Территориальная организация пищевой промышленности. Какой фактор определяет размещение молочного завода

Развитие и размещение пищевой промышленности

Пищевая промышленность - совокупность перерабатывающих отраслей аграрно-промышленного комплекса, производящих продукты питания из сырья растительного и животного происхождения (зерно, картофель, молоко, мясо и т.д.). Это самая социально значимая отрасль обрабатывающей промышленности. Каждый регион заинтересован в развитии производства продуктов питания и обеспечении населения продовольственными товарами собственного производства. В настоящее время в отрасли насчитывается свыше 50 тысяч предприятий с общей численностью занятых 1,5 млн. человек. Пищевая промышленность в условиях рынка не только сохранила, но отчасти и приумножила свой потенциал. Способствовали этому быстрый оборот капиталов в отрасли, значительные иностранные инвестиции и, что важно, географическая привязка многих производств к местным (локальным) и региональным рынкам сбыта.

Географический рисунок размещения отдельных отраслей и производств в составе пищевой промышленности определяется их технико-экономическими особенностями (табл. 69). В целом, ее предприятия имеются повсеместно в пределах основной зоны заселения. Для большинства городов характерен стандартный набор пищевых производств: хлебопекарное и кондитерское, молокоперерабатывающее, мясоперерабатывающее, производство безалкогольных и алкогольных напитков, пива.

В развитии отрасли наблюдается так называемая историческая унаследованность. Например, Троицк и Верхнеуральск – центры уездов, уже в дореволюционный период выделялись значительным развитием отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственное сырьё, Челябинск – с конца 19 в. выдвинулся в ряд крупнейших центров мукомолья и сохраняет за собой эту характеристику, большинство современных спиртовых и ликёроводочных заводов области основаны во второй половине 19 в. и т.д.

Таблица 69

Группы отраслей пищевой промышленности

Другая не менее важная черта, оформившаяся в советский период – административная приуроченность предприятий, т.е. преимущественное их размещение, особенно крупных перерабатывающих мощностей, в социально-хозяйственных административных центрах. Причём, чем больше центр, тем более мощно, как правило, представлена в нём пищевая индустрия. Для России в целом характерен сдвиг перерабатывающих мощностей к крупным городам и их пригородным зонам.

Сложившаяся география размещения отрасли в последние годы претерпевает кардинальные изменения: наблюдается явление деконцентрации (рассредоточения) её производственных мощностей. Особенно ярко это видно на примере тех отраслей, продукция которых более всего востребована: хлебопекарной, молочной и мясоперерабатывающей. Как в городах, так и в сельской местности, что особенно важно, появились десятки перерабатывающих цехов, чутко реагирующих на рыночную коньюктуру и составляющих конкуренцию крупным комбинатам и заводам. Явление это вполне закономерно и обозначившаяся тенденция, несомненно, сохранится в перспективе до тех пор, пока не будет достигнуто определённое равновесие на рынке продовольствия между спросом и предложением. Ещё одна особенность – наличие крупных внутриотраслевых и межотраслевых объединений в пищевой промышленности (например, «Макфа» - 30 % российского производства макаронных изделий), призванных координировать работу отдельных предприятий, формировать цепочки «сырьевая база – переработка сырья – торговля готовой продукцией». Тесное сопряжение размещения предприятий пищевой промышленности с географией размещения населения, отражает только один принцип оптимизации её территориальной организации. Другой, не менее значимый принцип, заключается в устранении региональных диспропорций между производством отдельных сельскохозяйственных продуктов и мощностями по их переработке, длительному хранению без потери качества и др.

Рис. 20. Пример тяготения перерабатывающих мощностей к сырью

В отечественных учебниках стыдливо замалчивается тот факт, что по объемам производства, чистой прибыли и рентабельности производства у нас на первых ролях предприятия, выпускающие алкогольную продукцию и пиво. На это следует обращать внимание.

По выпуску алкоголя традиционно лидируют такие регионы как: Московская область, Кабардино-Балкария, Северная Осетия. До 40 % рынка занимает так называемая «палёнка» - некачественная продукция, от употребления которой ежегодная смертность превышает 80 тыс. чел. Её производят не только на нелегальных кустарных «заводах» (по некоторым данным их общее число превышает 1 600!), но и на государственных предприятиях.

Темпы развития пивоваренной промышленности таковы, что если в 1990 году общий объем выпуска составлял только 336 млн. декалитров, то в 2008 году было произведено уже 838 млн. декалитров. Важная географическая деталь: большую часть пивоваренного солода Россия импортирует из Германии и некоторых других стран. Отечественное сельское хозяйство пока не в состоянии вырастить качественный ячмень.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Специализация в сельском хозяйстве складывается посредством сочетания отраслей растениеводства и животноводства, в которых создаётся основная часть товарной продукции . Отрасль, от которой получают наибольшую часть товарной продукции, принято называть главной , а все прочие – дополнительными . В разных сельских местностях главными становятся те отрасли, для которых имеются наиболее благоприятные сочетания природных и социально-экономических условий.

Агроклиматические условия оказывают существенное, но фатальное воздействие на развитие сельского хозяйства. Так в Европейской части страны природные условия улучшаются от зоны тундры к лесостепным и степным зонам (табл. 70). Рассмотрим зональные черты сельского хозяйства в России.

В зонах тундры и лесотундры, северной тайге, земледелие в открытом грунте практически невозможно. Главная отрасль - оленеводство: весной и летом оленей пасут в открытой тундре, а зимой – в лесотундре. Дополнительные отрасли – охота (на пушных зверей и водоплавающую птицу) и рыболовство, собирательство. В целом, данные ландшафты составляют зону северного оленеводства и промыслового хозяйства, отвечающую традиционному природопользованию коренных народов Севера.

Таблица 70

Агроклиматические условия природных зон Европейской части России

Природная зона Сумма t выше + 10º Коэффициент увлажнения Преобладающий тип почв Тип водного режима Вероятность засушливых лет, %
Тундра, лесотундра 400 - 1200 1,5 – 1,8 глеевые мерзлотный, застойный -
Таёжная зона 1200 - 1600 1,4 подзолистые промывной -
Смешанные леса 1600 - 2200 1 – 1,2 дерново-подзолистые промывной 5 - 10
Лесостепь 2200 - 2800 0,9 серые лесные и чернозёмы периодически промывной 10 - 30
Степь до 2900 0,6 – 0,7 чернозёмы непромывной 15 - 30
Сухие степи, полупустыни 3400 - 4000 0,3 – 0,5 светло-каштановые и солонцы непромывной, засушливый 20 - 30
Субтропическая 1,5 краснозёмы и желтозёмы промывной -

Северная граница массового распространения земледелия в России близка к рубежам перехода от южно-таёжной подзоны на дерново-подзолистых почвах к подзоне средней тайги на подзолистых почвах, где сумма активных температур (выше 10º) составляет менее 1 600º.

В среднетаёжной подзоне европейской части страны (Нечерноземье) сельскохозяйственные угодья приурочены преимущественно к землям долинного комплекса крупных рек, а водоразделы заняты таёжными лесами и болотами. На заливных лугах развивается молочное и молочно-мясное животноводство. Земледелие носит очаговый характер (ранние овощи, серые хлеба).

В подзоне южной тайги и смешанных лесов европейской части страны (Нечерноземье) под земледелие в значительной мере освоены водоразделы, где пашни перемежаются с природными кормовыми угодьями, массивами лесов и заболоченных земель. В целом, на сельскохозяйственные угодья здесь приходится свыше 1/3 всей площади (выборочный характер земледелия). Пашни занимают несколько большие площади, по сравнению с сенокосно-пастбищными угодьями. Наиболее высокая земледельческая освоенность характерна для ополий . В посевах преобладают картофель, овощи, лён, серые хлеба (ячмень, рожь, овёс, кормовые культуры). Развивается молочное и молочно-мясное животноводство. В зоне хвойно-широколиственных лесов Дальнего Востока – пшеница, кукуруза, соя, молочно-мясное скотоводство, пантовое оленеводство.

В зонах лесостепи и степи под пашнями находится почти ¾ всей площади (сплошной характер земледелия), что обусловило значительное развитие эрозионно-дефляционных процессов , особенно в ландшафтах возвышенных равнин с расчленённым рельефом. В лесостепной зоне европейской части страны, на севере черноземной зоны преобладает растениеводство – зерновые и технические культуры (пшеница, рожь, овёс, картофель, сахарная свёкла, подсолнечник, кукуруза, кормовые корнеплоды); мясо-молочное скотоводство и свиноводство развиваются на полевых кормах. В лесостепи Западной Сибири – молочно-зерновое хозяйство. В степях европейской России главные культуры – пшеница, кукуруза на зерно и подсолнечник на семена; мясо-молочное животноводство и овцеводство. В степных районах Западной Сибири выращивают яровую пшеницу и разводят крупный рогатый скот молочно-мясных пород, в более засушливых районах – овцеводство.

В сухих степях и полупустынях (Поволжье, Калмыкия, Дагестан) земледелие носит очаговый характер и возможно только при условии искусственного орошения (бахчевые культуры, пшеница, просо, горчица). Естественные кормовые угодья представлены летними и зимними пастбищами. Развито отгонно-пастбищное овцеводство., коневодство, мясо-молочное скотоводство.

Зона сухих и влажных субтропиков занимает ограниченную территорию вдоль Черноморского побережья Краснодарского края. Это район выращивания теплолюбивых культур (цитрусовые, чай, фрукты, табак).

ТРАНСПОРТ

География транспорта исследует закономерности пространственной организации транспорта на земной поверхности, с целью выработки рекомендаций по оптимизации транспортной сети и минимизации транспортных издержек. Главная функция транспорта – перемещение грузов и пассажиров на близкие (до 100 км), средние (100 – 500 км) и дальние (свыше 500 км) расстояния с минимальными экономическими издержками, в том числе и с точки зрения затрат времени.

По типу географической среды, в которой происходит перемещение людей и грузов, транспорт разделяется на сухопутный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, гужевой); водный (морской и речной); воздушный.

По назначению выделяют транспорт общего пользования, ведомственный, промышленный, рекреационный и городской. Иногда к транспорту относят передачу электроэнергии на расстояния.

Разные виды транспорта, взаимодействуя друг с другом на одной территории, образуют транспортные системы. По числу развитых видов транспорта различают мономодальные (или одновидовые) транспортные системы (развит один вид транспорта, который доминирует над остальными видами, которые развиты слабо) и полимодальные (или многовидовые; развито несколько видов транспорта, но в разной степени). Полимодальные транспортные системы бывают полными (развиты все виды транспорта), неполными (нет какого-либо вида транспорта), неполными усеченными (нет 2 – 3 и более видов транспорта).

Транспортные системы включают в себя линейную и узловую инфраструктуру (пути, транспортные линии, сеть этих линий; транспортные узлы и центры), транспортные средства (подвижной состав), транспортные потоки. Эти элементы связаны друг с другом транспортно- географическими отношениями пространственно-функциональными свойствами и связями), которые обозначают термином «транспортно-географический процесс». Основными транспортно-географическими отношениями являются: транспортное тяготение; транспортная близость или удаленность; транспортная доступность; транспортная связность; транспортная проходимость (проницаемость) территории; пространственная неравномерность (поляризация, концентрация и дисперсия) в распределении транспортных узлов, линий и потоков; транспортно-географическое положение; транспортное освоение территории.

Важнейшим видом транспортно-географических отношений является транспортная доступность , которая представляет собой пространственный резерв маневрирования транспортными связями. Она – не рядовое свойство территориальной транспортной системы, а специфический территориальный ресурс и важнейшее условие развития экономики конкретной территории. Одной из задач географов является проведение экономической оценки транспортной доступности, а также анализ ее влияния на эффективность хозяйства.

Доступность можно рассматривать как совокупность реальных и потенциальных возможностей данного места для социально-экономической деятельности, а также как источник высвобождения свободного времени, уменьшения трудности сообщения и увеличения производительности труда. Транспортная доступность подобно доходам, отражающим уровень жизни, характеризует условия жизни в том или ином месте. При улучшении доступности (средняя скорость перемещения увеличивается в r раз) в r 2/3 раз уменьшается число центров тяготения.

Важным видом территориальных ресурсов являются диспозиционные ресурсы, которые представляют собой особые условия в регионе, создаваемые взаимоположением объектов хозяйства и природы. Эти условия могут быть выгодными (благоприятными) и невыгодными, приводящими к дополнительным издержкам, как в экономике, так и в социальной сфере. К диспозиционным ресурсам относятся транспортно-географическое положение и его аналоги, в частности, интегральная транспортная доступность, в основе которой лежат разнообразные конфигурации транспортных сетей.

Интегральная транспортная доступность – это вероятность достижения любого пункта (поселения) территории из любого другого с заданной скоростью или в заданный отрезок времени. Интегральность транспортной доступности проявляется в том, что последняя выступает не как удобство связи до какого-то одного или нескольких пунктов (транспортных узлов), а показывает возможность маневрирования грузовыми и пассажирскими связями одновременно для всех транспортных пунктов и узлов. Таким образом, интегральная транспортная доступность отражает позиционно-техническую надежность социально-экономических связей в регионе и является характеристикой его транспортно-географического положения.

При географическом анализе региональных территориальных транспортных систем следует проводить рейтинг административных единиц (районов) по качеству их транспортно-инфраструктурного обслуживания, уровню сложности пространственной структуры и технического состояния транспортной сети. При этом выделяются зоны с лучшей (прицентровые территории) и худшей транспортной доступностью (периферийные территории). Для любой территории характерны географические контрасты между центром и периферией, которые становятся причиной возникновения и воспроизводства территориального неравенства, социальной территориальной несправедливости. Последнюю, можно рассматривать и как неравенство транспортных возможностей потребления благ социально-гарантированного минимума. Для нормальной жизнедеятельности необходимо, чтобы места деятельности людей, учреждения бытового и культурного обслуживания, зоны отдыха были досягаемы из мест проживания.

Состояние транспортной отрасли и уровень ее развития в России нельзя считать удовлетворительными. Транспортная проблема в целом и отдельные ее аспекты создают угрозу ограничения экономического роста и реализации социальных программ развития страны. Системной проблемой транспортной отрасли является несоответствие между низким уровнем ее развития, эффективностью и качеством функционирования и возрастающим спросом экономики и общества на транспортные услуги.

Низкая скорость движения транспортных средств и грузов, непроизводительные затраты на складирование и перегрузку, другие проблемы в системе товародвижения приводят к тому, что Российская Федерация теряет ежегодно до 2 % ВВП. Сегодня около трети протяженности федеральных автомобильных дорог работают в режиме перегрузки, особенно на подходах к крупным городам. Слаборазвитая дорожная сеть стала оказывать негативное влияние на экономику страны, сдерживая мобильность населения и развитие целого ряда богатых природными ресурсами регионов.

Рис. 21. Сеть федеральных автомобильных дорог России

Основными характеристиками территории, влияющими на пространственную организацию транспортных систем, являются система расселения, уровень освоенности территории (в первую очередь уровень сельскохозяйственной освоенности), экономико-географическое положение.

50% территории России имеет либо низкий уровень транспортной освоенности, либо не имеют круглогодичного сухопутного транспорта вообще. Максимальна доля таких территорий в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, северные районы которых почти не освоены в промышленном и сельскохозяйственном отношении. Наиболее обеспечены транспортом Центрально-Черноземный, Центральный и Северо-Кавказский экономические районы с высоким уровнем промышленного и сельскохозяйственного освоения.

В целом уровень транспортной освоенности территории уменьшается по направлениям запад – восток (в масштабе всей страны), центр – периферия (в ее Европейской части) и юг – север (в Азиатской части).

При выявлении закономерностей пространственной организации локальных транспортных систем можно использовать несколько основных показателей. В первую очередь это показатель плотности (густоты) автодорожной сети . Второй показатель – плотность автодорожной сети, рассчитываемый с учетом численности сельского населения по формуле Энгеля: .

Из табл. 71 видно, что только 5% территории страны имеет высокий уровень транспортной освоенности территории.

Таблица 71

Уровни транспортной освоенности территории России

Экономический район Уровень транспортной освоенности территории
Высокий Средний Низкий Без сухопутных путей сообщения
Центральный 58,5% 41,5%
Северный 69,7% 24,6% 5,7%
Северо-Западный 31,1% 68,9%
Волго-Вятский 31,3% 68,7%
Уральский 10,3% 89,7%
Центрально-Черноземный 74,9% 25,1%
Северо-Кавказский 46,8% 53,2%
Поволжский 6,3% 93,7%
Западно-Сибирский 74,7% 25,3%
Восточно-Сибирский 37,5% 20,0% 42,5%
Дальневосточный 21,5% 34,4% 44,1%
Россия в целом 4,9% 45,1% 23,5% 26,5%

Контрольные вопросы к теме 9:

1. Как эволюционировал топливный баланс России в ХХ веке?

2. Перечислите важнейшие топливные базы России.

3. По каким принципам размещаются станции централизованного теплоснабжения?

4. К каким субъектам федерации приурочена крупнейшая железорудная аномалии?

5. Почему ¾ российского алюминия выплавляется в Восточной Сибири?

6. Какие ключевые отрасли образуют оборонно-промышленный комплекс России?

7. Какие варианты размещения машиностроения вам известны?

8. Почему первые предприятия по производству подвижного железнодорожного состава были построены в Центральной России, а не на Урале?

9. Как сырьевой фактор сказывается на размещении промышленности минеральных удобрений?

10. Назовите принципы территориальной организации лесозаготовительной промышленности.

11. Какие сферы и отрасли образуют АПК страны?

12. Дайте характеристику «пшеничного пояса» России.

13. Назовите ареалы возделывания волокнистых технических культур в России.

14. Чем определяется размещение типов разведения крупного рогатого скота в России?

15. Какие виды услуг вам известны?

17. Дайте оценку транспортной освоенности территории России.

18. Дайте характеристику основных топливных баз России.

19. Дайте характеристику Уральской металлургической базы.

20. Назовите главные отрасли сельскохозяйственной специализации природных зон России.

Пищевая промышленность - одна из значительных отраслей современного индустриального производства. По валовой продукции она занимает второе место после машиностроения.

Роль пищевой промышленности в развитии производительных сил определяется, прежде всего, тем, что она удовлетворяет преобладающую часть потребностей населения в продовольствии . Пищевая промышленность обеспечивает более рациональное питание населения, способствует устранению неравномерности потребления пищевых продуктов как во времени, так и в региональном разрезе, позволяет эффективно использовать сельскохозяйственное сырье, сокращать его потери.

Отрасли пищевой промышленности имеют особенности, существенно влияющие на характер их размещения.

К наиболее важнейшим из них относятся следующие:

1. Сезонный характер производства многих видов сырья.

2. Физическая нетранспортабельность отдельных сырьевых ресурсов.

3. Экономическая нетранспортабельность ряда видов сырья.

4. Многокомпонентный состав перерабатываемого органического сырья, позволяющий наряду с основным продуктом получать и другие пищевые и не пищевые продукты.

5. Повсеместный характер потребления пищевых продуктов.

6. Массовый характер потребления многих пищевых продуктов.

7. Физическая и экономическая нетранспортабельность отдельных готовых пищевых продуктов.

8. Необходимость постоянной и масштабной диверсификации

производства в соответствии с потребностями рынка.

9. Специфический характер концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства.

10. Значительная доля транспортных затрат в себестоимости и стоимости пищевых продуктов.

Все это делает своеобразным и гибким размещение отраслей пищевой промышленности.

По характеру размещения все отрасли промышленности делятся на три группы.

1. Материалоемкие, тяготеющие к источникам сырья или районам потребления.

2. Энергоемкие, тяготеющие к источникам энергии.

3. Трудоемкие, тяготеющие к трудовым ресурсам.

Отрасли пищевой промышленности по характеру размещения в зависимости от поставленной цели группируются по разным признакам.

Первая группа отраслей тяготеет, к районам источников сырья (свеклосахарная, консервная, первичное виноделие и др.).

Вторая группа отраслей тяготеет к районам потребления (хлебопекарная, ликеро-водочная, безалкогольная и др.).

2. По соотношению веса исходного сырья и готовой продукции из него отрасли пищевой промышленности делятся на три группы.

Первая группа - отрасли, использующие сырье, вес которого кратно превосходит вес готовой продукции из него . Они размещаются как можно ближе к источникам сырья. К ним, например, относятся свеклосахарная промышленность (8-10 кратное превышение), овощесушильная (более чем десятикратное), масло-сыродельная и др.

Вторая группа - отрасли, вес продукции которых, наоборот, кратно превышает вес исходного сырья. Они традиционно размешаются в районах потребления. Это ликероводочная промышленность (4-5 кратное превышение), вторичное виноделие с розливом в бутылки, пивоваренная и др.

Третья группа - отрасли, где вес исходного сырья примерно равен весу готовой продукции. При прочих равных условиях их можно размещать и в районах потребления, и в зонах сырья, то есть ими модно улучшить равномерность размещения пищевой промышленности. К ним относятся такие отрасли как макаронная промышленность, сахаро-рафинадное, маргариновое производство и др.

При прогнозировании размещения и его рационализации в отраслевой экономике используется группировка в территориальном разрезе. Наличие, отдельных отраслей в ряде пунктов и регионов обязательно для сведения всех транспортных перевозок к минимуму. Различают несколько групп отраслей, наличие которых в отдельных пунктах и регионах необходимо.

1. Отрасли, предприятия которых следует размещать в каждом населенном пункте и городе (хлебопекарная, безалкогольная). Межгородские и межпоселковые перевозки должны исключаться в массовом масштабе.

2. Отрасли, предприятия которых необходимо размещать в любом субъекте федерации - республике, области, крае (мукомольная, макаронная, молочная, мясная, ликеро-водочная и др.). Межобластные перевозки таких продуктов, сводятся к минимуму.

3. Отрасли, предприятия которых следует размещать во всех крупных экономических районах.. Межрайонные перевозки этих продуктов по возможности исключаются - (сахаро-рафинадная и др.).

4. Уникальные отрасли, размещение которых в силу объективных обстоятельств строго локализировано (субтропические отрасли, чай, табак, цитрусовые).

Такое размещение сводит к минимуму транспортные перевозки в национальной экономике.

Вопросы и задания

1. Докажите особое значение лёгкой и пищевой промышленности, а значит, АПК в жизни каждого из нас.

Пищевая и легкая промышленность обеспечивают людей питанием, одеждой, обувью. И пищевая, и легкая промышленность тесно связаны с сельским хозяйством, так как перерабатывают сельскохозяйственное сырье. Поэтому обе эти отрасли входят в состав агропромышленного комплекса (АПК). Основное назначение пищевой промышленности - производство продуктов питания. Практически все потребляемое людьми продовольствие проходит промышленную обработку. Поэтому роль пищевой промышленности постоянно возрастает. Ее развитие позволяет устойчиво обеспечивать людей пищевыми продуктами в течение всего года. Продукция легкой промышленности также непосредственно влияет на уровень жизни людей.

2. Назовите факторы размещения предприятий легкой и пищевой промышленности.

Отрасли первой группы пищевой промышленности тяготеют к районам производства сельскохозяйственного сырья. При получении многих видов продуктов вес исходного сырья сильно снижается. Это связано или с его обезвоживанием (сушка фруктов, чая), или с возникновением значительных отходов при переработке. Отрасли второй группы пищевой промышленности тяготеют к потребителям готовой продукции. Сырье, используемое ими, уже прошло первичную переработку. Перевозить его выгоднее, чем готовую продукцию (так, в шестидесятитонный вагон умещается всего 40 т макарон, мукой же, идущей на их изготовление, он может быть загружен полностью). Предприятия этой группы создают непосредственно в городах и крупных сельских населенных пунктах. Некоторые отрасли пищевой промышленности в равной степени ориентируются и на сырье, и на потребителя.

Правильное размещение предприятий легкой промышленности позволяет решить ряд важных задач: 1) удовлетворять материальные потребности людей с учетом особенностей спроса в отдельных частях страны; 2) расширять сферу приложения женского труда, что особенно важно в районах тяжелой индустрии; 3) строить промышленные предприятия в районах, не имеющих крупных энергетических, водных и других ресурсов.

3. Назовите районы-лидеры по производству: 1) продуктов питания; 2) продукции лёгкой промышленности. Объясните лидерство каждого из этих районов.

Хотя продукты питания производятся во всех районах страны, среди них можно выделить явные районы-лидеры: Центральную Россию (40%), Европейский Северо-Запад (15%) и Европейский Юг (более 10%). Значительная часть продукции легкой промышленности производится в Центральной России (55%). Значительно уступают ей Урал и Европейский Юг (примерно по 10%). Лидерство данных районов объясняется наибольшей плотностью их заселения в сравнении с другими районами страны.

4. Какие последствия легкой и пищевой промышленности на окружающую среду ощущают или могут ощущать люди, живущие вблизи их предприятий?

По степени интенсивности отрицательного воздействия предприятий лёгкой и пищевой промышленности на объекты окружающей среды первое место занимают водные ресурсы. По расходу воды на единицу выпускаемой продукции пищевая промышленность занимает одно из первых мест среди отраслей народного хозяйства. Высокий уровень потребления обуславливает большой объем образования сточных вод на предприятиях, при этом они имеют высокую степень загрязненности и представляют опасность для окружающей среды.

Наиболее вредные вещества, поступающие в атмосферу от предприятий пищевой промышленности, - органическая пыль, двуокись углерода, бензин и другие углеводороды, выбросы от сжигания топлива. Проблема охраны атмосферного воздуха для перерабатывающих предприятий также актуальна. Например, на текстильных предприятиях основным загрязнителем является хлопковая пыль, которая вызывает респираторные заболевания (бронхит), пневмокониоз (бисиноз).

Итоговые задания по теме

1. Какие отрасли образуют вторичный сектор экономики?

Вторичный сектор объединяет предприятия отраслей, связанных с производством готовой продукции. К вторичному сектору относят предприятия обрабатывающей промышленности и строительные предприятия. Этот сектор берет продукцию основного сектора и производит готовые изделия или где они являются подходящими для использования другими фирмами, для экспорта, или продажи внутренним потребителям. Этот сектор часто делится на легкую промышленность и тяжелую промышленность. Многие из этих отраслей промышленности потребляют большие количества энергии и требуют, чтобы фабрики и машина преобразовали сырье в товары и продукты. Они также производят ненужные материалы и ненужную высокую температуру, которая может изложить проблемы охраны окружающей среды или вызвать загрязнение.

2. По материалам учебника и атласа составьте комплексную характеристику топливно-энергетического комплекса Западной Сибири.

Западно-Сибирский ТЭК расположен в Томской и Тюменской области, включающей Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Сформирован был комплекс благодаря наличию на данной территории разнообразных полезных ископаемых (в первую очередь топливных - нефть и газ) и других природных ресурсов (лесных и водных).

По запасам и добычи нефти и природного газа этот регион является в России лидером. К числу крупнейших относятся нефтяные месторождения: Самотлорское, Усть-балыкское, Сургутское, Мегионское и др.; а так же газовые: Уренгойское, Ямбургское, Медвежье и пр. Нефть и газ этого региона отличаются высокими качественными показателями. Ресурсы углеводородного сырья уникальны по масштабам и высокой экономической эффективности.

Однако большая часть территории комплекса расположена в зоне Тундры и Тайги и отличается суровыми природно-климатическими условиями. Это обусловливает повышенные расходы на обустройство населения и большие затраты на капитальное строительство. Слабо развита инфраструктура, особенно транспортная сеть.

3. Предложите варианты создания предприятий черной металлургии на Дальнем Востоке с учетом специфики его природы, размещения населения и транспортных сетей.

Строительство металлургического комбината на Амуро-Зейской равнине на Транссибирской железнодорожной магистрали (юго-восточная часть Амурской области) наиболее рациональный вариант, исходя из месторасположения разведанных месторождений железорудного и вспомогательного сырья, имеющейся транспортной сети и наибольшей предпочтительности для привлечения населения. При невысокой плотности заселения Дальневосточного региона наибольшая плотность населения наблюдается вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали.

4. Подумайте, как будет изменяться география пищевой промышленности при расширении производства продуктов питания нового поколения: замороженного хлеба, вторых и десертных групп и т.д.

Думаю, что география пищевой промышленности при таких составляющих расширялась бы и в регионах с малой долей сельского хозяйства и животноводства, ведь эти факторы обеспечивают:

1) Долгосрочность хранения;

2) Сохранение ценности и качества продукта;

3) Наименьшие затраты и т.д.

5. Назовите проблемы, характерные для вторичного сектора экономики России.

Необходимость грамотной логистики – т.е. транспортировка с минимумом затрат.

Удаленность потребителя и сырьевой базы.

Риск возникновения экологических проблем (например, при транспортировке сырой нефти до нефтеперерабатывающего завода может случиться её разлив).

Некоторые ученые, применительно к российской экономике, выделяют еще и коррупционную составляющую. В основном, это касается контроля качества первичных продуктов, когда для их допуска во вторичный сектор необходимо собрать множество «бумажек», подтверждающих их безопасность, пригодность и т. п. Все эти документы выдают специализированные гос. органы, где существует соблазн подкупить соответствующего чиновника для ускорения процесса.

6. Охарактеризуйте влияние отраслей вторичного сектора экономики на окружающую среду.

Высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду характеризуются предприятия черной и цветной металлургии, химической и нефтеперерабатывающей промышленности, целлюлозно-бумажные комбинаты, все виды электростанций, транспорт.

Проблемы всех промышленных предприятий - образование большого количества отходов:

1) выбросов в атмосферный воздух;

2) сточных вод и твердых отходов производства.

Также промышленные предприятия загрязняют природную среду радиоактивными веществами. Особым видом загрязнения являются шум и вибрация, создаваемые промышленными установками и транспортом.

Снизить уровень антропогенного воздействия на природную среду возможно, если четко соблюдать природоохранное законодательство, вкладывать финансовые средства в развитие отрасли переработки и утилизации отходов производства, совершенствование технологий.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Влияние промышленного или сельскохозяйственного предприятия моего населенного пункта на окружающую среду.

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

· Промышленность безалкогольных напитков

· Винодельческая промышленность

· Кондитерская промышленность

· Консервная промышленность

· Макаронная промышленность

· Масложировая промышленность

· Маслосыродельная промышленность

· Молочная промышленность

· Мукомольно-крупяная промышленность

· Мясная промышленность

· Пивоваренная промышленность

· Плодоовощная промышленность

· Птицеводческая промышленность

· Рыбная промышленность

· Сахарная промышленность

· Соляная промышленность

· Спиртовая промышленность

· Табачная промышленность

· Хлебопекарная промышленность

Пищевая промышленность - крупнейшая составная часть народного хозяйства, насчитывающая более сорока отдельных отраслей, занимающихся производством продуктов питания как в готовом виде, так и полуфабрикатов.

Крупнейшими группами отраслей пищевой промышленности являются:

мясная, рыбная,

молочная (включает в себя масло- и сыродельное производство),

мукомольно-крупяную,

продовольственных товаров.

Группа предприятий пищевой промышленности, производящая промышленные товары, в свою очередь, делится на разнообразные производства: макаронное, хлебопекарное, плодоовощное, спиртовое, сахарное, виноводочное, ликероводочное, соляное, чайное и др.

Выделяют две основные категории пищевой промышленности.

Первая – это те отрасли, которые работают с привозным сырьем и ориентированы на железнодорожные узлы, порты ввоза продукции, крупные промышленные центры. Продукция, производимая в них, имеет высокую транспортабельность. Ко второй категории относятся отрасли, ориентированные на сырье и на потребителя.

Большая часть пищевой промышленности принадлежит к перерабатывающим отраслям. Однако существуют предприятия, включенные в добывающие отрасли: это добыча поваренной соли, рыбы и нескольких видов съедобных дикорастущих растений.

Для переработки сырья в пищевой промышленности используют различные способы. Они обязаны обеспечить полную безопасность употребления продуктов питания для здоровья человека, улучшить их пищевую ценность, вкусовые и товарные качества. Ведь существует много продуктов питания, не пригодных для употребления в естественном виде, так как содержат опасные для здоровья человека компоненты, либо плохо усваиваются. Общепринятые технологии производства не обеспечивают в полной мере безопасность готовых к употреблению продуктов. Однако изменение технологической обработки позволяет существенно улучшить качество продуктов питания, значительно продлить сроки хранения. При переработке сырья основой технологического процесса является ряд последовательных операций.

В производстве пищевых изделий серьезную роль играют процессы, в основе которых находится бактериальная и небактериальная ферментация пищевого сырья. Первая включает в себя брожение, происходящее при изготовлении вина, сыров, пива и др. Ко второй относятся процессы, происходящие с помощью собственных ферментов, к примеру, при вызревании мяса. Сюда же можно включить использование искусственных ферментов.

К одним из основных способов обработки сырья относится консервирование.

В последнее время получили широкое распространение и другие методы обработки пищевого сырья: стерилизующая фильтрация (применяемая в производстве соков, пива), тендеризация (использование электрического тока), применение высокочастотных токов для скорейшей термической обработки.

В целях улучшения состояния здоровья людей, в экономически развитых странах создаются другие производства пищевой промышленности, изготавливающих специальные товары.

Пищевая промышленность – совокупность отраслей промышленности, предприятия которых производят главным образом продукты питания. Почти в каждом сравнительно большом населенном пункте есть предприятия этой отрасли. В некоторых странах пищевая промышленность является отраслью международной специализации, в других – удовлетворяет потребности только своего населения.

Отраслевая структура пищевой промышленности сложная. В нее входят предприятия, производящие пищевую продукцию, а также мыло и парфюмерно-косметические изделия.

На размещение предприятий отрасли влияют главным образом два фактора: ориентация на сырьевую базу или на потребителя.

Размещение предприятий вблизи районов производства сырья объясняется тем, что в некоторых отраслях (сахарная, спиртовая, консервная промышленность) расход сырья намного превышает массу готового продукта. К тому же такое сельскохозяйственное сырье малотранспортабельно.

Тяготение предприятий к районам потребления объясняется тем, что большинство отраслей пищевой промышленности производят массовую продукцию, которая имеет ограниченные сроки хранения и не может перевозиться на большие расстояния. Поэтому хлебопекарни, кондитерские и макаронные фабрики, пивоваренные заводы создаются в районах потребления продукции независимо от того, есть ли здесь для них сырье.

Сахарные заводы размещаются как можно ближе к районам посевов сахарной свеклы или тростника, поскольку это сырье не выдерживает перевозок на дальние расстояния. Табак как сырье не требует переработки на месте. Поэтому табачные фабрики, например Западной Европы, используют исключительно привозное сырье.

Особенно большое влияние на размещение пищевой промышленности оказывают города, поскольку их население – главный потребитель мяса, молока, яиц, хлеба.

Основным типом предприятий пищевой промышленности являются комбинаты, на которых сочетается комплексное использование сырья с полной переработкой отходов. Есть сахарные, консервные, масло-жировые и другие комбинаты.

Например, на масло-жировом комбинате производят растительное масло, твердый жир, майонез, маргарин, из отходов – мыло, моющие средства, олифу, глицерин и т. п. Ничего не пропадает и на мясоконсервных комбинатах. Используются в промышленности даже рога и копыта животных, а некоторые органы животных являются ценным сырьем при изготовлении лекарств.

Больших успехов достигла пищевая промышленность в развитых странах. Среди них есть такие, которые славятся своими традициями в производстве высококачественных продуктов питания или же выделяются масштабами производства.

«Молочной фермой» Европы называют Данию. Производством твердых сыров известны Швейцария, Нидерланды, Франция. Высококачественные мясные консервы производят многие развитые страны Европы и Америки, рыбные – Норвегия, Исландия, Испания и Португалия, овощные – Болгария и Венгрия. Родиной спагетти и пиццы является Италия. Славится своими колбасами и пивом Германия, винами – Франция и Испания. В последнее время получили развитие новые отрасли – производство готовых к употреблению и замороженных продуктов, различных пищевкусовых добавок.

15 .Лесная промышленность

Лесная промышленность - совокупность отраслей промышленности, связанных с заготовкой и переработкой древесины. Одна из старейших отраслей хозяйства.

Лесная промышленность, как и химическая, отличается достаточно сложной структурой. Условно все отрасли лесного комплекса можно разделить на четыре группы:

· Лесозаготовительная промышленность - заготовка древесины

· Деревообрабатывающая промышленность - механическая и химико-механическая обработка и переработка древесины. Плитное производство, мебельное производство, производство пиломатериалов и т. д.

· Целлюлозно-бумажная промышленность - преимущественно химическая переработка древесины, производство целлюлозы, картона и бумаги.

· Лесохимическая промышленность - производство древесного угля, канифоли и скипидара.

Как и в других отраслях промышленности России, основанных на добыче сырья, в лесной промышленности значительная доля выручки формируется за счёт экспорта необработанного сырья - круглого леса. В течение долгого времени Россия была основным поставщиком древесного сырья в страны Европы и Ближнего Востока, в Китай и Японию.

Кроме страновой специфики, существуют общие особенности развития отрасли: увеличение рыночных долей товаров субститутов и сокращение долей лесобумажной продукции. Например, появление пластиковой упаковки привело к сокращению потребления бумажной, а развитие Интернета привело к сокращению потребления газетной бумаги.

В России не существует частной собственности на лесные земли, которая заменяется долгосрочной арендой лесных земель в рекреационных и лесозаготовительных целях. Вместе с тем в ряде стран существует частная собственность на земли. Например, в США управление лесными землями - это большой бизнес объёмом более $500 млрд. Лесные земли в стране занимают около 500 млн акров, из которых 53 % принадлежит частным владельцам, не являющимся промышленниками, 30 % находятся в общественном владении, 4 % принадлежит промышленникам, а 8 % владеют финансовые инвесторы .