Чем отличается Католическая Церковь от Православной? Основное отличие католицизма от православия. Католики и православные — в чем разница? Главные причины разделения церкви на католическую и православную

Католицизм – это одна из трех основных христианских конфессий. Всего существует три конфессии: православие, католицизм и протестантизм. Самая молодая из трех – протестантизм. Он возник вследствие попытки реформировать католическую церковь Мартином Лютером в XVI веке.

Разделение на православие и католицизм имеет богатую историю. Началом послужили события, которые произошли в 1054 году. Именно тогда легаты правящего в то время Папы Льва IX составили акт отлучения на Константинопольского Патриарха Михаила Керуллария и всю Восточную Церковь. Во время литургии в соборе Святой Софии они положили его на престол и удалились. Патриарх Михаил в ответ созвал собор, на котором, в свою очередь, отлучил от Церкви папских послов. Папа принял их сторону и с тех пор в Православных Церквах прекратилось поминовение пап на богослужении, а латиняне стали считаться схизматиками.

Мы собрали основные отличия и сходства православия и католицизма, информацию о догматах католицизма и особенности конфессии. Важно помнить, что все христиане – это братья и сестры во Христе, поэтому ни католики, ни протестанты не могут считаться “врагами” православной Церкви. Тем не менее, существуют спорные вопросы, в которых каждая конфессия находится ближе или дальше от Истины.

Особенности католицизма

У католицизма более миллиарда последователей во всем мире. Во главе католической Церкви стоит Папа Римский, а не Патриарх, как в православии. Папа Римский – это верховный правитель Святого Престола. Ранее в католической церкви так называли всех епископов. Вопреки расхожему мнению о тотальной непогрешимость Папы, католики считают непогрешимыми лишь вероучительные высказывания и решения Папы. В данный момент во главе католической Церкви стоит папа Франциск. Его избрали 13 марта 2013 года, и это – первый Папа Римский за долгие годы, который . В 2016 году Папа Франциск встретился с Патриархом Кириллом, чтобы обсудить важнейшие для католицизма и православия вопросы. В частности, – проблему гонения на христиан, которая существует в некоторых регионах и в наше время.

Догматы католической церкви

Ряд догматов католической Церкви отличается от соответствующего понимания Евангельской истины в православии.

  • Filioque – это Догмат о том, что Святой Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.
  • Целибат – это догмат о безбрачии духовенства.
  • Священное Предание католиков включает в себя решения принятые уже после семи Вселенских соборов и Папские послания.
  • Чистилище – догмат о промежуточной “станции” между адом и раем, где можно искупить свои грехи.
  • Догмат о непорочном зачатии девы Марии и о её телесном вознесении.
  • Причастие мирян только Телом Христовым, духовенства – Телом и Кровью.

Конечно, это не все отличия от православия, но католицизм признает те догматы, которые в православии не считаются истинными.

Кто такие католики

Наибольшее число католиков, людей, которые исповедуют католицизм, живет в Бразилии, Мексике и США. Интересно, что в каждой стране католицизм имеет и свои культурные особенности.

Отличия католицизма от православия


  • В отличие от католицизма, в православии считается, что Святой Дух исходит только от Бога Отца, о чем говорится в Символе веры.
  • В православии целибат соблюдают только монашествующие, остальное духовенство может вступать в брак.
  • Священное предание православных не включает в себя кроме древней устной традиции, постановлений первых семи Вселенских соборов еще и решения последующих церковных соборов, папские послания.
  • В православии не существует догмата о чистилище.
  • В православии не признается учение о “сокровищнице благодати” – переизбытке добрых дел Христа, апостолов, Девы Марии, которые позволяют “черпать” из этой сокровищницы спасение. Именно это учение допустило возможность индульгенций, что в свое время стало камнем преткновения между католиками и будущими протестантами. Индульгенции было одним из тех явлений в католицизме, которые глубоко возмутили Мартина Лютера. В его планы входило не создание новой конфессий, а реформация католицизма.
  • В православии миряне Причащаются Телом и Кровью Христа: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и пийти от нея вси: сия есть Кровь Моя».

Католицизм как одно из главных направлений в христианстве окончательно сформировался в результате первого крупного раскола (разделения церквей) в христианстве в 1054 Распространен он в основном в Западной (Франция, Бельгия, Италия, Португалия) и Восточной (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Литва, частично Латвия и западные области Украины) Европе, в большинстве стран Южной Америки; его исповедует почти половина верующих Северной Америки. В Азии, Африке также есть католики, но влияние католицизма здесь незначителен.

Он имеет много общего с православием (вера в два источники вероучения - Священное Писание, Священное Предание, в божественную Троицу, спасительную миссию церкви, в бессмертие души, загробную жизнь) и одновременно отличается от других направлений в христианстве системой вероучения, культа, своеобразным приспособлением к стремительному изменению социальной деятельности и нового религиозного сознания. Он дополнил Символ Веры новыми догматами, которых не знает православная церковь.

Основными догматами католицизма, отличающие его от других течений в христианстве, с догмат об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына, а также о непогрешимости Папы Римского. Принятие этого догмата папство добилось только в 1870 Вселенским собором в Ватикане. В борьбе за духовную и светскую власть папы вступали в многочисленные союзы с королями, пользовались опекой мощных феодалов, усиливали политический излив.

Еще один догмат католицизма о "чистилище" - принятый в 1439 г.. На Флорентийском соборе. Сущность его заключается в том, что душа человека после смерти попадает в "чистилище" - место между адом и раем, имеет возможность очиститься от грехов, после чего переходит в ад или рай. Очистка дат осуществляется путем различных испытаний, Родные и близкие покойного с помощью молитв и пожертвований в пользу церкви могут облегчить испытание души, что находится в "чистилище", ускорить ее выход оттуда. Итак, судьбу души определяла не только поведение человека в земной жизни, но и материальные возможности близких покойного.

Очень важным в католицизме положение об особой роли духовенства, по которому человек не может заслужить Божьей милости самостоятельно, без помощи духовенства, которое имеет значительные преимущества перед мирянами и должно обладать особыми правами и привилегиями. В частности, католическое вероучение запрещает верующим читать Библию, поскольку это является исключительным правом духовенства. Католицизм считает канонической только Библию, написанную на латыни, которой не обладает большая часть верующих. Духовенство имеет особые права на причастие. Если миряне причащаются только "телом Божиим" (хлебом), то духовенство - его кровью (вином), что подчеркивает его особые заслуги перед Богом. Для всех церковнослужителей обязательное безбрачие (целибат).

Католическая-догматика устанавливает необходимость систематической исповеди верующих перед духовенством. Каждый католик должен иметь своего духовника и регулярно отчитываться ему о своих мыслях и поступках; без систематической исповеди спасение невозможно. Благодаря этому требованию католическое духовенство проникает в личную жизнь верующих, каждый шаг которых находится под контролем ксендза или монаха. Систематическая исповедь позволяет католической церкви влиять на общество, особенно на женщин.

Вероучение утверждает, что Христос, Богоматерь и святые имеют такое количество наград, что их хватит для обеспечения потустороннего блаженства всему существующему и будущему человечеству. Весь этот потенциал Бог предоставил в распоряжение католической церкви; она по своему усмотрению может делегировать определенную часть этих дел верующим для искупления грехов и личного спасения, но за это верующие должны платить церкви. Продажей Божественной благодати ведал специальный трибунал при папе. Там за деньги можно было получить индульгенцию - папскую грамоту, которая давала верующим отпущение грехов или определяла время, в течение которого можно было грешить.

Многие своеобразного есть и в католическом культе, которому присущи пышность и торжественность. Богослужение сопровождается органной музыкой, сольными и хоровыми песнопениями. Происходит оно на латинском языке. Считается, что во время литургии (мессы) происходит превращение хлеба и вина в тело и кровь Иисуса Христа. Именно поэтому вне таинством евхаристии (причастия), а значит - вне церкви спасение невозможно.

Очень большую роль играет культ Богородицы, или Мадонны. Христианство заимствовало его в древних религий, Богородицу почитали как Богиню-мать. Богиню плодородия. В христианской религии Богородица представлена непорочной девой Марией, которая Родила от Святого Духа ребенка Иисуса, Сына Божия. В католицизме почитание Богородицы возведен в догмата, а ее культ какой-то мере даже отодвинул на задний план культ Бога-Отца и самого Христа. Католическая церковь утверждает, что в деве Марии женщины имеют свою заступницу перед Богом, что она может помочь им во всех жизненных ситуациях. На третьем Вселенском соборе (Эфес, 431) состоялось признание Марии Богородицей, а в 1854 г.. Было принято доказательство о ее непорочном зачатии и телесном вознесении на небо. Католики верят, что Мария вознеслась на небо не только душой, но и телом. Даже сформировался специальный теологический направление - мариология.

Значительное распространение получил культ святых, поклонение реликвиям и мощам. За время существования католической церкви была провозглашена до 20 тыс. Святых и почти 200 тыс. Блаженных. Этот процесс оживился в последние десятилетия. Папа Пий XI объявил за 17 лет своего понтификата 34 святых и 496 блаженных, а Пий XII провозглашал ежегодно в среднем по 5 святых и 40 блаженных.

Католическая идеология чрезвычайно подвижная. Это четко прослеживается в решениях второго Ватиканского собора, который пересмотрел немало представлений, перестали соответствовать задаче сохранения религии, принял 16 документов, в которых раскрыта сущность современного католического модернизма.

Соборная конституция о литургию позволяет упрощения многих обрядов и их приспособления к условиям. В частности, разрешено часть мессы проводить не на латыни, а на местном языке с использованием национальной музыки; рекомендуется больше времени отводить проповедям, а богослужение проводить несколько раз в день, чтобы лица, занятые на производстве, могли посетить их в удобное время.

Собор вынес рекомендации о включении в католического культа элементов местных религий, сближения с другими христианскими церквями, признание таинств и обрядов, совершенных над католиками в других христианских конфессиях. В частности, признано действительным крещение католиков в православных храмах, а православных - в католических. Католикам Китая разрешалось поклоняться Конфуцию, чествовать по китайскому обычаю своих предков и тому подобное.

В отличие от других направлений в христианстве, католицизм имеет международный центр управления - Ватикан и главу церкви - Папу Римского, которого выбирают пожизненно. Еще в 756 г.. На небольшой территории современной Италии возникла церковная государство - Папская область. Она просуществовала до 1870 г.. В процессе объединения Италии она была включена в Итальянского государства. После Первой мировой войны папство вступило в союз с существующим в Италии режимом. Пий XI в 1929 заключил с правительством Муссолини Латеранские соглашения, согласно которым возрождалась папская государство - Ватикан. Ее площадь - 44 га. Имеет все государственные атрибуты (герб, флаг, гимн, вооруженные силы, деньги, тюрьму), дипломатические отношения со 100 странами мира. При папе существует правительство (римская, курия), который возглавляет кардинал - статс-секретарь (он и министр иностранных дел), а также совещательный орган - синод. Ватикан руководит 34 международными политическими внецерковной объединениями, координирует деятельность многих газет и журналов, учебных заведений.

Вражеские католицизма религиозные учения называли ересями, а их сторонников - еретиками. Церковь вела с ними чрезвычайно жестокую борьбу. Для этого введен специальный церковный суд - инквизицию. Тех, кого обвиняли в отступничестве от учения церкви, бросали в тюрьмы, подвергали пыткам, приговаривали к сожжению на костре. С особой жестокостью инквизиция действовала в Испании. Утвержденный ею перечень "религиозных преступников" был таким большим, что мало кто из людей не попадал под его действие (не только еретики, но и те, кто защищал и прятал их).

Иерархия католической церкви опирается на строгую централизацию и безусловную подчиненность низших церковных органов выше. Возглавляет католическую иерархию Священная коллегия кардиналов. Кардинал - высшая, духовная лицо после папы. Некоторые из них постоянно живут в Риме и возглавляют ватиканские учреждения, другие находятся в разных странах, где от имени Вата кану руководят местными организациями. Кардиналов назначает папа. Постоянным учреждением Ватикана есть государственный секретариат. Он знает дипломатическими делами со странами, с которыми Ватикан отношения. Постоянные послы - папские нунции. Италия и Ватикан также обмениваются послами. При отсутствии постоянных дипломатических отношений Ватикан направляет временных представителей - легатов.

Ордена монахов действуют по особым уставами, имеют строго централизованную структуру. Возглавляют их генералы, генеральные магистры, которым подчинены провинциалы (провинциальные приоры), магистры, а магистрам - аббаты и Конвентуальных приоры. Над всеми ними главенствуе генеральный капитул - собрание руководителей разных рангов, которое происходит раз в несколько лет. Ордена подчинены непосредственно Папе Римскому, в какой бы стране они ни находились. Одним из первых среди них орден бенедиктинцев, основанный в Италии в VI в. Бенедиктом Нурийським. Особым влиянием пользовался он в X-XI вв. Сейчас бенедиктинцы существуют в странах Европы и Америки, имеют свои школы и университеты, периодические издания.

В XI-XIII вв. возникло много монашеских орденов. Среди них важное место принадлежит так называемым нищенским орденам; францисканском, основанном в XVIII в. святым Франциском - 27 тыс. человек; доминиканском - 10 тыс. человек. Чтобы вступить в ордена кармелитов, августинцев, следовало отказаться от личного имущества и жить на подаяние. Орден францисканцев получил определенные привилегии от папы - право проповеди и совершения таинств, свободного преподавания в университетах. В его руках оказалась инквизиция. Орден доминиканцев (братьев-проповедников), основанный в 1215 Домиником, был призван развернуть борьбу против средневековой ереси, прежде всего против альбигойцев - участников еретического движения ХII-XIII вв. во Франции, направленного против господствующего положения католической церкви в экономическом и духовной жизни средневекового города.

В 1534 возник орден иезуитов (Общество Иисуса), основанный Игнатием сальных (1491-1556) для борьбы с Реформацией. Будучи одной из воинствующих организаций католической церкви, преследовал ученых, пресекал свободомыслие, составлял индекс запрещенных книг, способствовал закреплению неограниченной папской власти. Иезуиты кроме трех монашеских обетов (безбрачие, послушание, бедность), зарекаются в абсолютной покорности Папе Римскому, даже мысленно не могут подвергать сомнению его вимоги1. Устав ордена гласит: чтобы не ошибиться в жизни, необходимо белое называть черным, если того требует церковь. На основе этого положения орден иезуитов разработал нормы морали. Иезуитский орден отличается от других тем, что не требует от своих членов жить в монастырях и носить монастырский одежду. Они могут быть и тайными членами ордена. Поэтому данные о его численность приблизительные (до 90 тыс. Человек).

Сейчас существует около 180 монашеских орденов. Объединяя почти полтора миллиона монахов, они играют важную роль в осуществлении политики Ватикана, миссионерской деятельности.

Вся территория распространения католицизма делится на области (архиепархии). В настоящее время благодаря странам Африки и Азии количество их растет. В крупных епархиях есть викарные епископы (помощники епископов). В странах с большим количеством епархии и с автономией национальной церкви старший над всеми епископами - запас. При отсутствии такой автономии каждый епископ непосредственно подчинен Рима.

Учреждения Ватикана объединяют 9 конгрегаций, с трибуналы и несколько секретариатов. Конгрегации - своеобразные министерства, возглавляемые группой кардиналов (3-4 чел.) И главой - префектом. Важнейшие из них; Конгрегация священной канцелярии и Конгрегация пропаганды веры (осуществляет миссионерскую деятельность в основном в странах Азии, Африки). Это самый богатый конгрегация, которая получает различные дотации от бизнесменов-католиков, даже представителей других религиозных направлений (баптисты) на создание сети семинарий, университетов, школ, в которых воспитывают местное население в духе католического вероучения. Конгрегация имеет свое издательство, богадельни, школы.

Католичество успешно "вписалось" в индустриальное и постиндустриальное общества. Адаптация церкви к условиям зрелого капитализма был основан Папой Львом XIII в в энциклике "О новых вещах", которая была, собственно, первой социальной энцикликой. В ней сформулированы отношение католической церкви к новым реальностям индустриального общества в конце XIX - начале XX в. Она осуждала классовую борьбу, провозглашала неприкосновенность частной собственности, покровительство в отношении лиц наемного труда и тому подобное.

Новые социальные реалии, сложившиеся в середине XX в., Повлияли на деятельность Папы Иоанна XXИИИ. В попытках предотвратить угрозу гибели человечества в ядерной войне большую роль сыграла поддержка католической церковью принципа мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Папа выступил за запрещение ядерного оружия, поддержал совместные действия верующих и неверующих в защиту мира. Более дальновидную и реалистичную позицию Ватикан начал занимать и по проблемам Африки, Латинской Америки, Азии. Своевременное отграничения от классического колониализма благотворно повлияло на распространение католицизма в странах Африки, Латинской Америки.

Адаптация католичества к реалиям постиндустриального общества, учета социальных процессов; развернувшиеся в последней четверти XX в., связанные с именем Папы Иоанна Павла II, в деятельности которого четко прослеживаются три направления: первое касается внутренней политики церкви; второй - социальным вопросам; третий - внешней политики. В внутрицерковной политике он придерживается традиционных позиций: категорически осуждает разводы, аборты, попытки уравнять в правах женщин-монахинь со священниками, участие деятелей церкви в политической деятельности и тому подобное. Папа резко осудил тенденции к плюрализму, которые проявлялись в иезуитском ордене. Согласно его указаниям, Конгрегация по делам вероучения (в прошлом - инквизиция) осудила отдельных иезуитов США, Швейцарии, Германии, Нидерландов. В то же время на заседаниях Папской академии в Ватикане на чествовании столетия со дня рождения выдающегося ученого Альберта Энштейна с речью выступил сам Иоанн Павел II, признав ошибочным и несправедливым осуждения своего времени Галилео Галилея инквизицией.

Без внимания католической церкви не остается и семья. Широкий круг ее проблем рассматривает передача "Семья и вера", рассчитанная на супругов, родителей и детей. В них сформулированы взгляд католической церкви на причины кризисных явлений в семье, отчуждение детей от родителей.

В конце 50-х годов начинается переориентация европейской политики Ватикана: идею "малой Европы" меняет стремление к расширению "объединенной Европы". С приходом на престол Иоанна Павла II в основу такого понимания был положен тезис о совместных христианские, корни европейских наций. Для пропаганды концепции "неоевропеизму" используется трибуна ЮНЕСКО, международные культурные форумы.

Европа, согласно утверждениям Папы Римского, - комплекс наций, которые стали таковыми благодаря евангелизации. Внутреннее единство Европы является не только культурной, но и социальной необходимостью. Европе относится и ведущая роль в мировом контексте, благодаря ее специфической культурной традиции и неисчерпаемости сил. В настоящий Европе не существует противоречий между Востоком и Западом, она - единственная семья народов с различными взаимодополняющими особенностями. Сближение, интеграция европейских наций должны развиваться одновременно и в религиозном, и в культурном аспектах.

Для обоснования неоевропеизму Иоанн Павел II создал собственную концепцию нации. На переднем плане в ней - народ, потом отечество, религия, искусство, национальная культура. Европа, объединенная общностью происхождения, культурной истории и традиций, ценностей и фундаментальных основ организации жизни, может спастись от внутренних опасностей и апокалиптических конфликтов.

Европейская: культура основана на большой наследии -иудейський, греческой, римской, христианской. Но это наследие переживает глубокий кризис. Поэтому создание "новой Европы" связано с надеждой на религиозное возрождение. По словам Иоанна Павла II, "возрождение в христианском духе является одним средством спасения Европы". В 1985 г.. Папа издал энциклику "Апостолы славян", основная мысль которой заключается в необходимости объединения европейских стран на основе христианской культуры. Путь к единству между Востоком и Западом, утверждает Ватикан, в объединении христианских Церквей во вселенскую церковь и общей евангелизации, суть которой - установление прежде всего морального превосходства католической церкви. В этом четко прослеживаются политические цели. Пропагандируя единство Европы, Иоанн Павел II подчеркивает преимущество римско-католической церкви, поскольку "апостолы славян" якобы Работали с благословения и под контролем Пап Николая I, Андриана II и Иоанна VIII, будучи подданными Великой империи. Исторические документы свидетельствуют, однако, что Кирилл и Мефодий обращались в Рим оставь по дипломатическим вопросам.

80-е годы XX в. стали этапными для католицизма. На Чрезвычайном синоде епископов, посвященном 20-летию II Ватиканского собора, были проанализированы церковные дела за 20 лет после собора в контексте эволюции современного общества. Среди проблем были названы осложнения отношений церкви с миром. Богатые страны узнали секуляризм, атеизм, практический материализм. Этим вызвана, глубокий кризис фундаментальных нравственных ценностей. В развивающихся странах, царят бедность, голод, нищета. Синод пришел к выводу, что стремление к обновлению только внешних структур привело к забвению церкви Христа. В декларации "Призыв бога ко всем людям" синод призывает всех (не только католиков) к участию в создании "цивилизации солидарности и любви", потому что только путем религиозного возрождения можно преодолеть апокалиптический состояние современной культуры.

Католический теолог Карл Ранер так оценивает современное положение католической церкви: "Сегодня от церкви можно слышать много заявлений от имени" духа "II Ватиканского собора, которые не имеют ничего общего с этим духом. В современной церкви царит слишком большой Консерватизм. Церковные власти Рима, кажется больше подвержены возвращения в добрые старые времена, чем к реальному пониманию ситуации современного мира и человечества. Мы не достигли еще синтеза между истинной духовностью и реальной ответственностью перед миром, которому грозит катастрофа. На пороге третьего тысячелетия среди католиков постоянно растет стремление к созданию широкой платформы для объединения всех людей доброй воли на основе общечеловеческих ценностей для спасения и обогащения духовной культуры человечества ".

После провозглашения государственной независимости, в Украине началось возрождение католических общин и храмов, несколько оживились отношения с Ватиканом.

Вопросы и задания для закрепления знаний

1. Охарактеризуйте главные догматические и канонические различия между

католицизмом и православием.

2. В чем проявлялись особенности борьбы католической церкви с ересями?

3. Чем отличается отношение католической и православной церквей к тенденциям в развитии человечества?

4. Насколько, по вашему мнению, соответствует структура, система управления католической церковью требованиям централизации и свободы национальных религиозных образований?

5. Какими были позиции католических общин на разных этапах истории Украины?

Темы рефератов

1. Социально-политические ориентации в католицизме.

2. Католические монашеские ордена: история и современность.

3. Социальная доктрина католицизма, этапы ее развития.

4. кариологии как направление католической теологии.

5. История папства.

6. Понтификат Папы Иоанна Павла II.

7. Католицизм в Украине.

Литература,

Долгом Ю. Фома Аквинский. - М., 1975.

Гергей Е. История папства. - М, 1996..

Войтыла К. Иоанн Павел II в. Любовь и ответственность. - М., 1993.

Второй Ватиканский Собор. Конституции. Декреты. Декларации. - М., Брюссель, 1992.

Иоанн Павел II. Единство в многообразии. - М., 1994.

Иоанн Павел II. Переступить порог надежды. - Львов: Светильник, 1995.

Католицизм. Словарь. - М., 1991.

Карташов AB Вселенские соборы. - М., 1994.

Ковальский Я.В. Папы и господа. - М., 1991.

Лозинский С.Г. История папства. - М., 1986.

Рашкова Р.Т. Ватикан и современная культура. - М., 1998..

Рожков В. Очерки по истории Римско-католической церкви. - М., 1994.

Церковь и социальные проблемы: энциклика "Сотый год". Международная научная конференция. - Львов, 1993.

Наряду с протестантством и православием, католицизм является одним из самых обширных течений христианской церкви.

Появившись в апостольские времена, за тысячи лет он охватил всю планету и получил широкую известность как за счет принципов своего вероучения, так и благодаря всеобъемлющей организационной структуре. Что такое католицизм? Каковы его характерные черты и кого называют католиками?

Что означает слово «католицизм»?

Развитие современной католической церкви началось в I столетии нашей эры, а само слово «католицизм» впервые было использовано в 110 году в послании епископа Игнатия Богоносца к населению города Смирны (ныне – Измир).

Термин происходит от латинского catholicismus , что означает «всеобщий» или «согласно всему» . Со второй половины II столетия понятие использовалось для обозначения ортодоксальной (нееретической) церкви, а в IV веке многие ранние писатели и историки употребляли его по отношению ко всему христианству.

Вплоть до Великого Раскола, произошедшего в 1054 году, католики рассматривали историю христианства как собственную историю. После разделения христианской церкви на католическую и православную приверженцы католицизма поставили цель отвоевать у арабов Святую землю, в результате чего с конца XI столетия в Европе началась эпоха крестовых походов.

В XIII веке в католической церкви появилось множество монашеских орденов (францисканцы, августинцы, доминиканцы), которые играли важную роль в борьбе с еретическими движениями. Многие годы католики насаждали свою религию в европейских странах, подвергая инквизиции всякого, кто не следовал их вероучениям.


Сегодня католицизм отличается либеральными взглядами и поддерживает диалог с другими христианскими течениями.

Что такое католицизм?

Католицизм является крупнейшим по численности направлением христианства и представляет себя как единственную целостную и универсальную церковь, возглавляемую Иисусом Христом. Видимым главой вероучения выступает Папа Римский, правящий Святым Престолом и его суверенной территорией Ватиканом.

В подчинении Папы находятся свыше 3 тысяч юрисдикций по всему миру, разделяемых на архиепархии, епархии, апостольские викариаты и ряд других организаций. Клир католической церкви включает в себя черное духовенство (монахов) и белое духовенство, то есть священников, которые обслуживают храмы.

Все служители в католицизме получают одну из трех священных степеней – епископ, священник или диакон, а прислужники, не посвященные в сан, возводятся в степень чтецов или аколитов.

Кто такие католики?

К католикам относят религиозную группу людей, исповедующих католические учения. Как крупнейшая ветвь христианства, в настоящее время католицизм насчитывает свыше 1,2 миллиарда человек, проживающих преимущественно в Европе.


Католическое вероучение принимают жители большинства европейских стран, в том числе Италии, Германии, Австрии, Венгрии, Франции. Немало католиков сосредоточено в Китае, Австралии, на Филиппинах. В Африке их численность достигает 175 миллионов.

Вероучения в католицизме

Католическая религия основывается на Библии и Священном Предании, сформированном на протяжении веков по результатам вселенских соборов. Как и все христиане, католики верят в единственность Бога и широко почитают не только Иисуса Христа, но и Деву Марию.

Согласно католическому учению, благодать Божья сообщается людям через 7 таинств, к которым относятся крещение, церковный брак, миропомазание, причастие, исповедание, рукоположение и соборование. Кроме того, католики верят в чистилище, где души людей после смерти очищаются от грехов, и признают учение об индульгенции – временном освобождении от наказания за грехи в случае раскаяния.

Чем католицизм отличается от православия?

Несмотря на то что католицизм и православие являются христианскими религиями, между ними существует ряд отличий. В частности, считают, что Христос был зачат в браке Марии и Иосифа, а католики верят в непорочное зачатие Богородицы.


В православии полагают, что Святой Дух исходит только от Бога, тогда как в католицизме его видят исходящим и от Господа, и от его Сына. Представители католической церкви приветствуют догмат о телесном Вознесении Божьей Матери, а в православной среде ни ее Вознесение, ни Успение не признаются догматами.

Долгое время христианская церковь была единой. Разногласия, периодически возникающие между священниками Западно-Римской и Восточно-Римской Империи, как правило, быстро устранялись в ходе обсуждения спорных моментов на вселенских соборах. Однако постепенно эти разногласия становились все более острыми. А в 1054 году произошел так называемый «Великий раскол», когда главы в Риме и Константинополе взаимно предали друг друга проклятию («анафеме»). С этого момента христианская церковь разделилась на Римско-католическую во главе с Папой и Православную, возглавлял которую Патриарх константинопольский.

Хотя эта взаимная была отменена в 1965 году, совместным решением глав обеих церквей, разделение между католиками и православными действует поныне.

Какие религиозные разногласия могли привести к столь печальному событию, как разделение церкви

Католическая церковь, в отличие от , признает догмат о непогрешимости своего верховного пастыря – Папы римского. Католики считают, что Святой Дух может исходить не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (что отрицают ). Кроме того, во время Таинства Причастия мирян вместо дрожжевого хлеба – просфоры и красного вина, католические священники используют маленькие плоские лепешечки из пресного теста - «облатки», или «гости». При Таинстве Крещения католики обливают человека освященной водой, а не погружают его с головой в воду как православные.

Католическая церковь признает существование «чистилища» - места между раем и адом, православная же церковь отрицает чистилище. Католики, в отличие , верят в посмертное телесное вознесение Девы Марии. Наконец, католики крестятся «левым крестом», то есть сначала прикладывают пальцы к левому плечу, а потом к правому. Богослужение происходит на языке. Также в католических храмах наличие скульптур (кроме икон) и сидений.

В большинство верующих – католики? Очень много католиков в таких европейских странах, как Испания, Италия, Португалия, Польша, Франция, Ирландия, Литва, Чехия, Венгрия. Большинство верующих в государствах Латинской Америки также являются приверженцами католицизма. Из азиатских стран больше всего католиков на Филиппинах.

11.02.2016

11 февраля патриарх Московский и всея Руси Кирилл начинает свой первый пастырский визит в страны Латинской Америки, который продлится до 22 февраля и охватит Кубу, Бразилию и Парагвай. 12 февраля в международном аэропорту имени Хосе Марти кубинской столицы глава РПЦ встретится с папой римским Франциском, который сделает остановку на пути в Мексику.Готовившаяся 20 лет встреча предстоятелей Русской православной и Римско-Католической церквей пройдет впервые. Как отметил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, предстоящая историческая встреча вызвана необходимостью совместных действий в вопросах помощи христианским общинам стран Ближнего Востока."Хотя многие проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными, защита ближневосточных христиан от геноцида - тот вызов, который требует срочных совместных усилий", - сказал Легойда. По его словам, "исход христиан из стран Ближнего Востока и Северной Африки - катастрофа для всего мира".

Какие же проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными?

Чем вообще отличается Католическая Церковь от Православной»? На этот вопрос католики и православные отвечают несколько по-разному. Как именно?

Католики о православии и католицизме

Суть католического ответа на вопрос о различиях между католиками и православными сводится к следующему:

Католики – это христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей. Так, кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д. Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями. Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество - это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

Католики об отличиях католической и православной церквей

1) Первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь "воплощена" в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.

3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;

5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее - мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.

8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких. В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;

10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).

Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви - истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет.

Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики - это все мы, и католики, и православные. Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе. Так инклюзивно и примирительно мыслит, как нас уверяют российские католики, современная западная католическая церковь.

Православный взгляд на православие и католицизм, их общность и различия

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году.
И Православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью» (Никео-Цареградский Символ веры).

Официальное отношение Римско-Католической церкви к Восточным (Ортодоксальным) церквям, не состоящим с ней в общении, включая поместные православные церкви, выражено в Декрете Второго Ватиканского собора «Unitatis redintegratio»:

"Немалое число общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не без вины людей: и с той, и с другой стороны. Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью. Ибо те, кто верует во Христа и должным образом принял крещение, находятся в известном общении с Католической Церковью, пусть даже неполном... Тем не менее, оправдавшись верой в крещении, они сочетаются Христу и, следовательно, по праву носят имя христиан, а чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе".

Официальное отношение Русской православной церкви к Римско-католической церкви выражено в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»:

Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учётом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ и этоса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви.

Основные расхождения в догматике

Триадологические:

Православие не принимает католическую формулировку Никео-Константинопольского символа веры филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и «от Сына» (лат. filioque).

Православие исповедует два различных образа бытия Святой Троицы: бытие Трех Лиц в Сущности и Их проявление в энергии. Римо-католики, как и Варлаам Калабрийский (противник св. Григория Паламы), считают энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.

Западная Церковь считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.

Святой Дух в римо-католицизме трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, в то время как в Православии любовь есть общая энергия всех Трех Лиц Святой Троицы, иначе Святой Дух терял бы ипостасный облик при Его отождествлении с любовью.

В Православном Символе Веры, который мы читаем каждое утро, о Святом Духе говорится следующее: «И в духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца Исходящего…». Эти слова, как впрочем, и все остальные слова Символа Веры находят себе точное подтверждение в Священном Писании. Так в Евангелии от Иоанна (15, 26) Господь Иисус Христос говорит, что Дух Святой исходит именно от Отца. Спаситель говорит: “Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит”. Мы верим в единого Бога в Троице Святой поклоняемого – Отца и Сына и Святого Духа. Бог один по существу, но троичен в лицах, которые еще называют Ипостасями. Все три Ипостаси равночестны, равнопокланяемы и равнославимы. Отличаются они только своими свойствами – Отец нерожден, Сын – рожден, Дух Святой исходит от Отца. Отец является единственным началом (ἀρχὴ) или единственным источником (πηγή) для Слова и Святого Духа.

Мариологические:

Православие отвергает догмат о непорочном зачатии Девы Марии.

В католицизме значение догмата имеет гипотеза о непосредственном творении душ Богом, что служит опорой для догмата о непорочном зачатии.

Православие отвергает также католический догмат о телесном вознесении Богородицы.

Прочие:

Православие признает Вселенскими семь Соборов , прошедших до великой схизмы, католицизм признает Вселенскими двадцать один Собор, в том числе проходившие после великой схизмы.

Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.

Православие не принимает учение о чистилище, а также учение о «сверхдолжных заслугах святых».

Существующее в православии учение о мытарствах отсутствует в католицизме.

Теория догматического развития, сформулированная кардиналом Ньюменом воспринята официальным учением Римско-Католической Церкви. В православном богословии проблема догматического развития никогда не играла той ключевой роли, которую она приобрела в католическом богословии с середины XIX в. Догматическое развитие начало обсуждаться в православной среде в связи с новыми догматами I Ватиканского собора. Некоторые православные авторы считают приемлемым «догматическое развитие» в смысле все более точного словесного определения догмата и все более точного выражения в слове познанной Истины. В то же время это развитие не означает, что прогрессирует или развивается «понимание» Откровения.

При некоторой нечеткости в определении окончательной позиции к этой проблеме, просматриваются два аспекта, характерных для православной интерпретации проблемы: тождественность церковного сознания (Церковь знает истину не меньше и не иным образом, чем знала ее в древние времена; догматы понимаются просто как осмысление того, что существовало в Церкви всегда, начиная с апостольского века) и обращение внимания к вопросу о природе догматического знания (опыт и вера Церкви шире и полнее ее догматического слова; о многом Церковь свидетельствует не в догматах, но в образах и символах; Предание во всей его полноте является гарантом свободы от исторической случайности; полнота Предания не зависит от развития догматического сознания; напротив, догматические определения являются только частичным и неполным выражением полноты Предания).

В православии существуют две точки зрения на католиков.

Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат. filioque).

Вторая - схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви - истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Некоторые различия между византийским и латинским обрядом

Существуют обрядовые различия между наиболее распространённым в православии византийским литургическим обрядом и наиболее распространённым в Католической церкви латинским обрядом. Однако обрядовые различия, в отличие от догматических, не носят принципиального характера - существуют католические церкви, использующие византийскую литургию в богослужении (см. Грекокатолики) и православные общины латинского обряда (см. Западный обряд в православии). Различные обрядовые традиции влекут за собой различные канонические практики:

В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.

Отцы Церкви во многих своих трудах говорят именно о погружательном Крещении. Святитель Василий Великий: «Великое Таинство Крещения совершается тремя погружениями и равными им по числу призываниями Отца, Сына и Святаго Духа, чтобы и образ смерти Христовой отпечатывался в нас и просветились души крещаемых через предание им Боговедения»

Так крестил в Петербурге в 90-е годы о. Владимир Цветков - до позднего вечера, после Литургии и молебна, не присев, ничего не вкушая, пока не причастит последнего крещаемого, готового к Причастию, а сам сияет и говорит уже почти шепотом: «Шестерых покрестил», как будто «Шестерых я сегодня родил во Христе и сам заново родился». Сколько раз это можно было наблюдать: в пустом огромном храме Нерукотворного Спаса на Конюшенной, за ширмой, на закате дня, батюшка, никого не замечая, пребывая где-то, откуда его не достать, ходит вокруг купели и водит за собой вереницу таких же отрешенных, облаченных в «ризы правды» наших новых братьев и сестер, которых не узнать. А батюшка уже совсем нездешним голосом славит Господа так, что все оставляют свои послушания и сбегаются на этот голос, доносящийся из другого мира, которому теперь сопричастны новокрещенные, новорожденные, запечатленные «печатью дара Духа Святаго.(о. Кирилл Сахаров).

Миропомазание в латинском обряде совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»), в восточном обряде - сразу же после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследние (за исключением приёма немиропомазанных при переходе из других конфессий).

Окропительное крещение пришло к нам из католичества...

В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы, отсутствующие в византийском.

В православных и грекокатолических храмах алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом. В латинском обряде алтарём именуется сам престол, расположенный, как правило в открытом пресвитерии (но может сохраняться алтарная преграда, ставшая прообразом православных иконостасов). В католических храмах отступления от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных.

В латинском обряде долгое время вплоть до II Ватиканского собора было широко распространенно причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). После II Ватиканского собора вновь распространилось причастие мирян под двумя видами.

В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

В западном обряде Литургия совершается на пресном хлебе (Гостия), в восточной традиции на квасном хлебе (Просфора).

Крестное знамение у православных и грекокатоликов совершается справа налево, и слева направо у католиков латинского обряда.

У западных и восточных священнослужителей различаются богослужебные облачения.

В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.

Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника. Рождественский пост (в западном обряде - Адвент) имеет разную продолжительность.

В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном - земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство. При этом в настоящее время и в грекокатолических, и в православных храмах в разных странах распространены не только традиционные стасидии вдоль стен, но и ряды скамеек «западного» типа параллельно солее.

Вместе с отличиями, между богослужениями византийского и латинского обряда существует соответствие, внешне скрытое за различными названиями, принятыми в Церквях:

В католичестве принято говорить о пресуществлении (лат. transsubstantiatio) хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы, в православии чаще говорится о преложении (греч. μεταβολή), хотя термин «пресуществление» (греч. μετουσίωσις) также употребляется, а с XVII века соборно кодифицирован.

В православии и католичестве расходятся взгляды на вопрос о расторжимости церковного брака: католики считают брак принципиально нерасторжимым (при этом заключённый брак может быть признан недействительным в результате открывшихся обстоятельств, служащих каноническим препятствием законному браку), согласно православной точки зрения, супружеская измена разрушает брак по факту, что даёт возможность невиновной стороне вступить в новый брак.

Восточные и западные христиане используют различные Пасхалии, поэтому даты Пасхи совпадают только в 30 % случаев (при этом некоторые восточнокатолические церкви используют «восточную» Пасхалию, а Финляндская Православная Церковь - «западную»).

В католичестве и православии существуют праздники, отсутствующие в другой конфессии: праздники Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др. в католичестве; праздники Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др. в православии. Следует иметь в виду, что, например, ряд праздников, считающихся значимыми в Русской Православной Церкви, отсутствуют в других поместных православных церквях (в частности, Покрова Пресвятой Богородицы), причём некоторые из них имеют католическое происхождение и переняты уже после раскола (Поклонение честным веригам Апостола Петра, Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца).

Православные не совершают коленопреклонения в воскресение, а католики совершают.

Католический пост менее строг, чем православный, при этом его нормы официально послаблялись с течением времени. Минимальный евхаристический пост в католицизме составляет один час (до II Ватиканского Собора обязательным был пост с полуночи), в православии - не менее 6 часов в дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.)и перед Литургией Преждеосвященных Даров («однако воздержание перед причащением <на Литургии Преждеосвященных Даров> с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость» - согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года), а перед утренними Литургиями - с полуночи.

В отличие от православия, в католичестве принят термин «благословение воды», тогда как в восточных Церквях - «освящение воды».

Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.

В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины), в католицизме - на 3-й, 7-й и 30-й день.

Материалы по этой теме