Перетоп в квартире куда жаловаться. Как добиться перерасчетов за отопление


25 февраля текущего года на совещании с первыми лицами, ответственными за цены и тарифы в сфере ЖКХ, президент России В.В.Путин, видимо в сердцах, дал строгое указание: чтобы в среднем в год рост платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги не превышал порог 6% ! Но правда сразу оговорился: за редким исключением, где такое не возможно, может быть незначительное удорожание, но в целом по стране – чтобы ни-ни!
А может ли вообще быть такое, чего потребовал руководитель страны?
За последние 10 лет, как показывает официальная статистика, цены и тарифы в ЖКХ взлетели в 7,6 раза, т.е. втрое против уровня инфляции в целом по стране. Причем, в структуре платежа жителей за жилищные-коммунальные услуги основную, 80-процентную долю составляют именно коммунальные услуги, львиную долю которых составляет отопление и горячее водоснабжение. И всего лишь 18-20% приходится на жилищные услуги: это плата за содержание и ремонт общего имущества. Примечательно, что за десятилетие сегмент платы, приходящийся на содержание жилья также сократился более, чем в два раза: в начале нулевых соотношение расходов населения на жилищные и коммунальные услуги выглядело как 35/65. Таким образом исходя из стандарта оплаты жилья, утвержденного Правительством, средняя стоимость платы за однокомнатную квартиру площадью 35 квадратов составит 5000 рублей в месяц, из них 4000 рублей – коммунальные услуги и всего лишь 1000 рублей – плата за ремонт и содержание.
Рассчитывать на то, что безудержный рост цен на энергоресурсы когда-нибудь остановится, а уж тем более на снижение цен, не приходится. Практика показывает, что даже тогда, когда мировые цены на нефть падали, бензин в нашей стране непрерывно дорожал. Значит, тепло, вода и электроэнергеия уже не подешевеет. Ужимать плату за ремонт и содержание жилья в условиях, когда большинство домов нуждается в капитальном ремонте, значит рубить дом под корень: либо рухнет, либо развалится.
Остается одно: понять, а столько ли нам надо коммунальных услуг, сколько нам предлагается к оплате?
Первые шаги.
Об энергосбережении в нашей стране заговорили во всеуслышание в 2010 году, когда был принят известный федеральный закон ФЗ-261, обязавший всех потреблять энергию исключительно учтенную, т.е. по приборам учета, установив конкретные сроки, до наступления которых все потребители обязаны «оприбориться».
Следует отметить, что в Москве по городским программам общедомовые приборы учета начали устанавливать, начиная с 2002 года, и за прошедшие 10 лет почти в каждом многоквартирном доме такие приборы уже имеются. И есть даже некоторые результаты в снижении платы за потребляемые ресурсы. Поскольку, как оказалось на практике и о чем говорилось в теории, фактическое предоставление нам, скажем, тепловой энергии существенно меньше чем предполагается по нормативам потребления. Что, собственно, и подтверждают показания общедомового прибора учета тепловой энергии, если конечно прибор исправен и достоверен.
И так, первый шаг сделан: мы начали понимать и фиксировать количество энергии, поставленной в наш дом, т.е. «взвешивать в граммах» сколько израсходовали.
Съесть то он съесть, да кто ему даст?

В нашем же случае все наоборот – дадим много, попробуйте не съесть!

Тепла нам поставляется со значительным избытком. Это объясняется сложностями в городском хозяйстве: не возможно каждому дому подать столько тепловой энергии, сколько ему на самом деле нужно. От ближайшего ЦТП, к которому подключен наш конкретный дом, запитаны и школа, и детский садик, и еще десяток других домов. Причем все они разные по размеру и высотности, построены из разных конструктивных элементов и в разные годы… Вот и старается теплоснабжающая организация дать тепла столько, чтобы не только первому, но и последнему дому во всей этой сложной цепочке досталось по нормам. Соответственно, тем кто ближе – достается с большим запасом. Настолько, что в самые лютые морозы живем с распахнутыми фрамугами и форточками. Что же говорить о так называемых «переходных» периодах – когда на улице еще не холодно, но уже и не тепло…
И как же нам сберегать ресурсы и эффективно их расходовать, если все это лишнее тепло утекает в форточку?
За количество – спасибо. А за качество – не очень
На сегодняшний день те общедомовые приборы учета, которые установлены в наших домах (а они, кстати, почему-то не наши, хотя по логике и по смыслу закона – должны являться общим имуществом многоквартирного дома) фиксируют количество поставляемой тепловой энергии в объемах и температурных показателях. Температура теплоносителя должна быть такой, чтобы соответствовать температуре наружного воздуха, т.е. чем на улице холоднее, тем горячее должна быть температура воды/пара в трубах на входе в дом. Это зависимость отражена в температурном графике, который является приложением к договору на теплоснабжение.
Для того чтобы проанализировать, насколько поставляемое количество отвечает нашим потребностям, нам нужно сопоставить это количество с температурой окружающей среды. Сделать это можно двумя способами: произвести соответствующие арифметические действия, либо воспользоваться техническими средствами.
Прилагаемые иллюстрации как раз и показывают такой анализ. В приложении – отчеты по качеству поставляемой тепловой энергии в нескольких домах. Нижняя кривая на графике показывает температуру наружного воздуха. Серая размытая кривая – температуру теплоносителя, которая должна соответствовать температурному графику по договору поставки тепловой энергии в многоквартирный дом. А верхняя красная – как раз отражает фактическое поставленное тепло – существенно превышающее то количество, которое необходимо нашему дому. Т.е., тепло в дом подано, на приборе количество зафиксировано, будьте любезны – оплатите счет!
Верните наши денежки!
По результатам анализа качества поставляемого теплоносителя следует вывод: тепла нам поставили с избытком, столько нам не нужно. Хотя общедомовый прибор учета честно показал то количество, которое нам поставили, но мы вправе отказаться от оплаты излишне поставленной тепловой энергии, поскольку теплоснабжающей организацией допущены отклонения от требований по качеству. Соответственно, потребитель вправе потребовать перерасчет платы за отопление.

Материалы по теме

Жильцы платят за тепло. Не за нагрев теплоносителя, не за сам теплоноситель, но за тепловую энергию. Нормативы задают температуру воздуха, которая зависит от температуры снаружи. Нормативы рассчитаны так, чтобы в квартирах было тепло, но не жарко и не холодно. Когда в феврале приходится открывать форточку, чтобы вдохнуть свежего воздуха, или закутываться в прабабушкин полушубок, чтобы не замерзнуть, это говорит только об одном: коммунальные службы работают некачественно.

Что такое перетоп и чем он плох

Когда температура воздуха в квартирах превышает норматив – это и есть перетоп. Зимой в квартире должно быть 18–22 градуса Цельсия. Если температура поднимется выше, станет душно, жарко, жильцы захотят проветрить помещение.

Чем это плохо? Во-первых, это физически неприятно. Перегретый воздух – сухой, а поскольку в помещении люди проводят большую часть времени, пересыхают слизистые оболочки горла, носа, глаз. Это повышает риск простуды или аллергии. Во-вторых, перетоп – это нерациональное использование энергии: чтобы было тепло, достаточно 22 градусов, а теплоноситель разогрели до того, что температура поднялась до 27! В-третьих, кто будет оплачивать это нерациональное расходование ресурсов? Собственники квартир. И без того немалые счета за отопление становятся еще больше.

За каждый час перетопа делают перерасчет на 0,15 %. Формула перерасчета сложная, чтобы тариф пересчитали, нужно получить документальное доказательство, что температура превысила норматив. Для этого вызывайте диспетчера, фиксируйте перетоп и требуйте перерасчета.

Как избежать перетопов

Перерасчет – временная мера, она не гарантирует, что перетоп не повторится, а постоянно фиксировать нарушения и пересчитывать стоимость отопления тяжело. Решить эту проблему раз и навсегда можно только одним способом: установить системы погодного регулирования, которые будут контролировать нагрев теплоносителя в зависимости от температуры окружающей среды.

Регулирующее оборудование устанавливается во внутренних инженерных системах дома – узлах учета тепловой энергии. Работу всей системы, как правило, контролирует вычислитель многоканального теплосчетчика, в котором есть функция автоматического контроля температуры теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха. Но есть одна скрытая проблема: если у вас стоят приборы учета, метрологические параметры которых устарели, то при начале работы блоков регулирования, особенно при перекрытии подачи теплоносителя до минимальных расходов (весной и осенью), такие приборы могут выйти за пределы своих возможностей, выдать ошибку и остановить коммерческий учет. Время регулирования в этом случае не войдет вам в зачет – платеж за экономию не снизится.

Увы, бездумно сделанный ранее выбор поставить приборы учета подешевле, или по рекомендации РСО (которым выгоден учет по нормативам), или потому, что «все поставили именно такие», приведет только к одному – придется менять приборы учета на новые с широким динамическим диапазоном. Лучше вовремя признать ошибки. Новые приборы учета окупятся очень быстро. Как правило, такие инженерные системы, в составе которых находятся высокоточные цифровые приборы учета и встроенные в вычислитель системы погодного регулирования, на профессиональном языке называются «системами учета и регулирования тепловой энергии» (СУРТЭ). Окупаются они за один или два отопительных сезона.

Установить регулирующее оборудование могут УК, но за счет собственников и только на основании решения общего собрания. Аргументом в пользу установки специального оборудования на собрании жильцов станет то, что, как правило, при применении современных вычислителей на полностью цифровой платформе с функцией автоматического регулирования ЦО и ГВС окупается за один отопительный сезон. Системы регулирования экономят деньги собственников: не приходится переплачивать по счетам.

Установка регулирующего оборудования, а точнее, инженерных систем индивидуальных тепловых пунктов (ИТП), систем учета и регулирования тепловой энергии (СУРТЭ) или автоматизированных узлов управления (АУУ) – это и есть ответ на вопрос, как избежать перетопов.

Что такое недотопы и почему они возникают

Недотоп – это отклонение температуры воздуха от норматива в меньшую сторону. Температура не достигает 18 градусов, потому жильцам приходится кутаться в теплую одежду, включать электрические обогреватели, газовые конфорки.

Одна из причин недотопов – халатность коммунальных служб. В системе централизованного теплоснабжения нужно отрегулировать тепловой и гидравлический режим. Это нужно, чтобы поддерживался перепад между подающим и обратным давлением, и тогда теплоноситель будет равномерно циркулировать в системе. Если система не отрегулирована, в одних квартирах будет слишком жарко, а в других – холодно. Также иногда обслуживающие компании экономят топливо или не учитывают изменения погоды.


Но нарушение правил обслуживания сетей – не единственная причина недотопов, иногда виноваты жильцы. Они устанавливают дополнительные батареи, монтируют при ремонте трубы большего диаметра. Это приводит к тому, что давление в трубах снижается, горячая вода циркулирует неравномерно. Регулировать систему отопления лучше летом, зимой это проблематично. Наладка системы отопления и горячего водоснабжения – одна из причин, по которым летом отключают горячую воду.

Как получить компенсацию за недотоп

Жильцам холодно, но счета они получат, как будто квартиры отапливали согласно нормативам. Действовать нужно так же, как при перетопе: пригласить работника ЖКХ, чтобы он зафиксировал отклонение от температурного режима и составил акт, а затем требовать пересчета. Но полностью решить проблему недотопов можно только модернизацией регулирующего оборудования: автоматический узел управления будет поддерживать оптимальный температурный режим.

Установку регулирующего оборудования (систем учета и регулирования тепловой энергии, автоматических узлов управления, индивидуальных тепловых пунктов и т. д.) нужно обсуждать на собрании жильцов. Финансируют такие работы как за счет собранных собственных средств, так и за счет средств капитального ремонта, если соответствующие средства накоплены. Еще один вопрос, который необходимо обсудить на собрании, тоже напрямую связан с недотопами – это тепловые потери самого дома. Не исключено, что здание нужно утеплять как изнутри, так и снаружи, со стороны фасадов. Не нужно терпеть холод и переплачивать за отопление! Начните с модернизации инженерных систем отопления и горячего водоснабжения – это самая затратная часть в стоимости потребления тепловых услуг, и счета за отопление начнут уменьшаться.

Не первый год суды различных уровней во многих субъектах РФ рассматривают споры по взысканию задолженностей по отоплению с собственников помещений, в которых демонтированы радиаторы отопления, при этом многоквартирные дома, в состав которых входят указанные помещения, оборудованы централизованной системой теплоснабжения. Собственники таких помещений заявляют, что поскольку радиаторов отопления в их помещениях нет, теплоэнергию на отопление они не потребляют. Исполнители услуг настаивают на том, что система отопления является общедомовой, обеспечивающей отопление всех помещений дома, и демонтаж радиаторов отопления не освобождает собственников помещений от внесения платы за отопление.

Что такое «отопление»?

Отопление — особый вид коммунальной услуги. Если, например, водоснабжение потребляется в точках водоразбора (водопроводные краны), электроэнергия в точках подключения электроприборов, то от теплоносителя, циркулирующего в системе отопления, происходит не только от радиаторов отопления. Теплоэнергия передается в отапливаемые помещения за счет теплопроводности, излучения и конвекции, и распространяется тепло не только от радиаторов, но и от прочих элементов системы отопления (трубопроводы, стояки, лежаки и т.п.). Тела, предметы, воздух, получив теплоэнергию от теплоносителя, в свою очередь, передают тепло другим телам и предметам, нагретые воздушные массы переносят тепло в другие участки пространства. В соответствии с законами физики тепло передается от более нагретых тел к менее нагретым, и теплоэнергия, содержащаяся в воздухе, в элементах интерьера помещения, передается в том числе и в соседние помещения через стены.

С учетом таких особенностей коммунальной услуги по отоплению многоквартирный дом (МКД) признается единым теплотехническим объектом, и , что вся тепловая энергия, поступившая в МКД, распределяется среди помещений МКД пропорционально их площади. Как и для других коммунальных услуг в случае, если дом оборудован общедомовым прибором учета (ОПУ), общий объем теплоэнергии, потребленной на отопление, определяется по ОПУ, если не оборудован — по нормативам потребления. Однако, необходимо отметить, что в отличие от других коммунальных услуг, индивидуальные приборы учета (ИПУ) отопления принимаются к учету только в том случае, если МКД оборудован ОПУ, и все 100 % помещений МКД оборудованы ИПУ.

Исходя из отсутствия возможности определения конкретной точки поступления теплоэнергии на отопление в конкретном помещении, ИПУ, определяющие объем потребления теплоэнергии именно на радиаторах отопления, не измеряют энергию, потребленную от стояков отопления, от стен между помещениями, от других источников, являющихся вторичными относительно теплоносителя, поданного в МКД. Если учитывать показания ИПУ в отдельных помещениях при отсутствии ИПУ хотя бы в одном помещении дома, точный объем теплопотребления каждым помещением измерить будет невозможно. Предъявление же к оплате всей «нераспределенной» теплоэнергии (показания ОПУ минус сумма показаний ИПУ) жильцам помещений, не оборудованных ИПУ, приведет лишь к тому, что жильцы оборудованных ИПУ помещений будут снижать потребление тепла непосредственно от радиаторов (где, собственно, и установлены приборы), увеличивая «бесконтрольное» потребление тепла от стояков, стен и т.п. В итоге в противоречие с фактическим объемам потребления теплоэнергии, жильцам оборудованных ИПУ помещений будет выставляться к оплате заниженный объем потребления коммунальной услуги по отоплению, а жильцам необорудованных ИПУ помещений — завышенный.

Альтернативная система отопления

Часто в судебных разбирательствах собственники помещений, демонтирующие радиаторы отопления в своих помещениях, заявляют, что используют другие способы отопления — например, электрические обогревательные приборы, а теплоэнергию из централизованной системы отопления МКД не получают, а следовательно — оплачивать ее не должны.

Необходимо отметить, что внутридомовая система отопления строится таким образом, чтобы обеспечить нормативную температуру воздуха всех помещений дома. При проектировании такой системы учитывается множество параметров, и зависимость температуры воздуха (а, следовательно, и количества потребленной на отопление помещения теплоэнергии) от количества радиаторов отопления, установленных в конкретном помещении, далеко не всегда прямо пропорциональна.

Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным ПП РФ от 13.08.20016 № 491 (далее — Правила 491) «В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях ».

Таким образом, демонтаж радиаторов отопления, изменение других параметров элементов системы отопления, находящихся в помещении конкретного собственника, являются изменениями общего имущества дома и переустройством помещения. Необходимо отметить, что переустройство помещения должно осуществляться в соответствии со статьей 26 ЖК РФ и требует разработки проекта переустройства и его согласования с органом местного самоуправления, а реконструкция системы отопления в виде удаления ее отдельных элементов, фактически влекущая за собой уменьшение размера общего имущества, в соответствии с частью 3 статьи 36 ЖК РФ требует согласия всех собственников помещений в данном МКД.

Таким образом, демонтаж системы отопления в отдельном помещении, отказ от потребления коммунальных услуг по отоплению из централизованной системы отопления крайне затруднителен. А самовольное производство таких действий без необходимых согласований противозаконно.

Судебная практика

При рассмотрении споров о взыскании задолженности за коммунальную услугу по отоплению суды в подавляющем большинстве случаев исходят вовсе не из того обстоятельства, имеются ли в рассматриваемом помещении радиаторы отопления. Обычно суды прежде всего устанавливают, предусмотрено ли в этом помещении предоставление коммунальной услуги по отоплению, вносились ли в установленном законом порядке изменения в проект системы отопления дома в части исключения предоставления коммунальной услуги по отоплению в рассматриваемом помещении, проходят ли через указанные помещения трубопроводы (стояки, лежаки), входящие в состав общедомовой системы отопления. И если фактические обстоятельства указывают на то, что проектом системы предусмотрено отопление указанного помещения, через данное помещение проходят трубопроводы общедомовой системы отопления, что никакой альтернативной системы отопления надлежащим образом оформленными документами не предусмотрено, коммунальная услуга по отоплению подлежит оплате.

Процитируем несколько судебных постановлений, подтверждающих данную позицию.

Решение ВС РФ от 07.07.2015 по делу № АКПИ15-198:

«Частью 15 статьи 14 Федерального закона № 190-ФЗ предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии , перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.

Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления … ».

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 15.03.2017 № 13АП-1952/2017 по делу № А42-7166/2016 установил:

«Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в жилые дома для оказания коммунальных услуг, в приоритетном порядке регулируется нормами жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4, статья 8 ЖК РФ).

Порядок расчетов, установленный Постановлением Правительства РФ № 354, а также Жилищным кодексом Российской Федерации (статья 157 пункт 1), в отношении нежилых помещений, предусматривает оплату поставленной в такие помещение тепловой энергии на нужды ТС… Дифференцированный подход к расчету платы по разным нежилым помещениям в одном жилом доме ни указанное Постановление Правительства РФ, ни иные нормативно-правовые акты не предусматривают и не допускают.

Поскольку ответчик не отрицал факт прохождения через спорные помещения транзитных трубопроводов, являющихся общедомовым имуществом, то как правильно указал суд первой инстанции, вне зависимости от того, заизолирован указанный трубопровод или нет, в любом случае по объективным причинам он имеет теплоотдачу. Доказательств того, что температура в спорных помещениях не соответствует температурному режиму, установленному действующим законодательством (п. 15 Приложения № 1 к Правилам № 354) ответчиком в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представлено . В связи с чем вывод суда о предоставлении в спорный период услуги теплоснабжения является правомерным.

Суд также рассмотрел и отклонил довод ответчика о том, что ввиду отсутствия в спорном нежилом подвальном помещении радиаторов отопления (энергопринимающие устройства) факт оказания истцом коммунальной услуги "отопление", не доказан , а факт прохождения через спорные помещения транзитных трубопроводов, сам по себе не свидетельствует о наличии оснований для взыскания с владельца такого помещения в пользу истца платы за отопление, фактически представляющее собой технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях. А также то, что транзитные трубопроводы являются составляющей частью системы теплоснабжения (тепловой сети) дома и не могут быть отнесены к теплопотребляющим установкам, и тот факт, что в связи с наличием изоляции на транзитных трубопроводах, тепловая энергия от потерь не предъявлялась к оплате ».

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2016 № 17АП-14016/2016-ГК по делу № А71-4373/2016 установлено:

«Помещения во встроенной части не имеют приборов отопления, при этом нагрев помещения происходит в результате нагрева пола и стен тепловой энергией (теплоотдача), выделяемой трубопроводами теплоносителя, проходящих в подвале МКД, расположенном под спорным нежилым помещением ».

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2017 по делу № А42-6533/2016 установлено:

«Как следует из части 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае, если многоквартирный дом в надлежащем порядке подключен к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений в нем на индивидуальное отопление допускается только в случаях, определенных схемой теплоснабжения.

Данное положение установлено в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

Таким образом, в квартирах многоквартирных жилых домов законом установлена возможность перехода на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии только при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.

Однако доказательств, разработки проекта реконструкции системы отопления МКД …, ответчиком не представлено.

Демонтаж радиаторов системы центрального отопления без соответствующего разрешения, не может свидетельствовать о расторжении договора энергоснабжения и не освобождает ответчика от обязанности производить оплату услуг, независимо от причин демонтажа

Демонтаж радиаторов центрального отопления не означает, что теплоснабжение квартиры прекратилось . Принадлежащая ответчику квартира расположена на 1-м (первом) этаже многоквартирного дома, через квартиру проходят стояки центрального отопления, а ряд стен квартиры является смежным с квартирами, в которых не демонтированы радиаторы центрального отопления. То обстоятельство, что перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах, не содержит запрета на использование электрообогрева, не освобождает ответчика от обязанности …вносить плату за отопление ».

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 апреля 2016 года по делу № А42-9468/2014 (оставлено в силе Определением ВС РФ от 21.10.2016 № 307-ЭС16-10274):

«Поскольку нежилые помещения, принадлежащие Обществу, находятся в многоквартирном доме, суд первой инстанции обоснованно применил к спорным правоотношениям нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) и правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354) .

Пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ установлено два способа для расчета размера платы за коммунальные услуги: на основании показаний приборов учета и исходя из нормативов потребления коммунальных услуг

Расчетный объем коммунального ресурса для отопления нежилого помещения при отсутствии прибора учета определяется исходя из расчетной величины потребления тепловой энергии, равной применяемому в таком многоквартирном доме нормативу потребления коммунальной услуги отопления, утвержденной для домов такого типа соответствующим нормативно-правовым актом (пункт 43 Правила № 354).

Как правильно указал суд первой инстанции, Правилами № 354 не предусмотрены какие-либо исключения для определения значений, применяемых при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению . Расчет объема и стоимости поставленной тепловой энергии произведен истцом в соответствии с действующим законодательством…

Из акта обследования от 31.03.2015 следует, что трубопроводы теплоснабжения, проходящие через помещение, сохранены. Тепловая энергия подается в жилой дом через присоединенную сеть и распределятся по всему дому по внутридомовой системе отопления, состоящей из стояков, обогревающих элементов, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, а также учитывая наличие в помещении ответчика 12 незаизолированных стояков отопления, факт подачи тепловой энергии в спорный период ответчиком не опровергнут, в связи с чем помещение ответчика является отапливаемым .

Из акта обследования помещений следует, что температура на поверхности стен, пола, потолка от +20 до +22 градусов Цельсия.

Следовательно, на момент обследования температура воздуха соответствовала нормативной температуре, установленной в пункте 15 приложения № 1 к правилам № 354.

Ответчик не представил доказательств надлежащей изоляции стояков в спорном нежилом помещении общей площадью 177,7 кв.м., оказания некачественной услуги отопления помещений, потребление тепловой энергии в меньшем объеме, чем предусмотрено нормативами оказания коммунальных услуг и предъявлено ко взысканию.

Доводы ответчика о получении им тепловой энергии не в соответствии с нормативами потребления, а путем остаточного потребления ввиду демонтажа радиаторов отопления, произведенного в спорных помещениях, оценены судом первой инстанции и обоснованно отклонены ».

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2015 по делу №А65-21655/2015, оставленном в силе Постановлениями 11 ААС, АС Поволжского округа и Определением Верховного суда РФ (Определение ВС РФ от 20.02.2017 № 306-ЭС16-20506), установлено:

«Представленный истцом акт от 14.12.2015 г. обследования ОАО "Казэнерго" теплового оборудования в нежилых помещениях ответчиков, приложенные к нему фотоснимки, также как и акт от 24.02.2015 г. обследования ОАО "Казэнерго" теплового оборудования в нежилых помещениях ответчиков, представленный ответчиками, подтверждают факт наличия в помещениях последних трубопроводов отопления для всего многоквартирного дома (лежаки, стояки, элеваторный тепловой узел) от которых происходит отопление всего цокольного этажа, и обеспечена температура в помещениях от 22 до 26 градусов. Часть данных трубопроводов изолирована, часть закрыта деревянными коробами.

Доводы ответчиков об отсутствии приборов отопления в некоторых помещениях не может свидетельствовать о ненадлежащее оказанной услуге "отопление" ».

Выводы

Как следует из приведенных в судебных постановлений, важнейшим обстоятельством, подлежащим установлению судом в спорах об оплате отопления в помещениях с демонтированными радиаторами отопления, является то, предусмотрено ли проектом системы отопления многоквартирного дома отопление таких помещений, проходят ли через помещения трубопроводы (стояки, лежаки), входящие в состав общедомовой системы отопления. Именно исходя из данного обстоятельства, а вовсе не из факта наличия/отсутствия в какие-либо периоды времени радиаторов отопления, подлежит разрешению вопрос, обязан ли собственник помещения с демонтированными радиаторами оплачивать коммунальную услугу по отоплению или нет.

При этом само по себе отсутствие радиаторов (в случае их демонтажа) не означает отсутствие потребления коммунальной услуги по отоплению, точно так же, как наличие запорной арматуры на радиаторах отопления, позволяющей перекрыть подачу теплоносителя в радиаторы, не означает, что потребление коммунальной услуги по отоплению прекращается в случае перекрытия подачи теплоносителя в радиаторы.

Общедомовые счетчики достоверно зафиксировали правоту жителей Петербурга: перетоп действительно существует. Оправдываясь, энергетики и жилищники винят друг друга.

Замир Усманов/Интерпресс

С наступлением оттепели горожане, еще недавно страдавшие от холода в квартирах, вновь жалуются на перетоп. Энергетики в ответ ссылаются на то, что теплоснабжение осуществляется «в соответствии с температурным графиком», а понятия «слишком жарко» носят субъективный характер. Однако действующие стандарты раскрытия информации дают объективный фундамент для подозрений в сознательном перетопе.

В соответствии с принятыми нормами, управляющие компании обязаны публиковать на своих сайтах показания общедомовых приборов учета тепла, холодной воды и электричества. Большинство жилкомсервисов делают это с существенной задержкой – например, у ГУПРЭП «Строитель» последние данные по теплу относятся к октябрю 2015 года, у ЖКС №2 Кировского района – к маю.

Однако некоторые жилищники размещают данные оперативно, благодаря чему можно сравнить показания счетчиков тепла за разные периоды. Предыдущий раз, когда горожане массово жаловались на перетоп, пришелся на декабрь и ноябрь 2015 года. Они выдались аномально теплыми: как рассказал главный синоптик Петербурга Александр Колесов, средняя температура ноября составила плюс 3,1 градуса, декабря – плюс 2,1.

Аналогичные месяцы 2014 года были существенно холоднее: ноябрь – плюс 0,8, декабрь – минус 1. Таким образом, исходя из простой энергетической логики, в 2014 году один и тот же дом должен был потребить больше тепла, нежели в 2015-м. Однако в некоторых случаях этот простой школьный закон не действует.

Перегретые адреса

Так, в соответствии с данными счетчиками, в декабре 2014 года на отопление дома по Вознесенскому проспекту, 41, ушло 90,67 Гкал. Спустя год, несмотря на аномальные показатели, для обогрева жителей потребовалось уже 105,4 Гкал. Хотя все должно быть наоборот. Аналогичная ситуация и с соседними домами. Например, Вознесенский, 39: в 2014 году в дом поступило 30,75 Гкал, в 2015 – почему-то 31,1.

Конечно, можно предположить, что на Вознесенском проспекте есть некая аномальная зона, поэтому там, в отличие от остального Петербурга, было холодно. Однако аналогичная ситуация фиксируется и по другим адресам в центре города. Граждане, проживающие в доме №4 по Столярному переулку, заплатили в декабре 2014 года за 63,5 Гкал тепловой энергии. А в декабре 2015, который был на четыре градуса теплее, чуть больше – 64,08. То же самое и с домами №№12 и 14 по Фонарному переулку.

Простейшие энергетические законы не действуют и в других районах города. Например, во Фрунзенском районе, в доме №28 по Альпийскому переулку: и в 2014, и 2015 году в него поступило одинаковое количество тепла, как будто бы и погода была идентичная. При этом аномалии обнаруживаются и в том случае, если сравнивать показания ноября. Так, дом на Яхтенной, 2/1, потребил в ноябре 2014 года 360,1 Гкал, а в 2015 – 374,3. Такая же разница и по одному из домов на Школьной улице: 118,8 против 127,2.

Статистики, сколько именно домов были "перегреты" в ноябре и декабре, ни одно из профильных ведомств Смольного не ведет. Если анализировать каждый жилкомсервис в отдельности, то где-то подача тепла велась в соответствии с температурным графиком (ЖКС №2 Калининского района), где-то превышение 2015 года над 2014-ым носит незначительный характер (ЖКС №3 Фрунзенского), а где-то речь идет минимум о десяти процентах домов (ЖКС №2 Адмиралтейского района).

Как кошка с собакой

Существующая система теплоснабжения жилых домов позволяет энергетикам и жилищникам перекладывать ответственность друг на друга. Договоры на поставку горячей воды в квартиры заключаются между жилкомсервисами и ресурсоснабжающими организациями («ТГК-1», ГУП «ТЭК», «Петербургтеплоэнерго»). Первые отвечают за внутридомовые трубы, вторые – за котельные, ТЭЦ и уличные сети. Таким образом, за то, чтобы в наших домах было тепло, ответственны сразу две структуры.

Энергетики всегда говорят, что поставляют тепловую энергию в четком соответствии со специальным графиком – таблицей, в которой прописано, какая должна быть температура горячей воды при той или иной погоде. Например, при минус 1 градус это 80°С. При этом они подчеркивают, что регулировать температуру теплоносителя можно плавно, в течение трех дней. В противном случае могут произойти прорывы на магистральных и квартальных сетях. А вот жилищники могут и должны проводить оперативное регулирование, для чего в подвале установлена так называемая «запорная арматура».

«Регулирование параметров при эксплуатации систем теплоснабжения в многоквартирных домах осуществляют управляющие компании», – прокомментировали «Фонтанке» в «ТГК-1» очередные жалобы на перетоп. Практически аналогичный ответ дали в ГУП «ТЭК». Кроме того, добавляют энергетики, разница в показаниях может произойти из-за того, что, например, в декабре 2014 года их сняли 23 числа, а в декабре 2015 – 25.

Жилищники в ответ говорят, что не имеют достаточного штата сантехников, чтобы за один день изменить температуру во всех домах. А некоторые жилкомсервисы обслуживают до 500 жилых зданий. В 2013 году жилищному комитету, который всегда защищает управляющие компании, удалось добиться введения так называемых Предполагалось, что жилкомсервисы не будут платить за период, когда был превышен температурный график. При этом итоговую сумму планировалось делить на два. Данный коэффициент носит условный характер: энергетики настояли на том, чтобы автоматически уменьшать размер компенсации, так как частично ответственность за перетоп лежит и на управляющих компаниях.

Как рассказал «Фонтанке» высокопоставленный собеседник в жилищном комитете, данная инновация была включена в 70% всех договоров теплоснабжения. «Мы прописали там, что выставлять денежные претензии можно будет в том случае, если управляющая компания не имеет текущей задолженности. То есть, например, сначала они полностью расплачиваются за ноябрь, даже если имел место перетоп. А потом в декабре им делают перерасчет», – рассказывает чиновник.

Ресурсоснабжающие организации интерпретировали этот пункт иначе: у жилкомсервиса вообще не должно быть задолженности – ни текущей, ни просроченной. Однако она имеется у всех крупных управляющих компаний, и ликвидировать ее не могут уже несколько вице-губернаторов по ЖКХ. «В итоге никто так и не был оштрафован за перетоп», – резюмирует собеседник в жилищном комитете. Впрочем, в ближайшее время, по данным «Фонтанки», один крупный жилкомсервис намерен выставить «ТГК-1» претензию примерно по 50 домам за перетоп.

Отметим любопытное совпадение: постоянные жалобы на перетоп возникают в условиях падения финансовых показателей энергетических предприятий. По данным Петростата, в 2015 году котельные и ТЭЦ города выработали на 5% меньше тепла, чем в 2014 году. Генерация электричества снизилась на 7,4%. Сами энергетики объясняют это теплой погодой и снижением потребления со стороны промышленных предприятий из-за кризиса. Из чего напрашивается простой вывод: чтобы не уйти в серьезные убытки, нужно по мере сил не снижать поставки тепла.

Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»

С 1 сентября 2012 года в России вступили в силу новые правила предоставления коммунальных услуг. С этого времени в Общественную приемную Балтийской медиа-группы участились обращения, вызванные повышением платы за жилищно-коммунальные услуги.

Советы приемной

В 2013 году приемная получила 1456 таких обращений, больше всего – из Выборгского, Невского, Приморского и Фрунзенского районов. По информации редактора Общественной приемной Елены Лезиной, большая часть обращений (1107) поступила от жителей домов, находящихся в управлении районных жилкомсервисов (ЖКС). В январе-феврале 2014 года обращений стало уже гораздо меньше, чем годом ранее, – всего 71. При этом больше всего жалоб было вызвано повышением платы за отопление, а также за водоснабжение на ОДС (общедомовые нужды).

«Мы объясняем всем, кто к нам обращается, что прежде всего нужно направлять претензию в обслуживающую организацию, с тем чтобы получить от нее объяснение причин повышения платы за жилищно-коммунальные услуги. Если нужно, мы помогаем в составлении такой претензии, – говорит Елена Лезина. – Но уже после получения ответа, если он не устроит заявителя, ему нужно обращаться в уполномоченные органы государственной власти, в том числе в Государственную жилищную инспекцию».

На что жалуемся?

Заместитель начальника Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Юрий Кузин предоставил более полную информацию о претензиях, выдвигаемых жителями города при обращениях в ГЖИ.

«Обращений становится все меньше: за прошлый год мы получили 7 тысяч, а на 3 марта 2014 года их насчитывается 1200», – отметил он.

Жалоб на недостаточное отопление жилья не было вообще. 3% жалоб было вызвано тем, что после установки общедомовых приборов учета в домах не произошло снижения коммунальных платежей, хотя жители на это рассчитывали. 4% жалоб пришлось на неправильные расчеты площадей в домах. По мнению Юрия Кузина, такие жалобы не вызывали у их авторов особого недовольства, так как в ГЖА им объясняли, что расчеты жилых и нежилых площадей впрямую не влияют на размеры квартплаты.

6% жалоб были вызваны обычными математическими ошибками, допущенными при расчетах, 22% – техническими неисправностями лифтов и коммунальных сетей и, наконец, более 50% жалобщиков просто не понимали порядка начисления оплаты за отопление и были не согласны с итоговыми суммами.

Кто виноват?

«Отопление сегодня – самая болезненная тема, – отметил Юрий Кузин, – потому что расходы на него имеют самый большой удельный вес в общем объеме квартплаты».

Кроме того, эта тема особенно актуальна еще и потому, что массовым явлением за последний год стали так называемые перетопы, которые не только доставляют огромные неудобства горожанам, но и напрямую ассоциируются у них с крупным платежами по статье «отопление». Однако в проблемах, связанных с перетопом, Юрий Кузин обвинил, в первую очередь, самих горожан.

«Важно знать, что за перетоп тоже можно получить перерасчет. Обращаться нужно в свои аварийно-диспетчерские службы (АДС), для того чтобы зафиксировать сами факты перетопа, однако люди за этим не обращаются», – констатировал он.

Многие горожане хотят, чтобы регулирование при перетопе производилось оперативнее, чем сейчас. Однако здесь нужно понимать, объясняет Юрий Кузин, что дом – это технически сложное устройство: регулировку задвижек в трубах горячего водоснабжения производит диспетчер теплоснабжающей организации (ТСО), и на это ему дается от 12 до 24 часов. При этом теплоотдача каждого дома строго индивидуальна (здания по-разному расположены по отношению к солнцу, ветрам, построены из разных материалов и по разным технологиям, разные доли их жильцов произвели утепление квартир и подъездов и т.д.). От комплекса всех этих факторов зависит и количество потребленного тепла, и, соответственно, плата за него. В этом смысле в городе нет двух одинаковых домов.

Порядок действий

Если в квартире отмечен явный перетоп, жильцу нужно звонить в АДС, и та обязана в течение двух часов прислать своего сотрудника, для того чтобы тот произвел замеры температуры воздуха и подтвердил перетоп документально. За то время, которое пройдет от момента замера до момента, когда уровень отопления будет отрегулирован, ТСО должна произвести перерасчет.

Если перетоп случился сразу в нескольких домах и АДС не успевает это замерить, тогда потребитель имеет право сам составить акт в присутствии, например, своих соседей и председателя Совета дома. В этом плане неправы те горожане, кто пока не удосужился создать в своих домах ни ТСЖ, ни Совета дома, тем более что председатель совета имеет право доступа ко всей документации управляющей компании и к общедомовым приборам учета.

По мнению Юрия Кузина, нежелание горожан обращаться в свои АДС приводит только к тому, что ни управляющие компании, ни жилкомсервисы до сих пор не учились реагировать на жалобы – потому что им никто не жалуется.

Так что нельзя во всем винить обслуживающие организации, констатировали участники обсуждения: жильцы, не способные создать ТСЖ или Совет дома, во многом сами виноваты в своих бытовых неудобствах.