Фроянов зависимые люди древней руси. Фроянов И.Я

Игорь Яковлевич - ученик патриарха ленинградских историков - ученик В.В.Мавродина. При защите докторской диссертации И.Я.Фроянова, посвященной исследованию социально-экономического строя Киевской Руси, его учитель сказал: «В своих последних работах о Киевской Руси я придерживаюсь концепции И.Я.Фроянова». Учитель (крупнейший в то время специалист по истории Древней Руси) признал новаторство своего ученика. Такое случается редко.

В чем же состояла суть концепции Фроянова? Прежде всего, в доказательстве доклассового и общинного характера общественного и государственного строя Древней Руси. Развивая свою концепцию в дальнейшем, ученый показал, что основа нашей цивилизации не татарская или византийская, а славянская и выражается она в коллективизме, общинности и мирском духе русского народа, для которого с глубокой древности характерны взаимопомощь, стремление к социальной справедливости, отвержение стяжательства и корыстолюбия. Приоритет интересов коллектива над интересами личности - особенность общинной, народной демократии на всем протяжении русской истории.

Сегодня об этом говорят и пишут многие, а тогда... Тогда это надо было доказать. Тогда (Фроянов защитил докторскую в 1973 году, а утверждена она была ВАКом в 1976 году) против фрояновской концепции резко выступили академики СЛ. Тихвинский, Б.А.Рыбаков, чл.кор. АН СССР В. Т. Пашуто - имена давно известные. Они никак не могли смириться с доклассовым и общинным (нефеодальным) характером социального и государственного строя Древней Руси.

Исследовательский талант Игоря Фроянова, его выдающийся вклад в историческую науку получили признание в непрерывной борьбе с псевдомарксистским догматизмом. В 1982 году И.Я.Фроянов становится деканом истфака Ленинградского государственного университета. В 1983 году В.В.Мавродин передает ему заведование кафедрой истории.

В горбачевской перестройке и ельцинских реформах советский, русский историк-ученый увидел трагедию СССР, России. С 1993 года он убежденный сторонник КПРФ. В том же году в одном из избирательных округов Санкт-Петербурга пошел на думские выборы от КПРФ. Тогда, в условиях антикоммунистической агрессии, на это решились единицы.

Игорь Яковлевич - человек решительной смелости. Первой аудиторией, перед которой выступил Анатолий Иванович Лукьянов после выхода из «Матросской тишины», была студенческая аудитория истфака. Выступал перед нею и Зюганов.

В мрачные годы приватизации России «пятой колонной» Игорь Фроянов осмысливает истоки и причины предательства великой державы. В 1997 году выходит в свет его книга «Октябрь семнадцатого. Глядя из настоящего». В 1999 году И.Я.Фроянов публикует работу «Погружение в бездну. Россия на исходе ХХ вeкa». Эта публикация явилась первым в России фундаментальным научным исследованием истории той трагедии, что была названа ее творцами «перестройкой». Обе книги получили широкую известность как среди патриотов, так и среди либералов-космополитов. Последние никак не могли простить русскому историку его смелость. И не простили...

С 1999 года начинается тщательно продуманная и организованная травля Игоря Фроянова «демократической» общественностью. Травля, в которую добровольно вовлекают себя преисполненные верноподданичеством власти «самые широкие научные круги» Caнкт-Петербургского университета во главе с ректором Вербицкой. Как по команде (да так оно и было) на Фроянова обрушиваются либеральные издания: «Известия», «Новые Известия», «Общая газета», «Новая газета», «Депо», «Демократический выбор» ... С Невероятной быстротой сочиняется «Письмо 140», формируется специальная комиссия по проверки истфака.

Антифрояновская кампания дошла до состояния истерики. В ней не было ни грана научной полемики с видным историком-ученым, одна брань, близкая к площадной. Его называли великорусский шовинистом, антисемитом, черносотенцем, национал-коммунистом, деспотом, узурпировавшим власть на истфаке. И все потому, что Игорь Фроянов бросил вызов всей русофобствующей рати, предпочитающей «новистическую» западную историю русской истории. Традиции последней, по убеждению Фроянова, нашли свое продолжение в великой советской истории: 3а это"убеждение и завели на него «дело».

23 апреля 2001 года Ученый совет университет 60 голосами «против» и 37 «за» при 8 воздержавшихся отказал И.Я.Фроянову в продлении его деканских полномочий. Как видим, он был не одинок. Но силы оказались неравны. На заседании Совета мятежный профессор заявил, обращаясь к противникам: «Вы думаете что это конец. Нет, это только начало - борьба продолжается» 26 июня 2003 года он был освобожден от заведования кафедрой русской истории «в связи с ее организацией». Нет более кафедры с таким названием в Санкт-Петербургском университете.

Как только Фроянов перестал заведовать кафедрой, ВАК ликвидировал специализированный совет истфака, который с основания университета принимал к защите кандидатские и докторские диссертации по проблемам русской истории. Били по русскому историку, чтобы ударить по русской исторической науке.

Травля и глумление не поколебали мятежного духа Игоря Яковлевича. Последние годы он занимается исследованием эпохи Ивана Грозного. Труд близок к завершению.

Судьба, вера и страсть ученого запечатлены в его научных трудах. Представим читателю основные публикации И.Я.Фроянова.

Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1980.
Киевская Русь. Главные черты социально-экономического строя. СПб., 1999.
Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической борьбы, СПб., 1995.
Мятежный Новгород. Очерки истории государственности, социальной и политической борьбы конца IX – начала ХIII столетия. СПб., 1992.
Рабство и данничество у восточных славян. СПб., 1996.
Начала русской истории. СПб., 2001.
Октябрь семнадцатого. Глядя из настоящего. СПб., 1997.
Погружение в бездну. Россия на исходе ХХ века. СПб., 1999 .

Несомненную ценность в поиске ответа на вопрос - быть или не быть России - представляет патриотическая публицистика профессора Фроянова. Она отличается глубоко аргументированным историческим оптимизмом: «Надежду нам подает история русского народа и России ».

Должность: профессор
Степень: доктор исторических наук
Звание: профессор
328-94-48 доб. 6405
[email protected]

Игорь Яковлевич Фроянов с полным основанием может быть назван выдающимся русским историком с широким диапазоном исследовательских интересов и значительными результатами научной деятельности, выраженными в большом количестве книг и статей (двенадцать монографий, свыше трёхсот статей и брошюр).

Игорь Яковлевич Фроянов родился 22 июня 1936 г. в городе Армавире в семье кубанского казака — командира Красной Армии, репрессированного сталинским режимом в 1937 г. и реабилитированного в 1957 г. Трудное детство и отрочество сына «врага народа» в конечном счёте не смогли сломать жизнь И. Я. Фроянову: в 1954 г. он заканчивает школу, в 1955-1958 гг. служит в армии, в 1958-1963 гг. учится на историко-филологическом факультете Ставропольского пединститута. В студенческие годы у И. Я. Фроянова под влиянием его первого Учителя — профессора Виктора Александровича Романовского пробудился активный исследовательский интерес к проблемам русской средневековой истории. В 1963 г. этот интерес привёл И. Я. Фроянова в аспирантуру Исторического факультета ЛГУ. Научным руководителем молодого аспиранта стал замечательный русский учёный профессор Владимир Васильевич Мавродин.

Со времён защиты в 1966 г. кандидатской диссертации судьба И. Я. Фроянова неразрывно связана с Петербургским университетом, в котором он работает уже около 40 лет. И. Я. Фроянов — доктор исторических наук (с 1976 г.), профессор (с 1979 г.), заведующий кафедрой Русской истории (в 1983-2002 гг.) и декан Исторического факультета СПбГУ (в 1982-2001 гг.).

  1. Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории (Л.,1974);
  2. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории (Л., 1980);
  3. Города-государства Древней Руси (Л., 1988; в соавторстве с А. Ю. Дворниченко);
  4. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь (Л., 1988; в соавторстве с Г. Л. Курбатовым и Э. Д. Фроловым);
  5. Киевская Русь. Очерки отечественной историографии (Л., 1990);
  6. Мятежный Новгород (СПб., 1992);
  7. Древняя Русь: Опыт исследования истории социальной и политической борьбы (М.;СПб., 1995);
  8. Рабство и данничество у Восточных славян (СПб., 1996);
  9. Былинная история (Работы разных лет) (СПб., 1997; в соавторстве с Ю.И.Юдин);
  10. Октябрь семнадцатого (Глядя из настоящего) (СПб., 1997);
  11. Погружение в бездну. (Россия на исходе ХХ века) (СПб., 1999);
  12. Киевская Русь: Главные черты социально-экономического строя (СПб., 1999);
  13. Начало Христианства на Руси. Ижевск, 2003.

Исследования И. Я. Фроянова выдвинули его в число ведущих в нашей стране и за рубежом специалистов по истории русского средневековья. Ныне научная общественность всё чаще обращается к концепции И. Я. Фроянова и созданной им в университете школы историков Древней Руси. Эта концепция, выдержав в «доперестроечные» годы обвинения в «антимарксизме», «буржуазности», «забвении формационного и классового подходов», остаётся в соответствующей области одним из наиболее плодотворных исследовательских направлений.

Концепция школы И. Я. Фроянова органически связана с отечественной историографической традицией. В период, когда исторические исследования оставались более-менее свободными от жестокого подчинения идеологическим и политическим требованиям, образ Древней Руси в исторической науке был, прежде всего, образом страны городов-земель, вечевого народовластия, общинной самодеятельности. И. Я. Фроянов находил мужество признавать правоту дореволюционных историков тогда, когда принято было разделять историографию на «научную» и «ненаучную».

В основе видения И. Я. Фрояновым первых веков русской истории лежит тезис об общинном без первобытности характере древнерусского общества XI - начала XIII в. И. Я. Фрояновым детально и всесторонне изучены общественные категории, социальные конфликты, политические учреждения, культура Руси IX-XIII вв. В предложенной И. Я. Фрояновым реконструкции исторической действительности Древней Руси современная культурная общественность получила долгожданные, непротиворечивые и многозначащие ответы на вопросы о «стартовых условиях» отечественного исторического развития и генезисе его основных черт.

Вырастая из комплекса древнерусских исследований, труды И. Я. Фроянова, посвященные XIV-XV вв., закладывают основы для существенных уточнений традиционных научных представлений о социально-экономической и политической эволюции этого времени.

Тесно связанный с основными темами научной деятельности и вместе с тем автономный цикл образуют разыскания учёного в области истории русского фольклора.

Работы И. Я. Фроянова по новейшей истории России — самая спорная часть из всего, что создано учёным. Эти работы анализируют кардинальные и наиболее злободневные проблемы отечественной современности и содержат концепцию развития российского общества и государства в непростой и бурный период 1985-1999 гг.

Самостоятельная позиция, независимость суждений в науке и жизни всегда воспринимались по-разному. Если раньше И. Я. Фроянова обвиняли в отходе от марксистско-ленинской методологии, то ныне, в особенности за книги по новейшему периоду, его нередко называют «консерватором» и даже «реакционером». Но это не смущает автора, не привыкшего поступаться свободой индивидуального творчества.


Фроянов Игорь Яковлевич является известным историком, писателем и общественным деятелем. Он прожил интересную и насыщенную жизнь, полностью посвященную карьере. Он написал ряд работ, которые весьма популярны за рубежом.

Молодые годы

Фроянов Игорь Яковлевич появился на свет летом 1936 года. Его отец был кубанским казаком и майором Красной армии (репрессировали в 1937 году). В молодости его обвинили в контрреволюционной деятельности и приговорили к расстрелу, который был заменён на десятилетние работы в исправительно-трудовом лагере. В 1957 году Яков Фроянов был реабилитирован. Он решил не возвращаться в семью по личным причинам, поэтому Игорь Яковлевич так и не узнал своего второго родителя: он воспитывался одной матерью.

Карьера

Начиная с 1955 года Игорь Яковлевич три года проходил военную службу. После этого он решил поступить в на факультет истории. В университете его научным руководителем стал профессор В. Романовский. Учёба давалась ему легко, ведь сам предмет был по душе. После окончания университета Игорь принимает решение поступать в аспирантуру в столице России. Более всего он хотел попасть в группу профессора который был специалистом в области Средневековой Руси. Малое количество свободных мест в группе поспособствовали тому, что Фроянов уехал поступать в Ленинград. В 1963 году Игорь Яковлевич поступает в Ленинградский государственный университет. Уже через три года он успешно защищает диссертацию на тему зависимых людей в Древней Руси. В 1973 году он пишет уже докторскую диссертацию на тему социальных и политических особенностей Киевской Руси. Но эта работа не была такой успешной, как первая. Опубликована она была только спустя три года, когда аттестационная комиссия одобрила труд. В 1976 году Фроянов становится доктором исторических наук, а уже в 1979 году получает звание профессора.

В 1982-2001 годах Игорь Яковлевич Фроянов был деканом исторического факультета в родном университете; 1983-2003 года он работал заведующим кафедрой истории России. Времена работы деканом были для историка сложными. Его книги публиковались достаточно долго, иногда этот процесс растягивался на года. После распада Советского Союза политические взгляды Фроянова сформировались окончательно: он выступал в поддержку партии КПРФ.

Базовые книги, реакция общественности

В двух своих базовых работах историк изложил собственный взгляд на советскую и российскую политическую историю («Октябрь семнадцатого. Глядя из настоящего», «Погружение в бездну»). Появление книг на полках магазинов вызвало резонанс у общественности, ведь такого ещё никто не писал. Концепция Фроянова, трактующая причины Октябрьской революции, имеет множество противников и последователей, которые рьяно защищают свою точку зрения. Сторонники автора уверены в том, что именно озвучивание таких мыслей повлекло за собой возникновение «антифрояновской кампании».

Концепция Древней Руси

О чем писал Фроянов Игорь Яковлевич? История была не только его работой, но и хобби, поэтому все свои труды он посвятил глубинному изучению конкретных вопросов. В книгах он обосновывает общинный и доклассовый строй Древней Руси. Он опроверг утверждение советских историков о классовости и феодализме в Киевской Руси, показав, что частное землевладение росло за счёт лишь рабов (а не за счёт зависимых от феодалов). К тому же оно было слишком слабо и малоразвито. Интересный факт, что в первой посвященной этой теме книге (1974) он отказался от конкретного утверждения, лишь наталкивая читателя на размышления. В книге «Киевская Русь. Очерки социально-политической истории» (1980 год) он уже открыто заявил о том, что древнерусское общество имело дофеодальный характер.

Концепция И. Фроянова базируется на утверждении, что люди в Древней Руси были свободными, они принимали активное участие в управлении разными сферами посредством вече. Вопросы власти, избрания и изгнания князей относились к территориальной общине. Главный вывод историка состоит в том, что древнерусское государство сформировалось до начала классового деления.

Критика исторических взглядов

Фроянов Игорь Яковлевич, книги которого вызвали противоречивую реакцию общественности, получили также много профессиональной критики. Концепция историка Фроянова была новым и резким словом в историографии. Она отрицала официальную советскую доктрину о возникновении государства. Поначалу его работы просто игнорировались, но после этого на него обрушилась буря критики. Находясь в должности декана, Игорь Яковлевич продолжал писать. Игнорировать его было невозможно, поэтому противники его взглядов предъявили ему ряд обвинений (непонимание старорусских текстов, отход от «официальной дороги», игнорирование марксизма). Из-за такой бури протестов третья книга, посвященная этой теме, была опубликована лишь в 1990 году. Среди ярых критиков историка можно отметить С. Тихвинского, Б. Рыбакова, В. Пашуто, Ю. Лимонова.

Критика политической деятельности

Фроянов Игорь Яковлевич, биография которого была полна острой критики, вызывал такие же споры из-за своих политических воззрений. В 2001 году 137 учёных опубликовали документ, который гласил о том, что работа Фроянова на кафедре привела к глубокому кризису. Также внимание акцентировалось на том, что Игорь Яковлевич Фроянов удерживает свою власть, увольняя работников, которые ему перечат. В 2003 году его освободили от должности заведующего кафедрой истории. Также известно, что диссертационную комиссию под его началом ликвидировали (60 голосов поддержали решение администрации, 37 голосов были против и 8 - воздержались). Профессора также обвинили в полной изоляции факультета, которая влекла за собой средоточие его власти. Текст обращения имел ещё одно весомое обвинение в том, что преподавание и обучение у Игоря Фроянова завуалировано жесткой политической пропагандой. При этом профессор М. Флоринский заявил, что происходит явная травля учёного, а Союз писателей России обратился к администрации университета с просьбой изменить решение об увольнении Игоря Яковлевича с поста заведующего. Они утверждали, что историка нарочно выживают из коллектива «западники и либеральные интеллигенты».

Фроянов Игорь Яковлевич: труды

Игорь Фроянов написал множество трудов. Мы перечислим только самые основные из них: «Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории», «Киевская Русь. Очерки социально-политической истории», «Киевская Русь. Очерки отечественной историографии», «Киевская Русь. Главные черты социально-экономического строя», «Октябрь семнадцатого», «Начало христианства на Руси», «Загадка крещения Руси» и другие.

Настоящее время

На сегодняшний день профессор Фроянов Игорь Яковлевич работает преподавателем и продолжает активную научную и общественную деятельность. В 2013 году он поддержал идею о том, что картина И. Репина не должна находиться в галерее: её необходимо было перенести в общий фонд. Считалось, что картина подкрепляет ложность российской истории и запечатлевает эту клевету. Однако (директор галереи) не поддержала это движение, заявив, что картина "Иван Грозный..." и дальше будет находиться в галерее.

Подводя итоги статьи, следует сказать о том, что судить о деятельности историка Фроянова может только специалист. Чтобы понять, как вы относитесь к его идеям, достаточно прочесть основные работы по образованию законного порядка в Древней Руси. После этого вы станете сторонником идей Игоря Яковлевича либо полностью отвергнете его концепцию. В любом случае его мнение, подкреплённое фактами и аргументами, имеет полное право на существование. Следует помнить, что острая критика может быть вызвана не только резким неприятием информации, но также ослепляющей правдой, которая мало кого удовлетворяет.

Игорь Яковлевич Фроянов (22 июня 1936, Армавир, Краснодарский край, РСФСР, СССР) — советский и российский историк, доктор исторических наук. Общественный деятель, писатель. Профессор, с 1982 по 2001 года — декан исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Ученик руководителя кафедры истории Ставропольского государственного педагогического института профессора В. А. Романовского (1890-1971) и декана исторического факультета ЛГУ В. В. Мавродина (1908-1987).

Игорь Яковлевич Фроянов родился в семье кубанского казака, майора Красной армии, репрессированного в 1937 году. Фроянов воспитывался матерью, отец после освобождения в семью не вернулся.

После прохождения военной службы в 1955-1958 годах И. Я. Фроянов поступил на исторический факультет Ставропольского педагогического института, где научным руководителем студента был профессор В. А. Романовский. Окончив обучение в институте, он решил поступать в аспирантуру в Москву к А. А. Зимину, известному исследователю Средневековой Руси, но из-за проблем с наличием мест принял решение ехать в Ленинград.

С 1963 года Фроянов обучался в аспирантуре исторического факультета Ленинградского государственного университета (научный руководитель — декан факультета и заведующий кафедрой истории СССР профессор В. В. Мавродин). В 1966 году защитил кандидатскую диссертацию «Зависимые люди Древней Руси (челядь, холопы, данники, смерды)», в 1973 году — докторскую диссертацию «Киевская Русь. Главные черты социального и политического строя». Работа Фроянова увидела свет только спустя три года, когда после множества корректировок Высшая аттестационная комиссия всё же утвердила диссертацию учёного. В 1976 году Фроянову было присвоена степень доктора исторических наук, в 1979 году — профессорское звание.

С 1982 по 2001 год — декан исторического факультета, а с 1983 по 2003 год — заведующий кафедрой истории России (до 1991 года — кафедра истории СССР). Председатель диссертационного совета СПбГУ по специальностям «отечественная история», «всеобщая история (Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время) и историография», «источниковедение и методы исторического исследования».

В 2013 году он был среди общественных деятелей, выступивших за перенос в запасники Третьяковской галереи картины И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», поскольку, по мнению авторов обращения, полотно создаёт «эффект ложной «психологической достоверности», запечатлевая клевету на Россию и её историю». Директор галереи И. В. Лебедева выступила против данной инициативы и заявила, что картина останется в экспозиции.

Книги (15)

Города-государства Древней Руси

Монография посвящена актуальной проблеме формирования городов-государств в Древней Руси.

В ней рассматриваются вопросы, связанные с историей возникновения русских городов и их социально-политической ролью во второй половине IX — X вв. Основное внимание уделено исследованию развития городов-государств на Руси в XI — начале XIII вв.

В центре исследования находится история городских общин, приобретение ими государственного характера.

Грозная опричнина

Книга известного отечественного историка И.Я. Фроянова посвящена первому русскому царю и его политике.

Иван Грозный и поныне — одна из самых спорных и загадочных фигур русской истории. Мнения о нем разных историков колеблются от самых положительных до резко отрицательных.

Жестокий тиран, казнивший множество людей, — и мудрый просветитель, открывавший типографии и школы, развратник на троне — и выдающийся полководец, вдвое увеличивший территорию России, разоритель Великого Новгорода — и созидатель сотен новых городов, церквей, монастырей.

Каков он был на самом деле? Об этом рассказывает известный ученый, наш современник, Игорь Яковлевич Фроянов.

Драма русской истории. На пути к Опричнине

Книга, рассказывающая о путях становления Опричнины, имеет не случайное название — «Драма русской истории».

Оно, по мысли автора, указывает на относительно сложный и длительный характер предыстории этого учреждения. Вот почему нельзя согласиться с теми историками, которые искусственно укорачивают время формирования исторических предпосылок введения царем Иваном IV Опричнины.

Так, Р.Г.Скрынников, известный знаток эпохи Ивана Грозного, заявляет: «Только всестороннее исследование политического развития Российского государства во второй половине XVI в. позволит дать обоснованный ответ на вопрос о сущности репрессивного режима опричнины и значении террора с точки зрения исторических судеб страны».

Загадка крещения Руси

Книга известного отечественного историка И. Я. Фроянова «Загадка крещения Руси» посвящена ключевому моменту русской истории.

В 988 году в днепровскую воду вошли племена полян, древлян, северян и прочих обитателей Киевского государства, а вышел единый русский народ, объединенный единой верой, культурой и любовью Христовой. До сих пор это событие до конца не изучено.

История России с древнейших времен до начала XX века

Пособие для абитуриентов.

Настоящая книга, предназначенная для абитуриентов, не является учебником по истории России. Она служит учебным пособием, облегчающим подготовку к вступительному экзамену. Пособие подготовлено с учетом многолетнего опыта проведения конкурсных экзаменов по отечественной истории на гуманитарные факультеты Петербургского университета.

Киевская Русь. Главные черты социально-экономического строя

Настоящее исследование, защищенное в декабре 1973 года на Ученом совете исторического факультета ЛГУ в качестве докторской диссертации, до сих пор полностью не опубликовано. Вышедшая в 1974 г. книга «Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории» является сокращенным вариантом настоящей работы. К тому же она стала малодоступной для тех, кто интересуется историей Древней Руси.

Публикация полного текста диссертации вместе с записью ее обсуждения на кафедре истории СССР ЛГУ, отзывами ведущего учреждения и оппонентов дает своеобразный историографический срез, позволяя увидеть состояние советской исторической науки по изучению Киевской Руси в начале 70-х годов нашего века. Это важно с точки зрения истории развития самой науки.

Киевская Русь. Очерки отечественной историографии

В монографии, продолжающей исследования истории Киевской Руси, опубликованные в 1974 и 1980 гг., рассматриваются этапы её изучения в научной литературе. Главное внимание уделяется анализу точек зрения советских историков на такие узловые вопросы, как возникновение древнерусского государства, роль города, генезис и развитие феодализма на Руси, характер и формы классовой борьбы и др.

Книга предназначена для научных работников, преподавателей гуманитарных факультетов вузов, всех, интересующихся историей Киевской Руси.

Киевская Русь. Очерки социально-политической истории

В монографии, являющийся продолжением исследования Киевской Руси, первая часть которого, посвященная социально-экономической истории, вышла в 1974 г., рассматриваются важнейшие вопросы социально-политического строя Киевской Руси X-XII вв., деятельность народного веча, социальная природа вечевых собраний.

Исследуются проблемы, связанные с социально-политическим значением древнерусского города. Работа рассчитана на научных работников, преподавателей истории, аспирантов исторических факультетов и всех, интересующихся прошлым нашей страны.

Молитва за Россию. Публицистика разных лет

Именитый ученый, историк-русист (именитый у нас в России и за рубежом) впервые обращается к нам как публицист.

Правда, в его научных трудах публицистика всегда присутствовала. Давно известна закономерность: чем крупнее ученый-историк, тем сильнее он стремится к художественному, публицистическому выражению своих исследовательских выводов. Примеров тому в отечественной исторической науке немало: Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Е.В. Тарле, В.В. Мавродин. Историческая память, которую «обслуживают» историки, публицистична — она живет в понятиях и образах.

И все же это первая книга И.Я. Фроянова, представляющая собой результат его многолетнего публицистического труда: статьи, очерки, рецензии, интервью в газетах и журналах, радио- и телебеседы.

Мятежный Новгород

Очерки истории государственности, социальной и политической борьбы конца IX — начала XIII столетия.

В монографии рассматриваются вопросы возникновения и развития новгородской государственности, социальной и политической борьбы в древнем Новгороде.

Изучается характер народных волнений, прослеживается эволюция социальных и политических конфликтов. Существенное место отводится анализу борьбы Новгорода с Киевом за независимость, а также того влияния, которое эта борьба оказывала на становление новгородской республики.

Начало христианства на Руси

Книга посвящена первым векам истории христианства на Руси. В увлекательной форме автор рассказывает о быте и верованиях восточных славян, проникновении христианства на территорию Восточной Европы, месте и роли церкви в древнерусском обществе.

Особое место в работе отводится рассмотрению восточнославянского язычества, сохранявшего необычайную живучесть на протяжении нескольких столетий после крещения Руси.

Октябрь семнадцатого

Книга русского историка И.Я. Фроянова, написанная в яркой и увлекательной форме, предлагает читателю взглянуть на Октябрь семнадцатого года с позиций сегодняшнего дня.

Богатый фактический материал, использованный ученым, высвечивает ранее ускользавшие из научного поля зрения явления нашей истории, объясняет, почему в генной памяти русского народа накопились «горы злобы и ненависти» к властям.

Россия. Погружение в бездну

Превращение России из мировой сверхдержавы в нищую страну - одно из самых трагических событий в истории человечества. Это крушение произошло в мирное время всего за несколько лет. По темпам и масштабу этот крах не имеет в мировой истории прецедента.

В сущности, это было невиданное в мировой истории предательство. Его, по верному наблюдению А.А.Зиновьева, «совершили прежде всего высшие руководители страны, работники партийного аппарата, идеологические вожди и представители интеллектуальной элиты». Об этом предательстве идет речь в книге выдающегося российского историка И.Я.Фроянова.

Уроки Красного Октября

«Капитализм не входит органически в плоть и кровь, в быт, привычки и психологию нашего общества. Однажды он уже втравил Россию в братоубийственную гражданскую войну и, как подтверждает многолетний опыт, не приживется на российской почве. Свидетельством тому и те три революции, которые произошли в стране с минимальным временным интервалом: с октября 1905 по октябрь 1917 года. Эти революции показали, что основная часть российского общества была решительно недовольна „недоделанным“ российским капитализмом, бурно развившимся в стране после крестьянской реформы 1861 года, посягнувшим на соборные, общинно-коллективистские и духовно-нравственные устои народной жизни. Его-то и не принял весь народ, а не только мятущаяся, радикально настроенная интеллигенция, как пытаются доказывать сегодня ангажированные идеологи режима». (Г.А. Зюганов)

Эти слова находят убедительное подтверждение в книге знаменитого историка И.Я. Фроянова, которую мы представляем ныне вниманию читателя.

Христианство: Античность, Византия, Древняя Русь

Книга посвящена возникновению и ранней истории христианства.

Особое внимание к этой теме обусловлено приближающимся тысячелетним юбилеем так называемого «крещения Руси», которое идеологи русского православия рассматривают как событие, якобы ознаменовавшее решительный перелом в истории русского народа.

Стремясь дать объективное и верное представление о сущности христианства вообще, о «крещении Руси» и его воздействии на древнерусское общество, авторы обращаются к истории вопроса — не только к обстоятельствам, обусловившим принятие Русью христианства, но и к истокам христианского движения в античном мире, к судьбам христианской религии в Византии, откуда она и была заимствована русскими людьми.

  • Фроянов И.Я. Древняя Русь IX-XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. [Djv-52.8M ] Учебное пособие. Автор: Игорь Яковлевич Фроянов. Научно-просветительное издание.
    (Москва: Русский издательский центр, 2012)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Михаил, 2014
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Вступительное слово (7).
      Глава первая. Русь в IX - начале XI веков. Племенные конфликты (11).
      Глава вторая. Новгородские события 1014-1016 годов (70).
      Глава третья. Народные волнения и волхвы на Руси XI века (87).
      Глава четвертая. Политический переворот 1068 года в Киеве (135).
      Глава пятая. Южная Русь на рубеже XI-XII веков. «Мятеж и голка» 1113 года в Киеве (158).
      Глава шестая. Киевская земля в середине XII века (216).
      Глава седьмая. Борьба в Новгороде первой трети XII века и события 1136 года (265).
      Глава восьмая. Социально-политическая борьба в Новгороде после событий 1136 года (294).
      Глава девятая. Народные волнения 1209 года и отношения Новгорода с Князем Всеволодом Большое Гнездо (323).
      Глава десятая. Борьба в Новгороде после событий 1209 года (348).
      Глава одиннадцатая. Народные волнения 1227-1230 годов в Новгороде (392).
      Глава двенадцатая. Народные движения в Смоленской и Полоцкой землях XII - начала XIII веков (419).
      Глава тринадцатая. «Мятежи» и «крамолы» в Галицко-Волынской земле конца XI-XII веков (474).
      Глава четырнадцатая. Ростово-Суздальская земля во второй половине XII - начале XIII веков (516).
      Заключение (633).
      Список принятых сокращений (636).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      Хронология (638).
      Предметный указатель (663).
      Географический указатель (712).
      Именной указатель (769).
      Указатель имен святых, благоверных князей и благочестивых правителей Руси, наиболее послуживших Отечеству и Русской Церкви (974).

Аннотация издательства: Книга известного русского ученого, историка Игоря Яковлевича Фроянова посвящена наиболее древним и малоизученным страницам русской истории. Автор детально рассматривает основные события и проблемы главных исторических областей Руси в эпоху, предшествовавшую монгольскому нашествию. На богатом историческом материале он раскрывает причины, влиявшие на возникновение социальной и политической борьбы внутри русского общества.
Придавая большое значение общинному (вечевому) устроению политической жизни Древней Руси, автор предлагает совершенно новый взгляд на проблему княжеских усобиц, которые были обусловлены конфликтами между общинными группами разных волостей. Особое внимание уделено проблемам формирования подлинной русской духовности при переходе общества от язычества к Православной вере.
Книга снабжена аннотированными указателями, редкими иллюстрациями и картографическим материалом. Она адресуется студентам и преподавателям гуманитарных вузов, а также всем, кто любит и познает отечественную историю.