факторы влияют на развитие ребенка. Факторы психического развития ребенка

В последние годы популярна формула: «обучение ведет за собой развитие». В том смысле, что чему захочу научить – тому научу, когда захочу – тогда научу. Но это неверный подход. Ребенка можно научить (без вреда психике) только тому, чему он уже способен обучаться. Не надо требовать от него того, чего он еще не в состоянии выполнить. Например, приводят трех- или пятилетнего ребенка к психологу с жалобой на то, что он не хочет заниматься. А дело все в том, что в 5 лет он еще не может проявлять волевые усилия, его мозг недостаточно развит для этого. Чтобы такой ребенок начал учиться, надо создать ему такие условия, в которых он захочет это делать, заинтересовать его. Интерес и удача – два компонента развития мотивации обучения.

Обратите внимание, как вы общаетесь с ребенком? Слишком часто мы предъявляем к детям неадекватные требования: «Сиди спокойно, прекрати играть, иди ужинать!» А поскольку ребенок довольно медленно переключается с одного вида деятельности на другой, вы повышаете голос. И в следующий раз, пока вы не закричите, он даже не услышит вас. Дети, конечно, разные. Кому-то нужно больше времени для переключения, кому-то – меньше. Но вы в любом случае должны, наблюдая за своим ребенком, понять, сколько времени нужно именно ему и верно рассчитывать время.

Мы иногда очень жестко заставляем ребенка что-то сделать, не учитывая его состояние. А это называется психологическим насилием или психологическим битьем. Так делают учителя в школе, каждый день говорящие четверокласснице: «Я тебя в пятом классе не вижу», так же делают родители, постоянно сравнивающие своего ребенка с одноклассниками, родственниками, друзьями. И такие вещи никогда не забываются. Хорошо, если человек, уже будучи взрослым, захочет избавиться от этого негативного воздействия прошлого и пойдет к психологу. Но так бывает далеко не всегда. Чаще все те, кого били (неважно физически или психологически) в детстве, будут поступать так же со своими детьми.

Безусловно, можно не прислушиваться ни к чьим советам и воспитывать ребенка так, как считаете нужным вы сами, как воспитывали вас. Но это не отменяет того, что существуют закономерности развития. Мы просто может либо принять их, либо нет.

Варианты развития дошкольников

Выделяется 5 разновидностей развития дошкольников :

  1. Социально-коммуникативное развитие. Как ребенок общается с другими детьми, со взрослыми, с родителями, воспитателями, незнакомыми людьми. Как он с ними взаимодействует.
  2. Речевое развитие. Очень многие дети имеют несформированную речь. Это может случиться по разным причинам, но такому ребенку точно будет непросто взаимодействовать с другими детьми, а значит, развиваться в социальном плане.
  3. Художественно-эстетическое развитие. На него большое влияние оказывает участие ребенка в театральных представлениях, ролевых играх.
  4. Физическое развитие. Дети сейчас больше сидят, чем двигаются, а это для них очень вредно. В 3-4 года формируется осанка, стопа. И для того, чтобы они сформировались правильно, ребенка необходимо заинтересовать (не заставить, а именно заинтересовать!) двигательной активностью. Одной мелкой моторики недостаточно, нужны также и «большие» движения.
  5. Познавательное развитие. Включает в себя память, внимание, мышление, восприятие, моторику, речь и организацию деятельности.

Произвольная регуляция и организация деятельности – это:

  1. умение воспринимать, понимать и удерживать в рабочей памяти вербальную «инструкцию»;
  2. умение сконцентрировать внимание и не отвлекаться какое-то определенное время;
  3. умение контролировать ход выполнения работы;
  4. умение попросить помощи, если непонятно;
  5. умение завершить работу (сравнить задание с результатом).

Что за «инструкция»? Например, мы просим ребенка сложить пирамидку. Это плохая «инструкция» для пятилетнего. Как ее сложить? По цветам, по размерам? Если по цветам, то по какому принципу? И так далее. Также в «инструкции» не должно быть непонятных ребенку слов. Если ребенку меньше 6 лет, ему стоит не только сказать словами, но и показать на примере, как надо делать. Кому-то будет достаточно одного раза, чтобы потом самому сложить пирамидку, кому-то понадобится несколько раз. Это тоже зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка.

Основные закономерности развития у всех детей одинаковы. Это этапность (все дети проходят через все этапы, и ни один нельзя проскочить) и гетерохромность (все органы и системы организма развиваются неравномерно).

Факторы, влияющие на развитие ребенка

Это внешние (или экзогенные) и внутренние (биологические) факторы.

Биологические факторы:

  1. Генетические: увеличивается количество генетических патологий.
  2. Биологические: например, недоношенных детей, весом 500 граммов, сегодня успешно выхаживают. А такие дети рождаются без рефлексов, и им необходимо заниматься с логопедом уже с периода лепета, с ними надо иначе работать и в детском саду, и в школе, нужно по-другому общаться.
  3. Пре-перинатальные: когда рождаются двойни и тройни, дети в них имеют особенности развития. Эти дефекты очень мелкие, и их долго не видно, вплоть до школы.
  4. Физическое здоровье.
  5. Психическое здоровье.

К экзогенным относятся:

  1. Экология: непонятно, что мы едим, пьем, чем дышим.
  2. Социальные: дети растут в разных семьях, в разных социальных условиях.
  3. Социокультурные: например, давление социума в плане требования сверхраннего обучения.
  4. Семейные: например, социальная депривация ребенка в семье состоятельных и очень требовательных людей. По результатам исследований, жесткие требования оказывают такой же негативный эффект на состояние ребенка, как полное невнимание к нему. Также на детей большое влияние оказывают родительские неврозы.
  5. Педагогические: за деньги преподаватели научат чему угодно в любое время. Это тоже к слову о неадекватных требованиях.

Все эти факторы смешиваются. И из-за долговременного воздействия имеет место кумулятивный эффект, то есть эффект накопления.

В плане социокультурного развития дошкольника на сегодняшний день выделяют следующие особенности:

  1. Домашнее воспитание: почти 30% не ходят в детский сад.
  2. Сверхраннее образование, которое, как уж было упомянуто выше, может быть не только бесполезным, но и вредным.
  3. Ограниченные контакты со сверстниками: дети ходят в кучу кружков, но там их общение ограничивается деловым.
  4. Замена общения со взрослыми техническими средствами. Вместо того, чтобы вместе почитать книжку, многие родители дают ребенку гаджет. По данным исследований только 10% родителей регулярно читают дошкольникам. А для ребенка 4 лет поход в магазин, где он сможет сам себе выбрать книжку, может стать настоящим праздником. Если, конечно, у него есть привычка читать вместе с мамой.
  5. Исчезновение игры как ведущего вида деятельности. Спонтанной игры у дошкольников сегодня почти не наблюдается. Часто это происходит из-за того, что не сформирована речь. А когда речь не сформирована, играть бывает трудно.
  6. Неадекватные требования взрослых (родителей, воспитателей, педагогов). Если заставлять ребенка учиться чему-то, когда он не готов и ему неинтересно, результат может быть прямо противоположным.

Мифы о развитии дошкольника

И в конце следует немного сказать о трех очень популярных мифах развития современного дошкольника и развенчать их.

  • Миф первый : «окно развития» ребенка закрывается в дошкольном возраста (в 4-6 лет). В 60-е так действительно думали, хотя даже тогда ни один специалист прямым текстом этого не говорил. На самом деле, все наоборот: ресурс мозга увеличивается, причем постоянно, на протяжении всей жизни. Если человек в 80 лет получает новую нестандартную задачу, в его мозгу появляются новые нейронные связи. На сегодняшний день даже в первый час после инсульта опытные логопеды могут помочь человеку полностью восстановить речь.
  • Миф второй : современные дети развиваются быстрее, у них более высокий интеллект. Дети развиваются точно так же, как и раньше, приблизительно с той же скоростью. Все зависит только от того, как с ними работают. Если взаимодействовать с ребенком, разговаривать с ним, заинтересованно слушать его, процесс развития идет несколько быстрее. Но так было всегда.
  • Миф третий : читать и писать дети должны научиться как можно раньше. Самый эффективный этап обучения письму и чтению – 6-8 лет, когда формируется избирательное внимание. Кроме того, только к 6-7 годам ребенок начинает дифференцировать зрительные стимулы. Подготовку можно начать и раньше: в 5 лет ребенок вполне способен научиться писать печатные буквы, правильно держать ручку, тетрадь, правильно сидеть.

В итоге, все сводится к тому, что если ребенок готов чему-то учиться, если его этим увлекли, если его хвалят, и он чувствует, что преуспевает, смело учите его этому. Если не давить, развитие будет проходить плавно и естественно.

В процессе развития ребенка, в том числе в формировании характера, бывают стабильные и критические периоды. Во время стабильных периодов изменения происходят медленно, незаметно, они как бы накапливаются; для критических периодов характерен резкий качественный скачок в развитии. В этот момент отношения со взрослыми складываются непросто, потому что ребенок начинает по-новому себя ощущать и требует от окружающих учитывать свои новые возможности.

В дошкольном возрасте ребенок переживает два возрастных кризиса, оказывающих влияние на развитие его характера: в 1 год и в 3 года. Периоды от рождения до 1 года (младенчество), от 1 года до 3-х лет (раннее детство) и от 3-х до 6-7 лет (дошкольное детство) являются стабильными.

Первый год жизни ребенка очень важен для формирования эмоциональ­ных черт характера. В это время основным типом деятельности является непосредственное эмоциональное общение со взрослым. От того, насколько внимательны и добры к нему родители и другие родственники, будет зависеть эмоциональный фон всей его дальнейшей жизни. В период кризиса первого года впервые отчетливо наблюдаются признаки волевого поведения ребенка: он отказывается подчиняться старшим, оказывает им сопротивление. Малыш начинает отделять себя от взрослого, даже в чем-то противопоставлять себя ему. Для того чтобы получить желаемое, ребенок начинает сознательно капризничать (кричать, плакать, падать на пол, отказываться идти). Часто усугубляет ситуацию неправильная позиция взрослых.

Период раннего детства и дошкольного возраста является благоприятными для развития различных черт характера.

В раннем детстве формируется ориентация ребенка на себя, на предмет деятельности (на дело) или на других людей. Если ребенок ориентирован на себя, он отличается высокой тревожностью, сосредоточенностью на своих чувствах, мыслях и переживаниях, подавленностью или повышенной капризностью. Его поведение напрямую зависит от самочувствия и настроения в определенный момент. В процессе общения с другими людьми малыш ориентируется исключительно на собственные интересы и желания, редко задумываясь о чувствах окружающих. Он переоценивает свои способности, при этом слишком требователен к окружающим. Ориентация на предмет деятельности (на дело) выражается в том, что малышу интересно постоянно узна­вать что-то новое. При ориентации на других людей ребенок проявляет го­товность общаться и взаимодействовать с другими людьми.

В период раннего детства активно формируютсяинтеллектуальные черты : ребенок учится решать интеллектуальные задачи, часто методом проб и ошибок. Он познает мир, изучает свойства и функции предметов. Развивается наблюдательность – малыш смотрит на взрослых и пытается им подражать. Закладываются основы нравственных черт , умения находить общий язык с родителями и другими людьми.


На рубеже раннего детства и дошкольного возраста может наблюдаться кризис 3-х лет. Важнейшим признаком кризиса 3-х лет является негативизм. Ребенок категорически отказывается от предложений взрослых, несмотря на то что внутренне согласен с ними. Таким способом он учится проявлять свои волевые и эмоциональные качества. Другим признаком кризиса является упрямство, которое отличается от настойчивости. Малыш будет до конца настаивать на своем первоначальном решении, хотя у него нет большого желания поступить именно так. Такие поступки свидетельствуют о развивающемся, но еще неустойчивом стремлении ребенка проявить самостоятельность. Еще один признак кризиса 3-х лет назван «симптомом обесценивания», который указывает на понижение значимости родителей и других близких людей. Это связано в первую очередь с проявлением ребенком своего «Я», с попыткой сформировать собственное отношение к окружающим людям.

В дошкольный период решающее влияние на формирование характера оказывает игровая деятельность. В процессе игры ребенок усваивает образцы поведения, принимая на себя роль взрослого человека, у него происходит формирование нравственных черт (честность, чувство долга). Необходимость подчиняться определенным правилам в процессе игры заставляет ребенка контролировать свое поведение, способствует развитию волевых качеств (целеустремленности выдержки). Игра влияет на формирование интеллектуальных черт характера (наблюдательности, рассудительности, гибкости ума), поскольку знания из игровой деятельности переносятся в реальную жизнь и наоборот. К концу дошкольного возраста у ребенка появляется чувство самоценности, собственной значимости и уникальности, на базе которых развивается его самооценка.

Для развития характера ребенка необходима такая среда в семье и дошкольном учреждении, которая бы обеспечивала возможности для творчества, уважения и доверия, создавала условия для самоутверждения ребенка, равенства, формировала благоприятный психологический климат. В качестве важнейших факторов формирования характера можно выделить:

1) характер взаимодействия с окружающими (в семье, к дошкольному учреждению). Важным для становления характера ребенка является стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком, система поощрений и наказаний.

2) уровень организации различных видов деятельности ребенка . Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами. Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности . Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок при­учается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело.

3) общение в группе сверстников . От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, и в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.

4) знакомство с миром литературы и искусства и др.

Во многом влияние указанных факторов зависит от создания особой развивающей среды в учреждении дошкольного образования. Определяющую роль в этом деле играют педагоги, задача которых сводится к тому, чтобы создавать оптимальные условия для удовлетворения новых возможностей ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Факторы определяющие общение детей дошкольного возраста

Для каждого участника взаимодействия мотивом общения служит другой человек, его партнер по общению. В случае коммуникации с взрослым мотивом общения, побуждающим ребенка обратиться к взрослому, совершив инициативный акт общения, или ответить ему, совершив реактивное действие, является сам взрослый человек. При коммуникациях со сверстником мотивом общения является другой ребенок.

Факторы, побуждающие ребенка вступать в общение со взрослыми, связаны с тремя его главными потребностями:

1) потребностью во впечатлениях;

2) потребностью в активной деятельности;

3) потребностью в признании и поддержке.

Общение со взрослым составляет лишь часть более широкого взаимодействия ребенка и взрослого, в основе которого лежат указанные нужды детей.

Потребность в активной деятельности присуща детям столь же очевидно, как и потребность во впечатлениях. Всякий, кто наблюдал ребенка, поражается его неуемной активности. Непоседливость детей, переход их в течение дня от одной деятельности к другой говорят об остроте испытываемого ими голода активности. Вялость ребенка, его пассивность служат безошибочным признаком его болезненного состояния или дефектов развития. Возможно, потребность детей в активной деятельности представляет собой частный случай того явления, которое обозначают как «нужду органа в функционировании».

На протяжении первых семи лет активность, проявляемая детьми, достигает высокого уровня развития и по своей форме, и по содержанию. Но для достижения максимальной эффективности детям всегда требуется участие и помощь взрослого. Это приводит к тому, что в деятельности детей появляется взаимодействие со взрослым, а среди разных видов взаимодействия постоянное место устойчиво занимает тот его вид, который мы называем общением. Так, потребность детей в активной деятельности становится источником побуждений для обращения ко взрослому и порождает особую группу мотивов общения, которые мы назвали деловыми, подчеркнув тем самым основную роль того дела, которым занят ребенок, и служебную, подчиненную роль общения, в которое ребенок вступает с целью скорейшего достижения некоторого практического результата (предметного или игрового). Согласно развиваемым представлениям, деловым мотивом общения является взрослый в своем особом качестве – как партнер по совместной практической деятельности, помощник и образец правильных действий.

Потребность детей в признании и поддержке подчеркивается многими исследователями. О наличии такой потребности у детей школьного возраста пишет Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, на нее указывает Л.И. Божович. При ближайшем рассмотрении оказывается, что потребность детей в признании и поддержке – это их стремление к общению, потому что только в результате этой деятельности они могут получить от окружающих оценку своей личности и реализовать стремление к общности с другими людьми.

Это общение не составляет «служебную» часть более широкой деятельности ребенка – познавательной или продуктивной, а обособлено от остальных видов взаимодействия и замыкается на себе. Характерной особенностью описываемого рода общения следует признать его сосредоточенность на личности людей – на личности самого ребенка, который ищет поддержки; на личности взрослого, который выступает как носитель правил нравственного поведения, и других людей, познание которых служит, в конечном счете, делу самопознания детей и познания ими социального мира. Поэтому мы и назвали мотивы третьей группы личностными. В отличие от познавательных и деловых мотивов общения, которые играют служебную роль и опосредствуют более далекие, конечные мотивы, рождающиеся из потребностей во впечатлениях и в активной деятельности, личностные мотивы получают в деятельности общения свое конечное удовлетворение. В качестве этого последнего мотива перед ребенком предстает взрослый человек как особая личность, как член общества, представитель определенной его группы.

Описанные группы мотивов, перечисленные выше, были выделены применительно к контактам ребенка со взрослыми. Можно предполагать, что при общении сверстников перечисленные мотивы тоже имеют значение, хотя, по–видимому, отличаются некоторым своеобразием. Так, некоторые работы заставляют думать, что маленькие дети, общаясь с ровесниками, мало видят их самих, но зато очень пристально всматриваются в свое собственное отражение в их «зеркале». Л.Н. Галигузова (1980) установила, например, что дети раннего возраста нередко не могут узнать среди трех товарищей того, с кем 15 раз (!) перед этим встречались наедине и подолгу играли. Даже дошкольники после 3–5 совместных занятий не всегда могут сказать, как зовут их друга; почти никогда не расспрашивают ровесников об их жизни (Р.А. Смирнова, 1981). Если ребенок этого возраста встречается со взрослым, то личный интерес к нему оказывается неизмеримо более глубоким.

Познавательные, деловые и личностные мотивы появляются в период становления коммуникативной деятельности практически одновременно. В реальной жизненной практике ребенка все три группы мотивов сосуществуют и тесно переплетаются между собой. Но в разные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие из них занимают положение ведущих. Причем речь идет не об индивидуальных особенностях взаимоотношения разных мотивов, а об особенностях именно возрастных, типичных для большинства или для многих детей соответствующего возраста. Выдвижение на передний план определенной группы мотивов связано с изменением содержания общения, а последнее отражает особенности общей жизнедеятельности ребенка: характер его ведущей деятельности, степень самостоятельности.


Страница 10 из 63

10. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Влияние разных факторов на развитие личности ребенка.

ЛИЧНОСТЬ - это человек как общественное существо, носитель общественного сознания.

Сущность человека как личности проявляется через те отношения, в которые он вступает с окружающим миром и прежде всего с людьми. Сюда включаются все отношения, которые складываются между людьми (в семье, в коллективе, в повседневном общении и т.д.) Таким образом, понятие "личность" характеризует человека как общественное существо, связанное с усвоением того разнообразного духовного опыта, который накоплен в обществе. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе своей жизнедеятельности.

РАЗВИТИЕ - это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.

Человек в течение своей жизни развивается в нескольких отношениях:

Физическое развитие - изменение роста, веса, объема человеческого тела;

Физиологическое развитие - изменение физиологических процессов (например, половое созревание);

Психическое развитие - это обогащение фонда условных рефлексов, выработка характера, развитие памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.;

Социальное развитие проявляется в усложнении отношений с окружающей средой, в которые вступает человек на протяжении своей жизни Источником всякого развития, в том числе и развития личности, являются внутренние противоречия. Например, противоречие между требованиями общества и актуальным уровнем развития ребенка, противоречие между потребностями ребенка и возможностями их удовлетворения, противоречие между стремлением ребенка к самостоятельности и его потребностью в помощи взрослых, противоречие между целенаправленными воздействиями и стихийными влияниями социальной среды и др. Эти противоречия и выступают в качестве движущих сил развития личности

Факторы, влияющие на развитие личности: наследственность, среда и воспитание.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - это генетическая программа биологических признаков, получаемая ребенком от родителей при рождении

СРЕДА - это окружающие человека общественные, материальные, духовные, природные условия его существования, формирования и деятельности, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.

Ребенок от своих родителей наследует следующие признаки:

Анатомо-физиологическую структуру биологического вида "человек разумный" (строение тела, внутренних органов, их функционирование и т.д.);

Безусловные рефлексы (сосание, слюноотделение, оборонительный, ориентировочный и др.);

Физические особенности (особенности телосложения, черты лица, цвет волос, кожи, глаз и т.п.);

Функциональные особенности (группа крови, характер обмена веществ и др.);

Аномалии наследственного происхождения (дальтонизм, гемофилия, псих. заболевания и др.);

Особенности нервной системы (сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность);

Задатки.

Материальными носителями наследственности являются гены (генотип).

Однако этот наследственный багаж является лишь необходимым. но недостаточным условием, потенциальной возможностью, предпосылкой для последующего развития человека. Значительная роль здесь отводится социальной среде и воспитанию.

Среду обитания можно подразделить на природную (географическую) и социальную. В понятие природной среды входят: климат ресурса, ландшафт и др. Социальную среду, окружающую ребенка, можно подразделить на макросреду и микросреду. Под макросредой понимается общество в целом, общественный строй: социально-экономические, политические, морально-правовые условия жизни. Термином "микросреда" обозначается ближайшее окружение человека. Сода можно отнести материально-бытовые условия жизни ребенка, дошкольное учреждение, где он воспитывается, а также людей, непосредственно контактирующих с дошкольником. Макросреда не воздействует на личность непосредственным образом. Это воздействие осуществляется преимущественно через микросреду. Социальная среда выступает как определяющий фактор развития личности. Только "живя в обществе, человек может сформироваться как личность.

ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта.

Процесс становления личности человека осуществляется в условиях воспитания путем присвоения общественно-истерического опыта человечества, Руководство его освоением осуществляется взрослым. В итоге человек входит в систему социальных отношений того общества, в котором он живет. Поэтому воспитание играет ведущую роль в развитии личности ребенка.

Освоить общественно-исторический опыт помогает активность растущего человека. Активность личности выражается через подражательность ребенка, его воспитуемость, обучаемость, самовоспитание и самообразование. Активность личности дошкольника находит свою реализацию в игровой, познавательной, предметной, трудовой, учебной, художественной деятельности, в общении. Активная позиция ребенка в деятельности делает его не только объектом, но и субъектом воспитания.