И (система участия) на основе договора. Финансово-промышленные группы создаются в целях технологической или для реализации и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
В индустриально развитых странах финансово-промышленные группы стали организовываться на рубеже XIX и XX вв. в результате процессов сращивания производственного (промышленного, транспортного, торгового) и банковского капитала. Для большинства стран становление и развитие финансово-промышленных групп осуществлялось эволюционным путем и привело к превращению финансово-промышленных групп в ведущее звено мировой экономической системы. В бывшем СССР при высоком уровне концентрации промышленности банковская система страны, отличавшаяся централизованным построением, не создавала условий для интеграции промышленного и банковского капитала, характерной для развитой рыночной экономики. С началом рыночных реформ на постсоветском пространстве возник вопрос о необходимости организации форсированного процесса формирования финансово-промышленных групп.
Исторические прецеденты в разрешении подобных проблем были: после 2-й мировой войны финансово-промышленные группы в сжатые сроки создавались в Японии и Южной Корее, причем для их становления в этих странах имели большое значение государственная поддержка и участие.
Основные принципы создания финансово-промышленных групп:
- индивидуальный характер проекта формирования каждой финансово-промышленной группы на основе единой нормативно-правовой базы;
- многообразие путей формирования (включая добровольность вхождения участников в состав финансово-промышленной группы, разнообразие форм консолидации пакетов акций и возможность формирования финансово-промышленных групп из числа казенных предприятий);
- использование различных форм интеграции финансового, промышленного и торгового капитала на основе взаимной заинтересованности в результатах совместной деятельности в качестве определяющего условия формирования;
- первоочередное создание финансово-промышленной группы на базе технологически и кооперационно связанных промышленных предприятий, выпускающих сложную наукоемкую продукцию, обеспеченную платежеспособным спросом и конкурентоспособную на внешнем и внутреннем рынках, а также товары для государственных нужд;
- целесообразное образование ряда (как правило, не менее трех) финансово-промышленных групп на одном отраслевом (или региональном) товарном рынке или наличие на нем конкурентов по соответствующим видам продукции;
- государственное содействие и поддержка создания и функционирования финансово-промышленных групп, инвестиционные проекты и программы которых отвечают целям и приоритетам социально-экономической политики (формы государственной поддержки финансово-промышленных групп с учетом, как общей экономической ситуации, так и специфики деятельности конкретной финансово-промышленной группы определяются на основе договора о партнерстве и взаимных обязательствах между финансово-промышленной группой и государственным органом исполнительной власти);
- использование при формировании финансово-промышленных групп как рыночных, так и внерыночных способов консолидации пакетов акций, принадлежащих государству (применение внерыночных способов допускается с целью сохранения государственного контроля за соответствующими производствами);
- возможность создания межгосударственных финансово-промышленных групп с учетом направленности сложившихся и проектируемых договорных отношений и особенностей целевых товарных рынков;
- создание на основе финансово-промышленных групп новых инвестиционных механизмов развития промышленного производства, обеспечивающих и снижение нагрузки на ;
- социально-экономическая обоснованность проектов создания финансово-промышленных групп, подтверждаемая экспертизой.
Состав участников и организационно-правовые формы финансово-промышленных групп могут быть разнообразными с учетом этапов полного цикла воспроизводства, финансового и научно-производственного потенциала предприятий, их роли в овладении конкретными сегментами рынка. Основные варианты состоят в объединении участников финансово-промышленных групп вокруг: промышленного предприятия, научно-исследовательской или конструкторской организации, коммерческого банка, торговой фирмы.
Финансово-промышленные группы могут различаться:
- по формам производственной интеграции (вертикальная, горизонтальная, );
- по отраслевой принадлежности (межотраслевые, отраслевые);
- по масштабам деятельности (международные, государственные, региональные);
- по степени диверсификации (многопрофильные, монопрофильные).
Формирование финансово-промышленных групп в добровольном порядке может производиться в форме учреждения участниками финансово-промышленных групп открытого типа, на которое по договору между участниками возлагаются функции головной компании. Эти функции может выполнять и один из участников финансово-промышленных групп, получающий контроль над остальными участниками.
При объединении юридических лиц в финансово-промышленные группы ее участники делегируют на договорной основе вопросы принятия решений, распоряжения собственностью и доходами, что ведет во многих случаях к подчинению интересов участников интересам объединения.
Финансово-промышленная группа не является юридическим лицом.
Участниками финансово-промышленной группы являются юридические лица, осуществляющие любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством, и производящие товары (работы, услуги), а также банки и (или) небанковские кредитно-финансовые организации. Участниками финансово-промышленной группы могут быть иные организации, участие которых в соответствии с законодательством обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе. Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица любых организационно-правовых форм и форм собственности — резиденты и нерезиденты, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания. Участники финансово-промышленной группы для координации своей хозяйственной деятельности и ведения дел учреждают центральную компанию, являющуюся юридическим лицом, либо с согласия всех участников финансово-промышленной группы наделяют полномочиями по координации их хозяйственной деятельности и ведению дел финансово-промышленной группы одного из участников этой финансово-промышленной группы. В этом случае головное предприятие, кроме своей деятельности как субъекта хозяйствования, обладает полномочиями центральной компании.
Участие юридического лица более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается.
Дочерние предприятия могут входить в состав финансово-промышленной группы только в случае, если их предприятие-учредитель является участником данной финансово-промышленной группы.
В 90-х гг. ХХ в. в результате масштабных процессов приватизации государственных предприятий в России начался распад промышленных и производственных объединений, что привело к дезинтеграции экономики . Одной из основных предпосылок для законодательного регулирования объединений юридических лиц в форме финансово-промышленных групп стало признание необходимым функционирования в экономике нашей страны наряду с малыми и средними предпринимательскими структурами крупных производственно-хозяйственных комплексов. Поскольку именно крупные структуры обеспечивают конкурентоспособность продукции предприятий наукоемких промышленных отраслей и активизируют процессы инвестирования в сферы реальной экономики.
Финансово-промышленные группы (далее - ФПГ) зачастую называют "особыми экономическими зонами", так как они позволяют минимизировать многие риски, получить выгодный налоговый режим. ФПГ довольно привлекательны и для иностранных инвесторов. В России сейчас имеется около 100 официально зарегистрированных финансово-промышленных групп ("Интеррос", "Нижегородские автомобили", "Мостатнафта", "Магнитогорская сталь", "Сибагромаш" и др.), а неофициальных групп - в несколько раз больше (например, "Альфа-груп"). По своей сути многие предпринимательские объединения соответствуют всем признакам финансово-промышленной группы, но не являются таковыми, поскольку не проходили процесс государственной регистрации.
Финансово-промышленные группы создаются во всех государствах - участниках СНГ, но в западной экономике эта особая организационная разновидность объединений отсутствует. Зарубежными аналогами отечественных ФПГ можно считать связанные предприятия или концерны в Германии, группы товариществ во Франции, холдинговые компании в Великобритании и США . Суть таких образований в том, что это объединение участников, не обладающее статусом юридического лица, которое основано на экономической субординации и контроле одного участника над другими.
В нашей стране холдинговые компании обычно создаются в форме акционерных обществ . Порядок их организации и деятельности сейчас установлен только применительно к холдинговым компаниям, созданным в процессе приватизации , и регламентируется Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества , утв. Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392.
Согласно Временному положению холдинговой компанией признается предприятие, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, именуются "дочерними". Холдинговые компании и их дочерние предприятия создаются в форме открытых акционерных обществ.
Холдинговая компания является таким акционерным обществом, которое руководит другими обществами. Руководство это осуществляется определяющим воздействием на решения, принимаемые общими собраниями акционеров и другими органами управления дочерних обществ. При этом запрещается перекрестное владение акциями, т.е. только холдинговая компания имеет акции дочерних компаний; сами же дочерние предприятия не могут владеть акциями холдинговой компании.
Однако Временное положение распространяется только на акционерные общества, в которых доля государственного участия составляет более 25%. В случае продажи частным лицам и организациям более 75% акций на это общество распространяется действие общих норм Закона об акционерных обществах. Кроме того, специальными указами из сферы действия данного Временного положения были исключены нефтяные холдинги, в том числе "Транснефть" и "Транснефтепродукт", холдинги угольной промышленности, авиастроительный холдинг "Ильюшин" и др.
Холдинговая модель организации бизнеса , несомненно, имеет много преимуществ. Однако внутри холдинга, как правило, отсутствует конкуренция , требующая постоянного улучшения качества производимой продукции и оказываемых услуг. В нем могут искусственно поддерживаться нерентабельные предприятия, что снижает экономическую эффективность такого объединения в целом. У холдингов, в сравнении с самостоятельными коммерческими организациями , менее выгодный режим налогообложения. Любое преодоление "границы юридического лица " влечет за собой возникновение налогооблагаемой базы. В отдельном юридическом лице убытки одного производства могут погашаться прибылью другого, устанавливается справедливый баланс доходов и расходов . Однако в России не применяется характерный, скажем, для США принцип унитарного налогообложения. В нашей стране холдинги имеют, по сути, "двойное налогообложение". Дочернее общество, получая доходы, оплачивает косвенные налоги и налог на прибыль, а затем передает эту прибыль основному обществу в виде дивидендов, которые также облагаются налогом на прибыль как внереализационный доход основного общества.
В отношении холдинговых компаний действуют особые правила исполнительного производства . Так, акции дочерних компаний, являющиеся активами основного общества, относятся к имуществу, взыскание на которое в ходе исполнительного производства обращается в третью очередь, потому что от этих пакетов акций непосредственно зависит производственная деятельность компании, ведь все дочерние общества вертикально интегрированы в единую экономическую систему. Такой подход подтверждает тезис о частичной правосубъектности холдинга.
Несмотря на то, что закон о холдингах до настоящего времени не принят и универсального определения понятия "холдинг" нет, некоторые законодательные нормы признают самостоятельное участие холдинга как субъекта в определенных правоотношениях . В частности, Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках называет в качестве одной из разновидностей хозяйствующего субъекта на товарном рынке "группу лиц". В ст. 20 НК РФ говорится о "взаимозависимых лицах" в случаях, когда одна организация непосредственно или косвенно участвует в уставном капитале другого юридического лица и суммарная доля этого участия составляет более 20%. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" в ст. 4 предусматривает, что инвесторами могут быть объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица. Наконец, Закон о банках и банковской деятельности допускает образование банковских холдингов и банковских групп. Как уже говорилось, холдинговая модель может быть воплощена и в рамках финансово-промышленной группы в соответствии с Законом о финансово-промышленных группах.
- Предмет и система курса
- Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования
- Соотношение понятий «предпринимательская деятельность», «экономическая деятельность», «хозяйственная деятельность», «коммерческая деятельность»
- Формы и виды предпринимательской деятельности
- Понятие предпринимательского права и его место в структуре российского права
- Принципы предпринимательского права
- Основные принципы предпринимательского права
- Методы предпринимательского права
- Правоотношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности
- Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования
- Источники предпринимательского права
- Понятие и виды источников предпринимательского права
- Предпринимательское законодательство и основные направления его совершенствования
- Система предпринимательского законодательства
- Обычаи делового оборота как источник предпринимательского права
- Применение норм международного права
- Роль судебной практики в правовом регулировании отношений в сфере предпринимательской деятельности
- Понятие и виды источников предпринимательского права
- Правовой статус отдельных субъектов предпринимательской деятельности
- Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды
- Индивидуальная форма предпринимательства
- Правоспособность индивидуального предпринимателя
- Лицензирование индивидуальной формы предпринимательства
- Коллективные формы предпринимательства
- Полные товарищества
- Товарищество на вере
- Общества с ограниченной ответственностью (ООО)
- Акционерные общества (АО)
- Производственные кооперативы (ПК)
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- Субъекты малого предпринимательства
- Предпринимательские объединения
- Классификация холдингов
- Способы создания холдингов. Система участия
- Предпринимательские объединения
- Финансово-промышленные группы
- Иные формы предпринимательских объединений
- Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности
- Создание и прекращение деятельности субъектов предпринимательства
- Порядок и способы создания субъектов предпринимательства
- Государственная регистрация субъектов предпринимательства
- Реорганизация субъектов коллективного предпринимательства
- Ликвидация субъектов коллективного предпринимательства
- Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности
- Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
- Критерии банкротства
- Признаки банкротства
- Правовой статус участников правоотношений несостоятельности (банкротства)
- Правовой статус кредитора
- Правовой статус арбитражного управляющего
- Арбитражный суд как участник правоотношений несостоятельности (банкротстве)
- Процедуры несостоятельности (банкротства)
- Наблюдение. Понятие наблюдения. «Нейтральность» процедуры
- Финансовое оздоровление
- Внешнее управление. Цели и основания введения внешнего управления
- Конкурсное производство
- Мировое соглашение. Мировая сделка в банкротом и исковом процессах
- Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
- Правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
- Понятие и виды имущества субъектов предпринимательской деятельности
- Правовые формы принадлежности имущества субъектам предпринимательской деятельности
- Правовой режим отдельных видов имущества
- Правовой режим денежных средств
- Правовой режим ценных бумаг
- Правовой режим прибыли
- Приватизация государственного и муниципального имущества
- Понятие и основные цели приватизации
- Законодательство о приватизации
- Субъекты и объекты приватизационных правоотношений
- Порядок и способы приватизации
- Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Государственное регулирование предпринимательской деятельности: понятие, виды, основания и пределы
- Методы, средства и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
- Государственное регулирование функциональных видов экономической деятельности
- Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности
- Субъекты конкуренции
- Антимонопольное законодательство
- Понятие и виды монополий
- Монополистическая деятельность субъектов конкуренции
- Антимонопольные органы
- Санкции за нарушение антимонопольного законодательства
- Техническое регулирование
- Технические регламенты
- Стандартизация
- Подтверждения соответствия
- Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов
- Государственное регулирование ценообразования
- Ценообразование как вид экономико-правовой деятельности
- Законодательство о цепах и ценообразовании и основные направлении его совершенствования
- Публично-правовой режим осуществления ценообразования
- Государственное регулирование инновационной деятельности
- Источники правового регулирования инновационной деятельности
- Субъекты и объекты инновационной деятельности
- Публично-правовой режим осуществления инновационной деятельности
- Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- Субъекты инвестиционной деятельности
- Объекты инвестиционной деятельности
- Публично-правовой режим осуществления инвестиционной деятельности
- Особенности отдельных форм осуществлении иностранными инвесторами деятельности на территории Российской Федерации
- Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности
- Субъекты и объекты внешнеэкономической деятельности
- Публично-правовой режим осуществления внешнеэкономической деятельности
- Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности
- Государственное регулирование отраслевых видов предпринимательской деятельности
- Государственное регулирование банковской деятельности
- Понятие и структура банковской системы Российской Федерации
- Источники правового регулирования банковской деятельности
- Правовое положение кредитных банковских организаций
- Публично-правовой режим осуществления банковской деятельности
- Государственное регулирование биржевой деятельности
- Источники правового регулирования биржевой деятельности
- Субъекты биржевой деятельности
- Публично-правовой режим осуществления биржевой деятельности
- Государственное регулирование страховой деятельности
- Источники правового регулирования страховой деятельности
- Субъекты страховой деятельности (страхового дела) и участники страховых отношений
- Объекты страхования
- Публично-правовой режим осуществления страховой деятельности
- Государственное регулирование профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
- Источники правового регулирования профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
- Субъекты профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
- Публично-правовой режим осуществления профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
- Государственное регулирование аудиторской деятельности
- Виды аудита
- Источники правового регулирования аудиторской деятельности
- Субъекты аудита
- Публично-правовой режим осуществления аудиторской деятельности
- Государственное регулирование оценочной деятельности
- Источники правового регулирования оценочной деятельности
- Субъекты и объекты оценочной деятельности
- Публично-правовой режим оценочной деятельности
- Государственное регулирование банковской деятельности
- Предпринимательский договор
- Предпринимательский договор: понятие, виды и сфера применения
- Особенности порядка заключения предпринимательского договора
- Особенности изменения и расторжения предпринимательского договора
- Исполнение предпринимательского договора: понятие, принципы
- Ответственность в сфере предпринимательской деятельности
- Понятие, виды и основания для применения ответственности
- Неустойка: понятие, виды и порядок взыскания
- Убытки: понятие, виды и порядок взыскания
Финансово-промышленные группы
Анализ современных тенденций в сфере экономики показывает, что интеграция финансового (банковского) капитала и промышленного потенциала - объективная закономерность возникновения и развития мощных финансово-промышленных объединений. В промышленно развитых странах указанная интеграция практически завершена, созданы и успешно действуют на внутреннем и внешнем рынках немногочисленные (по сравнению с другими предпринимательскими структурами) транснациональные компании (ТНК), финансово-промышленные группы (ФПГ), а также иные финансово-промышленные объединения.
Так, в результате союза банковского и промышленного капиталов США были созданы крупные финансовые объединения в виде семейных групп (Морганов, Рокфеллеров, Меллонов и др.). Интересна практика срастания крупнейших концернов и банков в ФРГ (например, финансовые группы «Дойче Банк», «Дрезднер Банк», «Коммерц Банк»), Крупные финансовые объединения действуют во Франции и других европейских государствах.
По оценкам Президента ассоциации финансово-промышленных групп России О. Н. Сосковца, в настоящее время официальный статус ФПГ получили более 80 групп. В их состав вошли на добровольной основе 1000 промышленных предприятий и организаций, более 80 финансово-кредитных институтов. Общая численность занятых приближается к 4 млн. человек. Группы обеспечили прирост выпуска продукции на 3,5%, объем реализованной продукции - на 5%, экспорта - на 10%, инвестиций - на 6%. Такова статистика, за которой скрывается положительная динамика развития финансово-промышленных групп в России.
В связи с этим одно замечание: ФПГ - это, образно говоря, штучный товар, а потому здесь не следует увлекаться количественными показателями. Наша страна уже пережила биржевой и банковский бум.
Законодательство о ФПГ . Проблема становления и развития финансово-промышленных объединений в Российской Федерации связана не только с политическими, социально-экономическими, но и с юридическими вопросами. Сравнительно недавно (30 ноября 1995 г.) в России был принят Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» (далее - закон о ФПГ), который устанавливал правовые основы создания, деятельности и ликвидации ФПГ. С его принятием утратил юридическую силу Указ Президента РФ от 5 декабря 1993 г. № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации». В связи принятием Федерального закона от 22 июня 2007 г. № 115-ФЗ прекратил действие Закон о ФПГ. Что означает на практике данный поворот событий?
Во-первых, законодатель отказался от идеи существования специального закона о ФПГ (равно и Закона о холдингах) по разным причинам. Закон о ФПГ, несмотря на свою молодость, был предметом критики со стороны не только юристов, но и экономистов. Так, В. Д. Рудашевский справедливо отмечал, что названный Закон должен быть актом прямого действия, однако из его 22 статьей половина содержит отсылку к административным актам, решениям субъектов Федерации и международным соглашениям практически по всем вопросам, имеющим принципиальное значение. Имелись и конкретные пробелы и недостатки Закона.
Во-вторых, Закон о ФПГ сыграл свою роль в условиях перехода России к рыночной экономике. Затем он оказался невостребованным. В него не было внесено ни одного изменения и дополнения. Как говорится, закон сделал свое дело, закон может уходить на покой!
В-третьих, ст. 15 Закона предусматривала меры государственной поддержки деятельности ФПГ. Среди них - предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов ФПГ, а также государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций. Банком России смогли предоставляться банкам - участникам ФПГ льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.
Правительством РФ, исполнительными органами субъектов Федерации могли предоставляться иные льготы для участников ФПГ. Государственная поддержка деятельности ФПГ - следующее направление совершенствования законодательства.
В реальной деятельности государство не выполняет взятые обязанности по государственной поддержке ФПГ. Ситуация с финансово-промышленными группами напоминает положение с малым бизнесом. В действующем законодательстве о малом предпринимательстве провозглашен ряд мер по государственной поддержке и стимулированию малого бизнеса. Однако здесь больше законодательной риторики и пафоса.
В-четвертых, в реальной экономике России холдинговые структуры заметно «прибавили в весе» и вытеснили ФПГ из рядов предпринимательских объединений. В какой-то степени этому способствовала имеющаяся путаница в статусе холдинга и ФПГ. Простой пример: холдинги не регистрируются, а ФПГ подлежали регистрации в установленном Законом о ФПГ порядке. Сейчас они (холдинги и ФПГ) поставлены в равное положение. Имело место смешение холдингов и ФПГ по другим точкам пересечения. Например, при создании ФПГ нередко использовалась холдинговая модель построения и управления группой лиц.
В-пятых, судя по быстроте приятия закона об утрате юридической силы Закона о ФПГ, бизнес-сообщество России согласно с таким решением, если не больше. Можно с уверенностью сказать, что подконтрольные крупному бизнесу общественные образования пролобировали в Государственной Думе заключительный акт ликвидации Закона о ФПГ.
Тем не менее, считаем, что с утратой Закона о ФПГ зарегистрированные финансово-промышленные группы России продолжают существовать. Следовательно, их статус и особенности нуждаются в раскрытии.
Далее, нельзя исключать варианта, при котором законодатель найдет замену ФПГ другим предпринимательским объединением. Даже при отсутствии Закона о ФПГ не исключена возможность появления (создания) новых групп в условиях рыночной экономики. По нашему мнению, российская экономика еще не готова к использованию только рыночных регуляторов. Так, в промышленно развитых странах законодатель не стремится «зарегулировать» статус предпринимательских объединений и в целях поддержания свободы рыночных отношений старается придать правовым конструкциям гибкость и эластичность. Наш вариант совершенствования законодательства о ФПГ - это принятие закона о предпринимательских объединениях, в нем целесообразно поместить как правила общего порядка, так и нормы об отдельных видах объединений (холдингах, ФПГ, пупах, концернах и др.).
Теперь коротко рассмотрим основные признаки ФПГ.
1. ФПГ - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании такой группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации соответствующих целей. ФПГ не является юридическим лицом и не может рассматриваться в качестве объединения юридических лиц в контексте ст. 121 ГК РФ. С точки зрения ст. 121 коммерческие и некоммерческие организации могут добровольно объединиться в ассоциации (союзы) этих организаций. Юридическими лицами являются участники финансово-промышленной группы, а также центральная компания ФПГ, образованная всеми ее участниками.
2. Финансово-промышленная группа - это организация в форме предпринимательского объединения, в состав которого входят юридические лица (обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций), созданная участниками группы, как правило, на договорной основе либо по холдинговой модели путем объединения промышленного потенциала и финансового (банковского) капитала в целях защиты общих интересов, координации действий его участников, реализации инвестиционных и иных проектов и программ и проведения единой экономической политики, а также направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Спор о субъектном составе ФПГ будет схоластичен до тех пор, пока государство в лице компетентных органов четко не определит свою позицию в отношении этих особых субъектов предпринимательской деятельности: ФПГ - это либо «штучный товар», либо «товары массового производства». В первом случае субъектный состав ФПГ должен быть заметно ограничен. Участниками группы могут быть, на наш взгляд, только коммерческие организации. При таком подходе в составе ФПГ нет места некоммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам (гражданам). Напротив, во втором случае ФПГ превращается в продукт широкого применения, в создании и деятельности которого могут принимать участие все, кто захотел.
3. До отмены Закона о ФПГ существовала обязательная регистрация финансово-промышленной группы по решению полномочного государственного органа. ФПГ приобретали статус группы с момента государственной регистрации. В настоящее время такая регистрация отменена.
4. В составе ФПГ ведущую роль играет центральная компания группы, учрежденная всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы или являющаяся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел группы. Иначе говоря, центральная компания - это, как правило, материнская компания (основное хозяйственное общество).
Классификация финансово-промышленных групп . ФПГ можно подразделить на виды с учетом разных критериев.
В зависимости от способа их формирования можно выделить группы, созданные:
- по классической холдинговой модели;
- «системе участия» на договорной основе;
- смешанному принципу с использованием элементов холдинговой модели и «системы участия» на договорной основе.
ФПГ первого вида представляют собой предпринимательское образование, основанное на «системе участия», экономической субординации и корпоративном контроле. ФПГ второго вида есть добровольное договорное предпринимательское образование. Именно эта классификация имеет принципиальное значение для понимания правовой природы финансово-промышленных групп.
По характеру специализации и кооперации ФПГ можно классифицировать на вертикальные, горизонтальные и диверсифицированные группы. ФПГ вертикального типа представляют собой совокупность предприятий-участников, участвующих в выпуске одной и той же продукции, но на разных стадиях производства. Примером такой группы может служить ФПГ «Магнитогорская сталь». Для групп вертикального типа характерно наличие широких хозяйственных связей между участниками.
В горизонтальных ФПГ предприятия-участники осуществляют производство на одних и тех же стадиях или производят одну и ту же продукцию. Здесь уже нет тесных кооперационных связей в целях обеспечения производства конечной (готовой) продукции. Консолидирующим началом в этих ФПГ выступает выработка и реализация участниками группы согласованной маркетинговой политики, организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по фундаментальным направлениям обновления выпускаемой продукции и т. д.
Диверсифицированные ФПГ- это группы, в состав которых входят, с одной стороны, однопрофильные либо связанные между собой предприятия, с другой - предприятия, которые не взаимодействуют с другими участниками группы, а также между собой. Примером данного вида группы является ФПГ «Интеррос», включающая предприятия металлургии, химической промышленности, машиностроения, транспорта и др.
По процедуре создания выделяют: группы, созданные в добровольном порядке; группы, образованные по инициативе федеральных органов исполнительной власти либо соответствующих органов субъектов Федерации.
С учетом так называемого центра формирования ФПГ различают: группы, сформированные одной компанией, во главе которой могут быть промышленное предприятие, кредитно-инвестиционная организация, научно-исследовательский институт, торговая компания.
По признаку размещения и регистрации участников финансово-промышленные группы подразделяются на транснациональные, национальные (федеральные) и региональные.
Наряду с основными видами ФПГ в литературе выделяют: а) крупные, средние и малые ФПГ (в зависимости от размера и производственного потенциала) ФПГ де-юре и ФПГ де-факто. Первые группы зарегистрированы в установленном законом порядке, вторые - не зарегистрированы (неформальные ФПГ). Встречаются и другие виды ФПГ.
Итак, с точки зрения гражданского законодательства ФПГ не являются юридическими лицами, т. е. субъектами гражданского права. Однако это не исключает возможности рассматривать их в качестве субъектов предпринимательской деятельности, равно как субъектов других отраслей права (преимущественно публичного права). Участники ФПГ сохраняют свою юридическую самостоятельность при вхождении в группу.
ФПГ объединяет промышленные предприятия с финансовыми учреждениями, например, в холдинги или концерны, для максимальной концентрации и интеграции капитала. В этой статье мы рассмотрим крупнейшие российские финансово-промышленные группы.
Лукойл
ОАО «Лукойл» по праву считается одной из самых масштабных вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний, обеспечивающей 2,2% мировой нефти.
Финансово-промышленная группа добывает 16,6% «черного золота» в России и перерабатывает 16,7% российской нефти.
Адрес центрального офиса «Лукойл» (он же юридический адрес): Москва, Сретенский бульвар, д.11. Кроме того, у компании имеется еще одна штаб-квартира, расположенная в Ист-Мэдоу (пригород Нью-Йорка, США).
Президентом компании является Вагит Алекперов, один из самых богатых людей в мире с официальным годовым доходом в районе 1,5 миллионов долларов. Ему принадлежит около 21% акций «Лукойла».
Империя Алекперова владеет месторождениями в Сибири, нефтеперерабатывающими заводами по всей России, сетью бензоколонок в Латвии, Литве, Украине, Ираке, Чехии, Хорватии, Польше, Америке, Румынии, а также оффшорами на Кипре, острове Мэн, на Виргинских и Каймановых островах и даже на Байконуре.
В 2013 году выручка этой финансово-промышленной группы составила 3617,9 млрд. рублей, а численность персонала превысила 112 000 сотрудников.
Кроме разведки, добычи и переработки нефти и газа, Лукойл занимается сбытом нефтепродуктов и электроэнергетикой.
ЕВРАЗ
ЕВРАЗ – крупнейшая вертикально-интегрированная горнодобывающая и металлургическая компания. Она владеет активами не только в России, но и в Канаде, США, Италии, Чехии, Южной Африке, Казахстане и Украине.
ЕВРАЗ входит в «двадцатку» крупнейших производителей стали в мире. В 2013 году компания произвела более 16 миллионов тонн стали. К слову, собственная база коксующегося угля и железной руды практически полностью обеспечивает внутренние потребности Евраз Груп.
Компания занимается продажей и производством стальной продукции, добычей угля и железной руды, производством и продажей ванадия и ванадиевых продуктов, логистикой и торговлей. ФПГ включает в себя около 30 предприятий.
Штаб-квартиры финансово-промышленной группы расположены в Москве (ул. Беловежская, 4, блок «В»), а также в Лондоне и Люксембурге. За всю историю существования компания она трижды меняла свое название и месторасположение центра.
В 1992 году компания называлась «Евразметалл» и управлялась из штаб-квартиры в Москве, в 2004 году название поменялось на Evraz Group, а центр управления переехал в Люксембург. В 2011 году появился Evraz Plc со штаб-квартирой в Лондоне.
Владеют горно-металлургическим холдингом Роман Абрамович (32,99%), Александр Абрамов (23,45%), Александр Фролов (11,72%), Евгений Швидлер (3,33%).
В прошлом году выручка компании составила 457,6 млрд. рублей, а численность персонала превысила 110 000 человек.
В настоящий момент Evraz Plc переживает не лучшие времена. Из-за агрессивной стратегии покупок компания вошла в кризис с серьезной задолженностью. Быстро решить эту проблему мешает падение цен на сталь. В результате, только за первое полугодие 2013 год чистый долг Evraz Plc увеличился почти на 700 млн. рублей.
В июле прошлого года рыночная капитализация компании упала до исторического минимума – $1,4. К сентябрю стоимость Evraz Plc выросла до 2,95$, однако это все еще гораздо ниже предкризисных значений.
Татнефть
ОАО Татнефть – крупнейшая российская нефтяная компания, имеющая статус вертикально-интегрированной группы. В настоящий момент на долю компании приходится 8% добычи нефти в России и 80% – в Татарстане.
Татнефть специализируется на разведке, добыче, переработке и сбыте газа и нефти.
В 2013 году официальная выручка компании составила 444,1 млрд. рублей, а численность персонала превысила 77 000 человек.
В состав ФПГ входит около 60 предприятий в сфере геологоразведки и бурения, добычи нефти, а также представительства на Украине и в Москве, филиалы в Литве и Туркменистане.
Структура Татнефти включает в себя автотранспортные предприятия, механические заводы, сеть АЗС, Торговый дом «Кама», Институт «ТатНИПИнефть», предприятия по производству шин («Нижнекамскшина)», страховую компанию «Чуплан», Национальный негосударственный пенсионный фонд и многое другое.
Штаб-квартира компании расположена в г. Альметьевске (Татарстан).
Бывший генеральный директор ОАО «Татнефть» Шафагат Тахаутдинов, проработав в компании 23 года, в конце осени 2013 года уступил пост своему заместителю Наилю Маганову.
Татнефть тесно связана с правительством Татарстана. Крупнейшим акционером компании является государственная компания «Связьинвестнефтехим», а совет директоров возглавляет президент Татарстана Рустам Миниханов.
Северсталь
ОАО Северсталь – российская вертикально-интегрированная горнодобывающая и сталелитейная компания. Именно этой ФПГ принадлежит Череповецкий металлургический комбинат в Вологодской области – второй по величине сталелитейный комбинат России. В Череповце же расположена и штаб-квартира компании.
ОАО Северсталь состоит из трех дивизионов: «Северсталь Ресурс», «Северсталь Интернэшнл» и «Северсталь Российская Сталь».
В 2013 году компания заработала 432,8 млрд. рублей. Численность персонала превысила отметку в 67 000 человек.
Основной владелец компании – Алексей Мордашов (ему принадлежит практически 80% акций), который контролирует деятельность «Северстали» через кипрскую офшорную компанию Frontdeal Ltd. Кроме того, Мордашов владеет крупными пакетами акций золотодобывающих, медийных, ритейловых и машиностроительных компаний.
Сейчас «Северсталь» владеет предприятиями на Украине, Латвии, Либерии, Польше, в США и Бразилии.
Сибур
«Сибур Холдинг» – крупнейший российский нефтехимический и газоперерабатывающий холдинг. Штаб-квартира компании расположена в Москве, а зарегистрирован холдинг в Санкт-Петербурге.
СИБУР отличается уникальной бизнес-моделью, которая ориентирована на интегрированную работу двух основных сегментов. Сибур занимает первое место в России по объемам переработки попутного нефтяного газа, производит более четверти всех сжиженных углеводородных газов, от 30% до 49% синтетических каучуков и шестую часть всего российского полиэтилена.
Общая численность персонала на предприятиях Сибура превышает 30 тысяч человек.
На сегодняшний момент 82,5% акций в уставном капитале ОАО «Сибур Холдинг» принадлежит Геннадию Тимченко и Леониду Михельсону.
ТАИФ
Группа компаний ТАИФ – крупный российский холдинг, который контролирует 96% нефтегазоперерабатывающей, нефтехимической и химической отраслей Татарстана. Компания основана в 1995 году, сейчас ее штаб-квартира находится в Казани.
Название расшифровывается как «Татаро-американские инвестиции и финансы».
В ТАИФ входит 34 компании в сфере нефтепереработки и нефтехимии (например, «ТАИФ – НК»), четыре компании в сфере инвестиционно-финансовых и управленческих услуг (ТАИФ – ИНВЕСТ), 8 компаний в сфере строительства и 6 компаний в сфере телекоммуникаций и комплексных услуг.
Руководитель компании – Альберт Шигабутдинов. Его состояние оценивается в 1,15 млрд. долларов США.
В заключение
В экономически развитых странах именно крупные национальные и транснациональные корпорации (ТНК), финансово-промышленные группы (ФПГ) занимают господствующие позиции в экономике, и поистине наукоемкие отрасли производства представлены в основном крупнейшими корпорациями.
ФПГ создаются как инновационная саморазвивающаяся структура для нововведения, имеющая в основе новую технологическую цепочку, единую сбалансированную производственную систему. Основой практического использования единичного продукта новшества для ФПГ является инновационный проект.
Федеральный закон РФ от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «о финансово-промышленных группах» определяет ФПГ как совокупность юридических лиц, действующих как основные дочерние общества, либо полностью, либо частично объединившие свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
В соответствии с Указом Президента РФ № 2096 ФПГ могут создаваться тремя основными способами:
1) добровольно, путем образования акционерного общества открытого типа, передачи пакетов акций в траст одному из участников группы или приобретения одним из участников группы пакетов акций других участников; в этом случае группа формируется преимущественно из предприятий и финансовых институтов, находящихся в частной собственности;
2) по решению Правительства РФ в том случае, если участниками группы являются государственные предприятия, а также учреждения и организации, финансируемые за счет федерального бюджета;
3) на основе межправительственных соглашений.
Проекты создания ФПГ по решению Правительства РФ подлежат обязательной экспертизе, осуществляемой Министерством экономики, Министерством финансов и Антимонопольным комитетом. Заявки о создании ФПГ подаются в Госкомпром, который осуществляет их регистрацию в реестре ФПГ РФ.
Наиболее серьезные ограничения предусмотрены для ФШ, формируемых на добровольной основе. Часть этих ограничений носит абсолютный (жесткий) характер, часть - требует согласования с государственными органами (мягкие ограничения). К наиболее жестким требованиям относятся запреты на перекрестное владей акциями участников группы, на добровольное объединение кап тала, если доля государственной собственности в нем превышает 25%, на участие в ФПГ финансовых холдингов, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов (каждый институт не может в более чем 10% акций любого предприятия в группе и вклады-акции предприятий группы более 10% своих активов), а также некоторых других типов объединений.
В соответствии с «Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при образовании государственных предприятий в акционерные общества» финансовой признается та компания, более 50% капитала которой составляют ценные бумаги других эмитентов и иные финансовые активы, что близко к тому, что понимается под холдинговой компанией на Западе.
Мягкие ограничения установлены на:
вхождение в ФПГ предприятий с численностью занятых более 25 тысяч человек, а также занимающих доминирующее положение на республиканском или местном рынке, создание группы из более чем 20 участников и с суммарной численностью занятых более 100 тысяч человек, на приобретение одной ФПГ акций предприятий, входящих в другие ФПГ (эти шаги должны быть согласованы с Госкомпромом, Госкомимуществом и Антимонопольным комитетом, а также с органами власти тех регионов, где расположены предприятия - участники ФПГ);
вхождение в группу предприятий со значительной долей оборонных заказов в общем объеме производства (это разрешается с согласия Минобороны и Минэкономики);
участие в группе госпредприятий, а также учреждений и организаций, финансируемых из федерального бюджета (требуется согласие правительства или уполномоченного органа).
Выделяются два способа организации ФПГ: добровольный и директивный, хотя в Федеральном законе РФ «О финансово-промышленных группах» такое деление отсутствует. Закон исходит из двух основных форм организации ФПГ: холдинга и системы участия. Холдинг как форма организации ФПГ предполагает наличие материнской и дочерних компаний, где первая владеет контрольным пакетом акций вторых; такая ФПГ создается путем поглощения или создания новых дочерних предприятий. К ФПГ, имеющим форму холдинга, можно отнести объединение МЕНАТЕП, РАО «ЕЭС России» «Газпром», «Интеррос-Микродин».
Система участия как форма организации ФПГ предполагает возникновение капитала компаний - членов группы(перекрёстное владение акциями). Вышеупомянутый Закон трактует эту форму ФПГ как полное или частичное объединение капиталов в добровольном порядке (путем заключения договора о создании ФПГ) или насильственно. При этом должна быть создана центральная компания, которая в соответствии с заключаемым между ее участниками договором распоряжается собственностью и доходами осуществляет любые юридические действия. На системе участия основаны реальные ФПГ.
Большое значение в условиях отечественной экономики имеет директивный способ создания ФПГ на базе государственной собственности. Положение о ФПГ и порядке их создания предусматривает возможность создания ФПГ по решению правительства в случаях, когда состав участников группы формируется только из государственных федеральных предприятий, а также учреждений и организаций, финансируемых из государственного бюджета. В отдельных случаях предусматривается создание ФПГ на базе Указов Президента РФ. Так, Указом Президента от 28 октября 1994 г. № 2023 «О выработке мер государственной поддержки создания и деятельности финансово-промышленных групп на базе финансово-промышленной группы "Интеррос"» одобрено создание ФПГ «Интеррос», включающей как государственные, так и негосударственные предприятия и организации. Указом Президента от 2 ноября 1994 г. № 2057 «О создании финансово-промышленной группы с участием акционерных обществ "АвтоВАЗ" и "КамАЗ"» одобрено создание финансово-промышленной группы с участием указанных акционерных обществ.
В отличие от ранее действовавшего законодательства никаких ограничений в области организационно-правовой формы ФПГ закон не устанавливает. Все участники могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организациями, в том числе иностранными, кроме общественных и религиозных организаций. В состав участников могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации. Существенным является лишь необходимое наличие среди участников ФПГ организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и иных кредитных организаций.
Основными структурообразующими группу элементами являются:
необходимость объединения активов для осуществления деятельности ФПГ;
возможность признания участников ФПГ консолидированной группой налогоплательщиков и, как следствие, возможность ведения свободного (консолидированного) учета, отчетности и баланса ФПГ;
солидарная ответственность участников ФПГ по обязательствам центральной компании ФПГ, возникшим в результате вступления в группу.
Группы представляют собой организационную форму соединения капитала с характерным для России промышленным произволом крупного масштаба. Принципиальная особенность состоит в м Что в группах привлечение финансовых ресурсов совмещается процессом их концентрации на направлениях, обеспечивающих закрепление и расширение собственной доли внутреннего рынка, я также активное продвижение на мировой рынок.
При создании ФПГ возрастает возможность не только взаимной помощи входящих в нее предприятий друг другу, но и возможность существенного расширения поля деятельности, что служит основой для увеличения первоначального капитала. За счет ФПГ может быть создана мощная материально-финансовая и научная база не только для выживания предприятий в условиях становления рынка, но и для дальнейшего развития. В современных экономических условиях отдельные предприятия не в состоянии обновлять свои постоянно устаревающие производственные фонды. Объединяясь же в интегрированные структуры, они получают такую возможность. Существенно расширяются также возможности производства, реализации продукции, поддержания и ускорения научно-технического развития предприятий.
Важными целями создания ФПГ являются:
управление и контроль над финансовыми потоками;
получение мощных источников расширенного воспроизводства;
повышение эффективности собственного производства;
ориентация производства на активное продвижение на внешний рынок;
подключение к товарообороту с внешним рынком не только отдельно взятых предприятий, но и целых технологических связок.
Формирование ФПГ обладает высоким экономическим потенциалом развития. С макроэкономической точки зрения создание, организация и функционирование ФПГ дают возможность для решения ряда задач:
концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики и получения относительно дешевых финансовых ресурсов, аккумулируемых в финансовых организациях группы;
обеспечение финансовыми ресурсами промышленности, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), ускорения НТП;
повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции отечественного производителя;
осуществление прогрессивных структурных изменений в промышленности;
формирование долгосрочных хозяйственных связей;
улучшение инвестиционного климата и стабилизации производства;
снижение рисков;
долгосрочное отвлечение финансовых ресурсов с гарантией сохранения и целевого использования.
Существующие в Российской Федерации ФПГ фактически начали формироваться в 1991-1994 гг. и создавались различными путями:
организация на базе бывших государственных структур с последующим развитием и диверсификацией производства (РАО «Газпром»)-
формирование крупным предприятием собственных банков НИИ, торговых представительств (ВАЗ);
целенаправленная скупка коммерческим банком контрольных пакетов акций, интересующих его предприятий (МЕНАТЕП, «Роспром»).
Большая часть ФПГ сформировалась путем учреждения коммерческих банков крупными предприятиями различных форм собственности. При этом учредители преследовали ряд целей:
инвестирование средств с высокой отдачей;
уменьшение риска потери собственных оборотных средств, размещенных в подконтрольном банке, их эффективное использование, защита от зависания денег за счет создания прозрачной структуры денежных потоков;
получение возможности финансирования деятельности учредителей за счет доступа через банк к финансовым рынкам.
В тех случаях, когда в роли инвесторов выступали российские банки, они принимали максимальные меры для снижения высокого уровня рисков. В результате проведения залоговых аукционов часть крупнейших банков приобрела контрольные или «блокирующие» пакеты акций приватизированных предприятий нефтедобычи нефтепереработки, телекоммуникаций, инфраструктуры, обрабатывающей промышленности.
Тем самым банки решили ряд важнейших задач: привлекли о ротные средства предприятий и расширили свою ресурсную базу снизили операционные риски, введя в органы управления своих менеджеров; снизили валютные риски, поскольку продукция приятии в основном была ориентирована на экспорт; ликвидировали кредитные риски, так как фактически основные фонды выступали в качестве залога; снизили инфляционные риски, поскольку продукция предприятий отраслей, в которых формировались ФПГ (продукция нефтедобычи и нефтепереработки, телекоммуникационные услуги, услуги по перевозкам и т.п.), являлась ценообразующей. Особенностью российских ФПГ является смешанный характер их создания, сочетающий черты партнерства и иерархии. Для ФПГ, основанных на партнерстве, характерно создание центральной компании в форме некоммерческой ассоциации, которая не занимается финансово-экономической деятельностью. Объединение активов предприятий происходит в рамках их совместной деятельности, без передачи в собственность центральной компании. Чаще всего это договоры о совместной деятельности, когда каждый участник передает свое имущество или его часть в общую долевую собственность, а после прекращения договора получает обратно. Поэтому такое объединение, как правило, носит временный характер, используется для реализации конкретной программы. Для ФПГ, основанной по иерархии, главным способом объединения активов является консолидация в центральной компании пакетов акций предприятий-участников. В результате строится система «основное общество - дочернее предприятие». В России большая- часть ФПГ создана именно по такому принципу и фактически представляет собой концерн. Однако концерн отличается от ФПГ. В концерне руководство принуждает подразделения идти на структурные преобразования, а в ФПГ задачи решаются через систему побудительных мотивационных механизмов.
Классификация ФПГ приведена в табл. 4.3.
Структура ФПГ в значительной степени определяется характером интеграции, которая может строиться по горизонтальному, вертикальному или смешанному принципу. Горизонтальный (отраслевой) принцип интеграции эффективен для поддержки предприятий с малым или средним инновационным циклом и реализации их технологического потенциала, ускорения внедрения научных разработок. ФПГ, формируемые таким образом, играют значительную роль в реализации инновационного потенциала отраслей. Примером могут служить ФПГ, создающиеся в химической и лесной промышленности. Второй - также горизонтальный - тип
грации распространяется на его однотипные в основном самостоятельно, как правило, на базе конвейерного производства, например предприятия автомобильной и авиационной промышленности. Создание ФПГ с участием таких предприятий представляет им возможность укрепить свои позиции на внешнем рынке, однако подобное объединение может привести к усилению монополизма на внутреннем рынке, поэтому такие ФПГ целесообразны в случае, если они включают всех основных производителей данных изделий или когда ставится задача обеспечения инновационного цикла продукции.
Классификация ФПГ | |
По происхождению капитала: 1. Бывшие отраслевые министерства Ии крупные гособъединения, которые возникли как единые акционерные общества и создали собственные банки 2. Промышленные предприятия, стремящиеся восстановить или сохранить старые хозяйственные связи, обеспечить нормальное снабжение, поэтому создающие холдинговые компании с присутствием кредитно – финансового института 3. крупные банки, не ограничиваясь кредитно – финансовыми операциями, сами выступают инициатором ФПГ, объединяя бывшие государственный структуры и частные компании | По интеграции капитала: 1.Горизонтально интегрированные группы 2.Вертикально интегрированные группы 3.Диверсифицированные ФПГ |
По территориальному признаку: 1.Региональные группы 2.общенациональные группы 3.Транснациональные группы (международные) | По признаку легитимности: 1.Формальные (официально зарегистрированные) 2. Неформальные (не имеющие официального статуса) |
Вертикальная интеграция объединяет предприятия, связанные по технологической цепочке и относящиеся к различным отраслям. В таких ФПГ возможно не только ускорить внедрение наукоемкой продукции, но и повысить технологический уровень предприятий - производителей комплектующих и запасных частей, проводить технологический обмен между предприятиями, который будет препятствовать сбоям в поставках комплектующих изделии.
Следующий тип объединений - сочетание горизонтальной вертикальной интеграции. В подобных ФПГ обычно решаются за дачи обеспечения инновационного цикла создания сложного наукоемкого изделия.
Первоначально ФПГ в экономически развитых странах (правило, из предприятий, технологически связанных друг с другом т е. ФПГ на основе горизонтальной и вертикальной интеграции.Однако с течением времени типичной стала интеграция на основе диверсификации, когда предприятия различных отраслей объединяются в ФПГ на основе слияния или поглощения одной компании другой. Например, в группе 100 ведущих промышленных фирм Англии многоотраслевыми являются 96, в Германии - 78, Италии - 90. Не стала исключением и Россия. Примером может служить ФПГ «Интеррос-Микродин», участниками которой являются АО «Кузнецкий металлургический комбинат», АООТ «Иргиз», АООТ «Новокузнецкий алюминиевый завод», АООТ «ИНРОС Капитал», АОЗТ «Разнотрейд», АООТ «Росхлебпродукт», АОЗТ «Союзплодимпорт», ВТФ «Энергия», АОЗТ «Фосфорит», концерн «Норильский никель», АКБ «Международная финансовая компания», КБ ОНЭКСИМ, АО «Химволокно», АО «Азот», ВО «Тяж-промэкспорт», ВЭО «Союзпромэкспорт» и др. Однако, как показывает мировой опыт, наиболее функциональны ФПГ на основе диверсификационной интеграции не в стратегических сырьевых, а именно в наукоемких отраслях, так как основная цель данных ФПГ - развитие инновационного потенциала, выпуск высококачественной продукции и прорыв с ней на мировой рынок.
Процесс создания ФПГ в России идет по двум основным направлениям:
1) объединение с целью производства преимущественно одного определенного вида продукции;
2) формирование ФПГ по типу отрасли.
При формировании ФПГ по первому типу недостатком является возможная уязвимость группы как таковой в результате неблагоприятного изменения рыночной конъюнктуры, конкуренция на рынке может вытеснить с него ФПГ, в особенности это касается ее центральной компании. При этом другие участники, имеющие и использующие возможности сохранять самостоятельность вне деятельности ФПГ, оказываются более устойчивыми к колебаниям рыночной конъюнктуры. Однако самостоятельность любого участника существенно ограничивается принципом солидарной ответственности по обязательствам центральной компании. При формировании ФПГ по второму типу возникает проблема принятия решения ее управляющим центром т.е. проблема синхронизации взаимодействия всех участников. Кроме того, реализация этого принципа позволяет придать большую устойчивость на рынке. Формирование конкретной ФПГ может сочетать оба направления.
Изучение опыта создания и функционирования ФПГ показывает, что для развития инновационных процессов внутри объединений должны создаваться специальные инновационные структуры форме научно-исследовательских, технологических центров которые занимаются вопросами поддержания и развития научно-технического потенциала предприятий и организаций, входящих в ФПГ Они способствуют высокой эффективности внутрифирменных научных разработок в условиях рыночной конкуренции и имеют определенные преимущества перед разработками самостоятельных исследовательских организаций, так как инновационные подразделения непосредственно вовлечены в производство и реализацию инноваций для своей организации, потребности которой они хорошо знают.
Создание ФПГ связано с необходимостью структурной перестройки экономики и поддержки тех областей национальной экономики, которые могут способствовать экономическому росту. Эта организационная структура объединяет промышленные предприятия, банки, торговые организации. Характерная особенность финансово-промышленных групп состоит в том, что они функционируют как самостоятельные саморазвивающиеся организации.
Рассмотрим принципы формирования финансово-промышленных групп. Пусть имеется некая технология производства продукции, осуществление которой требует выполнения многих операций (сбор, переработка первичного сырья, изготовление конечной продукции). Есть владелец технологии. Для обеспечения конечного результат нужно внедрить технологию в производство.
Возникает задача формирования группы предприятий, связанных в единый технологический цикл (технологическая цепочка - ТЦ). Цепочку формирует управляющая компания финансово-промышленной группы.
Создание технологической цепочки включает этапы:
определение цели (стратегии);
изучение технологии;
подбор предприятий-изготовителей (контрагентов);
проектирование;
выбор источника финансирования;
контроль результатов.
Прежде всего определяют цель функционирования технологической цепочки. Для отбора контрагентов необходимо получи проанализировать информацию о функционировании каждого потенциального участника ФПГ. Эта информация должна содержать: данные о руководстве контрагента; номенклатуру выпускаемой продукции; финансовую отчетность за предшествующие четыре квартала; структуру активов и структуру пассивов; данные о состоянии оборудования; показатели длительности технологического цикла выпуска продукции у контрагента, которая может быть использована самках ТЦ; структуру цены на продукцию, которая может быть использована в рамках ТЦ; сведения о наличии связей с другими предприятиями.
В реальной жизни ФПГ в чистом виде встречаются довольно редко. На практике проявляется интеграция плановой экономики с ее пристрастием к директивно-командным методам и сопутствующему пассивному подчинению. Инерционность усиливается сохранением у государства контрольных пакетов акций предприятий, входящих в ФПГ, элементами бюджетного финансирования, распределением привилегий. Это накладывает отпечаток на всю систему управления ФПГ и особенно их трудовыми ресурсами, инвестициями. Без учета инерционности управления трудно объяснить, например, сохранение высокого уровня занятости при катастрофическом падении производства, работу над новыми государственными заказами при хронической неоплате выполненных и т.д.
С расширением области контроля над экономикой со стороны новых коммерческих образований господствующей тенденцией становится замещение государственного монополизма полицентризмом, основанным на взаимодействии коммерческих, общественно-политических и государственных структур. Проблема взаимодействия центра и управляемой периферии не исчезает, но получает новые условия движения.
Крупная ФПГ представляет собой значительный сегмент социальной сферы. Большинство ФПГ состоит из десятков крупных предприятий, на которых заняты тысячи рабочих и служащих, разбросанных по многим регионам.
Для российских ФПГ характерны два типа объединений - конгломератный и основанный на кооперации производства.
Конгломератному типу присуще объединение акционерных обществ, не связанных друг с другом системой кооперации производства, на основе участия в общем капитале и зависимости каждого роста. Доминирующую роль в этих группах играют банки. Объединения может служить группа банка МЕНАТЕП.
Для второго типа характерна производственная кооперация как основа объединения и подчинение ей всех остальных элементов группы (банков, страховых компаний и т.д.). К этому типу относится большинство групп в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.
У обоих типов объединения в системах управления и решаем задачах имеются как общие черты, так и различия.
Новым для российских систем управления является дифференциация участников ФПГ (физических и юридических лиц) не толь ко по линии иерархии положения каждого участника в кооперации труда, но и по линии его права собственности на материальные условия и результаты производства. За короткий отрезок времени контрольные пакеты акций новых акционерных обществ оказались в руках немногочисленных физических и юридических лиц. Так в АО «Уралмаш» 27% акций находится в руках одной компании «Биопроцесс», в АО «ЗИЛ» 265 акций принадлежит АО «Микродин» и т.д. Большинство работающих на предприятиях ФПГ либо вообще не имеют, либо имеют по несколько акций, не делающих их эффективными собственниками. Практически во всех зарегистрированных группах контрольные пакеты голосующих акций остаются в руках государства.
Вместе с дифференциацией собственности неизбежно происходит дифференциация интересов и возможностей их реализации. Перед системой управления стоит задача консолидации социальных групп с далеко не совпадающими интересами. Без нее группа не может эффективно функционировать, но консолидация не означает снятия противоречий. Решение этой проблемы многовариантно.
Большинство предприятий до вхождения в ФПГ являлись АО, принадлежавшими отдельным группам собственников. Ограниченное включение этих предприятий во внутригрупповую систему управления становится возможным на базе централизованного контроля над ними как объектами собственности. Управление реальными собственниками оказывается частью системы управления ФШ-
К настоящему времени сформировались три основные схемы управления реальными ФПГ.
К первому типу можно отнести ФПГ, где центральным управляющим звеном является холдинговая компания (рис. 4.9).
Концентрируя у себя контрольные пакеты акций, холдинговая компании превращается в управляющий центр всей группы. Таким образованием является, например, компания «Роспром», созданная банк МЕНАТЕП.
Ко второму типу относятся группы, где центром собственности является кредитно-финансовое учреждение, обычно коммерческий банк (рис. 4.10).
Как держатель контрольных пакетов акций банк ничем не отличается от обычной холдинговой компании. Как правило, в структуре банка имеется управление холдинга, которое непосредственно выполняет функции центра управления собственностью. На этой основе строятся все остальные формы управления в группе. В качестве примера может служить холдинг банка «Российский кредит».
К третьему типу принадлежат группы, где участники объели ли свои капиталы и создали акционерную компанию (рис 4.11). Подобная компания практически не отличается от обыкновенной корпоративной структуры, где кроме функциональных производственных
подразделений имеются банковские учреждения, научно-исследовательские центры и т.д. К числу таких объединений можно отнести гигантскую компанию «Российская металлургия». Управление собственностью осуществляется через сложное взаимодействие собрания акционеров, правления, аппарата, ревизионной комиссии и т.д. (рис. 4.12).
В некоторых ФПГ («Сокол», «Антей», интегрированные нефтяные компании и др.) создаются советы директоров - представителей АО, входящих в группы, которые решают вопросы распределения прибылей, формирования резервов и т.д. Во многих ФПГ конгломератного типа функции совета выполняют головное правление банка и холдинговое подразделение.
Государство участвует в управлении ФПГ через работу представителей заинтересованных ведомств в собраниях акционеров и советах директоров. Например, в советах директоров нефтяных интегрированных компаний присутствуют сотрудники Госкомимущества, Антимонопольного комитета, Минэнерго РФ.
Взаимодействие центров и периферии владения и распоряжения собственностью становится первейшим из стрежневых моментов системы управления ФПГ. Именно оно лежит в основе управление функциональными подразделениями, задает целевую функцию
группового стратегического и оперативного планирования, распределения ресурсов и т.д.
Технические навыки и знания специалистов, занятых в системе управления технологическими процессами и производственной кооперацией, являются первичными по сравнению с их положением в системе собственности. Но корпоративные собственники и управляющие оценивают специалиста также исходя из критерия подчинения технико-экономической системе управления цели увеличения капитала и личной лояльности.
Отказ от формирования системы управления на основе личных соображений или предпочтений оказывается сложнейшей задачей, эффективно решаемой только под давлением острой конкурентной борьбы. Идеального решения проблемы пока не найдено. Проявление «фаворитизма» и групповщины наблюдается и на Западе, и на Востоке, нередко способствует гибели корпораций. Важно учитывать, что именно создает для этого питательную среду, каковы силы, противодействующие их развитию, какие формы помогают в их преодолении. В частности, следовало бы обратить внимание на широкое распространение специализированных компаний по набору персонала, независимых экспертных групп по оценке работы управленческих звеньев и т.д.
В российских ФПГ формирование аппарата управления технологическими процессами и производственной кооперацией происходит в условиях низкого уровня конкурентной борьбы, незавершенного процесса приватизации, всеохватывающей криминализации общества. Это неизбежно будет снижать эффективность функционирования ФПГ.
Залогом стабилизации современной отечественной экономики усиленной работы предприятий и их развития являются инвестиции в реальный сектор экономики. Однако финансовые ресурсы ограничены. Помимо этого парадокс российской экономики заключается в том, что российские предприятия, объективно испытывая хроническую нехватку оборотных средств, в то же время располагают ими в больших объемах, чем аналогичные западные фирмы. В такой ситуации повышается значение формирования и эффективного функционирования многоотраслевых структур с системой управления, обеспечивающей достаточную устойчивость и гибкость. Одним из важнейших элементов реструктуризации промышленности сегодня являются финансово-промышленные группы.
ФПГ могут в значительной степени способствовать стимулированию капиталовложений в реальный сектор экономики. Во-первых, они позволяют создать стабильность в получении финансовых средств для инвестиционной деятельности благодаря слиянию производства и финансовых учреждений в единую группу. Во-вторых, ФПГ обеспечивают действенность инвестиционных вложений в производство за счет единства и взаимосвязи всех воспроизводственных процессов. Создание финансово-промышленных групп является одним из способов правильно и выгодно организовать производственно-сбытовую деятельность предприятий, получить максимальную отдачу в кратчайшие сроки за счет четко построенной системы распределения ответственности, сфер деятельности между участниками и упорядоченной схемы денежных потоков.
В рамках ФПГ образуется замкнутый цикл расширенного вое производства от первоначального финансирования производственного цикла до получения прибыли и ее рефинансирования. Механизм финансовых связей между участниками группы определяет прежде всего финансовыми институтами группы, деятельность которых позволяет добиться стабильности и быстрой реакции на исходящие изменения внутри группы и во внешней среде.
Вопрос №26
Введение
Процессы коммуникации, в которых участвуют работники аппарата управления, являются жизненно важными связующими звеньями между руководителем и его подчиненными, между руководителями одного уровня, между организацией и внешней средой. В повседневной работе руководитель должен использовать информацию от различных доступных источников - вышестоящих руководителей, подчиненных, руководителей того же уровня, заказчиков, поставщиков и т. д. Оперативная деятельность руководителя отличается от его деятельности по принятию решений. Эти два существенных вида деятельности взаимосвязаны и зависят от информации, обрабатываемой и передаваемой внутри организации. Процессы коммуникаций позволяют руководителям эффективно выполнять свою работу и принимать решения о выборе оптимальной стратегии для достижения поставленных целей.
Коммуникации в организационном контексте включают взаимодействие между людьми. Это процесс обмена информацией и передачи сведений между отдельными людьми или их группами. Организационная коммуникация - это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации большому числу людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами. Она служит необходимым инструментом в координации деятельности подразделений организации, позволяет получать необходимую информацию на всех уровнях управления.
Целью моего реферата является, изучение того, как организационные коммуникации действуют на практике.
Задачами являются изучение того, как связаны коммуникации с деятельностью служащих в организации, какую роль они играют в организации, как ими можно управлять.
В моем реферате я буду изучать организационные коммуникации на примере организации, которая называется ОАО «Петролеспорт».
Главной трудностью при написании моего реферата является изучение практической части материала, т.к. я имею не достаточно информации о собственном предприятии.
Значение коммуникаций
Коммуникации важны для руководителей по следующим причинам:
1) руководители тратят большую часть времени на коммуникации. Согласно данным многих экспертов, на это уходит 75-95% времени руководителей. Поэтому они должны быть заинтересованы в улучшении данного вида деятельности;
2) коммуникации необходимы для эффективности управления;
3) коммуникации необходимы для утверждения авторитета и выражения воли руководителя;
4) хорошо налаженные коммуникации, содействуют обеспечению организационной эффективности. Если организация эффективна в области коммуникаций, она эффективна и во всех других видах деятельности.
Принято различать четыре основные функции коммуникативности в группе или организации в целом: контроль, мотивация, эмоциональное выражение и передача информации. С помощью коммуникативности осуществляется контроль поведения членов группы. В организациях существует иерархия и формальная соподчиненность, которой работники должны придерживаться. Когда работника, например, просят привести свои действия в соответствие со стратегией компании, коммуникативность выполняет контролирующие функции. В то же время она усиливает мотивацию, доводя до работников информацию о том, что должно быть сделано, как улучшить работу, и т. д.
Для большинства людей их работа является первичным источником социального взаимодействия. Коммуникативность, которая осуществляется в группе, является механизмом, с помощью которого члены группы выражают свое отношение к происходящему. Тем самым коммуникативность способствует эмоциональному выражению
работников и позволяет реализовывать социальные потребности. Существенное значение имеет и функция коммуникативности, которая связана с ее ролью в процессе принятия решений. Она позволяет предоставлять данные, которые необходимы индивидуумам и группам для принятия решений, посредством передачи информации