Конструктивное взаимодействие. Конструктивное общение: понятие, основные правила и особенности

Умения конструктивно взаимодействовать с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе необходимы каждому. Эти умения составляют основу жизненного успеха. Некоммуникабельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении: ему сложно устанавливать контакты с другими людьми, добиваться успехов в своей деятельности.

Владение искусством общения, знание психологических особенностей взаимодействия, умение применять конструктивные взаимодействия в процессе общения важны для полноценного развития личности.

Вряд ли кто-то будет возражать против того, что развитие психики и личностных качеств ребенка определяется взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между личностью и ее ближайшим окружением. Ребенок сначала развивается как эмоционирующая личность, а после снижения остроты психоэмоциональных переживаний начинают ярко проявляться поведенческие аспекты. Неумение взрослых понять и направить в нужное русло эмоции детей ведет к грубейшим ошибкам в воспитании школьников и, более того, отрицательно влияет на формирование "Я-концепции" подрастающего человека.

С целью определить влияние конструктивных взаимодействий на формирование коммуникативной компетентности мы обозначим взаимосвязь категорий "общение и взаимодействие". Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку совместной стратегии взаимодействия, "восприятие и понимание другого человека" и как осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленной на значительное изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

В педагогической сфере взаимодействия носят двойственный характер. Традиционная педагогика признает ведущую роль учителя в образовательном процессе и, соответственно, такие формы взаимодействия как наставничество, внушение, влияние, убеждение (со стороны учителя) и подражание, содействие, бездействие или противодействие — со стороны школьника.

В связи с гуманизацией образования наметились тенденции к изменению характера взаимоотношений и взаимодействий между учителем и учащимися. Взаимодействие понимается как относительно равное участие взрослых и детей в совместной деятельности. Основы именно этого типа взаимодействия состоят в том, что другого принимают таким, каков он есть, без кардинальных, в чем-то разрушающих личность, воздействий на его сознание и поведение. Подчеркнем, что позиция принятия одинаково значима для каждого участника взаимодействия.

Гуманистический подход позволяет принимать ребенка таким, каков он есть и сохранять его уникальное мировосприятие: опираться на положительное в развивающейся личности; не сравнивать ребенка с другими; оценивать не личность ребенка, не его поведение в целом, а только конкретные поступки; исходить из интересов ребенка с учетом перспектив его развития. Общение пронизывает все виды человеческой деятельности.

И учебная деятельность, которая выступает как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, и общение опираются на взаимодействия.

Выделим следующие виды педагогического взаимодействия (Коротаева Е.В.):
деструктивный (разрушающий) вид педагогического взаимодействия искажает форму и содержание образования, дестабилизирует связи между участниками, элементами педагогической системы;
рестриктивный (ограничивающий) вид педагогического взаимодействия осуществляется через контроль за развитием и формированием отдельных качеств личности без учета целостного подхода к процессу развития личности;
реструктивный (поддерживающий) вид педагогического взаимодействия направлен на решение тактических задач в образовательном процессе, обеспечивающих сохранение достигнутого результата;
конструктивный (развивающий) вид педагогического взаимодействия одновременно обеспечивает целостность развития личности и создает условия для ее дальнейшего всестороннего развития и оптимальной адаптации к социуму.

Таким образом общение и взаимодействие составляют сложное диалектическое единство. Мы предполагаем, что использование конструктивных взаимодействий в учебно-воспитательном процессе регулирует познавательную активность младших школьников и позволяет формировать у ребенка способность эмоционально предвосхищать ситуацию взаимодействия, тем самым подготавливая его к самостоятельной деятельности в условиях неуспеха. Одной из основных задач конструктивных взаимодействий является обучение и самообучение адекватным способам общения и поведения, а также закрепление и последующее развитие механизмов личностно-смысловой регуляции. Конструктивные взаимодействия — это процесс и результат совместной деятельности людей, в которую включен каждый участник деятельности. Деятельность, соответственно, сама развивает и расширяет сферу знаний умений и навыков каждого, и одновременно формирует ценностное отношение ко всем участникам деятельности и к самому процессу деятельности непосредственно.

В третьих и четвертых классах одной из школ г.Екатеринбурга мы внедряем программу развития коммуникативной компетентности учащихся с опорой на конструктивные взаимодействия в системе педагог-группа, педагог-ребенок, ребенок-ребенок, ребенок-группа. На занятиях учащиеся получают знания о том как общаться, упражняются в применении адекватных способов поведения, овладевают навыками конструктивных взаимодействий как в ситуации успеха, так и неудачи. В результате каждый школьник научается личной саморегуляции, которая, как основной фактор деятельности, связана с осознанием и претворением в жизнь ценностного отношения и к другим людям, и к процессу деятельности.

В дальнейшем мы планируем исследовать возможность внедрения конструктивных взаимодействий в практику целенаправленного развития ценностных отношений к сверстникам у первоклассников параллельно с развитием коммуникативной компетентности.

Литература:

  • Белкин А.С. Педагогика детства-Екатеринбург: "Сократ", 1995-152с.
  • Бодалев А.А.Личность и общение-М.: Международная педагогическая академия, 1995-328с.
  • Коротаева Е.В. Вопросы теории и практики педагогики взаимодействия. Екатеринбург, 2000-132с.
  • Обухова Л.Ф.Детская психология: теории, факты, проблемы.-М.: Тривола, 1995.-360с.
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СПб.: Питер, 1999.

    - (ГЧП) совокупность форм средне и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Содержание 1 История 2 Понятие государственно частного партнёрства … Википедия

    Государственно частное партнёрство (ГЧП) совокупность форм средне и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Содержание 1 История 2 Понятие государственно частного… … Википедия

    ВЕЛИКОБРИТАНИЯ - (Great Britain) Общие сведения Официальное название Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии (англ. United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland). Расположена у северо западного побережья континентальной Европы. Площадь… … Энциклопедия стран мира

    ОППОЗИЦИОНАРНОСТЬ - это целенаправленная активность субъектов политики, которая направлена на выражение и достижение целей и задач, обусловленных определенным неприятием ими официальной направленности, порядка и уклада социально политической и экономической… … Политическая психология. Словарь-справочник

    - (1927 1994) Белорус. сов. прозаик и ученый литературовед, более известный произв. др. жанров (воен. прозы, публицистики). Род. в с. Конюхи (Копыльского р на Минской обл.ныне Беларусь), во время войны был в подполье, рядовым в партизанском отряде …

    Бывший заместитель председателя Моссовета; родился в 1947 г. в г. Риге; окончил Латвийский государственный университет в 1970 г., Военно политическую академию им. Ленина в 1979 г., кандидат философских наук, доцент; с 1970 г. по 1980 г.… … Большая биографическая энциклопедия

    Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого (1993 1995), второго (1995 1999) и третьего (с декабря 1999 г.) созывов, заместитель председателя Государственной Думы третьего созыва, член депутатской группы "Регионы… … Большая биографическая энциклопедия

    Народный депутат СССР (1989 1991), участвовал в деятельности Межрегиональной депутатской группы, группы "Союз", депутатской группы коммунистов, группы "Конструктивное взаимодействие"; родился в 1938 г.; в 1991 г. был… … Большая биографическая энциклопедия

    Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого созыва (1993 1995), являлся членом депутатской группы "Новая региональная политика", членом Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике; родился 24… … Большая биографическая энциклопедия

    - (04.10.1924 15.05.2001) спец. в обл. политол., социол. и права; д р юрид. наук. Род. в Баку. Участник Великой Отеч. войны. Окончил юрид. ф т Азерб. гос. ун та (1949), асп. Ин та права АН СССР (1952). Работал зав. редакцией в Политиздате (1952… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Московский городской суд в системе органов государственной власти РФ. История и современность , Егорова Ольга Александровна, Пчелинцева Людмила Михайловна, Серков Петр Павлович. В данном научном издании публикуются доклады участников четвертой межрегиональной научно-практической конференции, организованной и проведенной Московским городским судом и…
  • Эффективные формы и приемы работы с семьей. Родительские собрания. ФГОС , Матушкина Светлана Евариевна. В пособии представлены разнообразные формы, методы, приемы работы с семьей и сценарии родительских собраний, актуализирующие проблемы родительской компетентности, направленные на…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.Allbest.ru/

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы

Московский городской педагогический университет

Институт педагогики и психологии образования

Кафедра дошкольного образования

Направление: 44.03.01 - Педагогическое образование

Профиль подготовки: Управление дошкольным образованием

КУРСОВАЯ РАБОТА

Педагогические условия взаимодействия и сотрудничества участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

Матыкина Ольга Владимировна

Студентка 3 курса, з/о

Научный руководитель:

Д.п.н., проф. Карпова С.И.

Москва - 2017

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. Общая характеристика конструктивного взаимодействия
    • 1.1 Конструктивное взаимодействие: понятие и сущность
    • 1.2 Разработанность вопроса конструктивного мышления
    • 1.3 Конструктивное взаимодействие в контексте конфликтной ситуации
    • Выводы к первой главе
  • Глава 2. Педагогические условия конструктивного взаимодействия с дошкольниками
    • 2.1 Конструктивное взаимодействия у дошкольников
    • 2.2 Выводы по проведенному исследованию
    • Выводы ко второй главе
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Актуальность темы
  • Конструктивное взаимодействие - это определенный шаг в коммуникации, который приводит к ожидаемым действиям либо к успешной корректировке ранее совершенных действий. Конструктивное взаимодействие обязывает отправителя отнестись с особым вниманием ко всем решениям на протяжении коммуникационного процесса. Вам следует убедиться, что каждый из перечисленных двенадцати элементов достаточно разработан, чтобы ожидаемые действия были предприняты получателем. Если вы упустите хотя бы один элемент, коммуникационный процесс может оказаться неудачным.
  • Общение в педагогической деятельности это не просто одна из функций педагога, это универсальное средство и форма этой деятельности. Оно выступает в роли способа организации взаимоотношений, совместной деятельности. Для преподавателя знание способностей и навыков общения, его закономерностей особенно важно в решении задачи быть успешным. А это возможно лишь при условии продуктивного включения учащихся в совместную с учителем деятельность, налаженного взаимопонимания, т.е. полноценного педагогического общения.
  • При установлении подлинного сотрудничества и взаимодействия между преподавателем и учениками в учебно-воспитательном процессе нужно ориентировать учеников на совместную с учителем творческую деятельность. Существует как минимум три принципа, которые можно включить в основу моделирования конструктивного общения и продуктивного учебного взаимодействия:
  • 1. Во время становления учебной деятельности в качестве системы взаимодействия должны формироваться не только познавательные действия, но и стиль общения, отношения, при этом взаимодействие преподавателя и учеников выступают ведущей силой процессов воспитания и общения.
  • 2. Самая существенная роль в усовершенствовании познавательных действий, личности и мотивов ученика отводится тому типу взаимодействия, при котором с помощью активного участия в совместной с педагогом продуктивной деятельности активизируется собственная продуктивная деятельность ученика. При конструктивном сотрудничестве учитель также воспитывается и обучается.
  • 3. Межличностные отношения и совместные действия в системе «учитель-ученик» -- это своеобразное средство продуктивной деятельности ученика, при котором он постигает осваиваемую деятельность лишь при условии сотрудничества с учителем. Это происходит за счет реализации учеником своих возможностей, возможно пока еще небольших, с помощью учителя.
  • Объект исследования - Конструктивное взаимодействие.
  • Предмет исследования - Педагогические условия конструктивного взаимодействия.
  • Цель работы - описание педагогических условий конструктивного взаимодействия.
  • Задачи исследования:

Описать особенности конструктивного взаимодействия;

Охарактеризовать педагогические условия конструктивного взаимодействия.

Глава 1 . Общая характеристика конструктивного взаимодействия

1.1 Конструктивное взаимодействие: понятие и сущность

Современная наука уделяет большое внимание вопросам, связанным с исследованием контактов между людьми. Жизнедеятельность современного общества невозможна без активного взаимодействия его членов друг с другом. Качественные и количественные характеристики взаимодействия влияют на эффективность работы во всех сферах общественной жизни.

В самом общем виде в философских и обществоведческих науках взаимодействие, по мнению Н.Е. Яценко понимается как всеобщая форма связи тел и явлений, выражающаяся в их взаимном влиянии друг на друга и изменении.Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учебник. / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 543 c.

В психолого-педагогической литературе нет единого толкования понятия «взаимодействие». Для рассмотрения данного явления существенное значение имеет определение, основанное на организации совместной деятельности. Познание и взаимное воздействие людей друг на друга, считает А.А. Бодалев, - обязательный элемент любой совместной деятельности. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности.

Взаимодействие, с точки зрения Л.В. Байбородовой, является универсальной формой развития, обоюдного изменения взаимодействующих явлений, как в природе, так и в обществе, приводящее каждое звено в качественно новое состояние. Взаимодействие отображает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит обмен между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение.

Философия указывает на следующие признаки взаимодействия как реального явления: одновременность существования объектов; двусторонность связей, взаимопереходов субъекта и объекта в субъект; закономерность связи на уровне сущности; взаимообусловленность изменения сторон; внутреннюю самообусловленность объектов.Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 447 c.

В психологических и педагогических науках взаимодействие часто связывается с двумя явлениями: общением и совместной деятельностью. Одной из сторон общения (интерактивной) называет взаимодействие Г.М. Андреева. Интерактивная сторона общения, считает ученый, - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Часть авторов просто отождествляет общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова, другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции.

Взаимодействие возможно также интерпретировать как организацию совместной деятельности. В ходе нее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую стратегию.

Психологическое содержание процесса обмена действиями включает в себя три момента: учет планов, «созревших в голове другого» и сопоставление их с собственными планами; анализ «вкладов» каждого участника взаимодействия; осмысление меры включенности во взаимодействие каждого из партнеров.

В основе социальной деятельности, считает Т. Парсонс, лежат межличностные взаимодействия, состоящие из единичных действий. Единичное действие есть элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий. Каждый акт берется сам по себе, изолированно, в точки зрения абстрактной схемы, в качестве элементов которой выступают: деятель; «другой» (объект, на который направленно действие); нормы (по которым организуется взаимодействие); ценности (которые принимает каждый участник); ситуация (в которой совершается действие).Работнов, Л.Д. Школьная театральная педагогика: Учебное пособие / Л.Д. Работнов. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 256 c.

Структура взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга, и, как следствие этого, их изменения (М. Вебер, П. Сорокин). Я. Шепаньский предложил характеристику структуры взаимодействия с точки зрения ступеней его развития. Для него центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальные связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: пространственного контакта; психического контакта (взаимная заинтересованность); социального контакта (совместная деятельность); взаимодействия (что определяется как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...»); социального отношения (взаимно сопряженных действий).

Существует еще один описательный подход при анализе взаимодействия - построение классификаций различных его видов. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействия на два противоположных вида: кооперация и конкуренция (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция, ассоциации и диссоциации). В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

В нашем исследовании наибольшее внимание уделяется кооперативному взаимодействию, означающему координацию единичных сил участников. Атрибутами кооперации являются такие процессы, как взаимопомощь участников, их взаимовлияние, их включенность во взаимодействие. Кооперация - необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой.Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2013. - 134 c.

А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности: разделение единого процесса деятельности между участниками; изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребностей, что означает несовпадение предмета и мотива деятельности. Средствами их соединения являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы прежде всего в кооперации.

Важные для нашего исследования сущностные черты взаимодействия педагогического выделены Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспировым. Они понимают под данным феноменом случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт воспитателя и воспитанника, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. В гуманистически ориентированном педагогическом процессе отношения между участниками партнерские, равноправные, паритетные, а само взаимодействие характеризуется такими терминами как взаимопонимание, взаимопознание, взаимоотношения, взаимные действия, взаимовлияния. По их мнению, взаимодействие может выступать в двух основных формах: сотрудничества и соперничества. Сотрудничество характеризует достижением взаимного согласия и солидарности в понимании целей совместной деятельности и путей ее достижения. В соперничестве успех одних стимулирует или тормозит целенаправленную и продуктивную деятельность других участников совместного труда.Столяренко, Л.Д. Социальная педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, И.В. Тумайкин. - М.: Дашков и К, 2014. - 272 c.

Все основные характеристики взаимодействия отражаются в его видах. Наиболее значимым для нашего исследования является такой вид взаимодействия как социальное. В понимании его сущности мы солидаризируемся с концепцией Л.В. Байбородовой и под социальным взаимодействием понимаем совокупность процессов жизнедеятельности, в которые включается человек и сущностной характеристикой которых являются взаимные изменения взаимодействующих сторон в результате взаимных воздействий и влияний. В этом значении любая предметная деятельность человека, его общение есть социальное взаимодействие. В более узком смысле, социальным явлением считается не любое взаимодействие человека, а только то, которое обеспечивает позитивные, общественно-ценные изменения во взаимодействующих сторонах. В третьем значении социальное взаимодействие рассматривается как социальное отношение между людьми, социальными группами. Важными специфическими формами такого взаимодействия являются совместная деятельность и общение.

В социальном плане взаимодействие людей рассматривается также как способ осуществления преемственности поколений. Передача опыта, информации от поколения к поколению способствует взаимодействию людей: конкретное поведение с одной стороны и подражание этому поведению с другой.

Непосредственным и специфическим показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников:

1. По взаимопознанию - объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и понять друг друга, обоюдный интерес друг к другу.

2. По взаимопониманию - понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, понимание и уважение трудностей и забот друг друга, понимание мотивов поведения в различных ситуациях, адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность.

3. По взаимоотношениям - проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность партнеров.

4. Размещено на http://www.Allbest.ru/

По взаимным действиям - осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость, координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга.

5. По взаимовлиянию - способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и конкретных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендаций в адрес друг друга.Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 c.

В общем плане о развитии взаимодействия можно судить по обогащению содержания совместной деятельности и общения партнеров, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.

Основные характеристики взаимодействия по-разному проявляются в зависимости от условий и ситуаций, в которых осуществляется взаимодействие, что может говорить о множестве типов взаимодействия. В практической работе характеризуют взаимодействие по оптимальности, эффективности, частоте и устойчивости. Различные подходы к классификации типов взаимодействия не исключают друг друга, а еще раз подчеркивают многоаспектность и многогранность этого процесса. Возможно взять за основу классификации характер взаимодействия, выделяя при этом следующие три признака: отношение взаимодействующих сторон к интересам друг друга, наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности, субъектность позиции по отношению друг к другу во взаимодействии. Различные сочетания этих признаков дают определенные типы взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация.Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 636 c.

1.2 Разработанность вопроса конструктивного мышления

Проблема конструктивного мышления разрабатывается в психологии делового взаимодействия, при анализе проблем принятия решения (Д. Херадствейт, У. Навесен, Д. Халперн, П. Вацлавик, Дж. Бивин, Д. Джексон).

Л.М. Рудина подчёркивает такую отличительную черту «конструктивного мышления» как критичность, она указывает, что неконструктивным выступает догматическое мышление. Догматическое мышление может выражаться в двух крайностях «патологических коммуникаций»: первой - буквальное выполнение любых приказов, без попыток осмысления; второй - блокировка (игнорирование) входящей информации, либо «перцептивная защита», либо гиперактивное поведение. В процессе социального взаимодействия, отмечает автор, носители догматического мышления в ситуациях, предполагающих разрешённое (кем-то) спонтанное поведение, либо отказываются от него (от разрешения и от поведения), либо ведут себя в соответствии с разрешением, т.е., отказываясь от свободы. Л.М. Рудина подчёркивает, что догматическое мышление приводит к «ловушке двойного ограничения», в этом случае, пишет исследователь, «молодой человек склонен проявлять скорее поведенческую, чем когнитивную активность». Кроме того, Л.М. Рудина останавливается на следующих особенностях конструктивного мышления:

Догматическое мышление часто проявляется в рамках взаимоотношений, принятых в социальных институтах (в том числе и семье), его противоположность - критическое мышление начинает формироваться в подростковом и юношеском возрасте;

Размещено на http://www.Allbest.ru/

предлагаемые в русле догматического мышления ценности отвергаются, в антисценарий становится привычной стратегией взаимодействия в социуме;

Конструктивное мышление основано на отборе информации, отвергающей, а не подтверждающей собственные гипотезы, что является эффективной тактикой;

При конструктивном мышлении прогноз связан с перестройкой функции распределения ценностных представлений в соответствии с новой задачей, возникающей ещё в нераскрывшейся ситуации;

Конструктивное мышление значительно повышает как адаптивность индивида в социуме, так и эффективность его деятельности в профессиональном и личностном плане;

Конструктивное мышление - логико - аналитический метод, представляет собой структурирование пространства проблемы, постановку задачи, построение вариативного поля, грамотное прогнозирование и оценку рисков, может эффективно формироваться при краткосрочных программах объёмом в 10-16 часов.

В рамках концепции трансактного анализа характеристике «конструктивный» соответствует «Состояние «Взрослый». Описывая поведение «Взрослого», Э. Берн пишет: «Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Ему знакомы собственные неудачи и удовольствия». Раскрывая сущность взаимодействия «Взрослый-Взрослый», Э. Берн называет эту форму социального действия активностью или работой, такие взаимодействия соотнесены с внешней реальностью, т.е. с предметом деятельности. Описывая жизненные сценарии «победителей» и «неудачников», автор трансактного анализа указывает на «конструктивность» жизненной стратегии первых и «неконструктивность» последних.Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 509 c.

Подход гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу), указывает Л.А. Петровская, отличается характеристикой человеческой природы как изначально позитивной, лишённой деструктивных тенденций. К. Роджерса «отличает вера в человека, которого он рассматривает как по сути своей конструктивного, кооперативного и т.д.». «Индивид обнаруживает зрелое поведение, когда он воспринимает реалистично, не защищаясь, принимает ответственность быть отличным от других, принимает ответственность за собственное поведение, оценивает опыт на основе данных, идущих от собственных ощущений, изменяет свою оценку опыта только на основе нового доказательства, принимает других как уникальных индивидов, отличных от себя, высоко ценит себя и других».

Е.В. Алексеева, анализируя многообразие поведения человека в трудной жизненной ситуации, выделяет конструктивные и неконструктивные стратегии. Исследователь характеризует конструктивные способы решения проблем так: достижение цели своими силами, тщательное обдумывание проблемы и различных путей её развития и разрешения (поразмышлять, поговорить с собой; вести себя обдуманно; не делать глупостей). Совершенно иначе характеризуются неконструктивные стратегии поведения. Е.В. Алексеева приводит следующие признаки: различные способы психологической защиты - вплоть до вытеснения проблемы из сознания, импульсивное поведение, эмоциональные срывы, экстравагантные поступки, необъяснимые объективными причинами («на всех обижалась», «могу закатить истерику», «хлопаю дверями», «целый день слоняюсь по улицам»), агрессивные реакции.

Изучая психологические проблемы взаимопонимания, И.М. Юсупов указывает, что в ходе межличностного взаимодействия возникает шесть фигур: с одной стороны, первый участник - реальность, образ первого, каким он его себе представляет, образ второго, второй участник, его образ в собственных глазах, образ первого в глазах второго. Поэтому для взаимопонимания необходимо осознать образ каждой из этих фигур. Хотя четыре из шести фигур - плод воображения, отрицание их может привести к снижению эффективности общения. Для обеспечения качественного слушания И.М. Юсупов рекомендует проявлять полную заинтересованность в собеседнике, подчёркивать своё расположение к нему, быть внимательным и терпеливым, искать истинный смысл сообщения. Учёный подчёркивает значение установки, играющей консервативную роль, ориентирующей человека на определённое поведение, которое является предубеждением положительного или отрицательного свойства. Установка может привести к отгораживанию от информации, не согласующейся с ожиданиями. Причиной такого поведения И.М. Юсупов называет отсутствие согласия с самим собой.

Достаточно известна схема П.М. Ершова, описывающая варианты ролевых позиций участников общения: позиция неучастия, пристройка сверху, пристройка наравне, пристройка снизу. Очевидно, что конструктивной можно признать только пристройку наравне.Титов, В.А. ВПС: Дошкольная педагогика. Конспект лекций / В.А. Титов. - М.: Приор, 2012. - 192 c.

По типу наиболее благоприятными для человека являются отношения сотрудничества, предполагающие независимость и демократизм в принятии решений. Современная педагогика сотрудничества доказывает плодотворность и перспективность такого вида отношений. Здесь, по-видимому, уместны аналогии и в межкультурных отношениях. Для полноценной межкультурной коммуникации необходимо сближение точек зрения и интересов представителей различных культур и получение обоюдных выгод на прочной основе и на долгий период времени. Процесс этот не простой и требует серьёзных усилий с обеих сторон. Он требует также реализма, терпения, терпимости, - т.е. демократической зрелости взаимодействующих личностей или групп. Отношения сотрудничества возникают в процессе общения только в благоприятной атмосфере, усиливающей чувство доверия, честности, благородства между участниками процесса коммуникации. Ясная и эффективная коммуникация друг с другом является предпосылкой сотрудничества в действии. Однако многообразие и разнонаправленность интересов часто вынуждают идти к сотрудничеству через соглашение и компромисс.Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник. Академическия курс / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 509 c.

Компромисс или соглашение чаще всего характеризуют ту стадию отношений, когда каждая сторона прощупывает намерения другой стороны, уточняет взаимные требования и ожидания, а также выясняет, какие результаты должны быть получены. Если этот предварительный тест подтверждает надёжность достижения конечного результата, соглашение обретает стабильный статус и перерастает в сотрудничество. Если нет -отношения разрываются. В компромиссе каждая из сторон ищет почву для уступок с целью избежать или преодолеть противоречие. Оба стиля отношений - сотрудничество и компромисс - несут в себе скорее положительный, созидательный потенциал, что не относится к ситуации конфликта.

Когда согласовательные отношения разрушаются, и стороны не в состоянии достичь соглашения или компромисса, возникает противостояние между осознаваемыми различиями, между целями и требованиями обеих сторон, возникают конфликтные отношения, несущие угрозу разрыва всяких отношений. Для сохранения и стабилизации отношений необходимо, прежде всего, обнаружить признаки его возникновения, осознать и признать его наличие, проанализировать пути и способы его разрешения.

Конфликт может привести либо к полному разрушению отношений, либо к созданию новых, позитивных, это зависит от направленности конфликта. Существуют деструктивные и конструктивные конфликты. Деструктивные конфликты в сообществе приводят к разрушительным действиям, например, клевете, склоке в коллективе и другим негативным явлениям. Они вызывают в конечном итоге нарушение структуры сообщества, качественное её ухудшение, например, снижение эффективности труда в трудовом коллективе, уход ценных сотрудников и т. д.Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. - М.: Флинта, МПСУ, 2013. - 256 c.

Второй вариант разрешения конфликта - конструктивный. Конструктивный употребляется в одном из значений (как такой, который можно положить в основу чего- либо, плодотворный (С. И. Ожегов)). Если же конфликт разрешается конструктивно, разногласия, затрагивающие принципиальные интересы сторон, преодолеваются, и взаимодействующие стороны встают на путь сотрудничества, это означает переход на качественно новый, более высокий уровень отношений, предполагающий дальнейшее развитие, созидание.

Представляется целесообразным такой тип отношений, имеющих положительный, созидательный потенциал, определить как конструктивный. Под конструктивным мы можем понимать разумное, осознанное, осмысленное отношение, где сознательное предполагает создание определённого образа действительности, а осмысленное - лишенное ложных представлений, наполненное достоверным знанием. Так как объективное -это то, что принадлежит объекту, существует вне сознания людей, а объективная истина- это соответствие знания действительности, объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания.

педагогический конструктивный коммуникативный дошкольник

1.3 Конструктивное взаимодействие в контексте конфликтной ситуации

Многими педагогами, психологами, социологами, конфликтологами термин «конструктивное взаимодействие» связывается, в первую очередь, с характеристикой поведения человека в конфликтной ситуации. По его наличию судят о степени успешности разрешения конфликта для его участников. На наш взгляд, подобный подход не раскрывает в достаточной мере потенциала феномена «конструктивное взаимодействие». Поэтому, вслед за А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым, мы считаем, что потребности в данном виде взаимодействия актуализируются не только в конфликтных, но и в так называемых трудных ситуациях жизнедеятельности. Опыт конструктивного взаимодействия формируется только в реальных, разнообразных по содержанию, форме и составу участников ситуациях взаимодействия. Причем для педагогического управления формированием подобного опыта необходимо разобраться в сущности понятия ситуация взаимодействия и классификации ее видов с точки зрения педагогического потенциала для эффективного формирования опыта конструктивного взаимодействиями.Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2012. - 671 c.

Ситуация, по мнению А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, может быть рассмотрена как сложная субъективно-объективная реальность, где объективные составляющие представлены в виде субъективного восприятия и личностной значимости для участников ситуации. В отечественной и зарубежной науке существует множество классификаций ситуаций жизнедеятельности. Так, Е.М. Бабосов выделяет простые, кризисные, экстремальные и катастрофические ситуации. А. Кочарян, в свою очередь делит их на простые, трудные и экстремальные. В.В. Латынов - на нейтральные и конфликтные; А. Ламм - повседневные и проблемные. Трудность жизненных ситуаций подчеркивает в своей классификации К. Левин, разделяя их на конфликты, ситуации физической опасности и ситуации неизвестности. Г. Морозова также выделяет простые и проблемные ситуации жизнедеятельности индивидов. Иное основание заложил в основу своей классификации А. Матюшкин, который делит их на информационные, вероятностные, ситуации когнитивной сложности и поведенческие. Эммонс и Дипперс подчеркивают принцип возникновения ситуации: свободно выбранные и навязанные извне. А. Федотов разделяет ситуации на простые, трудные и экстремальные.Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.

Размещено на http://www.Allbest.ru/

При обобщении этих подходов представляется возможным выделить два основных типа ситуаций: простая (повседневная), в которой для личности все обычно, она действует в нормальном режиме; и трудная (напряженная, сложная, экстремальная), в которой требования к личности выходят за пределы нормы. Потенциально более богатыми для формирования опыта конструктивного взаимодействия представляются трудные ситуации, хотя мы не отрицаем важного значения (с точки зрения выработки совокупности коммуникативных умений и навыков) простых ситуаций повседневного взаимодействия.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 416 c.

По мнению Б.Я. Шведина трудная ситуация - это взаимодействие личности со сложной обстановкой в процессе деятельности. Трудная ситуация характеризуется наличием сложной обстановки, активностью мотивов личности, нарушением соответствия между требованиями деятельности и профессиональными возможностями человека. Ряд авторов указывают, что напряженные ситуации характеризует возникновение достаточно сложной для субъекта задачи и трудного психического состояния (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович).

Понятие «трудность» в словаре Л.В. Мардахаевой понимается как переживание и иногда понимание возникшего несоответствия между требованиями деятельности и возможностями личности. Д.А. Белухин подчеркивает тот факт, что сущность трудности связана с препятствием, которое необходимо устранить, чтобы продолжать намеченный путь. Для его устранения требуется дополнительная затрата психофизических сил, которая у большинства людей вызывает стрессовые состояния. В определении Н.В. Кузьминой четко выделяются два направлении - субъективное и объективное: «трудность - это субъективное состояние напряженности, которое вызывается внешними факторами деятельности и зависит от характера самих факторов, образовательной, нравственной и физической подготовленности человека к деятельности и отношениям в ней». Следовательно, под трудностями мы будем понимать обстоятельства протекания процесса взаимодействия, требующие больших усилий для преодоления.Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2013. - 510 c.

Близким по значению и значительно чаще встречающимся в психолого-педагогических исследованиях (посвященных проблемам педагогического взаимодействия) является понятие «затруднение», которое И.А. Зимней трактуется как субъективное образование, переживание субъектом сложности, необычности, нестандартности, противоречивости ситуации. При этом затруднение в общении (деятельности), характеризует ею как субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие непринятия партнера по общению, его действий, непонимание текста, непонимание партнера, изменение коммуникативной ситуации.

Затруднения выполняют во взаимодействии ряд функций (А.К. Маркова): положительные (индикаторная - привлечение внимания; стимулирующая, мобилизующая - активация деятельности по преодолению, приобретение опыта); отрицательные (сдерживающая - наличие неудовлетворения собой, деструктивная, разрушительная - приводят в остановке, распаду взаимодействия). Таким образом, состояния затруднения имеют двойственную природу, они вызывают у субъекта либо негативные состояния, либо мобилизацию усилий по их преодолению. Это вызывает желание избавиться от отрицательных эмоциональных состояний и актуализирует различные действия по снятию напряжения. Действия могут иметь различную направленность и различную степень эффективности относительно целей совместной деятельности и самого субъекта, его личностного роста. Основным способом «выхода из затруднения» многие ученые называют преодоление затруднений, то есть действия, направленные на поиски пути смысла взаимного сосуществования и совместной деятельности участников взаимодействия.Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики / Н.В. Микляева. - М.: Владос, 2011. - 263 c.

Размещено на http://www.Allbest.ru/

В диссертационном исследовании Н.В. Барабошиной выделяются три группы трудностей взаимодействия старшеклассников с педагогами (в нашем исследовании возможно их безболезненно трансформировать относительно воспитательной системы военного вуза, то есть курсант - офицер, курсант -преподаватель): во-первых, трудности коммуникативно-психологического характера (неумение наладить контакт, неумение выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от ситуации, сложность в управлении общением, непонимание внутренней позиции партнера, сложность в управлении собственным психологическим состоянием); во-вторых, волевого порядка (отсутствие «привычки» взаимодействия, неготовность преодолевать конфликты и трудности взаимодействия, отсутствие побуждения работать вместе, отсутствие мотива взаимодействия, неумение доводить начатое дело до конца); в-третьих, креативные (неумение поступить нестандартно, неумение проявить творчество, негибкость отношений во взаимодействии); в-четвертых, коммуникативные: базовые (нежелание идти на контакт, низко развитая эмпатия, отсутствие положительной установки на другого, категоричность оценок и суждений в общении, неприятие иных точек зрения, позиций, взглядов, неуверенность в себе, отсутствие коммуникативной инициативы, повышенная эмоционально-личностная зависимость от партнера по общению); содержательные (не владение необходимыми коммуникативными знаниями, неумение наблюдать за участниками общения, неумение планировать собственные коммуникативные действия, неспособность изменить свой коммуникативный план, неумелая коммуникативная рефлексия или ее полное отсутствие); операциональный (неумение грамотно, логично, ясно выражать свои мысли, неумение слушать и слышать своих собеседников, неумелое использование в коммуникации невербальных средств общения, неумелое использование паралингвистических характеристик речи, неумение вести беседу и расспрашивать собеседника, неумение занимать оптимальную позицию в коммуникативных контактах, неумение избегать манипулирования собой, неумение давать собеседнику адекватную обратную связь и т.п.).

Выводы к первой главе

Анализ научных источников и исследований, позволяют определить трудную ситуацию жизнедеятельности как характеризующуюся разбалансированностью системы «задача - личные возможности и (или) мотивы - условия среды», вызывающей психическую напряженность у человека. Степень рассогласованности определяет уровень трудности ситуации. Общие признаки трудной ситуации: наличие трудности, осознание личностью угрозы, препятствия на пути реализации каких-либо целей, мотивов; состояние психической напряженности как реакция личности на трудность, преодоление которой значимо для субъекта; заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения, выход за рамки «обыденности».

Глава 2 . Педагогические условия конструктивного взаимодействия с дошкольниками

2.1 Конструктивное взаимодействия у до школьников

Целью проведения работы является разработка и апробирование коррекционно-развивающей программы, нацеленной на коррекцию акцентуаций характера подростков и их личностный рост.

1. Выявление детей с акцентуациями характера из «группы риска», формирование экспериментальной группы;

2. Разработка содержания констатирующего и контрольного этапов эксперимента;

3. Разработка и апробирование коррекционно-развивающей программы, нацеленной на коррекцию акцентуаций характера подростков и их личностный рост;

4. Анализ и сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

В качестве участников практической работы были определены учащиеся четырех 8-х классов. Всего к участию в практической работе было привлечено 40 подростков в возрасте 13-14 лет, в том числе 30 мальчиков и 10 девушек.

Ход исследования.

Старшим подросткам было создано такие условия, в которых они могли максимально выразить себя, взаимодействовать со сверстниками и накапливать коммуникативный опыт. Такую функцию выполнило временное объединение, обладающее значительными возможностями для реализации потребности подростка в общении. В новых условиях, где существуют определенные нормы, иная система взаимоотношений: я - другие, я - старшие товарищи, где своеобразный ритм, характер жизнедеятельности, значительно обогащается социальный опыт школьника, формируются навыки конструктивного взаимодействия.

Временное объединение имеет институциональную принадлежность (школа, учреждение дополнительного образования, загородный детский оздоровительный центр, учреждения социальной защиты населения и др.). Оно может функционировать постоянно, регулярно или дискретно.

Как любой социальный институт, временное объединение характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, содержанием деятельности, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института.

Под конструктивным взаимодействием мы понимаем - целенаправленную, построенную на гибких установках и взглядах, на понимании индивидуальных особенностей партнера совместную деятельность заинтересованных друг в друге личностей, стремящихся к самосовершенствованию, самоактуализации, продуктивному разрешению возникающих противоречий и к социально-значимому результату.

Сформированность опыта конструктивного взаимодействия позволило старшим подросткам реализовать свои определенные потребности и интересы, а следовательно, реализоваться как личность в деятельности и общении.

Эффективность процесса формирования опыта конструктивного взаимодействия старших подростков во временном объединении предполагало создание совокупности педагогических условий.

1. Участие старших подростков, имеющих определенный опыт конструктивного взаимодействия в деятельности временных объединений.

Функции временного объединения состояли в том, чтобы дать старшим подросткам некоторый образец, пример конструктивного взаимодействия, привить умения и навыки вступления в контакт. А так же способствовать формированию системы взглядов на организацию продуктивного взаимодействия. Старшие подростки, имевшие определенный опыт в деятельности временных объединений, быстрее адаптировались к их условиям, включаются в деятельность. Они помогали организовать взаимодействие между старшими подростками во временном объединении и являются своеобразным «катализатором» процесса накопления опыта конструктивного взаимодействия.

2. Насыщенность воспитывающей среды временного объединения различными видами совместной деятельности.

Программа деятельности временного объединения, включала в себя наиболее эффективные формы совместной деятельности, которые способствовали формированию опыта конструктивного взаимодействия. Эти формы были представлены на всех этапах, и направлены на решение целого ряда педагогических задач в рамках затронутой нами проблемы.

Первый этап смены (определение целей, задач смены, работы на сплочение отрядов, определение перспектив деятельности.) предусматривает организацию взаимодействия ребят внутри отряда: огонек знакомств, игры на знакомство, на сплочение отряда. Задача педагога, работающего с отрядом, заключается в том, чтобы все участники включились в деятельность.

На втором этапе смены взаимодействие переходит на меж отрядный уровень. Для того чтобы старшие подростки получили знания и умения, необходимые для организации конструктивного взаимодействия, смогли реализовать себя в проводимых делах, в лагере реализуется образовательная программа. В программу могут входить практикумы, мастер классы, работающие на формирование конструктивного взаимодействия в условиях временного объединения и школы, куда ребята вернутся после окончания лагерной смены, и будут иметь возможность проявить полученные знания и умения на практике.

Третий этап. На третьем этапе смены каждый отряд разрабатывает собственную программу деятельности, которую впоследствии защищает в экспертном совете и затем реализует. Программа отряда органично вписывается в общую программу лагеря, а цель не противоречит главной цели лагеря, таким образом, программа отряда и дела, с помощью которых она реализуется. Таким образом, создаются условия, для того чтобы сформировать у старшего подростка умение вступать в продуктивное взаимодействие, выработать такой стиль общения, который позволяет вступать в контакт с лицами, занимающими различные социальные позиции.

4. Организовано рефлексивное опосредование значимых ситуаций конструктивного взаимодействия в содержании воспитательной работы временного объединения.

Формирование опыта конструктивного взаимодействия осуществляется только в процессе общения, в процессе деятельности. Однако важную роль в процессе формирования опыта конструктивного взаимодействия старших подростков, на наш взгляд, играет рефлексия.

Рефлексию можно рассматривать как такой поворот сознания, в результате которого появляется возможность увидеть себя, свое поведение, способы вступления в контакт, достижения результатов взаимодействия, выявления его достоинств и недостатков. Любое приобретение личности становится актуальным только при осознании самой личностью необходимости формирования этого новшества, а осознание происходит в процессе рефлексии.

Для того чтобы рефлексивное опосредование выступало в качестве инструмента личностного роста, необходимо развивать способность к нему. Рефлексивное опосредование как оценка собственного поведения и деятельности позволяет сохранять актуальный уровень личностного развития, тогда как развитие способности к нему - фактор личностного роста. Оно выражается в увеличении рефлективно актуализированного пространства жизненного опыта, степени глубины и истинности выявления причинно-следственных связей в контексте собственной деятельности, повышении уровня осознанности мотивов поведения, взаимосвязей и взаимозависимостей в социальном окружении и друг с другом «здесь и сейчас». В процессе деятельности временного объединения старшие подростки учатся обсуждать участие каждого человека в отряде. Этому способствуют вечерние отрядные огоньки, анализ дела, самостоятельная аттестация отряда.

Таким образом, формирование опыта конструктивного взаимодействия старших подростков во временном объединении представляет собой педагогически организованный процесс обогащения индивидуализированного социального опыта конструктивного взаимодействия за счет интеграции в его содержание объективированного социального опыта, созданного, накопленного и сохраненного субъектами воспитывающей среды временного объединения.

Эффективность процесса формирования опыта конструктивного взаимодействия старших подростков во временном объединении предполагает создание совокупности рассмотренных выше педагогических условий.

Итоги исследования

Успешность в решении различных проблем намного зависит от сформированности у данной личности умения вступать в продуктивное взаимодействие, разработанности такого стиля общения, который позволяет вступать в контакт с различными возрастными категориями и лицами, занимающими различные социальные позиции.

Формирование опыта взаимодействия происходит на различных возрастных этапах. Однако, на наш взгляд, наиболее актуальной данная проблема является для подросткового возраста, так как это переходный период от детства к взрослости, когда активно формируется мировоззрение, его характер, происходит выработка стиля поведения.

2.2 Выводы по проведенному исследованию

Исходя из проведенного исследования с дошкольниками были выделены выводы.

Основными видами трудных ситуаций являются трудные ситуации деятельности, социального взаимодействия (в детском саду) и внутри личностного плана. В зависимости от того, как рассматривается препятствие, понимаемое как угроза реализации мотивов, поставленных целей, трудные ситуации могут иметь три уровня проявления:

Трудность как потенциальная угроза (проблемные ситуации деятельности, бытийные ситуации неизвестности, проблемные ситуации социального взаимодействия, внутриличностные затруднения);

Трудность как непосредственная, уже готовая реализоваться угроза (критические, аварийные ситуации деятельности, бытийные ситуации опасности, предконфликтные ситуации социального взаимодействия и внутриличностные конфликты);

Трудность как уже реализующаяся угроза (экстремальные, в том числе и боевые, ситуации, бытийные ситуации потери, конфликтные ситуации и внутриличностные кризисы).

В целом, сегодня трудные ситуации деятельности достаточно изучены. Они рассматриваются как ситуации со сложной обстановкой, для которых характерно нарушение соответствия между требованиями деятельности и профессиональными возможностями человека. Столяренко, Л.Д. Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - М.: Проспект, 2016. - 160 c.

Проблемные ситуации деятельности отличаются новой задачей, которая решается в обычных обстоятельствах. Такие ситуации требуют мобилизации познавательных способностей человека и эмоциональной устойчивости. Критические (аварийные) ситуации связаны с заметно меняющимися условиями, в которых протекает деятельность. Возникает опасность невыполнения задачи или угроза сохранности техники, оборудования, жизни человека. Экстремальные ситуации представляют собой крайнее проявление трудной ситуации, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них.

Трудные ситуации характеризуются различным уровнем угрозы безопасности ребенка или ее материальному благополучию, а не профессиональной деятельности. Ситуации неизвестности характерны для попадания человека в новую неизвестную обстановку или стечения обстоятельств бытового плана, в которых индивид не знает, как ему быть, как себя вести, что ему делать. Ситуации опасности сопровождаются возникновением непосредственной угрозы (действительной или мнимой) здоровью или жизни человека. Ситуации потери отличаются от предыдущего типа тем, что потери уже произошли и личность переживает их, не знает, как быть дальше, или же пытается не допустить увеличения этих потерь.

Трудные ситуации внутриличностного плана представляют собой психические состояния различной интенсивности, вызванные противоборством чувств, затянувшейся борьбой различных сторон внутреннего мира человека, и задерживающие принятие решения. Основные из них внутриличностные затруднения, конфликты и кризисы. Внутриличностные затруднения - относительно несложные проблемы внутренней жизни человека. Представляют собой состояния сомнения, нерешительности, ненайденного выхода, отсутствия решения проблемы. Внутриличностные конфликты - наиболее обширный тип внутриличностных трудных ситуаций.

Острота протекания внутриличностного конфликта зависит от восприятия личностью значимости трудной ситуации, ее психологической устойчивости. Внутриличностные (жизненные) кризисы выступают как особые относительно продолжительные периоды жизни личности, характеризующиеся заметными психологическими изменениями.

Выделяют возрастные, невротические и травматические кризисы (Е.А. Донченко, Т.М. Титаренко). Кроме того, внутриличностные кризисы подразделяются по деятельностному критерию (кризис операциональной стороны жизнедеятельности, кризис мотивационно-целевой стороны жизнедеятельности, кризис смысловой стороны). Как правило, внутриличностные кризисы являются своеобразными поворотными пунктами жизненного пути личности, сопровождаются перестройкой смысловых структур сознания личности, возможной переориентацией на новые ценности и цели. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика / Л.А. Головчиц. - М.: КДУ, 2013. - 320 c.

В исследовании были исследованы простые и трудные ситуации социального взаимодействия. В простой ситуации противоречие либо отсутствует, либо осознается только одной из сторон, в то время как в трудной противоречие осознанно обеими сторонами, оно для них актуально, находится на уровне ценностно-мотивационных ориентации, следовательно, «Другой» рассматривается как угроза собственному «Я». Психическое состояние субъектов взаимодействия в простой ситуации оптимальное, спокойное, в то время как трудная ситуация взаимодействия характеризуется напряженным психическим состоянием ее субъектов. Это обстоятельство ложится в основу третьего различия, связанного с восприятием партнера по взаимодействию и ситуации в целом.

В простой ситуации когнитивные процессы остаются без искажений, а в трудной - восприятие, понимание, оценивание искажены. Взаимодействие в простых ситуациях воспринимается участниками как нейтральное, они охотно кооперируют свои усилия, склонны к сотрудничеству, поиску компромиссных решений. В трудных ситуациях взаимодействие воспринимается участниками как конкурентное, конфликтное. Неумение вести себя в подобных ситуациях может довести взаимодействие до конфронтации, стремления сторон к победе «во что бы то не стало», к «войне до победного конца», что, в свою очередь, закрывает для участников первоначальных предмет взаимодействия, взаимодействие теряет присущие ему черты. С другой стороны, в отличие от простой ситуации, трудная ситуация взаимодействия мобилизует все ресурсы человека, в ней в концентрированном виде могут проявляться и развиваться необходимые для конструктивного сотрудничества качества, приобретаться знания, умения и навыки, формироваться установки и ценностные ориентации.

Подобные документы

    Традиционные методы и формы взаимодействия детского сада и семьи. Педагогические условия внедрения нетрадиционных форм взаимодействия педагога с родителями в дошкольной образовательной организации. Алгоритм подготовки нетрадиционных родительских собраний.

    дипломная работа , добавлен 23.04.2017

    Анализ проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Деловое сотрудничество педагогов и родителей как условие их успешного взаимодействия. Основные условия эффективного взаимодействия педагогов с родителями старшеклассников.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2016

    Формирование навыков социального взаимодействия у детей дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема, особенности данного процесса в дошкольном возрасте: сущность, методы, средства, содержание. Роль семьи в формировании этих навыков.

    курсовая работа , добавлен 16.08.2014

    Понятие "адаптации" в психолого-педагогической литературе. Характеристика процесса адаптации детей с нормальным и нарушенным развитием. Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогические условия их адаптации к ДОУ.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2017

    Организации развивающей среды и её влияния на развитие умственных, психических и личностных качеств дошкольников. Использование активных методов работы по формированию готовности детей к обучению в школе в практике дошкольного образовательного учреждения.

    дипломная работа , добавлен 16.05.2017

    Понятие педагогического взаимодействия в образовательном процессе и его виды. Организационно-педагогические условия эффективного взаимодействия на уроках мировой художественной культуры. Взаимодействие всех участников образовательного процесса.

    дипломная работа , добавлен 15.05.2012

    Основные проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации. Разработка и характеристика методических рекомендаций для родителей по различным проблемам адаптации детей к дошкольным образовательным организациям.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2017

    Театрализованная деятельность в дошкольной педагогике. Значение театрализованных игр во всестороннем развитии дошкольников. Организация предметно-развивающей среды. Анализ программ по руководству театрализованными играми детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2011

    Понятие адаптации детей к детскому саду в психолого-педагогической литературе. Особенности, этапы, психолого-педагогические условия данного процесса у детей с нарушениями слуха. Организация работы по улучшению адаптации детей с нарушениями слуха 3–4 лет.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2017

    Педагогические условия и технологии социально-реабилитационной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в учреждении социального обслуживания населения. Организационное построение социально-реабилитационной работы с ними.

Человек на протяжении жизни вступает в различные отношения и взаимодействия. Это могут быть контакты между взрослыми людьми, между взрослым и ребенком, подростком, также взаимоотношения с природой.

Развитие взаимоотношений не бывает без проблемных и конфликтных ситуаций. Решать такие проблемы лучше с помощью диалога. Чем конструктивнее диалог, тем легче возникшие между участниками диалога. Таким образом, конструктивное взаимодействие - это решение проблемы с помощью общения и способности слышать друг друга, при этом умения доступно и четко объяснять свою позицию.

Зачем нужно конструктивное взаимоотношение

С раннего детства у человека закладываются навыки конструктивного взаимодействия. Поскольку в детстве ребенок больше опирается на эмоциональную составляющую своего развития, родители должны правильно сформировать навыки общения, используя эмоциональную сторону. В зависимости от заложенных в детстве навыков общения, того, какие условия конструктивного взаимодействия его окружали, человек вступает во взрослую жизнь более или менее контактным.

Разносторонняя развитость человека и умение легко строить взаимоотношения с окружающими сделают жизнь проще, и решение проблем не будет вызывать трудности. Если в детском возрасте родители не развивали имеющиеся навыки общения, то по мере взросления ребенку сложно будет найти свое место в социуме.

Дошкольный период - основа для развития конструктивного общения

Для развития навыков конструктивного взаимодействия у ребенка взрослый должен:

  • Развивать свободное общение у детей и взрослых.
  • Всесторонне развивать разговорную речь с детства: произношение, лексика, грамматика, связность речи.
  • Закреплять усвоение норм речи на практике.

В возрасте 6-7 лет дети переходят на новый этап развития, идут в школу, поэтому необходимо иметь основу для дальнейшего конструктивного общения в коллективе.

Конструктивное взаимодействие - это залог взвешенного разрешения школьных конфликтов.

Помощь родителей в формировании навыков общения

Родители должны подготовить детей, чтобы у них не возникало конфликтных ситуаций в школе. Для этого надо:

  • Совершенствовать речь ребенка.
  • Учить пересказывать прочтенное.
  • Развивать умение полностью выражать свои мысли.
  • Поддерживать интерес к самообразованию, помогать проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
  • Учить полностью раскрывать характеристики объекта, ситуации.
  • Создавать условия, где дети смогут обсуждать интересующие их ситуации друг с другом.
  • Научить ребенка делать простые выводы, излагать свои мысли доступно и понятно.
  • Уделять внимание
  • Приучать к самостоятельности суждений.

Освоив основные способы развития конструктивности суждений, ребенок в будущем будет легко общаться в коллективе, решать спорные ситуации и иметь активную жизненную позицию.

Конструктивное взаимодействие с подростками

Подростковый возраст - это период выбора жизненного пути, подражания идеалу, время, когда подросток всеми силами старается соответствовать выбранному для себя образу, разбирается в своих внутренних проблемах, хочет быть «не хуже других». Однако не всегда все происходит так, как хочется, и часто ребенок выбирает неправильное направление для своего развития. И роль родителей в жизни подростка очень важна, они должны найти подход к нему и, не задевая его чувств, помочь выбрать правильное направление.

Конструктивное взаимодействие - этообщение взрослого с подростком на равных и умение с помощью диалога находить выход из сложных ситуаций.

Доверие - основа взаимодействия взрослого с подростком

Конструктивное взаимодействие с подростком будет достигнуто, если в основе отношений будет лежать доверие. При наличии доверия не надо будет контролировать каждый шаг ребенка и переживать за прохождение сложного периода. Подросток, доверяющий взрослому, будет сам ему рассказывать о событиях в своей жизни, делиться переживаниями и проблемами. Однако если взрослый будет пойман на лжи, доверие исчезнет, и восстановить его будет очень сложно.

Родители должны не нарушать личное пространство подростка, дать ему возможость самостоятельно найти свое место в обществе. Однако подросток должен чувствовать поддержку родителей, это придаст ему веру в свои силы.

Подростковый период - это время психологического отделения от родителей и выход во взрослый мир, становление независимого внутреннего мира.

Как безболезненно преодолеть подростковый период

Взрослея, ребенок будет «отделять» себя от родителей, ему понадобится личное пространство, которое никто не будет нарушать.

Чтобы не настроить против себя ребенка, необходимо конструктивное взаимодействие с подростком. Родители должны изложить свое видение ситуации, а ребенок - свое, и вместе прийти к общему результату, удовлетворяющему обоих.

Такие способы конструктивного взаимодействия должны присутствовать со стороны взрослого:

  • Доступно рассказать ребенку о своих опасениях, чтобы он их понял.
  • Ребенок должен понять, что вы готовы выслушать и понять его в любое время, при этом не будете критиковать.
  • Показать, что мнение ребенка для вас важно, и вы его уважаете.
  • Ребенок сам должен делать выбор, когда это необходимо, и, соответственно, нести за это ответственность.
  • Обязательно хвалите ребенка, чтобы он не разочаровался в своих силах.
  • Любовь и поддержка помогут подростку пройти сложный этап становления личности.

Если подросток чувствует себя независимым, при этом адекватно владеет ситуацией, имеет устойчивую самооценку, умеет общаться в коллективе, несет ответственность за свои поступки - это означает, что подростковый период пройден, и помощь родителей была оказана правильно и конструктивно.

Общество и природа

Природа дает ресурсы, благодаря которым человек может жить. Без воздуха, даров природы, воды жизнедеятельность была бы невозможна.

Конструктивное взаимодействие - это влияние природы на общество и общества на природу.

Природа выполняет множество функций, и одна из них - экономическая. Ресурсы ее обладают экономическими свойствами и экономическим потенциалом. Человек начал использовать эту функцию, когда стал делать первые орудия труда, строить дома, шить одежду. С каждым годом у человечества возрастают потребности, для удовлетворения которых используется природный ресурс.

С развитием цивилизации природа помогает удовлетворить потребности человека в эстетических, научных, культурных сферах.

Происходит постоянно. Без взаимодействия с природой люди просто не смогут жить. Поэтому должно происходить конструктивное взаимодействие общества и природы. Чтобы не нарушить связи с природой, человек должен постоянно ее поддерживать в рамках определенного оптимума.

Взаимодействие с природой

Природа - это источник средств для жизнедеятельности людей. Она дает различные блага для жизни, также она ставит перед человеком задачи, решая которые, общество всесторонне развивается. Например, наличие рек, озер, морей побуждает человека освоить рыболовную отрасль, богатые почвы способствуют развитию земледелия, залежи нефти - развитию способов ее добывания и переработки.

При этом отсутствие какого-то природного богатства в конкретном регионе побуждает человека искать выход из сложившейся ситуации, осваивать новые возможности природы.

Конструктивное взаимодействие человека с природой должно выражаться в чувстве меры использования природных ресурсов. При «недоборе» природных ресурсов, люди немного сократят возможности своего развития, а при переизбытке - могут остаться ни с чем. Поэтому тут важен принцип «золотой середины».

Конструктивное взаимодействие важно во всех сферах жизни человека. взаимодействовать поможет обществу развиваться гармонично и правильно.

Разработка группового занятия по психологии, профориентации, предпрофильной подготовки для обучающихся 9-10-х классов

Разработала: педагог-психолог МБОУ «Ново-Ямская СОШ» Старицкого района Тверской области

Степанова Татьяна Владимировна

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное- не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам,

и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности человека. Правильно сделанный старшим подростком выбор –это начало пути к успеху, к самореализации,к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Поэтому с 2005 года в рамках предпрофильной подготовки для 9-х классов проводятся профориентационные занятия (один раз в неделю в течение года).

Занятия эти состоят из трёх блоков, каждый из которых имеет свои задачи и, при необходимости, могут проводиться отдельно.

В задачи первого блока занятий входит подготовка детей к самостоятельному и осознанному выбору профессионального пути, знакомство с ошибками выбора. В задачи второго блока входит изучение своих личностных особенностей, склонностей, интересов и соотнесение их с требованиями к конкретным профессиям. В основном, во втором блоке идёт психодиагностическая работа.И в задачи третьего блока занятий входит знакомство с рынком труда, с учебными заведениями,с правилами поступления в вузы и сузы, устраивания на работу,с правилами составления резюме, с профессиями, недавно появившимися на рынке труда и т.д.

Эти занятия призваны помочь школьникам в нелёгкий переходный период, так как многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. Также ребята на этих занятиях учатся видеть свои сильные и слабые стороны, конструктивно общаться с людьми и развивают навыки рефлексии.

Занятия включают в себя профориентационные игры и упражнения, теоретические блоки, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы, диагностические методики, тренинги. Занятия должны проводиться не реже одного раза в неделю, в специально оборудованном помещении, где есть возможность участников рассадить в круг. Необходимым элементом каждого занятия является получение от участников « обратной связи».

Тема занятия: «Конструктивное взаимодействие. Жизненные приоритеты».

Цели и задачи : формирование навыков конструктивного взаимодействия, осмысление своих жизненных ценностей и приоритетов, помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии, развитие рефлексии.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Разминка.

Цели:

- снятие психоэмоционального напряжения;

- настрой на работу;

-сплочение коллектива;

-получение информации о простейших профессиональных намерениях .

2.1. « Счёт до 10». Дети сидят в кругу,их задача досчитать до 10, не договариваясь между собой. Как только сказали любое число одновременно, счёт начинается сначала. Даётся несколько попыток. В конце занятия можно повторить это упражнение, чтобы посмотреть на уровень сплочённости в конце занятия.

2.2. « Пересадка по интересам».

Ведущий говорит фразу «Пересядьте те, кто…»:

Готов продуктивно работать на занятии;

У кого карие глаза;

У кого хорошее настроение;

Кто хочет работать в Старицком районе;

В Москве;

Кто хочет получать много денег;

Кто хочет работать в школе;

Кто хочет получить высшее образование;

Кто интересуется машинами;

Кто не хочет идти работать;

Кто выбирает профессию, как у родителей;

Кто ещё не выбрал профессию;

Кто хочет быть начальником;

Кто хочет стать известным и крутым и т.д.

Вывод :

-О чем позволило задуматься данное упражнение? Что нового для себя открыли?

3. Основная часть.

3.1. Вступительное слово. Постановка целей .

Цитата дня (на доске):

« Нельзя вести домашнее хозяйство, не подходя к плите. Нельзя поймать рыбу на удочку, не забросив крючок. Нельзя достичь своей цели, не прилагая усилий».

Журналистка Кэти Селигман

(Мнения детей о высказывании).

У каждого человека и у взрослого и у ребёнка –есть удивительная возможность мечтать. Пока человек живёт, он всегда о чём то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели. Давайте представим нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право выбирать какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька-это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни. Давайте назовём эту лестницу «лестницей желаний». Нарисуйте её в своих тетрадях. Покажите. Поднимите вверх.

Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идём уверенно. Можем ошибаться можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Ваш подъём зависит во многом от того,как вы будете вести себя по отношению к другим людям. Которые идут вместе с вами по лестнице: будете толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперёд или идти рядом.

Вы сейчас находитесь в такой ситуации, когда вам необходимо спланировать своё движение по лестнице жизни, найти свой жизненный путь. Однако не всем удаётся достичь желаемых результатов. Одна из причин заключается в том, что план не всегда хорошо продуман, составлен без учёта своих способностей и возможных препятствий.

Жизненный план-это представление о желаемом образе жизни.

Сегодня поговорим о жизненных приоритетах, мотивах.

3 .2. Работа с притчей.

В одной стране, неважно какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой, только спустя годы узнали. Что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью…С какой как вы думаете?...Она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.

- Как вы думаете, многого ли достигла в жизни эта старушка?

-каков был её путь по лестнице жизни?

-каковы были её жизненные ценности?

-давайте пофантазируем, представителем какой профессии была она?

(Вывод : неважно какая профессия у человека, главное идти с людьми по жизненной лестнице, не толкаясь, не спихивая вниз, а идти рядом, помогая, когда это необходимо, нести свет, добро).

3.3. Упражнение «Мнения о жизни».

В этом упражнении речь пойдёт о различных представлениях, о жизненном пути и таких его важных составляющих, как работа и свободное время, мастерство и удача.

Я подготовила для вас листок «Мнения о жизни» (см. приложение), на работу с которым у вас есть 15 минут. Теперь соберитесь в группы по четыре человека. Попытайтесь вместе определить, какие высказывания верны, а какие- ошибочны. При этом имейте в виду, что к числу верных можно отнести только три высказывания.

Теперь возвращайтесь в круг, чтобы мы могли вместе обсудить упражнение.

Какие три высказывания вы определили, как верные? Обоснуйте.

Итог:

-понравилось ли упражнение?

-какое влияние на формирование ваших взглядов оказала ваша семья?

-задумываетесь ли иногда о своем будущем?

-с кем говорите об этом?

-есть ли у вас пример взрослого человека, умело и счастливо управляющего своей жизнью?

3.4.Упражнение «Состязание мотивов».

Выбирая род деятельности, профессию, каждый руководствуется личными мотивами. Посмотрите на список мотивов (приложение) и выберите наиболее значимый для каждого из вас мотив выбор профессии, т.е. ту главную причину, по которой вы выбираете себе профессию. А теперь попробуйте найти 3-4 профессии, которые наилучшим образом соответствуют вашему мотиву. Теперь в парах обсудите свои решения и помогите увеличить список профессий или родов деятельности, которые хорошо подходят к мотивам.

Итог: высказывают мнения по упражнению.

4 . Подведение итогов занятия .

- Часто можно слышать «Я ещё не выбрал профессию», «не определился», «я ещё не нашёл себя». Психолог Томас Сас заметил: «Найти себя невозможно -себя можно только создать».

-Занятие хочется закончить притчей:

«Нанял барин двух приказчиков-Василия и Петра. Через месяц выдаёт им плату: Василию 5 рублей, а Петру-3 рубля.

Возмутился Пётр:

Я и моложе, и выше, и проворнее, чем Василий. Да и семья у меня больше. Так почему же мне меньше платите?

Ухмыльнулся барин:

Видишь обоз за околицей? Узнай кто такие.

Быстро вернулся Пётр:

Из Рязани будут…

А куда направляются?

Снова быстро вернулся Пётр:

В Саратов едут…

А что везут?- интересуется барин.

Вернувшись, Пётр доложил:

Рожь и пшеницу.

Позвал барин Василия:

Там обоз идёт,узнай, кто такие.

Возвращается Василий:

Это хозяин, обоз рязанский будет. В Саратов на базар везут рожь и пшеницу. Есть ещё и овёс. Собираются продать там по сорок копеек за пуд. Я с ними сторговался по тридцать. Будем покупать или пусть далее едут?

Барин многозначительно посмотрел на Петра.

(Важно, чтобы с данных занятий дети уходили с некоторыми вопросами и внутренними размышлениями, поэтому данную притчу можно не обсуждать и не комментировать).

На отрезке самоопределения при помощи магнитов покажите,где находитесь вы.

Надеюсь, что сегодняшнее занятие будет ещё одной ступенькой к самоопределению.

До новых встреч.

Приложение

Мнения о жизни.

1. Родители –мои лучшие консультанты по выбору профессии, так как только они знают обо всех моих талантах.

2. Я буду неудачником. Если выберу менее престижную профессию, чем мой отец.

3.Решающими условиями при выборе профессии являются возможность зарабатывать, возможность развиваться и отсутствие кризисов.

4.Профессиональное мастерство зависит в первую очередь от того, доставляет ли эта деятельность мне удовольствие.

5. Частые смены профессии указывают на недостаток навыков.

6. «Всяк сверчок знай свой шесток». Если вы ограничите своё честолюбие целями, принятыми в вашей семье, вы избежите профессиональных неудач.

7.Важнейшими условиями профессионального успеха являются хорошие оценки и диплом.

8. Большинство людей используют лишь небольшую часть своих талантов.

9. «Человек предполагает, а Бог располагает». Не стоит планировать слишком много, так как судьба всегда может вмешаться в наши решения.

10.Кто мало занимается в школе, на работе также будет мало делать.

11. На работе-главное зарабатывать деньги. Для удовольствия существует свободное время.

12.Если человек точно знает, чего он хочет, ему не нужно планировать своё будущее.

13. Удача- важнейший залог успеха.

14. Тяжело работать, если тебе не сопутствует удача.

Состязание мотивов.

1. Возможность получить известность, прославиться.

2. Возможность продолжать семейные традиции.

3.Возможность продолжать учёбу со своими товарищами.

4. Возможность служить людям.

5. Хороший заработок.

6.Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

7. Лёгкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

9.Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию.

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15.Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, лёгкая, спокойная профессия.